Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюковенская средняя общеобразовательная школа» Навлинского района Брянской области
Исследовательская работа
«Снег как показатель загрязнения окружающей среды»
Работу выполнил
обучающийся 3 класса
Кирюхин Александр
Руководитель учитель биологии,
педагог дополнительного образования
Романова Татьяна Владимировна
п. Клюковники 2017 г.
Оглавление
Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Снег - губка, впитывающая все загрязнения ------------ 5
Глава 2. Изучение снежного покрова ---------------------------------- 6
2.1. Изучение внешнего вида снега ---------------------------------------- 6
2.2. Химический анализ снега ----------------------------------------------- 7
2.3. Биотестирование ----------------------------------------------------------- 8
2.4. Выводы по проделанному опыту ------------------------------------- 9
Заключение --------------------------------------------------------------------------- 11
Литература ----------------------------------------------------------------------------- 11
Приложения ------------------------------------------------------------------------- 12
Введение
Тема работы «Снег как показатель загрязнения окружающей среды»
Гипотеза: чем дальше источник искусственного загрязнения воздуха, тем чище снег.
Цель исследования: исследовать степень загрязнения снежного покрова на разных участках посёлка Клюковники.
Задачи исследования:
1. На основе литературных источников изучить информацию об образовании снега, факторах, влияющих на его загрязнение;
2. Познакомиться с методикой проведения исследовательской работы;
3. Провести исследование состояния снежного покрова на территории п. Клюковники;
4. Проанализировать отрицательное воздействия загрязнения на растительный организм;
5. Сделать выводы о наиболее загрязнённых местах посёлка.
Объект исследования: снежный покров.
Предмет исследования: степень загрязнения проб снега с различных участков территории .
Место исследования:
данное исследование проводилось обучающимся 3 класса МБОУ «Клюковенская СОШ» Навлинского района Брянской области. Исследование проводилось в здании школы. Исследовались пробы снега с различных участков:
участок №1: территория вдоль железной дороги;
участок №2: обочина автодороги, проходящая рядом с территорией нашей школы по улице Школьная;
участок №3: территория пришкольного участка
Методы исследования:
1. Теоретический (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач).
2. Практически - экспериментальный (постановка опытов).
3. Эмпирический (наблюдения, описания и объяснения результатов эксперимента).
Сроки проведения исследования: январь – февраль 2017 года.
Актуальность. Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный показатель загрязнения окружающей среды. Вредные вещества, выбрасываемые предприятиями, котельными, автомобильным и железнодорожным транспортом, накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Изучение состава снежного покрова позволяет оценить степень загрязнения воздуха, изучить влияние загрязнения на растения, высаживаемые на полях, огородах и клумбах, степень загрязнения талых вод.
Основным и главным источником загрязнения окружающей среды в нашем населенном пункте является железнодорожный и автомобильный транспорт. Вредные соединения в составе выхлопных газов, дыма дизелей поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там до начала тепла. Кроме этого, дороги зимой посыпают песком во избежание гололеда. Естественно песок остается в толще снега до весны. Таким образом, в составе снега можно выделить мельчайшие частицы пепла, выбрасываемые с выхлопными газами автомобилей или с дымом, сажа, частицы вредных металлов (марганец, свинец).
В течение зимы вредные вещества продолжают поступать в окружающую среду, так как деятельность человека продолжается круглый год. Определить, какие именно вещества поступают в атмосферу, и каковы последствия их влияния на окружающую среду, можно в зимний период с помощью анализа снежного покрова конкретной территории. Я решил провести исследовательскую работу, которая поможет мне ответить на вопрос: «Правда ли, что транспорт влияет на чистоту снежного покрова, а, следовательно, на живые организмы?».
Глава 1. Снег-губка, впитывающая все загрязнения
Жизнь начинается с дыхания и заканчивается его прекращением. Человек может отказаться от приёма недоброкачественной пищи, не пить загрязнённую воду, но не дышать он не может. Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению численности, видового разнообразия животных и растений, заболеваемости человека. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы несколькими путём попадания частиц и ядовитых газов в дыхательную систему человека и животных и в листья растений; а также через атмосферные осадки, которые накапливают в себе загрязнения воздуха.
Осадки могут выпадать в разных формах. Одной из них является снег. Снег образуется, при температуре 00 С. Образовавшиеся кристаллики льда в этом случае, не успевают растаять.
Загрязнение снежного покрова происходит в 2 этапа. Во — первых это загрязнение снежинок во время их образования в облаке и выпадения на местность. Во-вторых, это загрязнение уже выпавшего снега в результате сухого выпадения загрязняющих веществ из атмосферы.
