Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка г. о. Жуковский
Индивидуальный итоговый проект
Тема «Источники вдохновения в творчестве П.И. Чайковского».
Выполнен Обучающимся 9 «Б» класса МОУ школа №3 г. о Жуковский
Ханжовым Вадимом
Руководитель проекта Елена Серафимовна Коровина Учитель
г. о. Жуковский
2023 год
Оглавление.
Введение………………………
Глава 1. Немного из биографии.
Глава 2. Фортепианное творчество Чайковского.
2.1 Фортепианный цикл «Детский альбом».
2.2 Семья Давыдовых.
2.3 Фортепианный цикл «Времена года».
Глава 3. Надежда Филаретовна фон Мекк………
Глава 4. Музей Чайковского в Клину
Глава 5. Оперное творчество Чайковского
5.1 Опера «Евгений Онегин»
Глава 6. Балеты Чайковского
6.1 «Лебединое озеро»
6.2 «Спящая красавица»
6.3 « Щелкунчик»
Глава 7. Великие дары потомкам
Заключение
Приложение 1. Социологический опрос.
Приложение 2.Список основных произведений Чайковского.
Список использованных источников и литературы
1.
Введение
Наследие Чайковского удивляет уникальной многогранностью. Чайковский - самый исполняемый композитор в мире, его музыка звучит повсюду: в концертных залах и знаменитых театрах, в средних и высших музыкальных учебных заведениях, в детских школах искусств и в общеобразовательных школах, с мобильных телефонов и экранов телевизоров. Современную музыкальную и театральную жизнь невозможно представить без известных шедевров Чайковского, таких как Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», циклы фортепианных пьес: «Детский альбом, «Времена года» и других.
Музыку Чайковского играют, поют, слушают, изучают, очень любят и дети, и взрослые.
Когда мы говорим о великих русских композиторах, имя П.И Чайковского одно из первых, которое назовет любой человек. У меня возник вопрос, почему имя Чайковского знают и почитают во всем мире? В чем секрет его мировой популярности? Откуда он черпал своё вдохновение, чтобы создавать такую необыкновенную музыку?
Цель проекта: Исследование творчества П.И. Чайковского и источников его вдохновения.
Задачи проекта: - Изучение творческого наследия Чайковского и его влияния на русскую музыкальную культуру, изучение интересных, малоизвестных фактов из биографии композитора, повлиявших на его сочинения.
- Посещение концертов, на которых исполняется музыка Чайковского
- Чтение литературы;
-Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве Чайковского.
-Проведение социологического опроса на знание творчества Чайковского среди школьников.
2.
Актуальность:
Актуальностью выбора темы проекта лично для меня стало то, что имя Чайковского и его творчество очень близко моей семье. Мой папа учился в Московской консерватории им. Чайковского, что в данный момент является и моей мечтой и целью. В этом году я буду поступать в музыкальное училище при МГК им. Чайковского. Это ещё больше усиливает мой интерес к творчеству именно этого композитора. Родители, да и я сам, часто исполняли множество хоровых, вокальных, фортепианных произведений великого композитора. Папа дирижировал симфоническим оркестром, исполняющим музыку из балета «Щелкунчик», а так же сцены из опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и др.
Духовную музыку Чайковского – «Литургию» и «Всенощное бдение» родители исполняли на концертах и церковных службах. Чайковский очень многогранный композитор. Он писал и духовную, и светскую музыку, оперы и балеты, симфонии, произведения для фортепиано и других инструментов и вся его музыка завоевала огромную популярность, в каждом жанре он преуспел.
Я с 5 лет занимаюсь музыкой и свою дальнейшую жизнь и профессию тоже хочу связать с музыкой. С творчеством Чайковского я, конечно же, был знаком, но несколько поверхностно.
Признание гениальности, восхищение, частые семейные разговоры о музыке Петра Ильича очень заинтересовали меня и подвигли глубже изучить его жизнь и творчество, хотелось понять откуда черпал вдохновение композитор.
Также, проведя социологический опрос среди школьников (Приложение 1), я выяснил, что многие затруднялись в названии произведений Чайковского, но все без исключения знали его фамилию, я решил, что познакомить ребят (особенно из старших классов) с самыми известными произведениями русского композитора было бы очень важно и интересно, а так же захотел рассказать им малоизвестные и интересные факты об этих произведениях и о жизни композитора.
Глава 1. Немного из биографии.
Я начал свою работу с того, что прочитал биографию Чайковского и изучил периоды его творчества и основные произведения. Я понял, что музыка Чайковского стала близкой и любимой для людей разных стран и народов благодаря тому, что в центре творчества композитора всегда был человек с его горем и радостями, тревогами и сомнениями. Вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины народной жизни — все это находится в центре внимания великого художника. Почти в каждом музыкальном жанре композитор сумел сказать новое слово. Однако, главными для него всегда оставались опера и симфония. Неповторимый и глубоко национальный творческий стиль Чайковского сложился под воздействием традиций русской музыки первой половины XIX века — Глинки и его современников — и народно-песенного искусства. В то же время, будучи истинно русским художником, он чутко воспринял достижения западно-европейской музыкальной культуры — творчество Моцарта, Бетховена, Шумана, Шуберта, Берлиоза, Листа и других мастеров. Одной из главнейших особенностей музыки Чайковского является ее редкой красоты мелодичность, тесно связанная с интонациями народной песни и городского романса.
Чайковского называют композитором – мелодистом. Его мелодике свойственна невероятная интонационная тонкость. У него, как и у Баха в музыке закодированы интонации. Их тончайшие переливы и игра являются его индивидуальной композиторской чертой.
