СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Сбережём зелёную нашу планету!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, в эпоху стремительного развития человечества, люди пытаются стать «хозяевами» всех природных ресурсов Земли.  Поэтому, не задумываясь делают ей больно, разрушают её недра, вмешиваются в космическое пространство, загрязняют воздух, воду и почву, уничтожают животный и растительный мир. Из-за этого возникают экологические проблемы, которые влияют на здоровье человечества.

Для того, чтобы решить проблему, её нужно знать изнутри. А как же можно помочь природе в окрестностях нашего села? Для этого мы решили исследовать и проанализировать то, чем дышим и что пьём. В результате работы сделаем выводы и постараемся найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Сбережём зелёную нашу планету!"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Брусовская средняя общеобразовательная школа»

306015 Поныровского района Курской области

село Брусовое





Сбережём зелёную нашу планету!



Исследовательский проект

Направление: окружающий мир



Авторы работы: Сыреева Олеся, 6 класс, 13 лет

Вахнин Денис, 4 класс, 11 лет

Руководители работы:

Стах Наталья Александровна, учитель начальных классов

Звягинцева Юлия Владимировна, учитель начальных классов

Сазонова Евгения Павловна, учитель начальных классов



Брусовое, 2017 г.

Содержание

Введение .................................................................................................................3

Актуальность проекта…………………………………………………………….4

Цель проекта ……………………………………………………………………...4

Задачи проекта…………………………………………………………………….4

Этапы проекта……………………………………………………………………..4

Ведущая деятельность…………………………………………………………….4

Методы исследования…………………………………………………………….4

Объект исследования……………………………………………………………..5

Предмет исследования…………………………………………………………....5

Сроки выполнения исследовательской работы…………………...…………….5

Предметная область………………………………………………………………5

Форма продуктов проектной деятельности……………………………………..5

Основная часть…………………………………………………………………..5

  1. Обзор истории Брусовских прудов……………………………………….5

  2. Методы исследования воды……………………………………………….6

2.1 Цветность……………………………………………………………….6

2.2. Запах……………………………………………………………………7

2.3. Вкус и привкус………………………………………………………...9

2.4. Мутность……………………………………………………………...10

2.5. Прозрачность………………………………………………………….11

2.6. Пенистость……………………………………………………………12

2.7. Исследование воды…………………………………………………...12

3. Исследование воздуха………………………………….…………………13

4. Исследование почвы...………………………………….…………………13

4.1. Механический состав…………………………………………………15

4.2. Структура почвы……………………………………………………...15

4.3. Кислотность почвы…………………………………………………...16

4.4. Биологическая индикация……………………………………………17

4.5. Результаты исследования…………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………….…..18

Список литературы…………………………………………………………….19

Приложения……………………………………………………………………..20







Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина.

Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные.

А мы не просто касаемся паутины,

- мы оставляем в ней зияющие дыры.

Растениям и животным некому писать,

за них некому заступиться, кроме нас,

людей, которые вместе с ними населяют

эту планету, но не являются её собственниками.

Джеральд Даррелл













Введение:

Мы часто слышим слова: "Земля - наш общий дом". На ней есть голубые озёра и реки, моря и безграничные океаны. Зелёные леса и живописные сёла, бескрайние пустыни, огромные ледовые просторы, и прекрасные города.

В настоящее время, в эпоху стремительного развития человечества, люди пытаются стать «хозяевами» всех природных ресурсов Земли. Поэтому, не задумываясь делают ей больно, разрушают её недра, вмешиваются в космическое пространство, загрязняют воздух, воду и почву, уничтожают животный и растительный мир. Из-за этого возникают экологические проблемы, которые влияют на здоровье человечества.

Для того, чтобы решить проблему, её нужно знать изнутри. А как же можно помочь природе в окрестностях нашего села? Для этого мы решили исследовать и проанализировать то, чем дышим и что пьём. В результате работы сделаем выводы и постараемся найти пути выхода из сложившейся ситуации.

