СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Исторические личности Кыргызстана". Краткий обзор // для старших классов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Исторические личности Кыргызстана". Краткий обзор // для старших классов»

ИЗВЕСТНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА

Б арс-бек - Ынанчу Алп Бильге

Конец VII в. — начало VIII в. в историческом развитии Кырг-на - это эпоха усиления роли кыргызского гос-ва на полит. арене, укрепления его государственности. В кон. VII в., когда образовался 2-ой тюркский каганат, во главе антитюркских сил стало гос-во Кыргыз.

Возглавлял кыргызское государство в тот период ажо Барсбек. Время его правления — одна из ярких и важнейших страниц исто­рии кыргызского народа. Барсбек был выходцем из древней кыргызской правящей динас­тии, рано остался без отца, всего их было 4 брата, а сам он очень любил охоту с гончими. Род Барсбека находился под особым покровительством божества Умай-эне. Об этом говорит то, что род­ственники Барсбека носили редкий и престижный титул "умай бег". У него были старшие и младшие братья. Он смог возглавить кыргызское государство в сложных внешнеполитических условиях только благодаря своим личным незаурядным качествам и благодаря упорству. В момент его избрания ажо, кыргызы подняли его вверх на растянутом белом войлочном ковре. Он же в знак благодарности обошел 7 раз собравшуюся толпу. Он был отличным полководцем, опытным дипломатом.

Правление Барсбека совпало по времени с резким изменением политической ситуации в Ц.Азии. В этих условиях он возглавил выступления тюрок Орхона (Монголия) против притес­нений китайской империи Тан, сумел нанести китайским войскам и их союзникам ощутимый удар. Тюрки под предводительством хана Кучлуга, являвшегося потомком династии Ашина, образова­ли Второй Тюркский каганат. Кыргызам, как и другим степным народам, было совсем невыгодно вместо формальной китайской опеки заполучить постоянный диктат враждебного государства. Поэтому они выступили сторонниками Танской империи.

Однако в 688 г. восточные тюрки разгромили коалицию кагана База и стали безраздельными хозяевами степей. Кыргызы в этой битве не участвовали и сумели сохранить свои войска, что позво­лило Барсбеку возглавить силы, противостоящие Тюркскому кага­нату на его северных границах. Некоторое время спустя, решив испытать силы кыргызов, он предпринял важный полит. акт - принял титул кагана вместе с тронным именем Ынанчу Алп Бильге. Это был открытый вызов кагана кыргызов Тюркскому ка­ганату, открытое соперничество с ним за господство в Центр. Азии.Чтобы ликвидировать нависшую со стороны кыргызов опасность, каган тюрок Капаган направил войско во главе с принцем Бильге на Енисей. Поход оказался безуспешным: войско было остановлено на подходе к границам кыргызов, а противники вынуждены были довольствоваться мирным договором. Капаган признал Барсбека каганом и выдал за него свою племянницу. Но какган кыргызов продалжал проводить независимую внешнюю политеку.В 709 г. отряды тюрок вновь форсировали верховья Енисея и разбили союзные к-зам племена чиков и азов. Тюрки заняли Туву, сделав ее плацдармом для наступления на к-зов. В 707-709 гг. он направляет в Китай, воевавший в это время с тюрками, два посольства с целью создания антитюркского блока, ищет пути сближения с Тюргешским каганатом. К тюргешам Чуйской доли­ны было направлено посольство во главе с Эзгене. К 709 г. в результате успешных дипломат. действий он сумел органи­зовать мощную антитюркскую коалицию, в состав которой вошли империя Тан и Тюргешский каганат. Тюрки не стали ждать, когда противники предпримут совмест­ные действия против них и решили первыми нанести удар и разгромить врага по отдельности. Тюрки начали с нападения на кыргызов, которые представляли для них большую опасность, не­жели другие. В 709 г. тюркские войска, форсировав верховья Ени­сея, разгромили союзные кыргызам племена чик и аз, заняли Туву, превратив ее в плацдарм для последующей атаки на кыргызов. В пред­дверии осени 710 г. он направляет посольство в Танскую империю и Тюргешское государство, а также в Тибет. Главой посольства был назначен пользовавшийся особым расположением кагана Эрен-Улуг — выходец из сильного кыргызского рода болшар. Тонкий и опытный дипломат, он до этого неск. раз возглавлял подобные миссии. Барсбек официально не оповестил Китай о посольстве Эрен-Улуга, однако слухи о нем намеренно активно распространялись среди кочевников. Замысел кагана, состоял не в том, чтобы запугать тюрок, а лишь таким способом активизировать во­енную деятельность китайцев и тюргешей. Но уже было поздно. По неизвестным причинам Эрен-Улуг в пути умер, в результате чего Тибет не стал союзником Барсбека. Также не выступили в поход китайцы и тюргеши. Зато тюрки ускорили свои действия. Они решили обойти оборо­няемые кыргызами проходы в Саянах. В этом походе приняли участие будущий каган тюрок Бильге и его брат Култегин Но, когда тюркские полководцы преодолели Саянский хребет зимой 710-711 гг., минуя дороги, охраняемые к-зами, и внезапно обрушились на их лагерь, ни тюргеши, ни китайцы не поддержали к-зов, бросив Барсбека на произвол судьбы. Т.о., осн. силы к-зов были разбиты. Уцелевших Барсбек собрал в черни Сунга и попытался организовать отпор. Сеча была злой и упорной. К-зы потерпели поражение. Сам Барсбек пал в открытом бою. Тело его не удалось найти и похоронить по кырг. обряду с подобающими почестями. Поражение кыргызов в битве под Сунга имело для них тяжелые последствия: на протяже­нии последующих 40 лет кыргызы не могли принимать участие в событиях, разворачивавшихся в Центр.Азии. И хотя возглавляли государство кыргызские правители, до самого падения Тюркского каганата оно фактически было его вассалом.

_____________________________________________________________________________________________

Модэ – основатель империи Хунну

В 209 г. до н. э. по его приказу был убит отец - правитель хунну шаньюй Тоу-Ман., а позднее все близкое окружение отца. Так Модэ становится правителем хунну. Взяв полностью в свои руки бразды правления, шаньюй в пер­вую очередь формирует отвечающее его требованиям войско - непо­колебимое ни перед какой угрозой, отличающееся высокой дисцип­линой, а затем приступает к реализации своих планов. Первыми подверглись внезапному нападению племена дунху, кочевавшие на территории Южной Маньчжурии и хребтах Чон Хингана. Поход оказался удачным: войска были раз­громлены, правитель взят в плен, а затем казнен. Хуннам доста­лась большая добыча - множество пленных и бесчисленное коли­чество скота.

В 205-204 гг. до н. э., он предприни­мает первые попытки захватить китайские земли. В 203-201 гг. до н. э. хунну продолжили свое продвижение на север и северо-восток. Сообщая об этих походах и о принимавших в них участие племенах, китайские летописи упоминают о ряде других племен, являвшихся предками тюркских народов. Таким образом, северо-западная Монголия, регион Саяно-Алтая и обитающие там племе­на хуньюй, куйеше, динълины, а также кыргызы, населявшие север Восточного Тенир-Тоо и Джунгарию, были завоеваны шаньюем Модэ и вошли в состав его огромной империи

_____________________________________________________________________________________________

Ж . Баласагуни. Родился примерно в 1010- 1016 (1018) г.г. в г.Баласагын (окрестности современного г.Токмок). Был высокообразованным человеком своей эпохи: имел познания в таких отраслях наук, как математика, медицина, литература, история, философия, этика и эстетика, был знатоком арабской и ирано-таджикской поэзии, фольклора тюрок и языка фарси. Ж. Баласагын - автор величайшего произведения - поэмы «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») или («Наука об управлении государством»). Свой труд автор преподнес в дар правителю Кашгара Тавгач Бугра Карахану Абу-Али Хасану, который по достоинству оценил это произведение: поэту было присвоено высокое звание Улуг Хасс-Хажиб (поарабски, хасс - уважаемый человек при дворе правителя). Этого звания удостаивались только самые авторитетные и наиболее приближенные ко двору хана личности. «Благодатное знание» Жусупа Баласагына - это труд, написанный в стиле распространенного в восточной культуре этико-дидактического жанра, характерной чертой которого, является назидательно-воспитательная направленность содержания. Это своего рода духовная, нравственноэтическая энциклопедия, в которой отражены история, культура, религиозные воззрения общества, в котором жил автор. В нем содержится информация о месте и роли социальных групп об общественных нормах и правилах. Есть и рассуждения о таких общечеловеческих понятиях, как добро и зло, правда и ложь, великодушие и жадность, благоразумие и невыдержанность и др. Жусуп Баласагын размышляет в своем труде над такими понятиями, как сущность и цель человеческой жизни, делая такой вывод, что каждый человек, независимо от своего социального положения должен прожить достойную жизнь, принося людям только добро доставлять радость. Имя человека может сохраниться в благодарной памяти людей только благодаря этому. В жизни нет ничего выше доброго и внимательного отношения к людям, уважения их человеческого достоинства. Такие человеческие пороки, как жадность, зависть, хвастливость, высокомерие нужно осуждать и изживать. Таким образом, основу этико-философского, политического и социального мировоззрений Ж.Баласагына, отраженных в его знаменитой дидактической поэме, составляет гуманизм и общечеловеческие морально-нравственные ценности. 

