СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Здоровье детей и факторы окружающей среды»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа раскрывает влияние продолжительной работы за компьютером на здоровье старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Здоровье детей и факторы окружающей среды»»


Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

г.Палласовка Волгоградской области





Исследовательская работа



«Здоровье детей и факторы окружающей среды»





Автор: Киселева Татьяна Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МКОУ ДО «СЮН» г Палласовка









Палласовка 2016



Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………………….2

2. Влияние продолжительной работы за компьютером на здоровье ……………………..…..4

3.1. Влияние на зрение…………………………………………………………………...…...4

3.2. Влияние на опорно-двигательный аппарат………………………………………...…...5

3.3. Влияние на нервную систему…………………………………………………….....….6

3. Результаты собственных исследований……………………………………………………….6

3.1. Анкетирование учащихся………………………………………………………...……...6

3.2. Исследование устойчивости внимания при работе за компьютером………..…...…11

3.3.Влияние компьютерных игр на психологическое состояние…………………………12

4. Выводы……………………………………………………………………………………….. 15

5. Заключение ………………………………………………………………………………….…15

6.Список использованной литературы………………………………………………….………18

7. Приложения……………………………………………………………………………………20


1.Введение

Уже более века человечество использует электрические устройства в своей жизни. Они окружают нас повсюду, и без них уже стала немыслима наша жизнь. То же можно сказать и про компьютер, использование которого в последнее время получило взрывное распространение и, безусловно, такая тенденция будет развиваться и дальше. Облегчая нам жизнь, компьютер и другие электронные средства значительно изменили экологический фактор и создали новый фон (антропогенную среду), в котором мы постоянно находимся. Всплеск этого фактора, естественно, не может не сказаться на здоровье и самочувствии людей, особенно детей как особо чувствительных к окружающей среде и различным излучениям. Давно известно, что происходит постоянное взаимодействие человека с окружающей средой, включая и сверхслабые взаимодействия. Причем понятие «слабые» скорее относится к нашим органам восприятия чувств, поскольку их реальное воздействие на организм никак нельзя назвать слабым. Это относится и к электронным излучениям от компьютера, силовое поле которого обладает аномальными свойствами искривлять пространство и искажать ритмы любого объекта (в том числе старшеклассника) и любой системы (например, опорно-двигательный аппарат). Иногда бывает достаточно микроскопических доз, и человек получает серьезное отравление. А находиться в среде с огромной концентрацией положительных ионов, которые излучает компьютер совсем уже небезопасно!

Со времени появления первого компьютера прошло не так много времени,  но без него невозможно представить жизнь современного ребенка. Компьютер служит для множества целей — начиная от обучения, общения и заканчивая развлечениями. В процессе работы я пришла к заключению, что компьютер нужен учащимся не столько для обучения, сколько для игр и нахождения в социальных сетях. Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в 1950-х и 1960-х годах. Играть в них – занятие увлекательное и захватывающее, игры становятся всё более реалистичными. Некоторые старшеклассники, именующие себя геймерами (от англ. game - игра), способны сидеть часами за компьютером. Есть игры, в которые играют даже целыми командами - в локальной сети или на каком-то сервере в интернете. Члены фанатеющей группы могут быть из одной школы, а могут быть из разных стран мира, что, однако, не мешает им совместно играть и по-своему полноценно общаться. Каждая компьютерная игра имеет свой жанр: шутеры ( типа «ударь и беги» или «стреляй во всё, что движется» ); стимуляторы (игры – тренажёры: разного рода гонки, военные и космические игры.); стратегии (строительство города, страны и даже целой планеты, управление их развитием, строительство домов и дорог…). Стремительное развитие компьютерной техники привело к появлению виртуального общения в соцсетях( Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Skype, What’s up и т.д). Данный вид общения становится все более и более популярным, учащимся незачем выходить на улицу, чтобы дойти до магазина, нет необходимости ходить в гости, в театр в кино, все можно сделать через Интернет.

Сейчас уже никого не удивляет, что человек откликается на любое изменение пространства, так как и сам является материей с волновой природой. Примечателен тот факт, что много старшеклассников жалуются на утомляемость после работы за компьютером, боль в кистях рук, тазовых органах, в области шеи и затылка, рассеянное внимание, а также проблемы со зрением; иногда появляется и агрессивный настрой. Потому вопрос о том, как влияет компьютер на здоровье учащихся, которые продолжают формироваться физически и психически, сегодня особенно актуален.

