СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: «Войлоковаляние: традиции и современность» Секция: этнокультуроведение.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Войлоковаляние: традиции и современность», которая несомненно, является одной из актуальнейших на сегодняшний день тем по истории прикладного искусства казахского народа. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «Войлоковаляние: традиции и современность» Секция: этнокультуроведение.»

ГУ «Основная общеобразовательная школа № 21 отдела образования акимата города Костаная»






Исследовательская работа по теме:

«Войлоковаляние: традиции и современность»

Секция: этнокультуроведение.









Выполнил: ученик 6 «а» класса

ООШ №21 города Костаная

Сертаев Дияр

Руководитель: Каратаев А.Т.

учитель истории

ООШ №21 города Костаная








2016-2017 учебный год















Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 История войлоковаляния……………………………………………………….…5

1.1 Время зарождения и основные понятия…………………………………..…5

1.2 Войлоковаляние как древнее ремесло казахского народа………………….8

2 Основные приёмы исполнения и декорирования………………………………11

2.1 Традиционные приёмы декорирования войлока………………………….11

2.2 Новые приёмы работы с войлоком и сферы применения………………...15

3 Возрождение войлоковаляния как прикладного искусства современности….18

Заключение………………………………………………………………………….24

Список использованных источников……………………………………………...26

Приложение (презентация на электронном носителе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




















Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный Казахстан переживает период национального возрождения. В своем докладе Глава государства Н. А. Назарбаев на XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана подчеркнул: «…. перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности» [1]. В этом свете возрождаются и народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия, национальное образование, казахский язык, песенный жанр и стихосложение, а также и народные ремесла, в число которых входит войлоковаляние.

Процесс национального возрождения сопровождается не только повышенным интересом в казахской истории, но и возрождением собственных традиций и обрядов. Возрождение казахских традиций воспринимается сегодня в Казахстане как восстановление исторической преемственности.

Избранная мной тема научно-исследовательской работы «Войлоковаляние: традиции и современность» несомненно, представляет собой одну из актуальных тем по истории прикладного искусства казахского народа.

С того момента, когда человек занялся созидательным трудом, свыше 40-35 тыс. лет до н.э., стали складываться  предпосылки к зарождению декоративно-прикладного искусства. Изготовление орудий труда постепенно вырабатывало и закрепляло  интуитивное чувство формы. Раннепалеолитические простейшие орнаменты  несли в себе и декоративную функцию, и утилитарную, при этом последняя была явно доминирующей – рукоятки орудий труда, украшенные примитивным орнаментом, надёжнее удерживались в руке. Десятки тысячелетий потребовались человечеству на освоение навыков рисования, лепки, резьбу по кости и камню. Они развивались, оттачивались в среде предметов активного потребления, на природных объектах.  И только на рубеже неолита и бронзового века (4-3 тыс. до н.э.) появились первые признаки  видов изобразительного искусства, называемые графикой, живописью и скульптурой.

Что бы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия художественно  оформленные, обладающие целостным строем и  функциональностью. Предметы ремесленной деятельности  часто достигали высот подлинной художественности.   Резьба по кости и дереву, гончарное искусство,  искусство стенной росписи и лепных украшений – это лишь малая часть  древнейших видов прикладного искусства, дошедших до нас. Войлоковаляние занимает достойное место в этом списке

Моя работа посвящена изучению традиции войлоковоляния. Войлок – основа жизни кочевого народа, в том числе и казахов. Были времена, когда традиционное ремесло находилось на грани исчезновения. Сегодня он возродился и всё больше становится формой художественного самовыражения.

Гипотеза исследования. Традиционное ремесло казахов – войлоковоляние является современной формой художественного самовыражения.

Объект исследования. Традиционное ремесло казахов и других тюркских народов – войлоковоляние.

Предмет исследования. Технологии войлоковоляния.

Цель данной работы – всестороннее исследование древнего ремесла войлоковаляния сквозь призму истории и современности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить время зарождения и основные понятия;

2) рассмотреть войлоковаляние как древнее ремесло казахского народа;

3) изучить процесс  развития технологий производства войлока, его перехода   из ремесла в декоративно-прикладное искусство, из сугубо функционального, утилитарного явления в полноправную составляющую художественного мира;

4) рассмотреть тенденции возрождения войлоковаляния как прикладного искусства современности.

Методы исследования. В своем исследовании мы пользовались такими методами, как анализ публикаций и других источников информации в контексте исследования, обобщение и систематизация материала.

Теоретическая значимость. Теоретический материал исследования может быть использован учителями на уроках истории и на внеклассных мероприятиях.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы учителями на уроках технологии.

Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, первые две из которых разбиты на четыре параграфа, заключения, библиографического списка использованных источников и приложения в форме презентации на электронном носителе.

Работа выполнена на базе секции «Этнокультуроведение» в ООШ № 21 г. Костанай.













1 История войлоковаляния.

1.1 Время зарождения и основные понятия

 

История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной [2, с. 46].

Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.

В своих исследованиях мы определили проблему рассмотрения перехода войлочного ремесла из сугубо функционального, утилитарного явления в декоративно-прикладное искусство.

Начало истории войлока можно отнести к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены и овца, и лошадь с собакой – первые помощники в выпасе овец,  Именно в это время стало возможным формировать большие отары, именно с этого момента войлоковаляние переживает свою первую трансформацию: из локального домашнего производства в массовое явление, ставшее жизнеопределяющим для многих народов.

Несмотря на то, что войлоковаляние имеет древнюю историю, оно появилось намного позже, чем прядение и ткачество,  что связано со сравнительно долгим одомашниванием овцы, чья шерсть является лучшим сырьём для войлока. Шерсть дикой овцы практически не валяется, т.к. она не имеет чешуйчатого слоя на волосе, кроме того, с одного животного можно получить 3-5 кг шерсти, в то время как на изготовление, например юрты, уходит 100-150 кг.

Общеизвестно, что войлоковаляние является ремеслом, которое распространено на обширных территориях Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии. 

Распространение войлочного ремесла на территории Казахстана не случайно, ведь веками Великая казахская степь принимала караваны Великого Шелкового Пути в оазисах своих городов и сел.

Основные направления Шелкового пути на территории Республики Казахстан лежали через юг страны. От Китая торговые караваны перемещались через города Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз и далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и оттуда в Европу. Все это обусловило, то что кочевники гордятся своими историческими достижениями, такими как мобильные жилища из войлока (юрты), верховая одежда, изделия из кожи и войлока. Они стали изобретателями кумыса (напиток из молока кобылицы), искусства охоты с ловчими птицами, струнных инструментов.