_____________________________________________________________________________________________

Бумын – основатель (552) Великого Тюркского каганата.

Бумын старался, как можно эффективнее использовать имеющие­ся у тюрков природные богатства, а вместе с ними - возможности для обретения свободы создавались латные конницы, при помощи к-ой менее чем столетия подчинили все алтайские племена. В 546 г. Бумын подчинил многочисленный народ теле (тегрек), на­селявший Джунгарию, и захватил их земли. Ища повод для столкновения, Бумын потребовал от кагана жуан-жуаней Анахуана (520—552 гг.) выдать за него свою дочь. Нахо­дившийся в ореоле славы и могущества каган в насмешливо-оскор­бительном тоне отказал Бумыну. Лучшей причины начать войну нельзя было сыскать. В 552 г. тюрки напали на жуан-жуаней и нанесли им сокрушительный удар. Анахуан вынужден был покон­чить самоубийством. Победивший Бумын принял верховный титул жуан-жуаней "илиг-каган" (великий каган). В Ц.Азии был образован Вели­кий тюркский каганат (552—603 гг.). Ставка кагана размещалась в Орхоне (Северная Монголия), со временем он стал администра­тивно-полит. центром нового гос-ва. Скончался осно­ватель великой тюркской династии Ашинов каган Бумын в 553 г.

_____________________________________________________________________________________________

Махмуд Кашгари и его произведение «Дивану лугат ат тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Махмуд Кашгари, как и Ж.Баласагын также является крупнейшим мыслителем и видным ученым XI века. Годы его рождения и смерти не установлены. Родом он с южного побережья Иссык-Куля (Барсган). Позднее он переселился в Кашгар и стал создавать свои труды под именем Махмуда Кашгари. Получил хорошее по тем временам образование в Кашгаре, Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Багдаде. Он владел арабским языком, хорошо знал жизнь, обычаи многих тюркских народов. «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари представляет собой средневековую энциклопедию жизни тюркских народов, отразившую их быт, этнонимы и топонимы, родоплеменное деление, термины родства, титулы и наименования должностных лиц, названия видов животных и птиц, народный календарь, познания тюрок в области астрономии, и медицины и др. Особый ингерес представляет его круглая карта мира и сведения о социальной структуре общества, об экономике и культуре тюрок. Словарь Махмуда Кашгари - это не только исторический и философский источник, он представляет немалую ценность и как сборник социальнофилософской мысли тюркских народов, отразивший их мировосприятие, этические нормы поведения, уровень мышления людей. 

_____________________________________________________________________________________________

М ухаммед Кыргыз (Тагай бий) первый известный предводитель кыргызов 16 века, объединивший два племенных объединения — «правого» и «левого» крыла кыргызов, проживавших на территории современного Кыргызстана. Территория, где он предводительствовал, называлась «кыргызский улус», а сам Мухаммед кыргыз был удостоен титула бека (Эмира). Всю жизнь он посвятил дальнейшему объединению, усилению мощи кыргызов. Когда могольские ханы попытались захватить Кыргызстан и юго-восточные области Казахстана, Мухаммед Кыргыз заключил с казахскими правителями союз в целях совместных действий против общего врага. Под его предводительством кыргызы принимали активное участие в походе казахов против Шейбанидов. Во время похода на Туркестан Мухаммед взял в плен узбекского царевича Абдуллу, но затем освободил его. Это явилось поводом для хана моголов Сайд хана для нападения на кыргызов. В 1517 году войска моголов вторглись во владения кыргызов. Кыргызы потерпели поражение, сам Мухаммед попал в плен и был уведен в Кашгар. Султан Сайд держал предводителя кыргызов в Кашгарской тюрьме, но позже он освободил Мухаммед Кыргыза, так как ему выгоднее было использовать влияние и авторитет Мухаммеда в своих политических целях. Однако, вернувшись на родину, Мухаммед вновь стал собирать силы для борьбы с моголами. В 1524 году он в ставке кыргызов (Кочкор) заключил договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов. Султан Сайд приказал тайно схватить Мухаммеда и отправить в Кашгар, где предводитель кыргызов находился до самой своей смерти (1533г.) 

_____________________________________________________________________________________________

Кубат-бий - глава южнокырг. племени кушчи был союзником коканд. правителя Ирдана-бия. Кубат-бий был дипломатом и полит. деятелем, последовательно отстаивал интересы кырг. племен, их свободу и незав-сть как от джунгарских агрессоров, так и от коканд. захватчиков. Коканд. письменный источник «Торих и Рахим-хани» называл его даже «царем к-зов». Он стремился объединить все кырг. племена в единое централиз. гос-во.

Кубат-бий был грамотным: есть упоминания о довольно интенсивной переписке с др. правителями, в коканд. и кашгарских хрониках его часто титулуют "мирзой", а это - обращение к образован. ч-ку. Кубат-бий был яркой личностью, оставившей заметный след в истории XVIII в.

_____________________________________________________________________________________________

Атаке-бий (Тагаай бий уулу). Годы рождения и смерти неизвестны. Известный политический деятель кыргызов второй половины 18 века. Выходец из рода сарыбагыш. В русских исторических источниках именуется «князем». В конце 50-х годов 18 века под предводительством Атаке-бия кыргызы начали освобождать северный Кыргызстан, покинутый ими в конце 20-х годов 18 века под натиском калмаков. При активной поддержке таких кыргызских баатыров, как ЭрСолтоной, Бердике, Кошой, Канай, Жайыл-Баатыр и других он освободил Таласскую, Чуйскую, Кеминскую долину и северную часть Иссык-Куля. Атаке бий вошел в историю как инициатор установления дружественных отношений с Россией, сумевший заручиться покровительством Российской императрицы в условиях отсутствия собственного государства, когда кыргызы со всех сторон были окружены чуждыми государствами, стремившимися завоевать кыргызские земли. В 1785 году от имени подвластных ему кыргызов он отправил послов в столицу России - Санкт-Петербург для установления связей с Российской империей. Потомками Атаке-Баатыра являются выдающиеся личности Кыргызстана - Жантай хан, Шабдан баатыр. 

