Просмотр содержимого документа
««Историческая тема в живописи. В. И. Суриков».»
Формат А3 под граттаж (лист натирается свечой, поверх губкой покрывается черной гуашью с тушью), палочка (зубочистка), газетка или черная ручка, мягкий карандаш, сбор материала по исторической картине.
«Автопортрет»
«Утро стрелецкой казни»
«Покорение Сибири Ермаком»
«Переход Суворова через Альпы»
«Сибирская красавица»
«Степан Разин»
«Меньшиков в Березове»
«Боярыня Морозова»
Историческая картина - Боярыня Морозова (1887)
нас поражает многообразие человеческих характеров и типов.
Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.
Картина – словно единый многоголосый хор, в котором звучат и голоса страстной мольбы, и возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и вздохи сочувствия, и всплески злорадного смеха. Всё это сложное переплетение человеческих страстей выражает борьбу, происходившую в самой жизни.
Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XYII веке. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев.
Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу.
Сколько призывной силы во вскинутой руке Морозовой, поднимающей вверх два пальца, - символ старой веры (раскольники крестились двумя пальцами – перстами
« Взятие зимнего городка»