Исследовательская работа "Темари"

Приглашаем заглянуть в этот удивительный мир темари. Работа ученицы Кузьминой Светланы еще раз доказывает, что "глаза боятся, а руки делают". Я ей лишь предложила изучить эту тему, практическая работа выполнена ею самостоятельно. Эту работу мы в начале этого учебного года отправляли на общероссийский конкурс проектов по технологии "Моя Россия" , где она удостоилась диплома 3 степени.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Темари"»

18


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таптанайская средняя общеобразовательная школа»





Исследовательская работа

«Темари»





Автор работы:

ученица 10 класса

Кузьмина Светлана Николаевна

Руководитель: учитель

технологии

Мархоева Норжимо Кимовна









с.Таптанай

2013 г.

Оглавление.

  1. План исследований………………………………………………..2


  1. Исследовательская часть………………………………………….4.


  1. Описание практической части……….……………………….5-14

  2. Результаты опроса………………………………………………..15

  3. Заключение……………………………………………………….17


  1. Список литературы………………………………………………18


«Темари»

Кузьмина Светлана Николаевна.

МБОУ «Таптанайская средняя общеобразовательная школа», 10 класс



План исследований

В сети Интернет я увидела фотографии темари, которые произвели на меня большое впечатление. И я загорелась желанием во что бы то ни стало освоить технологию их изготовления. Интерес к темари неудивителен. Изящные вышитые миниатюры приводят в восторг любого, кто их видит. На многих людей темари действуют гипнотически - взгляд вновь и вновь возвращается к их калейдоскопическим узорам, пытаясь проследить путь нити и уловить симметрию рисунка.

Перед собой я поставила цель: изготовить темари.

Актуальность данной темы состоит в том, что искусство темари - самый красивый и удивительный вид рукоделия, который пришёл к нам из глубины веков - на современном этапе является востребованным видом декоративно-прикладного искусства среди людей, увлеченных этим творчеством. Создаются целые блоги, сайты любителей темари, а число членов Ассоциация темари исчисляется тысячами.

Объект исследования: декоративно-прикладное творчество.

Предмет исследования: технология изготовления темари.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить технику темари

- изготовить темари:

- провести исследование в подтверждение или опровержение гипотезы: «Темари как декоративный элемент интерьера или подарок» показать доступность техники изготовления.

Для выполнения этих задач я использовала следующие методы:

- наблюдение: (наблюдение за учащимися при просмотре готовых изделий для подтверждения или опровержения гипотезы);

- сравнение: (сравнить, сопоставить результаты анкетирования, сравнить виды узоров и выбрать нужные);

- опрос (после просмотра выставки провести опрос учащихся 5-11 классов);

- анализ: (провести анализ информации из различных источников об истории возникновения этой техники, провести анализ ответов учащихся, полученных в результате анкетирования).

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что изучен исторический аспект этого вида рукоделия. Выявлены современные особенности темари.

Новизна работы определяется ее практической значимостью и заключается в том, что, используя мой собранный материал, каждому под силу создать все это своими руками.

Работа состоит из плана исследования, исследовательской части, описания практической части и библиографии. В плане исследования обосновывается актуальность проблемы, определяется теоретическая и практическая значимость исследования, формулируется объект, предмет, цели и задачи.

Исследование проводилось из источников Интернет (из видеоуроков, различных схем).


«Темари»

Кузьмина Светлана Николаевна.

МБОУ «Таптанайская средняя общеобразовательная школа», 10 класс


Исследовательская часть


Когда-то давно это искусство было известно только в Китае, откуда и попало в Японию, а теперь от темари без ума весь мир: существует множество различных кружков и секций, где рукодельницы обмениваются схемами и секретами мастерства. И вот с недавних пор искусство темари пришло и в Россию. 
Темари – традиционная игрушка с солидным стажем, которую делали своим детям мамы в Китае и Японии. Раньше для основы темари использовались старые шёлковые кимоно, которые разрезались на полосы и сворачивались в клубочек. Первоначально в Японию из Китая пришла игра в ножной мяч – «кемари» и в неё играли только знатные люди. Мячи были сделаны из кожи и не отличались богатым убранством. Впоследствии игра стала достоянием широких масс, в частности, известно, что подобные используемым в кемари шарики «участвовали» в уличных представлениях (XIII-XVI вв.). 
Примерно в это же время кемари превратилась в темари («мяч принцессы», «мяч дворца»), т.е. мячик уже не пинали ногами, а перебрасывали из рук в руки. Также темари стали использовать вместо погремушки для маленьких детей. В этом случае в центр темари насыпали рис или туда помещали колокольчик. Более бережное обращение с мячом привело к возможности украсить его более разнообразно и богато. Темари же вновь стала игрой аристократов и играли в неё девочки из богатых и знатных семей. Знатные дамы же соревновались в создании более сложных и запутанных узоров, даже женщины-служанки «подпали» под веяние господ и конкурировали в умении вышить лучший подарок для своей госпожи. 
И вот от аксессуара игры темари превратились в предмет роскоши и дорогой подарок – шёлк и шёлковые нити были уделом знати и довольно дороги. К тому же простолюдинам просто запрещалась одежда из шёлка, так что им при всём желании было не из чего сделать темари. 
Темари постепенно стали атрибутом праздника девочек, во время которого девочки подбрасывали шарики под специальные песни, а дочери самураев, выходя замуж, брали темари на память о родном доме (эти темари даже имеют специальные названия). 
В XIX с развитием промышленности и технологий для темари стали использовать нитки из хлопка и искусство постепенно превратилось в народное: в сюжетах вышивок отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию. В различных провинциях были выработаны свои узоры, которые передавались из поколения в поколение. 
В настоящее время темари является традиционным японским сувениром, который матери делают своими руками и дарят их дочерям на Новый год. Считается, что шёлковые шары темари приносят счастье и благосостояние, их дарят даже на свадьбу. Темари высоко ценятся, и являются символом большой дружбы. Блестящая нитка, включенная в темари, символизирует счастливую и блестящую жизнь. Очаровательны темари и в качестве ёлочных украшений к Рождеству Темари продолжают удивлять и восхищать нас элегантностью своего выполнения. Здесь есть большой простор для фантазии. В наши дни темари высоко ценятся как подарки, символизирующие искреннюю дружбу и преданность. Матери делают темари в подарок своим дочерям в Новый год. А еще, темари приносят удачу и счастье.
Сейчас искусство темари стало поистине международным. Ведь поговорить на тему темари есть о чем. Как любое традиционное искусство, оно не сводится просто к набору готовых схем с приложением ниток, а влечет за собой целый пласт культуры, в которую хочется проникнуть все глубже по мере освоения ремесла. ( 5 )

Технику темари легко осваивают не только взрослые, но и дети. 
Нам понадобятся штопальные иглы разных размеров, булавки с петелькой или шляпкой на конце, ножницы, бумага, карандаш, линейка, нитки. На первых порах не следует использовать шелковые или синтетические нитки, так как они тонкие и легко путаются. Это усложняет работу. Воспользуемся хлопчатобумажными нитками или мулине. Достаточно иметь нитки семи известных цветов радуги.

Практическая часть

Шаг 1. Создание основы.

Основу темари, то есть сам шарик, можно скрутить из полосок мягкой ткани длиной 30–40 и шириной 1,5–-2 см. Но есть вариант проще: взять старый носок, закрутить мысок несколько раз, вывернуть носок наизнанку, чтобы скрученная часть оказалась внутри, снова закрутить нижнюю часть носка, вывернуть его налицо и т. д., пока носок не закончится.
Если хотите, чтобы шарик гремел или звенел, воспользуйтесь третьим вариантом: возьмите деформированный пластмассовый мячик от пинг-понга, заполните его сухим горохом, крупой, желудями или маленькими металлическими колокольчиками, натяните на мячик кусочек капронового чулка и зашейте его в нужных местах (эта мера поможет избежать соскальзывания нити, которой вы будете обматывать мячик).
Предположим, у нас получился тряпичный шар. Обмотаем его равномерно шерстяными или хлопчатобумажными (катушечными) нитками. Можно вначале использовать шерстяную нитку нужного цвета, а затем катушечную такого же или близкого тона, чтобы шерстяная нитка почти не просматривалась. Покрывая шар ниткой, непрерывно поворачивайте его, чтобы избежать перекоса. Нитку слегка натягивайте. Простая катушечная нить черного, коричневого, синего, голубого, красного или любого другого цвета создает необходимый фон шару. Только серый цвет, на мой взгляд, не годится для фона: на нем вышивка не смотрится.
В завершение вденем нитку в иглу и два-три раза проколем шар насквозь в разных направлениях. Закрепив таким образом нить, обрежем конец. 

Шаг 2. Разметка.

Для изготовления удивительных подарков на новый год – шариков темари, вам понадобится освоить несколько простых приёмов. После изготовления шариков – основы можно перейти к следующему шагу – разметке.

1. Традиционные узоры темари строятся по геометрическим схемам, поэтому сначала нужно разметить шар с помощью направляющих нитей. Для измерения используйте бумажную ленту шириной около 10 мм и такой длины, чтобы ее можно было обернуть вокруг шара с нахлестом.

2. Приколите один конец бумажной ленты к шару булавкой с цветной головкой, например красной, это будет верх шара, а с противоположной стороны приколите ее булавкой с черной головкой, обозначив его низ. Обогнув лентой шар, загните и загладьте сгиб.

3. Размотав ленту, загните ее наверх до булавки. Заложите вторую складку – это будет половина длины окружности шара.

4. Загните полоску наверх, чтобы булавки коснулась вторая складка, загладьте. Эта будет средняя линия шара.

5. Теперь соедините первую складку ленты с булавкой и загладьте четвертую складку. Она укажет на середину дуги нижней части шара.

6. Вырежьте ножницами небольшие уголки у основания каждой складки.

7. Снова обмотайте бумажной лентой шар, начиная от красной булавки. В каждый вырезанный уголок воткните булавки с головками разных цветов.

Укладывание направляющих нитей.

1. Сделайте угловой шаблон для разметки в случае, если число секторов будет нечетным. Чтобы определить, какой угол должен иметь шаблон, разделите 360 градусов на количество необходимых секторов. Так, при делении шара на 5 секторов нужен шаблон с углом 72 градусов. Транспортиром отмерьте угол нужной величины, вырежьте шаблон и надпишите его.

2. Вденьте в иглу металлизированную нитку для вышивания и завяжите на конце двойной узел. Введите иглу в шар на расстоянии примерно 3 см от верхней булавки и выведите наружу у булавки. Потяните за нитку, чтобы узел оказался под обмоткой.

3. Обмотайте нитку вокруг шара, вдоль всех булавок. Сделайте небольшой стежок у нижней булавки. Наложив шаблон, под нужным углом верните нитку к верхней булавке, обмотайте вокруг нее нитку и снова ведите ее вниз, к нижней булавке. Таким образом разметьте все сектора. Прежде чем вести нитку вверх для разметки последнего сектора, сделайте небольшой стежок через все направляющие, закрепив нитку у нижней булавки. Закончив разметку, закрепите все нити, сходящиеся у верхней булавки. Заправьте кончик нитки под обмотку шара.

4. Если у вас будет четное количество секторов, их можно размечать без шаблона,поровну, на глаз,разделив шар сначала пополам, затем каждую половинку, четвертинку и т. д. Нитки прокладывайте и закрепляйте так же, как описано выше. (1)

  1. «Пятиконечная звезда»


Прежде чем вышивать пятиконечную звезду, нарисуйте её на бумажном листе и пронумеруйте "маршрут следования". Затем аккуратно приколите схему к темари и пробуйте вышивать.

1. Вы можете вышить такую звезду на темари с 5 секциями, но гораздо проще сделать это на темари с 10-ю. Согласно рисунку разместите пять булавок на размеченном темари.

2. Сделайте потайной стежок, чтобы игла вышла в начальной точке.

3. Положите нить по прямой так, чтобы она проходила через точку 2. Сделайте маленький потайной стежок в этой точке справа налево под линией разметки. Игла должна быть строго перпендикулярна линии разметки. Поверните темари против часовой стрелки таким образом, чтобы точка 3 оказалась на самом верху.

4. Положите нить так, чтобы она проходила через точку 3. Сделайте так же, как делали в пункте 2, и продолжайте поворачивать темари и делать стежки до тех пор, пока не пройдёте все пять вершин.

5. Положите нить так, чтобы она проходила через точку 1 и закрепите её маленькиим потайным стежком справа налево. Игла должна выйти под таким углом, чтобы Вы могли начать второй ряд стежков. Чтобы начать второй ряд, поверните темари против часовой стрелки так, чтобы точка 2 оказалась на самом верху.

6. Положите нить так, чтобы она проходила через точку 2 и находилась слева от уже лежащей нити первого ряда. Сделайте маленький потайной стежок справа налево. Если нити путаются, оставьте больше свободного места между ними.

(2)


2. «Крылья».

На этом уроке мы научимся вышивать узор "Крылья". Этот узор имеет две основные разновидности - с шестигранником в центре и без. Мы рассмотрим оба варианта.

I. Крылья с шестиугольником

 

 

 

1. Приготовьте темари. Сделайте простую разметку на 6 с экватором или без.

2. Вышейте у центра шестиугольник. Он выполняется аналогично квадрату из 2-го урока . Выполните 5-6 рядов.

3. Разметочные булавки нужно расположить через меридиан, разделив расстояние от экватора до полюса пополам

 

 

 

4. Начинаем у одной их разметочных булавок.

5. Следующий стежок делаем на следующем по часовой стрелке меридиане, на котором есть разметочная булавка, близко к вышитому шестиугольнику.

6. Далее, продолжаем прокладывать стежки по часовой стрелке, на размеченных меридианах, чередуя стежки у булавок и близко к шестиугольнику.

 

 

 

7. Получается, что на каждом размеченном меридиане мы выполняем по два шва: у булавки и у шестиугольника.

8. Завершаем первый ряд.

Все меридианы, помеченные булавками, учавствуют в выполнении узора.

9. Продолжаем вышивать узор в той же последовательности (см пп 4-8)

 

 

 

10. Стежки каждого следующего ряда, располагающиеся рядом с шестиугольником, нужно прокладывать близко к стежкам предыдущего ряда. Стежки в вершинах крыльев нужно располагать примерно на расстоянии 3-5 мм от стежка предыдущего ряда.

11. Продолжаем вышивать узор, пока вершины крыльев не достигнут экватора (что совершенно не обязательно - можно сделать крылья, пересекающими экватор). Цвета меняем по своему вкусу.

12. В результате у нас должно получиться что-то вроде этого.




3. Хризатема «кику»

 

 

 

1. Для нашего урока я решила сделать простую разметку на 8.

Если вас не пугает простая разметка на 12 и больше, можете сделать разметку по своему желанию. Чем больше лучей у хризантемы, тем пышнее будет она выглядеть.

2. Для разметки хризантемы лучше использовать два цвета булавок.

Разделите расстояние от полюса до экватора на 3 части и воткните булавки в каждую линию разметки на расстоянии 1/3 от экватора. Цвета булавочных головок должны чередоваться.

3. Начинаем выполнять хризантему. Выведите нить близко к розовой булавке.

 

 

 

4. Первый стежок выполняется близко к полюсу на соседнем меридиане, помеченным голубой булавкой. Обязательно прошивайте основу!

5. Следующий стежок делается у розовой булавки. Двигаемся от меридиана к меридиану против часовой стрелки.

6. Завершив первый ряд, провести нитку от розовой булавки к голубой, что слева. Повторяем шаги 3, 4 и 5, сдвинув узор на 1 меридиан по часовой стрелке.

 

 

 

7. У нас получилось две четырех конечных звезды, наложеных друг на друга.

8. Переходим к выполнению следующего ряда. Начинаем ряд у розовой булавки. Таким образом ряды, или слои, чередуются.

9. Разметочные булавки теперь можно вынуть, оставив только две, у которых будет начинаться-заканыиваться ряд. Стежок у полюса нужно делать чуть-чуть ниже предыдущего стежка, проводя иглу под сделанными раньше стежками, под линией разметки и обязательно прихватывая основу. Стежок должен быть перпендикулярен линии разметки.

 

 

 

10. Стежок очередного ряда в вершине "лепестка" нужно прокладывать на 5мм ниже предыдущего стежка. Когда нить подтянется, стежок тоже подтянется к нитям предыдущих рядов, и ряды не будут налезать друг на друга.

11. Если вы вышиваете несколько рядов одним цветом, то переходить от "звезды" к "звезде" нужно по часовой стрелке, или, налево от только что законченой звезды. Булавку-ориентир тоже нужно переставить в ту вершину, откуда будет начинаться очередной ряд.

12. Стежки у полюса продолжаем постепенно смещать вниз. В этом месте будет получаться что-то вроде колоска или косички.

 

 

 

13. Последний ряд хризантемы можно вышить контрастным цветом, или той же нитью, что и разметка.

14. Хочу напомнить, что ряды вышивания хризантемы-кику нужно чередовать.

15. В результате, у нас получилась вот такая хризантемка. Чем больше рядов вышито, тем пышнее будет получаться ваша хризантема. Повторите такую же хризантему на южном полюсе и украсьте экватор по своему желанию.(3)









Результаты опроса


Так как мне интересно было узнать, понравились ли учащимся нашей школы темари, я провела анкетирование школьников 5-11 классов. Было опрошено 42 человека, это ученики среднего звена (5,6,7,8 классы) - 32 человека и ученики старших классов – 10 человек. Опрос проводился при помощи анкеты.

Результаты анкеты меня удовлетворили.


Из результатов анкеты видно, что 88% учащихся считают, что декоративно – прикладное искусство привносит красоту в жизнь.


На вопрос, нравятся ли вам темари, положительно ответили 90% опрошенных учеников.


Бижутерия

Подарок

Оформление интерьера

Елочное украшение

3

14

16

9

7%

33%

36%

21%


На вопрос «В качестве чего Вы использовали бы эти изделия?» большая часть склонилась к оформлению интерьера, затем – в качестве подарка.




На вопрос «Хотите ли Вы научиться вышивать темари?» положительно ответили 67% девочек (мальчики на этот вопрос не отвечали). Большинство ответивших «нет» при этом ссылались на то, что это, наверное, сложно и трудоемко, что у них не хватит терпения.

Мне было приятно узнать, что многим ребятам понравилось это рукоделие. Мне кажется, чем больше нас будут окружать интересные поделки, панно, рисунки, сделанные детьми, тем больше можно заинтересовать творчеством подростков, так как наглядно можно увидеть, что что-то интересное можно сделать самому, своими руками.






























«Темари»

Кузьмина Светлана Николаевна.

МБОУ «Таптанайская средняя общеобразовательная школа», 10 класс



Заключение.

Создание темари не требует больших денежных затрат, материалы для самостоятельного изготовления найдутся практически в любом доме, Еще это занятие развивает мелкую моторику рук, развивает пространственное воображение и логическое мышление.

В данной работе мною были изучены:

- исторические особенности темари.

- изучены некоторые виды темари.

В процессе работы я убедилась, что, подбирая цвета и материалы можно создать неповторимые и очаровательные геометрические узоры. Искусство темари хранит в себе массу возможностей, наверное, поэтому оно не стареет со временем. Я продолжу освоение новых видов темари и создам свои варианты узора. Я надеюсь, что моя работа послужит примером для освоения этой техники детьми, и я уверена, что знания и умения, приобретенные в процессе работы, пригодятся мне в дальнейшем.

Таким образом, исследование имеет теоретическую и практическую значимость.

Список литературы

1. www.temari.ru

2. http://www.trozo.ru/archives/3348

3. http://sunduchokruk.ru/rubric/1652911/

4. http://yourhandmade.taba.ru

5. http://leit.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей