СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский метод обучения - как организация поисковой деятельности учащихся.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательские работы в последнее время приобретают все большую популярность. Здесь используется штрокий спектр проблемных и поисковых методов.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в последнее время»

Исследовательский метод обучения - как организация поисковой деятельности учащихся.

Исследовательские работы в последнее время приобретают всё большую популярность. Здесь используется широкий спектр проблемных и поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.

Использование исследовательских методов предполагает:

- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- оформление конечных результатов;

- анализ полученных данных;

- подведение итогов;

- корректировка;

- выводы (творческие отчёты, защиты и пр.).

Исследовательские работы полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).


Метод проектов в последнее время приобретает всё большую популярность. Однако под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт.

Типология проектов:

  1. Исследовательские;

  2. Творческие;

  3. Ролево – игровые;

  4. Информационные.

Сегодня мы поговорим об исследовательских работах учащихся нашей гимназии по естественным наукам.

Начиная с 2003 года в гимназии проходят конференции. В начале они проходили только в гимназии, затем начались районные конференции. Конечно тогда работ было представлено очень мало, но они уже тогда представляли интерес.

В основе каждой работы лежит :

  1. Выбор темы;

  2. Постановка конкретных задач исследования;

  3. Определения объекта исследования;

  4. Выбор методов проведения исследования (сбор информации);

  5. Описание процесса исследования;

  6. Обобщение результатов исследования;

  7. Подведение итогов.

Одним из видов работ являются реферативно-экспериментальные, то есть работы, в основе которых лежит эксперимент и результаты которого уже известны науке. Эти работы нацелены на интерпретацию самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента.

НАПРИМЕР видеофильм (слайд 4).

  1. Исследовательская работа на тему: «Жесткость воды»

Здесь проводится непосредственный эксперимент, после чего подводятся итоги работы, оформляется презентация, делаются выводы.

Второй видеоролик на тему «Водородный показатель в нашей жизни»

Тема следующей работы «Таинственная энергетика пирамид».В этой работе ставится долгосрочный эксперимент. Определяется влияние пирамид на проращивание зерен. После определения темы и цели ставятся эксперименты (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ) все данные фиксируются и обобщаются со всеми известными фактами.

  1. Следующий вид исследовательской работы- проблемно- реферативные, в которых написанные на основе нескольких источников работа сопоставляется с собственным взглядом на проблему. Тема такой работы «Из рук в руки». Результаты исследования обобщается и представляется собственный взгляд на проблему.


Ещё одним примером проблемно-реферативной работы является исследовательская работа под названием «Шум и его влияние на организм человека».

Для достижения высоких результатов необходимо. Чтобы ученик оказался в роли исследователя – экспериментатора. С помощью сотового телефона с шумомером исследовался уровень шума в различных местах школы. Полученные данные сопоставили с допустимыми нормами СЭС и приняли необходимые меры.


Следующий вид проектно- исследовательской работы – это информационно – реферативные .Эти работы пишутся на основе нескольких источников с целью освещения какой либо проблемы.

Примером такой работы является работа на тему: «Шаровые молнии». На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных (например определения зависимостей, построение диаграмм). Эта работа проводилась на основе исследования огромного количества источников информации о реальных событиях по месту жительства в области шаровых молний. Дальше определяются способы оформления результатов – презентации. Примером этого же вида исследовательской работы является работа на тему : «Положительные и отрицательные стороны сотовых телефонов». Здесь также рассмотрено огромное количество источников информации. Данные сформулированы в тезисы. Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни.

Проектно-исследовательская деятельность в гимназии началась с 2003 года, за это время она успела сложиться в систему. На сегодняшний день в эту деятельность включены учащиеся 8-11 классов. Тематика таких работ очень разнообразна. Организация исследования в учебном процессе помогает школьникам получить представление о цикле научного познания. Отбор материала для исследования учащимися и разработка его структуры основываются на признании опыта исследовательской деятельности, решающим фактором обучения и интеллектуального развития.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику:

  • расширить знания и представления об окружающем мире,

  • работать с различными источниками информации,

  • сформировать научно-исследовательские навыки;

  • реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться;

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке

Работы наших учащихся занимают призовые места на районных и региональных конференциях. Активное участие принимают на республиканских пресс-конференциях.

Спасибо за внимание!

(презентация)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!