Памятники древнего наскального искусства
на территории Хабаровского края
подготовили ученики 4 «Б» класса
МОУ СОШ № 30
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/21/s_5a13e4c878e9c/749584_1.jpeg)
На территории Хабаровского края расположено 7 объектов с памятниками древнего наскального искусства. Самым ярким и наиболее изученным из них являются петроглифы села Сикачи - Алян.
Памятник расположен в 65 км ниже г. Хабаровска, по правому берегу реки Амур и протоки Малышевской. Петроглифы выполнены преимущественно на базальтовых валунах и частично - на скалистом уступе береговой террасы и сосредоточены на береговой полосе, протяженностью до 6 километров между сёлами Сикачи - Алян и Малышева.
Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи -Аляна, стали известны в конце 19 века, благодаря дневниковым записям русского востоковеда Палладия Кафарова. Первые печатные сведения о петроглифах y c. Сикачи - Алян и Малышева, появились в газете «Приамурские ведомости» в 1895 г. Их автор - штабс - капитан Петр Иванович Ветлицын дал общую характеристику рисункам, технике их исполнения и легенду их происхождения, а также выполнил несколько зарисовок.
Почти 12 тысяч лет до нашей эры безвестный гений – «нанай», по-русски «человек земли», пользуясь лишь каменным скребнем, смог запечатлеть на базальтовых глыбах многообразие и красоту обитателей тайги и водного бассейна Амура.
B 1908 году краткое описание петроглифов у села Сикочи-Алян, во время своей экспедиции в горы Сихотэ-Алиня сделал известный дальневосточный исследователь В.К. Арсеньев. Древние легенды, связанные с Сикачи-Алянскими петроглифами и народом, населявшим эти места, во время своего путешествия в 1910 году, описывал этнограф Л.Я. Штейнберг.
Специальные исследования Сикачи-Алянских рисунков вначале 30-х годов прошлого века, провел Н.Г. Харламов. Он определил местонахождение петроглифов, сделал их фотографии и эстампами, a так же собрал в этом месте небольшую коллекцию археологических предметов, состоящих из каменных орудий труда и фрагментов керамики. Многообразны и неповторимы Сикачи - Алянские изображения – личины.
Они похожи на маски, и каждая из них имеет свои особенности. Маски-личины очень выразительны. Широкая верхняя часть, огромные круглые глаза, раскрытая пасть с двумя рядами больших острых зубов, узкий округлый подбородок - такие личины напоминают голову обезьяны.
Есть личины яйцевидной и овальной формы, у некоторых из них раскосые глаза с отчетливо выбитыми в камне круглыми зрачками, широкий расплывчатый нос. На щеках и подбородках многих личин видны параллельные дуги - возможно, татуировка. B верхней части многие маски окружены ореолом расходящихся лучей. От изображений-личин веет грозной силой, а их глазами на нас как будто смотрит таинственная душа древних неведомых племен. C какой силой древний мастер смог передать их способность завораживать!
Маски, широко распространенные у большинства народов в прошлом, употреблялись как средство перевоплощения человека в духа и были непременной принадлежностью обрядов, например, погребальных церемоний, в которых участвуют ряженные в маски люди, представляющие покойника или его предков - духов умерших. 3а внешним сходством личин с обезьяньей головой скрывается связь с черепом, с головой мертвого человека.
Вполне возможно, что на Амуре существовал такой же, как y племен южных морей, культ человеческих черепов или хранились черепа родственников как вместилище их душ и магические помощники живых членов общины . Отголоском таких представлений могут служить шаманские маски нанайцев и удэгейцев, вырезанные из дерева, раскрашенные и дополненные кусками меха на месте бороды. Рядом с устрашающими личинами на глыбах базальта можно увидеть изображения животных: зверей, птиц, змей.
Самая известная фигура зверя из рисунков Сикачи - Аляна - лось.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/21/s_5a13e4c878e9c/749584_4.png)
Продолговатое туловище, едва заметные ноги, длинная шея и маленькая голова - все готово к стремительному бегу. Гордый развал рогом подчеркнут первобытным мастером c воздушной легкостью. Внутри туловища животного несколько концентрических кругoв, знаков, связанных c солнцем. Это лось небесный, герой мифов, легенд и преданий многих народов. С ним они связывали хорошую охоту, а значит и свое благополучие.
Интересен рисунок, изображающий гигантскую змею или дракона - мудура в виде широкого зигзага, заполненного внутри тончайшей резной сеткой. Мудур - существо, то благодетельное, то страшное, недоброе - непременный персонаж многих обрядов. Мифический змей высечен был в таком месте, куда можно было добраться только лишь по воде на легкой рыбачьей лодочке.
Трудно точно установить, каково было значение каждого из изображений. Скорее всего, они имели религиозный смысл. Ведь не случайно место на берегу Амура, где громоздятся глыбы черного базальта, многие сотни лет считалось священным.
Рисунки у села Шереметьева размещаются уже не на отдельных глыбах камня, а на ровных и гладких поверхностях скал, у самого подножия которых плещется Уссури.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/21/s_5a13e4c878e9c/749584_5.png)
Среди них выделяются большие личины, похожие на головы антропоморфных обезьян, с огромным округлым лбом и такими же большими круглыми глазами. Над квадратным подбородком обозначена страшная пасть c частоколом острых зубов.
Замечательны изображения лодок и птиц. Лодки имеют вид дугообразных линий, над которыми торчат вертикальные тонкие палочки, изображающие гребцов или просто сидящих в лодке людей. Птицы похожи на гусей: массивные туловища, длинная шея, у некоторых фигур - поднятые вверх крылья.
Таким образом, все эти изображения - проявления одного и того же своеобразного художественного стиля, одного и того же очага древней культуры дальневосточных племен. Это - обломки большого и загадочного древнего мира, яркого и необычного. Потрясают и зачаpовывают эти удивительные и непохожие ни на что другое рисунки.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/21/s_5a13e4c878e9c/749584_6.jpeg)