СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Идейно-композиционная роль образа Ольги Ильинской в системе художественных образов романа И.А. Гончарова «Обломов».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Романы Ивана Александровича Гончарова явились большим вкладом не только в русское, но и в мировое искусство. Писатель прозорно видел то новое, что возникало в русской действительности. Он воспроизвел духовный мир людей 40х-60х годов 19 века. Роман «Обломов» был злободневным для того времени. И.А.Гончаров отразил жизнь, общественную деятельность того времени, выявил присущие людям черты характера и удачно раскрыл их. Именно Гончаров ввел понятие «обломовщина» и представил миру всю глубину ее устрашающей силы. Многие черты русской жизни определила обломовщина. Эта тема актуальна и сейчас. Она мало изучена, не достаточно проработана, поэтому в работе приходится больше опираться на свои наблюдения, делать самостоятельные выводы.

Область исследования – система образов романа И.А. Гончарова «Обломов».

Объект исследования – главная героиня романа «Обломов»- Ольга Ильинская. 

База исследования – роман И.А. Гончарова «Обломов».

Актуальность исследования:  Актуальность исследуемой темы связана с вечностью темы любви и ее роли в жизни человека, а также  с тем, что русская женщина предстает в образе сильной, деятельной натуры. Она чаще всего в любви оказывается ведущей. Исследование этого характера - благодатное поле деятельности. Это необходимо исследовать, так как оно отражает реалии жизни.   

Цель исследования: выявить функциональную роль Ольги Ильинской в романе «Обломов».

 Гипотеза: В романе «Обломов» Ольга Ильинская призвана через любовь раскрыть глубинные способности Ильи Обломова. Так ли это? Получится ли у нее «оживить» Обломова?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Идейно-композиционная роль образа Ольги Ильинской в системе художественных образов романа И.А. Гончарова «Обломов».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 рабочего поселка Переяславка

муниципального района имени Лазо

Хабаровского края





Секция: литература





Исследовательская работа


Тема: ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ОБРАЗА

ОЛЬГИ ИЛЬИНСКОЙ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ

РОМАНА И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»










Автор работы:

Малышева Анастасия

Романовна,10 класс


Руководитель:


Ющук Т.С.

учитель русского языка и

литературы








р.п.Переяславка 2017г


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3


ГЛАВА 1 Пояснительная записка…………………………………………4


    1. Объект исследования………………………………………………..4

    2. Актуальность темы……………………………………………….....4

    3. Цели и задачи исследования……………………………………..…4

    4. Этапы и методы исследования……………………………………. .5


ГЛАВА 2 Теоретические исследования………………………………… .6


2.1 Что такое «обломовщина»………………………………………… .6

2.2 Образ Ольги Ильинской в русской критике………………….… 7-8


ГЛАВА 3 Практические исследования…………………………………..9

3.1 Раскрытие идейно-композиционной роли Ольги Ильинской

через взаимоотношения с Обломовым и Штольцем………..…………… 9

3.2 Вывод …………………………………………………………….. 15


4 Список используемой литературы ……………….……………… ... 16





















ВВЕДЕНИЕ


Романы Ивана Александровича Гончарова явились большим вкладом не только в русское, но и в мировое искусство. Писатель прозорно видел то новое, что возникало в русской действительности. Он воспроизвел духовный мир людей 40х-60х годов 19 века. Роман «Обломов» был злободневным для того времени. И.А.Гончаров отразил жизнь, общественную деятельность того времени, выявил присущие людям черты характера и удачно раскрыл их.

Роман был принят его современниками, а также последующими поколениями, опубликован в 1859 году в «Отечественных записках».

Именно Гончаров ввел понятие «обломовщина» и представил миру всю глубину ее устрашающей силы. Многие черты русской жизни определила обломовщина. Эта тема актуальна и сейчас. Она мало изучена, не достаточно проработана, поэтому в работе приходится больше опираться на свои наблюдения, делать самостоятельные выводы.















ГЛАВА 1 Пояснительная записка


    1. Область исследования – система образов романа И.А. Гончарова «Обломов».

Объект исследования – главная героиня романа «Обломов»- Ольга Ильинская.

