СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние синтетических моющих средств на простейших"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о мониторинге окружающей среды на примере реакции простейших на действие синтетических моющих средств

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние синтетических моющих средств на простейших"»

Муниципальное образовательное учреждения

«Хованщинская средняя общеобразовательная школа»










ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Влияние синтетических моющих средств на поведение

инфузории – туфельки»





Выполнила

учащаяся 7 класса

Резяпкина Мария

Руководитель

учитель биологии

Курочкина Е.В.





МО Рузаевка, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2

1.

Обзор литературы

5

1.1

Использование простейших как тест – объектов при биологическом и экологическом исследованиях

5

1.2

Строение, жизнедеятельность и разнообразие инфузорий

6

2.

Материал и методика исследования

8

3.

Результаты исследований

10

3.1

Наблюдение за движениями и таксисами инфузории-туфельки

10

3.2

Изучение влияния синтетических моющих средств на поведение инфузории-туфельки

11

3.2.1

Влияние стирального порошка

11

3.2.2

Влияние хлорсодержащего моющего средства

12

3.2.3

Влияние мыла

12

3.2.4

Влияние средства для мытья посуды

13

Заключение

15

Список использованных источников

17














ВВЕДЕНИЕ


Ежедневно мы используем множество средств, даже и не задумываясь о их составе. И далеко не многих интересует вопрос, а что же происходит после, когда все они попадают в окружающую среду.

К выбору темы исследования меня подтолкнули неоднократные наблюдения за тем, как в ручей, протекающий рядом с моим домом, постоянно попадают сточные воды. И решила исследовать последствия этого явления и показать полученные результаты тем людям, кто так легкомысленно поступает с природой. И я надеюсь, они задумаются о своих поступках.

Актуальность темы.

Обязательной составной частью контроля за состоянием окружающей среды является биологический мониторинг экологических систем. В настоящее время известно о важной индикаторной роли простейших животных в гидробиологическом контроле. Свободно живущие простейшие служат показателем степени органического загрязнения воды, гидрохимического и гидрологического режима водоемов. Они являются важным звеном пищевых цепей в водных экосистемах. Особенно широко используются культуры инфузорий.

Специфика гидробиологического контроля заключается в том, что только ему доступна оценка последствия загрязнений, но не их последствия. Важно так же и то, что биологический контроль по сравнению с другими методами дает быстрый ответ, т.е. является экспресс методом.

Как известно, имеется два типа биологического тестирования. При первом прямом или экологическом, в пробе воды устанавливается видовой и количественный состав фауны, а затем по таблицам дается заключение о состоянии водоема (о принадлежности водоемов к той или иной зоне сапробности). При втором, непрямом, или физиологическом используют оценку жизненной активности организмов. Избираются отдельные виды, или тест организмы, которые культивируются в лабораторных условиях и затем помещаются в пробе испытываемой воды (среды). Индексом для оценки качества воды (среды) служит та или иная реакция тест-организмов (например, их рост или размер).

Цели и задачи.

Согласно поставленной проблемы, целью и задачами данной работы являются:

- изучить литературу по теме работы;

- ознакомиться и освоить методы культивирования простейших;

- изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки;

- ознакомиться с опытами по изучению движения и таксисов инфузории-туфельки;

- провести опыты по изучению влияния синтетических моющих средств на поведение инфузории-туфельки.

Работа была проведена на базе МОУ «Хованщинская средняя общеобразовательная школа».

Первый этап был проведен в октябре – декабре 2007-2008 учебного года. На данном этапе была изучена литература по теме работы, освоены методы микроскопирования и методики изготовления временных микропрепаратов.

Второй этап был проведен в январе – апреле 2007-2008 учебного года. На этом этапе были освоены методы культивирования простейших, изучены особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки, проведены опыты по изучению движения и таксисов инфузории-туфельки.

Третий этап был проведен в сентябре – ноябре 2008-2009 учебного года. На данном этапе были проведены опыты по изучению влияния синтетических моющих средств на поведение инфузории-туфельки, подведены итоги работы.








