СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческое сочинение

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вам предлагаются критерии оценивания и план написания исторического сочинения (ЕГЭ № 25). А также варианты подобных сочинений, расссматривающих разные исторические периоды

Просмотр содержимого документа
«Историческое сочинение»


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ






2


2


1


0


Критерии оценивания 

Баллы


К 1

Указание событий (явлений, процессов)

Правильно указаны два события (явления, процесса)

Правильно указано одно событие (явление, процесс)

События (явления, процессы) не указаны или указаны

неверно


2


2


1


0

К 2

Исторические личности и их роль в указанных событиях(явлениях, процессах) данного периода истории

2

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

Правильно  названы  одна-две  исторические  личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат  названных  событий  (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса)

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована /охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях,  процессах)  данного  периода  истории  России приведены рассуждения общего характера без указания их

конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

Исторические личности не названы

2






1













0

К 3

Причинно-следственные связи

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

Правильно  указаны  две  причинно-следственные  связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период

Правильно  указана  одна  причинно-следственная  связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны

2





2



1



0

К 4

Оценка событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме  или  на  уровне  обыденных  представлений,  без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана

1


1




0

К5

Использование исторической терминологии 

При  изложении  корректно  использована  историческая терминология

Все  исторические термины,  понятия  использованы некорректно

ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы

1

1


0

К6

Наличие фактических ошибок.

1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

Допущена одна фактическая ошибка 

Допущены две или более фактические ошибки

2




2


1

0

К 7

Форма изложения.1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

Ответ  представлен  в  виде  исторического  сочинения (последовательное, связное изложение материала)

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

1



1


0


Максимальный балл

11





ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАПИСАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ


В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории – желательно обратить внимание на 2 события (явления, процесса) внутренней политики и 1 событие (явление) внешней политики;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России, используя цитаты (прямые и косвенные), литературные зарисовки.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.


Последовательность действий – шаблоны фраз, словосочетаний

1 абзац (часть, блок)

___ — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___.

_______ - это эпоха, названная историками и/или современниками ______. Эпоха _________ характеризуется _______________.

2 абзац (часть, блок)

Данная эпоха (период) богата на важные события. Рассмотрим, некоторые из них…………….

___ правил (руководил, был фактически лидером страны) в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление (это время) нельзя оценить однозначно.



Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

С одной стороны, ___.  Но, с другой стороны, ___.

Говоря о явлениях (событиях, фактах) _______ нельзя не назвать имена ____________, людей (государственных лиц, важных персоналий, исторических лиц, и т.п.) оказавших решающее влияние на _____

Фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

3 абзац (часть, блок)

Эпоха правления ___ ( историческая эпоха, время правления) в целом стала периодом ___.

В исторической науке существует различные точки зрения на данный период, так, например ____________ отмечает, что___________.

В целом же, мы можем сделать вывод о том, что_______________.

































ПРИМЕРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ

Пример исторического сочинения по периоду 1093—1125 гг.

1093—1125 гг. – время, когда феодальная раздробленность Древнерусского государства становится уже свершившим фактом, хотя среди русских князей и находятся те, кто хотел и мог остановить или приостановить разрастание раздробленности, укрепить государство, на какое–то время, так как феодальная раздробленность была естественным этапом развития средневекового государства.

После смер­ти ве­ли­ко­го князя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча в 1093 1году, Святополк Изяславич, став Ки­ев­ским кня­зем в 1093 году, проиграл не­сколь­ко сра­же­ний про­тив половцев. В одном из сра­же­ний погиб брат Святополка-Ростислав, утонув при бегстве. Но одним из глав­ных со­бы­тий при прав­ле­нии Изя­с­ла­ви­ча счи­та­ет­ся за­клю­че­ние мира с по­лов­ца­ми в 1094 году после сра­же­ния у Халеппа, итог которого, кстати, неизвестен.

