СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: "Самые вредные достижения цивилизации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Всемирный научный прогресс – самая, что ни на есть, движущая сила развития планеты. Однако,  мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны.

          За последние несколько десятилетий достижения нашей цивилизации настолько шагнули вперед, что мы просто привыкли к тому, что появляются какие-то новинки, информация о них и воспринимаем это как должное. Тем не менее, наши достижения цивилизации усугубляют нашу жизнь, пагубно влияют на природу, организм в целом…

         Именно об этом мы вам и хотим рассказать. И результаты нашего исследования были довольно любопытными.

 

Просмотр содержимого документа
«исследовательская работа: "Самые вредные достижения цивилизации"»


Научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».





Секция: обществознание



«Самые вредные достижения цивилизации».





Россия Республика Дагестан г. Махачкала





Автор:

Хизриева Джамиля Шамильевна, ученица 8 «а» класса МБОУ СОШ №6

Научный руководитель:

Хизриева Раисат Юсуповна,

учитель обществознания высшей категории МБОУ СОШ №6



2015 г.

«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.





Краткая аннотация

Всемирный научный прогресс – самая, что ни на есть, движущая сила развития планеты. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны.

За последние несколько десятилетий достижения нашей цивилизации настолько шагнули вперед, что мы просто привыкли к тому, что появляются какие-то новинки, информация о них и воспринимаем это как должное. Тем не менее, наши достижения цивилизации усугубляют нашу жизнь, пагубно влияют на природу, организм в целом…

Именно об этом мы вам и хотим рассказать. И результаты нашего исследования были довольно любопытными.


















«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.





Аннотация

Целью данного исследования стало выявление самых вредных достижений цивилизации. Объектом исследования являются учащиеся старших классов села Новый Хушет Ленинского района города Махачкалы. Предметом исследования стали такие достижения цивилизации как: мобильная связь телевидение, клонирование, пластическая хирургия, кредиты, генно-модифицированные продукты, персональный компьютер, интернет, автомобили, ядерная / атомная энергетика, памперсы.

Автор провела исследование путем анкетирования и интервьюирования, используя индуктивный метод. Учащиеся опрашивались о том, какие, по их мнению, существуют самые вредные достижения цивилизации на данное время. Максимум можно было выбрать три варианта ответа. Респондентами были учащиеся 10 -11 классов в количестве 90 человек.

В результаты исследования учащимися был сделан вывод, что без достижений науки нет развития, и современная жизнь невозможна. Все способствует прогрессу цивилизации и сами по себе достижения цивилизации не могут быть ни вредными, ни полезными, а все вышеперечисленное полезно при грамотном использовании.










«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.





План научного исследования:

Цель данного исследования: информационная, т.е. знакомство с теми негативными последствиями, которые несут человечеству самые современные и так необходимые нам изобретения. Так же проводимое исследование должно заставить задуматься каждого о том, как строить свои отношения с этими изобретениями.


Реализация поставленной цели представляется возможной посредством решения следующих задач:


  1. Изучить литературу, статистические данные по данному исследованию. 

  2. Представить основные сведения о вреде достижений цивилизации.

  3. Проанализировать результаты анкетирования и интервьюирования.

Методы исследования: анкетирование и интервьюирование, количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.

Опытная база исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №6» села Новый Хушет Ленинского района города Махачкалы РД

Методическая база исследования -  учащиеся 10-11 классов средней общеобразовательной школы №6 села Новый Хушет. Всего опрошено 90 человек.

Исследование проводилось в форме письменного анкетирования.

Источники информации: материалы Интернет-ресурсов, СМИ,

энциклопедическая литература. Так же в процессе работы над проектом, были использованы результаты различных опросов по данной теме среди учащихся своей школы.


Научно-практическая значимость исследования:

Разработка своего рода памяток по использованию этих полезных, привычных для нас, но в то же время и опасных современных изобретений.

Результаты исследования могут быть использованы как в целях дальнейшего

научного поиска.






























«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.

Ты можешь стать умнее тремя путями:

путём опыта – это самый горький путь;

путём подражания – это самый лёгкий путь;

путём размышления – это самый благородный путь.