Биография
Петр Ильич родился в российской глубинке – селении Воткинск (Удмуртия) близ небольшого завода 7 мая 1840
(25 апреля) где его отец, горный инженер, был директором
Камско-Воткинского завода. В большой и дружной семье
Чайковских царила атмосфера всеобщей любви и доброты,
нежной заботы и сердечности. Среди братьев и сестер
маленький Петр выделялся своей одаренностью и чуткой
эмоциональностью, застенчивостью и душевной отзывчивостью.
Семья Чайковских. На фотографии 1848 года мы видим семью Чайковских.
Петя – крайний слева, ему 8 лет
Далее слева направо: мать Александра Андреевна, сестры Александра, Зинаида, братья Николай, Ипполит, отец Илья Петрович. (На фото нет брата Модеста и Анатолия)
Первые музыкальные впечатления маленького Пети были связаны с домашним музицированием матери, которая играла на фортепиано и пела любимые романсы, в числе которых был и «Соловей» Алябьева. В живописных окрестностях Воткинска мальчик часто слышал народные песни: «...Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характерных черт русской народной музыки...» — писал впоследствии композитор. Образование детям в этой большой и дружной семье стремились дать лучшее. С ними всегда была гувернантка Фанни Дюрбах, которая, кстати, сохранила очень много воспоминаний о маленьком Петруше. С детства это был самый впечатлительный, тонко чувствующий, ранимый, талантливый ребенок с тончайшей нервной организацией. Няня называла его «фарфоровый мальчик», «Стеклянный ребёнок». Такая хрупкая психическая структура, такое острое восприятие жизни и чувствительность сохранились у него на всю жизнь.
Глава 2. Фортепианное творчество Чайковского.
2.1 Фортепианный цикл «Детский альбом»
Обучаясь в школе хорового искусства «Полёт», я в первую очередь познакомился с фортепианным творчеством композитора. Это два знаменитых фортепианных цикла «Детский альбом» (из которого я и сам играл несколько произведений) и «Времена года».
Фортепианный цикл – это многочастное произведение из нескольких самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.
Цикл «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ».
Каков его замысел? Ведь у композитора не было собственных детей.
Но детей композитор не только любил, но и многое знал о детской жизни.
Где же композитор мог видеть, разговаривать, играть с детьми? Откуда черпал идеи и вдохновение при создании произведений для детей и о детях?
Петр Ильич рос в большой дружной семье, среди старших и младших братьев и сестер. С одной из старших сестер – Сашенькой, а в замужестве –Александрой Ильиничной Давыдовой – у композитора установились
очень теплые, сердечные отношения. В родовом поместье семьи Давыдовых – селе Каменка недалеко от Киева – всегда ждали и радушно встречали П.И. Чайковского.
2.2 Семья Давыдовых
В семье Давыдовых царили любовь и согласие. Семеро детей наполняли
дом шумом, смехом, играми. Петр Ильич гулял, играл со своими
племянниками, слушал их рассказы. «Детский альбом» написан в мае
1878 года. История создания «Детского альбома» неразрывно связана
с Каменкой, с атмосферой этой счастливой семьи. О симпатиях Чайковского к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк – почитательнице и другу композитора:
«...Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети,
что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще – это маленький поэт... Это мой любимец. Как ни восхитителен его младший брат, но Володя всё-таки занимает самый тёпленький уголочек моего сердца».
Зиму, предшествующую созданию сочинения, Чайковский провел в общении со своим родным братом Модестом и его глухонемым воспитанником Колей Конради. Они вместе путешествовали, композитор занимался воспитанием ребенка, входил в мир его интересов. Вот восторженные строки из письма
композитора к Н.Ф. фон Мекк: «В сущности же я счастлив совершенно. Последние дни… были полны самых радостных ощущений. Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня… Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребенком».
Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил любимому племяннику Володе
Давыдову. В ту пору мальчику было шесть лет.
В семье Володю ласково именовали «Бобиком», «Бобом».
"Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил
дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову.
Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! … Митюк, пожалуй,
обидится немножко. Но, согласись сам, можно ли ему посвящать
музыкальные сочинения, когда он прямо говорит, что музыку не любит?
А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он
играет, смотрит в ноты и считает, - можно целые симфонии посвящать»,-
пишет Чайковский Л.В. Давыдову, мужу своей сестры.
"Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» (из письма Чайковского
к Н.Ф. фон Мекк)
«Детский альбом» – это музыкальный рассказ о жизни ребенка XIX века.
Всего один день проходит перед нами, но какой день! Здесь и задорные игры,
и обязательные танцы, занимательная сказка няни и картины дальних стран.
Здесь беззаботное время забав сменяется минутами огорчений и горя.
В «Детском альбоме» 24 миниатюрные пьесы для фортепиано.
Они рисуют счастливый, многогранный мир детства. Вот к примеру
Пьеса №5. «Марш деревянных солдатиков»
В старину мальчики из дворянских семей мечтали быть военными
и любили играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше
игрушечное войско солдатов.
А пьесы с 6 по 9 образуют своеобразную маленькую кукольную сюиту. Конечно же, это пьесы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её похороны, а спустя некоторое время радуется новой кукле. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьёзной душевной жизни ребёнка, который чувствует всё так же
сильно и остро, как взрослый человек.
Пьеса №6. «Болезнь куклы»
Пьеса № 7 «Похороны куклы»
Пьеса № 8. «Новая кукла»
«Новая кукла» Лёгким ветерком радости предстаёт эта миниатюрная пьеса.