Но одним из самых популярных казахских традиционных искусств является войлоковаляние. Войлок уходит глубоко в корни культуры казахских кочевых племен. Он использовался не только как товар, но и как незаменимый элемент в повседневной жизни кочевников. Казахи жили в юртах, украшенных красочными войлочными коврами и предметами быта, спали на войлоке, одевали войлочную одежду, войлоком укрывали коней. Он оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.

Искусство войлоковаляния передавалось из поколения в поколение. В настоящее время идет возрождение этого ремесла в Казахстане. Во всем мире высоко оцениваются натуральность, экологичность, легкость и практичность войлока, а также полезные для здоровья свойства овечьей шерсти.

Войлочные изделия ярко представляют культурные ценности казахов, напоминая народу о своих корнях. Обширен перечень изделий, изготовляемых  из войлока. Это и юрты, жилища якутов, монголов, киргизов, представляющие собой  разборную конструкцию, крытую войлочными кошмами. Это и предметы быта, наполняющие юрту – нетканые ковры, основания постелей, одежда и обувь, головные уборы, всевозможные сумки, завёртки, предметы ухода за животными.  Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал  от  злых  духов   и   вражеских   сил,   спасал  от зноя и холода [3, с. 11].

К примеру, традиционные для России валенки, имеют недолгую историю – около 200 лет. Лишь с конца XVII  - середины XVIII вв.  началось изготовление цельновалянных сапог с высоким голенищем. До этого вырабатывались пимы – сборная обувь, состоящая из валяного основания и пришивного суконного голенища. Новый вид обуви оказался настолько удачным, что уже в начале ХХ в.  в России производилось несколько десятков миллионов пар валенок промышленным способом.  На территории современной РФ работали 41 валяльная и пимокатная фабрики [4]. Кроме того, валенки производили кустарным способом. Изначально считавшиеся нарядной обувью, ценным приобретением семьи, валенки быстро поменяли свое назначение, став повседневными или рабочими.

С валянием связано много примет и пожеланий. Так, например, в Монголии в день свадьбы для новобрачных ставят новую юрту, а в кошму, накрывающую её свод, сажают детей со всего поселения и поднимают их на этой кошме как можно выше. Таким образом, молодым желается иметь столько детей, сколько «в кошме поместится» [4].  У многих народов существует связь белого цвета с миром духов, отсюда возникает особое отношение к войлоку белого цвета; он может быть предметом культовых обрядов, может, имея особую значимость и ценность в обществе, стать статусной вещью, определяющей социальное положение владельца.

Что касается основных понятий, то отсутствие научной литературы, обобщающей  современный опыт войлоковаляния, не позволяет сформировать базу точных определений, характеризующих процессы производства войлока. Поэтому в работе встречаются подлинно народные термины и определения, раскрываемые по мере необходимости.

В этой связи считаю необходимым изучить понятийный аппарат касательно искусства войлоковаляния.

Так слово войлок имеется в английском « felt»; немецком «filz» языках; а также на тюркском наречии звучит как «ajlyk» и означает – покров, покрывало. Войлоковаляние в этом смысле рассматривается как вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.

Вместе с тем, большая советская энциклопедия даёт следующие определения:

«Войлок (тюрк. яз.) – прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием.

Войлок отличается большим разнообразием видов, свойств и назначения. Кроме шерстяного (основное количество) и полушерстяного войлока, существуют войлок минеральный из минеральной ваты на битумной связке и войлок из химических волокон.

Основные виды войлока:

а) технические: в виде лент, пластин и готовых деталей;

б) бытовые: подошвенные, обувные, шорные;

в) строительные.

Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, валяной обуви, фетра, сукна) путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти.

Шерсть – единственное волокно, обладающее валкоспособностью» [5].

Ввиду отсутствия научной литературы, который обобщал бы современный опыт войлоковаляния, нам не представляется возможным сформировать базу точных определений, которые бы точно характеризовали бы процессы производства войлока.

Таким образом, для данной работы  актуальным будет следующее определение понятия войлоковаляния: «Войлоковаляние, фильц, фелтинг – производство нетканого полотна из шерсти овец, верблюдов, коз и их смеси. Продуктом  данного производства является войлок.  Процесс валяния основан на принудительном спутывании волокон животного происхождения, которые в силу особенностей их строения, образуют стабильные связи между собой. Как результат, формируется прочное полотно».


 





1.2 Войлок как древнее ремесло казахского народа


Ремесло войлоковаляние на протяжении многих веков было жизнеопределяющим для многих кочевых народов, вид прикладного искусства, обладающий обширной базой приёмов и техник исполнения и многообещающей перспективой развития.

Кошмоделие или войлоковаляние – древнейшее занятие скотоводов Центральной Азии и евразийской степи на рубеже 19-20 веков сохраняло практическое значение там, где в культурный ареал входили казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, а так же и южные и восточные башкиры.

Войлоком покрывали юрты, застилали пол и возвышенные спальные места в кочевых и стационарных жилищах. Изготавливали войлочные чепраки, переметные сумы, чехлы, молитвенные коврики. Существовали различные способыукрашения войлочных изделий. Исследователи прикладного искусства башкир, выделив в традиционном орнаменте шесть разновременных пластов (комплексов), определили, что два из них, наиболее ранние, связаны с формированием культуры тюркоязычных племен в пределах Центральных-Азиатского и Южно-Сибирских регионов. Именно они лежат в основе орнаментации башкирских войлоков. Особенно нарядными были вещи праздничного и обрядового (свадебного) назначения [6].

Одним из древнейших изобретений скотоводов кочевников Евразии является технология изготовления войлока. Первые образцы изделий из этого нетканого материала в макрорегионе относятся к V–IV вв. до н.э. К началу н.э. в пространстве кочевой ойкумены формируются вариативные способы декорирования войлоков. Возникшие в древности художественные приемы простегивания, наложения шнура, аппликации, инкрустации, вкатывания и по сей день используются в войлочном ковроделии Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Северного Кавказа. Многообразием форм, орнаментики, колорита отличается искусство узорных войлоков казахского этноса, расселенного в пограничных с Казахстаном районах Западной Сибири, российского Горного Алтая, в Монголии и Китае.

Традиционно изготовление войлочных ковров входило в структуру жизнеобеспечения казахского аула.

«Всеми родами выделки из шерсти и овечьих шкур занимаются женщины; – писал Б. Юзефович, обследовавший Тургайскую степь в 1880-е гг., – кроме того, киргизки (казашки) весьма искусно ткут небольшие коврики узкими полосами, для внутреннего украшения кибиток. В продажу коврики эти не идут. К числу женских работ должно причислить также вышивание по бархату и шелку – золотом, серебром и шелками. Это занятие, впрочем, почти исключительно киргизок богатых семейств» [7].

Древним исконным ремеслом казахов является изготовление изделий из войлока. Войлоком покрывали юрту, застилали ее пол, укрепляли стены. Войлок является одним из древнейших материалов, замечательных и уникальных изобретений человечества.