База исследования – роман И.А. Гончарова «Обломов».

    1. Актуальность исследования:

Актуальность исследуемой темы связана с вечностью темы любви и ее роли в жизни человека, а также с тем, что русская женщина предстает в образе сильной, деятельной натуры. Она чаще всего в любви оказывается ведущей. Исследование этого характера - благодатное поле деятельности. Это необходимо исследовать, так как оно отражает реалии жизни.

1.3 Цель исследования: выявить функциональную роль Ольги Ильинской в романе «Обломов».

 Гипотеза:

В романе «Обломов» Ольга Ильинская призвана через любовь раскрыть глубинные способности Ильи Обломова. Так ли это? Получится ли у нее «оживить» Обломова?

Задачи:

- Рассмотреть образ Ольги Ильинской в литературной критике.

- Раскрыть характер и идеалы Ольги Ильинской.

- Проанализировать ее поступки и сделать выводы.  

- Сделать выводы по теме исследования.  

- Выполнить компьютерную презентацию.






1.4. Этапы исследования:

-Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.

-Прочтение романа «Обломов», изучение системы художественных образов, определение роли главной героини (Ольги Ильинской) в исследуемом произведении.

-Написание проекта.

-Создание компьютерной презентации.

Методы исследования: 

- метод изучения информации научно-популярной литературы;

-сбор информации из литературно-критических стаей, цитат из романа «Обломов», наблюдение;

-анализ, сравнение.




















ГЛАВА 2 Теоретические исследования

2.1 Что такое обломовщина

Термин «обломовщина» образовался от имени главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»- Ильи Ильича Обломова. Илья Ильич Обломов- человек, которому свойственны пассивность, апатия, лень, мечтательность. Он ведет малоподвижный образ жизни, не имеет каких-либо стремлений, не доводит начатое дело до конца. В связи с этим, слово «обломовщина» имеет отрицательное значение. Обломовщина- это явление русской действительности, символизирующее личностный застой, апатичную неподвижность и нравственное рабство. Обломовщина – это лень всего русского народа, уместившаяся в одном слове. Следует отметить, что это слово вместе с однокоренными ему словами используется в речи и сегодня, своей актуальности оно не потеряло и по сей день.

В раскрытии чудовищной силы обломовщины, без остатка забирающей человека, отводится женщине. Это не случайно. Во многом на это повлияла философия любви И.А. Гончарова. Сама любовь для писателя- главное начало бытия. Именно сила любви, по его мнению, может управлять людской волей и направлять ее к деятельности. Таким образом, женщина играет в романе решающую роль, которая была предназначена Ольге Ильинской. Но в романе любовь ее и Обломова оказывается несостоятельной перед лицом обломовщины. Можно проследить некое противоречие Гончарова с самим собой. Он верит, что сила любви способна управлять миром и волей людей, но в романе любовь разрушается. «Система», с которой вступила Ольга в схватку, остается нерушимой. И Ольга терпит поражение. Женщина и любовь оказываются бессильны. Гончаров показывает мощную силу обломовщины.

Широко раскрыл значение обломовщины Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». «…История о том, как лежит и спит добряк-ленивец

Обломов, и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить его,- не бог весть

какая важная история. Но в ней русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип; в ней оказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо. Слово это- обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы находим произведение русской жизни, знамение времени. Главная беда Обломова в том, что он не умел осмыслить для себя жизни» [2; С.355].


2.2 Образ Ольги Ильинской в русской критике

«Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали», — писал Н.А. Добролюбов [3; С.108]. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии» — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. «В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». Таким образом, по Добролюбову, Ольга -высший идеал, сочетающий гармонию сердца и воли. «От нее можно ожидать слово, которое сожжет и развеет обломовщину…» [3; С.110].

Ольга- поистине великолепный образ женщины в русской литературе. Высокую оценку дает этой героине и Д.И. Писарев, говоря о том, что ее


духовному росту способствует чувство. «Ольга растет вместе со своим чувством, каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грандиозный характер девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины» [7; С.79].

