Тема: «Правильно ли мы выбираем ранец».
1. Введение.
Каждую четверть в нашей школе проходят дни здоровья, уроки здоровья, где мы часто говорим о неправильной осанке. Объясняем причины возникновения неправильной осанки и как их устранить. Я хочу, чтобы все дети росли здоровыми, стройными и красивыми. И поэтому я провёл исследование, в котором рассматриваю вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Цель исследования:
Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи
1. Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
2. Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
3. Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: учащиеся 2, 3 и 4 классов
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Методы исследования
Опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, эксперимент
2.1. А что у вас, ребята, в рюкзаках? (Приложение №1)
Правильная осанка формируется впервые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Неравномерная нагрузка на неокрепший позвоночник - неприятности на всю дальнейшую жизнь.
2.2. Выбираем ранец.
Конечно, ранец лучше портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
2.3. На всё есть свои нормы. (Приложение №2).
С годами школьные ранцы стали тяжелее. По гигиеническим нормам вес ранца с учебниками должен весить от 2,5кг – до 3кг. Вес ранцев у учащихся начальных классов в нашей школе превышает гигиенические нормы.
То же касается и учебников. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы. Издатели должны выпускать учебники для учащихся 1 – 4-х классов – не более 300г.
2.4. Угроза за спиной.
Большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! (Приложение №3).
Мой эксперимент
Изучив гигиенические нормы, я решил провести эксперимент среди учащихся начальной школы. В эксперименте участвовало 4 человека. (Приложение №4).
План эксперимента
1. Выяснить по последнему медицинскому осмотру состояние опорно-двигательной системы, осанки, ребят начальной школы.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников.
3. Проверить вес учебников и тетрадей и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с расписанием уроков.
5. Подвести итоги.
Ф.И. ученика | Класс | Диагноз | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) |
Жиков Паша | 2 | кариес | 2,5 - 3 | 2,5 |
Игонина Кристина | 3 | кариес | 2,5 - 3 | 3 |
Фоминых Костя | 3 | нарушение осанки | 2,5 - 3 | 3 |
Останин Серёжа | 4 | нарушение осанки | 2,5 - 3 | 2,9 |
Я увидел, что вес «правильного» ранца не соответствует его реальному весу. Я решил выяснить: может быть, причина лишней нагрузки в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесила все ранцы без школьных принадлежностей. (Приложение №5).
Получил следующие результаты:
Ф.И. ученика | Вес ранца(кг) | Выводы |
Жиков Паша | 375г | легковес |
Игонина Кристина | 500г | норма |
Фоминых Костя | 500г | норма |
Останин Серёжа | 800г | слишком тяжёлый |
Вывод:
Я увидел, что у 3-х учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает 600г. Нашелся победитель- легковес весом всего 375г. Однако у 1 человека вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной болезней позвоночника и сердца.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами–легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своих детей.
2.5. А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебниках? (Приложение №6)
Для этого я записал все учебники и тетради, которыми пользуемся, и взвесил их.
Учебники и тетради | Вес (г) |
Математика + тетрадь | 325 + 150 |
Русский язык 1,2 ч.+ тетрадь | 350 + 350 + 150 |
Литературное чтение + тетрадь | 375 + 150 |
Окружающий мир + тетрадь | 200 + 100 |
Английский язык + тетрадь | 325 + 120 |
Вывод: Все книги не соответствуют, кроме окружающего мира, гигиеническим нормам - 300 г для ученика начальной школы, но можно допустить вес до 330г.
А ещё я взвешивал портфели в течении недели.
2. 6. Вес портфеля в течение недели:
Ф. И. | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Жиков Паша | 3кг300г | 3кг600г | 4кг | 3кг300г | 3кг400г |
Игонина Кристина | 3кг225г | 3кг500г | 3кг500г | 3кг600г | 3кг600г |
Фоминых Костя | 3кг | 3кг375г | 3кг475г | 3кг675г | 3кг300г |
Останин Серёжа | 3кг300г | 3кг600г | 4кг | 3кг400г | 3кг400г |
Пронаблюдав в течение недели за весом ранцев,
я обнаружил, что самым тяжёлым ранец бывает:
во 2-м и 4-м классах - в среду (4кг);
в 3-м классе – в четверг (3кг 675г).
Но и в остальные дни вес ранца не соответствовал нормам.
Заключение
Таким образом, путём ежедневного контроля у учеников тяжестей за спиной я доказал, что тяжёлый ранец вредит здоровью ребят, так как вес ранца не соответствует нормам в течение недели. Отрицательно сказывается на позвоночнике школьника, которому был поставлен диагноз «нарушение осанки».
Рекомендации:
Ученикам:
Не носите лишнего в ранцах.
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Родителям:
Покупайте лёгкие ранцы!
Работникам школ:
1. Использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу;
2. Найти возможность, в начальной школе, использовать два комплекта учебников (один - в школе и один - дома);
3. Организовать хранение сменной обуви и принадлежностей для уроков технологии, изобразительного искусства в помещении школы.