_____________________________________________________________________________________________

Тайлак баатыр -Тайлак Рыскул уулу (приблизительно в 1796 г. - местность Каргалык на берегу реки Нарын, погиб в 1838 годув местности Куртка) - видный участник освободительного движения кыргызов в первой половине 19 в. Выходец из племени саяк, внук Жанболота баатыра. Чтобы укрепить свою власть над нарынскими кыргызами, коканд-цы возвели в 1832 году в Ак-Тале крепость Куртка, где были размещены более тысячи воинов. В этом же году Тайлак баатыр и его брат Атантай начали борьбу против кокандцев, однако семитысячное кокандское войско быстро подавило малочисленные силы кыргызов. Но Тайлак баатыр продолжал борьбу. Тогда Мадали хан отправил специальный отряд воинов с целью пленения Тайлакбаатыра. В урочище Тогуз-Торо они были разбиты кыргызскими воинами. В 30- годах 19 века Мадали хан вновь организует поход против кыргызского батыра, догоюрившись о совместных действиях с одним из казахских предводителей по имени Эдите. Но в схватке в местности Дубанкечуу на Суусамырском плато воины Тайлак-баатыра нанесли захватчикам сокрушительное поражение. Лишь когда в 1838 году Тайлак баатыр был отравлен кокандским лазутчиком, кокандцам удалось покорить кыргызов Нарына 

_____________________________________________________________________________________________

О рмон хан (1791-1854г. ) - манап из рода сарыбагыш, проводивший в середине 19 века активную политику по объеди-нению северных кыргызов и созданию самостоятельного государства. В конце 1842 года в местности Кутмалды (Иссык-Куль) на курултае представителей кыргызских племен был поднят на белом войлоке и провозглашен ханом. Воеводой ему был назначен Торокелди -батыр, советником - Жантай. У Ормона были веские основания, чтобы быть ханом кыргызов. Во-первых, сарыбагышское племя было сильнейшим, и отличалось воинственностью. Сам Ормон был богат, владел неисчислимыми стадами, имел собственное знамя, собственную крепость на перевале Санташ. Во-вторых, он получил от кокандского хана высокий государственный чин - парваначи и право собирать налоги со всех племен Северного и Центрального Кыргызстана. В третьих, он обладал безграничным влиянием на сородичей, был авторитетен и среди других племен Северного Кыргызстана. Впоследствии, в 40-х годах 19 века Ормон хан проявил себя как талантливый, находчивый военный стратег в борьбе против войск казахского предводителя Кененсары Касымова. Совместно с воинами других кыргызских предводителей - Жантая, Жангарача, Ажыбек-баатыра, его джигиты сумели разгромить войско Кененсары. Русское правительство было удовлетворено тем, что кыргызы разгромили отряды Кененсары - серьезного противника в регионе: оно щедро наградило кыргызских предводителей. Так, Ормон хан, наряду с другими участниками победоносного похода был награжден золотой медалью и шитым золотом халатом. Однако, не все кыргызские племена признавали власть Ормон хана. Среди них был род буту, чтобы наказать непокорных, Ормон хан предпринял против них поход, но погиб в битве. 

_____________________________________________________________________________________________

Байтик баатыр - Байтик Капай уулу (1821-1886гг.) -видный манап рода солто Чуйской долины, один из руководителей борьбы против гнета Кокандского ханства в 60-х гг. 19 века. В 1862 году он возглавил антикокандское восстание в Чуйской долине. Он перешел под покровительство России, и в результате совместных действий русских войск и кыргызских повстанцев был взят глав-ный опорныйпункт Кокандских завоевателей в Чуйской долине - крепость Бишкек. Позднее Байтик баатыр совместно с русскими отрядами участвовал во взятии Мерке, Алма-Аты, Чимкента и других Коканских крепостей. Его заслуги были высоко оценены царской властью, ему был присвоен чин капитана российской армии, он был награжден орденом Станислава третьей степени, Золотой медалью на Анненской ленте, ему были подарены перстень и почетный кафтан. В 1867 году он в числе 17 представителей из Центральной Азии был приглашен на церемонию коронования Александра Второго, побывал в Санкт-Петербурге и Москве. 

_____________________________________________________________________________________________

Шабдан баатыр - Шабдан Жантай уулу (1839-1912 гг.) - крупнейший сарыбагышский манап, сын хана Жантая, один из потомков знаменитого Атаке-баатыра Родился в местности Туюк-Булун на северном берегу Иссык-Куля. С молодых лет активно участвовал в политической жизни. Служил два года в Ташкенте при воеводе Кокандского ханства Кана-ате. Участвовал в сражении против русских войск близ Узун-Агача. За проявленное геройство при защите Ташкента Кудаяр хан назначил его беком города Туркестан. Но под влиянием отца Жантая Шабдан оставил эту должность, подчинился русским и верно служил царской власти. В 1868 году со своими джигитами он помогал Бишкекскому уездному начальнику Г.Загряжскому утверждать новое административное управление в Центральном Тянь-Шане, участвовал в подавлении мятежа, который поднял манап из рода саяков, Осмон, выступивший против принятия русского подданства. Активно содей ствовал присоединению алайских кыргызов к России во время похода генерал Скобелева в 1876-1877 гг.. В 1876 году принимал участие в завоевании Кокандского ханства, в сражениях против повстанцев Пулатхана, за что получил Георгинский крест. Получил чин войскового старшины, соответствовавший званию подполковника, в 1884 г. ему была пожалована ежегодная пенсия в 300 рублей, в личное пользование ему было выделено 400 десятин земли. В 1883 году находился в составе туркестанской делегации на коронации Александра Ш. 

____________________________________________________________________________________________

Курманжан-датка. - Курманжан Маматбай кызы (1811- 1907гг.) - правительница алайских кыргызов, известная под именем «Алайская царица». Родилась в семье простого кыргыза-кочевника из рода монгуш на Алае. На восемнадцатом году жизни была выдана замуж за человека, который ей не понравился, и она, вопреки традициям и религии, ушла к родителям. В 1832 году Алымбек датка, управлявший кыргызами Алая, освободил Курманжан от «брачного контракта» и сам женился на ней. Она стала неизменной помощницей и советчицей мужа, прожила с ним 29 лет, родила 5 детей. После смерти Алымбека (в результате распрей при дворе Кокандского хана) Курманжан, отомстив убийцам мужа, стала правительницей Алая. Ее признали бухарский эмир Музафар и Кокандский Худаяр хан, присвоившие ей звание «датка» (что соответствует чину генерала царской армии). Курманжан датка осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Однако, учитывая сложившиеся обстоятельства, Курманжан датка в 1876 г. объявила о присоединении алайских кыргызов к России. Царское правительство присвоило Курманжан чин полковника. Умерла она в 1907 г. в возрасте 96 лет. 

_____________________________________________________________________________________________

Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов) — (1860-1942 гг.) Родился в местности Куртка в Нарыне. К поэзии приобщился через своего дядю по отцовской линии - песенника Музооке, грамоте учился у муллы. Был знаком с творчеством известнейших восточных поэтов, таких как Низами, Навои, Фирдоуси, Хафиз, Абай и др. Свои произведения начал создавать с 14 лет. В молодости создавал в основном стихотворения о любви «Кара коз» («Черные глаза»), «Толгонай», «Жигиттин кызга ырдаганы» («Песня джигита девушке») затем создал поэму «Урпукан». В 18 лет, сопровождая знаменитого манасчи Тыныбека, молодой поэт заучивал целые фрагменты эпоса «Манас». Именно манасчи Тыныбек, высоко оценил его грамотность и дал ему творческое имя Тоголок Молдо. Творчество Тоголока Молдо отличается разносторонностью, богатой тематикой. Он знал множество образцов кыргызского устного народного творчества, мифических понятий, верований кыргызов, связанных с ними произведений, он знал содержание таких народных дастанов, как «Шырдакбек», «Жаньш Мырза», «Мендирман» и кроме того он записал, свои варианты эпосов «Манас», «Семетей». Все они в настоящее время хранятся в рукописном фонде Национальной Академии наук Кыргызстана. Тоголок Молдо является создателем также и ряда произведений в жанре басни: широко известны его произведения «Осел и соловей», «Журавль и лиса» и др. В целом творчество Тоголока Молдо основано на традициях устного народного творчества, характеризуется наличием демократического начала. 

