СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа-победитель Всероссийского конкурса им. Вернадского в Москве

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст исследовательской работы -победителя Всероссийского конкурса

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа-победитель Всероссийского конкурса им. Вернадского в Москве»

Региональный конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского

Гуманитарное направление. «Религия вчера и сегодня»

Тема: Преемственность и развитие старчества как основа духовного возрождения в России. Схиархимандрит Макарий (Болотов).

«Старцы даются нам, чтобы мы были не слушателями,

а исполнителями их заветов.»

Схиархимандрит Макарий (Болотов)

Автор: Суворова София, 8 класс ЧОУ «Воронежская Православная гимназия во имя Святителя Митрофана Воронежского» г. Воронеж.

Руководитель: Дюжакова Аделина Валентиновна, преподаватель вер учительных дисциплин ЧОУ «Воронежская Православная гимназия во имя Святителя Митрофана Воронежского» г. Воронеж.

Введение.

Проблема исследования. Много лет в нашей Воронежской Православной гимназии в рамках секции Историко-церковного краеведения Научного общества учащихся «Эврика» (далее - НОУ «Эврика») ведется исследовательская работа, в ходе которой ребята, члены этого научного общества, занимаются поиском новых сведений о наших земляках, пострадавших в нашем крае в годы гонений на Церковь Православную от рук безбожной власти в России, о подвижниках, исповедниках и мучениках ХХ века. На заседаниях и во время исследовательских выездов Научного общества впервые услышала я небольшой рассказ о необыкновенном старце нашего времени - схиархимандрите Макарии (в миру Болотов Виталий Николаевич). Меня сразу же заинтересовала биография этого подвижника, а также история православного старчества как на Руси, так и за ее пределами. Мне захотелось понять самое главное, существенное в этой традиции, разобраться в ее истоках, в особенностях такого пути спасения, в состоянии старчества в наши дни. Так появилась эта исследовательская работа.

Цель исследования:

Проследить на примере жизни подвижника благочестия и исповедника старца нашего времени схиархимандрита Макария духовную преемственность старцев прошлых веков и настоящего времени, а также роль старчества в духовно-нравственном развитии общества в России.

Актуальность исследования:

В основе духовно-нравственного возрождения общества, по моему мнению, лежит духовная жизнь конкретных его членов. Фундаментом ее является подвиг подвижников благочестия, исповедников и мучеников, которых явила миру Святая Православная Церковь в разные периоды своего служения, а школой такого подвига - всего монастырские обители, Столпы Православия. Силою обители всегда, как известно, было старчество, с истоками которого я познакомилась, исследуя биографию схиархимандрита Макария (Болотова), а также подвижников благочестия старцев и стариц Воронежского края. Исследование, на мой взгляд, является актуальным, так как проблема духовного и нравственного возрождения общества сегодня стоит особенно остро.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть роль старчества в истории РПЦ, а также духовные молитвенные связи между Церковью Небесной и Церковью земной в особенно трудное время гонений, продолжавшееся на протяжении почти всего ХХ столетия; прийти к пониманию того, что было той «закваской», которая, по Евангелию, способна подготовить «тесто к превращению в хлеб» (т.е. приводило к духовно-нравственному возрастанию, совершенствованию и в конечном итоге ко спасению православного христианина);

2. Исследовать, собрать и систематизировать биографические сведения о схиархимандрите Макарии (Болотове), его наставления и проповеди, материалы о его духовных наставниках, используя при этом разные источники.

3. Провести анализ полученной информации с целью выявления связей в старческом окормлении;

4. По результатам поисково-исследовательской работы способствовать распространению уникальных сведений:

- подготовить материал для создания баннеров и стендов в гимназическом музее для демонстрации их во время проведения музейных уроков учащимся, родителям и гостям гимназии;

- обработать созданный материал для включения в книгу «Жизнеописание схиархимандрита Макария (Болотова)»

Методы и приёмы исследования:

- анализ и систематизация, сравнение, сопоставление, обобщение информации, полученной из разных источников, её оформление;

- интервьюирование, расшифровка, редактирование и корректировка текстов, аудио- и видеозаписей, и фильмов;

- фото-  и видеосъёмка;

- конструирование полученных материалов для создания презентаций, фильма, баннеров и стенда о схиархимандрите Макарии, а также книги о нём.

