СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект Ассоциативно-толковый словарь как основа усвоения орфографической грамотности обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление прочных орфографических умений и навыков учащихся можно достигнуть не только путем выполнения правилоориентированных упражнений, но и в процессе творческого письма, при создании ассоциативного словаря.

        Рабочая гипотеза:  предположила, что целенаправленный системный и комплексный подход к обучению орфографии на основе метода ассоциативных рисунков (творческого письма) будет способствовать повышению грамотности учащихся, обогащению их словарного запаса и развитию связной речи.

       Многие выпускники хотели бы повысить свою грамотность и улучшить свои знания по русскому языку. Проект будет одним из способов решения этой проблемы не только у  выпускников, но и сможет помочь  обучающимся школы повысить свою грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект Ассоциативно-толковый словарь как основа усвоения орфографической грамотности обучающихся»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Исследовательский проект «Ассоциативно-толковый словарь как основа усвоения орфографической грамотности обучающихся» | Руководитель: Исполнитель: Сычёва М.Л., Татарченкова Юлия, учитель русского языка и литературы, ученица 10 А класса I кв. категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Исследовательский проект

«Ассоциативно-толковый словарь как основа усвоения орфографической грамотности обучающихся»

|

Руководитель:

Исполнитель:

Сычёва М.Л.,

Татарченкова Юлия,

учитель русского языка и литературы,

ученица 10 А класса

I кв. категории

Рабочая гипотеза:  Я предположила, что целенаправленный системный и комплексный подход к обучению орфографии на основе метода ассоциативных рисунков (творческого письма) будет способствовать повышению грамотности учащихся, обогащению их словарного запаса и развитию связной речи.  Объект исследования: обучающиеся 10 класса моей школы Предмет: оценка орфографической грамотности учащихся в написании трудных слов, влияние приёмов мнемотехники на запоминание слов. Продукт: ассоциативно-толковый словарь, электронное учебно-методическое пособие для запоминания трудных слов. Цель проекта: привлечение внимания школьников к правильному написанию орфографически трудных слов.
  • Рабочая гипотеза: Я предположила, что целенаправленный системный и комплексный подход к обучению орфографии на основе метода ассоциативных рисунков (творческого письма) будет способствовать повышению грамотности учащихся, обогащению их словарного запаса и развитию связной речи.
  • Объект исследования: обучающиеся 10 класса моей школы
  • Предмет: оценка орфографической грамотности учащихся в написании трудных слов, влияние приёмов мнемотехники на запоминание слов.
  • Продукт: ассоциативно-толковый словарь, электронное учебно-методическое пособие для запоминания трудных слов.
  • Цель проекта: привлечение внимания школьников к правильному написанию орфографически трудных слов.
Задачи: Выяснить, какие слова являются наиболее трудными для учащихся 10А класса; Создать ассоциативно-толковый словарь с орфографически трудными словами; Создать электронное учебно-методическое пособие по русскому языку для запоминания трудных слов; Презентовать ассоциативно-толковый словарь школьникам и учителям русского языка.

Задачи:

Выяснить, какие слова являются наиболее трудными для учащихся 10А класса;

Создать ассоциативно-толковый словарь с орфографически трудными словами;

Создать электронное учебно-методическое пособие по русскому языку для запоминания трудных слов;

Презентовать ассоциативно-толковый словарь школьникам и учителям русского языка.

Описательно-аналитический Экспериментальный Статистический Социологический Методы исследования:

Описательно-аналитический

Экспериментальный

Статистический

Социологический

Методы исследования:

Новизна и теоретическая значимость:  Теоретически и практически осмыслена новая концепция заучивания трудных слов - метод ассоциативных рисунков, рядов, рифм.  Разработан новый тип словаря.  Экспериментально доказана обучающая ценность ассоциативно-толкового словаря и эффективность предлагаемой методики обучения трудных слов.  Практическая значимость :  Внедрен в учебный процесс метод мнемотехники для запоминания информации.  Материалы данного исследования могут быть использованы учителями русского языка в образовательном процессе.