1. Обзор литературы


1.1 Использование простейших как тест – объектов при биологическом и экологическом исследованиях


Под биологическим мониторингом экосистемы следует понимать оценку биологической активности объектов физико-химического окружения (биотопа) с целью выяснения степени влияния их на взаимодействующие с ними живые организмы (биоценоз), а в целом, с целью прогнозирования надежности жизнеспособности экосистемы. Для получения оперативной информации о степени биологической надежности различных экосистем разработаны различные экспресс – биотесты, которые можно применить повсеместно и повседневно.

В данной работе рассматривается экспресс – биотест, где использована принципиальная идентичность реагирования на изменяющиеся условия и неблагоприятные воздействия внешней среды свободноживущих организмов, независимо от биологического уровня или иерархии. В качестве тест – объекта был использован свободноживущий, легко культивируемый одноклеточный организм – инфузория-туфелька. Данный экспресс – биотест позволяет быстро, дешево и массово определять токсичность, полноценность и неспецифическую активность кормов, воды, почвы, воздуха, пищи, лекарств и неизвестных веществ. Это особенно необходимо санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, таможенной службам, органам стандартизации, сертификации и контроля, центром мониторинга водных, воздушных бассейнов, лесов, земельных ресурсов.

Экспресс – биотест позволяет создавать банки данных биологического мониторинга экологических систем, определять и выявлять изменение в экосистемах под влиянием загрязнителей. С его помощью можно установить, что экосистема в опасности и необходимо соответствующие срочные меры по восстановлению экосистемы.



1.2 Строение, жизнедеятельность и разнообразие инфузорий


Инфузории впервые были получены Антони Ван Левенгуком случайно. В тот момент ученого интересовало от чего зависит жгучесть перца. Левенгук попытался отделить мельчайшую частицу. Когда ему это не удалось, он решил предварительно размочить перец и залил его водой. Несколько дней спустя, посмотрев через линзу на каплю перечного настоя, он и там увидел невероятное количество «маленьких животных». Одни имели вид удивительных маленьких звездочек, другие – треугольников, полумесяцев, третьи постоянно меняли свою форму, как крошечные капли масла, переливающееся то в одну, то в другую сторону, и т.д. Оказалось, что их можно разводить не только в настое из перца, но и в настоях из травы, сена и различных семян.

Поскольку их можно разводить в настоях трав, Левенгук назвал их «инфузории», т.е. «настойные», «наливочные» - от латинского слова «инфузум», что значит «настой», «наливка». Тогда он называл этим названием все организмы, обитающие в настое. Сейчас же это название закрепилось лишь за одной группой животных с удлиненной, обтекаемой формой тела, покрытого многочисленными ресничками-органами передвижения. А переливающихся то в одну, то в другую сторону животных в настоящее время называют саркодовыми.

Тип Инфузории (Ciliophora)

По сравнению с другими группами простейших инфузории имеют наиболее сложное строение и характеризуются наличием двигательных органелл – ресничек, ядерным дуализмом и особой формой полового процесса – коньюгацией. Всего известно 7500 видов. Большинство инфузорий – свободноживущие морские и пресноводные простейшие. Реже среди них встречаются симбионты и паразиты различных животных.

В зависимости об образа жизни инфузорий их форма тела и адаптации ресничного аппарата сильно варьируют. Многие плавающие инфузории имеют обтекаемую форму тела и равномерное распределение ресничек.

Способом питания инфузорий является фагоцитоз – активное захватывание и поглощение микроскопически инородных живых объектов (бактерий, фрагментов клеток) и твердых частиц одноклеточных животных. У пресноводных инфузорий имеются сократительные вакуоли – органеллы осморегуляции и выделения. Иногда сократительные вакуоли образую сложную систему.

Наиболее известным свободноживущим организмом является инфузория-туфелька (Paramecium caudatum). Размеры ее клетки составляют 0,1-0,3мм. Инфузории-туфельки имеют постоянную форму, так как эктоплазма уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками, количество которых составляет от 10 до 15 тысяч, благодаря чему инфузория-туфелька плавает с большой скоростью. В одну секунду она проплывает путь, в 8-10 раз превышающая длину ее тела.