Обработкой шерсти занимались не только кочевые, но и оседлые казахи, в хозяйстве которых большую роль занимало овцеводство. Это объяснялось тем, что только шерстяные волокна обладают таким ценным свойством, как валкоспособность, дающая возможность получения разнообразных валяльно-войлочных изделий. Войлоком покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов.

Позднее, с переходом казахов к полной оседлости, кошмами застилали пол и нары в домах. Из войлока изготавливали:

- жайнамаз - молитвенные коврики;

- абдіреқап – чехлы для сундуков;

- аяқ қап – настенные сумы для посуды;

- кебенек – войлочные плащи;

- қалпақ – войлочные шляпы;

- байпақ – войлочные чулки;

- жабу – попоны;

- терлiк, тоқым – подстилки;

- тебеңгi – боковые потники для седла и многое другое [7].

Узорные кошмы вместе с одеялами и подушками, сложенные в стопки, размещались на расписных деревянных подставках или сундуках, внося особый уют в жилище казахов.

Казахские мастерицы изготавливали войлоки для обустройства и оформления жилища; войлочные ковры использовались в ритуалах, были включены в структуру традиционного церемониального (в том числе свадебного) дарообмена. Использовали войлок и в изготовлении одежды, головных уборов.

Таким образом, древнейшими традиционными материалами для изготовления одежды у казахов были не только шкуры, кожа, сукно, но и шерсть домашних животных, тонкий войлок, которые казахи изготовляли сами. Ввиду того, что многие виды одежды шили из войлока, то для его изготовления использовалась преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

Основу общеизвестного женского свадебного головного убора «саукеле» в форме усеченного конуса до 70 см шили из тонкого плотного войлока, который потом покрывали бархатом, сукном или шелком.

Верхняя выходная одежда казахов различалась главным образом по материалу: халаты шили из ткани, а плащи - из домотканного сукна и войлока, зимнюю одежду - из меха.

Интересно, что раньше казахи наголо брили головы и постоянно носили головные уборы.

Калпак – летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля.

Борик - обычный головной убор, который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью.

Тымак - наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Тыкмак был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею. Тымак состоит из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых тканью. Лопасти шапки обшивались пушистым мехом [8].

Основная же масса войлочных предметов использовалась во внутреннем убранстве юрты. Эти предметы являются образцами декоративно-прикладного искусства казахов. Наиболее традиционные из них:

- киіз – гладкий войлок из белой или серой шерсти, используемый для покрытия юрты и хозяйственных нужд;

- текемет – постилочная кошма, которой застилали пол юрты;

- сырмақ – постилочный ковер, изготавливаемый путем нашивания на основу двух разноцветных одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;

- сырдақ – постилочный ковер, вышитый по войлоку разноцветными шерстяными нитями;

- тускиіз – настенный войлочный ковер, при изготовлении которого используется аппликация по войлоку бархатом.

И все же меня интересовало: «Почему казахи отдавали предпочтение войлоку?». Оказалось все дело, прежде всего в целебных качествах этого материала. С давних пор использовались целебные свойства шерсти. Положительные результаты воздействия войлока на биоактивные точки могут сравниться с сеансами иглотерапии. Ланолин (шерстяной воск) обладает лечебными свойствами. Натуральная шерсть благотворно воздействует на организм при остеохондрозах, радикулите, артрите, ревматизме, болезнях суставов, заболеваниях аллергического характера и заболеваниях, связанных с нервной системой. Шерстяные волокна, стимулируя кровообращение и создавая электростатическое поле, положительно влияют на здоровье и настроение. В традиционной народной медицине войлок использовали в лечении бесплодия у женщин, при головных болях. Опаленным войлоком лечили порезы ран, войлок использовали при лечении различных кожных заболеваний, раковых опухолей [8].

Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.

Казахский народ народ наряду с производством одноцветных войлоков и ковров тускииз, украшенных валяными рисунками в форме бараньих рогов и когтей птиц, сохраняет автохтонную традицию изготовления сырдаков –уникальных по своей красоте и чёткости рисунка ковров. Изначально сырдаки были двухцветными, при этом рисунок создавался за счёт сочетания контрастного сырья натуральных цветов, либо введением шерсти, окрашенной натуральными красителями. С 1060-х годов их стали делать многоцветными, используя яркие оттенки.

Вместе с тем, популярность войлока не только в изобилии необходимого сырья, но и в том, что только изделия из мягких материалов были наиболее легкими, удобными для ношения при себе и переноски, надежными и прочными в условиях не только оседлой, но и кочевой жизни. Форма и покрой этих вещей изменялись относительно медленно, в то время как их украшение и отделка не были чем-то неизменным, наоборот, по мере развития общества менялись и они. Большие толстые кошмы использовали в качестве своеобразного парома при переправе через водоемы во время перекочевок. Из войлока изготавливали конскую упряжь. Конные номады евразийских степей носили легкие войлочные доспехи, не уступавшие по прочности западным кольчугам.































2 Основные приёмы исполнения и декорирования.

2.1 Традиционные приёмы декорирования войлока

 

Валяние является одним из древних способов обработки шерсти, возникший до нашей эры. В настоящее время валяние из шерсти – это техника изготовления из непряденой шерсти одежды, обуви, аксессуаров, игрушек, картин и многого другого.

Древние люди начинали валять еще из шерсти диких животных, однако такая шерсть обладала низкой валкоспособностью, поэтому широкое изготовление и использование войлока началось, когда люди сами стали разводить овец.

У многих народов, особенно кочевых, войлок был одним из главных видов текстиля, служивших человеку на протяжении всей жизни, с помощью которого создавалось множество удобных и необходимых вещей: юрты, разнообразные ковры, сумки, предметы одежды, обувь и многие другие вещи домашнего обихода.

Одними из древнейших изделий, сохранившихся в хорошем состоянии и поражающих своим великолепием, являются найденные учеными в многочисленных захоронениях кочевников разных периодов, таких как скифы, хунну: тонкие войлочные сапоги и различная одежда с аппликацией из цветного войлока, войлочные ковры, среди которых встречаются изготовленные из разноцветно окрашенных кусочков войлока, войлочные чепраки с аппликацией из тонкой кожи и цветного войлока, используемые под седла [9]. Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния.

В старину технология производства войлока была довольно проста: овечью шерсть выкладывали слоем толщиной в 6-7 см, при изготовлении ковра – сразу несколько слоев, один из которых состоял из будущего орнамента, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали горячей водой и хлопали ладонями, стараясь не сдвигать пласты, если их было несколько. Этот процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. После шерсть при необходимости снова поливали водой и сворачивали в рулон, обычно накручивая на деревянный валик, сверху обертывали кожей, циновкой или тканью и обматывали веревкой. Затем этот рулон, буксируемый лошадью, катали по земле до тех пор, пока войлок не был готов. Более мелкие куски сбивали руками. Первые войлоки изготавливали из натуральной шерсти естественного цвета, затем стали использовать красители, полученные, в основном, из растений.