Критик И. Анненский же видел в Ольге человека, который влюбился в свою мечту, которому нужно было выполнить свою миссию: «Ольга- миссионерка умеренная, уравновешенная. Миссия у нее скромная- разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту» [7; С.57]. Похожую мысль можно проследить и у Н. Михайловского, который писал: «…Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только тог Обломова, которого она надеется сотворить собственными руками» [7; С.86].

Какими бы ни были мнения литературных критиков, мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина. Ими будут восхищаться и последующие поколения читателей. 















ГЛАВА 3 Практические исследования


3.1 Раскрытие идейно-композиционной роли Ольги Ильинской через взаимоотношения с Обломовым и Штольцем


Функциональная роль образа Ольги Ильинской в том, что она призвана раскрыть глубинные, сокровенные способности Обломова, его духовно-нравственное содержание через любовь. Любовь- это глубокое, искреннее и сильное чувство, которое затрагивает и приводит в движение все глубины внутреннего мира человека, заставляет проявляться всем сторонам и качествам человеческой натуры.

В Ольге Гончаров стремился представить образ положительной героини. Ольга- деятельная, страстная натура, целеустремленная девушка. Она много сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от обломовщины, от лени. Ольга стремится расширить свои знания. Ее духовному росту способствует чувство. Вот каким предстает образ героини в романе: «…Она шла простым, природным путем жизни и по счастливой натуре, по здравому, не перехитренному воспитанию не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки… Как бы то ни было, но в редкой красавице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!... Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчуга во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка. Но если ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии» [1; С.229, С.231].

Образом Ольги писатель воспевал героическое начало в русской женщине, готовившейся к суровым битвам за новую жизнь. Сила женщины- это противодействие, так как нет более мощного оружия против губительной силы обломовщины, но и это оружие оказывается бессильным. Таким образом, Гончаров заостряет вопрос о необходимости поисков новых путей преодоления обломовщины: эволюционного, внутреннего преодоления, а не внешнего.

Отношениям Ольги и Обломова отведены вторая и третья части романа. Ильинскую с Обломовым знакомит Штольц с целью «растормошить» его и «вытащить в свет».

«Роль Ольги в ее «романе» с Ильей Ильичом уподобляется «путеводной звезде, лучу света»; она сама- ангелу, то оскорбленному непониманием и готовым удалиться, то вновь приверженному своей миссии духовного воскресителя Обломова. Свою любовь она называет долгом и поясняет: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить» [6; С.28].

Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: поэма зарождающейся и расцветающей любви оказывается одновременно и историей «соблазна», орудием которого суждено быть возлюбленной Ильи Ильича. Ольга не забывает, что она выступает в роли «просветительницы». Необходимо отметить, что Гончаров начинает с частичного задания, а затем миссия светлого начала усиливается у Чернышевского.

И Ольге нравится такая роль: она, женщина, ведет за собой мужчину! Как тут не загордиться. Влюбленность Ольги носит явно экспериментальный характер.

Ольга продуманно вела борьбу с обломовскими привычками, используя все средства воздействия. Тут и острые, но добродушные насмешки над ленью, и настойчивые рекомендации читать с последующими беседами о прочитанном, и дальнейшие прогулки. «Так, в жаркий летний день Обломов приходит на свидание, назначенное в окрестностях дачи, но не застает Ольгу на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь потом обнаруживает Ольгу на ее вершине. С трудом, с передышками Илья Ильич взбирается на гору, не подозревая, что препятствие придумано девушкой» [4; С.182]. «Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет

по озеру, по горам… Он, Обломов» [4; С.232].


Долго и упорно, с любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы разбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить в то, что он так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, она делает для него все: пренебрегая условными приличиями, едет к нему домой, не боясь испортить себе репутацию.

Цель Ольги благородна: «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни- сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?» [1; С.283].

И одно время Обломов ведет достаточно активный образ жизни: «Встает в 7 часов, читает, носит книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, похожий на отвагу или по крайней мере на самоуверенность» [1; С.284]. Он едва сдерживал слезы при исполнении Ольгой арий или романсов, ходил к ней в гости, гулял с ней по аллее и т.п. «Еще сильнее, нежели от упреков, просыпалась в нем бодрость, когда он замечал, что от его усталости уставала и она, делалась небрежною, холодною. Тогда в нем проявлялась лихорадка жизни, сил, деятельности, и тень исчезала опять, и симпатия била опять сильным и ясным ключом» [1; С.284].