В 1097 г. по ре­ше­нию Любечского съез­да князей — по­том­ков Ярослава Муд­ро­го — Свя­то­полк Изяславич по­лу­чил Киев, Туров, Слуцк и Пинск. Сразу же после съез­да Святополк и князь владимиро-волынский Давыд Иго­ре­вич захватили в плен князя те­ре­бо­вль­ско­го Василька Ро­сти­сла­ви­ча и осле­пи­ли его. Про­тив Святополка вы­сту­пи­ли князья Вла­ди­мир Мономах, Давыд и Олег Святославичи. Ки­ев­ский князь по­ми­рил­ся с ними и обя­зал­ся начать войну про­тив Давыда Игоревича. В 1098 г. Свя­то­полк Изяславич оса­дил Давыда Иго­ре­ви­ча во Владимире-Волынском. Через семь не­дель осады Давыд по­ки­нул город и усту­пил его Святополку. После этого Свя­то­полк Изяславич по­пы­тал­ся отобрать у Во­ло­да­ря и Ва­силь­ка Ростиславичей Чер­вен­ские города. В 1099 г. Свя­то­полк пригласил венгров, а Ро­сти­сла­ви­чи заключили союз со своим быв­шим врагом кня­зем Давидом Игоревичем, ко­то­рый получил по­мощь от половцев. Свя­то­полк и вен­гры были разбиты, а Давыд Иго­ре­вич вновь овла­дел Владимиром-Волынским.

Одно из важ­ней­ших со­бы­тий дан­но­го пе­ри­о­да — съезд кня­зей в Лю­бе­че в 1097 году во время пер­вой меж­ду­усоб­ной войны. Собрались кня­зья с целью за­клю­че­ния до­го­во­ра о раз­де­ле­нии владений. В стра­не было очень труд­ное время. С одной стороны — постоянные на­бе­ги половцев, с другой — внутренние меж­ду­усоб­ные войны между кня­зья­ми за право власт­во­вать на Руси. В съез­де при­ни­ма­ло уча­стие 6 князей. Инициатором встре­чи вы­сту­пил Вла­ди­мир Мономах, он же и пред­ло­жил со­здать еди­ную армию для борь­бы с половцами. Благодаря Вла­ди­ми­ру было до­стиг­ну­то со­гла­ше­ние между кня­зья­ми, и ка­ж­дый по­лу­чил же­лан­ные земли. Владимир по­сту­пил очень мудро, собственно за это он и был любим народом. Но не толь­ко за муд­рость лю­би­ли этого князя. Он был щедр, со всеми делился, но и казна его не была пуста. Владимир за­слу­жил боль­шое ува­же­ние среди народа.

Соб­ствен­но при­зна­ние Вла­ди­ми­ра на­ро­дом и по­мог­ло стать ему кня­зем Ки­ев­ским в 1113 году.

Парадокс – несмотря на раздробленность, дан­ный пе­ри­од сыг­рал боль­шую роль в укреп­ле­нии Руси. Страна стала мощ­нее и была го­то­ва от­ра­жать атаки недоброжелателей.

 

Пример исторического сочинения по периоду 1113—1125 гг.

Дан­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од сов­па­да­ет с кня­же­ни­ем Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха в Киеве. Ро­дил­ся Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах 26 мая 1052 года. Его отцом был Все­во­лод Ярославич, а ма­те­рью Анна, дочь им­пе­ра­то­ра Византии, Кон­стан­ти­на Девятого. В 1067 году был по­са­жен на кня­же­ние в Смоленске, с 1078 кня­жил в Чернигове. С 1125 года был ве­ли­ким кня­зем киевским. Дан­ный та­лант­ли­вый пра­ви­тель остал­ся в ис­то­рии не толь­ко как князь, но и как писатель, после ко­то­ро­го нам до­ста­лись его важ­ные ли­те­ра­тур­ные труды. Наиболее зна­ме­ни­тым стало его «поучение детям».

Однако, как не ста­рал­ся князь Мо­но­мах со­хра­нить мир, но часто имен­но эти его по­пыт­ки из­бе­жать войны и при­во­ди­ли его на поле битвы. Пер­вое зна­чи­тель­ное во­ен­ное столк­но­ве­ние в жизни Мо­но­ма­ха про­изо­шло в 1077 году, когда он, слу­ша­ясь при­ка­за князя ки­ев­ско­го Изяслава, вы­сту­пил с ратью про­тив половцев. Вла­ди­мир по­лу­ча­ет чер­ни­гов­ское княжество, од­на­ко после того как в 1094 году Олег Святославич, при­шед­ший под стены его замка по­тре­бо­вал от­дать об­рат­но земли отца, Мономах, из­бе­гая сражения, ухо­дит со своей дру­жи­ной в Переяславль.

Позже, уже бу­дучи на кня­же­нии в Соленске, Вла­ди­мир ак­тив­но ста­рал­ся по­мочь в борь­бе с вра­га­ми со­сед­ним князьям. В 1097 и 1100 годах он вы­сту­па­ет одним из ини­ци­а­то­ров со­бра­ний удель­ных князей.

После кон­чи­ны Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча Мо­но­мах не спе­шил за­нять ки­ев­ский престол. Более того, он передаёт его (несмотря на за­ве­ща­ние отца) Свя­то­пол­ку Изяславичу. Также по мере своих сил он ста­рал­ся все­гда ока­зы­вать во­ен­ную по­мощь но­во­му князю в походах. Мо­но­мах стал ки­ев­ским ве­ли­ким кня­зем толь­ко в 1113 году. На кня­же­ние его звала ки­ев­ская знать, бо­я­ща­я­ся вос­ста­ния на­ро­да про­тив ростовщиков. Бла­го­да­ря Мо­но­ма­ху вос­ста­ние было подавлено, а сам князь, вы­яс­нив при­чи­ны его возникновения, уста­но­вил нормы дол­го­во­го права для предот­вра­ще­ния кон­флик­тов в будущем. Кня­же­ский устав спо­соб­ство­вал упро­ще­нию уча­сти за­ку­пов (наёмных ра­бот­ни­ков и должников).

Также прав­ле­ние князя Мо­но­ма­ха озна­ме­но­ва­лось про­ти­во­сто­я­ни­я­ми с по­лов­ца­ми (кочевниками). Сам Вла­ди­мир не­од­но­крат­но за­клю­чал с ними мир­ные со­гла­ше­ния и был ор­га­ни­за­то­ром рей­дов в по­лоц­кие территории, чтобы при­влечь на­род­ное ополчение. Не­об­хо­ди­мо отметить, что имена такая мир­ная по­ли­ти­ка и сде­ла­ла Мо­но­ма­ха таким по­пу­ляр­ным в народе. Глав­ным по­дви­гом жизни пре­по­доб­но­го Не­сто­ра было со­став­ле­ние к 1112—1113 годам «Повести вре­мен­ных лет».

«Се по­ве­сти вре­мен­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве начапер­веекня­жи­ти и от­ку­да Рус­ская земля стала есть» — так с пер­вых строк опре­де­лил цель сво­е­го труда пре­по­доб­ный Нестор. Не­обы­чай­но ши­ро­кий круг ис­точ­ни­ков (предшествующие рус­ские ле­то­пис­ные своды и сказания, мо­на­стыр­ские записи, ви­зан­тий­ские хро­ни­ки Иоан­на Ма­ла­лы и Ге­ор­гия Амартола, раз­лич­ные ис­то­ри­че­ские сборники, рас­ска­зы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмыс­лен­ных с единой, стро­го цер­ков­ной точки зрения, поз­во­лил пре­по­доб­но­му Не­сто­ру на­пи­сать ис­то­рию Руси как со­став­ную часть все­мир­ной истории, ис­то­рии спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го рода.

 

Пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.

1645–1676 гг. — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I.

Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве.

В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов. Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению. Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней.

Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом.

Во внешней политике, на мой взгляд, одним из главных направлений становится расширение территории нашей страны в западном, восточном и южном направлении. Здесь мы можем назвать события 1653-1654 года, когда за помощью к Московскому царю от имени украинского казачества обратился Богдан Хмельницкий, с просьбой принять Украину «под руку» русского царя. 8 января 1654 года в городе Переяславле на Раде украинского народа Украина вошла в состав России. Россия приобрела территории Левобережной Украины и Киев. Это стало важным достижением русской внешней политики, обеспечивший развитие экономики страны в целом, национальной культуры и национального самосознания украинского народа, укрепление международного авторитета страны.

Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно. С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя. В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец — Михаил Федорович. Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам». С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек». Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия — не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», — утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича — это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого.


Пример исторического сочинения по периоду 1796—1801 гг.

Правитель этого исторического периода - Павел 1 179 - сын Екатерины 2 и Петра 3. Император, который правил 4 года ,4 месяца и 4 дня .К власти приходит в 42 года после смерти Екатерины 2 . Императрица всячески пыталась отстранить сына от власти , даже хотела передать престол внуку Александру, но она не успевает этого сделать . Новый император намеревался изменить в России все ,что сделала его мать .

Воспитанием Павла 1 занимались не родители ,а Елизавета Петровна и Никита Иванович Панин . Еще при жизни Екатерины у них были отвратительные отношения ,Павел ненавидит ее ,а она так как не занималась его воспитанием недолюбливала его . Павел считал ,что Екатерина узурпировала престол дважды . Первый раз ,когда отняла престол у законного наследника Петра 3 , а второй раз ,когда не передала престол Павлу после совершеннолетия . Эта ненависть к матери полностью изменила его характер ,он стал очень жестоким . У него были большие разногласия с Екатериной 2 и на внутреннюю и внешнюю политику . Павел 1 был был против наступательных войн ,еще при жизни Екатерины он приносит ей трактат . Он считал ,что завоевания новых земель приносят только разорение стране . Как и его отец любил все прусское .

Зайдя на престол император устраивает всеобщую амнистию и выпускает всех политических преступников ,которых осудила Екатерина 2. В числе преступников были Радищев "путешествия из Петербурга в Москву " и Новиков журнал "Трутень "и "живописец" . Однако ,вслед за этим последовали новые ссылки .

Павел 1 посчитал ,что предыдущие императоры слишком много разрешили дворянам ,поэтому он лишает их большинства привилегий ,упраздняет жалованную грамоту -собранные привилегии которыми пользовалось дворянство .Отменяет представителей дворянства , заставляет их вернуться на службу ,запретил дворянству на прямую обращаться на имя императора .Тем самым он хотел укрепить власть монарха .

Его ненависть к матери порождает новый указ об изменении в системе престолонаследия -указ Петра первого 1722г ,который гласил ,что император мог передавать престол по собственному желанию . Новшество состояло в том ,что передача престола осуществляется только по мужской линии ,старшему сыну . Он не хотел допускать новых дворцовых переворотов.

Жизнь крестьян тоже меняется . Павел 1 ограничивает власть помещика ,издает указ о трехдневной барщине -работа крестьян на земле феодала . По этому указу крестьянин работал три дня на земле хозяина ,три дня на себя и один день отдыхал .

Павел 1 боролся с революционными выступлениями в обществе . Он вводит жесточайшую цензуру . Закрывает границы Российского государства , чтобы никто не провез крамольной литературы . Отдает указ о жесткой регламентации одежды ,запрещает одежду французского покрова . Вводит комендантский час. В каждом уезде ставит будки ,которые следят за соблюдением комендантского часа.

Пытается вести борьбу с казнокрадством , взяточничеством и плохой работой чиновников . Он повесил огромный ящик на ворота Михайловского замка ,в который любой человек мог написать жалобу на работу чиновника . Корреспонденцию вынимал сам и принимал серьезные меры .

Вводит новую форму для русской армии ,что очень рассердило Суворова . Суворову не нравилась прусская форма . Суворов говорил ,что русские прусских всегда бивали ,чему у них можно научиться Павел 1 очень любил парады ,поэтому приказывает уделять наибольшее внимание строевой подготовке ,заниматься шагистикой не менее 80часов. Суворов был против отведению такого количества времени ,из-за этого у него возникает конфликт с Павлом . Император лишает его всех наград ,воинского звания и отправляет в ссылку . Позже он вернет все титулы и даже получит новые .

Суворов -выдающийся деятель еще со времен Екатерины 2. Этот человек внес огромный вклад в развитие Россию . Его армия считалась непобедимой . А все благодаря отношению Суворова к солдатам . Все тяготы солдатской службы Суворов переносил с ними , даже ел из солдатского котла ,поэтому в армии никогда не воровали . Он считал ,что на войне нет мелочей . Солдат должен быть сыт ,обут ,одет ,поэтому лично следил за меню .