Существует две техники валяния: сухое и мокрое.

Сухое валяние – это валяние при помощи специальных иголок с засечками. Такая техника подходит для создания объемных вещей (украшений, игрушек) и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие.

Мокрое валяние – валяние при помощи воды и мыла. Этот способ применяется при изготовлении плоских изделий (картин, одежды), используя мыльный раствор, изготавливают валенки.

Войлок обычно изготавливали в виде полотнищ различной толщины. Тонкие войлоки использовали в качестве головных покрывал, из толстых делали доспехи, обувь, покрытия для юрты. Известно несколько способов декорирования и украшения войлочных изделий: вкатывание узора; аппликация войлоком, тканью, кожей; инкрустация войлоком (мозаичный способ) с использованием декоративной стежки; вышивка по войлоку, украшение бисером и ракушками; роспись по войлоку и др. Основные из них сохранились до настоящего времени [10].

Если валянием небольших изделий обычно занимались женщины, то изготовление крупных предметов считалось, в основном, мужской работой. Так, например, готовое к валянию полотнище для юрты навивали на палку и зашивали в кожу. Затем палку привязывали к стременам оседланного коня, который возил ее по полю до тех пор, пока войлок не сваляется.

В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Ирана и т.д. Затем валяные изделия (обувь, шапки, сумки, потники под седла) получили широкое применение за пределами кочевой скотоводческой среды у оседлого земледельческого населения, а секреты их изготовления стали распростроняться по всему миру. Во многих странах было налажено промышленное производство тонкого войлока (фетра). В странах Европы в ремесленное производство войлока были внесены свои изменения [10].

Традиционными приемами декорирования войлока или иными словами художественного оформления войлочных изделий напрямую связаны с характерными особенностями материала.  Длительное время они оставались неизменными, это:                                                                              

- вваливание узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета;

- аппликация, в качестве отделочного материала возможно использование не только войлока, но и ткани, кожи;

- вышивка по войлоку, украшение бисером, ракушками;

- роспись по готовому войлоку [11].

При вваливании участки контрастных цветов природного сырья соединяются, образуя мягкий, деликатный переход без четкого контура.

Аппликация позволяет сочетать материалы различных цветов и фактур, при этом соединительный шов так же может нести декоративную нагрузку. Частным случаем аппликации можно считать инкрустацию войлоком по войлоку, применяемую при изготовлении cырдаков – традиционных ковров киргизов (казахов) [11], о чём будет подробно рассказано ниже.

Вышивка по войлоку выполняется в традиционных техниках, с использованием орнаментальных и символических рисунков, зачастую выполняющих функцию оберега.  Материалы для данного вида декорирования весьма разнообразны.

Для росписи по готовому войлоку, как и для окрашивания сырья, использовали природные красители, получаемые из растений. Зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый - из отвара ореховой скорлупы, а серый - из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый - луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний. Для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашеной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос.

Основные войлочные традиции дошли до современности в неизменном виде.

Так, казахская традиция окраски шерсти в различные цвета вплоть до середины XIX в. включала в себя использование красителей, которые вываривались из различных растений, корней и минеральных солей. Со второй половины XIX в. в Казахстан начали завозить анилиновые красители, которые постепенно вытеснили природные. Огромные, тяжелые войлоки – текеметы, застилавшие почти весь пол юрты, декорировались крупным узором из спиралевидных и S-образных завитков. Техника их изготовления – накатка узора из цветной шерсти на полуготовый войлок – придавала рисунку расплывчатость, лишая четкости и графичности, присущих узорам других войлочных ковров – сырмаков. Органически вплетаясь в войлок, узор теряет жесткость и строгую правильность очертаний, что придает ковру живописность и особую легкость сочетания фона с узором. Часто мастерицы, ведя одну линию узора, брали для нее поочередно шерсть различных цветов и получали пеструю линию – ала қан (пестрая кровь) [12].

Сырмак – вид войлочного казахского ковра, выполненный в технике мозаики. В приеме изготовления сырмаков сказываются глубокие традиции, передававшиеся народными мастерицами из поколения в поколение. Здесь все целесообразно. Сам выбор мозаичной техники – врезывание войлока одного цвета в войлок другого цвета – наиболее соответствует назначению ковра, который стелется на пол. Здесь не годятся ни аппликация, ни вышивка, так как узор должен ложиться вровень с поверхностью фона, предохраняя ковер от преждевременного износа. Сырмаки отличаются большой прочностью. Добротно сделанные, они могут служить до 50 лет и больше.

Кроме того, на изготовление сырмаков войлок расходуют чрезвычайно экономно. Мастерица накладывает войлок одного цвета на другой, наносит задуманный узор и по узору режет сразу оба слоя войлока. Затем в белый войлок вставляется темный, и наоборот: в темный – белый. Получаются две зеркально отраженные орнаментированные поверхности. Вставленные один в другой куски войлока сшивают, накладывают на простой грубый войлок, плотно пристегивают. Стежка ведется параллельно очертаниям узора. По линиям соединения кусков разноцветного войлока пришивается цветной шнур. В целом сырмаки отличаются сдержанным, спокойным колоритом. В отличие от текеметов, в орнаменте которых преобладали зооморфные мотивы, сырмаки нередко украшались растительными узорами. Казахский ковер Сырмак имеет центральное поле, узорную рамку и нередко окаймляется бахромой из разноцветного козьего волоса. В этом случае изделия назывались шашақты сырмақ [12].

Казахские настенные ковры – тускиизы – представляют собой большие войлоки прямоугольной формы, орнаментированные сложными аппликационными узорами из красного и черного сукна или бархата. Тускиизы вешали на решетчатые стены юрты – кереге – что украшало и в то же время утепляло ее. Они создавались способом мозаики, аппликации и вышивки. Тускиизы, изготовленные первыми двумя способами, имеют П-образный бордюр, обрамляющий внутренний прямоугольник. В их орнаментации применяли в равной степени как зооморфные, так и растительные узоры. Вышитые тускиизы отличались по своему композиционному решению и применяемым узорам: центральное поле всегда имело замкнутую узорную рамку, господствующими являлись растительные мотивы. Но главное отличие вышитых тускиизов состояло в том, что вышивка производилась на каком-либо материале (сукне, бархате, хлопчатобумажной ткани), а затем пришивалась к войлочной основе. Мозаичные тускиизы и тускиизы с аппликацией были характерны для районов Восточного, Юго-восточного, Центрального и Южного Казахстана, а также в некоторых регионах Западного Казахстана [13].