Древняя китайская пословица

Введение

Мы сегодня живем в достаточно комфортных условиях, благодаря достижениям цивилизации и пользуемся ее благами, которые получили в результате многочисленных открытий и изобретений человечества. Привыкнув к такой удобной, современной жизни мы воспринимаем все эти достижения как неотъемлемую часть нашей современности. Конечно, мы благодарны всем тем, кто наполнил нашу жизнь открытиями, изобретениями, тем самым во многом облегчив ее, сделав комфортнее, интереснее. Возможности выбора человека огромны, как в средствах транспорта, средствах связи, так и в различных мультимедийных средствах. Мы не представляем нашу жизнь без мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других благ. Но в связи с тем, что последнее время все чаще и чаще звучит предупреждение человечеству об обратной стороне всех этих супердостижений, приходится задуматься: а действительно ли так опасным эти достижения человечества, или это всего лишь излишняя и надуманная угроза.

  1. Изобретения в жизни человека

С давних времён человек хотел освободиться от физических усилий или

облегчить их, он желал располагать большей силой, быстротой. Создавались сказания о коврах - самолётах, семимильных сапогах и волшебниках, переносящих человека за тридевять земель мановением жезла.

Таская тяжести, люди изобрели тележки, ведь катить легче. Потом они

приспособили животных – волов, оленей, собак, лошадей. Так появились повозки, экипажи. В экипажах люди стремились к комфорту, всё, более совершенствуя их.

Вся история человечества свидетельствует о том, что человек наделен даром

изобретать, и его стремление изобретать неизмеримо. К человеческим изобретениям относятся такие впечатляющие вещи, как самолет, компьютер и телефон, которые значительно изменили мир, равно как внесли принципы и методы, успешно используемые в повседневной жизни.

Многочисленные технические изобретения, которые могут облегчить нашу жизнь и усовершенствовать быт человека: авторучка, телефон, автомобиль и электричество относятся сегодня к, привычным, предметам нашего быта, причем мы забываем, что они являются плодом человеческого изобретательского духа. Уже невозможно представить себе наши больницы без современной медицинской аппаратуры и методов лечения. Круг их широк: от лейкопластыря до систем искусственного поддержания дыхания и кровообращения.

Существуют открытия, никогда не имевшие значения и до сегодняшнего дня

относятся к курьезам. Наконец, существуют изобретения, которые было бы лучше не делать, так как они только принесли человечеству нужду, страдания, боль и смерть. К таковым относятся все военное оружие, а также орудия и методы пыток.

Изобретательский дар человека не останавливался ни перед чем. У понятия

«изобретение» имеется социальная, общечеловеческая ценность. Ведь кому «нужны» бесполезные, бессмысленные изобретения, даже если они демонстрируют небывалую силу. Например, лазер (оптический квантовый генератор) – устройство, генерирующее когерентные и монохроматические электромагнитные волны видимого диапазона за счёт вынужденного испускания или рассеяния света атомами (ионами, молекулами) активной среды. Изобретение лазера дало миру огромные перспективы в проведении научных работ, а также в промышленности и новейшей медицине. К счастью, лазер запрещён международными организациями для применения в военных целях. В отличие от ядерной энергии, ещё одного великого изобретения прошлого века, он не принёс столько человеческих жертв.

К сегодняшнему дню технический прогресс достиг неведомых высот. Интернет, электроприборы и многое другое. Но кроме выгод и пользы изобретения человека вредят ему самому же. И хотелось бы, в своей работе рассказать о некоторых таких открытиях и изобретениях, наиболее часто используемых нами.


  1. Эти противоречивые изобретения.

Исследователи и ученые не скупятся на проведение всевозможных исследований, и каждый раз обнародованные результаты могут повергнуть слабонервных в шок. Мы тоже решили провести анкетирование по примеру таких исследовательских центров как Кадровый Дом «СуперДжоб», Фонд "Общественное мнение"(ФОМ) и

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Вопрос: 
Какие достижения цивилизации Вы считаете самыми вредными? (выберите не более трёх ответов)
Ответы респондентов распределились следующим образом:



  1. Ядерная энергия. 

