СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Николай Павлович Кравков – знаменитый рязанец, выдающийся естествоиспытатель России".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект (с презентацией) выполняли ученики 7а класса ОГБОУ "Рязанская школа-интернат", в котором обучаются дети по программе.специальной (коррекционной) школы VIII вида. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Николай Павлович Кравков – знаменитый рязанец, выдающийся естествоиспытатель России".»

Исследовательский проект

Николай Павлович Кравков – знаменитый рязанец, выдающийся естествоиспытатель России.


Межпредметный групповой долгосрочный


Этап 1. Погружение в проблему.

Посещение музея в МБОУ «Школа №10» г. Рязани

Возник вопрос: «Почему учителя и ученики школы создали музей Н.П. Кравкова?»

Цель - узнать, чем известен Н. П. Кравков, который родился и жил в Рязани.

Задачи:

найти и изучить источники, рассказывающие о жизни и деятельности Н.П. Кравкова;

узнать о том, что сделал Н.П. Кравков и почему стал известным;

рассказать о жизни и достижениях Н.П. Кравкова другим учащимся;

создать презентацию о своей исследовательской работе.

Этап 2. Организация деятельности.

Разбились на группы: 1) изучение интернет-источников; 2) нахождение и изучение существующей периодической литературы (газеты, журналы, справочники); 3) чтение книги о семье Кравковых;

4) нахождение различных фотографий; 5) создание текста выступления; 6) создание презентации.

Этап 3. Осуществление деятельности.

Работа учащихся в группах по своему направлению.

Этап 4. Презентация своей работы.

Рассказ о Н.П. Кравкове на школьной ученической конференции, показ презентации.

Паспорт проекта


Исследовательский проект

Межпредметный групповой долгосрочный


Николай Павлович Кравков – знаменитый рязанец, выдающийся естествоиспытатель России.


Руководитель – учитель истории, обществознания, русского языка и литературного чтения, классный руководитель 7а класса Мукомолова Светлана Николаевна

Исполнители проекта – 7а класс (9 человек) ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

Цель проекта - узнать, чем известен Н. П. Кравков, который родился и жил в Рязани.

Задачи:

найти и изучить источники, рассказывающие о жизни и деятельности Н.П. Кравкова;

узнать о том, что сделал Н.П. Кравков и почему стал известным;

рассказать о жизни и достижениях Н.П. Кравкова другим учащимся;

создать презентацию о своей исследовательской работе.

Актуальность и значимость проекта

Сохранение для рязанцев памяти о выдающемся естествоиспытателе, блистательном ученом, члене-корреспонденте Российской Академии наук, академике Военно-медицинской академии, профессоре, члене Итальянской физико-химической академии в Палермо, создателе отечественной фармацевтической школы, авторе 47 фундаментальных работ, в том числе «Основ фармакологии», первом лауреате Ленинской премии Николае Павловиче Кравкове.

Ожидаемые результаты

Осознание значимости деятельности Николая Павловича Кравкова для России, значимости имени нашего известного земляка для каждого рязанца, осознание значимости своей работы для сохранения памяти о Н.П. Кравкове.

Продукт

Сообщение, выступление на школьной ученической конференции, презентация к выступлению.

Этапы, сроки работы над проектом, обязанности участников.

Этап 1. Погружение в проблему.

Посещение музея в МБОУ «Школа №10» г. Рязани.

Возник вопрос: «Почему учителя и ученики школы создали музей Н.П. Кравкова?»

Этап 2. Организация деятельности.

Разбились на группы: 1) изучение интернет-источников; 2) нахождение и изучение существующей периодической литературы (газеты, журналы, справочники); 3) чтение книги о семье Кравковых;

4) нахождение различных фотографий; 5) создание текста выступления; 6) создание презентации.

Этап 3. Осуществление деятельности.

Работа учащихся в группах по своему направлению.

Этап 4. Презентация своей работы.

Рассказ о Н.П. Кравкове на школьной ученической конференции, показ презентации.

Сроки – декабрь 2016 года - апрель 2017 года







Текст выступления учащихся

У каждого из нас есть особые чувства к тому месту, где мы родились, растем, учимся.

Это наш родной край, родная земля, знаменитая выдающимися деятелями науки и культуры прошлых столетий, которые завещали нам хранить и любить эту землю. Наша рязанская земля тоже богата известными именами. Это Сергей Александрович Есенин, Иван Петрович Павлов, Константин Эдуардович Циолковский, братья Пироговы и другие выдающиеся деятели прошлого и современности. Рязанские корни имеют былинные богатыри Илья Муромец и Добрыня Никитич, легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат. Есть среди этих людей и менее известные, но также достойные нашей памяти. Одно из таких имен – Николай Павлович Кравков.