Она и звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребёнка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой светом. Выдержанный на протяжении всей пьесы ритмический пульс напоминает взволнованное биение сердца.
«Пьесы -песенки» № 15-18 образуют следующую своеобразную мини- сюиту, которую можно назвать «О чужих странах и людях» .
В них мы ощущаем и ритмическую живость итальянских мелодий, и
мудрую грусть старинного французского напева, и степенную
размеренность немецкого танца.
Осень и зиму 1877-1878 годов Чайковский провёл за границей.
Он побывал в Италии, Франции, Швейцарии.
Пьеса № 18 «Неаполитанская песенка»
Послушаем «Неаполитанскую песенку» - одну из самых ярких пьес «Детского альбома». Она пришла в музыку Чайковского с улиц Неаполя.
Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, жизнерадостный танец с чётким ритмом, изящный, грациозный, задорный. Танец часто сопровождается пением. Неслучайно пьеса называется «Неаполитанская песенка».
Пьеса № 21 «Сладкая грёза» Пьеса передаёт мечтательное, трепетное
состояние души. Засыпая, ребёнок мечтает. Его мечту воплощает прекрасная мелодия пьесы. Истоки её – в вокальной музыке широкого дыхания - оперной арии, романсе. Здесь мелодия, развиваясь небольшими фразами - «волнами»,
постепенно «расцветает».
«Детский альбом» - уникальный цикл, одно из самых понятных,
близких сердцу каждого ребенка — и одновременно одно из наиболее
глубоких сочинений Чайковского, в котором параллельно развиваются два
«сюжета». Первый из них — явный, очевидный. Он отражает день ребенка.
Второй, скрытый, символизирует жизнь человека. Таким образом,
выстраивается два смысловых ряда («сюжета»).
Первый - «День ребенка». Утро; игры и танцы; прогулка в деревню;
7.
мечты о путешествиях, дальних странах; вечер и ночь; пробуждение при звуках песни
жаворонка; снова вечер, молитвы, раскаяние в детских прегрешениях, светлые
мысли перед сном.
Второй - «Жизнь человека». Пробуждение личности, размышления о религии,
предчувствие опасностей окружающего мира; радости юности и первые утраты;
годы странствий, возвращение домой; мысли о смерти, покаяние, итоговое
приятие жизни.
Почему эта музыка востребована в третьем тысячелетии? Изменились игрушки, которыми мы играем, наши игры, наш досуг, изменились танцы, наряды, наш внешний вид, но наша душа осталась такой же, неизменным остался мир чувств, духовные ценности.
Радость и печаль, любовь и разлука… мы чувствуем, радуемся и плачем так же как и 150 лет назад. И понять это помогает нам музыка, цикл фортепианных пьес «Детский альбом».
Пройдёт пятнадцать лет, и Чайковский посвятит племяннику
Владимиру Львовичу Давыдову гениальную Шестую симфонию
- своё последнее произведение. Вот такая своеобразная арка в творчестве, благодаря которой мы делаем вывод, что Чайковский всю жизнь тесно общался и поддерживал дружеские отношения со своим родным племянником.
2.3 Фортепианный цикл « Времена года»
«Времена года» были написаны Чайковским по заказу. Осенью 1875 г. к композитору обратился известный петербургский издатель Н.М. Бернард с предложением написать для журнала «Нувеллист» цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг.
«Времена года» Чайковского стали необычайно популярны, особенно «Июнь» («Баркарола») и «Октябрь» («Осенняя песня») - эти пьесы известны во множестве транскрипций и обработок для скрипки, виолончели, гитары, оркестра.
Можно заметить, как в пьесах «Подснежник» (Апрель) и «Святки» (Декабрь) вдруг раскрываются отголоски тем его больших симфонических вальсов к балету «Щелкунчик» и «Спящая красавица». А меланхолия «Баркаролы» (Июнь) и печаль «Осенней песни» (Октябрь) напоминают его лучшие оперные арии. Удивительно, что не сохранилось известий о первом исполнении цикла. Не известно о том, как оценила пресса публикации в
журнале «Нувеллист». Незаметно для всех с маленькими «пьесками» из «Времен года» произошло то, что бывает только с величайшими произведениями, - они стали естественны, как воздух. Как будто они существовали всегда.
Фортепьянный цикл П.И. Чайковского «Времена года» – одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов. Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается любое произведение П.И. Чайковского.
Чайковский – великий мастер музыкальной живописи. В сборнике из 12 фортепианных пьес «Времена года» запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. П. И. Чайковский каждому месяцу посвятил пьесу, в которой охарактеризовал явление природы или событие из жизни, соответствующее этому времени года. Например: Декабрь-Святки, Февраль - Масленица. К каждой пьесе этого своеобразного цикла были подобраны эпиграфы из стихотворений русских поэтов: Пушкина, Фета, А. Толстого, Майкова и др. Особенно хорошо выразил композитор в этом цикле настроения и чувства, которые у него вызвала весна.
«Апрель. Подснежник». У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом. Весна пробуждает природу, и человеческие чувства.
Глава 3. Надежда Филаретовна фон Мекк.
Очень много важных моментов, можно сказать откровений мы узнаём из переписки Чайковского с Н.Ф фон-Мекк.
Кто же она такая эта Надежда фон Мекк?
Их знакомство произошло так. В конце 1876 года Петр Ильич получил письмо от незнакомой корреспондентки, в котором выражалась глубокая любовь к его музыке. Автором письма была московская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк — владелица большого состояния, страстная любительница музыки и поклонница творчества Чайковского.