В исследовательской работе оценивается состояние прудов, воздуха и почвы села Брусовое по органолептическим показателям. Тщательно изучена литература. В работе подробно описаны все методы исследования, приведены таблицы, включены фотографии. Текст включает теоретическую и практическую части.

Актуальность проекта:

Нанося ущерб природе, люди вредят самим себе: приходится дышать грязным воздухом, пить нечистую воду, кушать то, что выросло на отравленной нами же земле. Для того чтобы пить экологически – чистое молоко, кушать экологически – чистые овощи и фрукты человечество должно задуматься над тем, как научиться дружить с природой!



Цель проекта: сделать экологическую экспертизу: определить уровень чистоты - загрязнённости воды, воздуха и почвы в селе Брусовое. Узнать, можно ли купаться в прудах.


Задачи проекта:

1. Исследовать уровень чистоты - загрязнённости воды, воздуха и почвы в селе Брусовое.

2. Выяснить, что способствует загрязнению природы.

3. Найти пути решения проблемы.


Этапы проекта:

  1. Обзор истории Брусовских прудов.

  2. Знакомство с методами исследования воды, воздуха, почвы.

  3. Проведение исследования воды, воздуха, почвы.


Ведущая деятельность:

- поисковая

- исследовательская


Методы исследования:

1. Наблюдение, сравнение, анализ;

2. Поисковые системы сети Интернет;

3. Качественный анализ материалов исследования.


Объект исследования: природа села Брусовое, Поныровского района.


Предмет исследования: вода, воздух и почва села Брусовое.


Сроки выполнения исследовательской работы: июнь, 2017 год.


Предметная область:

Окружающий мир.


Форма продуктов проектной деятельности:

- презентация



Основная часть

Вода!…

Ты не просто необходима для жизни, ты и

есть жизнь….

Ты не терпишь примесей, ты не

выносишь ничего чужеродного, ты –

божество, которое так легко вспугнуть…

Антуан де Сент-Экзюпери


  1. Обзор истории Брусовских прудов.

Река Брусовец берёт своё начало недалеко от родника зоны отдыха «Пеликан». В пяти километрах от Брусового, в лесу, есть омут. В незапамятные времена из него ударил мощный фонтан воды, который выбросил крашеный корабельный брус. Вода с силой вырвалась из глубины, грозя затопить всё вокруг. Вода, по поверию, якобы была солёная, и в селе решили, что это «открылось морское ухо», что подземное течение принесло брус из морских глубин. Мужики стали свозить туда мешки с песком и бросать в омут, а любопытные мальчишки связывали по две осинки, и пытаясь измерить глубину омута, опускали их туда, но всё бесследно исчезало в глубине. Всё-таки со временем ключ был забит. Так и образовалась река под названием Брусовец, которая и дала название селу Брусовое.

В Поныровском районе, в котором и находится село Брусовое, на протяжении всей истории было развито сельское хозяйство. Поля около деревни засевались разными культурными растениями, поэтому требовался постоянный полив. В 1981 году для того, чтобы обеспечить орошение полей, на реке соорудили две плотины, в результате чего, образовалось несколько прудов. Например, пруд Михалёвский, назван по названию улицы на которой он находится. Пруд Верхне-Брусовской назван так потому, что находится в верху села, по течению реки.

Михалёвский пруд - предпочитают любители тихого прибрежного отдыха. Здесь созданы все условия для того, чтобы покупаться, прилечь на берегу, почитать книжку, а может даже и поспать.

На брусовских прудах можно встретить уток, в хорошую погоду порыбачить. Средняя глубина прудов равняется двум метрам. Вода в них обновляется за счет грунтовых, поверхностных и водопроводных вод.

  1. Методы исследования воды.

Любое знакомство со свойствами воды, осознаем мы это или нет, начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств (зрением, обонянием, вкусом), Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость.

2.1. Цветность

Цветность — естественное свойство природной воды, обусловленное присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений железа. Цветность воды может определяться свойствами и структурой дна водоема, характером водной растительности, прилегающих к водоему почв, наличием в водосборном бассейне болот и торфяников и др. Цветность воды определяется визуально или фотометрически, сравнивая окраску пробы с окраской условной 100-градусной шкалы цветности воды.

