КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ
| Критерии оценивания | Баллы |
К 1 | Указание событий (явлений, процессов) | Правильно указаны два события (явления, процесса) | Правильно указано одно событие (явление, процесс) | События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | | 2 2 1 0 |
К 2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях(явлениях, процессах) данного периода истории | 2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса) Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована /охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы | 2 1 0 |
К 3 | Причинно-следственные связи По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2 Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны | 2 2 1 0 |
К 4 | Оценка событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана | 1 1 0 |
К5 | Использование исторической терминологии При изложении корректно использована историческая терминология Все исторические термины, понятия использованы некорректно ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | 1 1 0 |
К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки Допущена одна фактическая ошибка Допущены две или более фактические ошибки | 2 2 1 0 |
К 7 | Форма изложения.1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 1 1 0 |
| Максимальный балл | 11 |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАПИСАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории – желательно обратить внимание на 2 события (явления, процесса) внутренней политики и 1 событие (явление) внешней политики;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России, используя цитаты (прямые и косвенные), литературные зарисовки.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Последовательность действий – шаблоны фраз, словосочетаний
1 абзац (часть, блок)
___ — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___.
_______ - это эпоха, названная историками и/или современниками ______. Эпоха _________ характеризуется _______________.
2 абзац (часть, блок)
Данная эпоха (период) богата на важные события. Рассмотрим, некоторые из них…………….
___ правил (руководил, был фактически лидером страны) в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление (это время) нельзя оценить однозначно.
Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
С одной стороны, ___. Но, с другой стороны, ___.
Говоря о явлениях (событиях, фактах) _______ нельзя не назвать имена ____________, людей (государственных лиц, важных персоналий, исторических лиц, и т.п.) оказавших решающее влияние на _____
Фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
3 абзац (часть, блок)
Эпоха правления ___ ( историческая эпоха, время правления) в целом стала периодом ___.
В исторической науке существует различные точки зрения на данный период, так, например ____________ отмечает, что___________.
В целом же, мы можем сделать вывод о том, что_______________.
ПРИМЕРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ
Пример исторического сочинения по периоду 1093—1125 гг.
1093—1125 гг. – время, когда феодальная раздробленность Древнерусского государства становится уже свершившим фактом, хотя среди русских князей и находятся те, кто хотел и мог остановить или приостановить разрастание раздробленности, укрепить государство, на какое–то время, так как феодальная раздробленность была естественным этапом развития средневекового государства.
После смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 1году, Святополк Изяславич, став Киевским князем в 1093 году, проиграл несколько сражений против половцев. В одном из сражений погиб брат Святополка-Ростислав, утонув при бегстве. Но одним из главных событий при правлении Изяславича считается заключение мира с половцами в 1094 году после сражения у Халеппа, итог которого, кстати, неизвестен.
В 1097 г. по решению Любечского съезда князей — потомков Ярослава Мудрого — Святополк Изяславич получил Киев, Туров, Слуцк и Пинск. Сразу же после съезда Святополк и князь владимиро-волынский Давыд Игоревич захватили в плен князя теребовльского Василька Ростиславича и ослепили его. Против Святополка выступили князья Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи. Киевский князь помирился с ними и обязался начать войну против Давыда Игоревича. В 1098 г. Святополк Изяславич осадил Давыда Игоревича во Владимире-Волынском. Через семь недель осады Давыд покинул город и уступил его Святополку. После этого Святополк Изяславич попытался отобрать у Володаря и Василька Ростиславичей Червенские города. В 1099 г. Святополк пригласил венгров, а Ростиславичи заключили союз со своим бывшим врагом князем Давидом Игоревичем, который получил помощь от половцев. Святополк и венгры были разбиты, а Давыд Игоревич вновь овладел Владимиром-Волынским.
Одно из важнейших событий данного периода — съезд князей в Любече в 1097 году во время первой междуусобной войны. Собрались князья с целью заключения договора о разделении владений. В стране было очень трудное время. С одной стороны — постоянные набеги половцев, с другой — внутренние междуусобные войны между князьями за право властвовать на Руси. В съезде принимало участие 6 князей. Инициатором встречи выступил Владимир Мономах, он же и предложил создать единую армию для борьбы с половцами. Благодаря Владимиру было достигнуто соглашение между князьями, и каждый получил желанные земли. Владимир поступил очень мудро, собственно за это он и был любим народом. Но не только за мудрость любили этого князя. Он был щедр, со всеми делился, но и казна его не была пуста. Владимир заслужил большое уважение среди народа.
