Художественно-философское осмысление сущности истории в романе «Война и мир»
«Невольно я почувствовал необходимость доказывать то, что я говорил, и высказывать те взгляды, на основании которых я писал…»
Л. Толстой
Если при анализе II тома в центре внимания стоял отдельный человек с его индивидуальной, подчас отъединенной от других судьбой, то при анализе III-IV томов мы видим человека как частицу массы . Основная мысль Толстого при этом - только тогда отдельный человек находит свое окончательное, настоящее место в жизни, когда становится частицей народа .
Уже начиная с «Севастопольских рассказов», Л.Н.Толстой обличает антигуманную сущность войны
«Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, мен, грабежей, пожаров и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судеб мира и на которые, в этот пepиод времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».
- «12 июня силы Западной Европы перешли границы России…»
- Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?
- Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей.
- Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин», т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел , когда из движения отдельных величин рождается общее движение
Что является, по Толстому, коренной причиной происходящих событий?
- «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякой жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».
- Толстой - сторонник фаталистических взглядов: «…событие должно свершиться только потому, что оно должно свершится», «фатализм в истории» неизбежен. Фатализм Толстого связан с его пониманием стихийности. История, пишет он, есть «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества».
- Какую роль играет личность в истории?
- Личность не играет и не может играть никакой роли в истории: «царь есть раб истории». По Толстому, стихийность движений массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиняться предписанному свыше направлению событий.
- Война для Л. Н. Толстого – это событие, совершаемое народом, а не личностями, полководцами. И побеждает тот полководец, тот народ, чьи цели едины и объединены высоким идеалом служения Отечеству.