15 декабря 2016 года учащиеся 7а и 7б классов посетили музей "Н.П.Кравков – выдающийся естествоиспытатель" в МБОУ «Школа №10» города Рязани. Об экспонатах музея и семье Кравковых рассказала руководитель музея Березняговская Светлана Васильевна. Нам очень понравилось в этом музее, нас заинтересовала история семьи Кравковых, а особенно жизнь и деятельность Николая Павловича Кравкова.

Мы решили, что просто необходимо сохранить для рязанцев память о выдающемся естествоиспытателе, блистательном ученом, члене-корреспонденте Российской Академии наук, академике Военно-медицинской академии, профессоре, члене Итальянской физико-химической академии в Палермо, создателе отечественной фармацевтической школы, авторе 47 фундаментальных работ, в том числе «Основ фармакологии», первом лауреате Ленинской премии.

Мы вместе с классным руководителем и учителем истории Мукомоловой Светланой Николаевной взялись за изучение биографии Николая Павловича Кравкова, используя книги, периодические издания, материалы интернета, а в дальнейшем и материалы, любезно предоставленные руководителем музейной комнаты в МБОУ «Школа №10» Березняговской Светланой Васильевной.

Вот, что мы узнали о Николае Павловиче Кравкове.

Н.П. Кравков родился в Рязани 24 февраля (по старому стилю) 8 марта 1865 года в доме на улице Астраханской (ныне школа №10). Отец, Павел Алексеевич Кравков, прошел суровую школу жизни. Он был подкидышем и по обычаям того времени, как незаконнорожденный, воспитывался сыном полка в Калужском полку. Впоследствии, когда ему исполнилось 25 лет, он занял должность военного писаря в Рязанском губернском воинском присутствии (здание школы № 10), где и жил во флигеле со своей семьей.

Испытав на себе все ужасы военной жизни, Павел Алексеевич на всю жизнь остался человеком суровым, черствым, малообразованным.

В дальнейшем он занимал должность старшего писаря Рязанского Губернского Воинского присутствия. Будучи унтер-офицером, за беспорочную службу, был награжден серебряным шевроном.

Мать, Авдотья Ивановна Иванова, в прошлом была крепостной крестьянкой. В детстве она пасла гусей, а потом была взята в барский дом прислугой. Её отцом являлся блистательный публицист, помещик, Константин Дмитриевич Кавелин, а мама была обыкновенной крепостной. В 16 лет мать Николая Кравкова, девицу Авдотью, сосватали за 25-летнего унтер-офицера, бравого служаку Павла Алексеевича Кравкова. Отец выписал дочери вольную и благословил на брак.

Муж своим жалованием не мог обеспечить в материальном отношении семью, в которой появилось шестеро сыновей и три дочери. А крестил всех детей Кравковых священник Николо-Высоковской церкви, отец Петр, в миру - Петр Дмитриевич Павлов, отец лауреата Нобелевской премии, физиолога, Ивана Петровича Павлова. Иван Петрович был хорошо знаком с семьей Кравковых и отзывался об Авдотье Ивановне как о «добрейшей души» женщине. Умная, отзывчивая, добрая, она не смогла получить образование, но все ее дети учились, были хорошо воспитаны, и четверо сыновей стали видными деятелями отечественной науки:

Николай - выдающийся фармаколог;

Алексей, Василий - доктора медицины;

Александр, Константин - закончили университет, но рано умерли;

Сергей - известный почвовед, профессор Петербургского университета.

Но это гораздо позже, а пока было очень трудно. Семья Кравковых постоянно чувствовала недостаток в самом необходимом: в питании, в одежде, обуви. Было даже одно пальто на всех детей. Мать семейства вынуждена была за мизерную плату стирать чужое белье. А в редкую минуту отдыха она пела о тяжелой женской доле.

Сыновья Кравковых с ранних лет привыкли к труду. Они самостоятельно зарабатывали деньги, чтобы хоть чем-то помочь родителям. Так, на Ямской заставе они крутили вручную карусель дотемна, развлекая купеческих детей, за что получали пятаки. Обладая хорошими голосами, дети пели на купеческих свадьбах, вечеринках, похоронах, а также в церковном хоре.

А затем, благодаря исключительной настойчивости матери, все сыновья поступили в Рязанскую мужскую классическую гимназию (ныне Политехнический институт).

Но если старшие братья неустанно и усердно учились в стенах знаменитого учебного заведения, то Николай Кравков предпочитал учебе различные мальчишеские забавы.