Новизна и теоретическая значимость:

  • Теоретически и практически осмыслена новая концепция заучивания трудных слов - метод ассоциативных рисунков, рядов, рифм.
  • Разработан новый тип словаря.
  • Экспериментально доказана обучающая ценность ассоциативно-толкового словаря и эффективность предлагаемой методики обучения трудных слов.

Практическая значимость :

  • Внедрен в учебный процесс метод мнемотехники для запоминания информации.
  • Материалы данного исследования могут быть использованы учителями русского языка в образовательном процессе.
 Методика Д. Лаппа  Осознание. Ассоциация образов. Использование в повседневной жизни  принципа паузы Личные комментарии Организация материала в категории. Расслабление Просмотр и частое использование материала

Методика Д. Лаппа

  • Осознание.
  • Ассоциация образов.
  • Использование в повседневной жизни

принципа паузы

  • Личные комментарии
  • Организация материала в категории.
  • Расслабление
  • Просмотр и частое использование материала
Методика Эббингауза  1. Управление вниманием. 2. Структуирование информации.  а) Смысловое расчленение .  б) Выделение смысловых опорных пунктов.   в) Использование наглядных образов  г) Соотнесение с уже известными знаниями. 3. Рациональное повторение. 4. Использование семантических вставок.  5. Целенаправленное воображение.

Методика Эббингауза

1. Управление вниманием.

2. Структуирование информации.

а) Смысловое расчленение .

б) Выделение смысловых опорных пунктов.

в) Использование наглядных образов

г) Соотнесение с уже известными знаниями.

3. Рациональное повторение.

4. Использование семантических вставок.

5. Целенаправленное воображение.

Методика О. Эренберга  1. Рифма 2. Аббревиатуры 3. Кодирование информации 4. Метод расположения предметов 5. Применение слов, способствующих запоминанию 6. Нахождение связи между цифрами и буквами 7. Использование картинок и цепочек.

Методика О. Эренберга

1. Рифма

2. Аббревиатуры

3. Кодирование информации

4. Метод расположения предметов

5. Применение слов, способствующих запоминанию

6. Нахождение связи между цифрами и буквами

7. Использование картинок и цепочек.

№ 1. Мероприятие 2. Сроки Консультация с учителем русского языка по вопросу Словарный диктант для обучающихся 10А класса 1-14.09 3. составления словарного диктанта. 15.09 4. Анализ словарного диктанта. Отбор слов для ассоциативного словаря 15-22.09 Консультации с учителем информатики по вопросу о 5.  27.09-30.09 6. Создание в фотошопе страниц возможностях программы РowerРoint и фотошопа 7.  1.10-10.11 Консультации с учителем русского языка по вопросам создания словаря Рекламирование работы по созданию ассоциативно-толкового Создание анимационных картинок для электронного учебно-методического пособия 10.11 8. словаря среди обучающихся 10А класса 9. 15-29.11 Повторная словарная работа с обучающимися 10 а класса. 10. Презентация словаря и показ электронного учебно-методического пособия учителям-предметникам.  1.10-10.12 Анализ результатов словарного диктанта. Январь Создание пакета документов к исследовательскому проекту Сентябрь-январь План реализации проекта

1.

Мероприятие

2.

Сроки

Консультация с учителем русского языка по вопросу

Словарный диктант для обучающихся 10А класса

1-14.09

3.

составления словарного диктанта.

15.09

4.

Анализ словарного диктанта. Отбор слов для ассоциативного словаря

15-22.09

Консультации с учителем информатики по вопросу о

5.

27.09-30.09

6.

Создание в фотошопе страниц

возможностях программы РowerРoint и фотошопа

7.

1.10-10.11

Консультации с учителем русского языка по вопросам создания словаря

Рекламирование работы по созданию ассоциативно-толкового

Создание анимационных картинок для электронного учебно-методического пособия

10.11

8.

словаря среди обучающихся 10А класса

9.

15-29.11

Повторная словарная работа с обучающимися 10 а класса.

10.

Презентация словаря и показ электронного учебно-методического пособия учителям-предметникам.