Можно привести и другие примеры. Так, древнейшая иранская традиция сохранилась в войлоках туркменов. Основные цвета туркменских войлоков – белый, красный и чёрный, наиболее часто встречающийся узор – стилизованный бараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, в которой собственно и будет валяться кошма [14].

Пазырыкская линия получила своё название от знаменитейшего занавеса площадью более 30 кв.м, найденного в одном из Пазырыкских курганов.  Этот войлок отличается тончайшей аппликацией ярких цветов, выполненной войлоком по войлоку [15].

Славянские народы собственно войлок не изготавливали, но владели мастерством создания «полувойлоков» – тканых и затем подвалянных  материалов. Наиболее ярким примером подобной технологии является сукно, которое в качестве окончательной отделки могли  ворсовать, опаливать, прессовать и окрашивать [16]. Валяние распространилось стремительно и повсеместно с изобретением производства валенок. Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом.  Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией.

 





2.2 Новые приёмы работы с войлоком и сферы применения

 

В последнее время войлоковаляние обогатилось  новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы.  Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и  по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.

Ручное валяние предполагает раскладывание шерсти по форме задуманного изделия, с учётом усадки и уработки. Для работы может использоваться сырьё кустарной выделки, шерстяная вата – отходы прядильного производства или продукт вторичной переработки, а также шерсть, прошедшая промышленную подготовку, так называемая гребенная лента или топс [17]. Выбор способа и качество раскладки зависят от тонины и длины шерстяного волокна, его однородности,  степени очистки, пройденных  подготовительных процессов  и, конечно, мастерства исполнителя.

Введение регулярной продольно-поперечной раскладки при «мокром» валянии дало возможность контролировать толщину изготавливаемого изделия и достигать уникальной тонкости без значительной потери прочности. Использование продольной или радиальной раскладок  позволяет формировать воланы. Регулярная раскладка применима для шерсти, прошедшей промышленную подготовку, т.е. гребенной шерсти или топса.

Валяние по-сухому – новое направление в валянии, обладающее большими возможностями в формовании разнообразных объемных изделий с помощью специальной иглы [17]. Это могут быть и броши, и игрушки, и скульптуры. Сухое валяние может использоваться как самостоятельный прием, так и в комбинации с традиционными.

Сухое валяние может существовать и в виде отделки, когда на ткань накалывается рисунок. Для облегчения трудоёмкого процесса возможно применение бытовой фильцевальной/иглопробивной машинки, работающей одной иглой или блоком игл. Применение так называемого нуно-войлока, когда к шерсти приваливается ткань, кружево или трикотаж, обогащает поверхность изделия богатой   фактурой,    неожиданными   цветовыми   эффектами. Это – очень молодое направление в войлоковалянии, обладающее значительным потенциалом. Нуно-войлок даёт инструмент создания новых, подлинно художественных результатов доступными средствами. Замечательных результатов в работе с данной техникой добились российские и зарубежные мастерицы-любительницы, во многом благодаря своему энтузиазму и неутолимой любознательности [17].

Сегодня войлок производится кустарно с использованием преимущественно традиционных приёмов и промышленным образом.  Промышленность выпускает технический войлок, который  применяют в строительстве в качестве эффективного теплоизолятора жилых и производственных строений, прокладочных материалов, фильтров.  Войлок используется для звукоизоляции и демпфирования динамических нагрузок. Из грубошерстного и тонкошерстного технического войлока изготавливаются эффективные фильтры очистки топлива и воздуха.

Традиционно пользуются спросом шорные войлоки (потниковый, подхомутный) и специфические «музыкальные» войлока, используемые в струнных и клавишных инструментах. Пока не нашел замены войлок при шлифовальных и полировальных работах, а также изготовлении теплых видов обуви. Технический войлок, получаемый из чисто синтетических материалов (волокна оксидов алюминия, кремния, циркония, хрома и т.д.) иглопробивным способом, обладает рядом уникальных теплофизических характеристик, что позволяет его применять в сталелитейном производстве в качестве огнеупорного теплоизолирующего материала.  Интересны специфические виды войлока, обладающие крайне высокой стойкостью к агрессивным средам. Производятся многослойные войлоки, объединяющие в себе металлизированные слои  со слоями из растительного сырья и шерсти. Эта сфера промышленности бурно развивается и весьма перспективна [18].

Актуальным остаётся производство полувойлоков на основе тканых и вязаных полотен, когда, в отличие от русского сукна, вяжется трикотажная заготовка их шерстяной пряжи, которая затем подвергается уваливанию и при необходимости дополнительной отделке.  Применение данной техники даёт возможность создавать разнообразные фактуры, используя богатейшие ресурсы приемов вязания. Введение объемной вязки  в полотно-полуфабрикат приводит к формированию фактурной поверхности.

Каждый из перечисленных приёмов может быть обогащён вваливанием природных, химических и синтетических волокон, инкрустацией различными материалами, вышивками, перфорацией, аппретированием и проч. Богатая цветовая палитра, достигается как путём использования окрашенного сырья, так и окрашивания готового изделия. Роспись по готовому войлоку возможна натуральными и химическими красителями в технике свободной росписи, по шаблону и штампами. Невозможно обойти вниманием продукцию промышленного производства. Помимо обширного перечня технического войлока выпускается войлок для юрт, войлочные ковры и подстилки. Невероятно разнообразны по форме, цветовому решению, фактурам головные уборы. Не уступает своих позиций войлок и в обувной индустрии. В последнее время листовой войлок промышленного производства стал использоваться дизайнерами как современный, и в то же время «дикий», материал  для оформления интерьеров, создания ярких арт-объектов.   Для улучшения потребительских характеристик его подвергают специальным обработкам: водоотталкивающей, безусадочной, антимолевой, противоскользящей, огнеупорной,; применяют краски повышенной светостойкости, делают невосприимчивыми к слюне в детских игрушках.

В качестве примера можно привести работы дизайнерской группы , возглавляемой Анне Къяро Куинн. Творческий подход в работе с промышленным иглопробивным оборудованием позволяет российской фирме YUKO, и  студии авторского текстиля YAGA, создавать оригинальные нетканые полотна из лоскутов и пряжи, близкие по своим свойствам к полувойлокам и войлоку [18].

На стыке промышленного производства и ремесленного  находится творческая доработка «префелта» - полуфабриката, полученного фабричным путём. Префелт представляет собой листовой или рулонный нетканый материал, полученный на иглопробивном оборуловании, толщиной 2-4 мм.  Его доработка состоит в доваливании, формовании, крашении. Префелт можно кроить, сшивать, формировать многослойные конструкции. Наиболее активно с этой технологией работают финские мастера.

