Своеобразие художественного пространства и времени в Рассказах Х.Л. Борхеса «Вавилонская библиотека» и «Алеф»
Исследовательская работа
Актуальность работы заключается в том, что обращение к прозе постмодернизма, ярким представителем которой является Борхес, позволяет глубже познать мир как с философской точки зрения, так и литературоведческой.
Если постмодернизм стирает границы реальности, то писатель, использующий данный стиль в написании своих работ, показывает с другой стороны мир, рисуя его метафорично относительно самой жизни.
Цель работы: рассмотреть своеобразие художественного пространства и времени в постмодернистских рассказах Х.Л. Борхеса.
Задачи:
- Описать язык пространственных представлений в рассказах Борхеса.
- Дать понятие лабиринта как пространственной модели.
- Определить своеобразие художественного времени.
- Раскрыть философскую концепцию мира и человека в творчестве Борхеса.
Методы исследования: аналитический, сравнительно-сопоставительный.
Глава I Язык пространственных представлений в рассказах Х.Л. Борхеса
В рассказе «Вавилонская библиотека» Борхес, снимая пространственные границы, рисует эпоху мира, которая существует со дня появления Вселенной.
Мир «беспредельной библиотеки» выступает как истинное представление и изображение настоящего, существующего мира, в котором пространство появляется под положительным знаком: незакостенелое, реальное и неограниченное. Оно и воспринимается как нормальное , естественное пространство, заполняющее все вокруг.
Физическое пространство уходит в бесконечность, растворяясь: «из кaждого шестигрaнникa видно двa верхних и двa нижних этaжa – до бесконечности», «винтовая лестница уходит вверх и вниз и теряется вдали», «примыкaет узкий коридор, ведущий в другую гaлерею, тaкую же, кaк первaя и кaк все другие».
Одним из элементов изображения бесконечности в рассказе Борхеса является зеркало. Принцип зеркальных отражений позволяет писателю организовать пространство библиотеки, уходящее в бесконечность: «в коридоре зеркало, достоверно удваивающее видимое».
Ярким образом пространства становится лабиринт, в который попадает читатель Борхеса.
В «Вавилонской библиотеке» главным героем является человек, выступающий в роли «несовершенного библиотекаря, бродившего по нескончаемым лестницам, между оснащенных полок и уборными». Герой, пытаясь постичь загадку мироздания, находится в постоянном поиске.
Обратимся к новелле Алеф, в которой представлено «точечное пространство». Создаваемое пространство является бесконечным в пределах какой-нибудь конечной, ограниченной точки.
Алеф – «это место, в котором, не смешиваясь, находятся все места земного шара, и видишь их там со всех сторон».
Герой рассматривает все существующие просторы, размышляет и осознает, что это пространство является сознанием, т.е. воспроизведение некогда виденных предметов, мест, также познавательные процессы, связанные с воображением. Сознание как самостоятельная часть всего пространства.
Книга – продолжение памяти и воображения.
Борхес выстраивает границу между реальным миром и миром книг.
Беатрис становится подобно Беатриче из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Беатрис воспевается в Алефе, как новая жизнь, дарованная ей после смерти.
Главный герой боялся потерять Алеф – замочную скважину, через которую он мог быть со своей возлюбленной, потому что со временем в его памяти «все больше искажаются и утрачиваются черты Беатрис».
Глава II Концепт времени в рассказах Х.Л. Борхеса
НАСТОЯЩЕЕ
ПРОШЛОЕ
БУДУЩЕЕ
Блуждая по бесконечному пространству Библиотеки, люди, изучая книги, будто находятся в лабиринте, границы которого не под силу стереть в пыль.
Из лабиринта Борхеса, представленного в виде «Вавилонской библиотеки», нет выхода, а только бесконечный путь к его центру («Библиотека – это шар, точный центр которого находится в одном из шестигранников»), так за каждым заданным вопросом следует не ответ, а очередной вопрос.
ЗАключение
- Используя приемы постмодернизма в своем творчестве, Х.Л. Борхес стирает границы реальности, воссоздавая иллюзорную бесконечность.
- Символы культуры в творчестве Х.Л. Борхеса: «книга», «библиотека», «зеркало» и «лабиринт» являются свообразным построением пространства.
- Образ лабиринта выступает как бесконечный и замкнутый поиск смысла жизни.
- Творчество Борхеса направлено на познание способности человеческого интеллекта создавать вымыслы и фантазировать.