Урок для учащихся 11 класса по теме
«Исторические чередования в составе слова. Чередование звуков в корне слова»
Оформление доски: тема, таблица исторических изменений
Цели урока:
обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.
выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных детей;
повышение качества знаний, развитие творческого потенциала в области социально-гуманитарных наук;
Задачи:
пропагандировать культуру речи; формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся;
овладевать навыками сотрудничества и общения в коллективе;
готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и эффективному участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня.
Оборудование: телевизор, компьютер, иллюстрации учащихся, таблица, стенд с книгами, раздаточный материал ,этимологический словарь, словообразовательный словарь, карточки, схема морфемного состава слова, рабочие листы для учащихся (см. Приложение 1), таблица исторических изменений (см. Приложение 2)
На столах у каждого ученика лист белой бумаги формата А4 с наклеенным засушенным осенним листком, текстами, необходимыми для работы на уроке, и тестом. На этом листе и будет выполнена вся классная работа
Предварительное индивидуальное задание–выучить наизусть отрывки стихотворений поэтов Серебряного века, подготовить сообщения
Ход урока.
1)Вступительное слово учителя
Слайд №1- картина осени
На дворе поздняя осень. Она в этом году выдалась такая мягкая, теплая. Я недавно ходила по парку и собирала для вас опавшие листочки - у вас на рабочем листе прикреплен засушенный листок как символ этого урока. Быть может, он сохранится у вас, и потом, в будущей своей жизни, когда-нибудь откроете томик стихов Северянина или Гумилева и вдруг обнаружите засушенный подарок и вспомните и этот урок, и свою школу, и на душе станет так тепло, тепло.
Я попросила ребят выучить небольшие отрывки из понравившихся стихотворений поэтов Серебряного века, и они нам сейчас для настроения прочтут их.
Ребята читают стихи.
2) Беседа с чтецами о средствах фонетической организации стихов.
Слайд №2 – стихи поэтов
Валерий Брюсов. «В том же парке»
Здравствуй, листик, тихо падающий,
Словно легкий мотылек!
Здравствуй, здравствуй, грустью радующий
Предосенний ветерок!
Выхожу в аллею липовую,
Где сказал он мне: я твой!..
Я не плачу, только всхлипываю,
шелестя сухой травой
-Какие виды звукописи вы услышали в этом отрывке ?
(аллитерация на звуки с,т,п,щ как средство изображения тихой осени, падающих листьев) Да, кроме того, дактилические рифмы, длинная стока создают напевную, спокойную интонацию.
- Игорь Северянин. Стихотворение «Городская осень»
Как элегантна осень в городе,
Где в ратуше дух моды внедрен!
Куда вы только ни посмотрите -
Везде на клумбах рододендрон...
Маркизы, древья улиц стриженных,
Блестят кокетливо и ало;
В лиловом инее - их, выжженных
Улыбкой солнца, тишь спаяла.
-Совершенно другое восприятие осени в стихотворении И.Северянина. Она у него улыбающаяся кокетка, а соответственно и звуковое оформление иное –больше сонорных согласных: м,л,р и звонких согласных.
Николай Гумилев «Осень»
По узкой тропинке
Я шел, упоенный мечтою своей,
И в каждой былинке
Горело сияние чьих-то очей.
Сплеталися травы,
И медленно пели и млели цветы,
Дыханьем отравы
Зеленой, осенней светло залиты.
Вывод:
Таким образом, в нашей речи, а в поэзии особенно, звук играет первостепенную роль.
Сегодня на уроке занимаемся морфемным анализом состава слова; глубже знакомимся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; учимся сопоставлять древний состав слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке. Эти знания вы будете использовать при сдаче ЕГЭ. А оценка за урок будет средней по итогам выполнения нескольких заданий. Подпишите свой рабочий лист и посмотрите критерии оценки. Начнем с повторения известных вам чередований в корне слова.
3). Повторение изученного по теме «Корни с чередованием гласных» (Приложение 1)
Задание 1: Найдите в этих отрывках слова с чередованием гласных в корне, объясните правописание (блестят, горело)
Задание №2.Тренажер по теме «Корни с чередованием гласных» и взаимопроверка ответов
4). Углубление знаний по теме.
