СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот исследовательский проект внеклассное мероприятие. Мы с учениками наблюдали за развитием растения, ребятам очень понравилось быть исследователями, экспертами в своей работе.Очень здорово и увлекательно получилось)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект»









Подольская основная общеобразовательная школа



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ




«Коллективное выращивание комнатных растений в условиях школьного кабинета на примере роста и развития бегонии клубневой».

Введение

Естественнонаучное образование создает условия для формирования убеждений и нравственных позиций, определяющих экологическую  культуру личности.

  О результативности экологического воспитания можно судить только тогда, когда учащиеся  вовлечены в реальную природоохранительную деятельность, позволяющую закрепить полученные знания  и  сформировать опыт

рациональной деятельности. Нами было выбрано коллективное разведение комнатных растений, а именно Бегонии клубневой. Учащиеся 6 класса работали в парах,  получив по одному клубню на пару.  Всего получилось десять опытных образцов. Своими руками дети готовили почву под посадку, увлажняли ее, высаживали клубни. В течение двух месяцев ежедневно наблюдали и ухаживали за растениями в условиях школьного кабинета, а затем - во время летних каникул - в домашних условиях.

К началу сентября из десяти образцов пять выросли в красивоцветущие растения. Лучшие из них были отобраны с целью дальнейшего изучения и изготовления гербария. Морфологическое описание и коллекции фотографий, позволяющие визуально проверить определение растений, дали возможность предположить названия выращенных сортов бегонии клубневой(Begonia x tuberhybrida Voss)


Цель: Активизировать детей для участия в жизни класса.

Задачи:

1) знакомство детей с коллективной деятельностью;

2) формирование у детей навыка работы в группах,

3)умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок;

3) выявление лидеров.

План подготовки:

1. Обсуждение на родительском собрании финансовой стороны мероприятия и одобрение ими предложения классного руководителя.

2. Наблюдения:

Место проведения: класс


Действующие лица и исполнители: классный руководитель, 10 учащихся (на данный момент) 3 класса*.

Сценарный план:

Закупка посадочного материала, почвы, горшков, удобрений.

Подготовка почвы: закладка в горшки, дренаж, увлажнение

Высаживание луковиц Бегонии клубневой в горшки.(каждый клубень укладывали в индивидуальный горшок с готовой земляной смесью)

Ежедневно учащиеся приходили в кабинет, полить и посмотреть: не появились ли ростки.

Общее состояние – ожидание

Необходимая для растения  влажность поддерживалась поливкой земли. Полив осуществлялся утром из стаканчиков у края горшка, чтобы не замочить клубни. На следующий день после полива рыхлили верхний слой почвы, что уменьшало испарение влаги из горшка и способствовало аэрации почвы, необходимой для дыхания корней

Горшки с проращиваемыми клубнями бегонии поместили на светлое место (подоконник), очень умеренно поливали и  содержали при температуре 16-18 градусов.

Клубни бегонии прорастали в течение нескольких недель медленно и неравномерно: сначала они пускали корни и лишь потом ростки

Общее состояние:    восторг, обмен  эмоциями, эмоциональный фон повышен.

(*Проведена коллективная работа во 2 классе (с сентября по май). В настоящее время ребята учатся в 3 классе.)


Когда появившиеся из почек ростки клубневых бегоний подросли и  окрепли,  на них появились листья, затем – стебли.

Общее состояние: Состояние праздника т. к. появился первый листочек на клубне, который выращивали Полина и Степан. Затем это произошло и у других и вызвало общую радость.

Появление цветов 

К середине мая на отдельных экземплярах появились цветы. На одном цветоносе могут  развиваться несколько цветков различного диаметра.

Общее состояние: восторг, обмен впечатлениями

В конце мая, выращиваемые нами  растения находились в разных фазах вегетации. В связи с окончанием занятий в школе,  растения перенесли на подоконники домов.

Ухаживали по очереди: первая половина лета - один участник пары, вторая половина – другой участник. Как показали результаты, не все пары сумели добиться успеха, ухаживая за растениями в домашних условиях. Тем не менее, к началу сентября из десяти образцов пять выросли в красивоцветущие растения

Результаты исследований

1.В  результате полугодовой  работы из десяти опытных образцов нами были  выращены пять разновидностей (сортов)  бегонии клубневой. При этом все участники эксперимента (10 учащихся 3 класса) имели возможность постоянно ухаживать за своим растением и наблюдать за рождением «чуда»: первый росток, первый листочек и, наконец - долгожданный цветок.

