СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Магия цвета"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе было выполнено исследование воздействия цвета на психическое здоровье человека и его умственную активность. Есть рекомендации  по использованию цвета  для сохранения здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Магия цвета"»


































Содержание

Введение_____________________________________________ стр.3

Основная часть

1. Виды воздействий цветов на человеческую психику____ стр.4

1.1.Физическое воздействие_________________________________ стр.5

1.2.Оптическое воздействие_________________________________ стр.6

1.3.Эмоциональное воздействие_____________________________ стр.6

1.4.Основные сочетания цветов _____________________________ стр.7

2. Практическая часть

2.1.Анкетпрование____________________________________ стр.9

2.2. Методика «Эмоциональные сферы»__________________ стр. 10

2.3. Корректурные пробы- таблицы Алфимова_____________ стр.10

3. Рекомендации по использованию цвета для сохранения

здоровья в школе___________________________________ стр.11

4. Заключение ________________________________________ стр.12

Литература _________________________________________ стр.13

Приложение_________________________________________ стр.14













Введение

«Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны» (И. Иттен)

С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение. Краски, в которые окрашен мир, глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характера. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, создавая свои произведения, пользовался очками с различно окрашенными стеклами. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом.

В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, голубое небо, а не просто отдельные цвета.

Цвет окружает человека повсюду. Это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм. В наше время очень актуальна проблема сохранения и поддержания здоровья людей. Особенно важным является сохранение психического здоровья. Цветовое воздействие на организм хорошо известно. Фактически, врачи издавна использовали элементы цвет терапии. Сильное возбуждение снималось у больного даже при приступах буйства, когда его помещали в комнату с синими стенами, синим освещением. Величайшие врачи прошлого считали цвет одним из важнейших факторов в процессе излечения.

Актуальность:

Данная работа может быть использована как дополнительный материал для классных часов, а также может быть использована как практическое руководство по выбору цветового оформления помещений и одежды в зависимости от ситуации и желаемого эффекта.

Цель:

Исследование проблемы воздействия цвета на психическое здоровье человека, а также изучить цветовые предпочтения школьников.

Основные задачи:

1. Провести наблюдения за использованием цвета при оформлении интерьера школы.

2. Изучить взаимосвязь между цветовыми предпочтениями и поведением человека.

3. Исследовать как влияет цвет на умственную активность.

4. Разработать рекомендации по использованию цвета для сохранения здоровья.

Объект и предмет:

Объектом исследования является интегрированное психолого ученическое пространство сложной структуры «ученик». С одной стороны - это психологический мир учащихся на отдельных предметах. С другой стороны - это уникальный психологический мир ученика. А с третьей стороны – это пространство школьного социума, в котором прибывает ученик.

Научная новизна работы :

Состоит в обосновании наработок практики в направлении изменения мышления по восприятию цветового предпочтения и ощущения зависимости состояния от влияния цвета.

1. Основная часть

1.1.Виды воздействий цветов на человеческую психику

Как известно, цвета обладают психологическим действием. Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции символическим смыслом.

Три вида воздействия цвета на человека:

Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.



1.2.Физическое

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые, красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого, напротив, для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущее увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Основные цвета имеют следующие характеристики:

Цвет

Угнетающие

Возбуждающие

Успокаивающие

Красный


+


Оранжевый


+


Жёлтый


+


Зелёный



+

Голубой



+

Фиолетовый

+



Темно-Серый

+



Чёрный

+



1.3.Оптическое

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.

Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадиации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

1.4.Эмоциональное

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука, ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.

С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).

Синий же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем больше он зовет к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до пределов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь, светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.

Чисто белый цвет определяется как «не краска». Он есть, как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей.

Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.

Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое – беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами – желтым и синим. Поэтому серый цвет – это безутешная неподвижность.

Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет свое влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым, красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет – это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

1.5.Основные сочетания цветов

Сочетания цветов также несут в себе некую психологическую нагрузку. Рассмотрим основные из них:

Синий-черный - абсолютный покой.

Серый-синий - спокойствие, невовлеченность, несвязывание себя никакими обязательствами.

Синий-коричневый - физическая потребность в мягком обращении и заботе окружающих с целью добиться личного комфорта.

Синий-фиолетовый - стремление к нежности и тонкости чувств, к каким-либо идеализированным отношениям.

Синий-желтый - желание понимать и быть понятым, снискание любви окружающих, эмоциональная независимость и полезность для всех.

Синий-красный - гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания.

Серый-зеленый - самоутверждение и защитное превосходство. Самоуважение, чувство престижа. Иногда крайняя осмотрительность в делах.

Синий-зеленый - точность, логичность, аккуратность, возможна педантичность, дискриминирующий контроль.

Зеленый-красный - деятельность и инициатива, направленная на повышение личного авторитета и престижа.

Зеленый-желтый - корыстное честолюбие и деятельность, направленная на завоевание признания окружающих и самого себя.