Защита исследовательской работы группы «Ученый совет»
-
Сообщение ученика №1
Исторические чередования о//а, и//-, ы// -
Праславянский язык унаследовал из индоевропейского пять гласных звуков, различающихся долготой и краткостью: среди них были краткие и долгие е, ă-ā. Эти количественные различия гласных по долготе и краткости преобразовались в праславянском языке в качественные различия: ĕ сохранился как е, ē перешел в ять, ĭ изменился в ь, а ī сохранился как i (и), ŭ перешел в ъ, а ū– в ы, ŏ и ă совпали в гласном о, а ā и ō– в гласном а; отсюда чередования: о//а (коснуться-касаться,
ложиться-полагать); и/- (собрать-собирать, вытру-вытирать); ы//- (тыкать-ткнуть).
5).Актуализация знаний
Недавно мы с вами говорили о позиционных (фонетических) чередованиях звуков, т.е. о таких, которые зависят от позиции звука, например, от сильной и слабой позиции. Как известно, морфемный состав слова не является постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. А знать эти древние корни очень важно. Помогает нам в этом наука этимология. (От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение)
Это наука изучает происхождение слова. Существуют разные словари, из которых можно почерпнуть нужные сведения: (показать словари)
«Этимологический словарь»
«Словообразовательный словарь» Тихонова.
Иногда мы сталкиваемся со словом, морфемы которого достаточно сложно выделить: они могут сливаться друг с другом, накладываться друг на друга или же вообще видоизменяться. В таком этом случае мы имеет дело с изменениями в морфологическом составе слова.
Слайд №3 – определение
Историческими (фонетически не обусловленными) называются чередования, которые в современном русском языке не зависят от положения чередующихся звуков в специальных фонетических условиях.
Они возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме.
Следовательно, они проявляются как в устной, так и письменной речи. Как правило, исторические чередования наблюдаются в корнях слов.
Несколько простых примеров
Слайд № 4
Выделите современный корень в слове солнце. Для этого подберите однокоренные слова.
Выделите корень. Что получили? Корень -солн-., а раньше был корень-сол
В древности солнце обозначалось словом сол Как видим, в истории языка произошли изменения. (см. Приложение 2)
Итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова, что с ними произошло.
Работа с классом Задания(устно):
1. Докажите, что слова мешок и мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами одного корня.
(I вариант). В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х//Ш. Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.
(II вариант). Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.
Вывод: Знать их бывает очень важно. Они могут определить правописание современных слов. Например: безударная гласная в корне (столица, Москва), непроизносимая согласная в корне (солнце).
слайд №5
Разграничивают три вида исторических чередований:
1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука),
2) чередования согласных и групп согласных,
3) чередования полногласных и неполногласных сочетаний.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Фонетическая разминка Слайд №6
Чередование гласных
Прокомментируйте чередование гласных в данных примерах
О – е
Возить – везти, носить – нести, пою – петь.
О – а
Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать.
О – ы, е – и
Вой – выть, шей – шить.
О – е – и
Сбор – соберу – собирать.
О – ы – у
Сохнуть – заcыхать – сухой.
О/е – «нуль» звука (беглые гласные)
Рот – рта, день – дня.
И – ы
Искусный – безыскусный.

Слайд №7
Чередование согласных
К – ч
Рука – ручной, дружок – дружочек.
Х – ш
Сухой – сушить.
Г – ж – з
Друг – дружить – друзья.
Д – ж – жд
Водить – вожу – вождение.
Т – ч – щ
Свет – свеча – освещение.
Ст – щ
Пёстрый – испещрить.
Д/т – с
Веду – вести, мету – мести.
б/бл мягкий: любовь - влюбленность.
п/пл мягкий: торопить - тороплюсь.
в/вл мягкий: улов - ловля.
ф/фл мягкий: разграфить - разграфлю.
м/мл мягкий: корм - кормление.
Слайд № 8
Чередование сочетаний звуков
Обратите внимание!
Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить), люблю (любить), ослепление (слепой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!
Сочетания
А/я – им – ин – м/н
Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну.
Ова/ева – уj
Ковать – ку[ j ]ю, жевать – жу[ j ]ю.
Беседа с классом и членами Ученого совета Представление исследовательской работы
-Почему так произошло? Затрудняетесь ответить7 Тогда обратимся к нашему Ученому совету.
Сообщение ученика №1 о возникновении чередований им//а.
Так, сочетания гласных [е], [и], [ь] с носовыми согласными [н] и [м] преобразились в [’ а], а с гласным [о] – в [у] (в русском языке; в старославянском языке эти сочетания образовывали носовые гласные: юс малый и юс большой) в закрытом слоге, т.е. в конце слова или перед согласными. Перед гласными они сохранились, так как не нарушали закона открытого слога. Таким образом возникли чередования [ ’а]// им, ин, ен, ем, м, н; [у] //он, ом, м, н: мя-ть – с- мин-ать - мн-у, по-ня-ть – по-ним-ать; врем- я – врем-ен-и; звук - звонкий.
Примечание: Вставное -н- между приставкой и корнем появляется по аналогии к падежным сочетаниям местоимений он(а, о) с предлогами. У славян были предлоги типа КЪН При употреблении этих предлогов с косвенными падежами местоимений происходило переразложение, которое заключалось в том, что согласный н от предлога отошел к местоимению, а предлог утратил редуцированный и принял современный вид в, к, с. После других предлогов согласный н появился по аналогии с этими предлогами, по аналогии он появился и после приставок в словах с корнями –ним, -н- (снимать, снять, вынимать, принимать).
Чередование группы согласных
ск/щ: треск - трещать.
ст/щ: густой - гуща.
Чередование гласных с сочетанием гласный+согласный
Полногласные/ неполногласные сочетания
Чередования в заимствованных словах
с/т: хаос - хаотический, рефлекс - рефлекторный.
з/т: наркоз - наркотический.
з/д: претензия - претендовать.
зм/ст: сарказм - саркастический.
т/ч: студент - студенческий.
к/ц: фальсификация - фальсифицировать.
6). Тренировочные упражнения НА ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередования гласных:
Село-села
День-дня
Беру-сбор-собрать-собирать
Сон-сна
Посол-послать-посылать
Ходить-хаживать
Сухо-сохнуть-засыхать
Взять-возьму-взимать
Мять-мну-приминать
Бить-бой
Проверка
э//о с’эл/ о– с’ол/а
э//# д’эн’/# – дн’/а
э//о// # // и б’эр/у– сбор/# – со/бр/а/т’ – со/б’ир/а/т’
о// # сон/ # – сн/а
о// # //ы по/сол/ # – по/сл/а/т’ – по/сыл/а/т’
о//а ход/и/т’ – хаж/ива/т’
у//о//ы сух/о– сох/ну/т’ – за/сых/а/т’
а//м//им вз’/а/т’–воз’/м/у– вз’/им/ат’
а//н//ин м’а/т’ – мн/у– пр’и/м’ин/а/т’
и//оj б’и/т’ – боj/#
Чередования согласных:
рука-ручка
лик-лицо-личина
друг-дружить-друзья
носить-ноша
пускать-пустить-пущу
светить-свечу-освещать
ходить-хожу-хождение
ловить-ловлю
сплету-сплести, веду-вести
увлеку-увлечение
Проверка
к//ч’ рук/а– руч’/к/а
к//ц//ч’ л’ик/ # – л’иц/о– л’ич’/н/ы
г//ж//з// друг/ # – друж/и/т’ – друз’/j/а
с//ш нос’/и/т’ – нош/а
ск//ст//щ пуск/а/т’ – пуст’/и/т’– пущ/у
т//ч’//щ св’эт’/и/т’ – св’эч’/у– о/св’эщ’/а/т’
д//ж//жд ход’/и/т’ – хож/у– хожд’/эн’иj/э
в//вл лов’/и/т’ – ловл’/у
д,т//с пл’эт/у– пл’эс/т’и, в’эд/у– в’эс/т’и,
г//ч’ у/вл’эк/у– у/вл’эч’/эн’иj/э
Чередования полногласных(-оро-, -оло-, -‘эр’э-, -‘эл’э-, -‘эло-) и неполногласных(-ра-, -ла,-р’э-, -л’э-) сочетаний звуков:
Отметьте чередования полногласных и неполногласных сочетаний.