Другой способ – более упрощенный, при помощи сравнения с дистиллированной водой.

2.2. Запах

Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества (в особенности жидкие) имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при нормальной (20 °С) и при повышенной (60 °С) температуре воды.

Запах по характеру подразделяют на две группы, описывая его субъективно по своим ощущения:

1) естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и т.п.);
2) искусственного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке воды.



Характер и интенсивность запаха

Естественного происхождения:

Искусственного происхождения:

Землистый
Гнилостный
Плесневый
Торфяной, травянистый и др.

нефтепродуктов (бензиновый и др.)
хлорный
уксусный
фенольный и др.

Интенсивность запаха оценивают по 5-балльной шкале, приведенной в табл. 5 (ГОСТ 3351).

Таблица для определения характера и интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка ин­тенсивности запаха

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнару­живается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает не­одобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и за­ставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

Для питьевой воды допускается запах не более 2 баллов.

Можно количественно определить интенсивность запаха как степень разбавления анализируемой воды водой, лишенной запаха. При этом определяют «пороговое число» запаха.

 2.3. Вкус и привкус

Оценку вкуса воды проводят питьевой природной во­дой при отсутствии подозрений на ее загрязненность. Раз­личают 4 вкуса: соленый, кислый, горький, сладкий. Осталь­ные вкусовые ощущения считаются привкусами (солоноватый, горьковатый, металлический, хлорный и т.п.).

Интенсивность вкуса и привкуса оценивают по 5-балльной шкале, приведенной в табл. 6 (ГОСТ 3351). При определении вкуса и привкуса воду не проглатывать!

Таблица для определения характера и интенсивности вкуса и привкуса 

Интенсив­ность вкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

Оценка ин­тенсивности вкуса и прив­куса

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус и привкус сразу не ощущаются по­требителем, но обнаруживаются при тща­тельном тестировании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются, если обратить на это внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызы­вают неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внима­ние и заставляют воздержаться от питья

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению

5

Для питьевой воды допускаются значения показателей вкус и привкус не более 2 баллов.

2.4. Мутность

Мутность воды обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей — нерастворимых или коллоидных частиц различного происхождения. Мутность воды обусловливает и некоторые другие характеристики воды — такие как: наличие осадка, который может отсутствовать, быть незначительным, заметным, большим, очень большим, измеряясь в миллиметрах;

— взвешенные вещества, или грубодисперсные примеси — определяются гравиметрически после фильтрования пробы, по привесу высушенного фильтра. Этот показатель обычно малоинформативен и имеет значение, главным образом, для сточных вод;
— прозрачность, измеряется как высота столба воды, при взгляде сквозь который на белой бумаге можно различать стандартный шрифт см. раздел «Прозрачность».
Мутность воды 

Мутность не заметна (отсутствует)

Слабо опалесцирующая

Опалесцирующая

Слабо мутная

Мутная

Очень мутная

 







2.5. Прозрачность

Прозрачность, или светопропускание, воды обусловлено ее цветом и мутностью, т.е. содержанием в ней различных окрашенных и минеральных веществ. Прозрачность воды часто определяют наряду с мутностью, особенно в тех случаях, когда вода имеет незначительные окраску и мутность, которые затруднительно обнаружить.

2.6. Пенистость

Пенистостью считается способность воды сохранять искусственно созданную пену. Данный показатель может быть использован для качественной оценки присутствия таких веществ, как детергенты (поверхностно-активные вещества) природного и искусственного происхождения и др. Пенистость определяют, в основном, при анализе сточных и загрязненных природных вод.

2.7 Исследование воды.

Органолептические исследования.

1. Пруд Михалёвский

2. Родник (рядом с памятным знаком Зиновьеву И.Я.)

3. Пруд Верхне-Брусовской















Собранную воду переливали в тщательно вымытую посуду. Анализ проб проводили в течение 3 ч после отбора при температуре воды +20оС.

В результате исследования получена следующая информация:

Показатель

Пруд

Михалёвский

Родник

Пруд

Верхне-Брусовской

Цветность воды

Желтовато-бурая

Прозрачная

Желтовато-бурая

Запах

Слабый

Естественного происхождения

Запах не ощущается

Слабый

Естественного происхождения

Мутность

Слабо мутная

Не заметна

Слабо мутная

Растительность

Имеется

Не имеется

Имеется


По данным исследования, вода в исследованных источниках 2- чистая, прозрачная, 1,3 - имеет желтовато - бурый цвет, скорее всего это говорит о примесях железа в открытом водоеме, в воде содержатся твёрдые частицы, которые через некоторое время выпадают в осадок. Запах слабый, естественного происхождения – признак живущих и отмерших организмов, растительности.

  1. Исследования воздуха.

Метод исследования: органолептический.

Исследование проводилось недалеко от школы, на улицах с разной интенсивностью автомобильного движения. Куски влажной марли были привязаны в двух местах в течение 3 дней. По истечению 3 дней на марле, которая была оставлена на мало оживленной улице в непосредственной близости от школы, мы увидели едва заметный осадок (природного происхождения).

  1. Исследования почвы.

Метод исследования: органолептический.

Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной…

Ольга Мирко

Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. В почве содержится вода, воздух, соли – минеральные вещества. А также перегной – это органическое вещество, полученное из организмов.

Исследование почвы проводилось недалеко от школы. Почву брали на школьном цветнике и возле жилого дома.

При исследовании экологического состояния почвы использовали методику, разработанную под руководством Е.Г. Зверевой.

Пробы брали по «правилу конверта».

Для взятия пробы выкапывали квадрат 10х10 см, снимали дернину, брали комок почвы на исследование, дернину клали на место и пристукивали. Образцы почвы помещали в пронумерованные чашки. Сразу на месте мы определили плотность почвы и её влажность.

Плотность -  степень связанности почвенной массы (с помощью ножа, лопатки или лопаты).

Почва может быть:

  1. рассыпчатая (пыль, песок) – лопатка легко втыкается;

  2. рыхлая – нож или лопата втыкаются без труда;

  3. уплотнённая – нож или лопата входят с усилием;

  4. плотная – нож или лопата входят с трудом;

  5. очень плотная – лопата не входит, «звенит».

По влажности почва может быть:

  1. сухая – рассыпается в пыль;

  2. свежая – холодит руки;

  3. влажная – мнётся в руке;

  4. сырая – можно выжать воду;

  5. мокрая – вода течёт без нашей помощи.


    1. Механический состав.

Механический состав определяли методом раскатывания увлажненной почвы. Небольшое количество почвы смачивали водой до консистенции густой вязкой массы. Эту массу скатывали на ладони в шарик диаметром 1-2 см. Шарик раскатывали в шнур диаметром 3 мм, который затем сгибали в кольцо с диаметром 3 см . Если почва глинистая шнур при сгибании в кольцо не ломается и не растрескивается.

Шнур из суглинистой почвы при сгибании в кольцо разламывается. При этом выделяются три разновидности: тяжелый суглинок кольцо с трещинами, средний - кольцо при свертывании распадается, легкий суглинок шнур дробится при раскатывании.

 Из супесчаной почвы можно получить только непрочный, легко рассыпающийся шарик, шнур из которого сразу же распадается.

 Из песчаной почвы шнур приготовить нельзя.

4.2 Структура почвы.

        Под структурой почвы понимают ее способность распадаться на отдельные комочки различной величины и формы.

        Исследование структуры почвы делали по сухому почвенному образцу.

      Структуру почвы определяли по характеру отдельных комочков, на которые она произвольно распадалась при легком разминании в руках или при подбрасывании несколько раз на ладони.

Характеристики типов почв:

1. Кубовидный тип.

Структурные отдельности простираются по 3-м направлениям (х, у, z).

а) глыбистая          грани и рёбра

б) комковатая         обтекаемые

в) ореховатая         грани и рёбра

г) зернистая          выражены чётко

2. Призмовидный тип.

 Структурные отдельности вытянуты по оси У

а) столбчатая (закругляется вверху и внизу)

 б) призматическая (усечённая вверху и внизу).

3. Плитовидный тип.

 Структурные отдельности вытянуты по горизонтальной оси.

а) плитчатая (слюды)

 б) чашуйчатая.

4.3 Кислотность почвы.

   Из-за ежегодного высаживания одних и тех же растений на клумбы,  почва обедняется. Чтобы ответить на  вопрос, что вносить в почву, необходимо определить кислотность почвы. Мы установили, что качественной мерой кислотности является рН (водородный показатель). Нами было выяснено, что по отношению к кислотности почвы растения делятся на 5 групп:

  1. Не переносящие кислых почв (требуют нейтральной или слабощелочной реакции почвенной среды: астры.

  2. Нуждающиеся в слабокислой и близко к нейтральной реакции почвы: душистый горошек, календула.

  3. Переносящие умеренную кислотность (положительно отзывающиеся на известкование): злаки.

  4.  Переносящие умеренную кислотность (страдающие от избыточного известкования): лен, петуния, подсолнечник.

  5. Предпочитающие кислую реакцию почвы: люпин, гортензия.

Кислотность почвы определяли при помощи биоиндикаторов кислотности почв. Если нет возможности определить кислотность при помощи химических индикаторов, то в полевых условиях можно определить кислотность по растениям, которые произрастают в данной экосистеме. (Приложение 1)

4.4 Биологическая индикация.

          Растения могут являться не только индикаторами кислотности, но и индикаторами плодородия почвы (Приложение 2).

     Мы выяснили что, для растений оптимальное значение рН составляет от 5,5 до 6,5, т.е. почва должна быть слабокислой или почти нейтральной. Значит для улучшения почвы, необходимо внести органические удобрения: навоз, торф, компост, и провести известкование.

4.5 Результаты исследования.

  В ходе исследования получены следующие данные:

Показатель

Образец 1

(школьный цветник)

Образец 2

(возле дома)

Плотность

рыхлая

уплотнённая

Влажность

свежая, влажная

сухая

Механический состав

легкосуглинистая

супесчаная

Структура почвы

Кубовидный тип, комковатая.

Кубовидный тип, ореховатая.

Кислотность почвы


От  – 5,0 до 7,0
от слабокислой до нейтральной

От  –  4,0 до 5,0
от кислого до слабокислого

Биоиндикаторы

Овсяница луговая, тимофеевка, лисохвост луговой, клевер луговой

Ромашка непахучая, щавель малый,

лютик едкий, хвощ


Заключение.

Исходя из результатов, можно сделать вывод, что наша школа находится в благоприятной экологической зоне, где выхлопные газы в меньшей степени оказывают негативное влияние на самочувствие детей и их интеллектуальные возможности. Это обусловлено тем, что возле школы находится большое количество зелёных насаждений, которые задерживают вредные вещества, а также являются поглотителями шума. Вторая марля, оставленная вблизи автодороги, оказалась значительно загрязнена. И это доказывает, что необходимо искать новые методы очистки автомобильного выхлопа, например, создание новых более качественных фильтров, или создание нового менее вредного топлива, нежели бензин. Конечно, можно понять, что не так-то просто найти новый более экологически чистый вид топлива и ещё сложнее перевести на него всю российскую технику, но мы искренне надеемся, что государство обратит внимание на эту немаловажную проблему и предпримет все необходимые меры. Но а пока, чтобы быть здоровыми, нам не нужно собирать вдоль автомобильных дорог и употреблять в еду грибы, ягоды, лекарственные травы и другое, так как именно растения имеют свойства в большей мере накапливать все токсичные вещества.

