СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Семейные ценности как основа духовности и нравственности подрастающей молодежи"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа посвящена изучению семейных традиций и ценностей современных детей. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Семейные ценности как основа духовности и нравственности для подрастающей молодежи»

ГУО «Тышковичская средняя школа»

Ивановского района









«Семейные ценности

как основа духовности и нравственности для подрастающей молодежи»






Автор: Марчук Александра Александровна, 5 класс

ГУО «Тышковичская средняя школа»


Руководитель: Райкевич Алёна Дмитриевна,

педагог-психолог




















Тышковичи, 2018

Содержание




Введение 3

Глава 1. Теоретическая часть 5

1.1 Семья и семейные ценности. Роль семейных ценностей

в жизни человека 5

1.2 Семья в православной культуре 6

1.3 Семейные ценности в литературе. Притчи 7

Глава 2. Практическая часть 9

2.1 Анкетирование «Семейные традиции и ценности» 9

2.2 Результаты 14

Заключение 16

Литература 17

Приложение




























Введение




Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, немало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», – говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «Любовь, Прощение, Терпение» А в конце листа: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».

И все?

‒ Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил: «И мира тоже».

В современных условиях всеобщего дефицита особенно разрушителен дефицит нравственный. В обществе процветают лицемерие, казнокрадство, цинизм и жестокость, происходит катастрофическое падение нравов.

Сложившаяся ситуация особенно пагубно влияет на формирование духовного мира подрастающего поколения, нравственности [1, с. 3]. Ценностные ориентации являются одним из центральных личностных образований и выражают сознательное отношение человека к социальной действительности [1, с. 5]. Родители являются первыми учителями нравственности своих детей [1, с. 38].

Что такое для человека семья? Это, в первую очередь, дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать того, что может дать семья. В семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Семейные традиции – источник стабильности и гуманности общества, переходящий из поколения в поколение способ передачи значимого содержания культуры, жизни семьи. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь [2, с. 121-123].

Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления, связанные с выполнением определенного действия, ребенок черпает из домашнего бытия, в семье, которая ведет правильный образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, материальный достаток, духовная и нравственная культура [3, с. 43].

Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, переносятся ребенком во взрослую жизнь и в собственную семью [3, с. 43]. Так устроен человек и такова жизнь. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, сильно взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Цель исследования: изучение ценностных ориентиров современного поколения подрастающей молодежи, семейные традиции, значимость семьи.

Задачи исследования:

  • рассмотреть духовно-нравственные основы православной семьи и отражение семейных ценностей в литературе;

  • определить особенности семейных традиций и ценностей в современных семьях путем исследования – анкетирования;

  • провести анализ представления современной молодежи о нравственных ценностях.

Объект и предмет исследования: семейные ценности, традиции в понимании современного подрастающего поколения детей.

Участники: учащиеся 5-7 классов ГУО «Тышковичская средняя школа» Ивановского района.

Актуальность вопроса о духовно-нравственных основах семейных ценностей в жизни определяется необходимостью подготовки молодого человека к выполнению семейных ролей.

Научная новизна исследовательской работы состоит в следующем:

  • проведен анализ ценностей подрастающей молодежи;

  • проведен анализ представления современной молодежи о нравственных ценностях, семейных традициях.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности.

Методы, использованные для проведения исследовательской работы:

  • анализ источников литературы;

  • опрос путем анкетирования;

  • сравнение.







Глава 1. Теоретическая часть




1.1 Семья и семейные ценности.

Роль семейных ценностей в жизни человека




Основными социально-психологическими регуляторами процесса жизнедеятельности человека и одновременно показателями его положения в обществе выступают жизненные ценности и ориентиры. Они определяют тип сознания человека, характер его деятельности, специфику его проблем, потребностей и интересов.

Понять, что значат ценности и ориентиры в жизни людей – очень важно. В зависимости от воспитания и индивидуальных особенностей, каждый человек выбирает для себя ценности, которые считает приоритетными.

Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни.

Ценности могут быть религиозными, политическими, нравственными, гедонистическими, профессиональными.

Примерами религиозных ценностей, т.е. ценностей, возникающих в религиозном осмыслении мира, являются верование в Бога, святость и праведность, следование религиозным предписаниям и запретам.

Нравственные же ценности характеризуют поступки и намерения человека. Сюда относят добро, гуманность, справедливость, мужество, верность, честность, порядочность, любовь.

