СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческая основа мирных отношений христиан и мусульман: пример пророка Мухаммеда

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторически наиболее важными для каждого мусульманина в качестве руководства в вере и в жизни являются – Коран, высказывания пророка Мухаммеда, его личный нравственный пример. Пророк Мухаммед показал пример мирных отношений мусульман и христиан на известном историческом документе – грамоте, данной им монахам Синайского монастыря (Египет)1. Документ, при определенной популяризации в сфере образования может стать программой отношения всей мусульманской уммы ко всему христианскому миру как основа цивилизационного сотрудничества. Текст договора пророка Мухаммеда приводится как на православных2, так и мусульманских сайтах3, и его историчность не подвергается сомнению как светскими, так и религиозными учеными4. На сайте Д.Э. Морроу представлены даже варианты различных версий договоров пророка Мухаммеда и христиан, также там есть полная версия грамоты на английском языке5

Просмотр содержимого документа
«Историческая основа мирных отношений христиан и мусульман: пример пророка Мухаммеда»

Шарпиов А.А.,

Мишучков А.А.

г. Оренбург

Историческая основа мирных отношений христиан и мусульман: пример пророка Мухаммеда



Исторически наиболее важными для каждого мусульманина в качестве руководства в вере и в жизни являются – Коран, высказывания пророка Мухаммеда, его личный нравственный пример. Пророк Мухаммед показал пример мирных отношений мусульман и христиан на известном историческом документе – грамоте, данной им монахам Синайского монастыря (Египет)1. Документ, при определенной популяризации в сфере образования может стать программой отношения всей мусульманской уммы ко всему христианскому миру как основа цивилизационного сотрудничества. Текст договора пророка Мухаммеда приводится как на православных2, так и мусульманских сайтах3, и его историчность не подвергается сомнению как светскими, так и религиозными учеными4. На сайте Д.Э. Морроу представлены даже варианты различных версий договоров пророка Мухаммеда и христиан, также там есть полная версия грамоты на английском языке5.

Историческая преамбула заключения данного договора. В 624 г. из монастыря святой Екатерины (гора Синай, Египет) к пророку Мухаммеду пришли монахи с просьбой защитить христианские святыни от набегов. Монастырю была дарована охранная грамота, скреплённая отпечатком руки пророка Мухаммеда написанная на коже газели куфическим почерком. В конце договора на арабском языке надписано: «Переписал завет сей Али, сын Абу-Талебов (да просветлит Аллах лице его), собственноручно, в собственной мечети пророка (да благословит и да приветствует его Господь), 3-го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры»1. В современном летоисчислении – 16 июля 622 года н. э. При подписании присутствовали ближайшие последователи Мухаммеда (22 человека), имена которых указаны в договоре. Благодаря этой грамоте синайский монастырь не был разрушен за все четырнадцать веков своего существования в мусульманском мире. В 1517 г., при очередном захвате Египта, султан Селим I подтвердил грамоту пророка Мухаммеда, но взял подлинник письма на хранение в царское казнохранилище в Стамбуле. Копия договора на турецком языке до сих пор хранится в монастыре святой Екатерины. О передаче данной грамоте султану Селиму I достаточно подробно пишет И.И. Соколов6.

Итак, перечислим основные принципы договора, формирующие цивилизационную этику диалога мусульман с христианами как с «людьми Книги». Цитаты договора приведены по книге Уманец А.

  1. Принцип договорности отношений, универсальности действия грамоты в отношении ко всем христианам. В грамоте распространяется действие договора на всех христиан в настоящем и будущем, вплоть до Судного дня: «Писал писание сие Мухаммед, сын Абд-Аллахов, в радость и увещание всем людям. Писал, как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет. …Да не нарушат сии последние этого завета вовек, пока существует время и мир стоит». Никаких ограничений в действии этой грамоты по социальному признаку, по времени и пространству не оговаривается. Впоследствии, не было никаких денонсаций этого договора со стороны пророка Мухаммеда, который сам неукоснительно соблюдал подписанный им «фирман» в отношении ко всем христианам. Такое договорное отношение к другим иноверцам явилось продолжением традиции Мединского соглашения 622 г., где евреи (люди Книги) также пользовались всеми правами, наряду с мусульманами. Об универсальности договора в отношении ко всем христианам звучат слова во множественном числе: священники, отшельники, епископы, монахи, пилигримы (паломники), христианки, церкви и монастыри. То есть объектом договора являются не только синайские монахи, но и вся христианская община до Судного дня. Особенно важным принципом договора является взаимное уважение сторон договора, равность и взаимность прав и обязанностей по договору. На христиан не накладывается никаких условий для получения данных по договору привилегий. Перечисляются только права в договоре, из обязанностей только налог по имуществу. Основной мотив в договоре – это «радость и увещание всем людям», «благо» всем христианам и мусульманам, исполняющим договор. Такой открытый стиль договора, имеющий силу клятвы пред Аллахом позволяет вывести из него принцип отсутствия двойных стандартов, к примеру: действие договора по принципу лояльности, зависимости, для разных категорий христиан; тайной денонсации договора, сужение круга его действия только до синайской общины монахов.

