СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект " Рисование на манной крупе"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект " Рисование на манной крупе"для детей старшей  группы. Данный проект является средством развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект " Рисование на манной крупе"»

Проект
«Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»


1. Название ИПО – «Рисование на манной крупе, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»
2. Направление ИПО – теория и методика развития речи.
3. Масштаб – муниципальный.
4. Сроки реализации – краткосрочный


Реализация проекта осуществляется в три этапа:

I этап – подготовительный

1. Обсуждение целей и задач с родителями;

2. Накопление и изучение методической литературы по проблеме;

3. Разработка комплексно-тематического плана по теме «Рисование на манной крупе, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»;

4. Подготовка материала и оборудования.

5. Предварительная работа по реализации проекта.

 

II этап – основной (практический)

1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по рисованию на манной крупе

2. Отбор эффективных техник рисования по манной крупе.

 

 III этап – заключительный

1. Оформление результатов проекта в виде презентации;

2. Организация выставки «В гости к осени»;

3. Проведение мастер-класса для родителей и педагогов.

 

5. Цель – поиск эффективных путей  развития  и коррекции мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста.

В целом наш проект, независимо от возрастной направленности, нацелен на решение следующих задач:

1. Тренировать мелкую моторику рук;

2. Формировать коммуникативные навыки;

3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;

4. Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;

5. Гармонизировать психоэмоциональное состояние;

6. Формировать установку на положительное отношение к себе.

6. Концепция изменений ИПО –

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.  Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Исходя, из выше сказанного зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и т.п. Я в проекте предлагаю использовать рисование на манной крупе. По моему мнению, этот вид деятельности развивает ручную моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки). Мою точку зрения разделяли и парапсихологи. Они утверждают, что сыпучие вещества, обладают свойством «пропускать сквозь себя воду», заодно поглощает и негативную психическую энергию, вредную для психического здоровья организма. Я предполагаю, что взаимодействуя с манной крупой,   поспособствует развитию мелкой моторики и ловкости рук, совершенствованию коммуникативной функции у детей.

7. Источник изменений ИПО –

Полученные данные послужили основанием для обоснования противоречия.

Необходимо развивать у детей мелкую моторику рук и тем, что в ДОУ совсем не используют рисование на манной крупе.

Объект - методика рисования на манной крупе.

Предмет – развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Гипотеза – систематическое использование методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики ребенка.

8. Ресурсы обеспечения ИПО –

Человеческие условия (дети в возрасте 2-5 лет, воспитатель группы, педагоги начальных школ, родители детей).

Обеспечение организационных условий (разработке содержания, методов, подходов и приемов работы с содержанием и т.д.).

Обеспечение  информационных  условий (сбор, обработка методической литературы; анализ информации, нужной для реализации проекта; работа в библиотеке; работа с интернет ресурсами).

Обеспечение  мотивационных  условий (сюрпризные моменты).

Обеспечение  рефлексивного  пространства (создание выставок, видео презентации, прослушивание аудиозаписи музыки).

Обеспечение материально-технических условий (наличие материала и оборудования)

Наличие у воспитателя педагогических компетенций (владение воспитателем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся). 

9. Характеристика результатов

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что разработанная и внедренная система упражнений по развитию мелкой моторики способствовало повышению качественного уровня развития мелкой моторики у всех детей.

1. Дети стали более уверенно держать карандаш в руках, в рисунках начал проявляться сюжет, стала преобладать цветовая гамма;

2. Дети стали четко лепить из пластилина и теста различные формы, в поделках стали появляться все части тела человека и животных;

3. Заметные изменения произошли в развитии речи, дети четко стали произносить согласные звуки «р», «л», шипящие и свистящие звуки «с», «ш»; четко стали проговаривать слова, появились в речи предложения, состоящие из 5-6 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.   Появился диалог, высоко возросла способность отвечать полным предложением на вопрос. Речь стала красива и понятна.

4. Изменения произошли в сенсорном развитии, дети перестали путаться в называниях цветов.

5. Дети закрепили названия геометрических фигур.

6. Слаженная и умелая работа пальцев ребенка повысила умение ребенка застегивать и расстегивать пуговицы на кофте, куртке; помогла овладеть правильно, держать ложку, что позволило, есть детям аккуратно и чисто.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение как на теоретическом уровне, так и в процессе опытно-экспериментальной работы: систематическое использование   методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики.

10. Описание проекта. Реализация проекта строилась в три этапа: На подготовительном этапе   наши была изучена методическая литература по проблеме; был разработан комплексно-тематический план работы (Приложение 1); проводилась предварительная работа с детьми.включающая:

  • Рисование на листе бумаги без использования кисти, красок и карандашей простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;

  • Рассмотрение с детьми иллюстрации в книгах и журналах;

  • Рассмотрение с детьми книги, обратить внимание на иллюстрации, как они нарисованы, на отдельные детали предметов, на характер изображения.

Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы; подготовка детей к работе. На втором этапе нами непосредственно проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта. Работа строилась   по неделям. В работе использовали разнообразные техники рисования на манной крупе:

1. Кулаком,

2. Ладонью,

3. Мизинцем,

4. Симметрично двумя руками,

5. Одновременно несколькими пальцами,

6. Ребром большого пальца,

7. Указательным пальцем,

Для достижения большего результата использовалась традиционная методика, включающая ряд вопросов: «Что ты рисуешь? Как ты рисуешь? Какой частью кисти рук ты рисуешь? Какого цвета манная крупа тебе нужна для рисования?»   На заключительном этапе мы показали уровень опытно-экспериментальной работы. Содержание реализации проекта мы оформили:

  • Провели мастер-класс для родителей и педагогов начальной школы «Создание галереи творчества.

Цель – повысить педагогическое мастерство педагогов и родителей.

  • Выставка детских работ «В гости к весне»,

  • Оформление результатов в виде презентации

Содержание работы в процессе реализации проекта

I Игровая деятельность

1. Дидактические игры;

2. Физкультминутки;

3. Упражнения на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика).

II Познавательна деятельность

1. Упражнение «Снег»,

III Коммуникативная деятельность

1. Беседы;

2. Обсуждения;

4. Ситуативные разговоры и речевые ситуации.

IV Художественное творчество

1. Рисование на сухой крупе;

2. Рисование картин из сухой крупы, используя основные цвета спектра;

V Музыка

«Детские песни» («Мы едем, едем, едем»; «Голубой вагон»; «Кораблики»; «Снежинки»; «Метелица»; «Серебристые снежинки»).

VI Работа с родителями

1. Мастер-класс для родителей.

К работе прилагаются приложения:

Список литературы:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

2. Мельникова С.С. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук // 1994, №8, с.12.

3. Монтессори М. Педагогическая методика, М.: 1992.-120с.

4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 44 стр. – 3-6 стр.

5. Ребенок в детском саду, № 1-2013г., стр. 55

6. Интернет сайт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!