СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Жизненный путь архимандрита Капустина"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учеников о нашем земляке .

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Жизненный путь архимандрита Капустина"»

МКОУ « Нижнеполевская СОШ»

Шадринского района Курганской области

Материал к школьной краеведческой конференции



Исследовательская работа



Тема:

«Жизненный путь архимандрита Антонина Капустина»



Выполнили ученики 7 класса

Руководитель: Тюшнякова М.В.

Преподаватель-организатор ОБЖ



С.Нижнеполевское

2017

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Обоснование актуальности темы исследования 3

Цели и задачи 4

Жизненный путь Архимандрита Антонина 5

Постриг в монахи 7

Деятельность архимандрита Антонина в Палестине 9

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 13







ВВЕДЕНИЕ Обоснование актуальности темы исследования

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев. Фра Беато Анджелино



Губернатор Алексей Кокорин объявил 2017 год в Зауралье годом 200-летия архимандрита Антонина (Капустина). Он принял это решение на заседании попечительского совета православного благотворительного фонда «Батуринская святыня», сообщает сегодня пресс-служба главы региона. С такой инициативой к губернатору обратились епископ Шадринский и Далматовский Владимир, председатель совета Ассамблеи народов Зауралья Владимир Уфимцев, глава Шадринского района Владимир Осокин, а также фонд «Батуринская святыня».

Антонин (Капустин) – выдающийся православный церковный деятель, который многое сделал для развития христианства. В период с 1865 года по 1894 год архимандрит Антонин возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Он выступил активным собирателем Русской Палестины, приобретя в российскую собственность многочисленные участки Святой Земли, связанные с библейскими событиями.

Антонин родился в селе Батурино Шадринского района, и сейчас в области готовятся к празднованию 200-летия архимандрита. В частности, восстанавливают Спасо-Преображенский храм на родине Антонина

Все работы ведут на средства пожертвований. По мнению губернатора региона Алексея Кокорина, село Батурино, где родился архимандрит Антонин, должно стать паломническим центром для православных со всей России. В 2017 году у входа в Спасо-Преображенский храм планируется поставить памятник архимандриту, созданный на средства народных пожертвований. Работу над бюстом уже начал скульптор Станислав Голощапов. 

Цели и задачи

Объект данного исследования – жизненный путь архимандрита Антонина Капустина.

Предметом исследования является изучение исторической судьбы архимандрита Антонина , его культурно-исторической ценности.

Цель исследования – получение исторических сведений о биографии архимандрита ,определение его роли в православной культуре.

Задачи:

изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие о жизненном пути архимандрита Антонина ;

развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

Для достижения цели исследования авторы использовали следующие формы и методы исследовательской работы:

- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов, интернетных статей;

- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, мы лучше стали понимать историю своей малой родины.



Жизненный путь Архимандрита Антонина

Архимандрит Антонин, в миру Андрей Иванович Капустин, родился в семье причетника (позднее — священника) Ивана Леонтьевича Капустина, в селе Батурине Шадринского уезда Пермской губернии. Дед, прадед и прапрадед будущего архимандрита были священниками; мать его, Мария Григорьевна Варлакова, также происходила из семьи местного священника. /5/. Не удивительно, что в жизни семьи Капустиных самым важным был храм, и сына своего Иван Леонтьевич воспитывал в вере Православной, зажигая с ее помощью в душе Андрея свет Истины, развивая отзывчивость, чуткость, красоту душевную и понимание красоты. /5/ Особенно этому способствовали природная впечатлительность и любознательность мальчика, его интерес к любым наукам. Грамоте его учил отец по Псалтири, а в 1826 году Андрей ушел учиться в Далматовское Духовное училище. Вот что сам отец Антонин говорит об этом времени, будучи уже на Востоке: «Давно все это было, и далеко от Византии, которую и тогда ленивый ум, впрочем, уже ловил всяким подходящим образом, а „наука“, вооруженная „лозой“ и „безобедом“, постоянно искала закрыть от воображения, подставляя ему, вместо светлого видения, мрачный урок, урок, и больше ничего!» /8/ Однако, несмотря на побои и зубрежку ненавистной латыни, архимандрит Антонин вспоминал Далматовскую обитель (где находилось училище) почти с нежностью в своих «Записках Синайского богомольца» (Труды Киевской Духовной Академии: 1871 г.- кн.2,4,8; 1873 г.- кн.5; 1873 г.- кн.3,5), и на смертном одре отписал ей, по духовному завещанию, кабинетный крест с алмазами /4/ на память о воспитаннике и в благодарность за преподанные азы наук.