Собственно признание Владимира народом и помогло стать ему князем Киевским в 1113 году.
Парадокс – несмотря на раздробленность, данный период сыграл большую роль в укреплении Руси. Страна стала мощнее и была готова отражать атаки недоброжелателей.
Пример исторического сочинения по периоду 1113—1125 гг.
Данный исторический период совпадает с княжением Владимира Мономаха в Киеве. Родился Владимир Всеволодович Мономах 26 мая 1052 года. Его отцом был Всеволод Ярославич, а матерью Анна, дочь императора Византии, Константина Девятого. В 1067 году был посажен на княжение в Смоленске, с 1078 княжил в Чернигове. С 1125 года был великим князем киевским. Данный талантливый правитель остался в истории не только как князь, но и как писатель, после которого нам достались его важные литературные труды. Наиболее знаменитым стало его «поучение детям».
Однако, как не старался князь Мономах сохранить мир, но часто именно эти его попытки избежать войны и приводили его на поле битвы. Первое значительное военное столкновение в жизни Мономаха произошло в 1077 году, когда он, слушаясь приказа князя киевского Изяслава, выступил с ратью против половцев. Владимир получает черниговское княжество, однако после того как в 1094 году Олег Святославич, пришедший под стены его замка потребовал отдать обратно земли отца, Мономах, избегая сражения, уходит со своей дружиной в Переяславль.
Позже, уже будучи на княжении в Соленске, Владимир активно старался помочь в борьбе с врагами соседним князьям. В 1097 и 1100 годах он выступает одним из инициаторов собраний удельных князей.
После кончины Всеволода Ярославича Мономах не спешил занять киевский престол. Более того, он передаёт его (несмотря на завещание отца) Святополку Изяславичу. Также по мере своих сил он старался всегда оказывать военную помощь новому князю в походах. Мономах стал киевским великим князем только в 1113 году. На княжение его звала киевская знать, боящаяся восстания народа против ростовщиков. Благодаря Мономаху восстание было подавлено, а сам князь, выяснив причины его возникновения, установил нормы долгового права для предотвращения конфликтов в будущем. Княжеский устав способствовал упрощению участи закупов (наёмных работников и должников).
Также правление князя Мономаха ознаменовалось противостояниями с половцами (кочевниками). Сам Владимир неоднократно заключал с ними мирные соглашения и был организатором рейдов в полоцкие территории, чтобы привлечь народное ополчение. Необходимо отметить, что имена такая мирная политика и сделала Мономаха таким популярным в народе. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112—1113 годам «Повести временных лет».
«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начапервеекняжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.
1645–1676 гг. — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I.
Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве.
В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».
Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов. Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».
Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению. Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней.
Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.
Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом.
Во внешней политике, на мой взгляд, одним из главных направлений становится расширение территории нашей страны в западном, восточном и южном направлении. Здесь мы можем назвать события 1653-1654 года, когда за помощью к Московскому царю от имени украинского казачества обратился Богдан Хмельницкий, с просьбой принять Украину «под руку» русского царя. 8 января 1654 года в городе Переяславле на Раде украинского народа Украина вошла в состав России. Россия приобрела территории Левобережной Украины и Киев. Это стало важным достижением русской внешней политики, обеспечивший развитие экономики страны в целом, национальной культуры и национального самосознания украинского народа, укрепление международного авторитета страны.
Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно. С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).
Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).
Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя. В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец — Михаил Федорович. Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам». С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек». Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия — не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», — утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».
В целом, эпоха Алексея Михайловича — это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого.
Пример исторического сочинения по периоду 1796—1801 гг.
Правитель этого исторического периода - Павел 1 179 - сын Екатерины 2 и Петра 3. Император, который правил 4 года ,4 месяца и 4 дня .К власти приходит в 42 года после смерти Екатерины 2 . Императрица всячески пыталась отстранить сына от власти , даже хотела передать престол внуку Александру, но она не успевает этого сделать . Новый император намеревался изменить в России все ,что сделала его мать .