Семья – величайшая ценность для каждого человека и для общества в целом [4, с. 3]. «Хорошая семья – это малый коллектив, члены которого живут вместе. Их объединяют общие интересы, общие радости, а иногда и общее горе». «Семья – это люди, которые крепко-накрепко связаны между собой любовью, уважением, общими интересами, общими обязанностями по отношению друг к другу» [4, с. 4]. Семья незаменима как воспитательная ячейка. Лишь в семье дети могут приобщаться к атмосфере эмоционального единения, которая столь необходима для формирования в человеке душевной теплоты и мягкости. Это сегодня является бесспорным [4, с. 32-33].

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой, добротой. Любовь – настолько глубокое чувство, которое невозможно точно описать словами. Мы можем только понимать, что это сильнейшая привязанность к другому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним. Люди становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от родных людей, любви. Дом с близкими людьми – это тихая гавань, где можно получить помощь, поддержку, заботу, чтобы жить и радоваться жизни. Очень важно и взаимопонимание, уважение, честность и искренность. Эти качества порождают другой атрибут счастливого дома – доверие. Любовь и доверие – это добродетели, наличие которых у человека, их полное развитие позволяет пробудить огромнейший пласт человеческого в человеке, достигнуть совершенства в построении собственного сценария жизни, реализации самого себя. С их помощью происходит дальнейшая социализация личности подрастающего поколения [5, с. 314].

Семья является важнейшим социообразующим элементом. Она всегда входила в ранг особых, жизненно важных ценностей общества. Семья в то же время является хранилищем нравственных устоев, традиций и обычаев, координатором поведения человека.

В современном мире существует множество концепций происхождения института семьи. Одни придерживаются убеждения, что семья – продукт эволюции человечества, иные считают ее необходимой формой социального устройства. Носители религиозной традиции убеждены в божественном происхождении семьи и семейных ценностей. Религиозная жизнь подсказывает, что брак и семья – не просто союз двух людей, но таинство становления личности супругов, когда муж и жена уже не просто два независимых друг от друга атома, а новый организм. Этот организм – живой. Он может расти, устремляясь вверх, цвести, приносить добрые плоды, но может и болеть, чахнуть и, в конце концов, погибнуть.

В основе религиозной семьи лежит совместная любовь супругов к Богу. Брак называют таинством любви длинной во всю жизнь. Взаимная любовь супругов друг к другу имеет продолжение в деторождении. В деторождении происходит совершенствование и распространение любви. Один огонек света дает жизнь другому.




1.2 Семья в православной культуре




Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг к другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке».

Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы», «матушки» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность – важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом. Любовь – основа семьи и православия [6, с. 25].




1.3 Семейные ценности в литературе. Притчи




Семья и семейные ценности – один из важнейших элементов фундамента культуры личности. В этом плане семейно-родственные отношения являются первичными. Они служат базисом формирования нравственности человека. Тема семьи пронизывает всю литературу. Малые литературные жанры, такие как пословицы, притчи, басни, вбирают в себя многовековой народный опыт. Рассмотрим один из жанров – притчи.

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Притчи – настоящее искусство слов попадать прямо в сердце. Их полезно время от времени перечитывать и задумываться о самом главном. Нижеследующая притча содержит глубокий непреходящий смысл о вечных ценностях семьи.

Притча о любви


Женщина вышла из дома и увидела во дворе троих стариков с длинными белыми бородами и сказала:

 Вы мне не знакомы, но, наверное, голодны. Входите в дом и поешьте.

 А муж дома? – спросили они.

 Нет, – ответила она.

 Тогда мы не можем войти.

Вечером, когда муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.

 Иди и скажи им, что я дома и пригласи их в дом! – сказал муж.

Женщина вышла и пригласила стариков.

 Мы не можем войти в дом вместе.

 Почему же? – удивилась она.

Один из стариков объяснил:

 Его зовут Богатство – сказал он, указывая на одного из своих друзей, и сказал, указывая на другого, – А его зовут Удача, а меня зовут Любовь. Иди домой и поговори со своим мужем, кого из нас вы хотите видеть в своем доме.

Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован.

 Как хорошо! Если уж надо сделать выбор, давайте пригласим богатство.

Его жена возразила:

 Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?

Их дочь слушала все, сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением:

 А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!

 Давай-ка согласимся с нашей девочкой. Иди и попроси Любовь стать нашим гостем.

Женщина вышла и спросила троих стариков:

 Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем.

Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Другие два старика последовали за ним.

Удивленная женщина спросила Богатство и Удачу:

 Я же пригласила только Любовь, почему вы идете?

 Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там где есть Любовь, всегда есть и Богатство, и Удача.


Притча о счастливой семье


В одной стране, в одном городе жил очень богатый купец. У него не было детей. И он задумался о том, кому оставить свое богатство. У него было три племянника, сыновья его сестер. Он позвал их к себе и сказал: «Я оставлю свое богатство тому, кто создал самую счастливую семью. Тот, кто это докажет, станет после моей смерти владеть всем, что у меня есть. Даю вам время, для того чтобы посоветоваться со своими женами и детьми, и через три дня жду вас с рассказами о своих семьях».

Прошло три дня, и он снова собрал своих племянников вместе с женами и детьми. Первый племянник рассказал о том, что как только он женился, они с женой жили бедно, а сейчас живут в богатом доме, у его жены и детей есть много разных дорогих вещей, и в этом залог счастья семьи. Тогда купец спросил у его жены, какой день был самым счастливым в ее жизни. Она рассказала, что самый счастливый день был тогда, когда ее муж, заработав первые деньги, купил ей новое красивое платье. «Потом я получила от него много подарков, но тот был самый счастливый день», – сказала она.

Второй племянник, доказывая, что его семья самая счастливая, рассказал, что, несмотря на то что они живут не очень богато, они с детьми проводят вместе свободное время, часто путешествуют, устраивают веселые праздники, приглашают друзей. И снова купец задал жене второго племянника тот же вопрос о самом счастливом дне. Она ответила, что самыми счастливыми в ее жизни были те, когда в семье появились дети.

Третий племянник рассказал о том, что живет очень бедно и, наверное, очень трудно рассказывать о счастье в бедной семье. «Каждый день мы вместе думаем, как нам прожить наступающий день. Но чувствуем мы себя по-настоящему счастливыми людьми только тогда, когда мы вместе, потому что любим друг друга. Мы стараемся приносить радость друг другу каждый день», – сказал он. На вопрос, который задавал купец всем женам, жена третьего племянника ответила: «У нас каждый новый день в семье счастливее предыдущего».

Купец завещал половину своего богатства третьему племяннику, а вторую половину поделил между первым и вторым [2, с. 125-126].




Глава 2. Практическая часть







2.1 Анкетирование «Семейные традиции и ценности»







Автор работы провела анкетирование учащихся 5-7 классов под названием «Семейные традиции и ценности» (приложение 1, 2). Всего приняло участие в анкетировании 36 учащихся. Содержание вопросов было направлено на изучение уровня осведомленности школьников в вопросах истории, традиций и ценностных ориентиров своей семьи.

Результаты анкетирования были обработаны по каждому классу и представлены в виде таблиц (таблицы 1-3).

Таблица 1

Результаты анкетирования «Семейные традиции и ценности»

учащихся 5 класса


Вопросы

Результаты

1

2

1

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» – 2 ученика;

«Нет» – 8 учеников.

2

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» – 4 ученика;

«Нет» – 6 учеников.

3

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» – 9 учеников;

«Нет» – 1 ученик.

4

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?


«Не знаю» – 10 учеников.

5

Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» – 2 ученика;

«Не знаю» – 8 учеников.

6

Где и когда семья собирается вместе?

дома, за ужином, по праздникам, на природе, дни рождения, отдых

7

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Пасха, день рождения, Рождество Христово, Новый год, международный женский день 8 Марта, День защитника Отечества 23 февраля

8

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?

«Да» – 10 учеников.

9

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» – 1 ученик;

«Нет» – 3 ученика;

«Когда как» – 6 учеников.

10

Есть ли семейные привычки?

«Да» – 5 учеников;

«Нет» – 5 учеников.

11

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

6 учеников ответили «сказка»;

4 ученика ответили «ничего».

12

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

дни рождения детей, новый год и другие праздники

Продолжение таблицы 1


1

2

13

Семья – это …

это главное в жизни для ребенка; радость, счастье; это здоровые родители, вера, надежда и любовь.

14


Семейные ценности – это …

здоровье, родители, дети, семья, счастье, благополучие в семье, вера, надежда, любовь, дети, радость, воспоминания, здоровье


Таблица 2

Результаты анкетирования «Семейные традиции и ценности»

учащихся 6 класса


Вопросы

Результаты

1

2

1

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» – 4 ученика;

«Нет» – 5 учеников.

