СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Сердце, отданное детям"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Сердце, отданное детям"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Сердце, отданное детям"»

Областной конкурс

проектных и исследовательских работ учащихся

4-8 классов образовательных учреждений Ростовской области

«МАЛАЯ АКАДЕМИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»








Возрастная группа:А - «Первые шаги» (4 - 5 классы)



Секция:Гуманитарная







Тема работы: «Сердце, отданное детям»







Автор работы:

Трубко Игорь


Руководитель:

Журавлёва Ирина Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ Лиховской СОШ


Территория:

х.Лихой,

Красносулинский район







2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

1.1. Детство военное и послевоенное 5

1.2. Школьные годы 5

1.3. «Я б учителем пошла, пусть меня научат» 6

1.4. «Сердце отдаю детям …» 6

1.5. «Семья – источник радости и счастья» 9

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

  3. ПРИЛОЖЕНИЯ 12






























АННОТАЦИЯ

Трубко Игорь

МБОУ Лиховская СОШ, 4 класс.

«Сердце, отданное детям»

Руководитель: Журавлёва Ирина Васильевна, учитель начальных классов.

Актуальность работы в том, что современные подростки, всё больше погружаясь в виртуальный мир, увлекаясь компьютерными играми и подражая их персонажам, перестают обращать внимание на людей, которые их окружают. А ведь среди окружающих нас людей много таких, которые могут быть предметом нашей гордости и служить нам примером.

Цель работы: проследить жизненный и трудовой путь Журавлёвой Нины Никоноровны, бывшего учителя Лиховской средней общеобразовательной школы №1, и на её примере показать, что среди наших земляков есть люди, которыми мы должны гордиться.

В результате работы над проектом получен интересный материал о жизни и трудовом пути Отличника народного просвещения, Ветерана труда, бывшего учителя-методиста Лиховской средней общеобразовательной школы №1 Журавлёвой Нины Никоноровны и передан в школьный музей.

Сделаны выводы о том, как много теряют современные подростки, лишая себя общения со своими земляками.























ВВЕДЕНИЕ

Школа… Замечательное слово. Да и школьная пора – весьма замечательное время. Я учусь в Лиховской средней школе. Школу свою я люблю. Каждое утро я отправляюсь за новыми знаниями и новыми впечатлениями. До поворота иду по своей улице, приветствую встречающихся соседей. Больше всех обращает на меня внимание наша соседка Нина Никоноровна. Поздоровавшись, мы с Ниной Никоноровной расходимся по своим делам: я – за парту, а она – к своим домашним заботам.

Однажды я увидел фото, на котором изображена моя мама в школьной форме. На фото есть и другие ученики. И каково же было моё удивление, когда в учительнице, окружённой детьми, я узнал нашу соседку, Нину Никоноровну(Приложение 1). Так вот в чём секрет её доброты, общительности и умения выслушать: Нина Никоноровна – бывшая учительница. Я очень захотел больше узнать об этом человеке.

Тема моей исследовательской работы – «Сердце, отданное детям».

Актуальность работы: многие подростки стремятся подражать персонажам компьютерных игр, американских мультфильмов и некачественных сериалов. Им сложно оторваться от виртуального мира и обратить своё внимание на людей, которые их окружают. Реальные люди детям всё менее интересны, поэтому я считаю, что нужно привлекать внимание ребят к этой проблеме.

Цель исследования: проследить жизненный и трудовой путь Журавлёвой Нины Никоноровныи на её примере показать, что среди наших земляков есть люди, которыми мы должны гордиться.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с биографией Журавлёвой Нины Никоноровны.

  2. Узнать о её профессиональных достижениях.

  3. Подготовить презентацию.

  4. Поделиться с ребятами наиболее интересной информацией.

Объект исследования: жизненный и трудовой путь Журавлёвой Н. Н.

Предмет исследования: профессиональные достижения и человеческие качества моей землячки Журавлёвой Нины Никоноровны.

Гипотеза: я считаю, что среди моих земляков много замечательных людей, которые могут передать нам свой жизненный опыт, послужить хорошим примером и быть предметом нашей гордости.

Новизна работы заключается в том, чтоисследованием жизни и деятельности Нины Никаноровны до меня никто не занимался, информации о ней нет в школьном музее в экспозиции «Наши земляки».

Методы исследования:

  1. Беседы с Журавлёвой Н. Н., её коллегами, учениками, директором МБОУ Лиховской СОШ.

  2. Изучение архивных документов, фотографий.

  3. Обработка и анализ полученных результатов.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Детствовоенное и послевоенное

Родилась Нина Никоноровна Журавлёва (Руфмакова) 12 августа 1938 г. в г. Макеевка Донецкой области. Отец, Руфмаков Никонор Азарович, был шахтёром, а мать, Евдокия Семёновна, вела домашнее хозяйство(Приложение 2).