_____________________________________________________________________________________________

Т октогул Сатылганов великий акын кыргызского народа (1864-1933гг.). Родился в КетменьТюбинской долине, в селении Сасык-Жийде в семье бедняка. Его заслуга заключается в том, что он заложил основы демократического направления акынской поэзии и одним из первых начал распространять идеи свободы и равенства. Становлению его поэтического мастерства способствовал богатый фольклор кыргызского народа, традиционная акынская поэзия. Большое влияние на его мировоззрение и поэтический рост оказали Чонду, Сартбай, Кочбай, Ниязаалы. Уже в своих ранних произведениях он изображает нищету и нужды простого народа («Из-за нищеты»), а также создает лирические песни «Насылкан», «Бакшы кыз», «Алымкан» и др). Особое место в творчестве Токтогула занимают произведения — размышления о тяжелой судьбе простых людей, об их бесправном положении. За эти песни против произвола баев и манапов по ложному доносу недругов царские власти сослали его в Сибирь в 1898 году как участника Андижанского восстания. Страдания узника отражены в его произведениях: «Беркут, парящий над горами», «Страданиям подверглась моя жизнь», «Песня узника» и др. Когда в Кыргызстане победила Советская власть, Токтогул с радостью встретил это событие, отразив свои чувства в таких песнях, как «Ленин открыл дорогу», «Да здравствует Советская власть», «Выше держи свое знамя» и др, в которых выразил идеологию своего времени. Его эпическая поэма «Какая женщина родила такого сына, как Ленин» (1919г.), стала достоянием не только акынской поэзии, но и стала заметным явлением профессиональной национальной поэзии. Произведение было переведено на 18 языков. Талант Токтогула, его гуманизм были высоко оценены его современниками и учениками. В знак уважения Токтогула дважды посетил Тоголок Молдо, а Барпы в 1915 году пришел к великому акыну и выдержал испытание на поэтическое мастерство. Он был учителем таких акынов, как Эшмамбет, Калык, Алымкул, Коргол и др. Его богатое наследие сохранилось для потомков благодаря многочисленным ученикам. В связи с поэтическим творчеством развивалась и музыкальное творчество акына. Параллельно с исполнением знаменитых народных мелодий он создавал и исполнял на комузе и собственные мелодии. В 1928 году исследователь Паткевич переложил на ноты 18 мелодий, которые исполнялись Токтогулом. В. Виноградовым были переложены на ноты 81 кюю Токтогула. 

_____________________________________________________________________________________________

Сагымбай Орозбак уулу (1867-1930) - манасчи.

Родился в местности Кабырга Иссык-Кульской области. Его отец был из племени саяк. Талантливый музыкант Сурнайчи. Сагынбай в молодости и в зрелые годы жил в местечке Кочкорка. Стал проффесиональны сказителем и содержал свою семью на те средства, которые получил за исполнение эпоса «Манас». Он был современником таких известных манасчи как Балык, Килдибек, Чонбш-Нармнтай и его учеников Таныбека, Наймантая, от которых и перенял мастерство исполнения эпоса. Сагынбай начал исполнять эпос с 15 лет и обучился этому у Чон-Баша. До этого он уже был известным сочинителем и исполнителем лирических и шуточных песен, причитаний. Сагынбай причисляется к числу Чон Масанчы, т.е. исполнителей всей трилогии: Манас, Семетей,Сейтек. Среди народа он прославился как сказатель наиболее объемного варианта эпоса Манас, который отличается сюжетной полнотой и высокой художественностью. Его вариант эпоса среди ученых фольклористов считается классической версией кыргызского исторического эпоса. Умер в 1930г в Кочкорском районе.

Яркий представитель 15 эпического наследия кыргызов. По рассказам очевидцев, Сагымбай своими рассказами о Манасе -лечил- людей, отвлекая их от серости будней и равнодушия. Своим непрерывным рассказом он словно гипнотизировал слушателей. Рассказывая, он по ходу мог сочинить песню. Сагымбай практически никогда не повторял свой рассказ слово в слово. Говорят, что однажды его рассказ записали на диктофон, а утром он попросил записать его заново, так как во сне якобы увидел новые строки эпоса. От беспрерывных рассказов акын задыхался, и потому рядом с ним всегда стояла пиала с топленым сливочным маслом, которое он изредка проглатывал. Казахский писатель и ученый Мухтар Ауэзов дал высокую оценку таланту Сагымбая: - Без его имени сокровищница кыргызского литературного творчества была бы куда беднее -. О поэтическом таланте Сагымбая его современники говорили: - Каждая его строка стоит скакуна -. Судьба кыргызского манасчи была полна драматизма, но до конца своей жизни он оставался чистым и искренним, как ребенок. В преклонном возрасте он потерял память, причем настолько, что забыл имя своей жены, которую звали Мария. Но, что интересно, потеряв из памяти имя жены, он не потерял Манаса, продолжая свои рассказы. Это просто феноменально, это выше человеческого разума!

По состоянию здоровья родные перевезли его из Кочкорского района на Иссык-Куль и, видимо, наше снятое озеро так вдохновило манасчи. что он спустя какое-то время вновь начал рассказывать о споем любимом Манасе. Позднее, когда родственники везли его домой, в Кочкорке, в местности Семюбель, начал накрапывать дождь. Старенький акын подставил лицо навстречу дождю и как бы на прощание сказал: - Это мне послание от Бога.

_____________________________________________________________________________________________

Барпы Алыкулов(1844-1949) - поэт импровизатор.

Знаменитый поэт-импровизатор Барпы Алыкулов (1884-1949) был родом из кишлака Ачы (тер-рия соврем. Сузакского района). Его песни-наставления характеризовались богатством глубоких дидактических и философских размыш­лений. Помимо остро соц. произведе­ний, он создал целый ряд дастанов-наставлений о сущности мира, человеческого бытия, перипетиях эпохи, много лирических песен.



_____________________________________________________________________________________________

Калыгул Бай уулу (1785-1855)-кыргызский мыслитель.

Калыгул Бай уулу -Глубиной, значительностью, прозорливостью своих размышле­ний, способностью предвидеть события мыслитель снискал в наро­де большое почитание. Его назвали Калыгул- олуя - Калыгул-провидец. Известный манасчи Сагымбай говорил о Калыгуле: "Калы-гул-акын является отцом кыргызских акынов. В народе не сохра­нились имена певцов, не связанных с Калыгулом, все истоки вос­ходят к нему". Его дидактические произведения - "Слово Калыгула", "Конечный век", "Наставления", "Похвала Иссык-Кулю" и др. - воспринимались в народе как мудрые наставления и потому имели огромную популярность

_____________________________________________________________________________________________

Арстанбек Буйлаш уулу (1824-1878) и его работа «Тар заман» («Попранный мир»). Молдо Нияз (1823-1896)- кыргызский акын.

Одним из продолжателей этой формы восточного поэтического красноречия был Арстанбек Буйлаш (Бойлош) уулу (1824-1878). В народной памяти он остался как автор наигрышей на комузе и песенных мелодий. В главном произведении его творчества "Тар заман" ("Попранный мир") собраны поэтические рассуждения об обществе, политике, бытии в связи с конкретными историческими условиями. Размышляя о современной ему политич. жизни кыргызов, Арстанбек во многом осуждал присоединение Кырг-на к России. Каждая строка их песен характеризуется высо­кой художественностью, продуманной лаконичностью и содержательностью.

_____________________________________________________________________________________________

Тоголок Молдо – акын, письменник, манасчы(1860-1942гг.) Народный акын — один из первых просветителей кыргызского народа.. Родился в местности Куртка в Нарыне. С14 лет начал писать стихи, сказания, хорошо знал эпос -Манас- и слыл в народе неплохим манасчи. Истинный гуманист, баснописец, и не случайно его называли -кыргызским Крыловым-. Его оружием была мощная сатира. В своих стихах он выражал чаяния и боль своего народа, желание видеть его счастливым. И всегда осознавал в глубине души, что с невежеством можно бороться только посредством духовности. Несмотря на гнет и произвол царского режима, он оставался всем сердцем на стороне простого народа и служил только истине. Герои кошоков Тоголока Молдо, в основном, были представителями трудового народа.

Еще в начале прошлого века Т.Молдо написал красивую поэму, посвященную красоте гор Ала-Тоо. Читая эту поэму, понимаешь, что автор в стихотворной форме выразил мысли каждого кыргызстанца.

Ала-Tоо высок у нас, Лучших пастбищ на свете нет.

Чатыр-Куля лазурен цвет,

Но еще синее Ак-Сай.

Вокруг него камней хоровод.

Населяет тот горный край

С давних пор кыргызский народ.

Его творчество неразрывно связано с устным народным творчеством. У манасчи Тыныбека Тоголок Молдо заучивал целые фрагменты эпоса Манас. Он сочинял разножанровые мелодичные мелодии, творчески перерабатывал народные песни, предания и сказы. Кроме того, он оставил нам ряд собственноручно записанных эпизодов из эпоса Манас. Его именем названы многие школы и улицы и села Республики.

