СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект: «Как обеспечить себе необходимое количество потомков?»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель исследования: Выяснить, как связаны между собой количество потомков и забота о нём.

 Планируемые результаты исследования: сформулировать понятие заботы о потомстве как одной из форм физиологических адаптаций.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: «Как обеспечить себе необходимое количество потомков?»»

Исследовательский проект: «Как обеспечить себе необходимое количество потомков?» Работу выполнил учащийся 11 «Б» класса Брестского областного лицея имени П.М.Машерова Трафимов Максим

Исследовательский проект: «Как обеспечить себе необходимое количество потомков?»

Работу выполнил

учащийся 11 «Б» класса

Брестского областного лицея имени П.М.Машерова

Трафимов Максим

Проблемный вопрос: ”Как обеспечить необходимое количество потомков?”  Цель исследования : Выяснить, как связаны между собой количество потомков и забота о нём.  Планируемые результаты исследования : сформулировать понятие заботы о потомстве как одной из форм физиологических адаптаций.

Проблемный вопрос: ”Как обеспечить необходимое количество потомков?”

  • Цель исследования : Выяснить, как связаны между собой количество потомков и забота о нём.

  • Планируемые результаты исследования : сформулировать понятие заботы о потомстве как одной из форм физиологических адаптаций.
Основная мысль: Для того, чтобы вид продолжал существовать, каждое поколение должно оставить после себя потомство, способное к размножению.

Основная мысль:

Для того, чтобы вид продолжал существовать, каждое поколение должно оставить после себя потомство, способное к размножению.

Есть два пути Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Они просто выметывают тысячи яиц, только из части их появляется молодь, растёт и размножается - ещё меньше.

Есть два пути

  • Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Они просто выметывают тысячи яиц, только из части их появляется молодь, растёт и размножается - ещё меньше.
Есть два пути Более надежный способ продолжить род - после рождения ограниченного числа детенышей, обеспечить их пищей, защитить от хищников и даже обучить некоторым навыкам. Заботу о потомстве проявляют в разных формах многие животные. Большинство из них наделены специальными родительскими инстинктами, однако у высокоорганизованных животных важное значение имеет также индивидуально приобретенный опыт.

Есть два пути

Более надежный способ продолжить род - после рождения ограниченного числа детенышей, обеспечить их пищей, защитить от хищников и даже обучить некоторым навыкам. Заботу о потомстве проявляют в разных формах многие животные. Большинство из них наделены специальными родительскими инстинктами, однако у высокоорганизованных животных важное значение имеет также индивидуально приобретенный опыт.

У насекомых и других беспозвоночных  У большинства насекомых заботы о потомстве несложны. Самке достаточно отложить яйца в таком месте, где ее личинки нашли бы подходящую пищу, например личинки бабочки капустной белянки - капусту. Но некоторые насекомые специально подготавливают для потомства кров и пищу, например собиратели меда - осы и пчелы. А осы-охотницы снабжают своих личинок сверчками и кузнечиками. Прежде чем отложить яйцо, оса сфекс вводит яд в нервные узлы своей жертвы, так что она остается неподвижной, но живой и служит личинке запасом свежей пищи на весь период ее развития. У жуков-навозников в заготовке корма для потомства - навозных шариков участвуют не только самки, но и самцы.

У насекомых и других беспозвоночных

У большинства насекомых заботы о потомстве несложны. Самке достаточно отложить яйца в таком месте, где ее личинки нашли бы подходящую пищу, например личинки бабочки капустной белянки - капусту. Но некоторые насекомые специально подготавливают для потомства кров и пищу, например собиратели меда - осы и пчелы. А осы-охотницы снабжают своих личинок сверчками и кузнечиками. Прежде чем отложить яйцо, оса сфекс вводит яд в нервные узлы своей жертвы, так что она остается неподвижной, но живой и служит личинке запасом свежей пищи на весь период ее развития. У жуков-навозников в заготовке корма для потомства - навозных шариков участвуют не только самки, но и самцы.