В конце концов, терпение педагогического коллектива лопнуло, и Колю с треском вышибли за порог гимназии.

Брат Василий, завершивший гимназический курс с серебряной медалью, решил помочь Николаю и довел Колю до выпускных испытаний. Но к тому времени Николаю помощь уже не требовалась: однажды он случайно наткнулся на книгу Ивана Сеченова с мудреным названием «Рефлексы головного мозга» и уже не смог от нее оторваться. Желание познакомиться с выдающимся ученым, а ещё сильнее - учиться или работать под его руководством, стало целью жизни!

В 1884 году, 19-летним юношей Николай Кравков закончил Рязанскую классическую гимназию и уехал из родного города в Петербург для поступления в университет, где был зачислен на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

Будучи студентом, он начинает свою научную работу в физиологической лаборатории профессора И.М. Сеченова.

Атмосфера научного творчества, царившая в лаборатории, произвела огромное впечатление на юношу Кравкова. «Отец русской физиологии» стал научным отцом будущего фармаколога. В этой лаборатории Кравков стал учиться экспериментальному мастерству, использовать самые разные методические подходы, и у молодого исследователя появилось стремление к широким биологическим обобщениям.

В студенческие годы Николая Кравкова интересовали самые разнообразные вопросы по физиологии животных и нервной системы.

Студентом под руководством И.М.Сеченова Н.П.Кравков выполнил две свои первые работы, одна из которых посвящена ферментологии, а в другой изучалось пищеварение у беспозвоночных животных. Исследование на тему «Общий способ получения неорганизованных ферментов в чистых водных настоях» (1888 год) было признано кандидатской диссертацией.

В 1888 году Н.П. Кравков окончил университет со званием кандидата естественных наук. Его командируют на Севастопольскую биологическую станцию, где он начал самостоятельную научную работу, посвященную изучению пищеварения у беспозвоночных животных.

В этом же, 1888 году Николай Павлович поступил на второй курс Петербургской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинской академии) для продолжения образования, которую через четыре года блестяще окончил. Его имя было занесено золотом на мраморную доску в конференц- зале академии, наряду с другими знаменитостями.

Весь дальнейший жизненный путь Н.П. Кравкова показал, что он всегда был верен клятве врача, которую он торжественно дал, получая диплом.

В 1898 году, когда Н.П. Кравков учится на 5-м курсе, он женится на О.Е. Богдановской (дочери известного петербургского хирурга).

Н.П. Кравков был оставлен при кафедре общей и экспериментальной патологии на 3 года для научного усовершенствования.

В 1894 году, в возрасте 29 лет, он успешно сдал экзамены на степень доктора медицины и блестяще защитил диссертацию.

В 1896 году Н.П. Кравков уезжает в двухгодичную командировку.

В Берлине он работал в лаборатории физиологической химии и серьезно заинтересовался фармакологией. Слушал лекции в Страсбургском университете у отца современной фармакологии профессора О. Шмидеберга. У него Николай Павлович основательно изучил эту науку, которой впоследствии отдал все свои силы.

В Вене Н.П. Кравков продолжал заниматься фармакологией у профессора Вексельбаума.

В Париже работал в Пастеровском институте, продолжая изучать ферменты и биологию низших беспозвоночных животных. Там же он прослушал курс органической химии у знаменитого профессора Е. Фишера.

Н.П. Кравков посетил главнейшие университеты Германии, Австрии, Франции, Англии, Италии и Швейцарии.

В заграничную командировку Н.П. Кравков поехал с семьей. После возвращения из командировки в 1898 году Николай Павлович представил 15 работ на соискание ученого звания приват-доцента по общей и экспериментальной патологии.

В 1899 году на кафедре фармакологии Военно-медицинской академии победил в конкурсе и был назначен экстраординарным профессором кафедры, а в 1904 году утвержден в звании ординарного штатного профессора. Он возглавил кафедру фармакологии и не расставался с нею 25 лет. Вскоре он начинает составлять руководство по фармакологии. И через пять лет этот труд под названием «Основы фармакологии» вышел в свет. Учебник был рассчитан и на студентов, и на врачей разных специальностей.

В 1904 году Николай Петрович был избран почетным членом Итальянской физико-математической академии Палермо и удостоен за научные работы медалью первого класса.

В 1914 году 30 профессоров Военно-Медицинской Академии внесли предложение о присвоении Кравкову звания академика, рассмотрев 36 его трудов и 73 работы его учеников. Он был утвержден в этом почетном звании подавляющим большинством голосов.

В 1920 году академик И.П. Павлов и профессор И.П. Бородин представили кандидатуру Кравкова кандидатом в члены-корреспонденты Академии наук.

Долго не давался Кравкову вопрос об использовании периферических сосудов для изучения действия на них лекарственных веществ. Случайность решила эту проблему1. Кравков был страстным охотником. Охота была для него любимым видом отдыха. Но и на охоте он не переставал думать о главной страсти своей жизни - о своей научной работе. Как-то зимой он подстрелил зайца и стал рассматривать его уши. Кравков задался вопросом: как этот орган, не защищенный ни шерстью, ни подкожным жиром, выдерживает сильные морозы. Очевидно, думал Кравков, эта устойчивость к холоду объясняется обильной артериальной сетью и свойством сосудов уха сохранять сократительную способность, несмотря на сравнительно низкую температуру. Это дало возможность Кравкову применить ухо кролика для опытов и для изучения действия на сосуды фармакологических веществ.

Метод изолированных органов широко начал использоваться в медицине.

Научная деятельность Кравкова была чрезвычайно многообразна.

Ведущим направлением научной деятельности Н.П. Кравкова было изучение реакции сосудов и различных органов на эндо и эксогенные факторы в нормальных и патологических условиях. Его интересовали вопросы действия ядов и лекарственных средств растительного и животного происхождения. Важнейшим направлением научной деятельности Кравкова и его школы было изучение эндокринных желез.

Велико значение исследований Кравкова в разработке проблемы неингаляционного наркоза. Он предложил вводить гедонал внутривенно для наркоза. Ученый положил начало новому способу наркоза. В настоящее время внутривенный наркоз широко распространен во всем мире, хотя используются более современные препараты.

Н.П. Кравков является одним из основателей эволюционной и сравнительной фармакологии не только в России, но и в мировой науке.

В лаборатории Кравкова впервые в нашей стране начала разрабатываться проблема зависимости действия биологически активных веществ от их химического строения.

В течение почти всей научной деятельности ученый очень интересовался проблемой реакции живой протоплазмы на яды.

Кравков одним из первых в России начал изучать действие ядов животного происхождения. Его можно считать провозвестником отечественной промышленной токсикологии. Таким образом, Николай Павлович был новатором в фармакологии, создателем в ней новых направлений. Эти направления оставили настолько глубокий след в науке, что не утратили своей ценности и ныне.

Н.П. Кравков был блестящим педагогом, гражданином, человеком с большой буквы.

Велико научное наследие Н.П. Кравкова. Его перу принадлежит 47 капитальных работ, а ученики и сотрудники выполнили около 200 исследований. Н.П. Кравкову в отечественной фармакологии принадлежит такая же роль, как и И.П. Павлову в области физиологии.

Н.П. Кравков создал крупную научную школу фармакологов, из которых вышли крупнейшие специалисты – фармакологи.

Н.П. Кравков сумел передать своим ученикам качества, которые характеризовали его школу: собственный стиль работы, последовательное соблюдение определенного метода исследования в разработке различных вопросов, исключительную тщательность в исследовании, высокий уровень преподавания дисциплины.

Одной из учениц Н.П.Кравкова является Динара Галиевна Узбекова, которая живет и работает в Рязани. Доктор медицинских наук, профессор, она возглавляет кафедру фармокологии в Рязанском медицинском государственном университете имени И.П. Павлова.

Узбекова несколько десятилетий назад создала на кафедре уголок, посвященный великому Кравкову. У нее имеется уникальный материал о Николае Павловиче, его родственниках. Она встречалась и переписывалась со многими из них. В архиве хранятся фотографии, документы, учебник фармакологии под редакцией Кравкова. Она помогла в создании музейной комнаты в рязанской школе №10 и преподнесла в дар свои книги «Кравковы: два поколения ученых из Рязани». Именно такую книгу подарила нам во время работы над проектом руководитель музея в МБОУ «Школа №10» Березняговская Светлана Васильевна, которая предоставила нам возможность воспользоваться фотографиями, собранными в школьном музее имени Н.П. Кравкова.

Изучив все собранные нами материалы, мы поняли, какой удивительный и знаменитый человек Н.П. Кравков, который родился и вырос в нашем городе, по праву прославил своё имя в мировой науке.

Н.П.Кравков говорил: «Каждое научное знание должно служить камнем в здании нашего мироощущения, должно вносить нечто в нашу психологию и тем косвенно служить руководящей нитью наших мыслей, тенденций и поступков нашей жизни».1

Он был буквально влюблен в науку, в ней человек и научный деятель были неразрывны слиты, он всем своим существом верил в облагораживающие, воспитательное значение науки, как источника счастья личного и общественного.

В1926 году по решению Совнаркома СССР Н.П. Кравкову была присуждена Ленинская премия за лучшие научные труды.

