СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторический аспект развития устной речи младших школьников в условиях инклюзивного образования

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исторический аспект развития устной речи младших школьников в условиях инклюзивного образования»

Статья на тему: Исторический аспект развития устной речи младших школьников в условиях инклюзивного образования


Аннотация : в статье описывается особенности развития устной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании. В ней рассмотрено историческое развитие инклюзивного образования и указаны основные проблемы области развития устной речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, устная речь, ограниченные возможности здоровья.


На современном этапе в Российской Федерации произошло серьезное изменение социально-экономических условий, которые привлекли к качественному изменению разных сфер жизни общества и государства, в том числе и российского образования. Практически вся система современного образования была изменена в последние годы. Особое внимание при этом со стороны Министерства образования и науки РФ уделяется перестройки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

На государственном уровне по настоящему инклюзивным образованием в России стали заниматься только в конце первого десятилетия 21 века. Это проявляется в том, что внимание руководства страны в области образования было приковано к разработанным новым ФГОС, учитывающих не только интересы детей, которые обучаются в общеобразовательных учреждениях, но и потребителей детей с ОВЗ. До недавнего времени интересы данной группы детей учитывались только в системе специального образования.

Долгое время именно специальное образование было основной формой обучения детей с ОВЗ. Однако проявлялась при этом методе обучения проблема того, что ребенок, который обучался именно при такой системе образования, был изолирован от массового общества, что в значительном объеме уменьшало его возможности в развитии. Так как ребенок нуждается не только в получении образования, но и в общении со своими сверстниками. Именно поэтому главной целью современного инклюзивного образования стала включение ребенка с ОВЗ в социальную жизнь[1, с. 72].

Необходимо отметить, что данный процесс интеграции в России имеет свою историю. Советский опыт такой системы инклюзивного образования и практика иностранных государств позволили современному инклюзивному образованию при соблюдении демократических, социальных, экономических, образовательных процессов в современной России позволило выйти на иной уровень.

В свою очередь инклюзия позволяет детям с ОВЗ учиться в одной школе с другими детьми. Также этот институт позволяет формировать у здоровых детей высокий уровень понимания состояния других людей, они проявляют большее общение и терпеливость, что на современном этапе развития российского общества играет важную роль, где наблюдается крайне низкий уровень толерантности[2, с. 35].

Особой проблемой общеобразовательных учреждений в инклюзивном образовании является сложность в совмещении темпов и объемов преподавания, которые доступны здоровым детям и недоступны детям с ОВЗ. Также глобальная проблема наблюдается в сложности общения детей с ОВЗ и здоровых детей в школах. Как правило, в данном роде отношений наблюдается напряженность, а общение этих детей развивается медленным темпом. Необходимо указать и тот факт, что негативное отношение здоровых детей к детям с ОВЗ в большей своей степени формируется родителями, так как родительская общность детей с хорошим здоровьем негативно относится к внедрению инклюзивного образования.

Значительной проблемой в инклюзивном образовании в сельской местности заключается в том, что, как правило, при недостаточном финансировании этих учебных заведений, наблюдается отсутствие специального медицинского сопровождения, также отсутствует школьный транспорт, который позволял бы добираться детям со школы домой.

Особой проблемой перед школьниками с ОВЗ является развитие их устной речи, так как именно она является средством необходимой социализации. Данный подход соотносится с положением Л.С. Выготского, согласно которому становление личности непосредственно связано с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому себе, что отвечает сущности инклюзивного образования[3, с. 92].

Проблема в речевом развитии детей школьного возраста, которые получают инклюзивное образование, является актуальной на современном этапе. Общая тенденция речевых отклонений школьников от существующей нормы нацеливает преподавателей на овладение более широким спектром диагностических технологий.

Особо важной проблемой становления развития речи школьников с инклюзивным развитием является включение их в ряды их сверстников.

Необходимо отметить, что показатели нормы развития уровня устной речи и общих представлений окружающего мира у детей с нормальным и тяжелым развитием могут значительно разница. Например, те показатели, которые являются оптимальными для школьников с нормальным развитием низкого уровня, являются порой сложными для детей с ОВЗ даже недостижимыми на их высшем уровне. Поэтому при создании программы обучения следует учитывать и этот фактор[4, с. 83].

Инклюзивный подход в современной системе образования России, появился не давно, в связи с чем, в настоящее время вопрос о развитии и перспективах данного подхода является достаточно актуальным, что связано в первую очередь с решением проблем психологического и педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, как целостного процесса, и поиска наиболее эффективных форм и методов. Одним из наиболее эффективных способов обучения инклюзивный подход, определяет моделирование, которое, прежде всего, позволяет на практике достаточно быстро регулировать степень привлечения и участия необходимых специалистов, в процессе обучения[5, с. 588].

На современном этапе лексико-грамматический строй речи детей осуществляется по следующим направлениям:

- обогащение словарного запаса;

- уточнение словаря;

- осуществление создания речевых ситуаций.

Рассмотрим основные ориентиры по развитию речи дошкольников;

- осуществление подбора должного материала с учетом индивидуальных особенностей детей;

- постепенная усложненность лексического материала и грамматики;

- включение в проведение занятий разного рода игр;

- осуществление работы преподавателя по расширению словарного запаса;

- реализация в обучении детей взаимосвязи диалогической и монологической речи;

- содействие налаживанию диалогического общения между детьми, освоение умений дифференцированно пользоваться вербальными средствами общения.

На современном этапе развития системы образования в области развития речи детей с ОВЗ предполагает наличие в школе профессионального логопеда, так как именно специалист данного рода может осуществить подбор конкретных упражнений каждому ребенку в зависимости от его развития.

Таким образом, развитие преподавания устной речи у детей с ОВЗ представляет собой сложную многоуровневую систему, включающие в себя взаимодействие с различными специалистами и педагогами. Важной задачей современного инклюзивного образования заключается в социализации детей с ОВЗ, для этого устанавливается возможность их совместного обучения со здоровыми детьми.


Список литературы

  1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья/ Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагогов интегрированного образования: Мат-лы межд. науч.-практ.конф. (Волгоград, 15-17 ноября 2010 г.) / Состав.: С. Г. Ярикова, Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. - Волгоградский госуд. соц.-пед. ун-тет: Волгоград, 2010.- С. 72-76.

  2. Инклюзивное образование: методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Сост. М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Центр «Школьная книга», 2015. – 240 с.

  3. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204с.

  4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / под ред. М. С. Староверовой. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.

  5. Кутепова Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова, Ж. Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Алехина. – М., 2013. – С. 588–592.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!