Снег выпадает из низких и очень холодных облаков при температуре воздуха, близкой к температуре замерзания, при которой ледяные кристаллы достигают поверхности земли, не тая. Снег в результате таяния, превращается в воду.
Вода играет исключительно важную роль в природе. Она создает благоприятные условия для жизни растений, животных, микроорганизмов. Под влиянием солнечного тепла часть воды испаряется. Водяной пар, охлаждаясь в воздухе, превращается в капли, впитывает в себя газообразные выбросы, превращаясь, таким образом, в кислые или щелочные среды. Потом в виде дождя или снега выпадает на землю. Одним из способов изучения чистоты воздуха является исследование снега. Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный показатель чистоты воздуха.
Снежный покров – прекрасная возможность для исследования загрязнений природной среды. Он обладает рядом свойств, делающих его удобным показателем загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения вод и почв. При образовании и выпадении снега концентрация загрязняющих веществ в нём оказывается в 2-3раза выше, чем в атмосферном воздухе.
В зависимости от источника загрязнения и его удаленности изменяется и состав снегового покрова, поэтому нами были взяты пробы снега на анализ в различных местах.
Глава 2. Изучение снежного покрова
Я с моим руководителем решили взять три пробы снега в разных местах, а потом поместить снег в теплое место, чтобы он растаял. Отбор проб снежного покрова прост, не требует сложного оборудования.
Снег был взят в районе железной дороги, автодороги и на пришкольном участке (рис. 1).
Снег мы набирали детским совком в стеклянные трёхлитровые банки . Масса снега в банках была приблизительно равной - 1600 г. (+ - 50 г.) (рис. 2).
2.1. Изучение внешнего вида снега
Определение цвета снега
Первое что мы сделали - определили цвет снега. Цвет может быть белый, светло - серый, серый, грязный или другой.
Для определения цветности снега взяли пробы снега и лист белой бумаги. На лист положили снег и на белом фоне бумаги определили его цвет (таблица №1).
В районе железной дороги снег очень тёмный. Снег, взятый на обочине автодороги, - белый с лёгким серым оттенком. На пришкольном участке снег белый без оттенка (рис. 3).
Степень загрязнения талой воды в разных районах отличается (рис. 4). В районе железной дороги банка с оттаявшим снегом покрыта толстым грязным налетом. Вода очень грязная, почти черная. Вода, полученная при таянии снега с обочины дороги, практически чистая с небольшим количеством мути. По прошествии времени, в банке обозначился контур на уровне воды в виде темного тонкого ободка.
Вода, образовавшаяся при таяние снега с пришкольного участка, практически прозрачная, без явных осадков.
Определение веса осадка
С каждого участка воду отфильтровали по 200 мл. проб (рис. 5,6), высушили остатки на фильтре. Взвешивали фильтр до фильтрования проб, а также высушенный фильтр после фильтрования (таблица № 2). Таким образом, мы определили количество загрязнителей в пробах снеговой воды. Наиболее загрязненным был фильтр от пробы № 1 (рис. 7). На фильтре от пробы № 2 загрязняющие вещества присутствовали в меньшем количестве (рис. 8), но были заметны невооруженным глазом на поверхности фильтра. На фильтре от пробы № 3 загрязняющих веществ практически не было (рис. 9).
Определение запаха воды
Для определения запаха в чистую пробирку наливаем исследуемую воду на 2/3 объема, плотно закрываем пробкой, осторожно взбалтываем. Затем, открыв пробирки, определяем запах воды (таблица № 3). В пробирках №1 и № 3 чувствуем запах снега, а в пробирке № 2 ощущается химический запах.
Наличие углеводородной пленки
Воду в колбе отстояли в течение суток и отметили есть или нет радужная пленка. Радужная оболочка присутствует в пробирке № 2 (таблица № 4).
2.2. Химический анализ снега
Определение кислотности снега
Затем мы решили определить рН талой воды, сравнить показатели кислотности в разных участках.
Для проведения опыта отлили по 30 мл фильтрата из каждой пробы в пробирки. Опустили в каждую пробирку универсальный индикатор и определили кислотность фильтрата. Сравнили окраску индикатора со шкалой универсального индикатора. В пробе с участка № 1(железная дорога) среда кислая (индикатор приобрёл малиновую окраску) (рис. 10). В пробе с участка № 2 (обочина автодороги) – среда слабо щелочная (индикатор – бледного серо-голубого цвета). В пробирке со снегом – водой с участка № 3 (пришкольный участок) – среда нейтральная (индикатор не изменил окраски).