Воспитанием Павла 1 занимались не родители ,а Елизавета Петровна и Никита Иванович Панин . Еще при жизни Екатерины у них были отвратительные отношения ,Павел ненавидит ее ,а она так как не занималась его воспитанием недолюбливала его . Павел считал ,что Екатерина узурпировала престол дважды . Первый раз ,когда отняла престол у законного наследника Петра 3 , а второй раз ,когда не передала престол Павлу после совершеннолетия . Эта ненависть к матери полностью изменила его характер ,он стал очень жестоким . У него были большие разногласия с Екатериной 2 и на внутреннюю и внешнюю политику . Павел 1 был был против наступательных войн ,еще при жизни Екатерины он приносит ей трактат . Он считал ,что завоевания новых земель приносят только разорение стране . Как и его отец любил все прусское .
Зайдя на престол император устраивает всеобщую амнистию и выпускает всех политических преступников ,которых осудила Екатерина 2. В числе преступников были Радищев "путешествия из Петербурга в Москву " и Новиков журнал "Трутень "и "живописец" . Однако ,вслед за этим последовали новые ссылки .
Павел 1 посчитал ,что предыдущие императоры слишком много разрешили дворянам ,поэтому он лишает их большинства привилегий ,упраздняет жалованную грамоту -собранные привилегии которыми пользовалось дворянство .Отменяет представителей дворянства , заставляет их вернуться на службу ,запретил дворянству на прямую обращаться на имя императора .Тем самым он хотел укрепить власть монарха .
Его ненависть к матери порождает новый указ об изменении в системе престолонаследия -указ Петра первого 1722г ,который гласил ,что император мог передавать престол по собственному желанию . Новшество состояло в том ,что передача престола осуществляется только по мужской линии ,старшему сыну . Он не хотел допускать новых дворцовых переворотов.
Жизнь крестьян тоже меняется . Павел 1 ограничивает власть помещика ,издает указ о трехдневной барщине -работа крестьян на земле феодала . По этому указу крестьянин работал три дня на земле хозяина ,три дня на себя и один день отдыхал .
Павел 1 боролся с революционными выступлениями в обществе . Он вводит жесточайшую цензуру . Закрывает границы Российского государства , чтобы никто не провез крамольной литературы . Отдает указ о жесткой регламентации одежды ,запрещает одежду французского покрова . Вводит комендантский час. В каждом уезде ставит будки ,которые следят за соблюдением комендантского часа.
Пытается вести борьбу с казнокрадством , взяточничеством и плохой работой чиновников . Он повесил огромный ящик на ворота Михайловского замка ,в который любой человек мог написать жалобу на работу чиновника . Корреспонденцию вынимал сам и принимал серьезные меры .
Вводит новую форму для русской армии ,что очень рассердило Суворова . Суворову не нравилась прусская форма . Суворов говорил ,что русские прусских всегда бивали ,чему у них можно научиться Павел 1 очень любил парады ,поэтому приказывает уделять наибольшее внимание строевой подготовке ,заниматься шагистикой не менее 80часов. Суворов был против отведению такого количества времени ,из-за этого у него возникает конфликт с Павлом . Император лишает его всех наград ,воинского звания и отправляет в ссылку . Позже он вернет все титулы и даже получит новые .
Суворов -выдающийся деятель еще со времен Екатерины 2. Этот человек внес огромный вклад в развитие Россию . Его армия считалась непобедимой . А все благодаря отношению Суворова к солдатам . Все тяготы солдатской службы Суворов переносил с ними , даже ел из солдатского котла ,поэтому в армии никогда не воровали . Он считал ,что на войне нет мелочей . Солдат должен быть сыт ,обут ,одет ,поэтому лично следил за меню .
Он разбивал противников ,когда их численность превосходила вдвое ,а то и втрое раз . А все благодаря слаженности армии во время атаки .Его армия передвигалась очень быстро ,поэтому они появлялись когда их никто не ждал . Он всегда говорил солдатам ,что каждый должен знать свой маневр ,они должны не слепо повиноваться ,а осознавать для чего они это делают.
Суворов выделят три воинских искусства : первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе — быстрота... Третье — натиск. Этими качествами должен обладать каждый из его солдат .
Суворов написал книгу "Как побежать" ,в ней описывается правильное поведение командующего .