2

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» – 6 учеников;

«Нет» – 3 ученика.

3

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» – 9 учеников.

4

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» – 5 учеников;

«Нет» – 1 ученик;

«Не знаю» – 3 ученика.

5

Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» – 2 ученика;

«Нет» – 2 ученика;

«Не знаю» – 5 учеников.

6

Где и когда семья собирается вместе?

дома, за столом, в гостиной, на отдыхе на природе, по праздникам

7

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

день семьи, день рождения, Новый год, день свадьбы родителей, Пасха, Рождество Христово

8

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?

«Да» – 9 учеников.

9

Есть ли у Вас дома распорядок дня?

«Да» – 8 учеников;

Продолжение таблицы 2


1

2


Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Нет» – 1 ученик.

10

Есть ли семейные привычки?

«Да» – 6 учеников;

«Нет» – 3 ученика.

11

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

5 учеников ответили «беседы, сказки, рассказы о детстве, истории»;

4 ученика ответили «ничего».

12

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

день рождения, Новый год, все праздники

13

Семья – это …

Родители, дети, радость и счастье, дружность, понимание; самое главное в жизни; когда все в семье счастливы; это мир, это жизнь; это счастье и дети; это мама, папа, я.

14

Семейные ценности – это …

дружба, счастье, любовь, мир, дети, родители, понимание, доброта, честность, родители, братья и сестры.


Таблица 3

Результаты анкетирования «Семейные традиции и ценности»

учащихся 7 класса


Вопросы

Результаты

1

2

1

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» – 3 ученика;

«Нет» – 14 учеников.

2

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» – 14 учеников;

«Нет» – 3 ученика.

3

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» – 17 учеников.

4

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» – 12 учеников;

«Нет» – 1 ученик;

«Не знаю» – 4 ученика.

5

Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» – 5 учеников;

«Нет» – 3 ученика;

Продолжение таблицы 3


1

2



«Не знаю» – 9 учеников.

6

Где и когда семья собирается вместе?

вечером дома, за столом, в гостиной во время просмотра кино, на природе;

7

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

день семьи, день рождения, Новый год, день свадьбы родителей, Пасха, Рождество Христово, 8 Марта, День матери, 23 Февраля

8

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?

«Да» – 17 учеников.

9

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» – 8 учеников.

«Нет» – 5 учеников;

«Когда как» – 4 ученика.

10

Есть ли семейные привычки?

«Да» – 12 учеников;

«Нет» – 5 учеников.

11

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

10 учеников ответили «беседы, сказки, рассказы о детстве, кино, колыбельная, истории, случаи из жизни»;

7 учеников ответили «ничего».

12

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

день рождения, Новый Год, праздник Крещения Господня, все праздники, достижения в учебе

13

Семья – это …

Родители, дети, радость и счастье, дружность, понимание, труд, доброта, помощь, любовь, благополучие; главное в жизни; когда все в семье счастливы; это мир; это счастье и дети, жизнь в мире; это мама, папа, я; это все родные люди; это люди, с которыми ты чувствуешь себя самим с собой; любовь, счастье между людьми как одно целое; это самый главный коллектив в жизни;

главная ценность жизни.

Продолжение таблицы 3


14


Семейные ценности – это …

дружба, счастье, любовь, мир;

дети, родители, братья и сестры;

понимание, доброта, честность, доверие, благополучие, здоровье;

то, что человек боится потерять;

вещи, которые напоминают о чем-то родном;

жизнь в согласии и любви;

ценности, которые передаются из поколения в поколение.




2.2 Результаты




На основании информации, полученной в результате анкетирования можно сказать следующее:

Все участники анкетирования (100 %) ответили, что у каждой семьи есть семейный альбом, хранятся семейные фотографии, что немаловажно для передачи знаний и опыта поколений родословной.

На вопрос «Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?» среди 36 участников анкетирования следующие ответы: 17 учеников ответили «Да», 2 ученика ответили «Нет», 17 учеников ответили «Не знаю».

Проанализировав ответы учащихся мы можем говорить о том, что по мере взросления родители проводят беседы на различные темы, которые помогают детям расти и морально развиваться, научаться жизненному примеру родителей.

На вопрос «Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?» все участники анкетирования (36 человек) ответили положительно.