Обнаружение хлорид - ионов (Cl-)
К 30 мл талой воды каждой пробы прибавляли 3-4 капли специального вещества, содержащего ионы серебра (нитрат серебра). И наблюдали - появится осадок или нет. Белый осадок появился в пробирке № 1(рис. 11). В пробирке № 2 наблюдали слабое помутнение. В пробирке № 3 появились редкие белые хлопья.
2.3. Биотестирование
В чашки Петри с пометкой номера участка (рис. 12) положили основу, полили талой водой из разных проб (рис. 13). В каждую чашку положили по 30 семян салата (рис. 14). Все чашки Петри находились в одинаковых условиях (свет, тепло) (рис. 15). Наблюдали прорастание семян и их рост в течение 10 дней, поливая, по мере высыхания, талой водой, полученной из снега с тех же участков (в одинаковых объемах).
Кресс-салат - однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы, а также к загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта. Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей. Кроме того, побеги и корни этого растения под действием загрязнителей подвергаются заметным внешним изменениям (задержка роста и искривление побегов, уменьшение длины ипр.). Через два дня мы посмотрели наши семена, находящиеся в чашках Петри. Во всех чашках семена начали прорастать, но количество проросших семян было в чашках разное от 14 до 22 (таблица № 5).
На десятый день мы снова пересчитали количество проростков (рис. 16). Количество семя несколько изменилось (таблица № 6).
Кроме математических подсчётов, мы сравнили внешний вид проростков (рис. 17). Железная дорога: проростки короткие и тонкие, большая часть стелется по субстрату (рис. 18); обочина автодороги: проростки короткие и тонкие, некоторые стелятся по субстрату (рис. 19); школьный двор: проростки крепкие, ровные (таблица № 7) (рис. 20).
Затем Татьяна Владимировна посчитала всхожесть семян. В чашке №3 всхожесть составила 73%, что говорит о слабом загрязнении. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные. В пробах снега №2 всхожесть составила 50 %, что говорит о среднем загрязнении этого участка. Наименьший процент всхожести семян составил в чашке № 1, всего 33%, что говорит о среднем уровне загрязнения. Проростки тонкие слабые, большей частью стелятся по субстрату.
В зависимости от результатов подобных опытов субстратам присваивают один из четырех уровней загрязнения (таблица № 8).
2.4 Выводы по проделанным опытам
После проведения всех опытов и обсуждения полученных результатов были сделаны следующим выводы:
1.Самым чистым участком является территория пришкольного участка, удалённая от автодороги, железной дороги, котельной. Все показатели чистоты снега находятся в норме. Исходя из этого, можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязненным воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье;
2. Более грязным, чем пришкольный участок и менее грязным, чем территория железной дороги является участок №2, так как он расположен непосредственно рядом с проезжей частью, все загрязняющие вещества, попадая в воздух, постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ. Но наличие вредных веществ в атмосфере, а, следовательно, в снеге не катастрофично. Это можно объяснить небольшим потоком машин, проезжающих по данной автодороге. Если проанализировать пробы снега, взятые на более крупных дорогах, например, Москва – Киев, то, наверняка, количество вредных веществ будет гораздо больше.
3.Самым грязным является участок №1 (железная дорога), так как он расположен непосредственно вблизи следования железнодорожного транспорта, который выбрасывает в атмосферу много дыма, гари, пепла и других вредных веществ.
4. Все вещества, попавшие в снег возле автодороги и железной дороги, весной попадут в почву. Талые воды будут негативно влиять на рост растений, в том числе и культурных. Кроме этого, растения и грибы способны накапливать ядовитые вещества в своём организме. При поедании таких растений и грибов животными и человеком эти вещества будут попадать и в их организм, вызывая тем самым отравления и гибель.
5. Анализ снега показал, что в воздухе содержится большое количество различных вредных веществ, которыми учащиеся дышат по дороге в школу и домой, это может привести к неблагоприятным последствиям и проблемам со здоровьем.
6. Загрязнение атмосферного воздуха в данной местности имеет антропогенный характер, большей частью это выхлопные газы автомобилей, выбросы поездов со всеми ядовитыми веществами.
Наша гипотеза о то, что чем дальше источник искусственного загрязнения воздуха, тем чище снег подтвердилась.
Заключение
В нашей работе мы исследовали степень загрязнения снежного покрова в п. Клюковники. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что степень загрязненности снежного покрова напрямую зависит от состояния атмосферного воздуха. По результатам исследования мы оценили состояние атмосферного воздуха в зимний период и качество будущих талых вод. На качество снега в поселке большое влияние оказывают железнодорожный транспорт и автомобильный транспорт, а также бытовые выбросы отопительных систем домов и зданий.
Очень часто при очистке дорог от снега его вывозят на поля, на берега рек. Что является неправильным, так как все загрязнения, содержащиеся в снеге, попадают в почву и водоёмы.
Данная работа имеет не только научно – исследовательское значение, но и практическое. Сделав анализ снежного покрова, мы можем рассказать о чистоте территории, на которой данный снег лежит и о влиянии талой воды на живые организмы. Исследования снега дополняют общую картину состояния окружающей среды.
Литература
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. Москва, 2008г.
2. Новаковский, Б.А. и др. Оценка загрязнения снежного покрова. Экология ипромышленность России, 1999. №12
3. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Ж. « Биология в школе», № 7, 2003.
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для педагогических институтов.- Москва: Просвещение, 1988 – 251с.
4. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. –Москва: Издательство АСТ, 1999 – 260с.
5. Материал сайта http://www.ecology-portal.ru
Приложение 1
Таблица № 1. Определение внешнего вида(цвета) снега
№ п/п | Место отбора образцов снега | Внешний вид снега |
1 | Железная дорога. | Грязно-серый |
2 | Обочина автодороги | Светло -серый |
3 | Школьный двор | Белый |
Таблица № 2. Определение веса осадка
№ п/п | Место отбора образцов снега | Вес чистого фильтра, г | Вес фильтра с осадком, г | Вес осадка, г |
1 | Железная дорога. | 3 | 4,5 | 1,5 |
2 | Обочина автодороги | 3 | 3,5 | 0,5 |
3 | Школьный двор | 3 | 3 | 0 |
Таблица № 3. Определение запаха воды
| Место отбора образцов снега | Запах воды |
1 | Железная дорога. | Пахнет снегом |
2 | Обочина автодороги | Химический, бензин |
3 | Школьный двор | Пахнет снегом |
Таблица № 4. Определение наличия углеводородной пленки
№ п/п | Место отбора образцов снега | Наличие углеводородной пленки |
1 | Железная дорога. | нет |
2 | Обочина автодороги | есть |
3 | Школьный двор | нет |
Таблица 5. Прорастание семян кресс-салата (2 день)
№ п/п | Место отбора образцов снега | Количество проросших семян (шт.) |
1 | Железная дорога. | 11 |
2 | Обочина автодороги | 14 |
3 | Школьный двор | 22 |
Таблица 6. Прорастание семян кресс-салата (10 день)
№ п/п | Место отбора образцов снега | Количество проросших семян (шт.) |
1 | Железная дорога. | 10 |
2 | Обочина автодороги | 15 |
3 | Школьный двор | 22 |
Таблица 7. Прорастание семян кресс-салата (характеристика проростков)
№ п/п | Место отбора образцов снега | Внешний вид проростков |
1 | Железная дорога. | Проростки короткие и тоньше. Большая часть стелятся по субстрату |
2 | Обочина автодороги | Проростки короткие и тоньше. Некоторые стелятся по субстрату |
3 | Школьный двор | Проростки крепкие, ровные. |
Таблица 8. Шкала определения степени загрязнения снега (воды)
Степень загрязнения | Характеристика всходов |
Загрязнение отсутствует | Всхожесть семян достигает 90-100%, всходы дружные, проростки крепкие, ровные. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы. |
Слабое загрязнение | Всхожесть 60-90%. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные. |
Среднее загрязнение | Всхожесть 20-60%. Проростки по сравнению с контролем короче и тоньше. Некоторые проростки имеют уродства |
Сильное загрязнение | Всхожесть семян очень слабая (менее 20%). Проростки мелкие и уродливые |
Приложение 2.
Рис .1 Забор проб снега
Рис. 2 взвешивание проб снега
Рис .3 Определение цвета снега
Рис .4 Талая вода
Рис .5,6 Фильтрование талой воды
Рис .7 Высушенный фильтр проба № 1
Рис .8 Высушенный фильтр проба № 2
Рис .9 Высушенный фильтр проба № 3
Рис .10 Определение кислотности талой воды
Рис .11 Определение содержания ионов хлора в талой воде
Рис .12,13,14 Подготовка к биотестированию
Рис .15 Проращивание семян салата
Рис .16 Подсчёт проросших семян
Рис .17 Проросшие семена салата (10 день)
Рис . 18, 19, 20 Чашки Петри с пророщенными
семенами
Мой эксперимент наглядно демонстрирует загрязнение окружающей среды. Это влияет на поля и растущие на них плодоовощные, зерновые культуры, которые человек употребляет в пищу, на воздух, который мы вдыхаем. Травы, которые скашиваются и идут на корм животным, в конечном счёте тоже попадают человеку на стол.
19