_____________________________________________________________________________________________

Османаалы Сыдык уулу (1875 – 1940) - первый кыргызский историк, просветитель. Родился в семье круп.манапа Кочкорской долины Абайылды из рода сарыбагыш. Учился у мест.муллы, в медресе собирал мат-л по истории кыргызов, происхождении..Жил в тесном об­щении с уйгурскими, узбекскими, татарскими, казахс­кими просветителями. Овладел русским языком, был знаком с трудами европейских ученых. В конце 20-х гг. подвергся преследованиям как выходец из бай-манапского сословия. Продолжил обр-е Бухаре и Уфе. В 1919 г. – рук-ль школы в Бишкеке с 1925 г. – учитель род.языка. призывал к знаниям. 20-е г. преследовали за происхождение. Скрывался в вост.Туркестане. умер 1940г. в 1958 г. реабилитирован

Османаалы Сыдык уулу выпустил в 1913 и 1915 гг. в г. Уфе 2 книги на кырг. языке на арабском алфавите: "Мухтасар тарых-и кыргызийа" ("Краткий свод кырг. истории") в книге рассказывается о родословной кыргызов с древнейших времен и до начала 20 века даются также некоторые сведенья о родословных казахского и дунганского народов. Казахский историк Козыбаев считает, что эта книга принадлежит казахам. Его публикации полностью опровергают взгяды советских историков утверждающих, что историческая наука в Кыргызстане стала развиваться только после победы октябрьской революции. Что в дореволюционный период не была издана ни одна работа кыргызских авторов по истории кыргызского народа.И вторая книга "Тарых-и кыргыз шадманийа" ("История к-зов, посвященная Шабдану"). В 1986 г. эти 2 книги, объединенные в одну, были изданы в Китае под ред. Анвара Байтура. Это перв.исследования истории кыргызов.

_____________________________________________________________________________________________

Белек Солтоноев (1878-1938) – историк, литератор, поэт. Родился в Кемине в семье бедняка. Образование у муллы, затем в Каракольс.рус.школе. В 7-8 лет он уже умел читать и писать, затем 3 года учился в пишпекской кыргызской школе садовода. В 1890 г. собирал легенды, были, кыргызские родословия предания , изучал труды мусульм. И рус.историков.

В 1916г был избран волосным в волости Атаке бия. После восстания 1916г спасаясь от цар.адм-и бежал в Китай вместе с родственниками. В 1917г вернулся с 1918-1920гг проводил агитационную работу за соввласть в алматы. До 1924г работал в учреждениях по ликвидации неграмотности в Кыргызстане. С 1927 по 1937гг занимался научными исследлваниями при Совнаркомис кирг АССР. Осн.труд – кыргыз-казак-тарыхы (история кыргызов). Состоит из ист, этнограф, археолог и фолькл.частей отрывки из произведения Бартольда, Аристова, эпоса Манас. Преданий кыргызов. Описаны обычаи, традиции, религ.воззрения, народ.игры, родоплем.структура. Исследования о г. Баласагын. В 1938г был невинно репрессирован и расстрелян. В 1955г реабилитирован.

_____________________________________________________________________________________________

И шенаалы Арабаев (1882 – 1943) – ученый, просветитель и гос.деятель 20-30гг. родился в айыле Кюн-Батыш в Кочкорском округе. Получил первичное образование у муллы, автор первой азбуки кырг.яз. В 1900 – 1910 – преподавал, 1910 – 1913 – повышал образование в Оренбурге, Уфе, Казани. Несмотря на запрещение Сталина, И.Арабаев участвовал в реализации проекта по созданию Кара-Киргизской автономной области. Прожил недолгую, но яркую жизнь. Никогда не был молчаливым и послушным исполнителем. Еще в период обучения в медресе Ишеналы Арабаев отличался своими глубокими познаниями в области языкознания.В 1911 в соавторстве с Сарсикеевым издал «Алип бээ хаки тото оку»(букварь), кырг.детей араб.шрифтом. вкырг.детей араб.шрифтом. кеевым издал Алип бээ хаки тото окусториякыргызов, История кыргызов, посвященная Шабдану. епость 1912 г. написал книгу «Образец чистописания» с правилами красивого и правильного написания каждой буквы. Акт.готовил учит.кадры для школ, создал курсы по обучении. Педагогов. В 1925 г. – создал . Создатель ряда учебников и уч. пособий для мол.учителей «Почин», "Алип-бээ Жана төтө окуу" Уфа, 1911 г, "Жазуу өрнектери" Оренбург, 1912 г, "Крыгыз алип-бээси" Москва. 1925 г.;; "Саамалык" Москва, 1925 г; "Баштооч мектептердин эсеп үйрөтүү жолу Москва, 1925 г "; "Кыргыз алип-бээси Москва, 1928 " и др. Кроме того, занимался переводами и изданием общест.-полит. лит-ры на кырг. языке. Внес большой вклад в собирание фольклора. Полит.деятель, член Жети-Суйского ревкома, работал в Наркомпросе Туркестанской АССР, гласа кырг.науч. комиссии 1922 г., участвовал в издании перв.кырг.газет «Эркин-Тоо». один из собирателей эпоса -Мамае-, активный участник строительства нового Кыргызстана .можно назвать первым кыргызским интеллигентом, поскольку он стоял у истоков рождения кыргызской интеллигенции.. В 20-г. развернул работу по созданию кырг.государственности. в чиле других попал под дело о Туранской партии,в 1933г был аристован, репрессирован, умер в Ташкенте в 1934г. в 1958 г. реабилитрован посмертно, в 1999 г. его имя присвоено КГПУ.

_____________________________________________________________________________________________

Абдыкерим Сыдыков (1889-1938) – гос. партийный деятель, один из 1-ых ученых к-зов, придерживающийся европейского стиля. Родился в семье манапа рода солто в айыле Баш-Кара-Суу. Учился в мусульман. школе, затем в 1904-1911 гг. – мужской гимназии города Верный. С 1913 г. служил преводчиком в пишпекском уездном управлении. После Февральской революции был представителем Времен. правительства, заместителем комиссара Пишпекского уезда. Состоял в партии «Алаш», позже – в партии левых эсеров. Активно боролся за образование автономной гос-сти к-зов. В 1922 г. был председателем орг-ного комитета по созданию Горной Кырг. обл-ти. С 1926 г. преподавал на с/хоз. фак-те Среднеазиатского университета, работал заместителем декана фак-та водного хоз-ва Среднеазиатского хлопкового института. В 1932 г. был назначен зам. председателя Гос. комитета планирования Кырг. АССР. Через год по ложному обвинению арестован и осужден. Расстрелян 18 фев. 1938 г. как «контрреволюционер».

А. Сыдыков – автор ряда трудов и иссле-ний, таких, как «Краткий очерк историч. Разв-я кырг. народа» (1926); «Родовое разделение к-зов» (1927); «Орг-ция содержания скота в кочевой группе» (1930); «О джуте в Ср. Азии и недостатке кормов. Историч. хар-ка» и др. Нек-ые труды А. Сыдыкова впервые были опубликованы лишь в 1992г.

_____________________________________________________________________________________________

Ю . Абдрахманов (1904-1938) – совет., парт. деятель. Родился в айыле Чиркей Кунгей Ак-Суйской волости Каракольского уезда. В 1911-1916 гг. учился в русско-туземной школе с. Сосновка, затем в начал. уч. заведении г. Каракол (Пржевальск). В 1916 г. был в числе беженцев во время исхода к-зов в Китай. После возвращения вступил в Кр. Армию и участвовал в установлении совет. власти в К-не. В 1919 г. учился на командирских курсах в г. Верный. До мая 1920 г. был 2-ым секретарем партийного бюро Кара-Кырг. автономной обл-ти. Затем работал в Ташкенте, в Москве. С марта 1927 г. – председатель Совета Народных Комиссаров Кырг. АССР. В 1933 г. по ложному обвинению был снят с занимаемой должности и направлен на работу в г. Самара, затем в Оренбургскую обл-ть. В 1937 г. по клевете в принадлежности к контрреволюц. орг-ции «Алаш-Ордо» арестован и доставлен из Оренбурга во Фрунзе. Расстрелян за «преступное» членство в Социалтуранской партии. Реабилитирован в 1958 г.