У инфузории-туфельки имеется сложная система органелл пищеварения. Рот нередко расположен во впадине тела – воронке (перистом), окруженной длинными ресничками, или мембранеллами. При помощи ресничек пища загоняется в рот (цитостом). Рот ведет в длинную глотку (цитофаринкс), погруженную в эндоплазму. Пищевые комочки, попавшие в эндоплазму, тотчас же окружаются мелкими пузырьками – везикулами с ферментами, что способствует образованию пищеварительных вакуолей. У инфузории-туфельки две сократительные вакуоли с 5-7 приводящими каналами каждая. Избыток жидкости собирается в лучеобразные каналы, а из них выпрыскивается в центральную вакуоль, представляющую собой резервуар, из которого затем выталкивается наружу. В начале пищеварения в вакуолях образуется кислая среда, а на последующих фазах – щелочная, что аналогично процессам пищеварения у высших животных. Непереваренные частицы выбрасываются из клетки в определенном месте – порошице (цитопрокт).

Кроме того, в эктоплазме инфузории-туфельки находятся защитные органеллы – трихоцисты, которые при раздражении «выстреливают» и превращаются в упругую нить. Выстреливание множества трихоцист способно поразить врага из микромира, оказывая парализующее действие.

Бесполое размножение инфузорий осуществляется митотически каждые 1-2 раза в сутки путем поперечного деления и сопровождается делением макро- и микронуклеусов. Через несколько поколений в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс – коньюгация. Перед коньюгацией в каждой особи макронуклеус распадается, а микронуклеус делится мейозом на четыре ядра, три из которых разрушаются, а четвертое вновь делится пополам митозом. В результате в каждой инфузории образуются мужское (мигрирующее) и женское (стационарное) ядра. При коньюгации две инфузории подходят друг к другу брюшными сторонами, оболочка в месте их соприкосновения растворяется, и между ними образуется цитоплазматический мостик. Затем между особями происходит обмен мигрирующими ядрами с последующим слиянием стационарного и мигрирующего ядер, после чего особи расходятся. Вскоре в каждой из них ядро делится и, впоследствии, образуются макро- и микронуклеусы. Таким образом, при половом процессе число инфузорий не увеличивается, а обновляются наследственные свойства макронуклеуса.




















2. Материал и методика исследования


Для культивирования инфузории-туфельки используют различные питательные среды и методики:

1. Примерно 10г сухого сена кипятят в течение получаса. Полученную бурую жидкость разливают в 2-3 банки, разбавляя водой до цвета жидкого чая. Через 3-4 дня на поверхности настоя развивается пленка сенных бактерий, являющихся наилучшей пищей для инфузорий. Инфузории вносят пипеткой в раствор из аквариума или из банки с прудовой водой. Через 6-8 дней в культуре будет присутствовать большое количество туфелек. Скорость этого процесса зависит от температуры. При нормальной комнатной температуре культура готова через 15-20 дней.

2. Культуру туфельки можно приготовить, используя молочный раствор из расчета 5-10 капель снятого молока на 100 мл воды. Раствор надо хорошо размешать и разлить по пробиркам. Пересадив в раствор инфузорий, пробирки закрывают рыхлыми ватными тампонами и оставляют в тепле на 5-7 суток.

Для проведения экспериментов в данной работе была использована методика приготовления инфузории-туфельки №1. Каждый опыт эксперимента был проведен согласно схеме:

- приготовление препарата инфузории-туфельки,

- нанесение на предметное стекло 2-3 капель готового препарата культуры инфузории-туфельки,

- действие реагента (1-2 капли),

- наблюдение за поведением инфузории-туфельки,

- фиксирование результата в бланк наблюдений.

Для точности результатов эксперимента с каждым из выбранных реагентов были проведены по три опыта.




3. Результаты исследований


3.1 Наблюдение за движениями и таксисами инфузории-туфельки


Согласно литературным источникам, инфузория-туфелька передвигается с помощью согласованной работы ресничек. Реснички одна за другой совершают ритмичные гребки, и по телу инфузории, таким образом, создают волну гребных движений от переднего конца к заднему. Каждая волна распространяется в диагональном направлении, поэтому инфузория-туфелька перемещается по спиральной траектории, вращаясь вокруг своей продольной оси. Если на пути следования инфузории-туфельки возникает препятствие, то работа ресничек мгновенно прекращается и возобновляется в противоположном направлении. Движение в новом направлении продолжается до преодоления препятствия.

