СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательско - творческий проект «Чудесница вода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательско - творческий проект «Чудесница вода»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательско - творческий проект «Чудесница вода»»

Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»


Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.


Задачи проекта:


-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;


- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) ;


- дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды;


- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;


- уточнить значение воды для всего живого;


- воспитать бережное отношение к воде.


Реализация проекта


1й день. Познание «Что мы знаем о воде? »


Задачи:


1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) .


2. Уточнить значение её для всего живого.


3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.


4. Воспитывать бережное отношение к воде.


Эксперименты.


Опыт № 1 «Вода – это жидкость, не имеющая формы». Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Есть ли какая-то определенная форма у воды? (Ответы детей) .


В-ль: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)


В-ль: Сейчас мы это проверим.


Опыт № 2 «Вода бесцветная». На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой.


В-ль: Какого цвета молоко? (белого) .


В-ль: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)


Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.


В-ль: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет.


На столе у воспитателя 2 стакана с водой, разноцветная.


В-ль: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?


Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
















Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».


В-ль: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) .


В-ль: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?


Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.


(Детям раздаются мерные стаканчики с сахаром, ложечки) .


В-ль: А теперь положите в стаканчик с водой сахар. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)


Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.


Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».


В-ль: Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)


Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха


В-ль: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.


Обобщение. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, она не имеет формы


Вода – бесцветная


Вода – безвкусная


Вода не имеет запаха.


2й день. Коммуникация «Как люди речку обидели»


Программные задачи:


1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.


2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.


3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по очистке воды.


4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.


Рассказ "Как люди речку обидели"


Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.


Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.


В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?


На столе поддон с землей, давайте польем ее. Что мы сейчас видим? (Ответы детей)


В-ль: Часть воды испаряется, а часть уходит глубоко под землю. А когда ее много скапливается под землей, она пробивает себе дорожку и выходит фонтанчиком на поверхность, этот фонтанчик называется «Родничок».


(Набираем в резиновую грушу воды и закапываем в землю, чтобы кончик немного был виден. При надавливании на грушу, появляется фонтанчик над землей)


В-ль: Ребята, если из фонтанчика долго льется водичка, то образуется ручеек.


В-ль: Давайте пройдем к следующему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани) .


В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков, а реки образуют моря и океаны.


Ребята, расположите голубые шнурочки так, чтобы ручейки впадали большую реку, а река в море. Вот так много воды и надо ее беречь.


В-ль: А сейчас мы увидим, сколько воды на нашей планете. Посмотрите, что это? (Показывает глобус). Что глобус изображает? (Нашу землю)


В-ль: Попробуйте найти на нем моря и океаны. Каким цветом они обозначены тут? (Голубым и синим)


В-ль: Ребята, посмотрите, вся суша пронизана тонкими синими линиями. Как вы думаете, что это? (Реки)


В-ль: Молодцы! Ребята посмотрите на глобус и на нашу схему. Что вы можете сказать? (Они похожи)


В-ль: Правильно, можно сказать, что мы с вами сделали карту.


В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).


В-ль: У меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, а во втором - из грязной.


В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)


В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.


В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки" (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.


Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.
















В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.


3й день. Рисование «Снежные облака»


Программные задачи:


1. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.


2. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.


3. Развивать умение рисовать зимние пейзажи, аккуратно работать с красками.


4. Воспитывать любовь к русской природе, зиме.


4й день. Познание «Вода и почва»


Программные задачи:


1. Закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям.


2. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность


3. Воспитывать любовь к природе.


В-ль: Ребята вчера мы с вами полили землю, которая находится в ящике, и накрыли сверху целлофан. Как вы думаете, куда исчезает вода? (Она впитывается в почву) .


В-ль: Ребята давайте откроем ящик с землёй и посмотрим, что у нас образовалось на целлофане? (На целлофане капельки воды)


В-ль: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (Вода испаряется) .


В-ль: Заключение: часть воды впитывается, а часть воды испаряется. Та, часть, которая впитывается в землю, ей питаются растения, а та, которая испаряется, делает воздух влажным. Так бывает и в природе после дождя: часть воды испаряется, а часть впитывается я в почву.


Давайте проведём несколько опытов!


Опыт 1


В-ль: Перед вами стоят стеклянные баночки, в одной баночке сухой плодородный слой, в другой песок, а в третьей мелкие камушки. Из пипеток капните воду во все баночки, понаблюдайте, как впитывается вода.


Дети провели опыт и сделали вывод:


1) В сухой плодородный слой вода впитывается медленно, на ней появляются пузырьки воздуха.


В-ль: Почему это происходит? (Ответы детей)


В-ль: В сухой земле, между комочками почвы есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет наверх воздух. А что происходит с почвой? (Ответы детей)


2) Песок быстрей пропускает воду, хотя пыль задерживает её. Песок тяжелей почвы и плотней её.


3) Через камешки вода прошла быстрей всего. Камешки круглые и между ними много пространства и поэтому оно быстрей заполняются водой.
















В-ль: Таким образом, дождевая вода просачивается в землю.


Ребята, давайте вскипятим воду в чайнике.


Дети, вы все видите, когда вода закипает, над чайником появляется… что? (Пар)


В-ль: Так же вода испаряется из рек, морей, океанов, озёр и поднимается в высоко в воздух. Ребята, что происходит с водой в воздухе?


Ответ детей. Образуются облака!


В-ль: Ребята делаем вывод, из облаков летом идёт что? (Дождь.)


В-ль: А зимой идёт? (Снег)


В-ль: Правильно ребята, молодцы!


Ребята делаем вывод: после дождя, часть воды испаряется, другая впитывается в почву. Ребята со снегом весной что происходит? (Он тает и появляется вода)


В-ль: Что происходит с талой водой? (Часть испаряется, другая впитывается в почву)


А теперь посмотрите на карту-схему, где изображен круговорот воды в природе (дети рассматривают, делают выводы.)


В-ль: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом и со льдом.


1) Снег - это вода.


В помещение вносим снег. Дети кладут на ладошки и смотрят, что с ним происходит.


2) Лёд - твёрдая вода.


Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тает снег и лёд (снег быстрее, лёд медленнее). Выясняют, что легче лёд и вода, проведя опыты- опустить в воду лёд и снег.



3) Пар это тоже вода. (См. опыт выше)


В-ль: Снег, лёд и пар - это вода.


5й день. Аппликация «Чистая вода для рыбок»


Программное содержание:


1. Формировать представления детей о значении чистой воды, об охране животного и растительного мира в водоемах.


2. Развивать аппликативную деятельность детей, аккуратно работать с ножницами, клеем.


3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.


Материал и оборудование: плакат «Спасите водных обитателей», ножницы, цветная бумага, клей.















Итоговое занятие «О чем рассказала Капелька? »


Программное содержание:


1. Обобщение полученных знаний о воде, ее свойствах.


2. Создание карты-схемы "Круговорот воды в природе"


3. Оформление альбома «Наши опыты с водой»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!