_____________________________________________________________________________________________

Абдыкадыр Орозбеков (1889-1939) – совет.парт.деятель.

Родился в в кишлаке Маргаланского уезда с.Охне Кызыл-Кийского района Ошской области. Когда умер отец, Абдыкадыру было всего 9 лет. Участвовал в раб.движении Туркестана. Акт.боролся за уст-е и укрепление сов.власти. в Кыргызстане Первым его революционным опытом стало участие в революционных движениях 1916 года в Ферганской долине. Позднее, в 1918-1920 гг. прошел путь от рядового бойца до командира отряда и комиссара он служил в Красной Армии.С 1920 по 1925гг. был председателем ревкома Чимионского, Вуадиловского, Мархаматского. и райисполкома Араванского района, секретарем Ошского окружкома. А.Орозбеков был членом партии с 1918 года. Затем членом ЦК ВКП(б), ЦИК СССР. В1925 г. как активный участник установления и укрепления советской власти в Кыргызстане был избран председателем облисполкома Киргизской автономной области. с 1925 – ответствен.секретарь окружкома РКП (б). делегат учередительного съезда Советских рабочих, крестьян и солдатских депутатов Кара-Кыргызской АО в 1925 г. избран председателем облисполкома. 1924 – 1925 – был начальником руководил аграр.отделом Ошского окружного Совета трудящихся,А с февраля 1927 г.—председателем ЦИК Киргизской АССР, первым главой Кыргызской Республики, гле бессменно работал до сентября 1937 г. На открытии V чрезвычайного всекыргызского съезда Советов он сказал: -Преобразование Кыргызстана из автономной п союзную республику ознаменовывает новую величайшую эру в истории кыргызского народа-.

В то время очень высоко ценили его решительность истинного патриота-интернационалиста, выразителя чаяний народа. Велика его заслуга и в том, что Киргизия обрела статус Автономной республики, а позже, из автономной была преобразована в союзную республику. Как никто другой, он уделял особое внимание интернациональному воспитанию молодежи, особенно в укреплении добрососедских и братских отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном. Простые люди его называли •всекыргызским аксакалом-. Однако, как и у многих людей того времени, жизнь А.Орозбекова оборвалась на дате 1938 года. В ноябре 1937 г. он стал очередной жертвой репрессий По лож.обвинению арестован и приговорен к расстрелу, а в мае 1938 года скончался после перенесенной им болезни. Но лишь в 1956 году его доброе имя было восстановлено. Память о том тяжелом времени и делах первого руководителя республики осталась навечно. Проходят годы, и такие сыны земли кыргызской превращаются в легенду. Дела их остаются на века. И наш священный долг — чтить память предков и на примере их подвижни­чества призывать молодежь к служению Отчизне.

_____________________________________________________________________________________________

Иманалы Айдарбеков(1884-1937)- видный государственный деятель Кыргызстана.

Родился он в 1884 году в селе Арчалы Пишпекского уезда. Учился в сельскохозяйственной школе г. Пишпека и сполна испытал все трудности которые выпали на долю кыргызов в 1916 году и последующие годы. Иманалы получил хорошее по тем временам образование в Бишкекской сельско-хозяйственной школе садаводства, а затем в Ташкентской гидротехнической школе.. Иманалы Айдарбеков вошел осознанно и активно участвовал в мероприятиях новой Советской власти. Первым серьезным большевитским поручением для него стало подавление левоэсеровского мятежа в Беловодском, а потом а Нарыне. С 1910 г. трудился в различных сельскохозяйственных органах, был членом коллегии Чрезвычайной Комиссии Пишпекского уездного исполкома, депутатом от Кунтуевской волости. В конце 1919 г. был избран председателем Пишпекского уездного горисполкома Совета народных депутатов. Этобыл умелый руководитель, постоянно боровшийся с голодом, безграмотностью и бандитизмом. Принимал активное участие в разрешении проблем землеустройства кочевников и в национальном размежевании народов Средней Азии, был главным инициатором озеленения и благоустройства столицы. Имя И.Айдарбекова, революционера но призванию, было широко известно в Киргизии в начале XX века.

Осенью, 21 октября 1924 г. создается Революционный Комитет Кара-Кыргызской автономной области в составе 17 человек. Председателем Ревкома стал Иманалы Лйдарбеков. В его планы входило решение следующих задач: осуществление государственной власти от имени народа, проведение административно-территориального районирования области, формирование аппарата областного управления, подготовка и проведение учредительного съезда Советов. Эту миссию он выполнил с чувством высокой ответственности. Он был одним из первых, кому на одном из Учредительных съездов от имени Кремля вручили Красное знамя. В 1925 году при изберании облосполкома Киргизии он не был включен в его состав А ровно через три года на первой сессии ЦИК Киргизской АССР он был избран членом ЦИК Киргизии с возложением на него обязанностей председателя Центрального Совета народного хозяйства республики. Затем он был наркомом промышленности и торговли, а позднее — председателем Главного суда республики. В1935 г. И.Айдарбековбыл исключен из партии якобы за контрреволюционные идеи.

4 сентября 1937 года Айдарбекову было предьявлено обвинение в принадлежности к Социал-Туранской партии, в организации групповой борьбы в период образования Это был человек с умом от природы, обладающим завидным мужеством, стойкостью и скромностью. Таким он и остался в памяти народной. 1937-1938 годы считаются -кровавыми- не только в истории Кыргызстана. Именно в эти годы был нанесен страшный удар по прогрессивным силам нашей республики, его первой интеллигенции. От рук палачей тоталитарного режима погибли лучшие сыновья кыргызского народа. Вот цитата из обвинительного заключения, вынесенного так называемой •тройкой-: -Органами НКВД Киргизской Республики ликвидирована антисоветская, националистическая, террористическая, диперсионПо-нредительская организация, существовавшая в блоке с право-троцкистской террористической организацией. Указанная организация — социал-Иранская партия путем вооруженного восстания, террора, вредительства, диверсии мечтала добиться свержения Советской власти, отторжения Киргизии от Советского Союза, создания буржуазно-капиталистического государства под контролем Англии-. Это заключение — сплошная ложь и клевета, но н то время это было закономерностью. 5 и 8 ноября 1938 г. » урочище Чон-Таш были расстреляны 138 человек, в том числе и Иманалы Айдарбеков. Реабилитировали И.Айдарбекова только в 1958 году.

У него осталась единственная дочь Роза Иманалиенна Айдарбекова — участник ВОВ и первый хирург среди кыргызских женщин.

_____________________________________________________________________________________________

Касым Тыныстанов.

Тыныстанов Касым (1901-1938) – языковед, акын, обществ. деятель, профессор (1936). Родился в айыле Чырпыкты на Иссык-Куле. Начал. образование получил в 1909-1912 гг. в местной мусульман. школе. В 1913-1914 гг. учился в новометодной школе, а затем в 1914-1916 гг. – в русско-туземной школе г. Пржевальска. В 1924 г., после окончания Ташкентского Казахско-Кырг. ин-та просвещения, работал секретарем, затем председателем Кырг. областного отделения Академич. центра (Науч. комиссия) Туркестанской республики. С 1925 г. – редактор газеты «Эркин Тоо». В 1927-1930 гг. – комиссар Народного просвещения Кырг. АССР. В 1930-1937 гг. – науч. сотрудник, затем директор Кырг. ин-та культур. строительства. К. Тыныстанов внес неоценимый вклад в разработку кырг. нац. письменности. При его непосредственном участии проводилась работа по приспособлению арабского алфавита к кырг. языку, по переводу письменности с арабской графики на латинскую и далее – по переходу с латинского на рус. алфавит. Им были разработаны осн. принципы кырг. орфографии и кырг. лингвистич. термины. К. Тыныстанов – автор 1-ых учебников на кырг. языке: «Окуу китеби» - 1924; «Чоңдор үчүн алиппе» - 1926; первой грамматики кырг. языка «Биздин тил» - 1927; на лат. графике – книги для чтения «Эне тилибиз» - 1928; «Кыргыз тилинин морфологиясы» - 1934; «Кыргыз тилинин синтаксиси» - 1936. К. Тыныстанов проявил себя и как талант. переводчик, поэт, драматург. В 1925 г. в Москве был издан поэтич. сборник «Касым ырларынын жыйнагы». Он перевел на кырг. язык «Интернационал», басни И. Крылова. За пьесу «Академиялык кечелер» и ряд других произведений К. Тыныстанов был подвергнут гонениям. В 1937 г. по надуманному обвинению в бай-манапской приверженности, буржуазном национализме был арестован и в 1938 г. расстрелян. Полностью реабилитирован в 1988г.