Ход исследования:

1. Изучение литературы, видео- и аудиоматериалов по истории Русской Православной Церкви, истории СССР (период – 20-90-е годы ХХ в.), биографии схиархимандрита Макария (Болотова), его проповедей и наставлений, а также биографий его духовных наставников: схиигумена Митрофана (Мякинина), схимитрополита Серафима (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрита Серафима (Романцова), схиархимандрита Андроника (Лукаша), схиархимандрита Прохора (Дубровского), схимонахини Серафимы (Белоусовой) и др., литературных источников по старчеству.

2. Проведение поисково-исследовательских выездов:

- в село Бурдино Воронежской области;

- в село Нижние Прыски и Оптину Пустынь (Козельский район Калужской области);

- в город Старый Оскол Белгородской области для встречи с Любовью Васильевной Рябининой (схимонахиней Феодосией);

- в село Пады Панинского района Воронежской области для встречи с монахиней Людмилой;

- в город Тамбов для встречи с протоиереем Николаем (Засыпкиным) и Н.Н. Болотовой (родной сестрой О. Макария Болотова)).

- в Глинскую Пустынь (Украина, Сумская область, Глуховский район, с. Сосновка).

- в с. Малые Есырки и Пады Эртильского района Воронежской области;

-в с. Талицкий Чамлык Липецкой области ;

- к дому в г. Воронеже. Где проживал о. Власий ( в буд. схиархимандрит Макарий Болотов)и др.

3. Обработка полученной информации: расшифровка и систематизация записей, анализ, сопоставление, обобщение и оформление материалов.

4. Распространение собранного уникального материала:

- отбор и обработка материала для создания книги «Жизнеописание схиархимандрита Макария (Болотова)»;

- подготовка презентаций о схиархимандрите Макарии (Болотове);

- выступления на заседаниях НОУ «Эврика» в гимназии, на конференциях и конкурсах разного уровня.

5. Обзор литературных, видео- и аудиоматериалов по теме исследования.

1. Обзор исторических и биографических литературных изданий по теме исследования, результатов поисково-исследовательских выездов и экспедиций.

В ходе поисково-исследовательской деятельности мной были изучены книги по истории Русской Православной Церкви (в ХХ столетии), биографические литературные издания, интернет-материалы, аудио- и видеозаписи, в которых содержится материал о схиархимандрите Макарии (Болотове) и его духовном роде, личные интервью со старцем Макарием, наставлениях о. Макария и его духовных наставников, а также его проповеди, аудио- и видеозаписи, интервью с информантами. Я проанализировала и книги, публикации по старчеству.  В результате такого обзора я увидела, насколько бережно относился и относится наш русский православный народ ко всякому проявлению благочестия и святости. Не пересказывая и не повторяя материалы уже представленных изданий, я попытались в своей работе посмотреть на тему старчества с другой точки зрения: значения молитвы и духовного совета, благословения старца (для) за духовное чадо, преемственности и развития старчества как основы возрождения России, в том числе и на примере старца нашего времени схиархимандрита Макария Болотова. Не считая это исследование исчерпывающим, я надеюсь, что тема его будет интересна и полезна моим сверстникам.

Анализ поисково-исследовательских выезды и экспедиций.

1.Выезд в город Старый Оскол Белгородской области для встречи с Любовью Васильевной Рябининой (схимонахиней Феодосией)-октябрь 2012 г. Участники: руководители НОУ «Эврика» учителя Дюжакова А. В. (информант и руководитель этой исследовательской работы) и Горелова Св. В., ученик 8 класса Дражба В., родители учениц 2 класса «Б» Кудинова Т. В, и Кудинов О. А. (всего- 5 чел.). О результатах этого выезда мне рассказала мой руководитель и информант учитель Дюжакова А. В. Она же передала мне для изучения и материалы выезда вместе с фотографическим материалом (очень богатым) по старцам нашего края, в том числе и по о. Макарию. Этот материал я использовала как при написании биографии схиархимандрита Макария и основной части работы, так и при создании презентаций и плакатов, стендов о нем. Они же помещены и в книге о старце. В ходе этого выезда схимонахиня Феодосия рассказала очень много важного о взаимоотношениях схииеромонаха Тихона Золотухина (духовного брата о. Макария) и старца Макария, о молодых годах и времени пребывания о. Власия (буд. О. Макария) с его духовными наставниками схиигуменом Митрофаном и митрополитом Зиновием Мажуга (в схиме Серафим). О дружбе с о. Власия с схиархимандритом Виталием Сидоренко. Пролила свет на многие спорные вопросы о жизни о. Макария в добурдинский период и др.