Нине Никоноровне не исполнилось трёх лет, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт. Из родного города жители перебирались в другие населённые пункты. Так Нина Никоноровна с мамой и старшим братом оказались в посёлке Светлый Путь. Нине Никоноровне запомнилось это доброе и светлое название. Запомнилась ей и оставшаяся без хозяевкорова, которую мама доила, чтобы напоить детей молоком; помнит она, как скитались по чужим углам, не имея собственной крыши над головой. Но самое яркое воспоминание голодного военного детства – это кусок хлеба, которым её угостили. Но вкуса этого хлеба Нина Никоноровна так и не узнала, потому что на неё тут же набросилась голодная собака, вырвала хлеб, поранила лицо…

В военные годы из близких людей рядом были только мама и брат. О дедушке Нина Никоноровна ничего не знает. А бабушку избили до смерти немцы, потому что её дочь была женой командира партизанского отряда. Фотографий родственников у Нины Никоноровны нет, да и своих собственных, пояснила она, тоже очень мало: в военные и послевоенные годы было не до фотографий.

    1. Школьные годы

Вскоре комиссовали отца, воевавшего на Кавказе. Он нашёл семью после эвакуации. Незадолго до окончания войны, в январе 1945 г., Никонор Азарович перевёз семью в п. Чичерино Зверевского р-на Ростовской обл.А осенью этого же года Нина Никоноровна пошла в 1 класс. Поначалу учиться было очень трудно, потому что она не знала ни слова по-русски, для неё родным языком был украинский. Но желание не отставать от других детей, старание и прилежание помогли преодолеть все трудности и успешно закончить начальное обучение. Школа в посёлке Чичерино была трёхлетняя, поэтому дальнейшее обучение пришлось продолжить в школе на ст. Лихая. Но вскоре в Чичерино открыли семилетку, и свой первый документ об образовании Нина Никоноровна получила в Чичеринской школе в 1952 г.(Приложение 3).

Десятилетку она закончила в 1955 г. в х. Лихом(Приложение 4).

    1. «Я б учителем пошла, пусть меня научат»

К окончанию 10 класса Нина Никоноровна определилась с выбором профессии. Случилось так, что она посмотрела фильм «Сельская учительница».По сценарию, окончив гимназию, молодая девушка едет в послереволюционную деревню учить крестьянских детей. Сейчас Нина Никоноровна не помнит точно тех слов, которые говорила героиня своим питомцам, но тогда эти слова тронули её душу, перевернули представление о будущем, выбор был таков: она тоже скоро скажет такие же слова своим будущим ученикам. Она вложит в эти слова всю любовь к будущей профессии, к своим воспитанникам, а они будут прилежно учиться грамоте, учитьсябыть хорошими людьми и любить свою Родину.

Получив аттестат зрелости, поехала поступать на исторический факультет Шахтинского педагогического института, но не прошла по конкурсу. В 1957 г.Нина Никоноровна поступила на курсы подготовки бухгалтеров в Шахтинский Филиал Ростовского межобластного учебного комбината. Успешно их закончив(Приложение 5), проработала несколько лет бухгалтером и счетоводом в разных организациях, а в 1964 г. была принята кассиром в Лиховскую вспомогательную школу-интернат БОНО (Бакинского отдела народного образования). Это была школа для детей, эвакуированных во время войны с Кавказа. Казалось, что мечте юности, навеянной фильмом «Сельская учительница», не суждено сбыться. Но Нине Никоноровне неожиданно предложили должность воспитателя.

Нина Никоноровна согласилась, не раздумывая. Так в 1965 г. она сменила профессию бухгалтера на педагогическую профессию и поступила на заочное отделение Азовского педагогического училища. Закончила его через три года, в 1968 г.(Приложение 6). К этому времени закрыли учреждение БОНО и открыли новую школу в хуторе Лихом.

В этой школе и начала Нина Никоноровна трудиться учителем. Поступив на работу в январе 1968 г., полгода проработала воспитателем группы продлённого дня. А в сентябре этого же года наконец сказала своим первоклассникам заветные слова, которые столько лет лелеяла в своём сердце(Приложение 7).

    1. «Сердце отдаю детям …»

Но в жизни оказалось всё намного сложнее, чем в кино. Класс был большой, около тридцати человек. Предстояла сложная работа: сформировать коллектив и научить детей дружить, а вместе с этим решать образовательные задачи. Возникали проблемы с дисциплиной, но Нина Никоноровна справлялась, работала увлечённо. Она никогда не повышала голос на ребят, не ругала своих учеников, она – наставляла. Была требовательной к себе и к детям, справедливой. Бывшие ученики Нины Никоноровны говорят о ней с улыбкой, с удовольствием, с теплом, и даже первые её выпускники до сих пор помнят мягкие игрушки, которые шили на уроках труда; помнят, как работали на субботниках, старались ради высокой награды – похвалы любимой учительницы (Приложение 8). Они вспоминают, что у Нины Никоноровны был большой красный портфель, с которым она ходила на работу. И таким счастьем было для малышей помочь своей учительнице донести этот портфель до школы. Каждое утро они дежурили, встречая её у дома, подхватывали заветную ношу и несли в свой класс. А иногда, завидя издалека, бежали навстречу наперегонки, кто раньше успеет.