Между композитором и фон Мекк завязалась переписка, длившаяся тринадцать лет и положившая начало необыкновенной дружбе двух людей, так ни разу и не встретившихся друг с другом. Чайковский высоко ценил душевную чуткость Надежды Филаретовны, был бесконечно признателен за трогательную заботу о нем, называл ее своим «лучшим другом». Зная о денежных затруднениях Чайковского и его горячем желании посвятить себя только
творчеству, она необычайно деликатно предложила композитору помощь —
значительную ежегодную субсидию,
которая дала ему возможность целиком заняться сочинением. В
письмах к фон Мекк Чайковский рассказывал о своей повседневной
жизни, делился сокровенными воспоминаниями и планами, тайнами
своего творческого процесса.
Надежде Филаретовне – «своему лучшему другу» Чайковский посвятил свою 4-ю симфонию.
Верный друг и почитательница его творчества однажды в переписке задала ему тот же вопрос, который интересует и меня: Откуда в его голове зарождаются мелодии? Где он черпает своё вдохновение? Фон-Мекк попросила рассказать о самом процессе сочинения.
Итак, что же ей ответил человек, который явно знал о вдохновении получше многих?
“Настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен”, что у него нет вдохновения.
Вот отрывок из письма Чайковского своей покровительнице, Надежде фон Мекк (от 17 Марта 1878 года). Она попросила его рассказать о его «процессе сочинения», и Петр Ильич охотно поделился:
«Не верьте тем, которые пытались убедить Вас, что музыкальное творчество есть холодное и рассудочное занятие. Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением артистической души. Нет никакого сомнения, что даже и величайшие музыкальные гении работали иногда не согретые вдохновением. Это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение.
Со мной это случилось не далее как сегодня. Я писал Вам на днях, что хотя и работаю ежедневно, но без увлечения. Стоило мне поддаться неохоте работать, и я бы, наверное, долго ничего не сделал. Но вера и терпение никогда не покидают меня, и сегодня с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, о котором я говорил Вам и
благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мною сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление. Я думаю, что Вы не заподозрите меня в самохвальстве, если я скажу, что со мной очень редко случаются те нерасположения, о которых я говорил выше. Я это приписываю тому, что одарен терпением и приучил себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя. Я счастлив, что не пошел по стопам моих русских собратов, которые, страдая недоверием к себе и отсутствием выдержки, при малейшем затруднении предпочитают отдыхать и откладывать. От этого, несмотря на сильные дарования, они пишут так мало и так по-дилетантски».
Внезапно открывается удивительная правда: Чайковский не только потому написал так много гениальных творений, что был талантлив. Он еще и очень много работал!
Вот он – секрет высокой творческой производительности от русского музыкального гения.
Глава 4. Музей Чайковского в Клину
Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль.
Дом Чайковского был оставлен его наследниками в неприкосновенности. Его племянник Володя Давыдов и младший брат Модест Ильич поселились там, но в специально сделанной пристройке. Брат композитора, Модест Ильич, не только сохранил то, что осталось от Петра Ильича, но и специально начал по друзьям и знакомым собирать его рукописи, автографы, памятные вещи, письма, афиши. Он сохранил огромную нотную библиотеку композитора. Он же стал первым биографом своего брата.
Обстановка дома практически полностью неприкосновенна. На стенах фотографии родных и близких. Чайковский был консервативен, каждое свое жилище обставлял одинаково, так что эта мебель побывала и в Майданово и во Флоровском, где он так же снимал жильё. Здесь осталось множество личных вещей композитора – пенсне, пепельницы, камертоны и ключи для настройки рояля и многое другое. Здесь же можно увидеть многочисленные подарки и сувениры, привезенные Чайковским с гастролей, например, гобеленовый каминный экран или статуэтка поющего петуха. Каждая из этих вещиц имеет свою историю.
Главным экспонатом дома является, конечно же, музыкальный инструмент. Это рояль фирмы «Беккер». Знаменитая фирма подарила Чайковскому этот рояль в 1885 году, он стал его любимым инструментом, за ним композитор проигрывал все сочиненное. Два раза в год этот рояль снова звучит. В день рождения и в день смерти Чайковского здесь проводятся концерты. Играть на инструменте Чайковского удостаиваются лишь только избранные самые известные музыканты, пианисты.
Перед домом установлен памятник композитору. П. И. Чайковский в глубокой творческой задумчивости сидит на садовой лавке и читает партитуру. Автор скульптуры – А. Рожников.
Попав в Интерактивный музей, я как будто проникнул в жизнь Чайковского, попал в атмосферу 19 века. Цитаты композитора были повсюду, даже на стенах лестничных пролетов.
Посетив музей Чайковского в Клину, я открыл много нового для себя.
– Увидел множество фотографий из детства и юношества композитора, даже ведомость с оценками, когда он учился в училище правоведения (родители отдали его учиться на юриста);
- услышал настоящий голос Чайковского на фонографе 19 века;
-посмотрел видеозаписи первых постановок опер Чайковского и сравнил с современными;
-увидел рукописи Чайковского, первоначальные записи его сочинений, нотные клавиры опер, партитуры для оркестра.
Везде в музее можно послушать в наушниках произведения Чайковского.
Особенно долго я стоял у экрана, где показывали постановку «Евгения Онегина», мне было очень интересно смотреть классическую постановку начала 20 века, ведь я недавно видел современную версию в театре Станиславского и Немировича-Данченко и конечно сравнивал их, находя, что и одна, и другая версия очень интересны.
Глава5. Оперы Чайковского
Чайковский – оперный композитор. Он написал 10 опер.
Вершиной оперного творчества Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» (обе на сюжет Пушкина).
Опера занимала большое место в творчестве Чайковского. По его мнению, именно опера является самым демократичным жанром в музыке, и в её основе должен лежать простой жизненный сюжет.
Чайковского привлекали «сюжеты в коих действуют настоящие живые люди, чувствуют также как я». Композитор, впитав многообразные стили и направления европейской и русской музыки, создаёт новый тип реалистической оперы.
Главным условием оперы Чайковский считал правдивость характера и ситуаций. Сюжет должен передавать одно сильное чувство-любовь, ревность, патриотизм. В основе опер Чайковского лежит сложный конфликт. Композитор считал, что либретто должно быть сжатым, передающим основную идею.
Либретто- это текст музыкально-драматического произведения (оперы, балета и др).
В операх Чайковского ведущей является мелодия, оркестр не заглушает певца, но активно участвует в развитии оперы. В его операх гармонично сочетаются симфоническое развитие и замкнутые оперные формы – арии, дуэты, хоры, ансамбли.
Большое значение Чайковский придавал яркой индивидуальной характеристике героев и показу образов в развитии. Богатство и выразительность вокальной партии соединяются в операх Чайковского с напряжённым симфоническим развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний. Вместе с тем он с большим вниманием относился к законам сцены, добивался тщательной обрисовки бытового или исторического фона, считая, что оперу надо «не только слушать, но и смотреть». Например, напряжённая сцена свидания Татьяны и Онегина обрамлена хором «Девицы, красавицы». Нежная пасторальная музыка, ее изящная вальсовость, лёгкость оттеняют глубину переживаний Татьяны . Этим приёмом Чайковский показывает нам, что всё в деревне идёт своим чередом- деревенский быт, простые обычаи и тем сильнее на этом фоне мы чувствуем контраст душевных переживаний Татьяны. Для этой же цели –показ картинок народного быта, Чайковский вводит ещё 2 хора крестьян, которых в романе у Пушкина не было.
Конечно, «Евгений Онегин»- это моя любимая опера Чайковского. На ней хочется остановиться подробнее.
5.1 Опера «Евгений Онегин»
Это была уже четвёртая опера композитора. К законченному воплощению своего оперного идеала Чайковский пришёл не сразу. В «Евгении Онегине», написанном в 1878 году по поэме А.С.Пушкина впервые удалось воплотить свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей, создав глубоко жизненное произведение, «в буквальном смысле» пропустив все переживания героев через себя.
Всего Чайковским написано 10 опер.
«Воевода»— опера по пьесе А.Н. Островского (1868)
«Ундина» — по книге Ф. Мотта-Фуке об ундине (1869)
«Опричник» — на основе повести И.И. Лажечникова (1872)
«Евгений Онегин» — по одноимённому роману в стихах А.С. Пушкина (1878)
«Орлеанская дева» — по разным источникам истории о Жанне д’Арк (1879)
«Мазепа» — по поэме А.С. Пушкина «Полтава» (1883)
«Черевички» — опера по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1885)
«Чародейка» — написана по одноимённой трагедии И.В. Шпажинского (1887)
«Пиковая дама» — по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» — по драме Х. Херца «Дочь короля Рене» (1891)
Невероятный успех «Евгения Онегина» некоторые музыкальные критики объясняют внутренним состоянием композитора, в котором он находился, сочиняя бессмертную оперу, насыщенную огромной творческой силой, любовью к жизни, но при этом связанную с теми настроениями разочарования и смятения, которые в это время переживал сам Чайковский.
Для своей новой оперы Пётр Ильич сюжет выбирал долго. Он писал композитору Танееву: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».
Весной 1877 года певица Елизавета Лавровская, предложила композитору написать оперу на сюжет «Евгения Онегина». «Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об „Онегине“, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлёкся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина», – делился композитор с братом Модестом. Роман «Евгений Онегин» стал его фаворитом, Чайковский носил его с собой всегда и везде.
От пушкинского «Евгения Онегина» Чайковский взял для оперы только то, что связано с личными судьбами, душевными переживаниями героев, с их чувственным и эмоциональным внутренним миром. «Какая бездна поэзии в „Онегине“, я не заблуждаюсь. Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки», – пишет он брату Анатолию.
(Согласно Пушкину, вызов на дуэль был тайным действием, а в опере это разворачивается на балу на глазах у всех. В опере дано имя мужу Татьяны – князь Гремин, у Пушкина это князь N)
К этому времени Чайковский сам оказывается в схожей с сюжетом Пушкина ситуации. Когда все его мысли были заняты только «Евгением Онегиным», особенно сценой письма Татьяны, он получает любовные послания от Антонины Милюковой, с которой был знаком к тому времени около пяти лет. Поначалу Чайковский поступил так же, как и Онегин: его ответом был холодный отказ. Он был полностью погружён в своё сочинение и так постиг характер Татьяны и полюбил этот образ, что она и все герои поэмы стали казаться ему реальными. Чайковский признавался, что насколько он любил Татьяну, настолько был ужасно зол на Онегина, которого видел просто холодным и бессердечным. Когда Пётр Ильич получил очередное письмо от Антонины, он осознал, насколько бессердечно относился к полюбившей его девушке: «Сам вёл себя бесконечно хуже Онегина», говорил он.
Может быть, пытаясь избежать повторения ошибки героя Пушкина, Чайковский сам совершает опрометчивый поступок. «Я был как бы в бреду», – признавался позже композитор. «Таким образом, мне представилась трудная альтернатива: или сохранить свою свободу ценою гибели этой девушки (г и б е л ь здесь не пустое слово: она в самом деле любит меня беспредельно) или ж е н и т ь с я. Я не мог не избрать последнего», – читаем мы в переписке Чайковского с Н. Ф. фон Мекк. Пётр Ильич женился на Антонине Милюковой летом 1877 года, но откровенно сказал жене, что не любит её, хотя и будет преданным другом.
Вскоре его отношения с женой заканчиваются. Он тяжело переживает сложившуюся обстановку, появляются даже мысли о самоубийстве. В конце года Чайковский уезжает в Швейцарию, там он закончил и оркестровал свою оперу. В этот период только творчество становится главной его потребностью и спасением. «Я засел за работу и сделал в 6 дней столько, сколько не смог и ожидать. Работа эта поглотила меня».
Отсюда можно сделать вывод, что Чайковскому было жизненно необходимо «с головой» погружаться в творчество, чтобы отвлечься целиком от жизненных неурядиц, проблем. Он умел это делать и находил в этом спасение, а в результате рождалась гениальная музыка.
А вот строки из письма к сестре А. И. Давыдовой: «Я должен побороть мою скромность и сказать тебе следующее: кроме того, что я муж Антонины Ивановны, безжалостно с ней поступивший… есть ещё одно обстоятельство. Я артист, который может и должен принести честь своей родине. Я чувствую в себе большую художественную силу. Я ещё не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души всё это сделать».
Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы «Евгений Онегин».
На написание оперы потребовался год (с 1877 г. по 1878 г.), в сотрудничестве с композитором Константином Шиловским, который помогал писать либретто. Все понимали, насколько будет сложно представить оперу публике, отсутствовали типовые для оперы конфликты и сюжетные повороты.
Но все противоречия, что стояли на пути, не помешали создать великую оперу русскому композитору. С момента задумки написания оперы до того вида, что мы можем увидеть сейчас, прошло немало изменений.
Оперу «Евгений Онегин» называют символом Музыкального театра имение К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, она является первым оперным спектаклем под руководством Станиславского. Изначально Чайковский задумывал камерное исполнение оперы для студентов Московской консерватории, но позже появилась новая редакция для Императорского театра (для большой сцены)
Станиславский приложил усилия и воссоздал первоначальную камерную версию оперы в своём доме в Леонтьевском переулке. Когда Станиславский впервые вошел в просторный зал этого дома, он сразу сказал « Вот они, готовые декорации к Онегину». О первых постановках оперы я узнал из лекции музыковеда Дмитрия Абаулина «Онегин» в постановке Станиславского: 100 лет назад и сегодня
К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик первоначального камерного «Онегина», именно «лирических сцен», как назвал свою оперу Чайковский.
Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы «Евгений Онегин». Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. «Евгений Онегин» до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в «Онегине» просится на музыку. Я это и сделал как мог».
Чайковский с волнением сообщает друзьям о завершении своего труда с огромным волнением, о чем свидетельствует его письмо к С. И. Танееву: «...То, что я написал, в буквальном смысле вылилось из меня, а не выдумано, не вымучено», и далее: «...если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам оного, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее».
Еще ни одно произведение Чайковского не вызывало такого дружного восторга его московских друзей, которые впервые познакомились с оперой в доме Н. Г Рубинштейна. По свидетельству ближайшего друга Петра Ильича, его биографа Николая Кашкина: «Танеев играл на фортепьяно, а мы следили по нотам. Впечатление получилось огромное, какое-то захватывающее дух…». С. И. Танеев, музыкант необычайно строгий, писал Чайковскому: «Онегин» доставил мне столько наслаждения, я провел столько приятных минут, рассматривая его партитуру, что совершенно не способен найти в его музыке хоть какой-нибудь недостаток. Чудная опера!»
Предлагаю послушать оперные арии-портреты главных героев. Ольги, Татьяны, Онегина, Ленского.
Если вслушаться внимательно, это по сути одна и та же музыка! Все эти мелодии — родственные, но как же явно они передают характер героев и состояние их души. Особенно похожими Ч делает мелодии Татьяны и Ленского - две романтические натуры он объединяет похожим лейтмотивом
Ленский: «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…»
Татьяна: «Пускай погибну я…» «Кто ты мой ангел ли хранитель»
Так же Онегин и Ольга. Их мелодические линии похожи друг на друга, более горделивые, хладнокровные, размеренные, томные.
Ольга: «Я не способна грусти томной…»
Онегин: «Когда бы жизнь домашним кругом…»
Глава 6. Балеты Чайковского.
Петр Ильич Чайковский – основоположник русского балета.
Он стал реформатором в жанре балетной музыки, создав новый балет, в котором музыкальные образы развиваются так же, как в опере и симфонии, и имеют свою музыкальную драматургию.
Музыку знаменитых балетов Чайковского любят люди всего мира. Все три его балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» основаны на сказочных сюжетах, где переплетаются реальные и сказочные персонажи, происходят волшебные превращения и всегда добро побеждает зло.
6.1 «Лебединое озеро»
«Лебединое озеро» - сказка, где чувства превращаются в музыку, и белоснежные лебеди оживают в танце. Сюжет балета построен на фольклорных мотивах, в основе - старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна.
Один из известных и любимых номеров балета «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей»
6.2 «Спящая красавица»
«Спящая красавица» - балет в трех действиях. Либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа. Балет поставлен по сюжету известной всем с детства сказки Шарля Перро о заснувшей на сотню лет принцессе, которую пробудил от ее колдовского сна только поцелуй прекрасного принца. Великолепная музыка, превосходные танцы и праздничные декорации возвращают зрителя в волшебный мир детства. Балет «Спящая красавица» открывается вальсом, известным по всему миру. Мелодия праздника завораживает, кружится ритм вальса – во дворце короля Флорестана празднуют крестины новорожденной принцессы Авроры.