Он разбивал противников ,когда их численность превосходила вдвое ,а то и втрое раз . А все благодаря слаженности армии во время атаки .Его армия передвигалась очень быстро ,поэтому они появлялись когда их никто не ждал . Он всегда говорил солдатам ,что каждый должен знать свой маневр ,они должны не слепо повиноваться ,а осознавать для чего они это делают.

Суворов выделят три воинских искусства : первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе — быстрота... Третье — натиск. Этими качествами должен обладать каждый из его солдат .

Суворов написал книгу "Как побежать" ,в ней описывается правильное поведение командующего .

Сам Суворов вел здоровый образ жизни ,вставала раньше армии ,делал зарядку ,обливался холодной водой .Павел 1 занял жестко-враждебную политику по отношению к Франции . Во Франции революция уже переродились и генерал наполеон начинает присоединять новые земли . Франция завоевывает север Италии и Выгоняет от туда австрийцев . Австрийцы просят помощи у Павла 1 и тот дает согласие . Воевать Россия будет за интересы Австрии ,присоединять новые земли павел 1 не собирается .Австрия ставит условие ,что в помощи России нуждается только в случае ,если армию возглавит Суворов . Павел 1 соглашается на это условие и отправляет Суворова на войну ,вернув его воинское звание . Русская армия под командованием Суворова освобождает север Италии от французов . Суворов получает звание графа Италийского. Вскоре совершается великое альпийское сражение . Командующий французской армии предлагает Суворову сдаться . Дабы не обить великого полководца Франция готова отпустить русскую армию без знамен ,на раздумья России дают сутки . На военном совете Суворов сказал армии ,что никогда не проигрывал, но идти на такую сильную армию тоже не вариант ,поэтому приводит в действие хитрую тактику . Его тактика состояла в том ,что сначала русская армия идет в атаку ,потом отступает в ущелье ,где их ждет подкрепление . Суворов наносит мощный удар и Франция не выдерживает его .Россия выигрывает бой ,когда численность Франции превосходит русскую ,истощавшую армию. Таким исходом событий Россия обязана гению Суворова ,его точной тактики и правильному настрою армии .За эту победу он получает звание генералиссимуса. На мой взгляд это был самый выдающийся деятель России 18 века .

После альпийского похода Павел 1 меняет внешнюю политику и идет на сближения с Наполеоном .

Результатом непродуманной политике Павла было то, что он у него не было сторонников. Всех выдающихся деятель своего времени он не ценил и не уважал ,Суворова к примеру . Такое отношение к людям привело к тому ,что император остался без поддержки. В конце концов ,недовольное общество производит переворот. В сговор о свержении императора входил даже его сын Александр1 . Павел был убит в 1801году. Это был последний дворцовый переворот в истории России.

 

 



Пример исторического сочинения по периоду 1855—1881 гг.

 Данный исторический период связан с временем правления Александра Николаевича Романова – Александра II, прозванного в народе «освободителем».

Внутренняя по­ли­ти­ка Алек­сандра II ра­зи­тель­но от­ли­ча­лась от по­ли­ти­ки Ни­ко­лая I и озна­ме­но­ва­лась мно­же­ством реформ. Важ­ней­шей из них стала кре­стьян­ская ре­фор­ма Алек­сандра II, по ко­то­рой в 1861 г., 19 февраля, было от­ме­не­но кре­пост­ное право. Эта ре­фор­ма вы­зва­ла на­сто­я­тель­ную не­об­хо­ди­мость даль­ней­ше­го из­ме­не­ния мно­гих рос­сий­ских ин­сти­ту­тов и по­влек­ла за собой про­ве­де­ние Алек­сан­дром II бур­жу­аз­ных реформ.

В 1864 г. по указу Алек­сандра II была про­ве­де­на зем­ская реформа. Ее целью стало со­зда­ние си­сте­мы мест­но­го самоуправления, для чего был учре­жден ин­сти­тут уезд­но­го земства.

