СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Истоки Дня народного единства"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательное мероприятие, посвящённое Дню народного единства.

Просмотр содержимого документа
«"Истоки Дня народного единства"»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества «Созвездие»



























мероприятие в форме классного часа

















Педагог дополнительного образования,

I квалификационная категория

учебного объединения «Эксклюзив из нити»

Дюльдева Елена Владимировна





г. Надым

«Истоки Дня народного единства».



Цель: познакомить детей с историей Российского государства и его народа.

Задачи:

  • Дать детям информацию об истории Российского государства и его народа;

  • Способствовать формированию патриотического сознания у подрастающего поколения;

  • Способствовать воспитанию уважения к своей стране, к своему народу.



Оборудование и интерьер:

  • Мероприятие проходит в кабинете 2-го класса Старонадымской СОШ;

  • Компьютер;

  • Медио-ресурсы;

  • Мульти проект по сценарию мероприятия: «Истоки Дня народного единства»;

  • карточки с текстом.

Ход мероприятия.



Педагог:

Ребята, сегодня мы с вами собрались в преддверии празднования «Дня народного единства». Закон о наречении даты 4 ноября днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004 года. Изначально задумывалось датой празднования столь значимого для всех россиян торжества назначить 7 ноября. Ведь память и привычка праздновать 7 ноября прочно закрепилась в сознании россиян за долгие годы существования СССР. Но немного позже решение, перенести дату празднования Дня народного единства с 7 ноября на 4, было всё же принято.

Почему позже днем празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября?



1-й ребёнок (читает по карточке):

Этот день выбирался нашим правительством как день победы в освободительной войне 1612 года под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

Педагог:

Что же произошло в этот день в далёком 1612 году?



2-й ребёнок (читает по карточке):

4 ноября (по новому стилю) объединённые силы народного ополчения приступом взяли Китай-город и вошли в Кремль. Из русской столицы были изгнаны поляки, занявшие Кремль летом 1610 г. с согласия временного боярского правительства. В их числе - новый «русский царь», польский королевич Владислав, которому москвичи успели присягнуть на верность.



Педагог:

Из-за того, что на русском престоле оказался, пусть ненадолго, польский королевич, предшествовали многие трагические события.

В самом конце XVI в. прекратилась династия Рюриковичей и началось время, когда на престоле стали появляться цари, которых выбирали.

Появились также и самозванцы, объявлявшие себя наследниками царя Ивана Грозного. Между ними происходила жестокая борьба за власть.

В разных частях страны происходили восстания.



Ведущий (1-й ребёнок-старшеклассник):

Положение осложнялось тем, что в первые годы XVII века в нашей стране было несколько неурожайных лет, приведших к страшному голоду, когда сотни тысяч человек умерли голодной смертью.



Ведущий (2-й ребёнок-старшеклассник):

Период конца XVI- начала XVII в. был одним из самых трагических периодов в нашей истории, его не зря называют «Смутным временем».



Ведущий (1-й ребёнок-старшеклассник):

За два десятка лет на долю Московского государства выпали испытания, которые привели к разорению страны, смене династий на престоле; возникла реальная угроза утраты Россией государственной самостоятельности, разделение её территорий между соседними странами.



Ведущий (2-й ребёнок-старшеклассник):

Но русские люди, проявив величайший героизм и самопожертвование, спасли страну от грозившей катастрофы, отстояли её независимость и государственность.



Ведущий (1-й ребёнок-старшеклассник):

Положением русского государства воспользовались правители Польши, Литвы, Швеции, которые пришли вместе с Лжедмитрием I правившим в 1605-1606гг.

Ведущий (2-й ребёнок-старшеклассник):

Поляки оккупировали Москву. Польский король Сигизмунд III поставил на русский престол своего сына Владислава, а затем и сам стал претендовать на роль русского царя.



Педагог:

Всё происходящее вызвало недовольство всех сословий Российского государства.

В стране поднималось национально-освободительное движение против интервентов.

Весной 1611г. ополчение подошло к Москве. В городе вспыхнуло народное восстание против интервентов. Все посады оказались в руках восставших. Польский гарнизон укрылся за стенами Китай-города и Кремля. Началась осада.

Однако вскоре между руководителями ополчения (Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, Дмитрий Трубецкой) начались разногласия и борьба за первенство. Первое ополчение фактически распалось.

Между тем положение ещё больше осложнилось. После падения Смоленска (3 июня 1611г.) польско-литовская армия высвободилась для большого похода на Россию.

Король Сигизмунд III теперь надеялся захватить русский престол силой. Однако новый подъём национально-освободительной борьбы русского народа помешал ему это сделать: в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения.