Более подробно мы узнали семейные праздники, которые празднуются в каждой семье. Такими являются следующие: день рождения, международный женский день (8 Марта), День защитника Отечества (23 февраля), день семьи, день свадьбы родителей, День матери, Новый год. Среди религиозных праздников в семьях празднуются Рождество Христово, Пасха, праздник Крещения Господня, день ангела и другие религиозные праздники в течение года.

Таким образом, мы можем говорить о том, что нравственное воспитание, воспитание духовной личности приветствуется в каждой семье и является залогом развития детей.

Семья и семейные ценности для учащихся заключаются во многом.

Ученики 5 класса высказали мнение, что семья – это:

- это самое главное в жизни, главное для ребенка;

- здоровые родителей, радость, счастье, вера, надежда и любовь.

Семейные ценности – это:

- родители, дети, семья, благополучие в семье, приятные воспоминания;

- здоровье, вера, надежда, любовь, радость.

Ученики 6 класса высказали мнение, что семья – это:

- родители, дети, когда все в семье счастливы;

- главное в жизни;

- радость и счастье, дружность и понимание, мир.

Семейные ценности – это:

- дружба, счастье, любовь, мир;

- дети, родители, братья и сестры;

- понимание, доброта, честность.

Ученики 7 класса высказали мнение, что семья – это:

- родители, дети, родные люди, счастье и благополучие в семье;

- жизнь в мире;

- люди, с которыми ты чувствуешь себя самим с собой;

- любовь, счастье между людьми, как одно целое;

- радость и счастье, дружность, понимание, труд, доброта, помощь;

- самый главный коллектив в жизни;

- главная ценность жизни.

Семейные ценности – это:

- дружба, счастье, любовь, мир;

- дети, родители, братья и сестры;

- понимание, доброта, честность, доверие, благополучие, здоровье;

- то, что человек боится потерять;

- вещи, которые напоминают о чем-то родном;

- жизнь в согласии и любви;

- ценности, которые передаются из поколения в поколение.

Как видим, из ответов учащихся о семье и семейных ценностях можно проследить некоторую тенденцию взросления, понимания важного и значимого в жизни каждого ребенка, понимание ценности жизни, единства семьи. Можно полагать, что ценности играют немаловажную роль в воспитании и становлении личности ребенка. Эти ценности не должны быть утрачены в динамично развивающемся мире, и накопленный опыт необходимо использовать для воспитания современного человека, что и соблюдается в каждой современной семье.

Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых и детей. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение.




Заключение




Разрушение института семьи и семейных отношений ведет к потере обществом нравственного благополучия. Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Именно в семье мальчик учится быть мужественным, защищать правду, подражая отцу, а девочка учится быть женственной, доброй и заботливой хозяйкой, подражая матери. Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания.

Актуальность раскрываемого в данной работе вопроса позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций семейного воспитания в современном мире. Религиозное мировоззрение, ориентированное на высшие ценности человечества, было и есть стержневая идея в воспитании подрастающего поколения. Обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни [7, с. 4]. Обычаи и традиции – это два рядом идущих канала, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственно-политические убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности [3, с. 13].

Важно помнить только одно: каждое поколение имеет свою неповторимую и уникальную историю, дорожит своими ценностями и опирается на них. Мы, как их носители, можем этих ценностей и не замечать, но они определяют наше поведение и стиль жизни.











Литература




1. Станчиц М. А. Этика милосердия : Пособие для учителей и воспитателей. – Мн. : Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1996. – 116 с.

2. Буткевич В. В. Мое Отечество. VII класс : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. В. Буткевич, О. В. Толкачева. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – 208 с.

3. Профилактика домашнего насилия: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Н. Н. Яковлева [и др.]. – Минск : Четыре четверти, 2015. – 148 с.

4. Юркевич Н. Г. Семья и личность. – Мн. : Нар. Асвета, 1986. – 79 с., ил. – (Школьникам о семейн. жизни).

5. Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.]; под ред. М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.

6. Духовные подвижники родной земли (история православия родного края). – Тышковичи, 2016.

7. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976. 216 с.















Просмотр содержимого презентации
«Презентация к исследовательской работе»

Семейные ценности как основа духовности и нравственности для подрастающей молодежи

Семейные ценности как основа духовности и нравственности для подрастающей молодежи

Цель работы: изучение ценностных ориентиров современного поколения подрастающей молодежи, семейные традиции, значимость семьи

Цель работы:

изучение ценностных ориентиров современного поколения подрастающей молодежи, семейные традиции, значимость семьи

Задачи:

Задачи:

  • рассмотреть духовно-нравственные основы православной семьи и отражение семейных ценностей в литературе;
  • определить особенности семейных традиций и ценностей в современных семьях путем исследования – анкетирования;
  • провести анализ представления современной молодежи о нравственных ценностях.
Объект исследования : семейные ценности, традиции в понимании современного подрастающего поколения детей.