2.Выезд в с. Бурдино Липецкой области (сентябрь 2013 г.) Участники: учащиеся 2-7 классов НОУ-Традиционная гимназия во имя Св. Митрофана Воронежского в количестве 14 чел., руководители - учителя Дюжакова А. В. (рук. настоящей исследовательской работы и НОУ «Эврика» в начальной школе) и Горелова Св. В. (рук.НОУ «Эврика» в среднем и старшем звеньях гимназии). О результатах выезда мне рассказали его участники и мой руководитель работы учитель Дюжакова А. В. Я лично в нем поучаствовать на смогла, но попыталась обработать полученныев ходе выезда материалы. (См. Приложение). В ходе него был записан на диктофон рассказ клириков и прихожан с. Бурдино об о. Власии (в буд. схиархимандрите Макарии), настоятеле храма в Бурдино в 1970-79г., его духовном наставнике митрополите Зиновии Мажуга (в схиме Серафим). Кроме этого мне удалось выйти на сайт храма с. Бурдино и получить с этого сайта ряд любительских фильмов, содержащих интервью с самим о. Макарием, а также текст его проповеди, сказанной им после богослужения в 1972 г. Материалы интервью с о. Макарием мне помогали расшифровывать мой руководитель учитель Дюжакова А. В. и члены научного общества Молодцов Сергей (10 классы) и Сидоренко Анна (9 классы).И в дальнейшем мне хочется отметить еще и еще раз, что это мое исследование-труд не только мой, но и многих ребят ДНО «Эврика», которые оказывали различную помощь и содействие в сборе, расшифровке и обработке материалов как по биографии о. Макария, так и по биографиям его наставников и духовных братьев и сестер, его духовных чад. Большое спасибо им всем за это! Обработанные материалы были использованы мной при составлении биографии старца и вошли в книгу о нем, которая готовится к изданию.

3. Выезд в село Нижние Прыски и Оптину Пустынь (Козельский район Калужской области) -октябрь 2013 г.Участники: работники и учащиеся 3-9 классов НОУ-Традиционная гимназия во имя Св. Митрофана Воронежского в количестве 13 чел. Руководитель-учитель Горелова Св. В. Материалы и дневниковые записи этой рабочей исследовательской группы также были мной изучены и использованы при написании биографии о. Макария и вошли в книгу о нем. В ходе этого выезда члены ДНО «Эврика» побывали на могиле схиархимандрита Макария и в его монастырской общине в с. Нижние Прыски, в доме, в котором жил последние годы своего пребывания на земле, этот старец, а до него в нем останавливались и жили подолгу ныне прославленные Оптинские старцы и Амвросий Оптинский. С паломниками, посетившими келью о. Макария, встретила духовная дочь о. Макария (уже почившая ныне) схиигумения Херувима. Здесь участники выезда услышали рассказ о послендних годах жизни о. Макария. А потом ребят и взрослых покормили вкусным обедом- именно так встречал когда-то гостей и сам о. Макарий. Причем готовил он и обслуживал всех сам.