  • Самка паука вида Stegodyphus lineatus, обитающего в Израиле, в буквальном смысле отдает себя на съедение подрастающему потомству.
  • Пауки этого вида плетут большие сети с крупными ячейками, похожие на сетки для пинг-понга — их можно нередко видеть по берегам пересыхающих рек в израильской пустыне Негев. С одного из краев сети в земле скрывается ямка, в которой самка Stegodyphus lineatus сплетает из паутины кокон, похожий на шайбу, и откладывает в него 70-80 желтоватых яиц.
  • После того, как яйца отложены, самка прогрызает изнутри в коконе дыру, чтобы ее потомство потом могло выбраться на волю. Но для ее самой эта дыра слишком маленькая: она не выйдет из кокона уже никогда. На протяжении двух недель, без еды и воды, она будет кормить вылупившихся паучат своим телом.
  • Уже когда самка откладывала яйца, ее кишечник начал разрушаться, превращаясь в клейкую питательную массу. Сначала эта масса проступает на ее лице, и вылупившиеся паучата, отталкивая друг друга, ее слизывают. Кормя детей таким образом, самка теряет до 41% массы своего тела. Но паучатам скоро становится и этого мало: через полторы недели они прогрызают ее брюшко, практически все органы внутри которого уже превратились в «детское питание» и в буквальном смысле высасывают свою мать изнутри. После этого от первоначальной массы тела матери-героини остается всего 4% и она, естественно, умирает.
  • Поразительно, что при этом она никак не сопротивляется, хотя сначала могла бы. «Если тронуть ногу паучихи, она ее отдернет. Она безусловно жива», — рассказывает Саломон. По словам ученой, последним нетронутым органом, когда все остальное, кроме покровов тела, уже съедено, остается сердце паучихи.
У птиц У многих птиц птенцы вылупляются совершенно беспомощными и нуждаются в частом и регулярном питании, некоторые насекомоядные птицы кормят потомство до 200 раз в день! Иногда родители (сойки, кедровки и др.) пищу для будущих птенцов запасают с осени. Потомство выводковых птиц - кур, уток, гусей и др. - появляется на свет самостоятельным, умеющим плавать, ходить, клевать. Родителям остается только водить их к корму, воде, охранять от врагов, обогревать. Сорные куры откладывают яйца в естественный инкубатор, который они устраивают из мусора, и тщательно следят за температурой в нем, по мере надобности сгребая или разгребая кучу мусора.

У птиц

  • У многих птиц птенцы вылупляются совершенно беспомощными и нуждаются в частом и регулярном питании, некоторые насекомоядные птицы кормят потомство до 200 раз в день!
  • Иногда родители (сойки, кедровки и др.) пищу для будущих птенцов запасают с осени.
  • Потомство выводковых птиц - кур, уток, гусей и др. - появляется на свет самостоятельным, умеющим плавать, ходить, клевать. Родителям остается только водить их к корму, воде, охранять от врагов, обогревать.
  • Сорные куры откладывают яйца в естественный инкубатор, который они устраивают из мусора, и тщательно следят за температурой в нем, по мере надобности сгребая или разгребая кучу мусора.
У млекопитающих Самки млекопитающих кормят детенышей молоком, пока они не станут способными есть иную пищу. У одних животных этот период длится несколько недель, у других - дольше, а у человекообразных обезьян - несколько лет. Постепенно родители начинают приучать детей к взрослой пище - показывают съедобные растения, учат охотиться.

У млекопитающих

Самки млекопитающих кормят детенышей молоком, пока они не станут способными есть иную пищу. У одних животных этот период длится несколько недель, у других - дольше, а у человекообразных обезьян - несколько лет. Постепенно родители начинают приучать детей к взрослой пище - показывают съедобные растения, учат охотиться.

Многие животные защищают потомство от врагов. У птиц для этой цели служит колониальное гнездование, но и гнездящиеся одиночно птицы также могут объединиться, чтобы отогнать хищника от своих гнезд. Например, если на дерево, где есть гнездо ворон, пытается залезть кошка или даже человек, к нему слетается 10-15 птиц, которые с криками набрасываются на нарушителя спокойствия.

Многие животные защищают потомство от врагов. У птиц для этой цели служит колониальное гнездование, но и гнездящиеся одиночно птицы также могут объединиться, чтобы отогнать хищника от своих гнезд. Например, если на дерево, где есть гнездо ворон, пытается залезть кошка или даже человек, к нему слетается 10-15 птиц, которые с криками набрасываются на нарушителя спокойствия.

Важное замечание

Большинство млекопитающих в период воспитания детенышей более возбудимы, чем обычно . Многие крупные дикие млекопитающие нападают на людей именно тогда, когда те угрожают детенышам или оказываются близко от них. Лосиха не допускает к детенышу никого, в том числе и других лосей.

У многих млекопитающих и птиц детеныши подолгу остаются с родителями, приобретая путем подражания необходимые для жизни навыки. Это период воспитания потомства,

Родители учат детенышей выбирать и находить пищу, воду и даже целебные растения, а также укрытия для сна или на случай непогоды. Особенно развиты эти формы родительской заботы у млекопитающих с долгим сроком жизни. У слонов и некоторых человекообразных обезьян подростковый период продолжается до 8-10 лет. В воспитании потомства у них принимают участие не только родители, но и практически все взрослые члены группы. Старшие братья, а особенно сестры или просто самки, не имеющие в данный момент собственного потомства, следят за детенышем, помогают его кормить, ухаживают за ним, играют с ним. В случае гибели матери они, как правило, усыновляют осиротевшего детеныша. Подобная коллективная форма заботы о потомстве значительно повышает шансы на его выживание.

Итог: Забота - есть ключ к прогрессу и развитию потомства.

Итог:

Забота - есть ключ к прогрессу и развитию потомства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!