Таксисы – изменение направления движения организмов под влиянием различных раздражителей. Наблюдают: а) положительный таксис (движение к раздражителю), б) отрицательный таксис (движение от раздражителя), в) гальванотаксис – движение, определяемое направлением электрического тока.

Согласно литературным источникам, а также проведенным опытам, у инфузории-туфельки наблюдаются проявления нескольких таксисов при действии различных раздражителей (прикосновение, высокие концентрации в среде различных химических веществ, содержание кислорода и углекислого газа, изменение интенсивности света).









3.2 Изучение влияния синтетических моющих средств на поведение

инфузории-туфельки


3.2.1 Влияние стирального порошка


В данном опыте выявляется влияние раствора стирального порошка на поведение инфузории-туфельки.

Ход работы. Для данного опыта были взяты три пробы культуры инфузории-туфельки. Согласно времени были нанесены по 2 капли культуры на предметные стекла для изучения под микроскопом и оценки состояния инфузорий до действия реагента. Затем были добавлены по 2 капли реагента (1%-ного раствора стирального порошка) к каплям культуры инфузорий на предметных стеклах с целью наблюдения за изменениями в их поведении и контроля продолжительности жизни инфузорий до 100% гибели. Результаты наблюдений занесены в таблицу.



Время

Состояние инфузории-туфельки, изменение поведения

Время

Начало опыта

Гибель клеток

1-я проба

14.15

Отрицательный таксис, гибель

14.18

2-я проба

14.25

Отрицательный таксис, гибель

14.27

3-я проба

14.35

Отрицательный таксис, гибель

14.38




2,3 мин


Вывод: при добавлении к культуре инфузории-туфельки раствора порошка, наблюдается проявление отрицательного таксиса к реагенту, гибель клеток в течение 2,3 мин.





3.2.2 Влияние хлорсодержащего моющего средства


В данном опыте выявляется хлорсодержащего моющего средства на поведение инфузории-туфельки.

Ход работы. Для данного опыта были взяты три пробы культуры инфузории-туфельки. Согласно времени были нанесены по 2 капли культуры на предметные стекла для изучения под микроскопом и оценки состояния инфузорий до действия реагента. Затем были добавлены по 2 капли реагента (1%-ного раствора хлорсодержащего моющего средства) к каплям культуры инфузорий на предметных стеклах с целью наблюдения за изменениями в их поведении и контроля продолжительности жизни инфузорий до 100% гибели. Результаты наблюдений занесены в таблицу.



Время

Состояние инфузории-туфельки, изменение поведения

Время

Начало опыта

Гибель клеток

1-я проба

14.15

Гибель клеток

14.16

2-я проба

14.25

Гибель клеток

14.26

3-я проба

14.35

Гибель клеток

14.36




менее 1 мин


Вывод: при добавлении к культуре инфузории-туфельки раствора хлорсодержащего моющего средства, наблюдается гибель клеток в течение 1 мин.



3.2.3 Влияние мыла


В данном опыте выявляется влияние раствора мыла на поведение инфузории-туфельки.

Ход работы. Для данного опыта были взяты три пробы культуры инфузории-туфельки. Согласно времени были нанесены по 2 капли культуры на предметные стекла для изучения под микроскопом и оценки состояния инфузорий до действия реагента. Затем были добавлены по 2 капли реагента (1%-ного раствора мыла) к каплям культуры инфузорий на предметных стеклах с целью наблюдения за изменениями в их поведении и контроля продолжительности жизни инфузорий до 100% гибели. Результаты наблюдений занесены в таблицу.