_____________________________________________________________________________________________

Исхак Раззаков (1910 – 1979)

Родился в ошской области в аиле Ороксан-Бака Лялякского района в семье бедняка. В 3 года умерла его мать. Отец вынужден наняться шахтером на суюктикские копи. Условия труда шахтеров были тяжелыми, когда мальчику исполнилось 8 лет отец умер и его приютила семья земляков из родного аила. В 1919г. Исхака определили в детский дом в городе Ходженте в Таджикистане. Воспитатели заметили у ребенка тягу к учебе и к знаниям и отправили его в школу интернат в г. Ташкенте где он учился до 1925г. Затем как способного и одоренного ученика его направили для продолжения учебы в институт просвещения в городе Самарканд. В феврале 1923гю членом ВЛКСМ и начинает активную комсомольскую жизнь. В конце 20 начале 30 годов учился в московском институте гос. Плана СССР им. Грыжежановского затем он был направлен на работу в Узбекистан где занимал ряд ответственных руководящих должностей вплоть до заместителя председателя СовНарКома и секреторя ЦК ВКПБ. Раззаков был направлен на работу в Кыргызстан и стал председателем совета министров. С 1950-1961 годы первый секретарь ЦК компартии КССР. В эти годы пребывания в КР он в полной мере использовал в своей практической деятельности политику расширения прав союзных республик, которую проводил центр со второй половины 50-х годов то есть давал больше прав союзным республикам. 1941-1944 – комиссар Нар.просвещения Узбек ССР, 1944-1945 – секретарь отдела агитации и пропаганды ЦК КП Узбекистана. 1945-1950 – председатель Совмина Кирг.ССР. 1950-1961 – перв.секретарь ЦК КП Киргизии.

Он был очень интеллигентным, начитанным и целеустремленным человеком, глубоко чувствующим святость народа, активным организатором, серьезно увлекался литературой и даже переводил на узбекский язык о/дельные произведения Л.Толстого и А.Чехова. Именно при нем в Кыргызстане были организованы первые научпо-обраpзовательные центры, институты, началось строительство крупных промышленных и научных учреждений. Он активно проводил огромную работу по расширенны полномочий республики в решении региональных вопросов в экономической сфере. В его бытность было принято постановление ЦК Компартии Киргизии от 18-28 августа 1958 года -О введении преподавания киргизского языка в русских школах-. Исхак Раззаков не мыслил себя, свое жизненное предназначение вне Кыргызстана. Даже, когда был вынужден жить в Москве, он мечтал только об одном, чтобы после смерти его похоронили на Родине. Эта мечта сбылась только в 2000 году, когда по инициативе Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева прах М.Раззакова был перезахоронен на Родине. Его имя, как утренняя звезда Чолпон, освещает нам путь служения народу. Его от других отличало неимоверное человеколюбие, благородство и кристальная честность. Для себя он считал за счастье увидеть свой Кыргызстан процветающим. Обретенной государственностью мы обязаны созидательному труду всех наших выдающихся личностей, в том числе и И.Раззакову. Жил он в прошлом, но является личностью будущего.

_____________________________________________________________________________________________

Т. Усубалиев (1919) - государственный и партийный деятель.

В 1961 году первым секретарем ЦК КП Киргизии был избран. К этому времени он уже был опытным известным не только в республике но в Союзе партийных работником. Большое внимание Т. Усубалиев уделял как превый секретарь ЦК КП Киргизии развитию промышленности Кыргызстана. В эти годы появились крупнейшие промышленные предприятия республики, каскад Нарынских ГЭС. Многое было сделано и для развития сельского хозяйства, науки, и культуры республики., укрепления интернационального братства народов Кыргызстана.

Родился в 1919 году в кишлаке Кочкор. После окончания в 1941 году Кыргызского государственного педагогического института работал в средней школе с. Кочкор, райкоме партии, затем в аппарате ЦК КП Киргизии. В 1943-1945 годах был слушателем Высшей партшколы при ЦК КПСС, затем на протежении 10 лет работал на ответственных должностях в аппарате ЦК КПСС. В 1955-1957 гг. – редактор газеты «Советтик Кыргызстан», заведующим отделом ЦК КП Киргизии, с 1958г. – первый секретарь Фрунзенского горкома партии. В 1961-1986гг. работал Первым секретарем ЦК КП Киргизии. За выдвющееся заслуги перед государством и народом Кыргызстана Т.Усубалиеву в 1999 г. В честь его 80-летнего юбелея был вручен особый знак «Ак Шумкар» и присвоена высшая степень отличия- Героя Кыргызской Республики.

_____________________________________________________________________________________________

Т.Кулатов (1908-1984)-государственный и партийный деятель.

Торобой КулатовРодился в 1908 г. в селе Кызыл-Булак Араванского района Ошской и области. С 1920 но 1925 гг. жил п г.Кызыл-Кия. С февраля 1925 г. работал на строительстве железной дороги Кувасай - Кызыл-Кия. Затем работал забойщиком на шахтах. В 1934 г. был избран председателем рудкома угольщиков. В 1936 г. учился на курсе советско-партийных работников, 1938 г. был избран заместителем председателя исполкома Кызыл-Кнйского городского Совета, затем стал заместителем директора треста Киргизуголь. В июле 1938 г. назначен председателем Совета народных комиссаров Киргизской ССР, и сентябре 1945 г. избран председателем Президиума Верховного Сонета Киргизской ССР, где шюлотиорпо и очень успешно работал в течение 33 лет. С1978 г. находился на пенсии Союзного значения.

Зл особые заслуги перед Отечеством награжден пятью орденами Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного знамени, многими медалями. Неоднократно был избран депутатом Верховного Совета СССР и Киргизской ССР. Т.Кулатов стал руководителем страны в годы огромных преобразований. Пожалуй, трудно найти грандиозную стройку в любом регионе республики, где бы он ни приложил свою руку. Именно в эти годы был построен Колыши Чуйский канал, проложена железнодорожная ветка Кант—Балыкчи, а также высокогорная магистраль Фрунзе—Ош. Т.Кула­тов был политиком-консолидатором, защитником интересов своего наро­да. Он был необыкновенно добродушным, простым и очень отзывчивым человеком. У нас гак говорят: -Трава сойдет - останутся склоны гор. Уйдут правители - останется народ-. И действительно, прошли годы, а память в народе о Кулатоие жива но сей день, о чем и поется в песне Женижока.

Только с народом ты человек, А без него — ты никто. Если даже рукою звезду достаешь, И весь мир в твоих руках, Только с народом ты велик, А без него ты «Кийик»

_____________________________________________________________________________________________

Абдылас Малдыбаевич Малдыбаев родился 7 июля 1906 года в крестьянской семье. В 1922 году, в возрасте 16 лет он сочинил своё первое музыкальное произведение – песню «Акинай». В 1923 году Абдылас поступил в Казахско-Киргизский институт просвещения в Алма-Ате, но через год он перевелся в первый Киргизский педагогический техникум в городе Фрунзе  (сейчас – Бишкек), и окончил его в 1929 году. Во время учёбы Малдыбаев участвовал в художественной самодеятельности, пел в хоре, выступал в драматических спектаклях, сочинял музыку.

В 1928 году стал заведующим учебной части музыкально-драматической студии. Одновременно он участвовал в музыкальном оформлении спектаклей, выступая как актер. В 1933 году студия была преобразована в театр, и Малдыбаев стал его ведущим артистом. Уже в 1939 году в первой декаде кыргызского искусства в Москве были исполнены два крупных сочинения Малдыбаева – музыкальная драма «Ажал ордуна» и первая кыргызская опера «Айчурек». В обоих произведениях он выступал и как композитор, и как исполнитель ведущих партий.