2.Выращенные образцы бегонии клубневой были детально изучены и описаны. При помощи литературных источников уточнены возможные названия  их сортов.  

3.Было отмечено, что разные представители вида бегонии клубневой показывают неравномерное развитие и  задержку определенных фаз вегетации в зависимости от посадочного материала и условий.

4. Из наиболее красивоцветущих выращенных растений  был изготовлен гербарий, для использования на уроках окружающего мира в 3 классе.

Выводы

 1.Проведенные нами опыты подтвердили, что  в условиях школьного кабинета можно вырастить разнообразные, красивоцветущие  бегонии.

2. Ботанические исследования  бегонии клубневой показали, что  в условиях школьного кабинета лучше растут бегонии сортов:  Begonia x tuberhybrida white,  Begonia x tuberhybrida yellow, Begonia x tuberhybrida pendula multiflora.

Заключение

Коллективное  разведение комнатных растений позволяет вовлечь учащихся в реальную природоохранительную деятельность, без которой невозможно формирование экологической культуры личности. Коллективная работа по выращиванию растений способствует экологическому воспитанию: появляется возможность раскрыть сущность процессов взаимодействия человека и природы и обратить внимание школьников на  необходимость бережного отношения к ней.

Результаты этих исследований найдут практическое применение: выращенные красивоцветущие растения могут быть  использованы для озеленения класса, рекреации школы или подарены друзьям и  близким.        

Дальнейшим развитием темы исследовательской работы может стать коллективное разведение бегоний в открытом грунте,  школьной теплице или на дачном участке или огороде.


б)Типы взаимодействия

Выделяю взаимодействия прежде всего по субъекту и объ­ект-субъекту

■ личность-личность (ученик-ученик, педагог-ученик, пе­дагог-педагог, педагог-родитель и т.д.);

■ коллектив-коллектив (коллектив младших — коллек­тив старших, класс-класс, ученический коллектив — педагогический коллектив и т.д.).

Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

■ содержание деятельности (взаимодействие в учебной, трудовой, эстетической и другой деятельности);

■ наличие цели или ее отсутствие: во взаимодействии может ставиться специальная цель, тогда оно назы­вается целенаправленным; если цель отсутствует, го­ворят о стихийном взаимодействии;

■ степень управляемости: управляемое, полууправляе­мое, неуправляемое; управляемое — целенаправленное взаимодействие, сопровождающееся систематической информацией о его результатах, позволяющее вносить необходимые коррективы в последующее взаимодей­ствие; полууправляемое — это также целенаправленное взаимодействие, но обратная информация используется от случая к случаю; неуправляемое — это стихийное взаимодействие ;

■ тип взаимосвязи: «на равных» или «руководство»; для взаимодействия «на равных» характерны субъект-субъ­ектные отношения, активность с обеих взаимодейству­ющих сторон; при «руководстве» — активность с одной стороны.

Различные сочетания этих признаков дают опреде­ленные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конф­ронтация.

Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших).

Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как делать.

Индифферентность — равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров.

Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или од­ной стороны по отношению к другой, противоборство, про­тивопоставление, столкновение.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

В данном коллективном творческом деле "разведение комнатных растений на примере бегонии клубневой"

были взаимодействия: Личность-личность, коллектив-личность.






в)Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей

Социально-экономические условия, специфика социума преломляются через условия работы конкретной школы, которые существенно влияют на взаимодействие членов коллектива.

В ряде сельских и поселковых школ на характер, содержание взаимодействия членов коллектива влияют национальные и местные традиции, а также атмосфера села, отношение к школе местных органов власти, производственных коллективов. Когда школа занимает определенное место в жизни села и выполняет свою социальную роль в его развитии, создаются благоприятные условия для формирования доброжелательных, заинтересованных взаимоотношений в коллективе.

Таким образом, на каждом возрастном этапе характер вза­имодействия педагогов и школьников приобретает свою спе­цифику. В связи с этим существенно изменяется позиция педагога: переход от внешней позиции по отношению к кол­лективу детей к внутренней; снижение доли прямого воз­действия и рост косвенного; передача части функций уп­равления коллективом органам самоуправления; переход к преимущественному влиянию на внутренний мир лично­сти каждого ребенка.












г)Развитие взаимодействия педагогов и учащихся

Развитие взаимодействия педагогов и учащихся проис­ходит в процессе организации их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

■ сформирована положительная установка у взаимодей­ствующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

■ осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически це­лесообразное распределение ролей и функций воспита­телей и воспитанников;

■ создаются ситуации свободного выбора видов и спосо­бов деятельности;

■ позиция и стиль работы педагога способствуют са­мореализации и самовыражению участников деятель­ности.

Различные встречи-диалоги, встречи-дискуссии между педагогами и учащимися стали традицией в школах, где взрослые и дети обсуждают волнующие их вопросы в облас­ти литературы, политики, этики и эстетики. Это позволяет лучше понимать друг друга и в других видах деятельности.

Целесообразно предусмотреть и проведение специально организованных занятий, встреч, дискуссий с учащимися о взаимоотношениях между людьми, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создавать воспиты­вающие ситуации для формирования и закрепления гуман­ных взаимоотношений в коллективе.




















2)Технологическая карта игры ''Ручеёк''.

Цель: создать условия для развития коммуникативных навыков детей.

Правила: в произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий пробегает под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

Участники: младшие школьники.

Место и время проведения: коридор или спортивный зал, перемена или внеклассное занятие.

Инвентарь: аудиозапись с весёлыми детскими песенками.

Слово учителя(объяснение): сегодня я хочу познакомить вас с новой игрой. Она называется ''Ручеёк''. Встаньте, пожалуйста, парами друг за другом, возьмитесь за руки и поднимите их вверх, как бы образуя крышу. Это и есть ручеёк. Когда я включу музыку, водящий должен пробежать под вашими сомкнутыми руками и выбрать себе пару. Эта новая пара становится в конце ручейка и так же поднимает сцепленные руки. Тот, кто остался без пары становится водящим, сам забегает в ручеёк и забирает кого-то понравившегося к себе в пару. И так далее. Выбирайте разные пары. Нельзя выбирать два раза подряд одного человека. Нарушивший правило 3 раза выбывает из игры. Завершаем игру когда стихнет музыка.

Первого водящего выбираем с помощью считалки:

За стеклянными дверями

Стоит Мишка с пирогами.

- Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок не продаётся,

А водить тебе придётся!

Учитель включает музыку и игра начинается .Следит чтобы правила не нарушались, а также обращает внимание на явные симпатии учеников – возможно, это пригодится при разработке последующих мероприятий.



Завершение игры: после выключения музыки хвалим тех кто ни разу не нарушил правила.

Вывод: игра представляет собой социометрическую процедуру и является эмоционально значимой для каждого участника.



а) Развитие детского самоуправления


Самоуправление — по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление».

Формула «процесс развития детского самоуправления» употребляется нами в смысле последовательной смены состояний, непрерывных качественных изменений, обес­печивающих перевод детского коллектива из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Цель деятельнос­ти выступает в роли системообразующего фактора процесса развития самоуправления. Определение целей деятельнос­ти может осуществляться в различных формах. Они могут устанавливаться педагогами, общественными организаци­ями, самими органами самоуправления. Эта цель может быть поставлена в форме определения конечного результата (например, изготовление какой-либо продукции, оборудо­вание, ремонт, подготовка и проведение какой-либо конфе­ренции, мероприятия). Другой формой постановки цели может быть описание предстоящей деятельности (проведе­ние предметной недели, вахт и т. д.). Третьей, наиболее об­щей формой является поиск путей совершенствования дея­тельности в целом. В процессе развития самоуправления осуществляется переход от постановки целей педагогом к постановке целей самими органами самоуправления.


Цель работы органов самоуправления определяется об­щей целью, стоящей перед ученическим коллективом. Если для процесса управления желательно, но не обязательно принятие этих целей, то для развития самоуправления это условие является непременным.



Ответственный

Детское общественное объединение «Наша школьная семья»

Классный руководитель

3)Детское общественное объединение "Наша школьная семья" (3 класс)

Разработали проект "Помощь птицам".

Постановка цели педагога: помочь птицам.

Осуществляется переход от постановки целей педагогом к постановке целей самими органами самоуправления (детьми 3-го класса). Перед учениками третьего класса была поставлена задача помочь птицам зимой, начинает развиваться детское самоуправление, ученики начинают думать над поставленной проблемой, обговаривают план, делятся на пары и группы.

Общими усилиями мы достигли этой цели.

Кормушки своими руками на уроках трудового обучения

Кормушки для села Подольское (ул.Молодёжная, ул.Новая, ул.Волжская,ул.Центральная).

Цели поставленной задачи:

1)гуманитарное воспитание детей

2)защита прав детей (развитие самоуправления как для коллектива так и для личности в целом).






















25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!