Сторона– страна,
волость– власть,
молочный– млечный,
средний– середина,
борода– брадобрей,
ворота– вратарь,
здоровый– здравица,
короткий– краткий,
холод– охладить,
волосы– власяной,
берег– безбрежный.
Проверка
-оро-ра; -оло-ла; -ере-ре
Мы говорили о чередованиях в корне слова, а бывают ли слова без корня?
Слайд «Бывают ли слова без корня?»
Однако возможны чередования также в приставках и суффиксах
Слайд
Определите, какие чередования происходят в суффиксах (устно):
а) существительных, б) кратких прилагательных, в) притяжательных прилагательных.
а) комок– комка, сучок– сучка, кружок– кружка, ножек– ножка, птичек- птичка, ручек– ручка;
борец– борца, венец– венца, хлебец– хлебца, боец– бойца;
судья– судей, бегунья– бегуний, плясунья– плясуний.
б) уместен– уместна, свободен– свободна, верен– верна;
сладок– сладка, крепок– крепка, боек– бойка.
в) лисий– лисья, заячий– заячья, волчий– волчья, беличий– беличья, сорочий– сорочья.
.
В приставках отмечаются лишь отдельные случаи чередований гласных с нулем звука.: вознестись– взлететь (о//# - чередование о с нулем звука), передать– предать (пере//пре)
Значок # обозначает нуль звука или нулевую морфему.
Слайд
Непродуктивные приставки- это те, при помощи которых образуется мало слов.
Например, как будет называться мама вашей бабушки? (Прабабушка)
Какие еще слова вы можете привести в пример? ( Правнук, праязык, прародина.)
Теперь приставка слилась с корнем.
Какие ещё непродуктивные приставки вы знаете? (суглинок) и ПА (пасынок).
В русском языке есть слова с непродуктивными суффиксами. Вспомните их: (-ень: ливень, бивень; -знь: жизнь, болезнь, боязнь;-тяй: лентяй, слюнтяй).
Слайд «Срослись»: дотошный, спасибо, сумасшедший
7)Рассмотрим причины исторических изменений.
Нам помогут это сделать члены нашего Ученого совета. Сообщения учеников
1-ый ученик
1)изменение лексического значения производного слова ( крыльцо - маленькое крыло);Сейчас эти слова (крыло – часть тела животных и крыльцо – часть дома) не соотносятся, а в древнерусском языке они соотносились. Иными словами, в наше время слово «крыльцо» мы считаем непроизводным;
2-ый ученик
2) это изменение звукового состава слов. Слова «поволока», «наволочка», «обволакивать», «оболочка», «облако» являются однокоренными, но их морфологическая структура различна: на-волоч-к-а, об-волак-ива-ть – это производные слова; облак-о, оболочк-а – это слова непроизводные вследствие утраты звука [в] (облако как обволокшее, оболочка как проволочка).
3-ый ученик
3 )выпадение из словаря родственных слов, т. е. утрата из языка мотивирующего слова (недуг - дуг, или сила, здоровье; ненастье от настье, или хорошая погода), либо слова, имевшего уменьшительно-ласкательный суффикс (кольцо - коло, или круг; лягушка - лягуха; платок - плат; зрачок - зрак; белка - бело).
Сейчас слова «рубаха», «лебедка», «ямщик» являются непроизводными, но ранее они имели иной «статус»: руб (кусок ткани) → рубаха, , ям (остановка на дороге) → ямщик.
4-ый ученик
В-четвертых, влияние морфологической структуры «продуктивных» слов на морфологическое строение слов «непродуктивных», или изолированных этимологически. Так, слово «зонтик» сейчас рассматривается как членимое (зонт + ик), ранее же оно воспринималось «целиком» (зонтик).