4.  Выезд в город Тамбов для встречи с протоиереем Николаем (Засыпкиным) и Н.Н. Болотовой (родной сестрой О. Макария Болотова)-сентябрь 2013 г. Участник- учащиеся 5-10 классов НОУ- Традиционная гимназия во имя Св. Митрофана Воронежского в количестве 10 чел. и руководители НОУ «Эврика» Дюжакова А. В. и Горелова Св. В. В этом выезде мне тоже не удалось поучаствовать, но дневниковые записи ребят, членов научного общества, и рассказ моего руководителя и информанта учителя Дюжаковой А. В. помогли мне устранить этот пробел в работе по о. Макарию. В ходе выезда его участники встретились с духовным сыном о. Макария протоиереем Николаем (Засыпкиным). Это очень известный в Тамбовской епархии священник благочестивой жизни с уникальной биографией, непосредственно связанной с его духовным наставником схиархимандритом Макарием Болотовы. Об этих связях он немного рассказал. Материалы его рассказа тоже включены в книгу и в статью «Биография о. Макария.» (см. Приложение). Однако встреча с родной сестрой о. Макария Н. Н. Болотовой так и не состоялась. Н. Н. Болотова в настоящее время жива, проживает в г. Тамбове, очень преклонного возраста. Болеет. Последнее и затрудняет возможность встречи с ней. Однако я надеюсь, что она все-таки состоится, т.к. Н. Н. Болотова изредка посещает храм с. Отрадное Воронежской области. Кроме этого в г. Воронеже остался дом, который когда-то принадлежал ей и ее семье: мужу и сыну, где проживал и сам о. Макарий с их мамой. Этот дом посещали многие воронежские старцы. Вчастности и схиархмандрит Виталий Сидоренко. Да и в настоящее время там проживает семья священника, которая чтит о. Макария и его родных. О выезде к этому дому расскажем ниже.

5. Выезд в Глинскую Пустынь (Украина, Сумская область, Глуховский район, с. Сосновка). Август 2013г. Это была паломническая поездка нашей епархии, в которой принимала участие и мой руководитель и информант учитель Дюжакова А. В. Ей удалось побывать в современной Глинской пустыни, помолиться там у мощей глинских старцев, ощутить их молитвенную помощь и заступление, услышать рассказ о схимитрополите Серафиме (митрополите Зиновии Мажуга), схиархимандрите Серафиме (Романцов)е и схиархимандрите Андронике (Лукаш)-духовных наставниках о. Макария в его молодые годы.

6. Выезд к дому схиархимандрита Макария в г. Воронеже на ул. Демократии (д.14)-сентябрь 2015 г. В этом выезде непосредственное участие приняла я сама вместе с руководителями НОУ «Эврика» учителями Дюжаковой А. В. (моим руководителем) и Гореловой Св. В., а также членами научного общества Сидоренко А., Долженковым В., Дражба В. и корреспондентом Сыноровым С. В.В ходе исследования мы обнаружили дом, где скончался духовный наставник о. Макария схиигумен Митрофан Мякинин, дом Священномученика епископа Воронежского Петра Зверева (ул. Крестьянская д. 57) и дом, который принадлежал родной сестре схиархимандрита Макария Болотова Н. Н. Болотовой (ныне в нем проживает семья священника, почитающего старца и его родных). В доме этом жил о. Макарий, здесь останавливались многие старцы и старицы, происходили чудеса, в частности чудо явления Божьей Матери схимонахине Серафиме Белоусовой- духовной матери о. Макария. Прямо напротив этого дома матушка Серафима по благословению о. Власия (буд. О. Макария) перешла по воде, как по суху, воды разжившейся по весне глубокой реки Воронеж, только перекрестив реку. И об этом можно прочитать в приложении к работе и в презентации к ней.

7. Выезд в с. Малые Есырки и Пады Эртильского района Воронежской области. Сентябрь 2015 г.Участники: члены НОУ «Эврика» 4-11 классы, руководители –учителя и руководители НОУ Дюжакова А. В. и Горелова Св. В. В этом выезде я также принимала непосредственное участие. В ходе него мы посетили места служения и пребывания старцев и стариц нашего края схиигумена Митрофана Мякинина (духовного отца схиархимандрита Макария Болотова), схииромонаха Тихона Золотухина Духовного (брата о. Макария), схимонахини Серафимы Белоусовой (духовной матери о. Макария), схимонахини Михаилы Сарычевой (духовной дочери о. Макария.).Мы побывали и на могилке схиигумена Митрофана в с. Михайловке, в доме, годе старец скрывался от преследований гонителей православной веры, где молился и тайно служил литургию. Огромную благодать и радость ощутили мы здесь, и молитвы наших подвижников благочестия согрели сердце. Мы прошли по местам, где служили старцы, вошли в дома, где они останавливались и молились. Побывали и в домике, где останавливались наши матушки-старицы, приезжая в Малые Есырки на исповедь и окормляя своих духовных чад. Этот молитвенный дух до сих пор живет в красивых местах с древним храмом на берегу реки Битюг. Сюда много лет назад пешком зимой по замёрзшей реке через снега шли богомольцы за советом и помощью. Сюда приезжал и старец Макарий, тогда еще о. Власий. А в с. Пады, в доме, где в годы гонений скрывался о. Митрофан, мы нашли иконы, которые служили иконостасом и перед которыми служил Литургию схиигумен Митрофан, духовный отец О. Макария. На обратной стороне икон мы обнаружили плохо сохранившиеся письма батюшки, которые он спрятал в окладах икон. Это видно на фотографиях. (см. Приложение)