На вопрос, какой Вы помните свою учительницу, многие из выпускников Нины Никоноровны в первые секунды пожимают плечами: не знаю… помню только, что мы её очень любили.

Такой признательности можно только позавидовать: никто из опрошенных не промолчал равнодушно, у каждого нашлись тёплые слова воспоминаний.

В беседе Нина Никоноровна больше рассказывала о своих учениках, чем о себе, и делала это так вдохновенно, что её спокойный журчащий голос с лёгкой хрипотцой завораживал и уводил меня в её далёкие воспоминания. Мне казалось, что Нина Никоноровна помнит каждого из своих учеников. Помнит трудности каждого из своих ребят, помнит, какие она придумывала хитрости, чтобы эти трудности преодолеть. Одной из важных задач Нина Никоноровна считала работу над развитием техники чтения. Это была сложная задача, но именно за достижение хороших результатов в работе над развитием техники чтения учителю была неоднократно объявлена благодарность (Приложение9).

В 1982 г. Нина Никоноровна закончила Таганрогский педагогический институт и получила диплом о высшем образовании по специальности «Педагогика и методика начального обучения»(Приложение 10).

Я решил вернуться к фото, с которого и началась моя исследовательская работа. У меня ещё оставался один вопрос: кто эта девушка рядом с Ниной Никоноровной? Оказалось, что в 1984 г. в нашу школу приехала выпускница Таганрогского педагогического института Карпухина Надежда, учитель музыки. Нину Никоноровну назначили наставником молодого специалиста.Вскоре по этому поводу в газете «Власть советов» появилось фото и небольшая статья (Приложение 11).

В 1985 г. Нина Никаноровна была награждена значком «Отличник народного просвещения»(Приложение 12).

На вопросы о себе самой Нина Наконоровна разводила руками: «Да какие там заслуги? Помню, на августовской конференции в г. Красном Сулине мне вручили грамоту. Грамота была Министерства Просвещения Ростовской области, но это было так давно, что она не сохранилась. Поэтому и говорить об этом не стоит. Зачем говорить о том, чего уже нет?» Я обратился за информацией к директору школы, Галине Александровне: очень хотелось узнать об этой награде подробнее. К большому сожалению, разыскать документ не удалось, но коллеги Нины Никоноровны очень хорошо помнят это важное для школы событие.

В 1988 г. в районной газете «Власть Советов» была напечатана статья «Первая учительница», посвящённая профессиональным достижениям учителя начальных классов средней школы №1 хутора Лихого Журавлёвой Н. Н.: «…Опыт работы Нины Никоноровны обобщается районным методкабинетом, на её уроках часто присутствуют педагоги школы. Учительница награждена грамотами роно и облоно … По итогам прошедшей аттестации коллектив Лиховской школы ходатайствует о присвоении Нине Никоноровне высокого звания «Учитель-методист» [3] (Приложение 13). Вскоре, в этом же 1988 г., учителю было присвоено звание «Учитель-методист» (Приложение 14).

Нина Никоноровна – всегда в работе, в заботах. Ведь нужно бороться не только за повышение техники чтения, но и научить детей любить задачи, чтобы они не казались трудными и пугающими. Нужно вести борьбу с орфографической безграмотностью, штурмовать словари, но даже от этих повседневных и, казалось бы, однообразных дел учительница получала удовольствие: удалось, получилось, научились, справились, поняли…

Нину Никоноровну никто не помнит сердитой. О чём бы она ни говорила, какие бы серьёзные вопросы ни решала – на лице всегда милая обаятельная улыбка, голос спокойный, ровный, неторопливый. Чувство меры и такта – в каждом слове.

Да, сейчас, конечно, образовательный процесс – так считает Нина Никоноровна– проходит намного интереснее. Ведь в её времена были обычные бумажные карточки с заданиями, картинки из журналов да старые таблицы, а сейчас – различные технические средства, современное оборудование – есть, чем детей удивить.

Я смотрю в эти добрые глаза, молча слушаю, но в душе не соглашаюсь. Я уже достаточно знаком с этим человеком, чтобы понять: не карточками или техническими средствами измеряется любовь к своему учителю. Любовь к учителю – это ответная реакция на его распахнутое навстречу детям сердце.

В 1986 г. Нина Никоноровна получила медаль «Ветеран труда».(Приложение15).