Целью моего исследования стало изучение влияния компьютера на здоровье старшеклассников.

При выполнении работы я проанализировала литературу различного характера и даже времени издания:

  1. Варашкевич С.А. История конверсии компьютерной игры. - М.: ИП РАН, 2007.

  2. Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни - М.: Финансовые известия, 1996.

  3. Интернет – ресурсы: http://www.studfiles.ru/preview/4582972/

https://podrastu.ru/kompyuter-i-rebenok/kak-vliyaet-kompyuter-na-vashego-rebenka.html

http://med-tutorial.ru/med-books/book/49/page/2-2-negativnoe-vliyanie-kompyutera-kak-ego-umenshit/20-oporno-dvigatelniy-apparat-chtobi-ostavalsya-oporoy-i-ne-perestaval-dvigatsya

http://med-tutorial.ru/med-books/book/49/page/2-2-negativnoe-vliyanie-kompyutera-kak-ego-umenshit/22-kompyuternie-igri-i-ih-vliyanie-na-psihiku

http://otherreferats.allbest.ru/biology/00188219_0.html

  1. Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.- М.:,2001.

  2. Рыков В. Домашний компьютер: вопросы труда и безопасности – http://itime.on.ufanet.ru/articles/2001 lst/2. html.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М: АРКТИ,2003.

  4. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 2008.

Я поставила перед собой задачи выяснить, для чего современным старшеклассникам нужен компьютер, оценить характер влияния компьютера на подрастающий организм и дать рекомендации по соблюдению гигиенических норм при работе с ПК. Исследование проводилось мною в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь) среди юношей и девушек 11 класса в школе №17 г. Палласовка. При исследовании я пользовалась следующими методами: изучение и анализ источников литературы, анкетирование учащихся и анализ результатов, наблюдение, диагностика с анализом и интерпретацией результатов.


2. Влияние продолжительной работы за компьютером на здоровье


2.1. Влияние на зрение

Мониторы компьютеров являются сильным источником электромагнитных полей. Постоянная «бомбардировка» организма старшеклассника ускоренными электронами приводит к различным расстройствам нервной системы и глаз. В последнее время даже появилось несколько новых терминов, определяющих заболевания глаз, вызванные долгой работой за компьютером: дисплейная болезнь (характеризуется нарушением аккомодации глаз из-за длительного перенапряжения ресничного тела), синдром сухого глаза (нарушение увлажнения роговицы слезной жидкостью). Длительная работа за компьютером может увеличить риск развития миопии (близорукость), дальнозоркости и глаукомы. Развивается так называемый компьютерный зрительный синдром - это комплекс зрительных и глазных симптомов, связанных с работой глаз на близком расстоянии: жжение в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движение глаз и покраснение глазных яблок, двоение в глазах, быстрое утомление при чтении. Очень страшно, что старшеклассники не знают меры при пользовании компьютером, редко делают перерывы, часто не обращают внимание на усталость глаз. А ведь человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек - пикселей. Утомление глаз вызывают мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения. При работе за компьютером старшеклассник зависит от положения дисплея ( при чтении с бумажного носителя можно легко изменить положение листа для наиболее комфортного восприятия информации). Кроме того, экран, являясь источником света, относится к приборам активного контраста (при чтении с бумажного носителя учащийся имеет дело с отраженным светом, т.е. с пассивным контрастом). Монитор надолго приковывает к себе внимание старшеклассника, требует повышенной сосредоточенности, что является причиной длительной неподвижности глазных мышц, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. Кроме этого, отрицательно влияют на зрение при работе с монитором неправильно настроенные четкость, яркость и резкость изображения; мерцание изображения; наличие бликов. Поэтому-то ведущие производители мониторов постоянно ведут работу по совершенствованию характеристик своих изделий не только с цепью достижения новых технических возможностей отображения информации, но и для создания максимально комфортных и безопасных условий труда пользователей ПК. Ухудшение зрения может возникнуть и из-за неправильно организованного рабочего места.

