Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат № 1
основного общего образования г. Томска
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ И
МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ
Автор работы: учитель химии и биологии
Козьма Н.М.
Томск – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………....3
Предмет и общие задачи истории органической химии………………...4
Значение истории органической химии ………………………………....5
Историко-методологический аспект школьного курса химии……..…...9
Использование исторических сведений по органической химии в патриотическом воспитании учащихся………………………………….10
Список литературы……………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
За свою недолгую историю органическая химия как наука ушла далеко от своих истоков. Использование в повседневной педагогической практике исторических материалов зарекомендовало себя как эффективное средство гуманизации естественнонаучного образования. Этот прием позволяет формировать целостное видение предмета через провидение межпредметных связей, а также расширить кругозор учащихся, поскольку история науки – часть культурного наследия человечества. У современных школьников представления об истории этой науки весьма смутные. Практически все школьные учебники приводят разнообразные исторические справки, в основном в виде кратких биографий выдающихся химиков, но целостной картины о ходе развития науки химии они не дают. Многочисленные статьи о жизни и творческом пути великих ученых-химиков, опубликованные в периодической печати и электронных ресурсах, тоже раскрывают лишь отдельные стороны истории химии без общей систематизации материала. Неудивительно, что даже студенты-химики не имеют ясного представления об истории химии. Они с трудом могут вспомнить лишь несколько фамилий наиболее известных ученых, но не ориентируются в хронологии открытий в химии, не знакомы с современным уровнем развития химической науки.
Целью данной работы является показать значение исторических сведений в школьном курсе органической химии для формирования и развития у школьников мотивации к изучению предмета.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать литературу, выделить основные тенденции использования исторического материала на уроках химии.
Разработать уроки разного типа с использованием исторических сведений в качестве одного из основных инструментов в решении поставленных задач урока.
ПРЕДМЕТ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
История органической химии изучает и описывает процесс накопления химических знаний, развития химии и отдельных химических наук. Так как химия представляет собой науку о веществах и их превращениях, то предмет истории органической химии состоит в изучении и описании исторического процесса познания человеком «однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения»[1]. Очевидно, что составить представление об общем процессе развития химических знаний можно лишь на основе изучения отдельных сторон этого процесса, отдельных исторических явлений и событий, т.е. исторических фактов. Не следует, однако, думать, что задача историко-химического исследования может быть ограничена лишь собиранием и изучением одних лишь исторических фактов и их систематизацией, например в хронологическом порядке, без выяснения их взаимосвязи и обусловленности различными причинами и предпосылками. Чисто «фактологический» подход к изучению и описанию исторических процессов не может считаться научным в строгом смысле слова.
Развитие химии происходило и происходит в результате постоянного накопления экспериментального материала, практического и производственного опыта в тесной взаимосвязи с возникновением идей и гипотез, с обобщениями экспериментальных данных, с созданием теорий, объясняющих химические явления и процессы, с установлением закономерностей и, наконец, с открытием общих законов природы.
Химия относится к естественным наукам. Наряду со своими собственными, специфическими методами и приемами исследования химия широко использует достижения и методы других естественных наук и, прежде всего, физики. Поэтому в своем развитии химия самым тесным образом связана с успехами и достижениями физики и других естественных и математических наук. Очевидно, что истинные причины и предпосылки исторических событий и явлений в развитии химии, направлений деятельности ученых и т. п. невозможно понять и объяснить, если рассматривать их в отрыве от всех этих факторов, связей и условий научного прогресса. Химия как наука в целом, представляет собой важнейший участок общественной деятельности людей, тесно связанный с другими участками и видами общественной деятельности и жизни общества. Поэтому было бы ошибочно рассматривать успехи и достижения химии лишь как результат личной инициативы в исследовательской деятельности ученых.
Отсюда следует, что задача истории органической химии состоит в изучении и описании исторических явлений и процессов в развитии химии не только в определенной последовательности и взаимосвязи, но и в их обусловленности потребностями производства и общества, социально-экономическими условиями жизни общества, во взаимосвязи с развитием естественных и математических наук, философии, техники и другими общественными явлениями. Выполняя эту задачу, история органической химии имеет конечной целью открытие закономерностей в развитии химии в отдельные исторические эпохи и установление общих законов прогресса химии, позволяющих предвидеть пути дальнейшего развития химических наук.
ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
История органической химии изучает и описывает прошлое науки. Однако это не означает, что фактические данные и обобщения истории химии имеют лишь чисто познавательное значение и не представляют практической ценности для школьников. Напротив, знакомство со всем ходом исторического развития органической химии необходимо учащимся уже потому, что раскрывает различные стороны процесса накопления химических знаний, практического опыта, экспериментального материала и теоретических обобщений. Изучение истории отдельных открытий, исследований и достижений ученых, их неудач, ошибок, борьбы мнений, влияния традиций и т. п. — все это дает возможность учащимся освоить и использовать в практической работе опыт научной и производственной деятельности многих поколений выдающихся ученых.
Важной задачей истории органической химии является исторический анализ состояния химических знаний в различные исторические эпохи, оценка и критика гипотез, теорий, экспериментальных исследований и деятельности выдающихся ученых прошлого. Выполняя эту задачу, история химии воспитывает критический подход к идеям, теориям и методам работы ученых прошлого, помогая тем самым правильно оценивать и ведущиеся в настоящее время исследования, возникающие гипотезы и теории и вообще достижения современной науки и перспективы ее развития.
Многие выдающиеся ученые прошлого и наши современники в своей научной и педагогической деятельности часто обращались к истории науки, использовали исторические данные в своих трудах и сами разрабатывали историко-научные проблемы, исходя из потребности уяснения происхождения новых идей и направлений исследования, перспектив их развития. В качестве примера можно привести выдающиеся труды по истории химии Ю. Либиха[2], А. М. Бутлерова[3], С. Канниццаро[4] и др. В своих «Основах химии» Д. И. Менделеев[1] широко использовал историко-химический материал и применял исторический метод при объяснении и трактовке различных химических явлений и процессов, для демонстрации значимости отдельных открытий в развитии химии. Глубокое знакомство с историей химии особенно важно для преподавателей. Знакомясь с историей научных открытий, школьники убеждаются, что корни этих открытий, как правило, лежат в прошлом науки. Одни открытия представляют собой развитие или следствие ранее высказанных идей, ранее установленных фактов, другие обобщают уже известные, но не связанные до сих пор друг с другом экспериментальные данные, гипотезы и теории. Вместе с тем даже самое общее знакомство с историей химии приводит к выводу, что важнейшие исторические этапы в развитии науки всегда были связаны с новаторской деятельностью передовых ученых, которые своевременно поднимали и настойчиво разрабатывали и решали злободневные научные и технические проблемы, выдвигавшиеся производством и самой наукой, решительно выступали против реакционных представлений и укоренившихся в науке отсталых и вредных традиций. Поэтому изучение деятельности учёных-новаторов стимулирует учащихся к новаторству, воодушевляет их на борьбу за внедрение и в практику и в научный обиход новых идей, новых теоретических представлений, экспериментальных и технических открытий. История органической химии свидетельствует о том, что наука развивается совместными усилиями ученых всех народов мира.
История химии изучает процесс развития химических знаний с учетом национальных и государственных особенностей, научных и патриотических традиций, сложившихся в отдельных странах, воспитывает интерес и уважение к достижениям науки и культуры всех народов мира.
Передовые научные и патриотические традиции ученых различных стран, отражение в деятельности ученых национальных и государственных интересов и особенностей играли большую роль в истории многих научных открытий и в развитии науки вообще. Об этом свидетельствуют, в частности, примеры научной и общественной деятельности великих русских ученых-патриотов М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Н.Н. Зинина, С.В. Лебедева, В.В. Марковникова и др. Отчетливо сознавая значение патриотических традиций и стимулов в развитии науки, известный французский биохимик Луи Пастер писал: «У науки нет отечества, но ученый не бывает без отечества, и то значение, которым его труды могут пользоваться в мире, он должен относить к своему отечеству»[5]. В связи с этим следует особо отметить большое значение истории химии в укреплении патриотических традиций в развитии науки в нашей стране, в воспитании у учащихся патриотизма, любви к Родине.
