СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История антироссийской пропаганды

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация об истории антироссийской пропаганды

Просмотр содержимого документа
«История антироссийской пропаганды»

История антироссийской пропаганды

История антироссийской пропаганды

Первое описании Московской Руси было написано итальянцем, Амброзио Контарини, венецианским дипломатом, посланного в Персию в 1474-м году с целью сформировать альянс против оттоманской Турции. На обратном пути итальянец из-за ошибки в навигации попал в Россию, в Москву, в которой пробыл несколько месяцев в заключении из-за долга другого венецианца перед великим князем. По возвращении в Венецию тот написал книгу о своей дипломатической миссии и лишь кратко описал Московию. Его поразило богатство страны, которая все необходимое производила сама и низкие цены, а также огромная армия, но в то же время русских он описывал как жестоких, пьяниц и никудышных солдат, которые все свободное время проводят на пирах

Первое описании Московской Руси было написано итальянцем, Амброзио Контарини, венецианским дипломатом, посланного в Персию в 1474-м году с целью сформировать альянс против оттоманской Турции. На обратном пути итальянец из-за ошибки в навигации попал в Россию, в Москву, в которой пробыл несколько месяцев в заключении из-за долга другого венецианца перед великим князем. По возвращении в Венецию тот написал книгу о своей дипломатической миссии и лишь кратко описал Московию. Его поразило богатство страны, которая все необходимое производила сама и низкие цены, а также огромная армия, но в то же время русских он описывал как жестоких, пьяниц и никудышных солдат, которые все свободное время проводят на пирах

В конце 15-го века у Московского царства были налажены контакты с еще одним итальянским государством – Миланом. Итальянцы опрашивали русского посла, грека по происхождению, Юрия Траканиота о стране и создали трактат, описывающий Московию крайне подробно – территория, население, армия, города, экономика, княжеская семья, торговля и т.п. В целом, описание вышло положительным, и это неудивительно, ведь Русь занималась вербовкой иностранных специалистов, в частности, итальянских архитекторов и инженеров, естественно требовалось показать страну в положительных красках, чтобы привлечь нужных специалистов. Но такая идиллия продолжалась недолго.

В конце 15-го века у Московского царства были налажены контакты с еще одним итальянским государством – Миланом. Итальянцы опрашивали русского посла, грека по происхождению, Юрия Траканиота о стране и создали трактат, описывающий Московию крайне подробно – территория, население, армия, города, экономика, княжеская семья, торговля и т.п. В целом, описание вышло положительным, и это неудивительно, ведь Русь занималась вербовкой иностранных специалистов, в частности, итальянских архитекторов и инженеров, естественно требовалось показать страну в положительных красках, чтобы привлечь нужных специалистов. Но такая идиллия продолжалась недолго.

В 1508-м году ливонец Кристиан Бомховер выпустил в Кельне трактат ‘’Прекрасная история’’, посвященный внешним сношениям Московии. В нем Ливония представлена бастионом христианства, отражающим атаки русских. Московиты – не христиане, а язычники, жестокие азиатские варвары, которые имеют тайный союз с турками и татарами, чтобы уничтожить христианство. На гравюрах в трактате московские воины изображались в турецком обмундировании. Трактат был направлен напрямую римскому папе. Автор, кстати, призывал папу объявить Руси крестовый поход.

В 1508-м году ливонец Кристиан Бомховер выпустил в Кельне трактат ‘’Прекрасная история’’, посвященный внешним сношениям Московии. В нем Ливония представлена бастионом христианства, отражающим атаки русских. Московиты – не христиане, а язычники, жестокие азиатские варвары, которые имеют тайный союз с турками и татарами, чтобы уничтожить христианство. На гравюрах в трактате московские воины изображались в турецком обмундировании. Трактат был направлен напрямую римскому папе. Автор, кстати, призывал папу объявить Руси крестовый поход.

Кроме немцев антирусскую пропаганду широко распространяли поляки. В 1514 году польский король Сигизмунд начала пропагандистскую кампанию в Европе, чтобы убедить Рим, что русские – варвары, угроза христианству, как турки и татары и прославить поляков и литовцев как ‘’бастион христианства’’. С этой целью в Рим была послана краткая депеша, посвященная победой польско-литовского войска над московским под Оршей и описанием московитов, которые представляли из себя варваров-азиатов, союзников турок и татар в уничтожении христианства и т.п. Наибольшее любопытство во всем этом вале пропаганды представляют писания венгра Якоба Пизо, служившего при папе, и бывшего с польским войском при Орше. Этот человек создал новый тип пропаганды – листовки и гравюры с кратким текстом, описывающим изображенные зверства московитов и т.п. Он также отправил письмо римскому папе, в котором описал, что в Московии отсутствует закон и все подданные являются рабами великого князя и если бы его не абсолютная власть все бы давно разбежались из этой страны.