В 1870 г. про­ве­де­на го­род­ская реформа, ко­то­рая по­ло­жи­тель­но по­вли­я­ла на раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти и городов. Учре­жде­ны го­род­ские думы и управы, яв­ляв­ши­е­ся пред­ста­ви­тель­ски­ми ор­га­на­ми власти. Су­деб­ная ре­фор­ма Алек­сандра II, про­ве­ден­ная в 1864 г., озна­ме­но­ва­лась вве­де­ни­ем ев­ро­пей­ских пра­во­вых норм, но не­ко­то­рые особенности ранее дей­ство­вав­шей су­деб­ной си­сте­мы были сохранены, к примеру, осо­бый суд для чиновников.

Следующей стала во­ен­ная ре­фор­ма Алек­сандра II. Ее ре­зуль­тат — все­об­щая во­ин­ская повинность, а так же, близ­кие к ев­ро­пей­ским стан­дар­ты ор­га­ни­за­ции армии. В ходе про­ве­де­ния фи­нан­со­вой ре­фор­мы Алек­сандра II был со­здан Го­су­дар­ствен­ный банк, про­изо­шло за­рож­де­ние офи­ци­аль­ной бухгалтерии. Ло­ги­че­ским за­вер­ше­ни­ем ре­фор­ма­тор­ской де­я­тель­но­сти яви­лась под­го­тов­ка пер­во­го в рос­сий­ской ис­то­рии офи­ци­аль­но­го про­ек­та Конституции.

Переоценить важ­ность ли­бе­раль­ных ре­форм Алек­сандра II, ко­то­рые ино­гда име­ну­ют­ся «революцией сверху» сложно. Ито­гом ре­форм Алек­сандра II яви­лось ак­тив­ное раз­ви­тие ма­шин­но­го производства, по­яв­ле­ние новых от­рас­лей в рос­сий­ской промышленности, но не только. Зна­че­ние ре­форм и в том, что об­ще­ствен­ная жизнь в стра­не стала более либеральной, се­рьез­но из­ме­нил­ся и по­ли­ти­че­ский строй. Это за­ко­но­мер­но при­ве­ло к ак­ти­ви­за­ции об­ще­ствен­но­го дви­же­ния при Алек­сан­дре II.

Внешняя по­ли­ти­ка Алек­сандра II была весь­ма успешна. За время его прав­ле­ния Рос­сия вер­ну­ла себе по­шат­нув­ше­е­ся при Ни­ко­лае I во­ен­ное могущество. Вес­ной 1864 г. был под­чи­нен Се­вер­ный Кавказ, где дол­гое время шли без­успеш­ные во­ен­ные действия. Тот же год озна­ме­но­вал­ся под­чи­не­ни­ем Тур­ке­ста­на и уми­ро­тво­ре­ни­ем Польши. При­нес­шая славу рос­сий­ско­му ору­жию война с Тур­ци­ей 1877—1878 гг. до­воль­но зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ла тер­ри­то­рию страны. Но Рос­си­ей была утра­че­на Аляска, про­дан­ная США за от­но­си­тель­но не­боль­шую сумму в 7 млн. 200 тыс. долл.

Правление Алек­сандра II было омра­че­но мно­же­ством по­ку­ше­ний на его жизнь. Пер­вое из них было со­вер­ше­но в Париже, 25 мая 1867 г. Вто­рая по­пыт­ка по­ку­ше­ния про­изо­шла в Петербурге, в 1879 г. Затем по­сле­до­ва­ли по­пыт­ка взры­ва им­пе­ра­тор­ско­го по­ез­да 26 ав­гу­ста 1879 г. и взрыв в Зим­нем двор­це 5 фев­ра­ля 1880 г.

Великие ре­фор­мы Алек­сандра II были пре­рва­ны его смертью. 1 марта 1881 г. В тот день царь Алек­сандр II на­ме­ре­вал­ся под­пи­сать про­ект мас­штаб­ных эко­но­ми­че­ских и ад­ми­ни­стра­тив­ных ре­форм Лорис-Меликова. По­ку­ше­ние на Алек­сандра II, со­вер­шен­ное на­ро­до­воль­цем Гриневицким, при­ве­ло к его тя­же­лей­ше­му ра­не­нию и смер­ти императора. Так по­до­шло к концу прав­ле­ние Алек­сандра II. На рус­ский пре­стол взо­шел его сын, Алек­сандр III.