Зеленый-фиолетовый - стремление завоевать расположение окружающих, не связывая себя никакими обязательствами и не беря на себя никакой ответственности.

Красный-желтый - жажда исследований, освоение новых сфер, действие ради действия.

Зеленый-черный - патологическое упрямство и нетерпимость к воздействию извне.

Желтый-черный - внезапный кризис, либо "да", либо "нет", своевольное решение.

Красный-черный - драматизация, импульсивные чрезмерные желания.

Серый-красный - импульсивность, необдуманные действия с надеждой, что не наступит ответственность и какие-либо последствия.

Красный-фиолетовый - очарованность всем эротическим и эстетическим, что волнует и возбуждает.

Желтый-фиолетовый - очарованность, буйные фантазии, жажда приключений.

Фиолетовый-коричневый - очарованность тем, что доставляет наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивая одежда...

Серый-фиолетовый - эстетическая восприимчивость, хорошо развитое чувство прекрасного.

Красный-коричневый - самоудовлетворение и потакание своим желаниям.

Желтый-коричневый - неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность.

Фиолетовый-черный - потребность в подражании, желание стать частью чего-либо.

Серый-желтый - нерешительность, неуверенность.

Зеленый-коричневый - требование покоя, потребность в душевном облегчении.

Серый-коричневый - изнурение, истощение, необходимость внимания со стороны.

Коричневый-черный - самоунижение, ощущение бесцельности, отказ от всего, кроме физического удовлетворения.

Серый-черный - нежелание иметь с окружающим никаких взаимоотношений.

2. Практическая часть

2.1.Анкетпрование

Для исследования была создана группа учащихся девятых классов  в количестве 15 человек. 

1.Для начала ребятам была дана анкета из 10 вопросов,[Приложение 1, Анкета]

из которой выяснилось, что 35% считают уютным и спокойным кабинеты, окрашенные в бежевый цвет, 29% такими считают кабинеты с белыми стенами,19% с голубыми стенами, 13% с зелёными стенами и 4% с фиолетовыми. Эти цвета положительно влияют на эмоциональное состояние школьников.

2. Парты бы покрасили в бежевый цвет 54%. Выбранный цвет наиболее благоприятен для зрения и не утомляет глаза.

3.Доска должна быть темно-зелёная – ответили 62% опрошенных. Сравнивая эти показатели со стандартом и рекомендациями психологов, делаю вывод, что классные доски должны быть зелеными или темно синими.

Коридоры в школе должны быть белыми, так высказались 37% ребят, бежевыми и голубыми по 25%. Отвечая на этот вопрос ребята перечислили цвета государственного стандарта. Спортзал должен быть разноцветным- это мнение 50% учащихся. Считают, что цветы нужны в кабинетах все 100%. 80% учащихся ответили, что таблицы нужны в кабинетах, т.к. ребята считают, что они помогают в учебном процессе, некоторые дети хотели бы увеличить их количество в классах. Однако государственный стандарт не предполагает загруженность кабинета таблицами.

Проанализировав данные анкеты мы можем сделать следующие выводы:

- дети интуитивно выбирают цвета отражающие их эмоциональную
потребность, о чем говорят ответы на вопросы анкеты

- некоторые ответы на анкету совпадают с государственными стандартами.
Я считаю, что планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.

Данные исследования полученные в результате выполнения работы подтверждают гипотезу - цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников.

2.2. Методика «Эмоциональные сферы»

Далее была использована методика «эмоциональные сферы», [Приложение 2,]

где ребята нарисовали свою ауру или энергетическое поле.

Полученную цветовую сферу назовем цветовым образом – это порождение индивидуального сознания, личного творчества человека. Таким образом, мы как бы определили отражение «внутреннего» цвета. И предположили, что данные цветовые образы личности и есть их предназначение. Следовательно, каждый человек имеет свой индивидуальный цвет своего характера.

Получили результаты: [Приложение 3, Таблица 1]

2.3. Корректурные пробы - таблицы Алфимова

В заключении я исследовала умственную работоспособность учащихся при помощи корректурных проб – таблиц Алфимова. [Приложение 4]

Таблицы размещены на бумаге разного цвета, испытуемый должен точно и быстро зачеркнуть названную букву в течении 1 минуты. В итоге получилось, что на белой бумаге в среднем-48 букв, на синей-52, на оранжевой-42, на зелёной-62, на желтой- 57, на красной-38. [Приложение 5. Фото1], [Приложение 6. Фото2]

Исходя из полученных данных видно, что внимание учащихся при выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой предлагаются задания.

Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на светло-зеленой и желтой бумаге.

Полученные результаты можно использовать в образовательных учреждениях с целью повышения умственной продуктивности учащихся.

3. Рекомендации по использованию цвета для сохранения здоровья в школе:

1. В проведённой работе было выяснено, что для кабинетов, предназначенных для письменных уроков, лучше подходит бежевый цвет стен, так как он помогает ученикам сосредоточится, создает ощущение уюта и спокойствия, а для кабинетов, предназначенных для устных уроков, лучше подходит зелёный цвет стен, потому что на уроке возникает дружественная обстановка, располагающая к беседе и рассуждениям.