История органической химии показывает, что у различных народов мира процесс накопления научных и технических знаний происходил неодинаково и неравномерно. В определенные исторические эпохи преимущественное развитие химии наблюдалось в некоторых странах, в то время как в других странах в эти эпохи имело место затишье. История химии выясняет причины таких явлений, оценивает долю участия ученых различных стран в разработке важнейших химических проблем, в исследованиях и открытиях в области химических наук.
Историко-химический материал играет большую роль в преподавании химических дисциплин. Среди различных методов преподавания естественных наук исторический метод бесспорно является одним из лучших. Пользуясь этим методом, преподаватель как бы вводит учащихся в лабораторию научного творчества ученых, показывает, как возникали и развивались новые идеи, гипотезы и теории, как делались крупные экспериментальные открытия и технические изобретения. Исторический метод в преподавании органической химии обеспечивает полное и прочное усвоение материала курсов учащимися. Вот почему передовые преподаватели химических наук и авторы лучших учебников химии широко пользуются данными истории химии. Наконец, следует подчеркнуть идейно-воспитательное значение изучения истории органической химии. Рассматривая события и явления прошлого науки в их последовательности и взаимосвязи с окружающими явлениями, история органической химии с большой наглядностью демонстрирует, что наука в своем развитии подчинена всеобъемлющим законам диалектического и исторического материализма. Изучение истории органической химии приводит к выводу, что органическая химия и вообще естественные науки развивались и продолжают развиваться, переходя от низших ступеней к более высоким под влиянием потребностей производства и самой науки.
Знание истории органической химии помогает школьникам более отчетливо сознавать роль науки химии. Вместе с тем история химии оказывает большую помощь учащимся в их повседневной, практической деятельности.
ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ
Историко-методологический аспект содержания школьного курса химии позволяет решать такие педагогические задачи:
Развивать у учащихся интерес к науке, в частности к химии (ее целям, значению в жизни людей, методам исследования и т.д.), стимулируя усвоение учебного материала по химии;
Формировать мировоззрение у учащихся на основе рассмотрения теоретического материала по химии в его исторической ретроспективе и осознание роли химического знания для решения философских проблем;
Воспитывать у учащихся отношение к культуре и ее наследию как к общечеловеческим и личностно значимым ценностям.
Данный аспект представлен в многочисленных работах, посвященных жизни и творческому пути великих ученых-химиков, а также истории химической науки в целом.
Сведения из истории химии могут быть использованы учителем для раскрытия методов и специфики химической науки, для персонификации ее открытий и достижений, для установления межпредметных связей и расширения кругозора учащихся.
Выделим возможные направления раскрытия историко-методологического аспекта содержания школьного курса химии:
История развития вещества как части природы (развитие вещества на Земле и в космосе);
История химического производства в целом и история развития производства отдельных химических продуктов;
История развития и становления химии как науки (открытие, изучение и получение конкретных веществ; изучение важнейших химических реакций; формирование химических понятий, открытие химических законов; возникновение и развитие химических теорий);
Жизнь и деятельность ученых-химиков.
Историзм в процессе обучения позволяет воссоздать сложную, порой драматическую эволюцию научных знаний, убедительно показать роль научного предвидения, познакомить с методологией науки.
З.Е. Гельманом разработана методика проведения «исторических опытов», благодаря которым учащиеся на уроках химии могут «повторить» открытие ученого, а иногда и проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химиками в прошлом. Г.И. Егоровой предложены пути включения исторических опытов и химических задач с историческим содержанием в канву урока химии.
Большую роль в реализации данного аспекта играют факультативные курсы и спецкурсы соответствующей тематики. Например, М.Ю. Родыгиным и И.В. Родыгиной составлена программа факультативного курса по истории химии для общеобразовательной школы. В программе отражены этапы становления химической науки, роль истории химии в развитии мировой культуры, а также предложены темы рефератов по данной тематике.