Оценить время правления Александра II очень сложно. С одной стороны это реформатор, реформами заложивший основу формирования индустриального общества, давший толчок для развития экономики, общественной мысли, создавший новую армию и новый суд, укрепивший пошатнувшийся авторитет страны на международной арене. Но, с другой стороны, нельзя сказать, что эти реформы были последовательны, доведены до логического завершения, привели к улучшению положения простого народа.

 

Пример исторического сочинения по периоду 1964—1982 гг.

Брежневская «эпоха застоя» (термин, вве­ден­ный Ми­ха­и­лом Горбачевым) воз­ник­ла от со­еди­не­ния мно­гих факторов: про­дол­жи­тель­ной «гонки вооружений» между двумя сверхдержавами, СССР и США; ре­ше­ния Со­вет­ско­го Союза участ­во­вать в меж­ду­на­род­ной торговле, от­ка­зав­шись тем самым от эко­но­ми­че­ской изоляции, но иг­но­ри­руя изменения, про­ис­хо­дя­щие в за­пад­ных обществах; рас­ту­щей су­ро­во­сти его внеш­ней политики, ко­то­рая проявилась, например, в от­прав­ке со­вет­ских тан­ков для по­дав­ле­ния Праж­ской весны 1968; ин­тер­вен­ции в Афганистан; гне­ту­щей стра­ну бюрократию, со­став­ля­е­мой из пре­ста­ре­лых кадров; от­сут­ствия эко­но­ми­че­ских реформ; коррупции, то­вар­но­го го­ло­да и дру­гих не­ре­шен­ных при Бреж­не­ве эко­но­ми­че­ских проблем. Со­ци­аль­ная стаг­на­ция внут­ри стра­ны уси­ли­ва­лась рас­ту­щей по­треб­но­стью в не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих, общей не­хват­кой ра­бо­чей силы, па­де­ни­ем про­из­во­ди­тель­но­сти и тру­до­вой дисциплины. В конце 1960-х годов и в 1970-х Бреж­нев хотя и спорадически, с по­мо­щью Алек­сея Ни­ко­ла­е­ви­ча Косыгина, пы­тал­ся вне­сти в эко­но­ми­ку не­ко­то­рые новации, но они были край­не огра­ни­чен­ны­ми и по­это­му не дали за­мет­ных результатов. К числу таких нов­шеств от­но­си­лась эко­но­ми­че­ская ре­фор­ма 1965 года, пред­при­ня­тая по ини­ци­а­ти­ве А. Н. Косыгина. Её ис­то­ки от­ча­сти вос­хо­дят и к Хрущеву. Эта ре­фор­ма была свёрнута ЦК, хотя он при­знал на­ли­чие эко­но­ми­че­ских проблем.

Консервация по­ли­ти­че­ско­го режимаЗа прак­ти­че­ски два­дцать лет пе­ри­о­да за­стоя из­ме­не­ний в административно-управленческом ап­па­ра­те прак­ти­че­ски не произошло. Это было след­стви­ем того, что во вре­ме­на Хру­ще­ва ре­фор­мы и пе­ре­ста­нов­ки в пар­тии про­ис­хо­ди­ли слиш­ком часто, по­это­му обо­зна­чен­ный Бреж­не­вым курс на ста­биль­ность был вос­при­нят бук­валь­но и с радостью. В ре­зуль­та­те не толь­ко не про­изо­шла ре­ор­га­ни­за­ция по­ли­ти­че­ской струк­ту­ры страны, все долж­но­сти в пар­тии стали почти пожизненными. Это при­ве­ло к тому, что сред­ний воз­раст ру­ко­во­ди­те­лей стра­ны был 60—70 лет, за что СССР на­зы­ва­ли стра­ной с са­мы­ми ста­ры­ми руководителями. По­доб­ная си­ту­а­ция при­ве­ла еще и к тому, что зна­чи­тель­но уси­лил­ся кон­троль пар­тии над всеми сфе­ра­ми жизни, мно­гие го­су­дар­ствен­ные предприятия, даже самые мелкие, пол­но­стью под­чи­ня­лись ре­ше­нию партии. В этот же пе­ри­од воз­рос­ла внеш­не­по­ли­ти­че­ская и внут­ри­по­ли­ти­че­ская роль КГБ.