 В процессе войлоковаляния изготавливаемое изделие уменьшается в размерах (усаживается), соответственно растет прочность изделия и его плотность. Усадка войлока варьируется от 30 до 80 процентов, плотность имеет максимальное значение на уровне 0,55 г/см3. При увеличении плотности наступает перенапряжение волокон и изделие разрушается.

Этапы войлоковаляния: 1. Разрыхление шерсти; 2. Смешивание и замасливание смеси; 3. Изготовление основ; 4. Уплотнение и пропитывание основ; 5. Отделка.

Материалы  и  инструменты,  необходимые  для  сухого  валяния:

1.  Игла. Иглы  имеют  несколько  параметров,  по  которым  их  можно  классифицировать:  толщина,  вид  сечения,  количество  зубцов

Толщина  (размер)  является  основным  параметром.  Толстые  иглы  применяются  на  начальном  этапе,  ими  обычно  формируется  первоначальная  форма  объекта,  иглы  средней  толщины  на  основном  этапе,  а  тонкой  иглой  дорабатываются  формы  и  линии. Иглы  для  сухого  валяния  бывают  нескольких  видов  сечения.  Основные:  треугольное,  корончатое,  звездчатое. Иглы  с  треугольным  сечением  используются  на  этапе  основной  работы  с  изделием.  Зазубрины  распределяются  по  всей  рабочей  поверхности,  а  простота  формы  позволяет  легко  проходить  игле  в  изделие,  ускоряя  процесс  сваливания. Звездчатое  сечение  применяется  в  основном  на  финальном  этапе  работы,  например,  когда  необходимо  отполировать  поверхность  изделия. Иглы  с  корончатым  сечением  имеют  зазубрены  лишь  на  конце  острия.  Благодаря  этому,  игла  не  способна  деформировать  изделие,  соответственно  используется  для  приваливания  декоративных  элементов,  узоров  к  изделию.

2.  Иглодержатель. Иглодержатель  - это,  как  правило,  деревянная  или  пластиковая  ручка,  в  которую  вставляются  фильцевальные  иглы,  от  одной  до  нескольких  сразу. 

3.  Поверхность  (поролоновая  подложка  или  специальный  матик)  [19].

Войлоковаляние  —  яркое,  самобытное  явление  мировой  культуры,  одновременно  обладающее  устоявшимися  традициями  и  значительным  потенциалом  развития  новых  технологий.


3 Возрождение войлоковаляние как прикладного искусства современности


Изначально войлочные изделия производились для личного или внутрисемейного употребления. Они  были просты по форме и  исключительно утилитарны. Следует признать и их удивительную жизнеспособность, позволившую пройти через века без существенных изменений.  Особенности мировоззрений, климатических и бытовых условий  формировали уникальные черты изделий.  Долгое время их отделка была «говорящей», она не только несла в себе родовую информацию, но и служила оберегом, обладала сакральным смыслом.

Процессы разрушения родовой общины с одной стороны привели к порой частичной, а порой и полной утрате семантической нагрузки изделий, с другой – подтолкнули, активизировали развитие ремесла, ориентированного на внешнюю реализацию.

Глубокое понимание мастером-ремесленником сути обрабатываемого материала позволяет создавать вещи-явления, вещи, как совершенное, законченное произведение декоративно-прикладного искусства,  ярко и точно отражающие характерные природные свойства используемого материала.  Знание используемого сырья воплотилось в художественно-технические приёмы,  формирующие конструктивное и орнаментально-сюжетное решение. Накопление опыта подобного рода в определённой степени подготовили разрыв между «просто» ремеслом, т.е. производством исключительно функциональных вещей, и войлоковалянием, как явлением декоративно-прикладного искусства, порождающим объекты, несущие значительную эстетическую нагрузку, обогащающие предметную среду, окружающую человека [19].

Опираясь на знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, современные мастера вводят в изделия новые образы и ритмы. Порой, развитие войлоковаляния  стремительно ускоряется, подгоняемое  нововведениями в технологиях окрашивания и подготовки шерсти, меняющимися требованиями времени. Эти процессы  завершили разрыв между войлоковалянием, как обыденным, бытовым    явлением,  и валянием, как динамично развивающимся искусством.

Современное валяние – искусство работает и  с традиционными формами, рождая уникальные выставочные образцы,  нацеленные на создание сложных сентиментальных образов, и с новыми, отражающими исключительно авторское понимание формы, цвета и материала.  По мере освоения художниками-прикладниками возможностей техники валяния, её богатства и  разнообразия,  через череду экспериментов, успехов и ошибок, формируется  яркий, многоликий мир войлока.

Обширные возможности материала, его доступность и демократичность привлекают как любителей, так и профессиональных художников, которые привносят в валяние  базовые  знания композиции и цветоведения.

Смелые эксперименты с цветом  дают возможность работать как в технике «акварели», так и в особой объёмно-колористической манере.  Работы подобного рода можно наблюдать у канадской валяльщицы Андреа Грехем, создающей объемные пейзажи [19]. Использование плоскостных решений  даёт инструмент для создания орнаментальных и живописных работ.

Невероятное разнообразие мира войлока зависит от цветовых и технологических предпочтений  художников, их культурных традиций, стремления к творческим поискам и готовности к смелым экспериментам.

Овладение  художниками технологией создания объёмных форм позволяет совершить переход от игрушек к малым скульптурным формам и интерьерным инсталляциям. Сочетание двух подходов служит замечательной базой для создания запоминающихся, эмоциональных работ. Замечательным примером могут являться творения российского художника А. Пилина, деятельно пропагандирующего войлоковаляние [19].

Вокруг наиболее ярких мастеров валяния начинают складываться группы последователей, развивающих определённые направления. Но говорить о формировании   школ несколько преждевременно. 

Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.

Казахский народ народ наряду с производством одноцветных войлоков и ковров тускииз, украшенных валяными рисунками в форме бараньих рогов и когтей птиц, сохраняет автохтонную традицию изготовления сырдаков –уникальных по своей красоте и чёткости рисунка ковров. Изначально сырдаки были двухцветными, при этом рисунок создавался за счёт сочетания контрастного сырья натуральных цветов, либо введением шерсти, окрашенной натуральными красителями. С 1060-х годов их стали делать многоцветными, используя яркие оттенки.

Современные мастера всё чаще возвращаются к спокойной гамме натуральных красителей. При производстве сырдаков в двух или более наложенных друг на друга пластах войлока одновременно прорезается рисунок, затем путём их взаимозамещения собирается инкрустированное полотно. После этого ковёр вышивается с задней стороны для придания должной прочности и толщины. На изготовление сырдака уходит от 15 дней до полутора месяцев. Та же техника может применяться и для изготовления прочих изделий: курток, сумок, подстилок. Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом. Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией. Для каждого региона России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом [20].