Проучившись пять лет в Далматовском Духовном училище, Андрей поступил в Пермскую Духовную семинарию для продолжения образования. Помимо латыни. преподавали Андрею французский, к которому он обнаружил склонность, по его замечанию, никем не поддержанную и не развитую./5/ В Перми проявилась страсть Андрея к «стихотворству» /5/, не покинувшая его до самой смерти. Помимо прочего, Андрей никогда не оставался праздным: он читал, рисовал, играл на гуслях… Беспрестанные занятия порождали немало клеветы, которая причиняла боль чувствительному Андрею, но готовила к дальнейшим испытаниям, ожидавшим его на жизненном пути. А к 1836 году Капустину пришла мысль оставить Пермь и перейти в Екатеринославскую Духовную семинарию, где ректором был его дядя Иона (магистр Московской Духовной академии, впоследствии епископ Екатеринбургский), который брал на себя заботы о дальнейшем воспитании Андрея. /5/ Именно в Екатеринославле, куда Андрей переехал в летом 1836 года, раскрылись его таланты, среди которых особенно выделялось знание греческого языка и любовь ко всему греческому. Недаром впоследствии патриарх Иерусалимский Кирилл говорил, что архимандрит Антонин знает греческий язык, как ни один природный грек, а сам отец Антонин признавался, что часто ловил себя на том, что думал по-гречески. /17/ Кроме того, здесь была им написана стихотворная «Седьмица Страстей Христовых», изданная в Киеве в 1850 году. Однако, дядя настоял, чтобы в последнем классе семинарии Андрей проучился два года для лучшего изучения предметов. В Киевскую Духовную Академию он получает назначение лишь в 1839 году. /5/

В Киеве Андрей зарекомендовал себя отличным учеником. Одновременно с занятиями и расширением круга знакомств (профессора Академии, братия лавры) крепнет его христианское мировоззрение. Все четыре года в Киеве он непрерывно занимался самообразованием, и в 1843 году окончил полный учебный курс Академии вторым по разрядному списку студентов, /4/ и был рекомендован отцу Ректору как кандидат на бакалаврство," /5/ которое и получил 19 декабря 1843 года /5/.


Постриг в монахи

Два года прошли в усердном преподавании студентам Академии сначала немецкого, а затем греческого языка. Переломный момент наступил в 1845 году, когда Андрей испросил родительского благословения на принятие монашеского пострига, которое родители дали в письме от 20 января 1845 года /10/. 7 ноября Андрей Иванович Капустин был пострижен в монашество с наречением имени Антонин.

3а постригом последовало рукоположение Антонина во иеродиакона (18 ноября 1845 года) и, 21 ноября, во священника /5/. Иеромонах Антонин остался преподавать в Академии обличительное богословие и библейскую герменевтику, что давалось ему с большим трудом, так как ответственность при подготовке к лекциям часто не давала отцу Антонину возможности отдохнуть хотя бы ночью, что при его болезненности было губительно /8/. Помимо преподавания, последние пять лет пребывания в Академии, отец Антонин занимался порученным ему исправлением русского перевода бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна /4/

 Когда же в 1850 году архимандрит Феофан по болезни получил назначение в Рим (где скончался в 1852 году), у отца Антонина возникли неприятности по инспекции в Академии, и он решил искать себе место на Востоке. К этому стремлению отца Антонина Святейший Синод отнесся благосклонно и решил назначить его настоятелем при Афинской Миссии. 17 июня 1850 года отец Антонин получил пакет, адресованный «Настоятелю церкви Российско-Императорской Миссии в Греции, иеромонаху Антонину» /5/, уведомлявший его о новом месте служения. Оставив преподавание, отец Антонин с радостью отправился в Афины, охваченный «чувством несказанного блага, какого-то духовного роста, жаления, умиления, забытья…Обратившийся уже весь в идеал, классический мир неотразимо влечет меня к себе…» /7/

С переездом в Афины начался самый интересный период в жизни отца Антонина: он находит свой научный путь и следует ему неуклонно, серьезно работает, благодаря чему его имя становится известным и авторитетным в научных кругах России и Греции. В Афинах открывается университет, многие греческие ученые живут в столице. Отец Антонин сразу понял ту интеллектуальную среду, в которую попал; именно в Греции он почувствовал, насколько близки русские и эллины по вере, духу и истории. 