Время

Состояние инфузории-туфельки, изменение поведения

Время

Начало опыта

Гибель клеток

1-я проба

14.15

Отрицательный таксис, гибель

14.19

2-я проба

14.25

Отрицательный таксис, гибель

14.30

3-я проба

14.35

Отрицательный таксис, гибель

14.40




4,7 мин


Вывод: при добавлении к культуре инфузории-туфельки раствора мыла, наблюдается проявление отрицательного таксиса к реагенту, гибель клеток в течение 4,7 мин.



3.2.4 Влияние средства для мытья посуды


В данном опыте выявляется влияние раствора средства для мытья посуды на поведение инфузории-туфельки.

Ход работы. Для данного опыта были взяты три пробы культуры инфузории-туфельки. Согласно времени были нанесены по 2 капли культуры на предметные стекла для изучения под микроскопом и оценки состояния инфузорий до действия реагента. Затем были добавлены по 2 капли реагента (1%-ного раствора средства для мытья посуды) к каплям культуры инфузорий на предметных стеклах с целью наблюдения за изменениями в их поведении и контроля продолжительности жизни инфузорий до 100% гибели. Результаты наблюдений занесены в таблицу.



Время

Состояние инфузории-туфельки, изменение поведения

Время

Начало опыта

Гибель клеток

1-я проба

14.15

Отрицательный таксис, гибель

14.19

2-я проба

14.25

Отрицательный таксис, гибель

14.27

3-я проба

14.35

Отрицательный таксис, гибель

14.39




3,3 мин


Вывод: при добавлении к культуре инфузории-туфельки раствора средства для мытья посуды, наблюдается проявление отрицательного таксиса к реагенту, гибель клеток в течение 3,3 мин.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Обязательной составной частью контроля за состоянием окружающей среды является биологический мониторинг экологических систем. В настоящее время известно о важной индикаторной роли простейших животных в гидробиологическом контроле. Свободно живущие простейшие служат показателем степени органического загрязнения воды, гидрохимического и гидрологического режима водоемов. Они являются важным звеном пищевых цепей в водных экосистемах. Особенно широко используются культуры инфузорий.

2. Для получения оперативной информации о степени биологической надежности различных экосистем разработаны различные экспресс – биотесты, которые можно применить повсеместно и повседневно.

В данной работе рассматривается экспресс – биотест, где использована принципиальная идентичность реагирования на изменяющиеся условия и неблагоприятные воздействия внешней среды свободноживущих организмов, независимо от биологического уровня или иерархии. В качестве тест – объекта был использован свободноживущий, легко культивируемый одноклеточный организм – инфузория-туфелька. Данный экспресс – биотест позволяет быстро, дешево и массово определять токсичность, полноценность и неспецифическую активность кормов, воды, почвы, воздуха, пищи, лекарств и неизвестных веществ.

3. Инфузории-туфельки ведут активный образ жизни при благоприятных лабораторных условиях и реагируют на изменения условий окружающей их среды разнообразными таксисами. У инфузории-туфельки наблюдаются проявления нескольких таксисов при действии различных раздражителей (прикосновение, высокие концентрации в среде различных химических веществ, содержание кислорода и углекислого газа, изменение интенсивности света).

4. Результаты данной работы позволяют сделать следующий вывод: синтетические моющие средства, использованные при проведении опытов, вызывают неминуемую гибель инфузорий. При этом у инфузорий наблюдаются: отрицательный таксис, замедление движения и гибель простейших: под действием раствора порошка - в течение 2,3 мин, раствора хлорсодержащего моющего средства - в течение 1 мин, раствора мыла - в течение 4,7 мин, раствора средства для мытья посуды - 3,3 мин.





























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:



1. Бузлам В.С., Шитов Ю.Т., Востроилова Г.А. и др. Биологический мониторинг экологических систем. Экспресс биотест. – Воронеж, 1997. – 12с.

2. Каменский А.А., Маклакова А.С., Сарычева Н.Ю. Биология. – М.: «Росмэн», 2005. – 390с.

3. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. – М.: «Просвещение», 2001. – 257с.

4. Основы экологии. Под ред. Жидкина В.И. – Саранск, 1994. – 347с.

5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 432с.

6. Сонин Н.И. Многообразие живых организмов. – М.: «Дрофа», 1991. – 197с.

7. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – 578с.



18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!