СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность моих учеников.  Исследовательский проект на тему: "Своеобразие художественного пространства и времени в рассказах Х. Борхеса "Вавилонская библиотека", "Алеф" выполнен ученицей 11 класса Куценко Е.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект»

Своеобразие художественного пространства и времени в Рассказах Х.Л. Борхеса  «Вавилонская библиотека» и «Алеф» Исследовательская работа

Своеобразие художественного пространства и времени в Рассказах Х.Л. Борхеса «Вавилонская библиотека» и «Алеф»

Исследовательская работа

Актуальность работы заключается в том, что обращение к прозе постмодернизма, ярким представителем которой является Борхес, позволяет глубже познать мир как с философской точки зрения, так и литературоведческой. Если постмодернизм стирает границы реальности, то писатель, использующий данный стиль в написании своих работ, показывает с другой стороны мир, рисуя его метафорично относительно самой жизни. Цель работы: рассмотреть своеобразие художественного пространства и времени в постмодернистских рассказах Х.Л. Борхеса. Задачи: Описать язык пространственных представлений в рассказах Борхеса. Дать понятие лабиринта как пространственной модели. Определить своеобразие художественного времени. Раскрыть философскую концепцию мира и человека в творчестве Борхеса.   Методы исследования:  аналитический, сравнительно-сопоставительный.

Актуальность работы заключается в том, что обращение к прозе постмодернизма, ярким представителем которой является Борхес, позволяет глубже познать мир как с философской точки зрения, так и литературоведческой.

Если постмодернизм стирает границы реальности, то писатель, использующий данный стиль в написании своих работ, показывает с другой стороны мир, рисуя его метафорично относительно самой жизни.

Цель работы: рассмотреть своеобразие художественного пространства и времени в постмодернистских рассказах Х.Л. Борхеса.

Задачи:

  • Описать язык пространственных представлений в рассказах Борхеса.
  • Дать понятие лабиринта как пространственной модели.
  • Определить своеобразие художественного времени.
  • Раскрыть философскую концепцию мира и человека в творчестве Борхеса.

 

Методы исследования: аналитический, сравнительно-сопоставительный.

 Глава I    Язык пространственных представлений в рассказах Х.Л. Борхеса    В рассказе «Вавилонская библиотека» Борхес, снимая пространственные границы, рисует эпоху мира, которая существует со дня появления Вселенной.  Мир «беспредельной библиотеки» выступает как истинное представление и изображение настоящего, существующего мира, в котором пространство появляется под положительным знаком: незакостенелое, реальное и неограниченное. Оно и воспринимается как нормальное , естественное пространство, заполняющее все вокруг.

Глава I Язык пространственных представлений в рассказах Х.Л. Борхеса

В рассказе «Вавилонская библиотека» Борхес, снимая пространственные границы, рисует эпоху мира, которая существует со дня появления Вселенной.

Мир «беспредельной библиотеки» выступает как истинное представление и изображение настоящего, существующего мира, в котором пространство появляется под положительным знаком: незакостенелое, реальное и неограниченное. Оно и воспринимается как нормальное , естественное пространство, заполняющее все вокруг.

 Физическое пространство уходит в бесконечность, растворяясь: «из кaждого шестигрaнникa видно двa верхних и двa нижних этaжa – до бесконечности», «винтовая лестница уходит вверх и вниз и теряется вдали», «примыкaет узкий коридор, ведущий в другую гaлерею, тaкую же, кaк первaя и кaк все другие».  Одним из элементов изображения бесконечности в рассказе Борхеса является зеркало. Принцип зеркальных отражений позволяет писателю организовать пространство библиотеки, уходящее в бесконечность: «в коридоре зеркало, достоверно удваивающее видимое».

Физическое пространство уходит в бесконечность, растворяясь: «из кaждого шестигрaнникa видно двa верхних и двa нижних этaжa – до бесконечности», «винтовая лестница уходит вверх и вниз и теряется вдали», «примыкaет узкий коридор, ведущий в другую гaлерею, тaкую же, кaк первaя и кaк все другие».

Одним из элементов изображения бесконечности в рассказе Борхеса является зеркало. Принцип зеркальных отражений позволяет писателю организовать пространство библиотеки, уходящее в бесконечность: «в коридоре зеркало, достоверно удваивающее видимое».

 Ярким образом пространства становится лабиринт, в который попадает читатель Борхеса.  В «Вавилонской библиотеке» главным героем является человек, выступающий в роли «несовершенного библиотекаря, бродившего по нескончаемым лестницам, между оснащенных полок и уборными». Герой, пытаясь постичь загадку мироздания, находится в постоянном поиске.

Ярким образом пространства становится лабиринт, в который попадает читатель Борхеса.

В «Вавилонской библиотеке» главным героем является человек, выступающий в роли «несовершенного библиотекаря, бродившего по нескончаемым лестницам, между оснащенных полок и уборными». Герой, пытаясь постичь загадку мироздания, находится в постоянном поиске.

 Обратимся к новелле Алеф, в которой представлено «точечное пространство». Создаваемое пространство является бесконечным в пределах какой-нибудь конечной, ограниченной точки.  Алеф – «это место, в котором, не смешиваясь, находятся все места земного шара, и видишь их там со всех сторон».  Герой рассматривает все существующие просторы, размышляет и осознает, что это пространство является сознанием, т.е. воспроизведение некогда виденных предметов, мест, также познавательные процессы, связанные с воображением. Сознание как самостоятельная часть всего пространства.

Обратимся к новелле Алеф, в которой представлено «точечное пространство». Создаваемое пространство является бесконечным в пределах какой-нибудь конечной, ограниченной точки.

Алеф – «это место, в котором, не смешиваясь, находятся все места земного шара, и видишь их там со всех сторон».

Герой рассматривает все существующие просторы, размышляет и осознает, что это пространство является сознанием, т.е. воспроизведение некогда виденных предметов, мест, также познавательные процессы, связанные с воображением. Сознание как самостоятельная часть всего пространства.

Книга – продолжение памяти и воображения. Борхес выстраивает границу между реальным миром и миром книг. Беатрис становится подобно Беатриче из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Беатрис воспевается в Алефе, как новая жизнь, дарованная ей после смерти. Главный герой боялся потерять Алеф – замочную скважину, через которую он мог быть со своей возлюбленной, потому что со временем в его памяти «все больше искажаются и утрачиваются черты Беатрис».

Книга – продолжение памяти и воображения.

Борхес выстраивает границу между реальным миром и миром книг.

Беатрис становится подобно Беатриче из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Беатрис воспевается в Алефе, как новая жизнь, дарованная ей после смерти.

Главный герой боялся потерять Алеф – замочную скважину, через которую он мог быть со своей возлюбленной, потому что со временем в его памяти «все больше искажаются и утрачиваются черты Беатрис».

 Глава II    Концепт времени в рассказах Х.Л. Борхеса   НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ БУДУЩЕЕ

Глава II Концепт времени в рассказах Х.Л. Борхеса

НАСТОЯЩЕЕ

ПРОШЛОЕ

БУДУЩЕЕ

Блуждая по бесконечному пространству Библиотеки, люди, изучая книги, будто находятся в лабиринте, границы которого не под силу стереть в пыль. Из лабиринта Борхеса, представленного в виде «Вавилонской библиотеки», нет выхода, а только бесконечный путь к его центру («Библиотека – это шар, точный центр которого находится в одном из шестигранников»), так за каждым заданным вопросом следует не ответ, а очередной вопрос.

Блуждая по бесконечному пространству Библиотеки, люди, изучая книги, будто находятся в лабиринте, границы которого не под силу стереть в пыль.

Из лабиринта Борхеса, представленного в виде «Вавилонской библиотеки», нет выхода, а только бесконечный путь к его центру («Библиотека – это шар, точный центр которого находится в одном из шестигранников»), так за каждым заданным вопросом следует не ответ, а очередной вопрос.

ЗАключение    Используя приемы постмодернизма в своем творчестве, Х.Л. Борхес стирает границы реальности, воссоздавая иллюзорную бесконечность. Символы культуры в творчестве Х.Л. Борхеса: «книга», «библиотека», «зеркало» и «лабиринт» являются свообразным построением пространства.   Образ лабиринта выступает как бесконечный и замкнутый поиск смысла жизни.  Творчество Борхеса направлено на познание способности человеческого интеллекта создавать вымыслы и фантазировать.

ЗАключение

  • Используя приемы постмодернизма в своем творчестве, Х.Л. Борхес стирает границы реальности, воссоздавая иллюзорную бесконечность.
  • Символы культуры в творчестве Х.Л. Борхеса: «книга», «библиотека», «зеркало» и «лабиринт» являются свообразным построением пространства.
  • Образ лабиринта выступает как бесконечный и замкнутый поиск смысла жизни.
  • Творчество Борхеса направлено на познание способности человеческого интеллекта создавать вымыслы и фантазировать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!