Объект исследования :

семейные ценности, традиции в понимании современного подрастающего поколения детей.

Таблица 1 Показатели пластинки листа липы мелколистной Результаты анкетирования  «Семейные традиции и ценности» 100 % участников анкетирования ответили, что у каждой семьи есть семейный альбом, хранятся семейные фотографии; Вопрос «Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?» Ответ: 17 учеников - «Да», 2 ученика - «Нет», 17 учеников - «Не знаю». Вопрос «Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?» Ответ: 36 учеников - «Да». Вопрос «Какие праздники вы считаете семейными?»: Ответ: день рождения, международный женский день (8 Марта), День защитника Отечества (23 февраля), день семьи, день свадьбы родителей, День матери, Новый год. Среди религиозных праздников в семьях празднуются Рождество Христово, Пасха, праздник Крещения Господня, день ангела и другие религиозные праздники в течение года.

Таблица 1

Показатели пластинки листа липы мелколистной

Результаты анкетирования «Семейные традиции и ценности»

  • 100 % участников анкетирования ответили, что у каждой семьи есть семейный альбом, хранятся семейные фотографии;
  • Вопрос «Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?» Ответ: 17 учеников - «Да», 2 ученика - «Нет», 17 учеников - «Не знаю».
  • Вопрос «Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и др.?»
  • Ответ: 36 учеников - «Да».
  • Вопрос «Какие праздники вы считаете семейными?»:

Ответ: день рождения, международный женский день (8 Марта), День защитника Отечества (23 февраля), день семьи, день свадьбы родителей, День матери, Новый год. Среди религиозных праздников в семьях празднуются Рождество Христово, Пасха, праздник Крещения Господня, день ангела и другие религиозные праздники в течение года.

Ответы учеников 5 класса Семья – это: это самое главное в жизни, главное для ребенка; здоровые родители, радость, счастье, вера, надежда и любовь. Семейные ценности – это:

Ответы учеников 5 класса

Семья – это:

  • это самое главное в жизни, главное для ребенка;
  • здоровые родители, радость, счастье, вера, надежда и любовь.

Семейные ценности – это:

  • родители, дети, семья, благополучие в семье, приятные воспоминания;
  • здоровье, вера, надежда, любовь, радость.
Ответы учеников 6 класса Семья – это: родители, дети, когда все в семье счастливы; главное в жизни; радость и счастье, дружность и понимание, мир. Семейные ценности – это:

Ответы учеников 6 класса

Семья – это:

  • родители, дети, когда все в семье счастливы;
  • главное в жизни;
  • радость и счастье, дружность и понимание, мир.

Семейные ценности – это:

  • дружба, счастье, любовь, мир;
  • дети, родители, братья и сестры;
  • понимание, доброта, честность.  
Ответы учеников 7 класса Семья – это:

Ответы учеников 7 класса

Семья – это:

  • родители, дети, родные люди, счастье и благополучие в семье;
  • жизнь в мире;
  • люди, с которыми ты чувствуешь себя самим с собой;
  • любовь, счастье между людьми, как одно целое;
  • радость и счастье, дружность, понимание, труд, доброта, помощь;
  • самый главный коллектив в жизни;
  • главная ценность жизни.
Ответы учеников 7 класса Семейные ценности – это:

Ответы учеников 7 класса

Семейные ценности – это:

  • дружба, счастье, любовь, мир;
  • дети, родители, братья и сестры;
  • понимание, доброта, честность, доверие, благополучие, здоровье;
  • то, что человек боится потерять;
  • вещи, которые напоминают о чем-то родном;
  • жизнь в согласии и любви;
  • ценности, которые передаются из поколения в поколение.
Выводы

Выводы

  • Прослеживается некоторая тенденция взросления, понимание важного и значимого в жизни каждого ребенка, понимание ценности жизни, единства семьи.
  • Полагаем, что ценности играют немаловажную роль в воспитании и становлении личности ребенка. Эти ценности не должны быть утрачены в развивающемся мире, и накопленный опыт необходимо использовать для воспитания современного человека, что и соблюдается в каждой современной семье.
  • Все семьи счастливы по-своему. У большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых и детей. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!