В спецкурсе по истории органической химии, разработанном В.А. Клепиковой[6], заложена идея рассмотрения химической науки в ее эволюции. Программа спецкурса предусматривает изучение предпосылок возникновения и развития органической химии на базе теории строения органических соединений.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Патриотическое воспитание направлено на просвещение учащихся с целью выработки у них собственных патриотических взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ опыта поколений помогает критически осмысливать и анализировать собственные поступки, а также поступки своих сверстников и одноклассников.
Многие школьники нередко избирают для себя военную профессию, которая связана с трудом, с постоянным преодолением самых разных, порой недостаточно прогнозируемых трудностей. Фантастически быстрый рост технической вооруженности война еще более, нежели прежде, повышает значимость формирования таких качеств защитника Родины, как коллективизм, глубокое и осознанное понимание войскового товарищества, как нормы жизнедеятельности война. Все эти качества можно формировать на уроках органической химии.
При изучении темы «Подгруппа углерода» и рассмотрении явления адсорбции можно рассказать учащимся о создателе первого противогаза – Николае Дмитриевиче Зелинском. Когда в Лондоне получили первые русские противогазы, английские химики просто не поверили в гениальную простоту их конструкции. После испытания они кропотливо исследовали содержимое коробок противогаза в поисках особого «секрета» Зелинского, однако во всех случаях в коробках противогазов они находили чистый древесный уголь. В последующем конструкция русского угольного противогаза 1916 года стала основой для создания всех подобных иностранных конструкций, не исключая и современные угольные фильтры для сигарет. Изобретение Зелинского прочно вошло не только в военную, но и в производственную практику. Пожарные, горноспасательные команды, рабочие вредных предприятий всего мира пользуются русским изобретением.
При изучении темы «Ароматические углеводороды», рассматривая их
применение, следует отметить, что толуол является сырьем для получения тринитротолуола, торговое название которого - тротил. Тротил применяется в качестве заряда в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. В мирной технике применяется как примесь к горным взрывчатым веществам. Синтез толуола, из которого был получен тротил, выполнил в 1941г. академик Ю.Г. Мамедалиев.
В теме «Природные источники углеводородов и их переработка» при рассмотрении процессов переработки нефти можно отметить роль академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его работам по каталитическим превращениям циклических углеводородов нефти был получен синтетический бензин с более высоким октановым числом, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали неоценимую помощь нашей авиации в годы Великой Отечественной войны. За работы по химии нефти академику Н.Д. Зелинскому в 1946г. была присуждена Государственная премия. Рассматривая применение нефтепродуктов, можно сообщить учащимся, что на основе бензина изготовляют напалм – зажигательное оружие, предназначенное для поражения живой силы и объектов. Состоит оно из живого горючего (бензина, керосина и др.) и порошка загустителя. Напалм был одним из главных видов химического оружия армии США в Корее в 1968-1970гг. На земле Южного Вьетнама американские наемники сбросили 200 тысяч тонн напалма.
Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же
может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для военно-патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской
позиции подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Менделеев Д.И. Основы химии. Изд. 13. М.— Л., 1947.
Ю. Либих. Письма о химии. Т. I и II. Пер. и ред. П. Алексеева. СПб., 1861.
А. М. Бутлеров. Соч., т. III. Исторический очерк развития химии в последние 40 лет. М., 1958, стр. 167.
С. Канниццаро. Исторический обзор применения атомистической теории к химии и систем формул, выражающих строение соединений. Пер. с итальянок. П. Алексеева. Киев, Университетск. изв., 1873, № 1.
О.П.Орлова. Луи Пастер. Его жизнь и труды. М., 1913, стр. 169.
Клепикова В.А. Спецкурс «История органической химии» [Текст]: [Программа]/ В.А. Клепикова// Химия в школе – 1997. - №4. – С. 43 – 45.
Манолов К. Великие химики. – М.: Мир, 1986. т.т. 1-2.
Биографии великих химиков. Под редакцией Быкова Г.В. – М.: Мир, 1981. 320 с.
Всеобщая история химии. История классической органической химии. – М.: Наука, 1992. 444 с.
http://festival.1september.ru/articles/
http://him.1september.ru/
http://www.biografia.ru/cgi-bin/