2.2. Влияние на опорно-двигательный аппарат

Старшеклассники, бывает, проводят за компьютером более 10 часов. Понятно, что такое долгое пребывание в сидячем положении не может не сказаться отрицательно на опорно-двигательном аппарате, на скелете и мышцах. Учащиеся забывают обо всех физических нагрузках, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долго пребывания в одном положении затекают, становятся вялыми и дряблыми. Геймеры начинают жаловаться на боли в спине, пояснице и позвоночнике. У них часто бывает искривление позвоночника, истончение костной ткани, артрит суставов и остеохондроз (заболевание, связанное с разрушением межпозвонковых дисков, которое может привести к выпячиванию диска в какую либо сторону с возможностью повреждения спинного мозга). При длительной работе за компьютером позвоночник изнашивается в 2 раза быстрее, чем при подвижном образе жизни. Это является последствием перегрузки, которую испытывают межпозвоночные диски.

Если долго, сутулясь, сидеть в одной позе, в мышцах спины появляется напряжение, застой крови и могут возникнуть их отек и воспаление. Мышцы сдавливают нервы, которые выходят из спинного мозга в позвоночнике, вызывая боль в шее, плечах, руках, пояснично-крестцовом отделе, ногах. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает боль в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук. Еще одна очень распространенная проблема, связанная с однообразными движениями рук при работе за компьютером – «туннельный синдром запястья», который появляется вследствие повреждения срединного нерва между сухожилиями. Длительная, однообразная работа кистями и пальцами рук приводит к постепенному повреждению связочного и суставного аппарата кисти. Если во время не принять меры, то заболевание может стать хроническим. А ведь связки предостерегают наши мышцы от растяжений.

2.3. Влияние на нервную систему


Основная часть нагрузки при работе за компьютером приходится на нервную систему, особенно на головной мозг. Хроническое перенапряжение при работе за компьютером может быть причиной головных болей, расстройства внимания и невозможности сконцентрироваться, может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота.


3. Результаты собственных исследований


3.1. Анкетирование учащихся


В анкетировании приняли участие 10 парней и 10 девушек из 11 класса. Полученные данные подверглись статистической обработке, результаты которой представлены на диаграммах.

1) Результаты ответов старшеклассников на вопрос: «Имеется ли у вас компьютер?» представлены на диаграммах ниже:


Как видно из диаграмм, 100% старшеклассников имеют компьютер.

2) Результаты ответов на вопрос «Часто ли вы пользуетесь компьютером?» представлены на следующих диаграммах:


Как видно из диаграмм, среди парней часто пользуются компьютером 80%, а редко всего лишь 20%. Среди девушек лишь 60% часто используют ПК в отличие от остальных 40%.


3) Результаты ответов на вопрос «Чему отдаете предпочтение: социальным сетям или компьютерным играм?» представлены на следующих диаграммах:


Заметно, что 50% парней увлекаются компьютерными играми, а остальные 50% проводят время в соцсетях. Среди девушек уже 80% предпочтение отдают соцсетям и только 20% - играм.


4) Результаты ответов на вопрос «Знаете ли вы, какие требования должны соблюдаться во время работы за компьютером?» представлены на диаграммах:

Как видно из диаграмм, 80% парней и 90% девушек знают правила работы за компьютером. К сожалению, и среди юношей, и среди девушек есть те, которые не знают этих правил.


5) Результаты ответов на вопрос анкеты «Влияет ли компьютер на успеваемость в школе?» представлены на диаграммах:

Половина парней считает, что компьютер не влияет на учебу, другая же половина считают, что влияет. А вот 70% старшеклассниц считают, что компьютер абсолютно не влияет на учебу, 30% их сверстниц думают иначе.


6) Результаты ответов на вопрос анкеты «Как много времени вы проводите за компьютером?» представлены на диаграммах:


Как видно диаграмм, 1-3 часа за компьютером проводят 50% парней и 70% девушек; 3-4 часа за компьютером сидят 30% ребят и 20% девушек; 4-5 часов – по 10% парней и девушек; и больше 6 часов в день за компьютером проводят только 10% парней. В целом, дольше за компьютером бывают парни.


3.2. Исследование устойчивости внимания при работе за компьютером


Материалом к данной методике служат 5 черно-белых 25-значных таблиц, представленных в Приложении№1. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25.

Для выполнения исследования мне понадобились 9 старшеклассников, компьютерный класс, секундомер, таблицы.

Процедура применения методики следующая. Я разделила участников на 3 группы:

-1группа: не использовавшие компьютер до эксперимента (3 человека).

-2группа: пользовавшиеся компьютером час до эксперимента (3 человека).