2. Использовать светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели, они повышают освещенность в классе, благоприятно влияют на работоспособность.

3. Карточки учителям стоит печатать на светло-зелёной и желтой бумаге, где лучше концентрация внимания. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно. Длительное действие красного создает цветовую усталость

4. Ежедневное восприятие "зелени" – важный гигиенический фактор, поэтому в классах рекомендуется использовать комнатные цветы.

5. Для эмоциональной разгрузки следует использовать цветотерапию.





4. Заключение

Мир вокруг людей наполнен красками. Люди воспринимают окружающие цвета привычно, не задумываясь о том, что они (цвета) воздействуют на их самочувствие, настроение. Цвет - это всегда символ, несущий определенный смысл, и человек, сам того не замечая, прекрасно его "считывает".

Ученые в разных областях науки по-разному называли цвет, выделяя психологическую и физиологическую составляющие воздействие цвета. А эти составляющие имеют отношение к эмоциям, настроению, чувствам – к проявлениям души человека. Правильно использованные цвета воздействует на наше мировоззрение и манеру поведения, они могут улучшить наше настроение или ухудшить его, способны очаровывать нас, и даже управлять нами.

Сегодня проблема здоровья школьников вызывает большую тревогу. Поэтому необходимо создавать мотивацию здоровьесбережения. Укрепить свое здоровье, можно только повышая качество своего сознания. Важно научиться естественным способам лечения. Одним из современных методов регуляции своего состояния является цветотерапия.

Вывод: Цвет влияет на физическое и психологическое состояние человека , а так же на умственную работоспособность школьников. Моя гипотеза подтвердилась.













Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Питер, 2003.

2. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. Л., 1978.

3. Вундт В. Основы физиологической психологии. М.: МГУ, 1880.

4. Джон Хеджкоу. Искусство цветной фотографии. – Издательство «Планета», 1988

5. Ивенс Р.М. Введение в теорию Цвета. М.: Наука, 1964.

6. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989. 195 с.

7. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. – М.: Изд-во Эксмо, 2002

8. Люшер М. Цвет вашего характера.- М.: Вече, Персей, АСТ, 1996

9. Рай К. Цветомедитация/ Перевод с немецкого: А.М. Чунаков.- М.: Интерэксперт, 1995.

10. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Метод. пособие. – Ярославль,1981.

Интернет-ресурсы:

11. ru.wikipedia.org/wiki/Цвет












Приложение

Приложение 1

АНКЕТА.

Инструкция: прочитав вопрос ответь на него письменно.

  1. Какие кабинеты в школе вы считаете уютными?

  2. В каком кабинете вы себя чувствуете спокойно?

  3. В какой цвет вы покрасили бы стены в своем кабинете?

  4. В какой цвет вы бы покрасили парты?

  5. Какого цвета должна быть классная доска?

  6. В какой цвет по вашему, должны быть окрашены коридоры?

  7. Как по вашему, должен выглядеть спортивный зал?

  8. Нужны ли в кабинетах цветы?

  9. Нравится ли вам, что в кабинетах стены оклеиваются обоями?

  10. Как вы относитесь к таблицам, висящим на: стенах?

Приложение 2

Методика «Эмоциональные сферы»

Всем известно, что вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то аурой, мы же назовем ее сферой. Каждый из нас представляет эту сферу по-своему. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши.

Приложение 3

Таблица 1.

Цвет

Интерпретация

Процент

Синий

Полное спокойствие

довольство

умиротворенность

глубина чувств

умение сопереживать

потребность в доверии к другим людям

70%

Желтый

несдержанность

лучезарность

освобождение от тяжести забот, проблем

соответствует радужному теплу солнца, духу веселья

желание уйти от существующих трудностей

52,5%

Красный

состояние «расходования энергии»

импульсивность

воля к победе

67,5%

Зеленый

упорство

целеустремленность

высокая оценка своего «Я»

точная память

способность к критическому анализу

логическая последовательность

45%

Фиолетовый

желание очаровывать

желание восхищать других

желание находиться в состоянии зачарованности

20%

Коричневый

указывает на эмоции, непосредственно связанные с организмом

ощущение болезни и физического дискомфорта

отсутствие ощущения физической удовлетворенности

12,5%

Серый

желание от всего отгородиться

желание оставаться свободным от каких-либо обязательств

желание укрыться от внешних влияний и стимулов

17,5%

Черный

Угнетенное состояние

20%

Приложение 4

Исследование умственной работоспособности

 Корректурные буквенные пробы (таблицы Анфимова). Таблицы были размещены на бумаге разного цвета: оранжевого, синего, светло-зелёного и белого, желтого и красного.

Испытуемым   предлагалось   задание:      по   возможности   быстро   и   точно   вычеркнуть заданную букву в течении одной минуты. При этом для определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.

Приложение 5

Фото1.







Приложение 6

Фото 2.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!