Как изделия ремесленного производства, войлочная продукция остаётся вполне жизнеспособной и сегодня. Валенки, потники, кошмы, ковры, подстилки и юрты ручного изготовления находят своё место и в современном мире. Не утрачивает своих позиций промышленное производство изделий из войлока и фетра. Ассортимент постоянно расширяется, тут и знаменитые  шляпы-федоры, и береты, и сумки.

Большими объёмами выпускаются валенки, ковры, кошмы, войлоки бытового и технического назначения. Они могут выполняться без отделки, могут декорироваться вышивкой, аппликацией или стёжкой в подражание старым традициям. Поточное производство допускает раскрой, влажно-тепловую и машинную обработку войлока, в результате которых получаются  доступные изделия массового потребления. Как явление декоративно-прикладного искусства, валяние поражает воображение обширностью затрагиваемых сфер.  Создаются исключительные по красоте головные уборы и обувь, оригинальные аксессуары, предметы одежды, интерьера, быта. Валяные игрушки радуют и детей и ценителей,  светильники, выполненные из войлока и в смешанных техниках, создают особую атмосферу в помещении.

Использование войлока, как сырья и техники в художественных работах позволяет «писать»  полноценные картины, «ваять» скульптуры, создавать образные объёмные композиции камерного и монументального характеров. Войлок – универсальный материал для реалистического и абстрактного отображения действительности. Уникальные интерьеры создаются дизайнерскими группами для офисных помещений и общественных мест. Творческие коллективы грамотно решают задачи звукопоглощения, фактурного и колористического оформления стен, применяя войлок промышленного производства [20].

Помимо всего вышесказанного, валяние – это доступный досуг, средство самовыражения и самореализации. Работать с войлоком могут и дети, и взрослые. Так, войлоковаляние в ненавязчивой форме знакомит с законами цветоведения, учит чувствовать форму, характер предметов и материалов, развивает образное и объёмное видение, внимание, терпение, усердие, т.е. обладает качествами, развивающими личность. Занятия войлоковалянием имеют и оздоравливающий эффект: работа попеременно с тёплой и прохладной водой,  мягкое воздействие на рефлекторные точки рук закаливают организм, а посильная, самостоятельно дозируемая физическая нагрузка тонизирует занимающегося.

Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока. Сегодня этот продукт интересен для мастеров, на него есть спрос, а значит, нужно активнее его вводить в современные реалии. Войлок очень податливый, с ним можно что угодно делать: объемные вещи, украшение тканей, игрушку, бусы, ковры и панно. Можно дать вторую жизнь старым вещам, украсив шерстяным рисунком или объемным украшением из войлока.

Такое занятие, на наш взгляд, успокаивает, развивает фантазию. Здесь можно много задумок воплотить, огромный простор для творчества и экспериментов. Одни делают обувь – валенки и тапочки, другие создают художественные полотна, которые представляют собой произведения искусства. Войлок давно уже стал любимым материалом для тех, кто выбирает в качестве хобби хендмейд. Современные мастерицы создают миниатюрные игрушки и украшения из войлока.

Казахстан – это родина мастеров войлока. Войлочные изделия здесь привычны и необходимы. Сохранение самобытных национальных традиций и культуры – внутренняя потребность каждого народа.

На наш взгляд, необходимо возрождать и поддерживать старинные традиции изготовления войлочных изделий не только мастерами, но и педагогами дополнительного образования детей, так как изделия из войлока будут напоминать детям о художественной культуре нашей республики. Изучение возможностей войлока, как художественного материала и различные техники работы с ним позволят знакомить детей со множеством вариантов создания творческих работ, искать «свой» материал и совершенствоваться в нем или быть успешным в самых разных материалах и техниках. Освоив технику войлоковаляния, можно создавать различные композиции, утилитарные вещи, отвечающие эстетическим и художественным требованиям.

В последние годы в Республике Казахстан проводится большая работа по возрождению и пропаганде старинных народных ремесел по изготовлению бытовых и обрядовых изделий. В современном обществе постепенно возрождаются старинные приемы изготовления изделий из этого уникального материала, имеющего большое будущее. Традиционные способы изготовления войлока гармонично дополняются инновационными приемами, создаваемыми мастерами-новаторами и экспериментальными учреждениями.

В настоящее время войлок применяют в различных областях нашей жизни: в автомобильной промышленности, строительстве, при изготовлении музыкальных инструментов и, конечно, из него изготавливают обувь и одежду. Тем самым, история войлока не заканчивается, за последние пару десятков лет искусство войлоковаляния переживает свое второе рождение.

Так, в настоящее время в Казахстане актуальным являются креативные дизайнерские работы с применением войлока, так как декоративно-прикладное искусство помогает сохранять национальную идентичность. В коллекциях одежды из войлока молодые Казахстанские дизайнеры активно используют сочетание войлока с шелком, с шифоном и другими материалами, создавая необычные образы. Умение сочетать современные тенденции, формы и материалы с национальными узорами и орнаментами рождает необыкновенно интересные работы.

Изделия из войлока становятся визитной карточкой и брендом Казахстана, считает модельер из Усть-Каменогорска Мария Маркова. Все чаще на улицах можно увидеть модниц, украшающих свой образ войлочными штучками. Из этого мягкого материала создают цветы, аксессуары, одежду и предметы интерьера. Войлок материал с широкими возможностями. Задумав рисунок, всегда в итоге получаешь что-то необыкновенное, неожиданное. Ведь в шерстяной акварели вместо красок палитра ниток. Недаром войлок так популярен среди модельеров. И даже на конкурсе «Мисс Вселенная» казахстанская красавица произвела настоящий фурор, выйдя на подиум в платье из войлока. Любой дизайнер от кутюр, такой как Пьер Карден, он всегда экспериментирует с этим материалом, я думаю, наши казахстанские красавицы будут себя комфортно и приятно чувствовать в этом материале.

В настоящее время войлок применяют в различных областях нашей жизни: в автомобильной промышленности, строительстве, при изготовлении музыкальных инструментов и, конечно, из него изготавливают обувь и одежду. Тем самым, история войлока не заканчивается, за последние пару десятков лет искусство войлоковаляния переживает свое второе рождение.

Так, в настоящее время в Казахстане актуальным являются креативные дизайнерские работы с применением войлока, так как декоративно-прикладное искусство помогает сохранять национальную идентичность. В коллекциях одежды из войлока молодые Казахстанские дизайнеры активно используют сочетание войлока с шелком, с шифоном и другими материалами, создавая необычные образы. Умение сочетать современные тенденции, формы и материалы с национальными узорами и орнаментами рождает необыкновенно интересные работы.

Изделия из войлока становятся визитной карточкой и брендом Казахстана, считает модельер из Усть-Каменогорска Мария Маркова. Все чаще на улицах можно увидеть модниц, украшающих свой образ войлочными штучками. Из этого мягкого материала создают цветы, аксессуары, одежду и предметы интерьера.