- 3группа: пользовавшиеся компьютером более 3 часов до эксперимента (3 человека).

Испытуемые просматривают первую таблицу (Приложение №1) и находят, указывая, в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое они делают со всеми остальными таблицами (Приложение №1). Учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице; определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей одного человека (числовой индекс распределения внимания). Далее складываются показатели старшеклассников каждой группы в отдельности, сумма делится на количество участников этой группы (3). Это и есть средний показатель работы с одной таблицей группы.

Все эти действия были проделаны с испытуемыми всех трех групп. Среднее время каждой группы (в % от 60мин.) занесено в диаграмму ниже:

Из диаграммы видно, что внимание старшеклассников зависит от времяпрепровождения за компьютером: чем больше времени за работой с ПК, тем менее устойчиво внимание.


3.3.Влияние компьютерных игр на психологическое состояние

Игры - шутеры (стрелялки) требуют от играющих быстроту реакции. Поэтому они развивают быстроту реагирования, способность быстро принимать решения. Однако, они вызывают нервные расстройства и агрессию у старшеклассников, т.к. в этих играх присутствуют агрессивность и жестокость. Это не может не сказаться на эмоциональном и нравственном развитии учащихся.

В играх - стимуляторах тоже важна быстрая реакция, поскольку езда и полёты проходят с высокой скоростью, а бой – вообще дело для проворных. Благодаря стимуляторам учащийся может учиться правилам дорожного движения, научиться управлять целым государством почти как в реальности, развить в себе способности руководить, принимать ответственные решения, познавать мир и иностранные языки. Замечательно, что в этом плане старшеклассник развивается интеллектуально. Но при продолжительной игре может ухудшиться зрение, нарушиться осанка, развиться психологические расстройства.

В стратегических играх (стратегиях) старшеклассники строят города, страны и даже целые планеты, управляя их развитием; строят дома и дороги, проводят электричество, облагая жителей налогами, заключают союзы и объявляют войны. Несомненно, во время такой игры развивается логическое мышление и способность руководить, абстрактно мыслить и выбирать наилучший вариант. Но в этих играх тоже присутствует жестокость (разгром войск противника) и могут развиться нарушение зрения, осанки, эмоциональные расстройства.

Я решила на практике исследовать влияние компьютерных игр на здоровье учащихся. Для исследования пригласила 9 старшеклассников (пятерых юношей и четырех девушек). Для испытания я приготовила три игры разного жанра: (игра-шутер «Bulletstorm», игра-стратегия «StarCraft 1. Brood War» и развивающая игра «Учимся мыслить логически 1»).

Перед началом испытания со всеми учащимися провела диагностику состояния агрессивности (опросник Басса – Дарки) (Приложение№2), измерила всем пульс (с помощью секундомера) и артериальное давление (с помощью тонометра). Далее я посадила по - одному старшекласснику за стол и предложила в течение 30 минут поиграть в одну из предложенных игр. Во время игры снова замерила пульс и артериальное давление. После 30-минутной игры у всех испытуемых снова замерила пульс, артериальное давление и провела диагностику состояния агрессивности. Во время испытания я также обратила внимание на осанку каждого из испытуемых во время игры.

Данные наблюдений и проведенных замеров приведены в таблице ниже:



№ испытуемого

Жанр игры

Артериальное давление до игры

Артериальное давление во время игры

Артериальное давление после игры

Пульс до игры

Пульс во время игры

Пульс после игры

Осанка

Психологическое состояние до игры

Психологическое состояние после игры

1

Шутер

120/65

125-60

130-80

80

100

104

Неправ.

Индекс агрессии-20

Индекс враждебн.-5

(Норма)

Появились признаки агрессии (инд. 26) и вреждебности (инд.11)

2

Стратегия

115/60

120/60

125/60

80

92

100

Неправ.

Индекс агрессии-18

Индекс враждебн.-4

(Норма)

Индекс агрессии-24

Индекс враждебн.-9

(Норма)

3

Шутер

110/60

115/75

125/70

72

82

96

Правильн

Индекс агрессии-22

Индекс враждебн.-7

(Норма)

Появились признаки агрессии (инд. 27) и вреждебности (инд.11)

4

Развивающ.

115/65

110/60

115/70

96

98

102

Неправ.

Индекс агрессии-17

Индекс враждебн.-4

(Норма)

Индекс агрессии-18

Индекс враждебн.-4

(Норма)

5

Развивающ.