Слайд Вывод
8). Виды исторических изменений состава слова:
1. Опрощенье.
2. Переразложение.
3. Усложнение.
4. Замещение.
5. Диффузия.
Рассмотрим некоторые из них:
слайд
Этот процесс в языке называется ОПРОЩЕНИЕ- упрощение морфемной структуры слова. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.
Ранее: вкус в- кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.
Сейчас: успеш-ный Ранее: у-спех-н-ый
Таким образом, от 4 морфем мы со временем пришли к 3.
Слова «добрый» и «старый» сейчас мы считаем непроизводными, а ранее в них выделялся суффикс -р-: доб-р-ый, ста-р-ый.
Также опрощению подверглись такие слова, как «дворец», «красный», «позор», в силу того что в процессе употребления эти слова утратили связь по значению со словами, на базе которых они были образованы: двор → дворец, краса → красный, зоркий → позор.
Слова «льгота», «лепесток» и «нужный» подверглись опрощению, из-за того что в современном русском языке перестали существовать соотносительные с ними производящие основы: льзя → льгота, лепест – лепесток, нужа – нужный.
Слова «усопший», «весло» и «пестрый» подверглись фонетическим имениям, поскольку потеряли связь с производящей основой и перестали делиться на морфемы: уснувший → усопший, везти → весло, писать → пестрый.
Переразложение - это процесс перемещения границ между морфемами. Сущность - один аффикс поглощает другой аффикс (вместо двух получается один большего объема).
1. На стыке производящей основы и словообразовательного суффикса.
Пылинка ина (инк=ин+к).
Горячность
2. На стыке производящей основы (корня) и приставки.
Снять (с - приставка, ня - корень), исторический корень "сън" (в слове сънять). По аналогии определяем корень в словах отнять, обнять, объять, изъять.
Интересно слово «отворить», где сейчас мы выделяем приставку "о" и корень "твор", а исторически был корень "вор" и приставка "от".
Групповая работа
Группа исследователей
Защита исследовательской работы группы «Ученый совет»
Сообщение ученика №3
Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке — Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения .Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были утрачены до 9 века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» — буквой у. Две буквы — «онъ» и «омега» — обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буквами — «зело» и «земля» — обозначался звук [з]. Для звука (и) тоже было две буквы — Й и И. Со временем утратились гласные звуки |ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звукисохранялись очень долго.
Сообщение ученика №4
История редуцированных и следствия их утраты-
Одним из исторических чередований является чередование о и е с нулем звука, т.е. явление беглости гласных. Беглость гласных возникла в силу того, что в древнерусском языке были редуцированные гласные ь и ъ, которые могли находиться в сильной (перед слогом со слабым редуцированным, перед плавными р и л, в первом слоге под ударением) и в слабой (в конце слова, в первом слоге без ударения, перед слогом с гласным полного образования или с сильным редуцированным) позиции в различных грамматических формах одного и того же слова или в родственных словах. В конце ХΙΙ – начале ХΙΙΙ вв. произошло падение редуцированных, т.е. утрата их в слабой позиции и изменение в гласные о и е в сильной.
В современном русском языке беглость гласных наблюдается в корнях слов (сердце – сердечный, сто - сотня), в суффиксах (цветок - цветка, смешной - смешон), в приставках (подбирать – подобрать, собрать – сбор), в предлогах (к тебе – ко мне, с тобой – со мной).
Следствием падения редуцированных является появление двойных согласных в русских словах на стыке корня и приставки (расъ - сказать – рассказать, подъ - делать- подделать), корня и суффикса (рус-ьскый - руссский, весьнь - ний - весенний). Как известно, в древнерусском языке двойных согласных не было, они отмечались лишь в иноязычных словах (тонна, агрессия), поэтому наличие двойных согласных в корне слова свидетельствует об иноязычном происхождении слова.
Следствием утраты редуцированного гласного ъ в конце слова является отсутствие суффикса -л- (он является нулевым) в форме прошедшего времени мужского рода в глаголах с основой на согласный (неслъ – нес (несла, несло, несли), пеклъ –пек (пекла, пекло, пекли)).