Рост важ­но­сти во­ен­ной промышленности. В эпоху за­стоя СССР на­хо­дил­ся в со­сто­я­нии хо­лод­ной войны с США, по­это­му было край­не важно на­ра­щи­вать свою во­ен­ную мощь. Резко воз­рос­ло число во­ен­ных предприятий, стало в огром­ных ко­ли­че­ствах про­из­во­дить­ся оружие, в том числе ядер­ное и ракетное. Ве­лись раз­ра­бот­ки но­вей­ших бо­е­вых си­стем и про­мыш­лен­ность снова, как в годы войны, была на­прав­ле­на на во­ен­ную сферу.

Прекращение раз­ви­тия эко­но­ми­ки и упа­док аг­рар­ной сферы. Эко­но­ми­ка оста­но­ви­лась в своем раз­ви­тии прак­ти­че­ски пол­но­стью и тре­бо­ва­ла сроч­ных реформ, од­на­ко по­пыт­ки про­ве­сти их не увен­ча­лись успехом. Не в самом луч­шем со­сто­я­нии на­хо­ди­лось на­род­ное хо­зяй­ство – это было свя­за­но с аг­рар­ной реформой, ко­то­рая вво­ди­ла из­вест­ные всем «поездки на картошку», когда сту­ден­тов от­прав­ля­ли на сбор урожая. Это прак­ти­че­ски ли­ши­ло ра­бо­ты крестьян, кроме того, про­цент ис­пор­чен­но­го уро­жая при сборе стал не­уклон­но расти. Мно­гие кол­хо­зы и сов­хо­зы при­но­си­ли лишь убытки, народ стал по­сте­пен­но пе­ре­ез­жать в круп­ные города, а в стра­не на­рас­тал де­фи­цит продовольствия, что очень силь­но стало за­мет­но уже после ухода Брежнева. Осо­бен­но силь­но такая си­ту­а­ция в эко­но­ми­ке за­тро­ну­ла ре­ги­о­ны СССР, такие как Украина, Ка­зах­стан и другие, ко­то­рые жили сель­ским хо­зяй­ством и до­бы­ва­ю­щей промышленностью.

Социальная жизнь. Не­смот­ря на все не­га­тив­ные явления, рост бла­го­со­сто­я­ния граж­дан продолжался. Очень мно­гие жи­те­ли го­ро­дов имели воз­мож­ность улуч­шить свои жи­лищ­ные условия, мно­гие те­перь могли ку­пить хо­ро­ший ав­то­мо­биль и дру­гие ка­че­ствен­ные и до­ро­гие вещи. Вме­сте с этим росло и число бедных, од­на­ко это было не так за­мет­но бла­го­да­ря низ­ким ценам на про­до­воль­ствен­ные продукты. В целом, жизнь обыч­но­го граж­да­ни­на была хорошей, обес­пе­чен­ной и стабильной, что было важ­нее всего. Жи­те­ли СССР ве­ри­ли в свет­лое бу­ду­щее и были пол­но­стью уве­ре­ны в зав­траш­нем дне, так как все два­дцать лет экономика, обес­пе­чен­ная нефтью, под­дер­жи­ва­ла хо­ро­ший уро­вень жизни по срав­не­нию с по­сле­во­ен­ным периодом.

Значение и итоги пе­ри­о­да застоя неоднозначны. К сожалению, не­смот­ря на то, что в эти годы стра­на жила очень раз­ме­рен­но и стабильно, в эко­но­ми­ке про­ис­хо­ди­ли процессы, ко­то­рые не могли не уда­рить по жизни СССР в дальнейшем. С па­де­ни­ем цены на нефть об­на­жи­лись все за­стой­ные яв­ле­ния и стало ясно, что за пе­ри­од ста­биль­но­сти эко­но­ми­ка пре­вра­ти­лась в от­ста­ю­щую и уже не могла под­дер­жи­вать го­су­дар­ство толь­ко сво­и­ми силами. На­ча­лась тя­же­лая эпоха перестройки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!