Кроме немцев антирусскую пропаганду широко распространяли поляки. В 1514 году польский король Сигизмунд начала пропагандистскую кампанию в Европе, чтобы убедить Рим, что русские – варвары, угроза христианству, как турки и татары и прославить поляков и литовцев как ‘’бастион христианства’’. С этой целью в Рим была послана краткая депеша, посвященная победой польско-литовского войска над московским под Оршей и описанием московитов, которые представляли из себя варваров-азиатов, союзников турок и татар в уничтожении христианства и т.п. Наибольшее любопытство во всем этом вале пропаганды представляют писания венгра Якоба Пизо, служившего при папе, и бывшего с польским войском при Орше. Этот человек создал новый тип пропаганды – листовки и гравюры с кратким текстом, описывающим изображенные зверства московитов и т.п. Он также отправил письмо римскому папе, в котором описал, что в Московии отсутствует закон и все подданные являются рабами великого князя и если бы его не абсолютная власть все бы давно разбежались из этой страны.

Еще один подобный автор, Франческо Да Колло, посол Священной Римской Империи в России, чьей целью было склонение Московии к союзу с СРИ против турок, провалив задачу, оставил императору Максимилиану краткое описание нашей страны. Набор тот же – всевластие государя, отсутствие закона, жестокость русских и, главное, наличие 400-тысячной конной орды, обмундированной как татары. Тем не менее, несмотря на пропаганду поляков и пр., католический Рим все пытался склонить Москву к союзу против турок и единению христианских стран, естественно под патронажем папы, т.е. Русь должна была ‘’вернуться’’ в католичество. Соответственно множество посольств отправлялось Римом в Москву. Папа Лев 10-й отправлял подобные посольства в 1519-1521 гг. Интерес представляют записки голландца Альберта Кампензе, посланного в Москву папой Адрианом 6-м. Он описывает Василия 3-го как абсолютного владыку, а его подданных как рабов, чьими жизнями и имуществом единолично распоряжается великий князь. Тем не менее, голландец называет русских благочестивыми христианами, которые без сомнения, близки католикам и которых можно использовать против турок и раскольников-лютеран, также он отмечает, что в отличие от остальных европейцев, московиты фанатически преданы своему владыке и в любой момент готовы встать на защиту своей земли.

Похожее описание составил и Йоханн Фабри. Он писал, что для московита приказание государя – закон и тот готов пожертвовать и своей жизнью для его выполнения. Православие он описал как ‘’примитивное христианство’’ и заявляет императору Максимилиану, что русские могут быть отличными союзниками против турок и татар, а также они являются отличным образцом для подданных любого императора и что немцы должны также относиться к своему владыке. Если подытоживать самые ранние западные описания России как централизованного государства, то можно увидеть, что красной линией практически всех их (описаний) является утверждение о тирании московских князей и рабстве (холопстве) русских – даже авторы, описывающие московитов как ‘’благочестивых христиан’’ называют их же рабами. Наиболее русофобскими следует признать писания поляков, да и восточно-европейцев в целом – они проводили пропагандистскую линию о московитах азиатских варварах и язычниках, врагах христианства.

Похожее описание составил и Йоханн Фабри. Он писал, что для московита приказание государя – закон и тот готов пожертвовать и своей жизнью для его выполнения. Православие он описал как ‘’примитивное христианство’’ и заявляет императору Максимилиану, что русские могут быть отличными союзниками против турок и татар, а также они являются отличным образцом для подданных любого императора и что немцы должны также относиться к своему владыке. Если подытоживать самые ранние западные описания России как централизованного государства, то можно увидеть, что красной линией практически всех их (описаний) является утверждение о тирании московских князей и рабстве (холопстве) русских – даже авторы, описывающие московитов как ‘’благочестивых христиан’’ называют их же рабами. Наиболее русофобскими следует признать писания поляков, да и восточно-европейцев в целом – они проводили пропагандистскую линию о московитах азиатских варварах и язычниках, врагах христианства.