Послушаем «Вальс из балета «Спящая красавица»»
6.3 «Щелкунчик»
«Щелкунчик» - балет в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Музыка «Щелкунчика» вдохновляет, завораживает и напоминает о том, что в человеке главными чертами должны быть чистота души и доброта. Зачастую в классических операх или балетах есть один или несколько известных номеров, которые становятся знаковыми для произведения и горячо любимыми публикой. О «Щелкунчике» этого не скажешь, потому что весь балет состоит из знаменитых номеров! Это самое узнаваемое произведение во всем мире! Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, нежнейший Вальс Цветов, череда танцев: Шоколад, Кофе, Чай
Наверное, каждый из детей мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом сказочном месте из шоколада, карамели, зефира и прочих вкусностей!
Интересный факт: Когда в волшебном дворце в окружении леденцов и прочих сладостей появилась прекрасная фея Драже, все присутствующие на премьере замерли от удивления и восхищения. Вдруг раздались небывалой чистоты и нежности звуки волшебных колокольчиков, сопровождающих изящный танец феи Драже. Зрители не могли понять, какому инструменту композитор П.И. Чайковский поручил озвучить прелестный танец повелительнице сладостей.
А сам автор этой музыкальной новогодней сказки таинственно улыбался, наслаждаясь звуковым эффектом незнакомого публике инструмента.
Челеста (итал. celesta от celeste «небесный») клавишный металлофон,
внешне и по механике напоминающий пианино. Звук челесты - действительно будто хрустальный: высокий, нежный и серебристый.
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком. Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Купить его можно только в Париже у господина Мюстэля», - писал Чайковский (1892, Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане).
Глава 7. Великие дары потомкам.
В 1872 году было опубликовано «Руководство к практическому изучению гармонии» Чайковского — первый русский учебник гармонии, написанный в помощь молодым композиторам.
В 1945 Вере Мухиной торжественно поручили изготовить памятник Петру Ильичу Чайковскому. Символично его расположение – во дворе Московской консерватории, где ежедневно проходят толпы спешащих студентов консерватории и туристов, желающих приобщиться к источнику русской музыки.
В Третьяковской галерее есть портрет Чайковского работы художника Кузнецова, запечатлевший черты пятидесятилетнего композитора.
Открыт мемориальный музей Чайковского в Воткинске, его именем названы Московская консерватория, концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. Сегодня он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души. В каждом из жанров Чайковский проявил себя как оригинальный и неповторимый художник.
Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени. Музыка Чайковского, как и поэзия А. С. Пушкина, приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», писал Чайковский.
Сбылась мечта Чайковского – его музыка продолжает согревать души людей, она любима многочисленными поклонниками его таланта во всем мире. Музыка П.И. Чайковского - проникновенная, понятна слушателям потому что чувства, которые она раскрывает, никогда не перестанут волновать людей.
Заключение. Чтобы глубже изучить жизнь и творчество Чайковского, я поставил перед собой план и выполнил его.
План:
-Посещение интерактивного музея Чайковского в г. Клин и концерта, на котором звучали хоровые и вокальные сцены из опер Чайковского в исполнении Хора АМУ при МГК и солистов Геликон оперы;
- Чтение литературы о Чайковском;
-Изучение и прослушивание наиболее значимых произведений Чайковского;
Посещение 3 балетов Чайковского КЗ «Зарядье» «Щелкунчик» (2019 г дир.Ф.Чижевский)
ДК Жуковский «Спящая красавица» (сентябрь 2022);
«Лебединое озеро» (2019);
Посещение концерта симфонической и фортепианной музыки Чайковского (БЗК 25-26 января 2023 Государственный академический БСО им. П.И Чайковского дирижёр и худ. рук Владимир Федосеев) «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»;
Изучение двух фортепианных циклов Чайковского: «Детский альбом», «Времена года»;
Посещение оперы «Евгений Онегин» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко и лекции музыковеда Дмитрия Абаулина «Онегин» в постановке Станиславского: 100 лет назад и сегодня (1 октября 2022г –международный день музыки)
Просмотр художественных и документальных фильмов о Чайковском;
Проведение социологического опроса среди младших средних и старших школьников:
7-10, 10-14,15-18 лет, где были заданы вопросы:
-Знакомо ли вам имя П.И Чайковского?
-Можете ли назвать несколько его произведений или напеть мелодию из них?
Этот проект мне было делать очень интересно, Изучив его биографию, посетив интерактивного музея Чайковского в г. Клин, изучив и прослушав наиболее значимые произведения Чайковского, посетив 3 балета Чайковского КЗ «Зарядье», оперы «Евгений Онегин» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко и лекции музыковеда Дмитрия Абаулина «Онегин» в постановке Станиславского: 100 лет назад и сегодня (1 октября 2022г –международный день музыки),
просмотрев художественные и документальные фильмы о Чайковском, я сделал вывод, что Источники вдохновения: Семья (сестра, братья, их дети), природа, бытовые картины жизни, русский фольклор, поэзия (в особенности Пушкин), путешествия по Европейским странам, собственные личные душевные переживания.)
и я понимаю, что еще очень многое можно узнать о Чайковском, много его музыки послушать.
Конечно, я буду продолжать изучать творчество Чайковского не год и не два, а в течение всей жизни, т.к. с уверенностью могу назвать его своим любимым композитором.