По всем показателям органолептического исследования, вода в роднике возле памятного знака И. Я. Зиновьева чистая, пригодная для питья. Вода Брусовских прудов чистая, без заметного запаха, в ней живёт рыба, плавают утки. Летом взрослые и дети купаются в водоёмах, отдыхают на берегах, но использоваться для питья она не может. Отдыхающим и рыболовам необходимо помнить о том, что весь мусор нужно забирать с собой, а не выбрасывать в водоёмы. А ещё каждая семья в селе держит домашних животных. Навоз скапливается, стекает, пропитывая почву, а дождевые воды смывают всё это в пруды. Мы считаем, чтобы этого избежать, нужно выбрать и оградить специальное место. А для мусора сделать санкционированную свалку.

Почва, которую взяли на школьном цветнике однородная, чёрного цвета, в меру увлажнённая, рассыпчатая, содержит включения органической природы, такие как перегнойные вещества (палочки, веточки), а также биогенные новообразования – ходы почвенных животных.

Почва возле дома твёрдая, спрессованная, серого цвета, содержит в себе включения органических и минеральных тел (камни, остатки деревьев), а также включения, связанные с человеческой деятельностью (обломки шифера, стекла, угля).

Для того, чтобы почва была плодородной и радовала нас урожаем необходимо удобрять её, не выбрасывать отходы и не закапывать строительный мусор.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. И чтобы земля и впредь нас радовала богатыми урожаями, цветущими полями, густыми лесами, давайте и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней.



Литература

  1. Методическое пособие по полевой практике, Московский полевой учебный Центр «Экосистема» 2001г.

  2. Учебник: О.С. Габриелян, Химия 9, Дрофа, 2008г.

  3. Е. Г. Зверева, Методические рекомендации по организации экологических практик и летнего экологического лагеря; г. Москва, 2008г.
    Интернет-источники информации:

http://progulkipomoskve.ru/publ/parki_moskvy/terleckij_park_i_prudy/16-1-0-1092

http://mosecovao.ru/?page_id=203

http://relax-in-moscow.ru/vodoemi-moskvi/terletskie-prudi

http://tovaroveded.ru/teoreticheskie-osnovy-tovarovedeniya-konspekt-lektsij/295-organolepticheskie_metody.html

http://www.analizvod.ru/biblioteka/organolepticheskie_svoystva_vody.html

http://wwtec.ru/index.php?id=208


Приложения

приложение 1

БИОИНДИКАТОРЫ КИСЛОТНОСТИ ПОЧВ

Почвы

Биоиндикаторы

Кислые 
(рН меньше 5,0)

Белоус, душистый колосок, щавель малый, хвощ, клюква, голубика, сфагнум, вереск, зелёные мхи, черника, осока, плаун, лапчатка, ель.

Слабокислые
(рН 5,1 - 5,5)

Ромашка непахучая, манжетка, метлица полевая, вейник ланцетный, щучка, лютик едкий, погремок.

Нейтральные, близкие к нейтральным

(рН 5,5 – 7,0)

Лисохвост луговой, цикорий, овсяница луговая, мятлик луговой, борщевик сибирский, тимофеевка луговая, клевер луговой, сныть европейская, мыльнянка лекарственная.

Щелочные 
(рН больше 7,0)

Бересклет бородавчатый, бузина сибирская, песчанка, мать-и-мачеха, очиток едкий, горчица, ковыль, полынь, ольха, берёза, осина, рябина.

                                                                                                                           

 приложение 2

БИОИНДИКАТОРЫ ПЛОДОРОДНОСТИ ПОЧВ

Плодородие почв

Биоиндикаторы



На лугах

В лесах

Очень высокое

Чина луговая, костёр безостый, таволга, осока лисья.

Малина, крапива, иван-чай, таволга, чистотел, копытень, кислица, валериана.

Умеренное (среднее)

Овсяница луговая, лисохвост луговой, щучка дернистая, купальница, вероника длиннолистная.

Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.

Низкое

Белоус, ситник нитевидный, душистый колосок, кошачья лапка.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника, клюква.





15



Скачать

© 2017 787 13

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!