Помимо научных изысканий, отец Антонин занимался и чисто хозяйственными вопросами, носившими, однако, более глубокий характер при ближайшем рассмотрении: неудобное положение посольской церкви на окраине города не устроило настоятеля, и он решил превратить в православный древний христианский храм святого Никодима, подаренный Греческой Палатой России в 1847 году. Так как Российская империя не приняла мер к его восстановлению," /4/ отец Антонин занялся этим вопросом как своим частным делом, но, к его радости, Министерство Иностранных Дел признало полезность его деятельности и превратило церковь святого Никодима в посольскую. Отец Антонин же построил храму колокольню (хотя это было довольно трудно из-за многочисленных препятствий) и покрыл стены храма фресками с изображениями афинских святых.

В 1859 году, в связи с возникшим болгарским движением, митрополит Московский Филарет, ценивший ум и знания отца Антонина, рекомендовал Синоду перевести его в Константинополь на настоятельское место, что и было сделано в кратчайшие сроки /5/. В апреле 1860 года архимандрит Антонин получил сообщение о переводе, и уже в сентябре новый настоятель прибыл в Царьград, о котором мечтал с самого детства. Здесь его ждала бурная церковно-политическая жизнь. Архимандрит Антонин вошел в близкие и живые сношения с Вселенским Патриархатом, высшим греческим духовенством и русским дипломатическим корпусом, без поддержки которого в Константинополе никакая деятельность не была бы эффективной /13/.


Деятельность архимандрита Антонина в Палестине



Прибыв в Царьград, архимандрит Антонин получил синодальный приказ, командировавший его в Иерусалим «в качестве следователя и временно заведующего Иерусалимской Духовной Миссией» /5/ после вынужденного ухода архимандрита Леонида (Кавелина) /5/

Это был еще один поворот жизненного пути отца Антонина: 1 сентября он простился с Царьградом и отправился к месту нового назначения. Через одиннадцать дней он вступил в Иерусалим, даже не предполагая, что после многолетней работы именно здесь ему «придется сложить старческие кости на вспаханном поле» /5/.

Архимандрит Антонин приложил много усилий и для просвещения местного населения Палестины и Сирии. Так, на средства, пожертвованные императрицей Марией Александровной, он по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема. По указанию А. на приобретенных им землях строились приюты для паломников и школы для детей православных арабов.

За счет отдыха архимандрит Антонин находил время и для серьезных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Список его опубликованных работ «занимает 17 страниц убористого печатного текста». Во 2-й половине 60 гг. XIX в. Антонин участвовал в подготовке к изданию актов русского моностыря св. Пантелеимона на Афоне (Акты русского на св. Афоне моностыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. К., 1873). В октябре-ноябре 1867 г. Антонин изучал рукописи Патриаршей библиотеки в Иерусалиме, грузинской рукописи Крестного моностыря, в июне 1868 г. работал над каталогом рукописей и старопечатных книг лавры св. Саввы Освященного (ок. 700 ед. хр.). С начала августа до 18 сентября 1870 г. он вместе с помощниками составил описание 1310 греческих, 38 славянских и 500 арабских. рукописей библиотеки моностыря вмц. Екатерины на Синае (не публиковалось и легло в основу изданного в Лейпциге в 1886 каталога В. Гардтхаузена); за этот труд Антонин получил в дар от братии моностыря уникальную рукопись — т. н. Киевские глаголические листки, переданные им позднее в библиотеку КДА. В палестинский период расширяется личная коллекция рукописей Антонина, в которой помимо греческих имелись также славянские (кириллические и глаголические), арабские и древнееврейские рукописи, греческие и славянские старопечатные книги, памятники византийского искусства, монеты (основная их часть была пожертвована в ИППО, см. Помяловский И.В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому обществу архимандритом Антонином, начальником Духовной миссии в Иерусалиме. СПб., 1886). Антонину принадлежит исследование, выявившее смешение в агиографической традиции сведений о свт. Николае Мирликийском с житием свт. Николая Пинарского, значителен его научный вклад как археолога и литургиста. Собранная им коллекция рукописей (ок. 100 ед.) в 1898-1899 была приобретена Имп. Публичной библиотекой; в настоящее время хранится в Киеве (ЦНБ НАНУ, Киево-Печерская лавра) и С.-Петербурге (РНБ, РГИА). Эпистолярное наследие Антонина не систематизировано и находится в разных фондах.

Научные заслуги Антонина были отмечены избранием его членом многочисленных ученых обществ и учреждений России и Европы: Афинского археологического общества (1854), Одесского общества истории и древностей (1856), Имп. Русского археологического общества (чл.-кор. с 1857, почетный чл. с 1884), Московского общества любителей духовного просвещения (1869), КДА (1870), Немецкого восточного археологического общества (1872), Киевского церковно-археологического общества (1873), СПбДА (1873), Имп. Православного Палестинского общества (1882), МДА (1888) и др. За свою усердную деятельность он был отмечен многими государственными и церковными наградами.

Что же касается деятельности отца Антонина на приобретенных им землях, то уже говорилось о том, что он производил раскопки на каждом участке. Именно ему мы обязаны тем, что сегодня имеем возможность видеть «судные врата», через которые проходил Спаситель, когда Его вели на Голгофу, многочисленные базилики времен императора Константина. Архимандриту Антонину принадлежит также систематический научный каталог 1348 греческих и славянских рукописей монастыря св. Великомученицы Екатерины на Синае. Его сочинения, регулярно выходившие в российской печати, монографии, дневники, его библиотека и музей говорят о неординарном человеке, достойном представителе русского богословия и русской науки (отец Антонин питал слабость к астрономии и даже устроил на здании Миссии небольшую обсерваторию), его имя вспоминается как в духовных Академиях наравне с величайшими богословами, так и в светских научных центрах, особенно связанных с византологией и археологией.

Скончался палестинский труженик 24 марта 1894 года после 29 лет неустанных трудов на пользу Православия в Святой Земле. Похоронен Антонин в построенном им соборе Вознесения Господня на Елеонской горе в Русском Вознесенском мон-ре.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни отец Антонин был всегда доброжелателен, учтив и приветлив, что располагало людей, часто обращавшихся к нему за помощью, советом или утешением. Его кончина 24 марта 1894 года, в канун Благовещения, была мирной и озаренной Светом Христовым, но его чада, оставленные без пастыря, скорбели о нем безутешно, и даже высшее греческое духовенство, часто боровшееся против отца Антонина, искренне соболезновало православным русским на Святой Земле, оплакивавшим своего духовника, Начальника и отца /4/… Закончить эту статью хотелось бы словами В. Н. Хитрово, еще раз говорящими о твердости духа отца Антонина, о его верности однажды избранному пути, хотя бы его и обвиняли в обратном: «Монахом в общеупотребительном значении этого слова архимандрит Антонин никогда не был, и он сам неоднократно на это указывал. Никогда не жил он в монастыре, никогда не проходил никаких монашеских послушаний. А между тем, кто допускался до комнаты, где он проводил свою жизнь в Иерусалиме, кто не раз заставал его за починкой своей ветхой рясы или за топкой печи, тот должен был сознаться, что по духу он был более монах, чем монахи, живущие в келиях»


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. ЦГИА СПб. ф. 796. г. 1858–1890. оп. 205. № д. 462.

  2. ЦГИА СПб. ф. 796. г. 1877–1883. оп. 205. № д. 519.

  3. ЦГИА СПб. ф. 796. г. 1892. оп. 205. № д. 607.

  4. ЦГИА СПб. ф. 797. г. 1841–1890. оп. 11, 32–34, 39–41, 43, 45, 47–49, 58, 59, 63, 64, 94. № д. 27, 29, 32, 34, 39, 45, 47–49, 55–59, 98, 103, 108, 128, 182, 194, 232, 452.

  5. ЦГИА СПб. ф. 834. г. 1817–1894. оп. 1118–1131. № д. 4.

  6. Архимандрит Антонин (Капустин). Заметки поклонника Святой Горы. Киев. 1864.

  7. Архимандрит Антонин (К апустин). Из Румелии. СПб. 1886.

  8. Архимандрит Антонин (Капустин). Поездка в Румелию. СПб. 1879.

  9. Архимандрит Антонин (Капустин). О древних христианских надписях в Афинах. СПб. 1874.

  10. Архимандрит Киприан. Отец Антонин (Капустин), архимандрит и Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Белград. 1934.

  11. Архимандрит Савва. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам Православной церкви на Востоке. М. 1886.

  12. http://www.ippo.ru/russia/article/arhimandrit-antonin-kapustin-i-russkie-svyatyni-na-200608

  13. http://www.ippo.ru/ipporu/article/vklad-arhimandrita-antonina-kapustina-v-formirovan-201218

  14. http://simvol-veri.ru/xp/arximandrit-antonin-kapustin-i-russkie-svyatini-na-svyatoie-zemle.html

  15. http://monasterium.ru/publikatsii/rus-afon/russkiy-afon-v-zapiskakh-arkhimandrita-antonina-kapustina/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!