Вторую жизнь антирусской пропаганде дала Ливонская война, которую уже царь Иван 4-й вел за выход на балтийское побережье. Ключевую роль тут опять же сыграли поляки, вспомнившие опыт Орши. Было напечатано много листовок, т.н. летучих листков с картинами зверств русских войск в Ливонии – использование женщин и детей в качестве мишеней для стрельбы; отрубленные головы и виселицы, каннибализм в оккупированных московитами городах; толпы татар на русской службе; уничтожение русскими церквей и убийство монахов и т.п. Вот типичное западное описание действий русских войн в Ливонии, проспонсированное польским королем: Московиты изображались как язычники, заданные целью уничтожить христианство, войско Сатаны, вплетались ветхозаветные сюжеты, царь Грозный изображался в турецком платье

Вторую жизнь антирусской пропаганде дала Ливонская война, которую уже царь Иван 4-й вел за выход на балтийское побережье. Ключевую роль тут опять же сыграли поляки, вспомнившие опыт Орши. Было напечатано много листовок, т.н. летучих листков с картинами зверств русских войск в Ливонии – использование женщин и детей в качестве мишеней для стрельбы; отрубленные головы и виселицы, каннибализм в оккупированных московитами городах; толпы татар на русской службе; уничтожение русскими церквей и убийство монахов и т.п. Вот типичное западное описание действий русских войн в Ливонии, проспонсированное польским королем: Московиты изображались как язычники, заданные целью уничтожить христианство, войско Сатаны, вплетались ветхозаветные сюжеты, царь Грозный изображался в турецком платье

Многие исследователи же считают, что антирусская пропаганда стала систематичной лишь с конца 18 века и родиной политической русофобии является Франция. В 1797-м году французская директория получила от польского генерала Михаила Сокольницкого получили документ, названный впоследствии Завещанием Петра Великого. Этот фальсифицированный документ представлял из себя якобы план Петра Великого своим преемникам по достижению Россией мирового господства – захват Индии, Константинополя, всей континентальной Европы. Россия должна была поддерживать распри по всей Европе, путем подкупа, разделов стран и альянсов подчинить себе всю Европу. Во внутренней политике документ призывал к полной милитаризации общества и постоянной готовности к войне.

Многие исследователи же считают, что антирусская пропаганда стала систематичной лишь с конца 18 века и родиной политической русофобии является Франция. В 1797-м году французская директория получила от польского генерала Михаила Сокольницкого получили документ, названный впоследствии Завещанием Петра Великого. Этот фальсифицированный документ представлял из себя якобы план Петра Великого своим преемникам по достижению Россией мирового господства – захват Индии, Константинополя, всей континентальной Европы. Россия должна была поддерживать распри по всей Европе, путем подкупа, разделов стран и альянсов подчинить себе всю Европу. Во внутренней политике документ призывал к полной милитаризации общества и постоянной готовности к войне.

В 1812-м фрагменты из этого документа были положены в основу книги Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия», написанной по заказу Наполеона в преддверие его вторжения в Россию и распространенной по всей Европе. Сам же ‘’документ’’ был полностью опубликован лишь в 1836-м году. Это завещание вытаскивалось на свет божий во время подавления польского восстания в 1830-м, революции 1848-1849 (подавленной в Венгрии русскими войсками), во время Крымской войны. Использовалось фальшивка Германией – в 1914-м и 1941-м.

В 1812-м фрагменты из этого документа были положены в основу книги Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия», написанной по заказу Наполеона в преддверие его вторжения в Россию и распространенной по всей Европе. Сам же ‘’документ’’ был полностью опубликован лишь в 1836-м году. Это завещание вытаскивалось на свет божий во время подавления польского восстания в 1830-м, революции 1848-1849 (подавленной в Венгрии русскими войсками), во время Крымской войны. Использовалось фальшивка Германией – в 1914-м и 1941-м.

Вехой в антирусской пропаганде по праву считается книга маркиза Астольфа де Кюстина, изданная в 1843-м году. Кюстин пробыл в стране 3 месяца в 1839-м году – с начала он несколько недель кутил в Петербурге, пообщался с самим императором Николаем, потом тот устроил ему поездку по стране с сопровождением. Маркиз проехал через всю страну и через 3 месяца вернулся обратно. Наивный царь, видимо, думал, что француз оценит его жест. 2.

Вехой в антирусской пропаганде по праву считается книга маркиза Астольфа де Кюстина, изданная в 1843-м году. Кюстин пробыл в стране 3 месяца в 1839-м году – с начала он несколько недель кутил в Петербурге, пообщался с самим императором Николаем, потом тот устроил ему поездку по стране с сопровождением. Маркиз проехал через всю страну и через 3 месяца вернулся обратно. Наивный царь, видимо, думал, что француз оценит его жест. 2.

