СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект учащихся математического кружка по теме "Меры веса"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация проекта "Меры массы" с гиперсылкой.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект учащихся математического кружка по теме "Меры веса"»

«Меры веса» Над презентацией работали: Григорьев Никита, Мястовская Алина, Воронов Максим Учитель математики: Кузьмина Евгения Александровна.

«Меры веса»

Над презентацией работали:

Григорьев Никита, Мястовская Алина, Воронов Максим

Учитель математики: Кузьмина Евгения Александровна.

Изучение общественного мнения  1.Знаете ли к каким мерам она относится? 2.Используете ли вы эту единицу измерения в своей речи?

Изучение общественного мнения

1.Знаете ли к каким мерам она относится?

2.Используете ли вы эту единицу измерения в своей речи?

Результаты социологического опроса

Результаты социологического опроса

Проблема исследования При выполнении заданий математических олимпиад, конкурсов часто приходится сравнивать старинные единицы измерения между собой или переводить их в современные. Знаний нам в этом вопросе недостаточно, поэтому чтобы быть осведомленнее по этой теме мы решили исследовать старинные единицы измерения. Предмет исследования: Соотношения между древними единицами измерения.

Проблема исследования

При выполнении заданий математических олимпиад, конкурсов часто приходится сравнивать старинные единицы измерения между собой или переводить их в современные. Знаний нам в этом вопросе недостаточно, поэтому чтобы быть осведомленнее по этой теме мы решили исследовать старинные единицы измерения.

Предмет исследования:

Соотношения между древними единицами измерения.

Цель: ознакомиться с системой мер древней Руси Задачи: 1.Изучить литературу по данному вопросу 2. Сравнить меры с современными 3. Установить связь мер веса с устным народным творчеством  Гипотеза Если изучить причины становления древних мер массы и соотношения между ними, можно узнать современное значение применения данных единиц измерения на практике

Цель:

ознакомиться с системой мер древней Руси

Задачи:

1.Изучить литературу по данному вопросу

2. Сравнить меры с современными

3. Установить связь мер веса с устным народным творчеством

Гипотеза

Если изучить причины становления древних мер массы и соотношения между ними, можно узнать современное значение применения данных единиц измерения на практике

Этапы исследовательской деятельности Выявление проблемы исследования Постановка цели и задач Формулировка гипотезы исследования Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутой гипотезы, проверка гипотезы Оформление результатов исследования Обсуждение полученных результатов Защита проекта

Этапы исследовательской деятельности

  • Выявление проблемы исследования
  • Постановка цели и задач
  • Формулировка гипотезы исследования
  • Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутой гипотезы, проверка гипотезы
  • Оформление результатов исследования
  • Обсуждение полученных результатов
  • Защита проекта
Методы исследования теоретические эмпирические глубинное интервью – работа с группой людей изучение и анализ источников

Методы исследования

теоретические

эмпирические

глубинное интервью – работа с группой людей

изучение и анализ источников

История

История

Берковец  БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д.  Берковец - от названия острова Бьерк. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров.  Известно упоминание берковца в XII веке в уставной грамоте князя Всеволода Гавриила Мстиславича новгородскому купечеству.   1 берковец = 163,8 кг

Берковец

БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. Берковец - от названия острова Бьерк. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров. Известно упоминание берковца в XII веке в уставной грамоте князя Всеволода Гавриила Мстиславича новгородскому купечеству.

1 берковец = 163,8 кг

Кадь  ( КАДУШКА ) –  древняя мера сыпучих тел в древней Руси, иначе называемая оков, так как Кадь, или бочка, по краям оковывалась железом, чтобы ее нельзя было обрезать и таким образом уменьшить величину меры.  Кадь в XVII веке равнялась 2 четвертям и   вмещала 12 пудов.  Кадь это древняя бадья, окованная железом – обручами

Кадь ( КАДУШКА ) древняя мера сыпучих тел в древней Руси, иначе называемая оков, так как Кадь, или бочка, по краям оковывалась железом, чтобы ее нельзя было обрезать и таким образом уменьшить величину меры.

Кадь в XVII веке равнялась 2 четвертям и

вмещала 12 пудов.

Кадь это древняя бадья, окованная железом – обручами

Капь  – древняя единица веса, равная 65,52 кг.

Капьдревняя единица веса, равная 65,52 кг.

Куль  – мера сыпучих тел различного веса. 1 куль = 8 пудам = 128 кг КУЛЬ - большой рогожный мешок  для упаковки грузов

Куль – мера сыпучих тел

различного веса.

1 куль = 8 пудам = 128 кг

КУЛЬ - большой рогожный мешок

для упаковки грузов

Пуд    Пуд - (от латинского pondus - вес, тяжесть) это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. При взвешивании металлов пуд являлся как единицей измерения, так и счётной единицей. Даже когда результаты взвешиваний являлись десяткам и сотням пудов, их не переводили в берковцы. Еще в XI-XII вв. употребляли различные весы с равноплечим и неравноплечим коромыслом:

Пуд

Пуд - (от латинского pondus - вес, тяжесть) это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. При взвешивании металлов пуд являлся как единицей измерения, так и счётной единицей. Даже когда результаты взвешиваний являлись десяткам и сотням пудов, их не переводили в берковцы. Еще в XI-XII вв. употребляли различные весы с равноплечим и неравноплечим коромыслом: "пуд" - разновидность весов с переменной точкой опоры и неподвижной гирей, "скалвы" - равноплечие весы (двухчашечные)

 Фунт  ФУНТ (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в современном исчислении 409,50 г. Используется в сочетаниях:

Фунт

ФУНТ (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в современном исчислении 409,50 г. Используется в сочетаниях: "не фунт изюма", "узнать почём фунт лиха". Русский фунт был принят при Алексее Михайловиче.