1.10-10.12

Анализ результатов словарного диктанта.

Январь

Создание пакета документов к исследовательскому проекту

Сентябрь-январь

План реализации проекта

Исследование 1 Запанибрата Иллюзия Ингредиент Интеллект Интеллигенция Какофония Конференция Метаморфоза Оккупация Периферия Презрение Претендент Приноровиться Пропаганда Симметрия Такелаж Темперамент Транспарант Целлюлоза Эвфемизм Экспрессия Аббревиатура Абонемент Ажиотаж Аккомпанемент Аксессуар Аннотация Артиллерия Балласт Баррикада Батискаф Белиберда Бефстроганов Бюллетень Вернисаж Винегрет Декларация Дефицит Дилетант Дифирамб Отбор трудных слов для словарного диктанта

Исследование 1

  • Запанибрата
  • Иллюзия
  • Ингредиент
  • Интеллект
  • Интеллигенция
  • Какофония
  • Конференция
  • Метаморфоза
  • Оккупация
  • Периферия
  • Презрение
  • Претендент
  • Приноровиться
  • Пропаганда
  • Симметрия
  • Такелаж
  • Темперамент
  • Транспарант
  • Целлюлоза
  • Эвфемизм
  • Экспрессия
  • Аббревиатура
  • Абонемент
  • Ажиотаж
  • Аккомпанемент
  • Аксессуар
  • Аннотация
  • Артиллерия
  • Балласт
  • Баррикада
  • Батискаф
  • Белиберда
  • Бефстроганов
  • Бюллетень
  • Вернисаж
  • Винегрет
  • Декларация
  • Дефицит
  • Дилетант
  • Дифирамб

Отбор трудных слов для

словарного диктанта

Исследование 2 . Проведение словарного диктанта

Исследование 2 .

Проведение словарного диктанта

Консультация с учителем информатики Консультация с учителем русского языка

Консультация с учителем информатики

Консультация

с учителем русского языка

Я использовала: Рифма; Использование ассоциативных картинок Ассоциативный  ряд ; Сценки с кодированием и ассоциациями

Я использовала:

Рифма;

Использование ассоциативных картинок

Ассоциативный ряд ;

Сценки с кодированием и ассоциациями

Второй блок:

Второй блок:

Электронное учебно-методическое пособие

Электронное

учебно-методическое

пособие

Презентация словаря и электронного учебно-методического пособия Проведение словарного диктанта после презентации словаря

Презентация словаря и электронного учебно-методического пособия

Проведение словарного диктанта после презентации словаря

Результаты

Результаты

 на 62% Сравнительные диаграммы

на 62%

Сравнительные диаграммы

Презентация электронного учебно-методического пособия учителям русского языка

Презентация

электронного учебно-методического пособия

учителям русского языка

№ 1 Вопрос 2 Понятно/легко ли было работать со словарем? Ответы Что помогло запомнить трудные слова? 17 человек – легко, 3 человек - трудно 3 4 17 ответов - картинки; Интересно ли было принять участие в 5 Эффективен ли приём ассоциаций для запоминания трудных слов? 20 человек - интересно данном проекте? 7 ответов - ассоциативный ряд; Нужны ли такие словари? 19 человек – да; 1 человек - сомневаюсь 6 ответов - рифмы 19 – да, нужны, 1- нет, не нужны Анкета

1

Вопрос

2

Понятно/легко ли было работать со словарем?

Ответы

Что помогло запомнить трудные слова?

17 человек – легко, 3 человек - трудно

3

4

17 ответов - картинки;

Интересно ли было принять участие в

5

Эффективен ли приём ассоциаций для запоминания трудных слов?

20 человек - интересно

данном проекте?

7 ответов - ассоциативный ряд;

Нужны ли такие словари?

19 человек – да; 1 человек - сомневаюсь

6 ответов - рифмы

19 – да, нужны, 1- нет, не нужны

Анкета

«Язык народа – лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое… Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!» К.Д. Ушинский

«Язык народа – лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое… Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!»

К.Д. Ушинский

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!