Несмотря на то, что один ядерный реактор производит в час миллион киловатт-часов электрической энергии, при этом не сжигая органического топлива, все же атомная станция производит отходы намного опаснее – радиоактивные. Период полураспада некоторых из них – несколько миллиардов лет. А накопившись однажды в организме человека, многие из них уже не выводятся.[1]

Из результатов исследования мы видим, что самым из вредных достижений цивилизации 59% учащихся (53 чел.) считают, наиболее опасным для человечества ядерную/атомную энергетику. Они помнят, что произошло с атомной электростанцией Фукусима-1 в 2013 году в Японии.


  1. Генно-модифицированные организмы.

 До сих пор нет данных, которые бы свидетельствовали о том, что они однозначно вредны для здоровья. Но исследования, проводимые на животных, показывают, что ГМО способны подавлять производство половых клеток в результате мутаций уже в третьем поколении. Если же ГМО так же действует в отношении к человеку, то получается, что это –опаснейшее биологическое оружие [2].

Продукты питания, содержащие генно-модифицированные ингредиенты, причисляют к наиболее вредным достижениям цивилизации 57 % учащихся (51 чел.). По их мнению, полностью эффект от них не изучен, неизвестно, как это скажется на будущих поколениях.


  1. Пластическая хирургия.

Наибольшая опасность не только пластической операции, а любого оперативного вмешательства в человеческий организм – этот результат, который невозможно предугадать. Всегда существует риск, и об этом необходимо помнить, особенно тем, кто такой ценой решил заплатить за свою красоту. И, здесь вина не только в возможной не компетенции врачей, но, проблема в том, что каждый человек и его организм – индивидуальны. То, что девяти людям не причинит вреда, жизнь десятого может поставить  под угрозу[3]. С этим мнением соглашаются 48% учащихся(44 чел.). Они также считают, что человек должен пройти все ступени развития: детство, юность и старость, и от этого не уйти.

  1. Клонирование.

Опасения вызывают такие моменты, как большой процент неудач при

клонировании и связанные с этим возможности появления неполноценных людей. А также вопросы отцовства, материнства, наследования, брака и многие другие.

Ключевым моментом, который вызывает наибольшее неприятие, является цель клонирования — искусственное создание жизни противоестественным способом, что является попыткой переделать механизмы, с точки зрения религии созданные Богом.

Также важным отрицательным моментом является создание человека лишь для немедленного умерщвления при терапевтическом клонировании, и практически неизбежное при современных методиках создание сразу нескольких идентичных клонов (как и при ЭКО), которые практически всегда убиваются. [4]

Одним из самых вредных достижений цивилизации считают 36% учеников (32 чел.). Они выбрали этот вариант, ссылаясь на то, что природа – это единая система и не надо в ней ничего менять.


  1. Интернет.

Первое, что приходит на ум, когда начинается разговор о вреде интернета, это так называемая интернет-зависимость. А вот объяснить, что это такое, могут не все.

Специалисты-психологи выделяют несколько видов интернет - зависимости:
- Непреодолимое стремление завязывать все новые и новые знакомства, желание набрать как можно больше «друзей» в различных соцсетях.
- Навязчивая потребность в интернете: многочасовые дебаты на форумах, участие в разнообразных акциях и т.п..
- Перегрузка интернет-информацией, что выражается в постоянном поиске информации, бесконечных путешествиях по новостным сайтам и т.п.
- Зависимость от онлайн-игр, от которых человек в буквальном смысле не может оторваться. 
Симптомами любой из форм интеренет - зависимости являются: 
- навязчивое желание постоянно проверять «личку» в соцсетях, электронную почту;
- раздражительность, плохое настроение при невозможности выйти в интернет;
- чувство эйфории во время интернет-сеансов;
- увеличение времени, проводимого в сети;
- сокращение до минимума контактов в «реале»;
- пренебрежение своими трудовыми и учебными обязанностями;
- изменение режима сна и бодрствования, бессонница;
- пренебрежение своим внешним видом и личной гигиеной.[5]

Несмотря на все эти предостережения от интернет - зависимости, только лишь 20% респондентов (18 чел.).

  1. Мобильная связь.