Сахар продавали фунтами. Фунт аптекарский (истор.) — старинная мера аптекарского веса, равная примерно 360 граммам или 12 унциям.

   Лот     ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,797 граммам

Лот

ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,797 граммам

 Золотник Золотник - около 4,3 г. В X в. во времена киевского князя Владимира Святославича существовала монета, которую называли

Золотник

Золотник - около 4,3 г.

В X в. во времена киевского князя Владимира Святославича существовала монета, которую называли "златник". С конца XVI в. золотник служит единицей массы драгоценных металлов и камней. До 1927 г. в России была принята  золотниковая система определения содержания драгоценных металлов(золота, серебра, платины) в сплаве, так называемая проба. Например, вещь 84-й пробы, изготовленная из серебра, содержит 84 золотника, или 84 х 4,3 = 361,2 (г)чистого серебра в фунте сплава. В настоящее время проба выражается в метрической системе.

   Доля    ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам .

Доля

ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам .

Дюжина - 12 штук. Некоторые однородные товары (столовые ножи, вилки, перья, ручки, карандаши и т.д.) продавались дюжинами. С тех пор словом «дюжина» обозначают собрание неприметных, малозначительных личностей, похожих друг на друга. Наоборот, о необыкновенном, вдающемся человеке часто говорят «недюжий». Дюжинный товар - простой товар, обычный, неоригинальный. Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут- обидная характеристика ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13.

Дюжина - 12 штук. Некоторые однородные товары (столовые ножи, вилки, перья, ручки, карандаши и т.д.) продавались дюжинами. С тех пор словом «дюжина» обозначают собрание неприметных, малозначительных личностей, похожих друг на друга. Наоборот, о необыкновенном, вдающемся человеке часто говорят «недюжий». Дюжинный товар - простой товар, обычный, неоригинальный. Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут- обидная характеристика ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13.

Наиболее древняя русская мера массы – гривна, или гривинка  ( около 410 г)

Наиболее древняя русская мера массы – гривна, или гривинка

( около 410 г)

№ Фамилия, имя учащихся 1 Масса в кг Григорьев Никита 2 Масса в пудах 39 3 Трофимов Алексей 4 Громов Даниил 46 2.4 Масса в фунтах 2,8 95,4 41 Воронов Максим 112, 5 2,5 47 100,2 2,7 114.9

Фамилия, имя учащихся

1

Масса в кг

Григорьев Никита

2

Масса в пудах

39

3

Трофимов Алексей

4

Громов Даниил

46

2.4

Масса в фунтах

2,8

95,4

41

Воронов Максим

112, 5

2,5

47

100,2

2,7

114.9

  Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься! Велик пень, да у него в голове ни на ползолотника мозгу! Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками Сено - на пуд, а золото - на золотники!  Ложка дегтя в бочке меда!  

  Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься!

  • Велик пень, да у него в голове ни на ползолотника мозгу!

Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками

Сено - на пуд, а золото - на золотники! 

  • Ложка дегтя в бочке меда!  
 «Зернышко пуд бережет».  «Одно зерно пуды приносит». «Не худо, что булка с полпуда».  «Съел полпуда – сыт покуда». Не фунт изюма! Узнать почем фунт лиха! Семь пудов от роду! Свой золотник чужого пуда дороже! Чем пуд ума, лучше фунт счастья! Мал золотник, да дорог! Слава приходит золотниками, да уходит пудами! Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь!

«Зернышко пуд бережет».

«Одно зерно пуды приносит».

«Не худо, что булка с полпуда».

«Съел полпуда – сыт покуда».

Не фунт изюма!

Узнать почем фунт лиха!

Семь пудов от роду!

  • Свой золотник чужого пуда дороже!
  • Чем пуд ума, лучше фунт счастья!
  • Мал золотник, да дорог!
  • Слава приходит золотниками, да уходит пудами!
  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь!
Выводы   Проведенная работа нам интересна. Мы ближе познакомились со старинными русскими единицами измерения веса. Выявили связь между старинными единицами веса и устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Пословицы и поговорки коротки, но метки и выразительны.  История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, пришли к выводу, что данная тема - актуальна. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.

Выводы

Проведенная работа нам интересна. Мы ближе познакомились со старинными русскими единицами измерения веса. Выявили связь между старинными единицами веса и устным народным творчеством – пословицами, поговорками. Пословицы и поговорки коротки, но метки и выразительны.

История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, пришли к выводу, что данная тема - актуальна. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.

Информационные ресурсы 1.Депман И. Я. «За страницами учебника математики».Москва «Просвещение», 1989 2.Глейзер Г.И. «История математики в школе». М«Просвещение», 1981 3. Лопатина А. «Добрая математика». Москва «Амрита Русь», 2004 4. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л.: Детская литература, 1985 5. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки.- Московский рабочий, 1961. Ресурсы сети Интернет:  http://class-fizika.narod.ru  http:/ / www.alleng.ru

Информационные ресурсы

1.Депман И. Я. «За страницами учебника математики».Москва «Просвещение», 1989

2.Глейзер Г.И. «История математики в школе». М«Просвещение», 1981

3. Лопатина А. «Добрая математика». Москва «Амрита Русь», 2004

4. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л.: Детская литература, 1985

5. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки.- Московский рабочий, 1961.

Ресурсы сети Интернет:

http://class-fizika.narod.ru

http:/ / www.alleng.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!