Уильям Рэндольф Херст, американский медиамагнат, основатель холдинга «Hearst Corporation», ведущий газетный издатель. Создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах. В 1934-м году посещал Германию и встречался с Гитлером. После этого его газеты, которые читали 40 млн. чел. По всему миру начали публиковать ‘’правду’’ о Советском Союзе – убийства, геноцид, рабство, каннибализм, голод, восстания, казни и пр. Материалы Херсту передавало Гестапо. В газетах Херста публиковались заявления и статьи Геббельса, Гитлера, Геринга, Муссолини

Уильям Рэндольф Херст, американский медиамагнат, основатель холдинга «Hearst Corporation», ведущий газетный издатель. Создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах. В 1934-м году посещал Германию и встречался с Гитлером. После этого его газеты, которые читали 40 млн. чел. По всему миру начали публиковать ‘’правду’’ о Советском Союзе – убийства, геноцид, рабство, каннибализм, голод, восстания, казни и пр. Материалы Херсту передавало Гестапо. В газетах Херста публиковались заявления и статьи Геббельса, Гитлера, Геринга, Муссолини

Анти-советизм отлично сочетался и со старой анти-русской пропагандой. К примеру, влиятельный английский экономист Джон Мейнард Кейнс писал об Октябрьской революции, что она является результатом ‘’плодом звериной русской души’’ и описывал ‘’жестокость и глупость тирании старой России (царской) и новой (советской)’’

Анти-советизм отлично сочетался и со старой анти-русской пропагандой. К примеру, влиятельный английский экономист Джон Мейнард Кейнс писал об Октябрьской революции, что она является результатом ‘’плодом звериной русской души’’ и описывал ‘’жестокость и глупость тирании старой России (царской) и новой (советской)’’

Влиятельный американский дипломат и политолог, архитектор Холодной Войны Джордж Фрост Кеннан заявлял, что советское руководство в своей внешней политике исходит из старых ‘’московитских’’ привычек. Для России, по Кеннану, исторически были характерны неуважение иностранных позиций и мнений, официальный шовинизм и ксенофобия, убеждение в своей мессианской роли в мире, неспособность понять мирные отношения и принцип равных взаимоотношений между государствами; отрицательное отношение к мирным инициативам и стремление к конфликтам ‘’для русских конфликт является нормальным состоянием, состояние мира в политике они считают ненормальным’’. Все эти черты в полной мере проявлялись и в СССР по Кеннану

Влиятельный американский дипломат и политолог, архитектор Холодной Войны Джордж Фрост Кеннан заявлял, что советское руководство в своей внешней политике исходит из старых ‘’московитских’’ привычек. Для России, по Кеннану, исторически были характерны неуважение иностранных позиций и мнений, официальный шовинизм и ксенофобия, убеждение в своей мессианской роли в мире, неспособность понять мирные отношения и принцип равных взаимоотношений между государствами; отрицательное отношение к мирным инициативам и стремление к конфликтам ‘’для русских конфликт является нормальным состоянием, состояние мира в политике они считают ненормальным’’. Все эти черты в полной мере проявлялись и в СССР по Кеннану

В 1959 году в США был принят закон № 86-90 о неделе порабощенных народов – комплекс мероприятий, проводимых правительством США для обращения внимания мировой общественности на тяжелое положение стран и народов, находящихся под ‘’гнетом коммунистических режимов’’ и ‘’порабощенных (sic!) коммунистической Россией’’. Текст закона включал такие ‘’порабощенные страны’’ как Польша, Венгрия, Литва, Украина, Чехословакия, Латвия, Эстония, Белоруссия, Румыния, Восточная Германия, Болгария, континентальный Китай, Армения, Азербайджан, Грузия, Северная Корея, Албания, Идель-Урал (Татария-Башкирия), Тибет, Казакия (Юг России и Северный Кавказ), Туркестан, Северный Вьетнам и др. Т.е. кроме собственно Восточной Европы, коммунистических азиатских стран и советских республик, под расчленение шла и собственно Российская Федерация. Закон не отменен до сих пор. Т.е. США и сегодня официально ставят своей целью отторжение значительного числа территорий от РФ.