Его музыку можно переслушивать много раз и всегда находить в ней что-то новое.
Я конечно же буду продолжать посещать различные постановки опер и балетов своего любимого композитора, хочу еще неоднократно побывать в его музее в Клину, т.к многое еще не внимательно посмотрел из представленной экспозиции и не был в самом доме Чайковского. Уверен, что на своём творческом пути я буду исполнять много музыкальных произведений Чайковского.
Планирую к посещению усадьбу «Майданово», «Фроловское»,
« Демьяново», посещение различных концертов в Концертном зале им. Чайковского, в консерватории им.Чайковского и конечно же поступление в музыкальное училище при консерватории им.Чайковского
Считаю, что в своём проекте я выполнил поставленную цель, пройдя все этапы запланированной работы, совместив весь изученный материал и можно подвести итоги. Секрет необычайной популярности музыки П. Чайковского в ее ясности и простоте восприятия на слух. Иными словами, она проникает в сердце слушателя самым непосредственным образом: не требуется слушать каждое произведение, пьесу снова и снова, чтобы, наконец, постичь их красоту. Их мелодии легко запоминаются с первого раза, и их легко можно напеть, при этом в них нет банальности, как у многих «популярных» мелодий.
Источники вдохновения: Семья (сестра, братья, их дети), природа, бытовые картины жизни, русский фольклор, поэзия (в особенности Пушкин), путешествия по Европейским странам, собственные личные душевные переживания.)
В современном исполнительском искусстве лучшим исполнителем музыки Чайковского считают Михаила Плетнева. В 20-м веке одной из ярчайших и точнейших интерпретаций считали технически совершенную и стилистически безупречную игру Святослава Рихтера. Среди симфонических исполнений выделяют трактовки дирижеров Леонарда Бернстайна, Евгения Мравинского, Евгения Светланова.
Романсная лирика Чайковского чрезвычайно привлекательна для артистов оперы и камерного жанра. Такие разноплановые вокалисты как Сергей Лемешев, Дмитрий Хворостовский, Галина Вишневская, каждый со своей уникальной певческой манерой, с блеском исполняли тонкие, полные невероятной эмоциональной насыщенности романсы Чайковского.
Есть и огромное количество обработок знаменитейших тем Чайковского на электронных инструментах и со спецэффектами:
Фаустаса Латенаса; Клинта Мэнселла; Сергея Жилина; в джазовой обработке; рок-обработке; электропоп-обработке.
Петр Ильич Чайковский - русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист, доктор музыки. Он является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке. П.И. Чайковский всегда остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души. Имя Петра Ильича Чайковского, несомненно, стоит в ряду самых дорогих и известных русских имен. Это символ русской музыки, символ России.
Приложение 1
Социологический опрос
Возраст опрашиваемых | Знакомо ли вам имя П.И. Чайковского? | Можете ли назвать несколько его произведений или напеть мелодию из них? |
7-10лет | 70% | 20% |
10-14 лет | 100% | 40% |
15-18 лет | 100% | 70% |
Приложение 2
Список основных произведений Чайковского, рекомендуемых к прослушиванию:
10 опер: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула» (позже
переработана в «Черевички»), «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа»,
«Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта».
3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
Симфонические произведения: 6 симфоний, симфония «Манфред», фантазии
«Фатум», «Буря», «Франческа да Римини»; увертюры-фантазии «Ромео и
Джульетта» и «Гамлет», Итальянское каприччио, Торжественная увертюра «1812 год», 4 симфонические сюиты, Серенада для струнного оркестра, 3 концерта для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.
Камерно-инструментальные произведения: 3 струнных квартета, фортепианное трио «Памяти великого художника», струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» и другие.
Фортепианные произведения: 2 сонаты, Тема с вариациями, циклы «Времена
года» и «Детский альбом», отдельные пьесы.
Вокальные произведения: более 100 романсов;
«Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и другие произведения.
Список литературы:
1. А. Б. Чайковский Гражданственность и духовность Муз. жизнь, №17,2005. 284с.
2. Астафьев Б. «О музыке Чайковского». Изд-во «Музыка» Ленинград 1992г. 321с.
«Гений музыки Петр Ильич Чайковский Жизнь и творчество» Москва 2020
3. Григорьева Г. Инструментальные концерты Б. Чайковского \ \ Музыка
4. Григорьева Г. Музыка человечная и глубокая \тв - во Б. Чайковского - Сов. жизнь.,2004,№ 13, с.9-10.
5. Кондратьева Н. Н. Воспоминания о П. И. Чайковском. - В кн.: Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 2003, - 345с.
6. Лихт Б. С открытой душой. \ О композиторе Б. Чайковском \ Музыка. № 6, 2007.- с.286с.
7. Николаев Л. В. О моих встречах с П. И. Чайковским. - В кн.: Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1973, - 350с.
8. Погожев Владимир Петрович (1851-1935), управляющий петербургскими театрами. - В кн.: Чайковский. Воспоминания и письма. - М., 1994. 295с.
9. Поплавский Ю. И. Памяти П. И. Чайковского. - "Правда", 1994, № 1, -263с.
10. Рубинштейн. Музыкальные вкусы П. И. Чайковского. Взаимоотношения П. И. Чайковского и А. Н. Серова. - М., 2003, - 507с.
11. Сто лучших опер. Издательство «Музыка». Московское отделение 1999 г.
12. Тартаков И. В. Чайковский как дирижер. Его концерты в Москве. Характеристика личности. Воспоминания о П. И. Чайковском.- М., 2005. 309с.