Ведущий (1-й ребёнок-старшеклассник):

Организатором ополчения стал «земский староста» Козьма Захарьич Минин - Сухорукий, обратившийся с призывом к нижегородцам: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших. Не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!» тогда же с одобрения нижегородцев был составлен приговор о сборе денег «на строение ратных людей», и Кузьме Минину было поручено установить, «с кого, сколько взять, смотря по пожиткам и промыслам». Средства для снаряжения и жалования «ратным людям» были быстро собраны.



Ведущий (2-й ребёнок-старшеклассник):

Решающую роль сыграл Козьма Минин и в выборе военного руководителя ополчения: именно им были сформулированы жёсткие требования к будущему воеводе. Нижегородцы приговорили позвать «честного мужа, которому бы обычно ратное дело и кто б был искусен, и который бы во измене не явился». Всем этим требованиям удовлетворял князь Дмитрий Пожарский.





Педагог:

Какие же события стали происходить на Руси?



3-й ребёнок (читает по карточке):

В Нижний Новгород стали собираться служилые люди из соседних уездов. К осени 1611г. в городе уже было 2-3 тысячи хорошо вооружённых и обученных «ратному делу» воинов, они и составили ядро ополчения.



4-й ребёнок (читает по карточке):

Руководители ополчения налаживали связи с другими городами Поволжья, отправили тайного посла к Патриарху Гермогену, находившемуся в заключении в Кремле. В это «безгосударство время» Патриарх Гермоген, патриотически настроенный, благословил ополчение на войну с «латинянами». Поддержка Православной Церкви спасобствовала объединению патриотических сил.



5-й ребёнок (читает по карточке):

Весной 1612г. «земская рать» во главе с Мининым и Пожарским пошла из Нижнего Новгорода вверх по Волге. По пути к ним присоединялись «ратные люди» волжских городов. В Ярославле, где ополчение простояло четыре месяца, было создано временное правительство «Совет всей земли», новые органы центрального управления - приказы. Усиленно шло пополнение войска за счёт дворян, «даточных людей» из крестьян, казаков, посадских людей. Общая численность «земской рати» превысила 10 тысяч человек. Началось освобождение от интервентов соседних городов и уездов.



6-й ребёнок (читает по карточке):

В июле 1612г., когда пришло известие о походе на Москву войска гетмана Ходкевича, «земская рать» выступила к столице, чтобы не допустить его соединения с польским гарнизоном.



7-й ребёнок (читает по карточке):

В августе 1612г. ополчение подошло к Москве.

В упорном сражении возле Новодевичьего монастыря поляки потерпели поражение и отступили. Польский гарнизон, не получивший подкреплений, продовольствия и боеприпасов, был обречён.



Ведущий (1-й ребёнок-старшеклассник):

22октября (4 ноября по новому стилю) «земской ратью» был взят штурмом Китай-город, а 26 октября капитулировал польский гарнизон Кремля. Москва была освобождена от интервентов. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д.М.Пожарского был возведён храм в честь иконы Казанской богоматери.



Ведущий (2-й ребёнок-старшеклассник):

Польский король Сигизмунд III пробовал организовать поход на Москву, но был остановлен под стенами Волоколамска. Защитники города отбили три приступа поляков и заставили их отступить.



Педагог:

Освобождением столицы не завершались военные заботы руководителей «земской рати». По всей стране бродили отряды польских и литовских шляхтичей и «воровских» казачьих атаманов. Они разбойничали на дорогах, грабили сёла и деревни, захватывали даже города, нарушая нормальную жизнь страны. В Новгородской земле стояли шведские войска, и шведский король Густав-Адольф намеревался захватить Псков. В Астрахани засел атаман Иван Заруцкий с Мариной Мнишек, которые вступили в сношение с персидским ханом, ногайскими мурзами и турками, рассылали «прелестные письма», заявляя о правах на престол малолетнего сына Марины Мнишек от Лжедмитрия II («воренка», как его называли).

После изгнания поляков из Москвы первоочередным был всё-таки вопрос о восстановлении центральной власти. Главным был вопрос об избрании царя. На так называемом Земском соборе, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрали царём Михаила Романова (сына митрополита Филарета).

21 февраля 1613 года Земский собор объявил об избрании царём Михаила Романова, который 11 июля венчался на царство. Так было положено начало правления династии Романовых на российском престоле, правивших страной более 300 лет.

Территориальное единство России, в основном, было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией.

Смутное время в России закончилось.

Спустя почти 400 лет было решено в память об этих событиях, когда объединение русских людей спасло Россию, установить праздник - «День народного единства».





Литература:

  1. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

  2. Интернет ресурсы:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/

  • http://www.stapravda.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!