110/65

110/60

110/65

100

106

108

Неправ.

Индекс агрессии-20

Индекс враждебн.-6

(Норма)

Индекс агрессии-21

Индекс враждебн.-7

(Норма)

6

Стратегия

100/50

110/75

115/80

96

104

106

Правильн

Индекс агрессии-18

Индекс враждебн.-5

(Норма)

Появились признаки агрессии (инд. 28) и вреждебности (инд.15)

7

Развивающ

115/60

115/55

120/75

76

72

80

Правильн

Индекс агрессии-23

Индекс враждебн.-7

(Норма)

Индекс агрессии-24

Индекс враждебн.-8

(Норма)

8

Стратегия

120/75

125/80

125/80

80

85

90

Правильн

Индекс агрессии-21

Индекс враждебн.-6

(Норма)

Появились признаки агрессии (инд. 26) и вреждебности (инд.13)

9

Шутер

110/60

120/70

125/75

78

80

104

Неправ.

Индекс агрессии-16

Индекс враждебн.-5

(Норма)

Появились признаки агрессии (инд. 27) и вреждебности (инд.13)

Проанализировав полученные результаты, я установила, что у испытуемых, игравших в ролевые компьютерные игры ( шутеры и стратегии), повысилось артериальное давление и участился пульс, появились признаки агрессии и враждебности. А ведь высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности. У игравщих в развивающие игры артериальное давление и пульс практически не изменились. Что касается осанки, то только у 4-х из девяти испытуемых она была правильной.


4. Выводы


В ходе работы я проанализировала литературу, провела ряд собственных исследований и пришла к следующим выводам:

1. Компьютер значительно изменил экологический фактор, создав новый фон, в котором мы постоянно находимся.

2.Электронное излучение от компьютера, положительная ионизация воздушной среды обладают аномальными свойствами искривлять пространство и разрушать информационно-энергетическую структуру старшеклассника.

3.К сожалению, компьютер нужен учащимся не столько для обучения, сколько для игр и нахождения в социальных сетях, общение в которых становится все более и более популярным.

4.Исследования показали, что более половины всех старшеклассников достаточно часто пользуются компьютером, причем для общения в соцсетях. Большинство проводят за компьютером 1-3 часа в день. Знают требования работы за компьютером 80% испытуемых, но больше половины их не соблюдают.

5. Компьютер может стать причиной нарушений не только в области физического здоровья, но в области психического и интеллектуального развития (страдают нервная деятельность, зрение, костно-мышечный аппарат учащихся).

6. Компьютерные игры развивают быстроту реагирования, способность быстро принимать ответственные решения, познавать мир и иностранные языки; развивают логическое мышление и способность руководить, абстрактно мыслить и выбирать наилучший вариант. Замечательно, что в этом плане старшеклассник развивается интеллектуально. Но у всех игр существует один большой минус – отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье старшеклассника.

7. Рекомендации старшеклассникам: правильно организовать свое рабочее место при работе за компьютером; соблюдать меру во времени, основные правила гигиены зрения и санитарно-гигиенические нормы при работе. В качестве профилактического средства не лишним было бы использование очков, специально предназначенных для работы за ПК.


5.Заключение


Здоровье старшеклассников, работающих за компьютером, существенно зависит от соблюдения санитарно – гигиенических норм при работе с ПК.

Рекомендации для учащихся

1.Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза.

2. Расстояние между глазами пользователя и экраном должно быть не менее полуметра.

3. Монитор желательно использовать жидкокристаллический, он даёт меньшую нагрузку на глаза. Установить центр монитора на уровне глаз или чуть ниже.

4. Клавиатура размещается за 20-30 сантиметров от края стола на уровне талии.

5. Подобрать удобное кресло или приобрести ортопедическую спинку. Кресло стоит таким образом, что бы спина немного упиралась в его спинку. Высота сидения позволяет держать ровную осанку. Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки.

6. Локти согнуты под прямым углом, располагаются на подлокотниках кресла или столешнице; руки лежат на столе без напряжения.

7. Ноги упираются в пол, распрямлены вперед, а не подогнуты под себя.

8. При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бедрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед. Правильная осанка предусматривает изменение позы примерно дважды в час.