К сожалению, Н.П. Кравков не дожил до этого события. Премия присуждена ему посмертно. Ученый скончался на 59 году жизни от кровоизлияния в мозг в расцвете жизненных и творческих сил и замыслов. Он только что закончил исследование о новом средстве против сахарной болезни и приступил к работам по экспериментальной и клинической фармакологии.

Смерть И.П. Кравкова случилась в то время, когда его звезда загорелась ярко на научном небосклоне и перед ним открывались широкие горизонты.

Кравков мыслил глубоко и видел далеко: его научные достижения нашли справедливую оценку у современных ученых.

Труды ученого вошли в золотой фонд отечественной и медицинской науки.

В нашем городе память о великом ученом и его семье отмечена двумя мемориальными досками на старинных зданиях: это здание школы №10 и деревянный особняк действительного статского советника Василия Павловича Кравкова (старшего брата Николая Павловича). Дом, который, по счастью, сохранился до наших дней – это дом № 34 по ул. Салтыкова-Щедрина. В 2014 году это здание было отмечено мемориальной доской в честь дореволюционного владельца, известного своими записками о Русско-японской и Первой мировой войнах, и его сына – советского психолога и психофизиолога Сергея Васильевича Кравкова. В один из приездов Николая Павловича Кравкова из Санкт-Петербурга в начале 1910-х годов его племянник Сергей, увлекавшийся любительской фотографией, запечатлел ученого сидящим на террасе во дворе этого дома.

В Рязанском политехническом институте (бывшая первая мужская классическая гимназия) в декабре 2016 года новая именная аудитория в честь Николая Павловича Кравкова.

Н.П. Кравков был горячим патриотом России. Он не раз отклонял предложение занять кафедру фармакологии в университете Германии и США.

ВЫВОДЫ

Изучая все собранные материалы, мы сделали вывод, что Н.П. Кравков – действительно знаменитый рязанец, выдающийся естествоиспытатель России. Его имя достойно стоять в одном ряду с именами других наших известных земляков.

Городские власти Рязани заботятся о сохранении наследия прошлого, которым можно по праву гордиться. Хочется надеяться, что память о выдающемся деятеле отечественной науки академике Н.П. Кравкове будет и далее вдохновлять молодые поколения граждан Рязани на труды ради процветания нашей Родины.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша славная история, это люди, которые сделали эту историю, прославили родной край своими великими делами.

Так будем гордиться своей Родиной, славными земляками, одним из которых является Н.П. Кравков, великий ученый и патриот рязанской земли.

В дальнейшем мы планируем изучить жизнь и творчество других членов семьи Кравковых, а может быть, даже поучаствовать в Кравковских чтениях, которые ежегодно проводятся в стенах МБОУ «Школа №10» города Рязани.



ЛИТЕРАТУРА

1. Узбекова Д.Г. Кравковы: два поколения ученых из Рязани. М: Вече, 2014.

2. Кузнецов А. И.«Н.П.Кравков». Гос. изд – во мед. лит-ры, М.: 1948.

3. Арбузов С.Я. «Н.П.Кравков». (К столетию со дня рождения). Издание ВМА, Ленинград, 1965.

4. Овчинникова А.К. «Н.П.Кравков». Изд-во «Медицина». Москва, 1969.

5. Газета «Панорама города», №11 (981) от 18 марта 2015 года.


Интернет-ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кравков,_Николай_Павлович

  2. wi rv-ryazan.ru/news/38169.html

  3. mr-rf.ru/articles/history/osnovatel-otechestvennoy-farmakologii/?PAGEN_2=61

  4. rzn-62.ru/?mod=news&id=12

  5. kulturarzn.ru › События › 2016

  6. https://www.rzn.info/wiki/17/

  7. www.critical.ru/calendar/0803Kravkov.htm

  8. www.bankgorodov.ru/famous-person/Kravkov-Nikolai-Pavlovich

  9. ic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/62631/Кравков

  10. cyberleninka.ru › Научные статьи › Медицина и здравоохранение

  11. бмэ.орг/index.php/КРАВКОВ_Николай_Павлович

  12. ekf.folium.ru/index.php/ekf/article/download/641/568

  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  14. ki2.org›ru/Кравков,_Николай_Павлович

  15. https://www.rzn.info/news/2016/12/26/v-ryazanskom-politehe-otkrylas-novaya-imennaya-auditoriya.html

11 А.К.Овчинникова «Н.П.Кравков». Изд-во «Медицина», Москва, 1969.

11 А.И.Кузнецов, «Н.П.Кравков», Гос. изд-во Мед. лит-ры, Москва, 1948.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!