В 1941 году, в канун Великой Отечественной войны, Абдылас Малдабаев поступил в национальную студию при Московской государственной консерватории. Когда война началась, он дважды писал заявления с просьбой отправить его на фронт, но они не были удовлетворены. Не попав в армию, композитор перечислил свою годовую зарплату в фонд помощи фронту. Также он занимался формированием фронтовых артистических бригад. Лишь в 1947 году Малдыбаев возобновил свои занятия музыкой. Совместно с другими композиторами он написал такие оперы как «Патриоты» (1941 год), «Манас» (1945 год), «На берегу Иссык–Куля» (1951 год), «Токтогул» (1958 год). Также ему принадлежат более 300 песен, романсов, ораторий, многие из которых до сих пор пользуются популярностью.

Абдылас Малдыбаев умер 1 июня 1978 года. Его дети пошли по стопам отца, став известными музыкантами.

_____________________________________________________________________________________________

Айтматов Чингиз Торекулович (родился в 1928 г.), киргизский писатель.

Родился 12 декабря 1928 г. в посёлке Шекер Таласской области Киргизской ССР в семье учительницы и партийного работника. Отец был репрессирован в 1937 г. Огромное влияние на мальчика оказала бабушка, жившая в горном аиле. Здесь Чингиз проводил все летние месяцы. Он слушал народные песни и сказки, участвовал в кочевых празднествах.

В 1948 г. Айтматов окончил ветеринарный техникум, а в 1953 г. — сельскохозяйственный институт. Три года работал зоотехником. Тогда же в местных газетах и журналах появились его первые литературные опыты. В 1956 г. он поступил на Высшие литературные курсы в Москве. Вернувшись на родину, редактировал журнал «Литературный Киргизстан», работал корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии. В 1958 г. в «Новом мире» была опубликована повесть «Джамиля» о «незаконной» любви замужней киргизской женщины, написанная от лица подростка. Уже на следующий год её перевёл на французский язык известный писатель Луи Арагон. К Айтматову пришла международная известность.

В 1963 г. за книгу «Повести гор и степей» (кроме «Джамили» в неё вошли «Первый учитель», «Верблюжий глаз» и «Тополёк мой в красной косынке») Айтматов получил Ленинскую премию. Главная черта этих произведений — сочетание нравственной, философской проблематики с поэтикой традиционного Востока. Фольклорные и мифологические мотивы играют решающую роль и в повести «Прощай, Гульсары!» (1965—1966 гг.).

Особенно они сильны в повести-притче «Белый пароход» (1970 г.): трагическая история семилетнего мальчика разворачивается параллельно со сказанием о Рогатой матери-оленихе — хранительнице рода, обожествлённом воплощении доброты. В повести «Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977 г.) писатель перенёс действие в мифические древние времена на берега Охотского моря. Проникнутые верой в высшие силы, рыбаки в бурю жертвуют собой ради спасения ребёнка.

Главная айтматовская тема — судьба отдельного человека как представителя всего человеческого рода — обрела новое измерение в романах «И дольше века длится день» («Буранный полустанок», 1980 г.) и «Плаха» (1986 г.). В первом — описание реальной жизни Средней Азии соединяется уже не только с мифами, но и с фантастикой (речь идёт о межпланетных контактах).

В «Плахе», затрагивающей острейшие проблемы конца XX в. (гибель природной среды, наркомания), автор обращается к поискам Бога. Вставная библейская сцена (разговор Иисуса с Пилатом) вызвала лавину споров — писателя обвинили в подражании М. А. Булгакову и в «эксплуатации высокой темы».

Однако большинство читателей и критиков по достоинству оценили пафос произведения. В 1994 г. вышел роман-предупреждение «Тавро Кассандры». Его герой — русский космонавт- исследователь. Открытые им «зондаж-лучи» позволили выявить нежелание человеческих зародышей увидеть свет, чтобы не участвовать в дальнейшей «мистерии Мирового Зла».

В 70—80-х гг. Айтматов активно участвовал в общественно-политической жизни страны: был секретарём Союза писателей СССР и Союза кинематографистов СССР, депутатом Верховного Совета СССР; после перестройки входил в Президентский совет, возглавлял журнал «Иностранная литература». С 1990 г. находился на дипломатической работе.

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

_____________________________________________________________________________________________

Н асирдин Исанов родился в 1943 году в селе Кок-Бел Ноокатского района Ошской области. Окончив сельскую школу, отправился учиться в Куйбышевский инженерно-строительный институт в Москве.

Вернувшись на родину, Исанов устроился в "Ошгорстрой", где работал мастером, прорабом, главным инженером и главным технологом. Затем вступил в Коммунистическую партию, а в 1976 году окончил Высшую партийную школу в Алматы. В 40 лет стал министром строительства Киргизской ССР, в 1988-м был назначен председателем исполкома Иссык-Кульской области.

На заре независимости республики Аскар Акаев и Насирдин Исанов претендовали на пост президента и даже дошли до второго тура выборов. В итоге Исанов стал вице-президентом. В 1991 году он был назначен премьер-министром КР.

Современники помнят Исанова как простого и принципиального руководителя. Они говорят, что он ставил государственные интересы выше интересов отдельных личностей и был простым в общении. Народ тянулся к нему, видя его непредвзятость и искреннее отношение.

29 ноября 1991 года Насирдин Исанов погиб в автокатастрофе, ему было 48 лет. Обстоятельства гибели до сих пор вызывают много вопросов, так как другие участники аварии почти не пострадали. Некоторые связывают гибель политика с золоторудным месторождением Кумтор, поскольку тот был против его разработки иностранными компаниями.

_____________________________________________________________________________________________

Т ологон Касымбеков родился в селе Ак-Жол Жаны-Джольского района Ошской области в семье колхозника. В 1949 году окончил Кара-Джыгачскую среднюю школу, в 1957 году — филологический факультет КГУ. Трудовую деятельность начал в качестве учителя начальных классов средней школы в родном селе. С 1951 года работал ответственным секретарем Кичи-Акжольского сельсовета. Несколькими годами позже он становится редактором детской и юношеской литературы Киргизучпедгиза, с 1960 г.— заведующим отделом, ответственным секретарем, а с 1966 года —главным редактором журнала «АлаТоо». Далее является редактором Госкомиздата Кыргызской ССР, литконсультантом по прозе в правлении Союза писателей Кыргызстана. В 1987 году избран начальником республиканского отделения ВААП.

Мастер исторических произведений. Первая повесть Касымбекова "Кичинекей жылкычы" ("Маленький табунщик") вышла в печать в 1952 году. Впоследствии по некоторым его произведениям, написанным еще в студенческие годы, сняли фильмы. В 1965-м была опубликована автобиографическая повесть "Адам болгум келет" ("Хочу быть человеком"). Большое место в творчестве Касымбекова занимали исторические романы: "Келкел" (о жизнь кыргызского народа до и после Октябрьской революции), "Баскын" (о событиях, происходивших в Туркестане), "Кыргын" (о национально-освободительном движении 1916 года) и другие. В 1959-м Тологон Касымбеков стал членом Союза писателей СССР, а в 1986 году получил звание народного писателя.


Своим дебютом писатель считает повесть «Адам болгум келет», изданную в 1960 году, хотя до этого времени стал автором двух книг.
Самое известное свое произведение — исторический роман "Сломанный меч" — Касымбеков написал в 40 лет. Он был переведен на все языки Советского Союза, а в 1980 году и на английский. Однако советская цензура нередко испытывала автора на прочность. Самые большие трудности возникли с романами "Келкел" и "Сломанный меч", на Касымбекова даже навесили ярлык "извратителя истории". В союзных газетах и журналах регулярно появлялись критические статьи о нем. Писатель отслеживал и собирал их, а позже издал книгу "Рухту көтөргөн улуу сөз" ("Великие слова, поднимающие дух").

За заслуги перед отечеством в 2007 году ему присвоено высокое звание «Герой Кыргызской Республики». К столетию В. И. Ленина Касымбеков был награжден медалью "За трудовую доблесть" и почетной грамотой Верховного Совета КиргССР. В 2005 году за вклад в развитие государственного языка он получил нагрудный знак "Кыргыз тили", медаль "Данк", а в 2006-м был награжден орденом "Манас" I степени. В том же году стал лауреатом премии имени Токтогула.

Писатель скончался 17 июня 2011 года после продолжительной болезни, его похоронили в селе Кой-Таш.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!