СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Твоё славное имя, учитель, - в истории народного образования"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким должен быть современный учитель? Каковы причины изменения отношения к нему?Об этом рассуждает шестиклассница в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Твоё славное имя, учитель, - в истории народного образования"»


Краеведческие чтения





Твоё славное имя, учитель, - в истории Музея народного образования

г. Курчатова

Секция: Гуманитарные науки

Тип работы: исследовательская работа











Автор работы: Кириллова Виктория, 6в класс, МБОУ «Гимназия №2»

Руководитель: Ильина Александра Яковлевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2»

г. Курчатов, 2013

Аннотация.

Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. В этой работе раскрывается образ настоящего русского учителя. В литературе, кинематографе мы увидим, каким должен быть человек, решивший посвятить себя скромному, но одному из величайших дел в истории.

Введение

Вам памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита,

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…

(А. Дусенбиев)

И думается, это был бы самый удачный в мире памятник – человеческое сердце, открытое навстречу людям.

Учитель. Школа. Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Когда произносишь слово Учитель, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии.

Сколько их – учителей в нашей жизни? И помнятся почти все! Кто-то своей добротой и искренностью, кто-то строгостью и непреклонностью, кто-то доверчивой открытостью, растворенностью в учениках. Чьи-то добродетели мы рассмотрели сразу, чьи-то – по прошествии многих лет. Неизменно одно: с доброй улыбкой вспоминаем мы имена любимых учителей, чьи забота, внимание, искренняя заинтересованность, уважение и любовь окрашивали непростые школьные годы в цвета радости и чудесной наполненности добротой, знанием, уверенностью, что сможешь, достигнешь, победишь.

Вот почему тема «Твоё славное имя, учитель, - в истории Музея народного образования г. Курчатова» увлекла меня. Мне было интересно ознакомиться с произведениями авторов и дать анализ образа учителя в произведениях, выяснить, какие изменения связаны с образом учителя в русской литературе и каковы причины этих изменений. Я работаю над этим проектом второй год. Интересно было узнать больше об учителях в нашем городе. Разве можно жить без идеала, без стремления к самосовершенствованию, к улучшению мира? Ответ однозначен – нельзя. Для меня человеком высокой нравственности, соединённой с самоотверженностью, является учитель.

Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования.

Поэтому я ставлю перед собой цель - проследить динамику образа учителя в художественной литературе и кинематографе, изменение отношения к учителю детей разного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Узнать историю создания Музея народного образования.

  2. Узнать больше об учителях города Курчатова.

Для решения поставленных задач и получения результата я использовала следующие методы:

  1. Анализ литературы.

  2. Социологический опрос МБОУ «Гимназия №2»

  3. Мультимедиа.

В учебный процесс внедряются инновации, идут эксперименты с программами и учебниками. Школа переходит на стандарты второго поколения. Какой он, современный учитель? Я предлагаю совершить путешествие в прошлое, оглянуться назад и повернуться к учителю лицом, чтобы не оказалось так, что самой главной составляющей в сегодняшней школе зачастую Учителя нет. Речь об Учителе с большой буквы, который способен не только учить, но и учиться всю свою жизнь.

В ходе работы мы опирались непосредственно на художественную литературу, при чтении данных источников обнаружили, что целостный анализ вопроса развития образа учителя в литературе, а также его взаимоотношений с окружающими в них ещё не проводился. Кроме того, мы заметили, что в оценке отдельных образов намечены противоречия, поэтому определили следующую проблему: отношение к образу учителя является неоднозначным.

В соответствии со спецификой исследования моя работа состоит из введения, где определены цели, задачи, актуальность, гипотеза и новизна исследовательской работы; главы, посвящённой анализу образа учителя в русской литературе XX века во временном аспекте, заключению, где будут приведены основные результаты исследования, и список литературы.

Описание работы

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчёркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни 30-х годов: «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». [3; 144]

В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли учителю и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства: уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, ни разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…» [3; 149]

Воспоминание на всю жизнь оставила у Валентина Распутина учительница Лидия Михайловна. Написав в «Уроках французского» о ней как о «человеке необыкновенном, непохожем на всех остальных», автор посвятил повесть другой учительнице, отдававшей всю себя воспитанию детей своих и учеников - Анастасии Прокопьевне Копыловой – Вампиловой.

В рассказе «Уроки французского» В. Распутина с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. Лидия Михайловна представляется не столько учителем французского, сколько добрым другом и хорошим товарищем. Образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика Володи. Под предлогом дополнительных занятий она пытается накормить мальчика, но он отказывается от еды. И тогда учительница прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги и, конечно, подыгрывает Володе.

Позже Лидию Михайловну уволят с работы за «антипедагогический поступок» и она вынуждена будет уехать. Но её участие в жизни Володи поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика. Учительница решает скрыть истинный мотив своих действий, сохранив доверие ребёнка. Мы видим силу характера и высокие жизненные принципы этой женщины. Можно только догадываться, какие проблемы ждут учительницу советской школы, уволенную за азартные игры. Она послужит примером сострадания и смелости в жизни мальчика, который, пронеся через годы воспоминания детства, станет в будущем одним из величайших писателей современной России. По мотивам рассказа снят телефильм «Уроки французского». Послевоенные годы.

Следовательно, образ педагога в доперестроечное время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

В перестроечное время, в 90-е годы, у людей меняются взгляды. На первый план выходят материальные ценности. Наравне с традиционным, положительным образом педагога появляется новый тип учителя – стремящегося сделать карьеру и занятого личными делами.

Следует отметить, что наряду с новыми образами учителя сохраняется и традиционный образ педагога, которого ученик интересует как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления. Такой образ присутствует в повести Е. Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой»: пожилая учительница литературы принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая представительница этой профессии Лариса Борисовна формально подходит к своим обязанностям. Однако и Марта Ильинична не является идеальным образом: ей не хватает той энергии, которая есть в Ларисе. Проблему, которую автор поднимает в этой повести, можно описать следующим образом: учитель способен понять лишь с опытом. К сожалению, чаще всего, когда этот опыт приходит, ученики начинают тянуться к другим, молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить проблемы.

Так, авторы указанных произведений данного периода отмечают, что в литературе появляется проблема потери авторитета по вине самого учителя.

В постперестроечное время учитель оказывается в сложных условиях: с одной стороны, к нему предъявляются определённые требования со стороны учеников, их родителей, с другой стороны – школьной администрации, определяющие его стиль поведения. Кроме того, отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения.

В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца, центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берёт не каждого, а детей с определёнными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть. Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение и право называться «дядей»: «- Ты что сделал? Дядя! – почти кричал он. – Ты же угробил такой кадр! У тебя руки откуда растут, а? ты же его поцарапал! Всё! Ты же погубил его!

- Да ладно, Владимир Лаврентьевич! Не ругайтесь! – бубнил юный фотограф. – Это же мой кадр.

- Твой, да? А я тут на фига бьюсь? Твой?! Он не твой! Это был просто хороший кадр!». [9; 112]

Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но, самое главное, – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.

Подводя итог главы, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.

Фигура учителя чаще всего показана сквозь призму впечатлений автора, бывшего когда-то учеником. Мысль эту подтверждает подборка отрывков из художественных произведений русских авторов, в которых фигурирует учитель – гимназический, школьный, домашний. Они очень разные – серьезные и не очень, добрые и не всегда, идеальные и нет, красивые и не совсем, но - преданные своему делу.

Отталкиваясь от статьи С. Б. Пухачева «Эволюция образа учителя в отечественном кинематографе (опыт анализа культурной памяти поколения)» и используя материалы других авторов, найденные в Интернете, мы попытались не только проследить историю развития образа учителя на кино- и телеэкране, но и помочь подросткам: показать им, что учителя – такие же люди. У них тоже бывают радости и проблемы, иногда они болеют или просто устают. И, чтобы их понять, нужно просто прислушаться, посмотреть в глаза, убрав свои детские «колючки». Ведь они искренне желают нам добра и ради этого иногда тоже совершают ошибки.

Образ учителя на экране до сих пор не раскрыт. Когда это произойдет, когда будут найдены все рецепты успешного преподавания и воспитания, наступит всеобщий мир и счастье. А до этого нашим учителям нужно трудиться, искать, и, ошибаясь, продвигаться к общей цели – формированию новой личности.

Отношение в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.

Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

Есть ещё и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но её последствия могут оказаться катастрофическими.

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза исследования: от образа учителя и его взаимоотношений с учениками в художественной литературе, кинематографе мы увидели живого учителя нашего современника, который, по моему мнению, совершает настоящий подвиг.

Природа – мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни

Н. А. Некрасов

У входа в гимназию установлена мемориальная доска, увековечившая память о Борисе Макаровиче. Его любили все: и учителя, и ученики, и родители. Школе он посвятил всю свою жизнь.

Сердце уважаемого дорогого и любимого Человека и Учителя Бориса Макаровича перестало биться 29 ноября 2007 года.


Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…


Это строки Н.А. Некрасова обращены к В.Г. Белинскому, которого он считал своим духовным учителем. Но я полагаю, что эти слова могут быть адресованы таким учителям, каким был наш директор – Щербаков Борис Макарович. С волнением переступаем порог гимназии: так хочется оправдать доверие любимого Учителя. А ещё крикнуть во всеуслышание: «Были у нас благородные люди, есть и всегда будут! Только надо их ценить, помнить. Говорить о них самые добрые слова. Ещё при жизни...»

Мне повезло с моими наставниками. Навсегда запомнятся добрые глаза первой учительницы Поваровой Ангелины Петровны, которая всё своё свободное время отдавала нам. Мы были счастливы рядом с ней.

Любой урок, любая встреча

Всех кладов на земле ценней.

Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.

А. Я. Ильина

Эти замечательные строки моего учителя словесности Александры Яковлевны Ильиной. Признаюсь, что вдохновение и окрылённость души педагога передаются и нам, её ученикам. Переживая за каждого из нас, Александра Яковлевна хочет, чтобы мы не утратили искренности и человечности. Большой любовью к русскому языку и созданным русскими поэтами и писателями произведениям проникнут каждый её урок. Какой мягкий голос! Её увлекательные рассказы хочется слушать ещё и ещё. Александра Яковлевна во многом становится нам близким человеком, наставником в жизни, учителем в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей.

Анализируя положение учителя в современном обществе, я пришла к выводу, что снижается авторитет педагога. Это мы слышим с экранов телевизора, читая прессу.

Когда я посетила Музей истории народного образования г. Курчатова, который был открыт 10 декабря 2010 года по инициативе Совета учителей-ветеранов и Комитета образования при администрации г. Курчатова, мне захотелось рассказать. Какие прекрасные наши учителя!

Экспозиции музея представляют 40-летний путь становления школьного образования в нашем городе от первых достижений до участия в Приоритетном национальном проекте «Наша новая школа». Отдельный материал посвящён передовым педагогам нашего города: Заслуженным учителям РФ, Почётным гражданам города, победителям конкурса лучших учителей России, профессиональных конкурсов; на стендах представлены сведения об учительских династиях, работе ветеранского клуба учителей.

Со слов Председателя Совета учителей-ветеранов А.П. Багрова: «С 2003 года существует клуб учителей-ветеранов. А как он появился – отдельная история. К сожалению, годы не молодят учителей, и всё чаще учителя с большим стажем работы, замечают, что собираются-то, в основном, по одному и тому же печальному поводу – проводить в последний путь своих коллег. Неужели нет других, более радостных поводов для совместных встреч? Так и родилась идея какого-то объединения для учителей-ветеранов. Стали собираться вместе, за чашкой чая обсуждали животрепещущие темы, нужды коллег, вспоминали прожитые годы… Вот именно после нескольких таких «посиделок» как-то само собой родилось желание сохранить всё это для истории. И А.П. Багрова потихоньку стала собирать экспонаты – в стихийном, правда порядке – для будущего музея. Идею одобрили в городской администрации, комитете образования, Любовь Григорьевна Лядова, подключились все: и комитет образования, и горадминистрация, и методкабинет, и коллеги-учителя, и простые люди –бывшие и нынешние ученики, их родители. И, конечно, очень «помог» тематический Год учителя – 2010-й.»

Мы, дети, разные, и школьное детство по-разному будет нам помниться. Важно, чтобы осталось общее в этих воспоминаниях. Много славных учителей работает в моей любимой гимназии №2.Это Логачёва Виктория Георгиевна, Логачёв Иван Ефимович, Михальчик Людмила Владиславовна, Сидорова Анна Ивановна, Ковалёва Татьяна Ивановна и много других славных учителей, отношения с которыми основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях.

Внутренний облик учителя раскрывается в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям, знаниях, которые нам дают педагоги г. Курчатова.

В книге «Патриоты малой родины, патриоты России» найдём мы фамилии наших любимых учителей: Ильиной А.Я., Ковалёвой Т. И., Логачёвой В.Г., Щербакова Б.М. и других.

Мне было интересно узнать, кто же был первым директором гимназии №2?

Я выяснила, что с 1975 по 1977 г. была Баркова Людмила Дмитриевна.

Из интервью с Людмилой Дмитриевной Барковой - первым директором средней общеобразовательной школы №2 пос. Курчатов

20.07.2013

- А какую школу вы хотели построить?

Л.Д. Баркова:

- Я хотела сделать современную школу, в которой сразу будут оборудованы учебные кабинеты, в которой можно будет организовать внеурочную и внеклассную работу по интересам. Мне нужны были в этом плане творческие люди. Я хотела, чтобы школа состояла из молодых учителей, способных работать новаторски. И в коллективе было хорошее сочетание молодых и пожилых.

Гордостью гимназии являются Логачёва В. Г. и Логачёв И.Е. Иван Ефимович широко известен учительской общественности города Курчатова, Курской области и Российской Федерации благодаря высокому уровню профессионального мастерства и методической подготовки, результативной системе работы с одаренными школьниками.

За успехи в своей педагогической деятельности учитель многократно награждался Почетными грамотами директора школы (гимназии), Почетными грамотами отдела образования г. Курчатова.

В 1983 году награжден значком «Отличник народного просвещения»

В 1987 году награжден значком «Отличник просвещения СССР»

Имеет много других наград и грамот.

Виктория Георгиевна тоже была награждена значком «Отличник народного просвещения». За успехи в педагогической деятельности награждена почетными грамотами директора школы (гимназии), отдела образования г.Курчатова. В 1998 году получила звание Соросовкого учителя по результатам конкурса, проведенного Международной Программой Образования в области точных наук на основе опроса более 80 тысяч студентов ВУЗов РФ естественно-научного, технического профиля, а также педагогических университетов и институтов.

Мастерство, по-моему, определяется не только тем, как учитель ведёт урок, каков объём знаний, но и его человеческой сущностью, чуткостью и любовью к детям, умением видеть в каждом из нас индивидуальность, понять наши мысли и чувства, способностью принимать единственно правильное решение.

Был проведён социологический опрос среди обучающихся 1-11 классов –293 человека. Ребятам были предложены следующие вопросы:

  1. Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?

  2. Какими качествами должен обладать учитель?

Результаты показали, что отношение к учителю обучающихся разных возрастных групп меняется. В младших классах, по мнению детей, учитель должен быть добрым, хорошим, умным. Обучающиеся среднего звена хотят видеть учителя также справедливым, строгим и внимательным. Подростки ценят понимающего учителя. Ребята старшего возраста уважают более образованного, высококвалифицированного учителя.

Как показывают ответы на второй вопрос, главными качествами учителя для обучающихся младших классов являются доброта и ум, для детей среднего и подросткового возраста, кроме того – знание предмета, справедливость в оценке знаний, а ребята старшего звена хотят видеть в учителе собеседника и товарища, поэтому ценят в нём понимание и знание детской психологии.

Современный учитель должен не отставать от времени, в котором живёт, должен пользоваться всеми техническими средствами. Важнейшая черта современного учителя – умение и желание учиться, не останавливаться на достигнутом и всегда искать в жизни новизну, ведь человек, который интересуется всем, что его окружает, сделает каждый урок интересным и познавательным. А это значит, что будет достигнута цель – научить.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с обучающимися, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на её жителей, в том числе и учителей.

  2. Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Учитель является наставником и его отношение с учениками строится на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в большинстве случаев оценивается как положительный.

Выводы: Подводя итог, необходимо отметить, что наша гипотеза подтвердилась: От образа учителя и его взаимоотношений с учениками в художественной литературе, кинематографе мы увидели живого учителя нашего современника, который, по моему мнению, совершает настоящий подвиг.

Результаты данной работы можно применять на уроках литературы при изучении анализируемых произведений и на спецкурсах.

Рефлексия: в ходе работы возникли сложности с поиском художественной литературы современного периода и её интерпретации. Кроме того, при исследовании литературы о педагогической профессии и взаимоотношениях социума и учителя было сложно определить своё отношение к человеку данной профессии, настолько он оказался неоднозначным. Работу по данной теме можно продолжить, расширив круг текстов для анализа.

Самооценка: я полностью достигла поставленной цели и реализовала задачи в полном объёме. Для более качественного результата я постаралась подобрать видеофрагмент, поэтому считаю: результаты являются обоснованными. В процессе работы я улучшила свои навыки с литературой (поисковые, аналитические), следовательно, от своей работы получила полное удовлетворение.



Заключение.

Всё начинается с учителя. Вот поэтому Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Всем величайшим писателям словесность открывала широкие горизонты миросозерцания, заставляла биться сердце чувствами благородными, возвышая личность человека и открывая в будущем широкие идеалы человеческого счастья. В смысле воспитательном для юношества играют все же главную роль литература и словесность. Юность требует яркого образа, примера, картины, проникнутой чувством и мыслью. А где же это все найти, как не у учителя словесника?!

Мне повезло с моими наставниками. Навсегда запомнятся добрые глаза первой учительницы Поваровой Ангелины Петровны, которая всё своё свободное время отдавала нам. Мы были счастливы рядом с ней.

Любой урок, любая встреча

Всех кладов на земле ценней.

Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.

Эти замечательные строки моего учителя словесности Александры Яковлевны Ильиной. Признаюсь, что вдохновение и окрылённость души педагога передаются и нам, её ученикам. Переживая за каждого из нас, Александра Яковлевна хочет, чтобы мы не утратили искренности и человечности. Большой любовью к русскому языку и созданным русскими поэтами и писателями произведениям проникнут каждый её урок. Какой мягкий голос! Её увлекательные рассказы хочется слушать ещё и ещё. Александра Яковлевна во многом становится нам близким человеком, наставником в жизни, учителем в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей (Приложение II).



Именно учитель приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

Литература.



  1. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель? / В.И. Лещинский, С.С. Кузнецова, С.В. Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. -160 с.

  2. Фроянов И.Я. История России от древнейших времён до начала XX в., М., «Просвещение», 1998. – 356 с.

  3. Астафьев В.П. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.

  4. Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221 с.

  5. Распутин В. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164 с.

  6. Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или признание подростка / Школьные годы. Выпуск 2. М., «Детская литература», 1990. – 414 с.

  7. Криштоф Е.Г. Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой / Школьные годы. Выпуск 2. М., «Детская литература», 1990. – 414 с.

  8. Иванов А. Географ глобус пропил. М., 2004, - 360 с.

  9. Гришковец Е. Начальник /Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007 – 75 с.

  10. Приложение I.

  11. Борис Макарович Щербаков

  1. Приложение II.

  2. Александра Яковлевна Ильина,

  3. учитель русского языка и литературы

  4. МБОУ «Гимназия №2»

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!