8.Выезд в с. Талицкий Чамлык Липецкой. Октябрь 2015 г. Участники: члены ДНО «Эврика» учащиеся 4-11 классов в количестве 12 чел. Руководитель: учитель Горелова Св. В.В этом выезде я так же принимала непосредственное участие. Некоторые материалы выездов, фотографии, а также расшифровки аудио- и видеозаписей приведены для ознакомления в главе «Приложение». Основной материал содержится в книге о старце Макарии, которая сейчас готовится к изданию. В с. Талицкий Чамлык находится могила духовной дочери схиархимандрита Макария, которую он постригал в схиму, схимонахини Михаилы Сарычевой. У меня была возможность в ходе этого выезда кратко познакомиться с ее биографией и побывать и помолиться на ее могиле. По результатам всей этой работы мой была составлена краткая биография схиархимандрита Макария (Болотова Витали Николаевича), которая помещена в части Приложение.

Роль старчества и его влияние на судьбу России в годы репрессий в ХХ в.

Исследуя в течение двух лет жизнеописание схиархимандрита Макария, биографии также его духовных наставников, других подвижников благочестия нашего края, литературу по истории Русской Православной Церкви (РПЦ),материалы, собранные членами ДНО «Эврика» в разные годы в ходе работы по расшифровке аудио- и видеозаписей интервью со старцем Макарием и с различными информантами, я увидела, что на протяжении 80-ти лет так называемого «безбожия» (см. табл. «Этапы гонения на РПЦ в ХХ в.) в русские души насильственным образом водворялись без духовность, безнравственность, бездушие. Казалось бы, что в такой «мясорубке», которую развернула безбожная власть в те годы, должно было погибнуть всё святое и чистое, истребиться вера и благочестие. Ведь именно на это делался расчёт теми, кто гнал и истреблял саму память о Боге. Но замысел этот провалился. Я обнаружила в ходе работы описания многочисленных случаев, когда при малейшем приближении святости к людям, казалось, далеким от веры и чуждым ей, вдруг совершенно неожиданно начинал сиять в них огонёк этой веры, попаляя зло, грех в человеке. Как это могло происходить при таком уничтожении и унижении? В исследуемых материалах я не смогла найти прямого ответа на этот вопрос. Однако мне стало очевидно то, что народ наш внутри своего характера и своей души сохранил и первую любовь ко Христу и память о Нём. Почему? Благодаря убогим тайным носителям духа веры и благочестия - подвижникам, безмолвным страдальцам за весь наш народ, за всё человечество, уподобившимся в этом страдании своему Небесному Отцу! Одним из таких страдальцев является старец нашего времени схиархимандрит Макария (в миру Болотов Виталий Николаевич).