Сам Суворов вел здоровый образ жизни ,вставала раньше армии ,делал зарядку ,обливался холодной водой .Павел 1 занял жестко-враждебную политику по отношению к Франции . Во Франции революция уже переродились и генерал наполеон начинает присоединять новые земли . Франция завоевывает север Италии и Выгоняет от туда австрийцев . Австрийцы просят помощи у Павла 1 и тот дает согласие . Воевать Россия будет за интересы Австрии ,присоединять новые земли павел 1 не собирается .Австрия ставит условие ,что в помощи России нуждается только в случае ,если армию возглавит Суворов . Павел 1 соглашается на это условие и отправляет Суворова на войну ,вернув его воинское звание . Русская армия под командованием Суворова освобождает север Италии от французов . Суворов получает звание графа Италийского. Вскоре совершается великое альпийское сражение . Командующий французской армии предлагает Суворову сдаться . Дабы не обить великого полководца Франция готова отпустить русскую армию без знамен ,на раздумья России дают сутки . На военном совете Суворов сказал армии ,что никогда не проигрывал, но идти на такую сильную армию тоже не вариант ,поэтому приводит в действие хитрую тактику . Его тактика состояла в том ,что сначала русская армия идет в атаку ,потом отступает в ущелье ,где их ждет подкрепление . Суворов наносит мощный удар и Франция не выдерживает его .Россия выигрывает бой ,когда численность Франции превосходит русскую ,истощавшую армию. Таким исходом событий Россия обязана гению Суворова ,его точной тактики и правильному настрою армии .За эту победу он получает звание генералиссимуса. На мой взгляд это был самый выдающийся деятель России 18 века .
После альпийского похода Павел 1 меняет внешнюю политику и идет на сближения с Наполеоном .
Результатом непродуманной политике Павла было то, что он у него не было сторонников. Всех выдающихся деятель своего времени он не ценил и не уважал ,Суворова к примеру . Такое отношение к людям привело к тому ,что император остался без поддержки. В конце концов ,недовольное общество производит переворот. В сговор о свержении императора входил даже его сын Александр1 . Павел был убит в 1801году. Это был последний дворцовый переворот в истории России.
Пример исторического сочинения по периоду 1855—1881 гг.
Данный исторический период связан с временем правления Александра Николаевича Романова – Александра II, прозванного в народе «освободителем».
Внутренняя политика Александра II разительно отличалась от политики Николая I и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра II, по которой в 1861 г., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную необходимость дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром II буржуазных реформ.
В 1864 г. по указу Александра II была проведена земская реформа. Ее целью стало создание системы местного самоуправления, для чего был учрежден институт уездного земства.
В 1870 г. проведена городская реформа, которая положительно повлияла на развитие промышленности и городов. Учреждены городские думы и управы, являвшиеся представительскими органами власти. Судебная реформа Александра II, проведенная в 1864 г., ознаменовалась введением европейских правовых норм, но некоторые особенности ранее действовавшей судебной системы были сохранены, к примеру, особый суд для чиновников.
Следующей стала военная реформа Александра II. Ее результат — всеобщая воинская повинность, а так же, близкие к европейским стандарты организации армии. В ходе проведения финансовой реформы Александра II был создан Государственный банк, произошло зарождение официальной бухгалтерии. Логическим завершением реформаторской деятельности явилась подготовка первого в российской истории официального проекта Конституции.
Переоценить важность либеральных реформ Александра II, которые иногда именуются «революцией сверху» сложно. Итогом реформ Александра II явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности, но не только. Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй. Это закономерно привело к активизации общественного движения при Александре II.
Внешняя политика Александра II была весьма успешна. За время его правления Россия вернула себе пошатнувшееся при Николае I военное могущество. Весной 1864 г. был подчинен Северный Кавказ, где долгое время шли безуспешные военные действия. Тот же год ознаменовался подчинением Туркестана и умиротворением Польши. Принесшая славу российскому оружию война с Турцией 1877—1878 гг. довольно значительно увеличила территорию страны. Но Россией была утрачена Аляска, проданная США за относительно небольшую сумму в 7 млн. 200 тыс. долл.
Правление Александра II было омрачено множеством покушений на его жизнь. Первое из них было совершено в Париже, 25 мая 1867 г. Вторая попытка покушения произошла в Петербурге, в 1879 г. Затем последовали попытка взрыва императорского поезда 26 августа 1879 г. и взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г.
Великие реформы Александра II были прерваны его смертью. 1 марта 1881 г. В тот день царь Александр II намеревался подписать проект масштабных экономических и административных реформ Лорис-Меликова. Покушение на Александра II, совершенное народовольцем Гриневицким, привело к его тяжелейшему ранению и смерти императора. Так подошло к концу правление Александра II. На русский престол взошел его сын, Александр III.