Гончаров мастерски рисует малейшие изменения своих героев: «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаковым настроением. Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным намекам и вспышкам спящих сил жизни » [1; С.243].

«Между тем симпатия их росла, развивалась и проявлялась по своим непреложным законам. Ольга расцветала вместе с чувством. В глазах прибавилось света, в движениях- грации…»[1; С.281]. Их «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность; явились взаимные права. Обе стороны открывались более и более: недоразумения, сомнения исчезли или уступали место более ясным положительным вопросам» [1; С.283]. Невозможно не обратить внимание на изменения в самой героине: «Взгляд Ольги на жизнь, на любовь, на все делался еще яснее, определеннее. Она увереннее прежнего глядит около себя, не смущается будущим; в ней развернулись новые стороны ума, новые черты характера. Он проявляется то поэтически разнообразно, глубоко, то правильно ясно, постепенно и естественно». [1; С.311].

Важно отметить, что любовь героев зарождалась в атмосфере весны, с солнечным парком, ландышами и знаменитой веткой сирени, расцветала в знойный летний полдень, потом угасала с осенними дождями, опустелыми дачами и парком с воронами на обнажившихся деревьях, оборвалась вместе с разведенными мостами над Невой и все-все засыпавшим снегом. Сирень в романе- символ прекрасного чувства любви. Но сирени суждено поблекнуть, как и чувствам Ольги и Обломова.

Любовь героев возникла «в виде легкого улыбающегося видения»; скоро, однако, говорит Обломов, «шалости прошли; я стал болен любовью». Любовь Обломова приравнивается болезни, так как жизнь обломовщины- это застой души, неприятие любви. Эта мысль великолепно раскрыта в главе «Сон Обломова».

Переживая с Ольгой «поэму изящной любви», Обломов выявляет лучшие начала природы человека: тонкий инстинкт красоты (искусства, женщины, природы) как гармонии, верный взгляд на отношения, которые должны завершиться семейным союзом, глубокое уважение к женщине и поклонений ей.

В соответствии с авторским замыслом, Обломов хотел видеть в Ольге любимую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь. Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни; они с женой в деревне, среди «сочувствующей» природы. После сытного завтрака и прогулки вдвоем в темной аллее они ждут гостей, с которыми ведут неспешную искреннюю беседу.


«Однако в отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу: не прочь они и поработить себе женскую душу. Но только дело дойдет до чего-нибудь серьезного, они немедленно обращаются в постыдное бегство» [2; С.365]. Обломов получает согласие Ольги стать его женой, но струсил и пишет ей послание, в котором говорит, что не достоин ее любви. Он боится показаться Ольге на глаза, прикидывается больным (мотив болезни). После того, как Ольга получила письмо, он подсматривает за ней, хочет узнать, какое впечатление оно произведет. Ольга называет его пошлым и жалким эгоистом, плачет.

Почему же герои Гончарова не выдерживают испытания любовью? Любовь- это почти всегда труд, самоотдача, жертва, а на самопожертвование Илья Ильич не готов, не способен. Хотя под влиянием Ольги Обломов начал бой с обломовщиной в самом себе, но это внутреннее столкновение приобретает в романе драматический характер. И прежде физической смерти наступает духовная гибель героя: «сердце было убито: там на время затихла жизнь». Пройдет некоторое время, и в жизни Обломова появится другая женщина- Агафья Матвеевна Пшеницына, однако Обломов вряд ли ощутил вновь прежний любовный трепет и сладостное волнение. Как будто случайно оказавшись на Выборгской стороне Петербурга, напоминающей герою Обломовку, он все реже посещает Ольгу и в конце концов женится на Агафе Пшеницыной. Крайне тяжело был перенесен обоими героями крах их любви. Ольга испытала глубокое потрясение. Она походила на раненого,- замечает писатель. У Обломова была горячка. Но он навсегда сохранит в глубине души светлый образ Ольги и их любви, и героиня не перестает любить «честное сердце» Обломова. В конце романа Ольга согласится с характеристикой Ильи

Ильича, которую дает своему другу Штольц: «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» [1; С.524].