Войлок материал с широкими возможностями. Задумав рисунок, всегда в итоге получаешь что-то необыкновенное, неожиданное. Ведь в шерстяной акварели вместо красок палитра ниток. Недаром войлок так популярен среди модельеров. И даже на конкурсе «Мисс Вселенная» казахстанская красавица произвела настоящий фурор, выйдя на подиум в платье из войлока.

Во многом благодаря Интернету  происходит активное взаимообучение, постижение материала. Заочное общение позволяет накапливать коллективный опыт и знания.  Находящиеся в постоянном поиске поклонники войлока активно расширяют сферы его применения. Поиски подобного рода, на наш взгляд, является знаковым для войлоковаляния, подготавливая часть его к переходу от самостоятельного вида декоративно-прикладного искусства к оригинальной технике изобразительного искусства,  ярко и самобытно заменяющей пигментные краски и карандаш.

Подтверждением описанных выше процессов можно считать тот факт, что войлок сегодня выставляется не только в этнографических музеях, но и в галереях современного искусства. Примером могут послужить прошедшие с успехом выставки, семинары, мастер-классы и урок-шопы. Так, в нынешнем году в Астане открылась выставка, посвященная этому редкому ремеслу, которая была приурочена к презентации фонда «Дала арулары-Женщины степи». Данный фонд по словам члена Союза художников Казахстана Замзегуль Оралбаева он открыт: - «во благо спасения искусства войлоковаляния, потому что оно идет к упадку» [21].

Имена А. Пилина, Андреа Грехем,  Элины Сари, Наталии Пинчук, Ульрики Беннер и многих других мастеров войлока стали частью художественного мира благодаря войлоку.

Таким образом, целью таких мероприятий, на наш взгляд, является расширение культурного поля, ознакомление казахстанской аудитории с новыми возможностями и формами в искусстве войлока, а также создание условий для возрождения этнокультуры казахского народа.



 





























Заключение


Войлоковаляние – яркое, самобытное явление мировой культуры,  одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий.

Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков,  активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния,  и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока.

Анализ специфики материала дал возможность подтвердить особые живописные свойства войлока, возможность использования его, как  материала и уникального, многообещающего способа создания произведений изобразительного искусства.

Анализ литературы и специальных источников показал острую нехватку научных исследований и публикаций, посвященных этой теме.  Обходя вниманием систематическое изучение истории войлоковаляния, мы лишаем себя части общечеловеческого культурного наследия. Не изучая, не систематизируя накопленный опыт, мы утрачиваем его. Войлоковаляние нуждается в формировании точной терминологии, в подробном описании технологических процессов и приёмов.

Создание грамотного учебника по войлоковалянию необходимо не только для сохранения   накопленных знаний, но и для их обогащения. Издание подобного рода будет полезно производителям мебели, одежды и обуви, оформителям интерьеров. Специалисты различных направлений смогут грамотно и эффективно использовать этот замечательный материал.

Войлоковаляние – интересная составляющая современного художественного мира. Систематизация знаний о нём даст искусствоведам инструмент оценки изделий из войлока. Художники же смогут наиболее полно раскрыть эстетические возможности материала, развить свои замыслы в интересной и таком разноликой технологии.

 Таким образом, в ходе исследования материала мы пришли к выводу, что:

- валяние является одним из древних способов обработки шерсти, возникший до нашей эры;

- войлоковаляние – это ремесло,  которое было жизнеопределяющим  для  многих народов;

- в хозяйстве казахов испокон веков ведущее место принадлежало войлоку;

- войлок обладает целебными качествами;

- войлок – удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал;

- войлоковаляние – это вид декоративно-прикладного искусства, обладающий обширной базой приёмов и техник исполнения  и  многообещающей перспективой развития;

- возрождение, сохранение и обогащение народных традиций в области искусства войлока – важное явление современной культурной жизни нашей республики.




























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Список использованных источников:

 

1. Выступление Президента РК Н. Назарбаева на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана Астана, 27 апреля 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.zakon.kz

2. Кузенбайулы А. История республики Казахстан / А. Кузенбайулы. А.: Фолиант, 2000. – С. 45

3. Калашникова Н.М. Мир войлока. Материалы  Российского этнографического музея. Санкт-Петербург. Научный журнал «Индустрия дизайна и технологии» № 4 - 2010 г., С. 11

4. Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. «Праздник русского валенка», Журнал «Воспитатель», № 4, 2008 г., С. 70-75.

5. Большая Советская энциклопедия (БСЭ). 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1975.

6. Шебер. Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.sheber-craft.kz

7. Асанова Б.Е. Казахский художественный войлок как феномен кочевой культуры: автореф. дис. … канд. ист. наук. Алматы, 2009. С. 16.

8. Захарова И.В. Казахская национальная одежда / И.В. Захарова, У.Д. Ходжаева. Алма-Ата: Наука, 1964. – 177 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.dissercat.com

9. Джанибеков У. Культура казахского ремесла / У. Джанибеков. -Алмата: Онер, 1982. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.dissercat.com

10. Каскабасов С.А. История казахского искусства. Древний период / С.А. Каскабасов, Р.А. Ергалиева. А.: Арда, 2007. - Т. 1.

11. Асанова Б.Е. Связи и аналогии казахских войлочных изделий. Вестник КазНУ им.Аль-Фараби, серия «Востоковедение», №1 (34), 2006 г.

12. Асанова Б.Е. Декоративные особенности казахских войлочных ковров-сырмак. Вестник КазНПУ им.Абая, №2, 2006 г.

13. Муканов М.С. Казахские домашние ремесла / М.С. Муканов. -Алматы: Казахстан, 1979. 65 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.dissercat.com

14. Карутц Р. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке / Р. Карутц.-СПб.: Девриена, 1991.

15. Полосьмак Н.В. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.) / Н.В. Полосьмак, Л.Л. Баркова. Н.: ИНФОЛИО, 2005.

16. Круглова Г. Покатаем  валенки  // Народное творчество. – 2004. - N 6. - С. 34-37.

17. Основные техники валяния из шерсти // Статья. – 2013. . [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://inhandmade.ru

18. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учеб. пособие. Уфа, 2012. - 112 с.

19. Октябрьская И.В., Сураганов С.К. Художественный войлок казахов Алтая. История и современность // Народы Евразии. Традиции и cовременность: материалы казахстанско-российского семина- ра. Астана, 2012. С. 99-103.

20. Октябрьская И.В., Сураганова З.К., Сураганов С.К. Традиционные узорные войлоки казахов и современное ковроделие // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2013. № 4. С. 189-199.

21. Асанова Б.Е. Анализ художественного войлока как индикатора кочевой культуры», Вестник КазНУ им. Аль-Фараби, 2014 г.





29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя