СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторические и археологические памятники с. Бельтирское.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

žОдной из главных достопримечательностей Республики Хакасия является ее богатейшее историко-культурное наследие. Основой этого богатства являются памятники археологии. В Хакасии представлен практически весь спектр известных типов археологических объектов. žВ окрестностях  села Бельтирское так же находятся уникальные памятники. С некоторыми из них можно похнакомиться в презентации "Исторические и археологические памятники села Бельтирское", совершив виртуальное путешествие по окрестностям села.

Просмотр содержимого документа
«Исторические и археологические памятники с. Бельтирское.»

Исторические и археологические памятники с. Бельтирское

Исторические и археологические памятники с. Бельтирское

 Одной из главных достопримечательностей Республики Хакасия является ее богатейшее историко-культурное наследие. Основой этого богатства являются памятники археологии. По их концентрации Республика Хакасия занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. По оценкам специалистов, их насчитывается более тридцати тысяч. В Хакасии представлен практически весь спектр известных типов археологических объектов. Многие из них уникальны и не имеют аналогов в мире. Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таежные дали – все это Хакасия. Здесь живет древний народ со своими древними и мудрыми традициями и обрядами.  Географическое расположение села Бельтирского: Расположено в 14 км к югу от райцентра — с. Аскиз, в пойме р. Абакан. В окрестностях нашего села так же находятся уникальные памятники. О некоторых из них мы бы хотели рассказать подробнее.
  • Одной из главных достопримечательностей Республики Хакасия является ее богатейшее историко-культурное наследие. Основой этого богатства являются памятники археологии. По их концентрации Республика Хакасия занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. По оценкам специалистов, их насчитывается более тридцати тысяч. В Хакасии представлен практически весь спектр известных типов археологических объектов. Многие из них уникальны и не имеют аналогов в мире. Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таежные дали – все это Хакасия. Здесь живет древний народ со своими древними и мудрыми традициями и обрядами.
  • Географическое расположение села Бельтирского:
  • Расположено в 14 км к югу от райцентра — с. Аскиз, в пойме р. Абакан.
  • В окрестностях нашего села так же находятся уникальные памятники. О некоторых из них мы бы хотели рассказать подробнее.

  ОБЪЕКТ №1. Трехликое божество.

  • Около четырех с половиной тысяч лет тому назад (в сер. 3-го тыс. до н.э.) люди, проживающие на территории Хакасско- Минусинской котловины, научились изготавливать первые метталические орудия и предметы быта. Все это произошло в афанасьевскую эпоху (середина и вторая половина 3 го тыс. до н.э.). Л. Р. Кызласов «ни на чем не настаивая, в порядке первого приближения, считает, что можно отнести к афанасьевской культуре плоскую стелу, найденную нами в 1982г. близ улуса Бельтиры (высота – 1,82 м, ширина – 1 м и толщина -0,19 м.)». ( Л. Р. Кызласов. Древнейшая Хакасия. Издательство Московского университета. 1986 г. стр. 259-260).
  • Восток-северо- восточная грань плиты хорошо заглажена, и на ее восточном ребре выбиты одно под другим три реалистичных антропоморфных лица.
  • Мы не знаем точно, для чего более
  • четырех тысяч лет назад понадобилось создавать эти лики, но если
  • использовать хакасские традиционные представление о мироустройстве,
  • то получается, что перед нами божества, представляющие верхний,
  • средний , нижний миры. В этом случае, получается, что верхняя личина
  • обозначает божество верхнего мира, бога. Худая, средняя - хозяина
  • среднего мира Таг Ээзi – то есть, хозяин гор. Не случайно у средней
  • личины видны круглые медвежье уши. А нижний лик, возможно,
  • символизирует грозного хозяина подземного мира Эрлик Хана.
  • Присутствие трех основных хозяев Космоса на грани плиты может
  • означать, что в глубокой древности этот камень являлся объектом
  • поклонения жрецов.
ОБЪЕКТ №2. Оленуха, кормящяя своего олененка.   Еще одним замечательным памятником окрестностей села Бельтирское  можно назвать композицию в виде оленухи , кормящей своего оленёнка.  Изображения нанесены на плиту кургана, примыкающего к восточной стороне от современного кладбища. Судя по скифо-сибирскому звериному стилю, в котором исполнена композиция, она была создана около 2,5 тысяч лет назад. Возможно, образ кормилицы Матери - оленухи  был связан с охотничьими культами. Прежде чем отправляться на охоту  люди стремились с помощью особых обрядов простимулировать  рождение новых оленей, косуль, лосей , с тем, чтобы добыча в тайге и степи не переводилась. Много зверей – это гарантия спокойной и сытой  жизни древнего населения Сибири.

ОБЪЕКТ №2. Оленуха, кормящяя своего олененка.

  • Еще одним замечательным памятником окрестностей села Бельтирское
  • можно назвать композицию в виде оленухи , кормящей своего оленёнка.
  • Изображения нанесены на плиту кургана, примыкающего к восточной
  • стороне от современного кладбища. Судя по скифо-сибирскому
  • звериному стилю, в котором исполнена композиция, она была создана
  • около 2,5 тысяч лет назад. Возможно, образ кормилицы Матери - оленухи
  • был связан с охотничьими культами. Прежде чем отправляться на охоту
  • люди стремились с помощью особых обрядов простимулировать
  • рождение новых оленей, косуль, лосей , с тем, чтобы добыча в тайге и
  • степи не переводилась. Много зверей – это гарантия спокойной и сытой
  • жизни древнего населения Сибири.
ОБЪЕКТ № 3. «Аба Тас»   На северо-восточной окраине Бельтирского , рядом с автомобильной трассой, расположен курганный могильник. Один из камней ограды кургана привлекает невольное внимание своей сложной формой и полукруглой щелью в нижней части.  Приглядевшись , легко прийти к выводу ,что камень напоминает  фигуру чуть сгорбившегося медведя. Местные жители так этот камень и называют «Аба Тас» - Камень-медведь. Медведь в  традиционной культуре хакасов имеет статус хранителя  подземного мира, одного из предков людей , помощник Эрлик  Хана. По современным представлениям, чтобы изменить свою  судьбу, прервать неурядицы и несчастья, нужно трижды проползти  под «брюхом» камня. Как один из хранителей человеческого  счастья Аба Тас пользуется неизменным вниманием как у местных  жителей, так и у многочисленных «паломников», приезжающих  поклониться древнему изваянию  

ОБЪЕКТ № 3. «Аба Тас»

  • На северо-восточной окраине Бельтирского , рядом с
  • автомобильной трассой, расположен курганный могильник. Один
  • из камней ограды кургана привлекает невольное внимание своей
  • сложной формой и полукруглой щелью в нижней части.
  • Приглядевшись , легко прийти к выводу ,что камень напоминает
  • фигуру чуть сгорбившегося медведя. Местные жители так этот
  • камень и называют «Аба Тас» - Камень-медведь. Медведь в
  • традиционной культуре хакасов имеет статус хранителя
  • подземного мира, одного из предков людей , помощник Эрлик
  • Хана. По современным представлениям, чтобы изменить свою
  • судьбу, прервать неурядицы и несчастья, нужно трижды проползти
  • под «брюхом» камня. Как один из хранителей человеческого
  • счастья Аба Тас пользуется неизменным вниманием как у местных
  • жителей, так и у многочисленных «паломников», приезжающих
  • поклониться древнему изваянию
  •  
ОБЪЕКТ №4 «Изрык тас»    Рядом с железнодорожной станцией Бельтиры, у основания  невысокого горного массива, находится памятник федерального значения наскальные рисунки «Изрык тас». Изрыг тас переводится с хакасского языка как «Пьяный камень» или, что более вероятно, -«изрезанный камень» , т.к. горный склон действительно сложной конфигурации и напоминает инструмент для обработки кож –  изр1к.    Легенды говорят о том, что однажды, когда богатыри были как  горы и плечами подпирали небеса, один из проходящих здесь богатырей оступился, пытаясь подняться, он оттолкнул от себя поспешивших ему на помощь. Упав, они своими телами  разровняли место, и появилась степь. А место где торопливый  богатырь упал, подобно пьяному , и назвали «Изрык тас» .    На поверхности каменной ниши видны рисунки, всего более 25  изображении разных исторических периодов плохой сохранности  (личины, кони, быки), созданные в конце III – начале II тыс. до н.э..  Этот памятник одно из немногих свидетельств того , что в Сибири уже четыре тысячи лет назад была одомашнена лошадь.    

ОБЪЕКТ №4 «Изрык тас»

  • Рядом с железнодорожной станцией Бельтиры, у основания
  • невысокого горного массива, находится памятник федерального
  • значения наскальные рисунки «Изрык тас». Изрыг тас переводится
  • с хакасского языка как «Пьяный камень» или, что более вероятно,
  • -«изрезанный камень» , т.к. горный склон действительно сложной
  • конфигурации и напоминает инструмент для обработки кож –
  • изр1к.
  • Легенды говорят о том, что однажды, когда богатыри были как
  • горы и плечами подпирали небеса, один из проходящих здесь
  • богатырей оступился, пытаясь подняться, он оттолкнул от себя
  • поспешивших ему на помощь. Упав, они своими телами
  • разровняли место, и появилась степь. А место где торопливый
  • богатырь упал, подобно пьяному , и назвали «Изрык тас» .
  • На поверхности каменной ниши видны рисунки, всего более 25
  • изображении разных исторических периодов плохой сохранности
  • (личины, кони, быки), созданные в конце III – начале II тыс. до н.э..
  • Этот памятник одно из немногих свидетельств того , что в Сибири
  • уже четыре тысячи лет назад была одомашнена лошадь.
  •  
  •  

Объект №5. Улуг Хуртуях- Тас.

  • музей «Хуртуях тас»
  • Хакасия изобилует свидетельствами старины – курганы, менгиры с рисунками и без, писаницы и прочие древние чудеса. Однако далеко не все из них обладают таинственной, священной силой. Улуг Хуртуях-Тас – одна из самых могучих. Название с хакасского переводится по-разному – дословно «Большая каменная баба», ближе к сути – «Мать всех матерей», или «Чрево земли». Первое письменное упоминание об Улуг Хуртуях-тас принадлежит Даниилу Готлибу Мессершмидту. В 1721 году он описал менгир и обряд поклонения:
  • «Хуртуях высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно видеть подвешенные толстые, сплетённые из волос косы… Татары язычники оказывали ей большой почёт, трижды объезжали вокруг неё, после каковой церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слушать, что это Куртуякское изваяние было когда-то знаменитой матроной, и сам всемогущий бог превратил её в камень…» …». (Я. Сунчугашев. Степная богиня Хуртуях. Живая старина. –Абакан.:Хакасское книжное издательство. 1995г, стр.97)
  • Возраст Улуг Хуртуях Тас составляет около 4 тысяч лет, его причисляют к памятникам Окуневской культуры конца III, начала II тысячелетия до нашей эры. Высота памятника – 3,2 метра, а вес составляет 2,6 тонны. По своей форме он напоминает беременную женщину.Л. Р. Кызласов относит это изваяние к эпохе позднего неолита и выделяет особую культуру. « Назвать ее можно тазминской по улусу хакасов Тазминых (Тазмин-аалы) на р.Пююр-сух (рус. Бюрь)» (Л. Р. Кызласов. Древнейшая Хакасия.- М.: Издательство Московского университета, 1986. Стр.85).
  • В прошлом веке тысячелетнее пребывание Хуртуях-Тас на своём месте было прервано. В 1954 году археолог Альберт Николаевич Липский выкопал её, перевёз в Абакан и установил в стеларии Хакасского краеведческого музея. До 2003 года бабушка гостила в Абакане, и там её навещали поклонники, приносили дары, кормили и поили, смазывая губы
  • маслом и брызгая молоком.
  • Вполне возможно, что почти полувековое гостевание (хотя что такое полвека в сравнении с многотысячелетней историей) спасло Хуртуях-Тас – во время освоения целинных земель (да и позже) с менгирами, стоящими на полях, не церемонились. И только в нынешнем столетии, после четырёхкратного обращения Совета старейшин хакасского народа, было принято решение о возвращении бабушки на прежнее место.
  • 2003 году по распоряжению Правительства Республики Хакасия А.И.Лебедя о возвращении на историческое место памятника Улуг Хуртуях тас, при поддержке главы Аскизского района А.В.Челтыгмашева был создан муниципальный музей под открытым небом « Улуг Хуртуях тас», куда и вернулась непритязательном великолепии не только Памятник Истории, а для большинства местных жителей – Объект поклонения, почтительно называется хакасами Матерью матерей.
  • Директором назначена Горбатова Оксана Сергеевна. Действенная поддержка оказывается шаманом из нашего села Бельтирского Леонидом Горбатовым.
  • Улуг Хуртуях тас почиталась хакасами, прежде всего, из-за мифической силы избавлять от бесплодия женщин. Женщины почитают её, как женское божество, символ плодородия, помощницу беременных и бездетных. Вот с такими словами женщина, не имеющая детей, обращается к Хуртуях Тас: “Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка – помоги мне стать матерью!”
  • Все приношения совершались перед личиной изваяния со стороны восходящего солнца, тоже считающего у хакасов божественным, как в глубокой древности, так и в недалёком будущем…
  • Хуртуях тас находится в специально выстроенной стеклянной юрте, в которой летом и зимой поддерживаются постоянные температура и влажность. Сейчас к древней святыне приходят со всей республики и из-за её пределов и многочисленные туристы. Хуртуях-Тас включена ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия, и оценена в 1.5 млн.$.
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!