«В советское время, в период гонений на религию и Церковь, русское старчество сохранялось в скрытом или полуоткрытом виде. Обращение к старцам за постоянным духовным руководством или конкретным советом стало особенно актуальным для верующих в условиях закрытия церквей, ограниченного количества приходских священников и скованности их действий из-за запретов властей. Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими больных, силе их молитв тайно распространялись далеко за пределами районов их проживания и привлекали скрытый приток паломников.»[6] Я читала и слушала биографии этих святых людей, истории их жизней, подвига, их наставления, встречались с информантами, знавшими их. Временами прочитанное и услышанное вызывало у меня чувство недоумения и недоверия. Возможна ли такая открытая борьба с духами злобы поднебесной? Как они, старцы и старицы, немощные, больные, гонимые, могли помогать стольким людям своими молитвами и советами, защищая, окормляя, вымаливая? Однако факты эти были налицо, и опровергнуть их невозможно. И вот один из них. «Благодаря старчеству Глинская пустынь занимала особое место по своему воздействию на жизнь России. Воспитывающей духовной силой обладали и богослужения Глинской пустыни. Заботясь о духовном просвещении народа, Глинская пустынь издавала духовно-нравственную литературу. Большое внимание уделяли Глинские иноки работе с детьми. Дети очень любили посещать обитель. По отзывам их учителей, эти посещения «оставляли неизгладимое впечатление в сердцах учащихся, облагораживали их души, обогащали святыми воспоминаниями их детство». В обители им дарили духовные книги, иконы, картины религиозного содержания. Особенностью Глинской пустыни был созданный при ней для воспитания мальчиков-сирот Дом трудолюбия. Круг ремесел, которым обучались мальчики, был очень велик (более двадцати различных видов ремесел). Кроме того, Глинская пустынь большие суммы жертвовала на нужды народного образования: на содержание духовных учебных заведений, приютов, церковноприходских школ…»[8] Всматриваясь в события наших дней, мы видим с большой болью и печалью, что и сейчас разгул злобы и безверия старается смести с лица земли само понятие о Боге, заставляя забыть Его Имя. И сейчас наша Родина пытается восстать из духовного пепла. Но как это сделать, до сих пор понимают не все и понимают по-разному. Но, на наш взгляд, возрождение России не в этом. Оно заключается в покаянии и возвращении к идеалу святости, в осознании своей личной вины. Достигается всё это через боль и скорби, через очищение страданиями. Путь к этому возрождению, как и путь в Царствие Небесное, целенаправленно и надёжно можно пройти при духовном наставничестве, старческом окормлении. Ведь только тот, кто приобрёл сам духовный опыт в борьбе с духами злобы, кто крепок духовно, постоянно защищён молитвой и получил навык в ней, сможет научить этому деланию неопытного, незрелого духовно, помочь и уберечь от зла. Иначе: «Если слепой ведёт слепого (по Евангелию), то оба упадут в яму». Итак, старчество! Оплотом его были монастыри – Столпы России: это Оптина Пустынь, Глинская Пустынь, Почаевская Лавра и др. Познакомившись с биографией схиархимандрита Макария (Болотова), мы увидели, что ключ к основам духовного формирования и роста этого старца нашего времени – в его духовном родстве. Изучив биографический материал (см. раздел «Биография схиархимандрита Макария ((Болотова)») и его духовные наставления и проповеди, а также биографии его духовных наставников,я увидела тесные духовные связи, которые соединяют этих старцев и стариц между собой и восходят к старчеству горы Афон (Греция) и к Серафиму Саровскому. Это духовное родство в моем представлении сложилось в образ древа, корни которого – духовные отцы, ветви – духовные чада. Так, если рассмотреть духовное родовое древо старца Макария, то потрясает в нём своим могуществом «корневая система». Вот имена старцев и стариц, духовно питавших и растивших о. Макария в течение всей его жизни: мать Евгения (фамилии установить не удалось), схиархимандрит Прохор (Дубровский), схиигумен Митрофан (Мякинин), схиархимандрит Серафим (Амелин), схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Андронник (Лукаш), схимонахиня Серафима (Белоусова) и др. Все они, как уже было сказано выше, восходят к старчеству Афона и Преподобному Серафиму Саровскому. Сам отец Макарий при жизни говорил о том, что во всех своих жизненных скорбях и болезнях он держится только молитвами своих старцев. «Все эти необыкновенные по своему духовному подвигу люди были знакомы друг с другом, любили и почитали один другого. Были сомолитвенниками, сопостниками, разделяли общие для всех беды и скорби, были друг для друга помощью и опорой. Помогали старческим советом, окормлялись один от другого и вместе пасли многочисленных своих духовных чад, вели их по дороге смирения, послушания и любви. (Это) был некий духовный союз многих старцев, которые жили один у другого в послушании, пользовались советами и наставлениями друг друга. Жили в совершенной любви, почти как апостольская община.» [2] Однако вернёмся к анализу изученных нами биографического материала и фильмов, аудиозаписей бесед. Из них ясно видно, что именно схиархимандрит Макарий является духовным сыном и преемником, схиигумена Митрофана (Мякинина), любимым и дорогим духовным чадом схимитрополита Серафима (митрополит Зиновий Мажуга), донесшим до нас духовные советы этих великих подвижников и т.д.. Сам он тоже является духовным наставником многих благочестивых мирян, клириков, священников, монашествующих и архиереев! Например, старица схимонахиня Михаила (Сарычева) и схимонахиня Евгения (Гусева) также являются духовными дочерями этого старца. В чем же основа и значение преемственности в старчестве? «Феномен русского старчества заключается в его неисчерпаемой внутренней силе, в той незаметной на первый взгляд работе, которую оно проводит в душах своих духовных чад, используя тонкие механизмы человеческой психологии, которые ведут человека к обретению божественной любви…, старчество – это не просто один из феноменов исторической судьбы России, а важная составляющая ее социально-культурного бытия.»[5] Что является той «закваской», которая по Евангелию претворяет тесто в хлеба (приводит грешника к спасению)? «…И было то дивно, что при всем разнообразии времен, подвигов, характеров, у всех была одна душа, одно сердце, и это "одно," связующее всех древних и новых в один неразрывный святой союз, была любовь о Христе. Она привлекала к Старцам всех и, как свет от света, зажигала ответную к ним любовь их учеников и духовных чад. Исполненная духом кротости и смирения, она делала Старцев и Игуменов Оптинских не начальниками над вверенным им братством, а мудрыми строителями его духовного возрастания, всемерно помогающими каждому брату в его послушании советом, в скорбях — сочувствием, в искушениях — молитвою. И этот евангельский "квас" любви Христовой заквашивал все "тесто" их. Ведь недаром же апостол Павел сказал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я ничто, я – медь звенящая или кимвал бряцающий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви то я – ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы».» [9]