Оценить время правления Александра II очень сложно. С одной стороны это реформатор, реформами заложивший основу формирования индустриального общества, давший толчок для развития экономики, общественной мысли, создавший новую армию и новый суд, укрепивший пошатнувшийся авторитет страны на международной арене. Но, с другой стороны, нельзя сказать, что эти реформы были последовательны, доведены до логического завершения, привели к улучшению положения простого народа.
Пример исторического сочинения по периоду 1964—1982 гг.
Брежневская «эпоха застоя» (термин, введенный Михаилом Горбачевым) возникла от соединения многих факторов: продолжительной «гонки вооружений» между двумя сверхдержавами, СССР и США; решения Советского Союза участвовать в международной торговле, отказавшись тем самым от экономической изоляции, но игнорируя изменения, происходящие в западных обществах; растущей суровости его внешней политики, которая проявилась, например, в отправке советских танков для подавления Пражской весны 1968; интервенции в Афганистан; гнетущей страну бюрократию, составляемой из престарелых кадров; отсутствия экономических реформ; коррупции, товарного голода и других нерешенных при Брежневе экономических проблем. Социальная стагнация внутри страны усиливалась растущей потребностью в неквалифицированных рабочих, общей нехваткой рабочей силы, падением производительности и трудовой дисциплины. В конце 1960-х годов и в 1970-х Брежнев хотя и спорадически, с помощью Алексея Николаевича Косыгина, пытался внести в экономику некоторые новации, но они были крайне ограниченными и поэтому не дали заметных результатов. К числу таких новшеств относилась экономическая реформа 1965 года, предпринятая по инициативе А. Н. Косыгина. Её истоки отчасти восходят и к Хрущеву. Эта реформа была свёрнута ЦК, хотя он признал наличие экономических проблем.
Консервация политического режима. За практически двадцать лет периода застоя изменений в административно-управленческом аппарате практически не произошло. Это было следствием того, что во времена Хрущева реформы и перестановки в партии происходили слишком часто, поэтому обозначенный Брежневым курс на стабильность был воспринят буквально и с радостью. В результате не только не произошла реорганизация политической структуры страны, все должности в партии стали почти пожизненными. Это привело к тому, что средний возраст руководителей страны был 60—70 лет, за что СССР называли страной с самыми старыми руководителями. Подобная ситуация привела еще и к тому, что значительно усилился контроль партии над всеми сферами жизни, многие государственные предприятия, даже самые мелкие, полностью подчинялись решению партии. В этот же период возросла внешнеполитическая и внутриполитическая роль КГБ.
Рост важности военной промышленности. В эпоху застоя СССР находился в состоянии холодной войны с США, поэтому было крайне важно наращивать свою военную мощь. Резко возросло число военных предприятий, стало в огромных количествах производиться оружие, в том числе ядерное и ракетное. Велись разработки новейших боевых систем и промышленность снова, как в годы войны, была направлена на военную сферу.
Прекращение развития экономики и упадок аграрной сферы. Экономика остановилась в своем развитии практически полностью и требовала срочных реформ, однако попытки провести их не увенчались успехом. Не в самом лучшем состоянии находилось народное хозяйство – это было связано с аграрной реформой, которая вводила известные всем «поездки на картошку», когда студентов отправляли на сбор урожая. Это практически лишило работы крестьян, кроме того, процент испорченного урожая при сборе стал неуклонно расти. Многие колхозы и совхозы приносили лишь убытки, народ стал постепенно переезжать в крупные города, а в стране нарастал дефицит продовольствия, что очень сильно стало заметно уже после ухода Брежнева. Особенно сильно такая ситуация в экономике затронула регионы СССР, такие как Украина, Казахстан и другие, которые жили сельским хозяйством и добывающей промышленностью.
Социальная жизнь. Несмотря на все негативные явления, рост благосостояния граждан продолжался. Очень многие жители городов имели возможность улучшить свои жилищные условия, многие теперь могли купить хороший автомобиль и другие качественные и дорогие вещи. Вместе с этим росло и число бедных, однако это было не так заметно благодаря низким ценам на продовольственные продукты. В целом, жизнь обычного гражданина была хорошей, обеспеченной и стабильной, что было важнее всего. Жители СССР верили в светлое будущее и были полностью уверены в завтрашнем дне, так как все двадцать лет экономика, обеспеченная нефтью, поддерживала хороший уровень жизни по сравнению с послевоенным периодом.
Значение и итоги периода застоя неоднозначны. К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем. С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами. Началась тяжелая эпоха перестройки.