9.Чрезвычайно важна периодическая зарядка. Каждый час нужно вставать с кресла, разминать мышцы и суставы, делать перерывы в работе каждые 30 минут. Обязательно нужно делать разминку для глаз.

10. Ограничьте работу за компьютером не больше 4 часов в день.

11. В домашних условиях для компьютера лучше отвести отдельную комнату. Категорически нельзя совмещать зону отдыха и зону работы – это создает психологический дискомфорт. С целью повышения влажности в комнате, где находится ПК, желательно поставить аквариум.

12. Старайтесь использовать компьютер в целях интеллектуального развития.


Правильная поза


Упражнения для глаз

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Гимнастика обычно занимает не более пяти минут.

  • Смотрите вдаль 5-10 минут;

  • Время от времени часто легко и непринуждённо моргайте, двигайте глазами;

  • Горизонтальные движения глаз: направо-налево;

  • Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз;

  • Переводите взгляд с ближних предметов на дальние и обратно;

  • Часто закрывайте глаза, чтобы дать им возможность отдохнуть;

  • Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе;

  • Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении;

  • Сильно зажмуривайте после чего широко открывайте глаза;

  • Смотрите на зелень (дерево, цветок … ).

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна быть печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук, шиповник (настой, отвар), клюква.

Упражнения для шеи и головы

  • наклоны головы влево-вправо — по 15раз

  • наклоны головы вниз-вверх — по 15 раз

  • поворот головы влево-вправо — по 15раз

  • отклоните голову назад, в таком положении поворачивайте голову вправо-влево по 15 раз.

  • нарисуйте носом восьмёрки: 10раз в одну сторону, 10раз в другую.

Такой комплекс упражнений можете повторить два -три раза.


Упражнения для туловища и шеи

  • Рекомендуются наклоны из стороны в сторону.

  • Очень полезны упражнения на турнике.


Новые требования обучения в школе требуют от старшеклассников постоянной работы за компьютером. И лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения! Следовало бы помнить старшеклассникам, что всё хорошо в меру! Хоть компьютер вещь и полезная, но вред от него может быть больше, чем польза. Поэтому не увлекайтесь им в ущерб себе и не забывайте о том, что здоровье важнее всего.

В ходе работы я научилась проводить анкетирование и диагностику, обрабатывать и анализировать полученные результаты. Работа велась разными методами. Я удовлетворена результатами своей работы. В перспективе мне хотелось бы глубже изучить отрицательное влияние компьютера на наше здоровье, провести исследования компьютерной зависимости старшеклассников и смонтировать рекламный ролик о пользе и вреде компьютера.



6. Список использованной литературы


  1. Варашкевич С.А. История конверсии компьютерной игры. - М.: ИП РАН, 2007.

  2. Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни - М.: Финансовые известия, 1996.

  3. Интернет – ресурсы:

http://www.studfiles.ru/preview/4582972/

https://podrastu.ru/kompyuter-i-rebenok/kak-vliyaet-kompyuter-na-vashego-rebenka.html

http://med-tutorial.ru/med-books/book/49/page/2-2-negativnoe-vliyanie-kompyutera-kak-ego-umenshit/20-oporno-dvigatelniy-apparat-chtobi-ostavalsya-oporoy-i-ne-perestaval-dvigatsya

http://med-tutorial.ru/med-books/book/49/page/2-2-negativnoe-vliyanie-kompyutera-kak-ego-umenshit/22-kompyuternie-igri-i-ih-vliyanie-na-psihiku

http://otherreferats.allbest.ru/biology/00188219_0.html

  1. Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.- М.:,2001.

  2. Рыков В. Домашний компьютер: вопросы труда и безопасности – http://itime.on.ufanet.ru/articles/2001 lst/2. html.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М: АРКТИ,2003.

  4. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 2008.




















Приложение №1

21

12

7

1

20


6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16









9

5

11

23

20


14

25

17

1

6

3

21

7

19

13

18

12

24

16

4

8

15

2

10

22









 22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

16

5

18

1

15

20

10

24

19

13

4

14

8









14

12

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4








5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6



Приложение №2

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Тест

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю не согласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

73. В споре я часто повышаю голос

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Обработка и интерпретация результатов теста

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

• "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

• "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

• "да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

• "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

• "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

• "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

• "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

• "да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

• "нет" = 1, "да" = 0: 44.

6. Подозрительность:

• "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

• "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

• "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

• "нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

• "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности явл. величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3.



26





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!