СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческое эссе Морозова Ю.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческое эссе на конкурс.

Просмотр содержимого документа
«Историческое эссе Морозова Ю.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7»



Конкурс исторических эссе «История и культура народов Югры»



Старшины говорят так: «Мы опасаемся, что советский суд разрушит наши вековые традиции , поэтому углубляемся в далекие окраины, где мы можем жить по своим обычаям. Дайте нам такой суд, который уважал бы наши вековые обычаи».







Автор: Морозов Юрий Алексеевич 10б класс



























Г. Нижневартовск, 2019г.

«Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека»! Без знания своих корней, традиций своего края нельзя стать полноценным человеком, любящим своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Чтобы стать патриотом своего края, надо знать его историю.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – это огромная территория в Западно-Сибирской низменности. Земля, на которой мы живем, является исторической родиной обско-угорских народностей – ханты, манси, ненцев, селькупов. На его просторах могло бы расположиться любое государство Европы, кроме Франции.



Автор этнографического труда Дунин-Горкавич, говоря о этническом составе и быте населения Тобольского Севера говорит о том, что все инородцы этого края управлялись органами, которые назывались управами.

В Сургутском уезде каждая управа состояла из старшины-инородца, двух его кандидатов и писаря. Уезды делились на волости или роды, которые управлялись родовыми старостами. В их обязанности входило получение из казенных магазинов огнестрельных припасов, раздача их общественникам и взимание с них ясака т.е. оброка пушниной. Несмотря на то, что деление на роды возникло издавна, в то время главным было пользование общинной землей родами. Земли каждого рода были известной территориальной единицей, чаще всего это был бассейн какой-либо реки. Границы угодий рода строго соблюдались представителями других родов. Незаконное вторжение наказывалось в соответствии с обычаями. Дунин-Горкавич в своей книге описывает пример наказания, когда для звериного промысла, самовольно вторгшийся на чужую территорию и признавший свою вину, охотник заплатил 55 рублей штрафа.

Старшины и исправники избирались на должности на сходах, а затем кандидатуры утверждались губернским начальством и исправником. Маловажные дела и иски инородцев решались по-разному: у остяков родовым управлением, у самоедов старшиной лично. Второй управой у остяков была управа, и лишь третьей полицейское управление. Самоеды могли в случае недовольства решением старшины вчинять иск суду общеустановленным порядком. Но на самом деле такой суд практически никогда не собирался из-за большого расстояния, а инородцы избегали единоличного суда старшин, поэтому все споры и иски разбирались на съездах для определения ясака, которые проходили 2 раза в год в мае и декабре.

Поэтому у остяков долгое время, хотя и секретно, практиковалась клятва над головой или лапой медведя. Остяки верили, что если такая клятва дана ложно, это не останется безнаказанным. Поэтому остяк, признающий себя виновным, на клятву не соглашался, чтобы не получить еще большее наказание, а дающий клятву, считался оправданным. То есть для инородцев клятва над священным животным была априори оправдывающим действием, а дать ложную клятву не считалось возможным. Нам сегодня это может показаться наивным, но именно такой суд признавался инородцами судом в соответствии с традициями и обычаями. Почему же остяки так верили такой клятве.

Христианство не проникло глубоко в сознание остяков, а их воззрения были достаточно просты и переплетались с языческими суевериями. Медведь-это сын божий свергнутый с неба за гордость и упавший на землю. Упал он между двух лесин т.е. деревьев и долгое время лежал нагой, пока не оброс шерстью. И сказал ему бог - ходи хоть медведем. Медведь, когда видит человека, встает на задние лапы и поднимает передние. Остяки считали, что он, таким образом, обращался к богу и спрашивал его задрать ему человека или оставить в живых. Медведь как сын божий все знает, поэтому остяки произносили клятву над его лапой или головой. Неправый человек, ложно произнесший клятву, в любом случае попадался медведю.

По словам Н. Витсена, остяки-народ «живет грубо, ничего не зная о грехах. Считают преступлением только непослушание родителей и начальства. Но от христиан научились говорить: «Я грешный человек». Они редко грустят, но если и случается, то прибегают к своему жрецу, который, якобы, совещается с дьяволом и говорит им, что они должны и не должны делать».

Советская же система суда, оформляющаяся в 1920гг, рассматривалась скорее, как средство управления и контроля, а также как средство осуществления государственной политики и карательный орган. Суд - это возможность показательных воспитательных мероприятий, вряд ли инородцы, для которых его процедура была слишком чужда, с их полу христианским, полуязыческим воззрением могли признать его для себя авторитетным и основополагающим. Отсюда и боязнь разрушения традиций и обычаем и желание уйти далеко, чтобы их сохранить.



За годы исследования хрупкой, шаткой, самобытной культуры Югры, их традиций, я больше убеждаюсь в ценности знаний о коренных народах, проживающих на суровой, но такой родной для них земле. Всё материальное и духовное в их культуре гармонирует с окружающим их миром. К сожалению, сейчас культура народа теряется и забывается, несмотря на государственную поддержку. Я горжусь тем, что я живу на земле, которую для нас сохранили, бережным отношением к природе, к ее дарам, коренные народы.

Я благодарен судьбе за то, что родился на этой земле! И как настоящий патриот – люблю свою Родину – Югру!

































Список использованной литературы.

1.Витсен Н. «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 г. Источник: http://zz-project.ru/n-vitsen-severnaya-i-vostochnaya-tartariya/923-o-narodakh-ostyakakh-ili-o-zemle-ostyakii
zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой

2. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. М.:Изд-во «Либерия», 1995г с.76

3. Камалова Г.Т. Теоретический контекст историко-юридического исследования источников права. Вестник ЮУрГУ, №13, 2006г. с.1

4.М.Е. Шатилов «Ваховские остяки» Томск, издание Томского краеведческого музея.1931г с.139-140


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!