"Добровольное облучение мозга микроволнами от мобильного телефона - это самый крупный биологический эксперимент над человеком".[6]

В настоящее время практически все население, ученые, врачи, физики очень обеспокоены данной проблемой - воздействием мобильного телефона на организм человека. Это связано с тем, что, во-первых, количество пользователей сотовой связью возрастает ежедневно и ежечасно в геометрической прогрессии, во-вторых, растет количество базовых станций, а они тоже являются непосредственным источником излучения. И, наконец, близость трубки телефона к голове и регистрирующееся повышение случаев опухолей мозга тоже заставляют насторожиться и связать телефон и ухудшение здоровья человека воедино.
Вредным достижением цивилизации считают 16% учащихся(15 чел.) проводимого исследования.



  1. Кредиты.

Кредит дает возможность осуществить, так сказать, свою мечту прямо здесь и сейчас. Не нужно ждать месяц или год, нужная сумма будет у вас на руках.
Переходим к минусу. Он заключается в том, что банк не интересуют ваши непредвиденные обстоятельства. Ему не важно, что вы потеряли работу или тяжело заболели. Конечно, банк, выдавая крупную сумму, тоже немного заботится, если можно так сказать, о своих заемщиках. Он требует оформлять страховку. Но и это тоже пользы-то особой не приносит. Так же дается отсрочка, но она, увы, тоже зачастую не помогает. Именно поэтому многие люди лишаются заложенного имущества.

К кредитам учащиеся относятся несколько благосклоннее, так как, в силу своего возраста, они от этого «далеки». Их «самыми вредными достижениями цивилизации» считают 16% (14 чел.) респондентов.



  1. Памперсы.

Минусом памперсов служит то, что находясь в одноразовом подгузнике, ребенок не может заметить, что произошла «неприятность», ведь подгузник остается сухим, как нас и уверяют производители. Кроха не учится терпеть, может писать очень часто и понемногу, не может научиться контролю над своими выделительными функциями. Следствием может быть как тяжелое приучение к туалету, так и ночные недержания мочи у детей, которые носят одноразовые подгузники до 2 – 3 лет.

С этим мнением согласилось 12% учащихся (11 чел.).

  1. Автомобили и компьютер.

Равное количество учащихся считают, что звание «самые вредные достижения цивилизации» заслуживают автомобили и компьютер. Они получили по 11%(10чел.) голосов респондентов.

В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной  урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство [7].

Говоря о компьютерах, мы можем заметить, что современные жидкокристаллические мониторы гораздо безопасней своих предшественников с лучевой трубкой, но это не исключает того что и они могут наносить вред зрению. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, ими шевелить, появляется жжение, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день, это называется "компьютерный, зрительный синдром".

Люди, работающие за компьютером, просто-напросто забывают обо всех физических нагрузках, за ненадобностью, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долго пребывания в одном положении затекают, становятся вялыми и дряблыми. Часто болят кости, особенно жалуются на боли в спине и пояснице. Постоянное сидение это нагрузка на позвоночник, нередко у людей ведущих такой образ жизни бывает искривление позвоночника, истончение костной ткани, артрит суставов и множество других вытекающих отсюда заболеваний [8].



10. Телевидение.

Вред телевидения выражается в содержании программ, демонстрируемых человечеству, необходимо учитывать, что одними из основных зрителей являются дети. Все программы рассказывают о криминальных действах, ярко живописуя кровавые картинки. Реалити-шоу стараются построить свои программы на разврате, перемежая это ненормативной лексикой. Все это смотрим мы. А пичкают нас такими животрепещущими темами по нашей же просьбе. Во время просмотра передач мозг человека не склонен искать новые решения каких-либо задач. Креативность и желание созидать полностью заменяется беспрерывным потреблением готового информационного продукта. Человек, который целыми днями впитывает в себя то, что преподносит телевизионная индустрия, начинает напоминать бездумное растение. Кроме того, бесконечная реклама чипсов, сухариков и прочих продуктов вызывает аппетит, и человек под просмотр программ поглощает пищи гораздо больше, чем это требуется организму. Количество лишней пищи негативно влияет на внутренние органы, вызывает ожирение.

Однако наименьшее количество учащихся считает, что именно телевидение является «самых вредных достижений цивилизации», может это связано с тем, что именно подростки являются его «ярыми» поклонниками.