В 1959 году в США был принят закон № 86-90 о неделе порабощенных народов – комплекс мероприятий, проводимых правительством США для обращения внимания мировой общественности на тяжелое положение стран и народов, находящихся под ‘’гнетом коммунистических режимов’’ и ‘’порабощенных (sic!) коммунистической Россией’’. Текст закона включал такие ‘’порабощенные страны’’ как Польша, Венгрия, Литва, Украина, Чехословакия, Латвия, Эстония, Белоруссия, Румыния, Восточная Германия, Болгария, континентальный Китай, Армения, Азербайджан, Грузия, Северная Корея, Албания, Идель-Урал (Татария-Башкирия), Тибет, Казакия (Юг России и Северный Кавказ), Туркестан, Северный Вьетнам и др. Т.е. кроме собственно Восточной Европы, коммунистических азиатских стран и советских республик, под расчленение шла и собственно Российская Федерация. Закон не отменен до сих пор. Т.е. США и сегодня официально ставят своей целью отторжение значительного числа территорий от РФ.

Перед выборами президента США в 1984-м году профессиональным пропагандистом и работником спецслужб Робертом Конквестом была написана любопытная книга «Что делать, когда придут русские? Руководство по выживанию», чтобы подготовить американцев к советскому вторжению и как пережить советскую оккупацию. Пикантный момент – все эти страсти-мордасти Конквест написал, изучив ‘’опыт советской оккупации Восточной Европы’’. А мы, то, думали, что РККА освободила Восточную Европу от фашизма.

Перед выборами президента США в 1984-м году профессиональным пропагандистом и работником спецслужб Робертом Конквестом была написана любопытная книга «Что делать, когда придут русские? Руководство по выживанию», чтобы подготовить американцев к советскому вторжению и как пережить советскую оккупацию. Пикантный момент – все эти страсти-мордасти Конквест написал, изучив ‘’опыт советской оккупации Восточной Европы’’. А мы, то, думали, что РККА освободила Восточную Европу от фашизма.

В целом, в годы Холодной Войны анти-советская пропаганда являлась логичным продолжением анти-русской пропаганды, начавшей свою жизнь еще с начала 16-го века. Так, колхозы - следствие подневольной традиции русской общины; советское НКВД - преемник жандармского Третьего отделения Николая 1-го; сталинизм – закономерное развитие абсолютизма Ивана Грозного и Петра, а те ведут сою тиранию к корням Золотой Орды. Впрочем, многие считают, что корни уходят в Византию. Ибо разве это не источник Восточной автократической традиции, восходящей от Константина Великого к Сталину? Византийский идеал Цезаропапизма был прообразом того слияния абсолютной государственной власти, идеологического православия и мессианского рвения, которое в светском обличье было сутью Советского ‘’тоталитаризма’’.

В целом, в годы Холодной Войны анти-советская пропаганда являлась логичным продолжением анти-русской пропаганды, начавшей свою жизнь еще с начала 16-го века. Так, колхозы - следствие подневольной традиции русской общины; советское НКВД - преемник жандармского Третьего отделения Николая 1-го; сталинизм – закономерное развитие абсолютизма Ивана Грозного и Петра, а те ведут сою тиранию к корням Золотой Орды. Впрочем, многие считают, что корни уходят в Византию. Ибо разве это не источник Восточной автократической традиции, восходящей от Константина Великого к Сталину? Византийский идеал Цезаропапизма был прообразом того слияния абсолютной государственной власти, идеологического православия и мессианского рвения, которое в светском обличье было сутью Советского ‘’тоталитаризма’’.

Концепция Москвы – третьего мира выставлялась как стремление России к мировому господству, мировой империи, а мировой Интернационал как инструмент господства уже новой, советской России, т.е. Третий Рим = Третий (советский) интернационал. Такое упорное обращение к дихотомии России против Европы указывает на ее вывод из еще более широкой антитезы: Западное против Востока, понимаемое как цивилизация против варварства. Запад является домом свободы, разума и динамизма; Восток -это область деспотизма, мракобесия и стагнации, известная как Азия—бесплодное общество, в котором всемогущее государство является владельцем земли и всех ее жителей. И Россия – это

Концепция Москвы – третьего мира выставлялась как стремление России к мировому господству, мировой империи, а мировой Интернационал как инструмент господства уже новой, советской России, т.е. Третий Рим = Третий (советский) интернационал. Такое упорное обращение к дихотомии России против Европы указывает на ее вывод из еще более широкой антитезы: Западное против Востока, понимаемое как цивилизация против варварства. Запад является домом свободы, разума и динамизма; Восток -это область деспотизма, мракобесия и стагнации, известная как Азия—бесплодное общество, в котором всемогущее государство является владельцем земли и всех ее жителей. И Россия – это "вечная Азия’’ и даже крах ‘’коммунизма’’ не изменил этого положения. Теперь Россия угрожает Западу не своим коммунистическим мессианством, но "традиционными ценностями, шовинизмом, нелюбовью к свободе и демократии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!