СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Запахи и звуки в лирике С.Есенина" (текст к презентации).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка исследовательского мини-проекта "Запахи и звуки в лирике С.Есенина" (основной текст к презентации). Тема была предложена учащимся как индивидуальное опережающее задание. Презентовано в ходе урока "Тема Родины в лирике Есенина".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Запахи и звуки в лирике С.Есенина" (текст к презентации).»

Слайд 1 Проект

«Звуки и запахи в лирике Сергея Есенина»

Слайд 2

Цель исследования:

  1. Определить значение использования С.А.Есениным звуков и запахов в создании поэтических образов в лирических стихотворениях.

Слайд 3

Есенинский пейзаж не только свеж и ярок, он ещё и пахнущий и звучащий. Запахи и звуки у поэта так же вещественны, как и краски.

В начале презентации своего проекта дам пояснение термину, который буду использовать в своём мини-исследовании: ольфакторная образность.

Словарь иностранных слов русского языка даёт такое пояснение слову «ольфакторный»:

ОЛЬФАКТОРНЫЙ – [лат. olfactorius благовонный, душистый] – обонятельный, относящийся к области восприятия запахов.

(Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 г.)


Запах – это один из способов передачи в художественном тексте чувств и настроений лирического героя. В творчестве любого поэта в большой или меньшей мере присутствует цветопись, звукопись или ольфакторная образность. Проанализировав достаточно много стихотворений Сергея Есенина, я убедился, что в его пейзажной лирике наиболее частотно использование ольфакторной образности для передачи состояния природы (это - цветение, увядание, засуха, морозность) и чувств лирического героя. Есенин создаёт как бы «букеты» запахов, он использует запахи в переносном значении для создания метафоры.

Поэт через свое творчество передает атмосферу сельской местности, природы, крестьянской жизни, родной земли. Это то, что поэт «помнит, ощущает, что его привлекает, манит». Ольфакторная образность в лирике Сергея Есенина – интереснейший для исследования материал. Я увлёкся поиском примеров, и вот результаты моего исследования.

Слайд 4

Запахи подразделяются у Есенина на приятные или неприятные, они бывают нежно легкими (аромат цветов, скошенной травы, морской свежести) или же тяжелыми до удушья. Запах передает определенную информацию, эмоциональное состояние.

Приятные запахи отражают теплые воспоминания, а неприятные передают угнетенное состояние, разочарование, отчаяние.

В отличие от декадентов, которые старались запечатлеть смрад, запахи грязного города, быта и смерти, имажинисты, к которым относился Есенин, делали акцент на различных ароматах окружающего мира, зачастую используя их как метафоры для передачи через запах определенных чувств.

Слайд 5

Есенин в своих стихах описывает запахи свежести, цветения, чистоты. Особенно интересны стихи, которые я условно объединил в группу «Растительный мир». В этой сфере представлены следующие запахи, которые ассоциируются для автора с родиной, деревней, русской природой:


запахи цветов:

1) пахнет ромашкой и мёдом от ос (стихотворение «Синее небо, цветная дуга»);

2) Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз. (Стихотворение «Несказанное, синее, нежное..»)

Слайд 6

запахи травы:

1) Запах трав от бабьей кожи

На губах моих я слышу (Стихотворение «О товарищах веселых…»);


2) Укропом вялым пахнет огород.

На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льет. (Стихотворение «Голубень»);


3) Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке (Стихотворение «Синий май»).

Слайд 7

запахи деревьев:

  1. Суховатой липой

Пахнет от колес (Стихотворение «Топи да болота»);


2)Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила. (Стихотворение «Черемуха»).

Слайд 8

Стоит отметить, что запах меда наиболее часто встречается в стихах Есенина. Мед – это дар природы, мед – это один из символов христианства («Медовый спас»), при этом и элемент славянского язычества («бескровный дар богам»). Для Есенина мед, как сочетание христианского и языческого верования в совокупности с запахом природы становится символом родного и дорого ему:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук. (Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных»).

Слайд 9

Интересны запахи и из библейских мотивов. Эта группа ароматов присуща верующему человеку, который соблюдает церковные обряды и не понаслышке знает запах фимиама.

  1. Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас (Стихотворение «Гой, ты Русь…»);


2) Запах ладана от рощи ели льют,

Звонки ветры панихидную поют (Стихотворение «Зашумели над затоном тростники»).

Слайд 10

Остановлюсь на так называемых неприятных запахах. В поздней лирике Есенина появляется сравнение бытия с запахами мерзости:

Сокройся, сгинь ты, племя

Смердящих снов и дум


Довольно гнить и ноять,

И славить взлётом гнусь!

Уж смыла, стёрла дёготь

Воспрянувшая Русь (Стихотворение «О, Русь, взмахни крылами»)


В этом стихотворении ярко прослеживаются религиозные мотивы, упоминается Пасха – главный символ христианства, а значит, и родной земли. Лирический герой отождествляет Русь с большой птицей, которую просит «взмахнуть» крылами. Но появляется неприятный запах – смердящий. Это слово по (словарю С.И.Ожегова) имеет значение «испускающего смрад, зловоние». Однако по правилам логики испускать зловоние способно лишь какое-либо вещество или вещь. А «сны и думы» — это абстрактные существительные. То есть это сочетание принимает не прямое значение: автор имеет в виду неприятные, отвратительные, устаревшие мысли, думы. Через ассоциацию с запахом смрада Есенин передает свое отвращение к старому и верит, что новая Русь, «взмахнув крылами», одарит теплотой и светом, а он, Есенин, и его собратья-поэты являются проводниками в эту новую Русь. Поднимается важная тема предназначения поэта и его связи с Родиной.

Слайд 11

Доступны поэту и оттенки звука, которые недоступны обычному слуху:

«Звенит, как колос, с земли растущий снег», «звон надломленной осоки». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: молитва, «шелест тростника», «говор кроткий», «тягучий вздох», и громкие, если так можно выразиться, звуки: свист, гудение, крик, песня и множество других звуковых образов:

«Гой ты» - песенное восклицание; «звонко чахнут тополя»; «весёлый пляс», «прозвенит девичий смех»; «рать святая» крикнет.

Часто цвет и звук соединяются в одном образе: «звонкий мрамор белых лестниц», «хвойной позолотой взвенивает лес», «в синюю высь звонко глядела она, скуля», «синий лязг подков», «красный звон», «стозвонные зеленя». Созданные однажды, поэтические образы получают в лирике С. Есенина самостоятельную жизнь, перекликаются друг с другом: «звенит девичий смех», раздаётся «белый перезвон» берёз, вызванивают ивы, звенят удила, «со звоном плачут глухари», заливаются бубенцы, слышится «дрёмная песня» рыбаков, играет тальянка.

Слайд 12

Какой же можно сделать вывод?

Цвет. Запах. Звук. Живая, празднично-яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой в поэзию, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым». Прекрасная лирика Есенина дарит читателю наслаждение её красотами. Она наполнена высоким душевным патриотизмом и безграничной любовью к родному краю. Стихи Есенина не оставили меня равнодушным, уверен, что и моих одноклассников они глубоко тронут своей искренностью.

В заключении хочу сказать о том, что современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе, и спасти ее и самих себя. И в этом нам очень помогут стихи Сергея Александровича Есенина, наполненные любовью к природе и родине.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!