  1. Затруднились ответить и другое.

Выбрал «другое» как вариант ответа один респондент. Он посчитал, что вредными достижениями человечества являются табак, алкоголь и наркотики, с чем мы не можем не согласиться.

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании - вредных для здоровья факторах – говорилось и говорится очень много. Но факт остается фактом-алкоголем, никотином и наркотиками злоупотребляют миллионы жителей планеты.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Проблема употребления алкоголя также очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

Последствия длительного употребления наркотических веществ разрушительны: они вызывают нарушения сердечной деятельности и кровообращения, болезни печени и почек, служат причиной рака и деградации личности, что часто связано с социальным падением и большим числом самоубийств.

Алкоголизм и наркомания приобрели в обществе характер эпидемии. А главное, победить эти болезни сегодня практически невозможно. Методов, правда, много, но стопроцентного результата пока еще никто не добился. Так что же делать? Возможно, что в недалеком будущем проблема наркомании и алкоголизма будет решена с помощью генетической вакцинации. Дело в том, что ученые выдвинули гипотезу о том, что примерно у 15% людей имеются гены, отвечающие за проявление так называемого комплекса удовольствий. Именно эти гены и определяют склонность человека к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, психотропными веществами и курением. Умная природа, правда, предусмотрела средства защиты от нежелательных пороков, так называемые гены-блокаторы. Хорошо, если они работают нормально. А если нет, то беда – "наркотические" гены проявляются "во всей красе"[9].

Только 2% респондентов (2 чел.), которые затруднились дать однозначный ответ на вопросы проводимого анкетирования.


Заключение

Все достижения цивилизации создаются с различными моральными целями. Если они продиктованы благом всех людей и не преследуют корыстных целей, таких, как тщеславие, прибыль, то несут человечеству благо, ибо учитывают все вредные побочные эффекты. В этом случае, если расчёты покажут, что от такого "достижения" будет больше вреда, нежели пользы, от него непременно откажутся.

Другое дело, если "достижения" есть суть новый способ играть на лени, невежестве и пороках человека для извлечения прибыли, причём чем её больше, тем изобретателям лучше, то тогда об экологичности приходится забыть. Это, разумеется, приносит вред человечеству и всей экосистеме планеты.

Полученные в ходе моего небольшого исследования результаты дают возможность еще раз убедиться в том, что действительно сделанные открытия и изобретения в различных сферах жизни человека, делают ее более комфортной, удобной интересной, но именно анализ полученных результатов открывает и обратную сторону этих изобретений со знаком «минус». Как быть? Отказаться? Смириться? Скорее всего просто необходимо понять, что при использовании с умом и в разумных границах полезны любые изобретения, что без вышеперечисленных достижений нет развития, и современная жизнь невозможна, даже без памперсов современный быт осложнился б, все открытия способствует прогрессу цивилизации, так было всегда, начиная с древнейших времен: даже палкой-копалкой можно

было двинуть по голове, а можно было выкопать корень.

Сами по себе достижения цивилизации не могут быть ни вредными, ни полезными. В ходе этого исследования мы пришли к выводу, что все перечисленное полезно при грамотном использовании.

























«Самые вредные достижения цивилизации».

Хизриева Джамиля Шамильевна

РФ Республика Дагестан г. Махачкала с. Новый Хушет МБОУ СОШ №6 8 «а» класс.



Список литературы

  1. Войтюк Т.Ю. «Проблемы развития атомной энергетики». Минск 2002

  2. И. В. Ермакова. Генетически модифицированные организмы. Сочи 2010

  3. Источник: bezvreda.com - Мир без Вреда

  4. Р. Докинз. «Мыслить ясно о клонировании».1998

  5. Oрзак М., Компьютерная Зависимость Услуг. 1996-2003.

  6. Шведский нейрохирург профессор Лэйф Сэлфорд. 2003.

  7. В. В. Амбарцумян, В.Б. Носов, В. И. Тагасов. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. – М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 1999.

  8. http://www.vredno-vsyo.ru/

  9. Еременко Е.С. Вред курения. - Минск, 2002 Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. М., 1999



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!