В 1993 г. пошла на пенсию, но продолжала работать.

Ушла из школы на заслуженный отдых Нина Никоноровна в 1998 г., проработав в Лиховской школе 30 лет, оставив на своём счету 10 выпусков.

    1. «Семья – источник радости и счастья»

Вот так, отдавая много времени работе, Нина Никоноровна воспитывала и своих собственных детей. Её муж, Журавлёв Виктор Васильевич, был шахтёром. С ним она прожила в браке 37 лет, до самой его смерти.Сыновья, Александр и Василий, закончив школу, решили продолжить дело деда и отца: один за другим получили высшее образование на горном факультете НПИ(Приложение 16).

В настоящее время старший сын Александр – кавалер трёх степеней «Шахтерской славы», емуприсвоено звание «Почётный шахтёр» и «Почётный работник угольной промышленности».

У Нины Никаноровны четверо взрослых внуков, которые успешно нашли своё место в жизни, и один правнук.

На мой вопрос, считаете ли Вы себя счастливым человеком, Нина Никоноровна ответила: «В профессии учителя – я, безусловно, очень счастливый человек. А моя семья всегда была моей поддержкой и опорой. У меня достойные дети и внуки».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своего исследования я узнал, как непроста была жизнь Нины Никоноровны и как нелёгок был её путь к достижению заветной мечты. Жизнь не подносила ей победы и успехи в готовом виде, она достигала их своим упорным добросовестным трудом. В этом ей помогали и её человеческие качества: доброта, отзывчивость, терпение, справедливость.

После нескольких встреч с этим замечательным человеком я понял, как много мы, дети, теряем, лишая себя общения с нашими земляками. Ведь от них мы можем узнать не только интересные факты из истории нашего родного края, но и то, какими качествами надо обладать, чтобы добиться успеха для себя и принести пользу Родине, сделать счастливыми тех, кто рядом с нами, и самому быть счастливым. Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась.

Результат работы над проектом: в результате работы над проектом я получил интересный материал о жизни и трудовом пути Отличника народного просвещения, Ветерана труда, бывшего учителя-методиста Лиховской средней общеобразовательной школы №1 Журавлёвой Нины Никоноровны и передал его в школьный музей. Создал презентацию по данной теме, познакомил своих одноклассников с наиболее интересной информацией.

Практическая значимость: материалы, полученные в ходе данного исследования, можно использовать во внеурочной работе с обучающимися начальных классовпо направлению «Краеведение. Наши земляки».


























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература и документы

  1. Документы из личного архива Журавлёвой Н. Н.

  2. Фотографии из личного архива Журавлёвой Н. Н.

  3. С. Беликов. «Первая учительница». – «Власть советов», № 38, 1988 год.



Респонденты

  1. Журавлёва Н. Н., бывший учитель Лиховской средней общеобразовательной школы № 1.

  2. Веникова Г. А., директор МБОУ Лиховской СОШ.

  3. Журавлёва И. В., учитель начальных классов МБОУ Лиховской СОШ.

  4. Бывшие ученики Журавлёвой Н. Н. (Синяк М. И., Манченко И. М., Позднякова Л. И. и др.)







































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Журавлёва Н. Н. (слева) и молодой специалист Карпухина Н. (справа)

с учениками Лиховской средней школы №1

Приложение 2

Свидетельство о рождении Руфмаковой Н. Н.

Приложение 3

Свидетельство об окончании семилетней школы № 35 пос. Чичерино Зверевского р-на Ростовской обл., выданное Руфмаковой Н. Н. в 1952 г.

Приложение 4

Аттестат зрелости. 1955 г.

Приложение 5

Свидетельство об окончании курсов подготовки бухгалтеров

Шахтинского Филиала Ростовского межобластного учебного

комбинатаРуфмаковой Н. Н.

Приложение 6

Диплом об окончании Журавлёвой Н. Н. Азовского

педагогического училища

Приложение 7

Журавлёва Н. Н. с первыми учениками

Приложение 8

На субботнике

Приложение 9

Диплом об окончании Журавлёвой Н. Н. Таганрогского государственного педагогического института





Приложение 10

Вырезка из газеты «Власть советов». Журавлёва Н. Н. – наставник молодого специалиста Н. Карпухиной

Приложение 11

Удостоверение о награждении значком «Отличник

народного просвещения»

Приложение 12

Статья С. Беликова в газете «Власть советов», № 38, 1988 год





Приложение 13

Удостоверение о присвоении Журавлёвой Н. Н.

звания «Учитель-методист»

Приложение 14

Удостоверение о награждении Журавлёвой Н. Н. медалью

«Ветеран труда»

Приложение 15

Нина Никоноровна с мужем и Нина Никоноровна со

младшим сыномВасилием со старшим сыном Александром


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!