В результате падения редуцированных отвердел конечный согласный н и м в некоторых грамматических формах, в том числе в форме родительного падежа множественного числа существительных первого склонения, отсюда орфографическое правило: в родительном падеже множественного числа существительных на -ня с предшествующим согласным ( твердым или мягким) (между этими согласными был ь или ъ ) или й буква ь на конце не пишется, например : вишня – вишен, спальня – спален. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.
Сообщение ученика №5
История звука, обозначавшегося буквой Ъ
В период с XIII – XVI вв. происходит утрата древнерусского звука, обозначаемого буквой Ъ (ять). Результаты изменения этого звука различны в русском литературном языке и русских говорах. В литературном языке мы имеем гласный е, например: лес, вера. Лишь в некоторых словах на месте ятя употребляется гласный и: дитя (ср. дети), сидеть, свидетель (ведать), мизинец, вития (оратор) (совет, вече). После шипящих, возникших в результате 1 палатализации, ять изменился в а (в глаголах на –ать, в суффиксе превосходной степени прилагательных – айш – (бег-Ъ-ть – беж-а-ть, кратък-Ъиш-ий –кратч-айш-ий). В говорах на месте ятя можно услышать е, и, ие.
Что означает выражение знать на ять ? Что известно вам о судьбе буквы «ять»? Когда ее исключили из русского алфавита?
Сообщение ученика №6
-Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.
Значение фразеологизмов: Прописать ижицу. Ходить фертом - (ферт-щеголь, франт)-
Процесс переразложения произошел и в словах, которые приобрели связанные корни - ним-,-н-, -ем- и др. Таким образом, в словах объять, обнять, объем, обнимать, изъять, изъян, изымать, принять, прием, принимать, восприимчивый – один и тот же корень.
Такие чередования объясняются существованием в старославянском языке носовых согласных. Слайд
«Юс малый и юс большой». Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита*.
Наложение морфем -это полное или частичное совмещение двух морфов друг с другом, когда конец одного накладывается на начало другого.
Чаще всего процесс происходит на стыке мотивирующей основы корня и суффикса: таксист, пальтовый.
На стыке приставки и мотивирующей основы: рассорить, взывать.
Наложение бывает между двумя основами (корнями): лермонтовед, тургеневед.
Усечение мотивирующей основы.
Мотивирующая основа включается в производную основу не целиком, а лишившись конечных фонем, одной или нескольких.
Сухумский и (существительное).
Женский щина.
Близость кий (прилагательное).
Наиболее характерно это явление для мотивированных глаголов.
Побелка ить.
Плясун ать.
В наречиях: переиначить е
Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.
Ср.: стол, лев, стена и др.
Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.
Например, корень ул- (улица, проулок); корень пт- (птица, птенец); корень роб- (робкий, робость), вой- (войско, война, воин). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин, англичанин).
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.
6. Диффузия
Диффузия - это исторический процесс, при котором происходят взаимопроникновение морфем при сохранении или четкой самостоятельности (т.е. морфемы частично совпадают).
Причина - фонетические изменения слова.
При+идет= придет (при - приставка, ид - корень).
Глагол, оканчивающийся на -чь: берегти - беречи - беречь (беречь - корень, чь - суффикс). аналогично печь, стричь.
7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.
Слайд Тест (проверка )
1. Составьте ряд слов с историческими чередованиями в корне слова мрак
Мрак – мрач-ный – об-морок – мороч-ить – мерк-нуть – мерц-ать – су-мереч-ный; с-мерч – с-морк-аться; за-морач-иваться.
За каждое правильное слово– 1 балл. (Максимум 9 баллов)
2. Постройте словообразовательную цепочку к слову сыщица. Сколько «ступеней» отделяет от этого слова до исходного?- 4 б
Иска-ть→с-ыскать→сыск→сыщ-ик→сыщи-ца (4 степени производности).