  2. Принцип духовного возмездия за нарушения договорных отношений между мусульманами и христианами. В договоре четко обозначается духовная санкция за его нарушение сторонами договора: «И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нем, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религией и достойный проклятия, будь он владыка народов, или простой правоверный» и далее «Кто же сотворит сие (нарушит договор), тот есть нарушитель завета Аллахова и противник Его пророка»; «Кто поступит в противность сего завета Божия и замыслит противное сему, тот есть бунтовщик против союза, заключенного Аллахом и Его пророком». Таким образом, такое тройное обещание и клятва пророка Мухаммеда пред Аллахом в грамоте в отношении к его нарушителям особенно усиливает духовно-моральную санкцию договора. Пункты договора являются провиденциальными, выражают волю Аллаха. Нарушение данной клятвы последователями ислама является бунтом против Господа, делает их клятвопреступниками перед Богом и людьми, лишенными спасения, «достойными проклятия», а исполнители договора имеют милость от Аллаха: «Благо тому, кто будет поступать по оному и соблюдать заключающееся в нем! благо тому, и может тот надеяться от Господа прощения грехов своих!», о чем сказано в заключительной фразе турецкого списка грамоты.

  3. Принцип мирной и военной защиты христиан. В договоре защищается право христиан на защиту от всякого насилия и обид: «Если священник или отшельник поселится на горе какой, в долине, в пещере, на равнине, на песчаном месте, в городе, селении или церкви, то пребуду я окрест их защитником от всех врагов их, я сам и все пособники мои, все исповедники веры моей и все последователи мои, потому что эти священники и отшельники суть паства (покоренные не-мусульмане) и принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду». Важным является в этом пункте указание на признание христиан «суть одной паствой», частью уммы верующих, за которых на территории мусульман пророк Мухаммед несет персональную духовную ответственность пред Аллахом. Это признание делает недействительным тезис фундаменталистов в исламе о признании христиан неверными («кяфир»), уклонившимися с прямого пути, в отношении которых возможен только джихад. Неверными по смыслу Корана являются многобожники и лицемеры (люди Писания), воюющие с мусульманами и нарушающие с ними нравственное единство.

  4. Принцип милосердия в отношениях с друг другом. Обязанность милосердия мусульман в отношении к христианам тесно связана с заповедью не препираться из-за вопросов веры и не ставить эти вопросы условием милосердия: «да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии, но да распрострут над ними крыло милосердия, и да удаляют от них все неприятное, где бы они ни были, где бы они ни жили». Указывается в договоре даже размер такого добровольного приношения (садаки): «А если кто из христиан оказался в голоде при «дороговизне хлеба», то им оказывать материальную помощь по кадаху с ардеба» (мера хлебная). Таким образом, обращение к милосердию и справедливости ведет мусульман к чувству моральной солидарности (асбия) с христианами.

  5. Принцип компетентности, богословского и морального консенсуса. Отказ от богословского спора в отношении к превосходству одной религии над другой. Из слов договора «Да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии» вытекает принцип богословского консенсуса христиан и мусульман, о бесполезности споров по догматическим вероучительным формулам, поскольку им отдельно было даны разные откровения от Христа и пророка Мухаммеда и есть разные традиции истолкования этих откровений. Коран также напоминает мусульманам о бесполезности споров с людьми Книги до Судного дня: «И повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а то ослабеете, и уйдет ваша мощь. Терпите: ведь Аллах с терпеливыми!» (Коран 8:46). Принцип единобожия объединяет сторон в диалоге и создает общий фундамент доверия и признания, достаточного для диалога друг друга. Одним из принципов диалога в Коране является принцип культурного многообразия и добродетель богобоязненности, заложенная промыслом Аллаха в каждом народе: «О люди! Мы создали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. И поистине, самый лучший из вас – наиболее богобоязненный» (Коран 49:13). Условие компетентности сторон реализуется в том, что цель диалога не богословская апология (требующая богословского образования и сана), а социально-нравственная апология: осознание и защита общих ценностей и создание общей программы конкретной социальной деятельности на основе религиозно-нравственной мотивации. Богословские споры могут вести только профессиональные священнослужители, миряне, обычные верующие не вступают в них, дабы не впасть в ересь и фанатизм.

  6. Принцип свободы вероисповедания, запрет на насилие в вере, особенно в отношении женщин. Исходя из признания свободы вероисповедания в Коране «Нет принуждения в религии» (Коран 2:256) это право особо оговаривается в отношении женщин в данной грамоте: «Если случится христианке быть между мусульманами, то не принуждать ее ни к чему насильно, позволять ей молиться в молельнях их и не вмешиваться в дела ее с единоверцами». Указание на женщин-христианок чрезвычайно важно в современном мире, поскольку именно они чаще всего подвергаются насилию в отправлении своих религиозных чувств в межрелигиозных браках. Также из данной нормы договора вытекает принцип свободы в заключении брака и сохранении прав супругов в браке между мусульманами и христианками.

  7. Принцип свободы места жительства, свободы передвижения христиан, свободы профессии. Право на освобождение от всех повинностей духовенства и монашества. Из сущности духовной свободы человека на пути к Аллаху вытекает по мусульманскому праву социальная свобода человека. О гарантиях социальных прав христиан в договоре говорится: «Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим (паломник) да не совратится с пути своего». По договору защищается право христианской церкви самой управлять своей общиной, назначать на должности епископов и священников. Всем христианам дается право беспрепятственного посещения своих святынь в странах ислама. В договоре говорится: «Да не налагается никакого сбора и никакой повинности, ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу. Я буду охранителем их, где бы они ни были, на море или на суше, на востоке или на западе, на севере или на юге; находятся они под защитою моею и под покровом моим от всякого притеснения. Равномерно, если удалится кто из них в горы или места не обработанные и займется посевом, не брать с таковых ни харадуса, ни десятины, так как делается это ими только ради пропитания себя». Такое особое уважительное отношение к священству и монашеству пророка Мухаммеда проявлялось при жизни пророка много раз. Известный богослов Реза-шах Казми приводит пример миролюбия пророка Мухаммеда к христианам. В девятый год после хиджры (631 г.), пришла к пророку делегация из Наджрана (центр христианства в Йемене). Горячая преданность христиан Богу так тронула сердце пророка, что он впервые разрешил христианам помолиться в священной мечети пророка, в Медине и сам молился о мире своих последователей с христианами7. На основании этого примера многие ученые исламского фикха считают разрешенным впускать христиан в мечети и проводить им свою молитву в мечети. Такие примеры являются исторической основой мирных отношений христиан и мусульман в современном мире.

  8. Право торговли, свободы выплаты поголовной подати и обязательности фиксированного налога с собственников имущества и торговцев. Экономическая обязанность христиан в сообществе мусульман разделяется на обязательную и желательную. Обязательная часть касается содержания собственности и всех граждан государства в целом: «Те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностью или занимаются торговлею, да не платят более 12 диргемов в год». Желательная подать связана с исполнением гражданских обязанностей: «Что относится до харадуса (поголовная подать с не мусульман), то брать с них следует только то, что будут давать они добровольно, не принуждая и не приневоливая их к платежу». Такое понимание обязанностей граждан вполне соответствуют нормам современного международного права.

  9. Право на владение поземельной собственностью и недвижимым имуществом, защита имущества христиан. По договору подтверждается общегражданское право христиан и церкви на беспрепятственное пользование и распоряжение своим имуществом, на его защиту со стороны мусульман. Из договора: «Да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских». Более того, в обязанности мусульман вменятся помощь в строительстве христианских церквей: «Да оказывают им также помощь в построении молелен и мест поклонения, и да служит эта помощь к сохранению их религии и залогом неприкосновенности завета». Моральная солидарность в данном пункте дополняется экономической помощью мусульман христианам.

  10. Принцип освобождения христиан от государственных повинностей, в том числе военных. Из договора: «И да не принуждают их ходить на войну, ниже к каким-либо повинностям». «Да не принуждают их носить оружие, и да носят его за них сами мусульмане». Данная гуманная норма защищает тех христиан, которые как граждане мусульманских стран освобождаются от воинской повинности в силу права свободы совести.

  11. Принцип справедливости при защите прав в судебном порядке. Из договора: «Да не подвергнется ни один из них неправосудию».

  12. Авраамическая традиция единобожия людей Книги (христиан и мусульман) и пророческого служения, призыв Корана к нравственному единству всех верующих. На данный принцип есть указание в турецком введении к грамоте: «Хвала Аллаху, который избрал из него 124 000 пророков и послал их в мир, да возвестят рабам о единстве его и да наставят их на путь правый». По смыслу этого введения исторической основой мира между народами являются праведники (124 тысячи), которые возвещают в каждом народе идею единобожия (на араб. «таухид»), главный догмат трех авраамических религий, а также идею богоугодного нравственного совершенствования и нравственного единства людей Книги («путь прямой»). Без исполнения этих заповедей никто из верующих не увидит рая и не войдет в вечную жизнь. Коран признает единобожие у людей Книги и награду (спасение души) за их веру (Коран 2:62) и призывает придти «к единому слову для нас и для вас» (Коран 3:64), под которыми подразумеваются общие нравственные ценности двух мировых религий (единобожие; идея служения, а не превосходства; рациональность ведения диалога).

  13. Принцип креационизма, создания Творцом человека как высшего творения, что создает нравственную основу диалога между людьми.

В турецком введении к грамоте говорится: «Хвала Аллаху, который из ничего создал все существующее, который род человеческий превознес над всеми тварями». Данный принцип креационизма (творение из ничего) является еще одним общим местом в диалоге христиан и мусульман, наряду с эсхатологическим идеалом, о высшем нравственном предназначении человека, его призвании к вечной райской безгрешной жизни в тесном единстве с Богом.

14. Императивность блага. Золотое правило нравственности.

Если посмотреть на сущность синайского договора, то его внутреннее содержание связано с исполнением золотого правила нравственности: относись к другому так, как ты хочешь чтобы относились к тебе. Позитивное его содержание кроется в императивности добра, его безусловности, творение этого добра без всяких условий, даже вопреки злу. Если простая взаимность сводится к правилу – ущерб за ущерб, жизнь за жизнь, то принцип императивности добра (отвечай добром на зло) выводит стороны диалога на более высокий уровень нравственного единства друг с другом. Про принцип отвечать добром на зло, как универсальную норму поведения, говорится в Коране: «И те, которые терпели, стремясь к лику своего Господа, и простаивали молитву, и давали из того, чем Мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для этих – воздаяние жилища, сады вечности» (Коран, 13:22). В отношении к христианам также признается: «Этим будет дарована их награда дважды за то, что они терпели. Добром они отстраняют зло и дают из того, чем Мы их наделили» (Коран 28:54). Таким образом, принцип императивности добра является сущностным в цивилизационном диалоге, ключевым принципом цивилизационной этики ислама и христианства, без которого отношения сторон начнут сводиться к прагматизму, недоверию и конкуренции.

Рассмотрение исторически сложившейся модели цивилизационного диалога мусульман и христиан имеет важное значение для перспектив развития российской цивилизации. Признание исторической роли мусульман в формировании российской государственности и цивилизационной этики, опора на традиционную модель добрососедских отношений двух религий в России может стать одним из условий мирного варианта развития российской цивилизации в многополярном мире цивилизаций. В современном мире возникает внутренняя конкуренция секулярного и религиозного дискурсов по обеспечению мирного и безопасного развития в будущем. Традиционные ценности религий конкурируют с современными пострелигиозными либеральными ценностями. Анализ синайской грамоты и этики Корана вполне убеждают, что нравственные ориентиры традиционных ценностей ислама вполне достаточны для стабильного развития общин христиан и мусульман в рамках единой цивилизации не только в эпоху VII века, но и XXI века.



1 Уманец А. Фирман Мухаммеда, данный Синайскому монастырю. // Уманец А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле. Спб.: 1850. С. 18–21.

2 Пророк Мухаммед взял под защиту всех христиан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/25175.html.

3 Маркус Д.С. Православный монастырь под защитой Пророка Ислама. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muslima.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=232:2009-03-15-15-58-33&catid=37:2009-03-15-15-55-50&Itemid=150.

4 Джон Дэвенпорт. Извинения за Мухаммеда и Коран. Лондон, 1869. С. 147. Дэвенпорт, Джон. Апология Мухаммеда и Корана. Лондон: Дж. Дэви и сыновья, 1869. С.147 – 151. Цит. по книге: Davenport, John. An Apology for Mohammed and the Koran. London: J. Davy and Sons, 1869. P.147 – 151.

5 Морроу, Джон Эндрю. Заветы Пророка Мухаммада с христианами мира. Цит. по книге: Morrow, John Andrew. The Covenants of the Prophet Muhammad with the Christians of the World. Kettering, Washington: Angelico Press / Sophia Perennis, 2013. http://en.wikipedia.org/wiki/Achtiname_of_Muhammad.

6 Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IХ до начала XIII века (842 – 1204). Опыт церковно-исторического исследования. СПб: Издательство Олега Абышко, 2003. С. 93.

7 Reza Shah Kazmi. Journal of the Iqbal Academy Pakistan April, Oct. 2005 – Volume: 46 – Number: 2, 4: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interreligiousinsight.org...ah-Kazemi.html.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!