СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Памятники древнего наскального искусства на территории Хабаровского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На территории Хабаровского края расположено 7 объектов с памятниками древнего наскального искусства. Самым ярким и наиболее изученным из них являютсяпетроглифы села Сикачи-Алян.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Памятники древнего наскального искусства на территории Хабаровского края"»


Памятники древнего наскального искусства

на территории Хабаровского края

подготовили ученики 4 «Б» класса

МОУ СОШ № 30

На территории Хабаровского края расположено 7 объектов с памятниками древнего наскального искусства. Самым ярким и наиболее изученным из них являются петроглифы села Сикачи - Алян.

Памятник расположен в 65 км ниже г. Хабаровска, по правому берегу реки Амур и протоки Малышевской. Петроглифы выполнены преимущественно на базальтовых валунах и частично - на скалистом уступе береговой террасы и сосредоточены на береговой полосе, протяженностью до 6 километров между сёлами Сикачи - Алян и Малышева.

Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи -Аляна, стали известны в конце 19 века, благодаря дневниковым записям русского востоковеда Палладия Кафарова. Первые печатные сведения о петроглифах y c. Сикачи - Алян и Малышева, появились в газете «Приамурские ведомости» в 1895 г. Их автор - штабс - капитан Петр Иванович Ветлицын дал общую характеристику рисункам, технике их исполнения и легенду их происхождения, а также выполнил несколько зарисовок.

Почти 12 тысяч лет до нашей эры безвестный гений – «нанай», по-русски «человек земли», пользуясь лишь каменным скребнем, смог запечатлеть на базальтовых глыбах многообразие и красоту обитателей тайги и водного бассейна Амура.

B 1908 году краткое описание петроглифов у села Сикочи-Алян, во время своей экспедиции в горы Сихотэ-Алиня сделал известный дальневосточный исследователь В.К. Арсеньев. Древние легенды, связанные с Сикачи-Алянскими петроглифами и народом, населявшим эти места, во время своего путешествия в 1910 году, описывал этнограф Л.Я. Штейнберг.

Специальные исследования Сикачи­-Алянских рисунков вначале 30-х годов прошлого века, провел Н.Г. Харламов. Он определил местонахождение петроглифов, сделал их фотографии и эстампами, a так же собрал в этом месте небольшую коллекцию археологических предметов, состоящих из каменных орудий труда и фрагментов керамики. Многообразны и неповторимы Сикачи - Алянские изоб­ражения – личины.



Они похожи на маски, и каждая из них имеет свои особенности. Маски-личины очень выра­зительны. Широкая верхняя часть, огромные круглые глаза, раскрытая пасть с двумя рядами больших острых зубов, узкий округлый подбородок - такие личины на­поминают голову обезьяны.

Есть личины яйцевидной и овальной формы, у некоторых из них раскосые глаза с отчетливо выбитыми в камне круглыми зрачками, широ­кий расплывчатый нос. На щеках и подбородках многих личин видны параллельные дуги - возможно, татуиров­ка. B верхней части многие маски окружены ореолом расходящихся лучей. От изображений-личин веет гроз­ной силой, а их глазами на нас как будто смотрит таин­ственная душа древних неведомых племен. C какой си­лой древний мастер смог передать их способность завораживать!

Маски, широко распространенные у большинства на­родов в прошлом, употреблялись как средство перевоп­лощения человека в духа и были непременной принадлежностью обрядов, например, погребальных церемоний, в которых участвуют ряженные в маски люди, представ­ляющие покойника или его предков - духов умерших. 3а внешним сходством личин с обезьяньей головой скрывается связь с черепом, с головой мертвого человека.

Вполне возможно, что на Амуре существовал такой же, как y племен южных морей, культ человеческих че­репов или хранились черепа родственников как вмести­лище их душ и магические помощники живых членов общины . Отголоском таких представлений могут слу­жить шаманские маски нанайцев и удэгейцев, вырезан­ные из дерева, раскрашенные и дополненные кусками меха на месте бороды. Рядом с устрашающими личинами на глыбах базаль­та можно увидеть изображения животных: зверей, птиц, змей.

Самая известная фигура зверя из рисунков Сикачи - ­Аляна - лось.

Продолговатое туловище, едва заметные ноги, длинная шея и маленькая голова - все готово к стремительному бегу. Гордый развал рогом подчеркнут первобытным мастером c воздушной легкостью. Внутри туловища животного несколько концентрических кру­гoв, знаков, связанных c солнцем. Это лось небесный, герой мифов, легенд и преданий многих народов. С ним они связывали хорошую охоту, а значит и свое благопо­лучие.

Интересен рисунок, изображающий гигантскую змею или дракона - мудура в виде широкого зигзага, заполненного внутри тончайшей резной сеткой. Мудур - существо, то благоде­тельное, то страшное, недоброе - непременный персонаж многих обрядов. Мифический змей высечен был в таком месте, куда можно было добраться только лишь по воде на легкой рыбачьей лодочке.

Трудно точно установить, каково было значе­ние каждого из изображений. Скорее всего, они имели религиозный смысл. Ведь не случайно место на берегу Амура, где громоздятся глыбы черного базальта, многие сотни лет считалось священным.

Рисунки у села Шереметьева размещаются уже не на отдельных глыбах камня, а на ровных и гладких поверх­ностях скал, у самого подножия которых плещется Уссу­ри.

Среди них выделяются большие личины, похожие на головы антропоморфных обезьян, с огромным округлым лбом и такими же большими круглыми глазами. Над квадратным подбородком обозначена страшная пасть c частоколом острых зубов.

Замечательны изображения лодок и птиц. Лодки име­ют вид дугообразных линий, над которыми торчат вер­тикальные тонкие палочки, изображающие гребцов или просто сидящих в лодке людей. Птицы похожи на гу­сей: массивные туловища, длинная шея, у некоторых фигур - поднятые вверх крылья.

Таким образом, все эти изображения - проявления одного и того же своеобразного художественного стиля, одного и того же очага древней культуры дальневосточ­ных племен. Это - обломки большого и загадочного древнего мира, яркого и необычного. Потрясают и зача­pовывают эти удивительные и непохожие ни на что дру­гое рисунки.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!