Заключение.

Изучив отдельные штрихи жизни, страницы верности Заповедям Евангелия старца Макария (Болотова), мне хотелось бы сказать словами Евангелия, что «…свет во тьме светит, и тьма не объяла его…» (Ин. 1,5). Являясь продолжателем заветов своих духовных наставников, старцев и стариц Почаева, Глинской пустыни и Воронежского края и др., о. Макарий стал тем связующим звеном, которое соединяет между собой старцев прошлого времени и настоящего. Отец Макарий по праву может называться преемником этих святых, их достойным духовным сыном и вместе с тем прекрасным духовным отцом. Работая на д сбором и обработкой материалов о жизни этого старца, я увидела, что, духовная связь, преемственность в старчестве, подвиг любви и молитвы, непосредственное участие Небесной Церкви в жизни и подвиге Церкви земной есть та «закваска», которая по Евангелию сделает тесто (духовное чадо) «хлебом» (приведёт ко спасению). Я поняла, что наставничество, послушание, любовь к Богу и ближнему, молитва и есть основное на пути спасения. А школа этого подвига – монастыри и общины. В годы гонений на Церковь схиархимандрит Макарий (Болотов) под руководством своих наставников сумел создать несколько тайных монастырских общин, заменивших закрытые и разоренные монастыри, которые стали местом подвига целого ряда святых подвижников и подвижниц благочестия ХХ века. Однако из биографии самого о. Макария можно увидеть, что и жизнь в миру может стать тайной школой и привести ко спасению.Под духовным руководство о. Макария проходили свой жизненный путь в миру многие архиереи, священники и миряне. Некоторые из них являются ныне сами духовными наставниками. Схиархимандрит Макарий (Болотов) оставил нам своё духовное завещание, в котором сохранил и донес до нас заветы своих духовных наставников - старцев и стариц прошлых времен. Вот два из них: "Ищите Господа! Не Он нас искать должен, а мы Его. Ищите Господа!". "Старцы даются нам, чтобы мы были не слушателями, а исполнителями их заветов". По времени это исследование длилось 5 лет, да и в настоящее время считать его завершённым пока нельзя. Я принимала непосредственное активное участие в нем два года. Но именно мне пришлось дополнить и обобщить весь тот материал, которые собрали за предыдущие годы работы ребята Детского научного общества «Эврика» и наши с ними руководители Дюжакова А. В. и Горелова Св. В. Однако в ходе проделанной работы поставленная цель была достигнута и задачи выполнены. На основе использованных документальных, устных и письменных, аудио-, видео-, интернет-материалов, бесед с информантами, материалов выездов и работы с фотографиями мной была составлена краткая биография схиархимандрита Макария (в миру - Болотова Виталия Николаевича), созданы презентации, баннер, готовится книга об о. Макарии. В рамках деятельности НОУ «Эврика» в нашей гимназии готовятся к проведению музейные уроки по изучению жизнеописания и заветов этого старца. В примечании к работе я ограничилась кратким описанием жизни схиархимандрита Макария, используя и некоторый фотографический материал! Это связано с требованиями и ограничениями, которые предъявляются к работе на конкурсе. Более подробно познакомиться с материалами можно, прочитав книгу об о. Макарии, которая готовится сейчас к изданию.