И, несмотря на слабые попытки сойтись вновь, Ольга отвечает, что все уже в прошлом. «Нет, я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен…, голубь; ты прячешь голову под крыло- и ничего не хочешь больше…Я не такая. [1; С.421]. Ольга обнажает слабости «героя» своего времени.

Чтобы восстановить свои физические и духовные силы после тяжелого испытания любовью, Ольга отправляется в Париж. Именно в этом городе она вновь встречает Штольца. Со временем Ольга заметно начала оправляться, благодаря дружеской опеке Штольца. Он признается Ольге в своей любви, заслуживает глубокого доверия, а затем и взаимного чувства Ольги. Ольга выходит за него замуж, и они живут в собственном доме на морском берегу. Автор романа утверждает, что герои счастливы. Правда, Ольгу порой посещает грусть и неудовлетворенность. Союз героев на деле оказывается замкнутым.

Таким образом, Ольга счастлива только относительно. Ольга не может свыкнуться с тихой мещанской жизнью. Такая тихая семейная жизнь ассоциируется у Ольги с обломовщиной. Гончаров подчеркивает, что минут сомнений у Ольги становится все больше. Она чувствовала, что Штольц не отвечает ее идеалу. Он же ей советует «покориться». Писарев Д.И. говорил о Штольце: «Он относится к тем людям, которые могут расшевелить, но потом не в силах поддерживать доверившуюся им женщину» [7; С.101]. Судьба Ольги после разрыва- тоска по той духовной полноте, когда она была с Обломовым. Нам хорошо видно, что жизнь Ольги неполная. И Гончаров подводит нас к философскому вопросу: в чем же суть жизни?







3.2 Вывод

И.А. Гончаров в романе «Обломов» воспроизвел духовный мир людей 40х-60х годов 19 века. Автор задумал проследить губительное влияние, которое оказывает на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее всеми силами души. Всему виной обломовщина.

Автор романа предупреждает об опасности обломовщины. Он раскрыл тему оскудения и деградации дворянства. Психологически убедительно показал писатель путь Обломова к осознанию своей несостоятельности, а в конечном итоге- к распаду личности.

Внутренний духовный мир Обломова раскрывается нам через других героев, начиная от Тарантьева, Пенкина, Захара, Штольца и заканчивая Ольгой. В результате нашего исследования мы можем утверждать, что именно через образ Ольги читатель понимает всю глубину души Обломова, его нежность и чуткость. Ее установка- полюбить, чтобы перевоспитать. Наша гипотеза подтвердилась. Ольге удалось «оживить» Обломова, но «вырвать» его «из лап обломовщины» не может даже такое сильное и глубокое чувство, как любовь. Без образа Ольги Ильинской и ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича. Бойкая Ольга с первых минут сближения видит все особенности героя, играет ими и обманывается только в своих расчетах на твердые основы характера Обломова. Она разглядела в нем нежность и чистоту нрава, и рыцарскую способность к преданности и, наконец, увидела в нем человека оригинального, забавного и чистого. Но Обломов оказался во власти обломовщины, которая и погубила его.

Обломов умирает, но «проблема Обломова» удивительно живуча. Она актуальна и сейчас. Автор смертью Обломова показывает безысходность такой жизни. Нет смысла, цели, идеала в жизни, значит, нет будущего. Гончаров показал человека, одаренного от природы, доброго, мягкого, поэтическая душа которого разрушилась под влиянием обломовщины.




Список используемой литературы:


  1. Гончаров И.А. «Обломов», М., 1982 г.

  2. Добролюбов Н.А. «Избранные философские сочинения» // Под ред. Иовчука М.Т.- М., 1945 г.

  3. Захаркин А.Ф. «Роман И.А. Гончарова «Обломов»».- М., 1963 г.

  4. Ю. Лощиц «Гончаров».- М., 1977 г.

  5. Газ. «Литература», № 12, 1998, С.7

  6. Жур. ЛВШ. В. Недзвецкий, 1997, №7

  7. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. -Ленинград, 1991 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!