3. Как правильно написать слово (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый? Обоснуйте свой ответ
Здесь зашифровано три слова, которые могут быть написаны тремя разными способами:
1) суженый – «жених»; имя существительное – субстантивация причастия, образованного от глагола «судить» с помощью суффикса -ЕНН- (историческое чередование д//ж);
2) суженный – страдательное причастие, образованное от глагола «сузить» при помощи суффикса -ЕНН- (историческое чередование з//ж);
3) ссуженный – страдательное причастие, образованное от глагола «ссудить» – дать деньги взаймы (историческое чередование д//ж). За правильный ответ – 6 баллов.
Рефлексия- (размышление, склонность анализировать свои переживания)
. История какого слова, рассмотренного на уроке, показалась вам наиболее интересной? Почему?-1б
-Что нового о чередованиях узнали?
Итоги урока:
1. Домашнее задание-упр.№296
2. Оцениваю себя сам по критериям:
оценка «5»- 50-60 баллов;
оценка «4»-40-50 баллов;
оценка «3»- 30-40 баллов;
оценка «2»- менее 30 баллов;
1задание - тренажер ( 10 баллов)-
2 задание-чередование гласных- ( 10 баллов)-
3 задание – чередование согласных-( 10 баллов)-
4 задание – полногласие и неполногласие- ( 10 баллов
5 задание-тест- (20 баллов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочий лист для учащихся
Тема урока: «Исторические чередования в составе слова.
Чередование звуков в корне слова»
Тренажер. Вписать ответы:
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10)
2 . Чередования гласных:
Село-села Значок # обозначает нуль звука
День-дня
Беру-сбор-собрать-собирать
Сон-сна
Посол-послать-посылать
Ходить-хаживать
Сухо-сохнуть-засыхать
Взять-возьму-взимать
Мять-мну-приминать
Бить-бой
3.Чередования согласных:
рука-ручка
лик-лицо-личина
друг-дружить-друзья
носить-ноша
пускать-пустить-пущу
светить-свечу-освещать
ходить-хожу-хождение
ловить-ловлю
сплету-сплести, веду-вести
увлеку-увлечение
4. Чередования полногласных и неполногласных сочетаний.
Сторона– страна,
волость– власть,
молочный– млечный,
средний– середина,
борода– брадобрей,
ворота– вратарь,
здоровый– здравица,
короткий– краткий,
холод– охладить,
волосы– власяной,
берег– безбрежный.
Тест
1. Составьте ряд слов с историческими чередованиями в корне слова мрак --За каждое правильное слово– 1 балл. (Максимум 9 баллов)
2. Постройте словообразовательную цепочку к слову сыщица. Сколько «ступеней» отделяет от этого слова до исходного?- 4 б
3. Как правильно написать слово (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый? Обоснуйте свой ответ За правильный ответ – 6 баллов.
Рефлексия- (размышление, склонность анализировать свои переживания)
История какого слова, рассмотренного на уроке, показалась вам наиболее интересной? Почему?-1б
Итоги урока: 1.домашнее задание-упр.№296
2.Оценки: оценка «5»- 50-60 баллов; оценка «4»-40-50 баллов;
оценка «3»- 30-40 баллов; оценка «2»- менее 30 баллов;
Оцениваю себя сам по критериям: Всего-60 баллов.
1задание - тренажер ( 10 баллов)-
2 задание-чередование гласных- ( 10 баллов)-
3 задание – чередование согласных-( 10 баллов)-
4 задание – полногласие и неполногласие- ( 10 баллов
5 задание-тест- (20 баллов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица исторических изменений
Древнее слово | Современное слово | Что изменилось? |
сол | солнце | суффикс слился с корнем |
род | народ | приставка на слилась с корнем |
Москы | Москва | фонетические изменения – по- явилась буква в |
крома | Кремль | чередование м//мл |
стол+иц | столица | суффикс слился с корнем |
плоске | площадь | фонетические изменения |
Список использованной литературы
1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2012
2. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984
3. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978
4. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1971
5. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982
6. Ковалевская Е. Г. История слов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1968
7. Норман Д. Ю. Этимологические мифы. – ж. “Русская речь”. 1993, №6
8. Еськова Н. А. Лингвистические задачи. – ж. “Русская речь”. 1994, №3