Литература и другие источники.

Литература:

1.    Великие старцы двадцатого столетия [Текст] / [авт.-сост. С. Девятова]. - М :Артос-Медиа, 2007. - 672 с.: ил. - (Современный патерик).

2.  С Крестом и Евангелием. Книга об одном удивительном монастыре и его старцах / кол. авторов. - Задонск: Изд. Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, 2009. - 466 с.

3.  С любовью к людям. По воспоминаниям о схиигумене Митрофане (Мякинине). - Задонск: Задонский Рождества-Богородицкий мужской монастырь, 2005. – 143 с.

4.  Смирнов, Е.И. История христианской Церкви. / Е. И.Смирнов. - М.: Изд.: Свято-Троице Сергиева Лавра, 2007. - 768 с.

5.  Феномен русского старчества. Примеры из духовной практики старцев / Сост. и автор вступит. статьи С. С. Хоружий. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 272 с.

6.  Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви1917 – 1990: Учебник для православных духовных семинарий/В.А. Цыпин. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010. - 816 с.

7.  Чесноков А., прот., Чесноков З. Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. XX век /А. Чесноков. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. - 288 с.

8. Маслов Н.В. «Православное учение о спасении по трудам глинских старцев»/ Н. В.Маслов. -Москва, Самшит, 2002.- 108с.

9.  (Холмогоров) Симеон, архим. Един от древних. Преподобный старец Гавриил/С. Холмогоров. - СПб.: Изд.  Спасо-Елеазаровского монастыря, 2012. - 288 с.: ч/б ил. и др.

Другие источники

1.     Дипломная работа «Схиигумен  Митрофан (Мякинин)». Чтец Павел Хахонин, выпускник ВПДС  2012 года.

2.     Интервью с монахиней Людмилой (Любовью Васильевной Рябининой). - г. Старый Оскол Белгородской обл., 2011. - март, май, сентябрь.

3.      Интервью с Дюжаковой А. В.- НОУ- Традиционная гимназия во имя Св. Митрофана Воронежского, 2012. - ноябрь.

4.  Интервью с протоиереем Николаем Засыпкиным-г. Тамбов, октябрь-2012 го.

5.     Фотоархив Любови Васильевны и Леонида Васильевича Рябининых

6. Митрополит Лонгин.( 29 сентября 2012 г., телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии) и др.

Интернет-источники:

http://old.glinskie.ru/biblio/o_starcah/prav_uchenie/_content.html

http://www.e-reading.by/book.php?book=40574

http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/00/07-00/15.htm

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/aleksandr_solovev/starchestvo.html

http://www.pravoslavie.ee/docs/o_starchestve.pdf

http://anthropology.ru/ru/text/suhanova-ma/obraz-russkogo-starchestva

http://vestnik.osu.ru/2011_1/3.pdf

http://www.losev-library.ru/?pid=4981

http://static.iea.ras.ru/news/

http://moya-semya.ru/

http://www.eparhia-saratov.ru/

http://static.iea.ras.ru/

hram-burdino.ru и др.









4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!