СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История арвана Зод

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа ученицы Шураевой Айсы. В работе рассказывается история древнего калмыцкого рода Зод, представителем которого является ученица.

Просмотр содержимого документа
«История арвана Зод»

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МОБУ «Троицкая гимназия имени им. Б. Б. Городовикова»





Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Бичкн Төрскм»



Номинация «Родословие»



Тема работы: «История арвана Зод»



Подготовила: Шураева Айса Александровна , ученица 10 «б» класса.

Основное место учёбы: МОБУ «Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова»

Адрес образовательного учреждения: 359180,с.Троицкое,ул.Пушкина,23«А»

Домашний адрес: 359180, с. Троицкое,ул. Гоголя,10

Контактный телефон: 89374681178

e-mail: [email protected]

Руководитель: Нахаева Лариса Валерьевна

Должность и место работы: учитель истории и обществознания, МОБУ Троицкая гимназия им. Б. Б. Городовикова»

Контактный телефон: 89275900130

e-mail: [email protected]







с Троицкое ,2015 г.

Содержание

Введение 3стр.

1. 1.История возникновения рода Дунд - Хурул 4стр.

1.2.Дунд – Хурул- место поклонения представителей рода Дунд-Хурул

5 стр

2.1. Арваны рода Дунд-Хурул: арван «Зод» -мои родовые корни

7 стр

2.2. История моей семьи 8стр.

Выводы 10стр.

Заключение 10стр.

Список литературы 11стр.

Приложение













































Введение

Культ родства, знание своей родословной, любовь к Родине исстари закладывались в сознание детей. «Человек без прошлого, что дерево без корней»- гласит народная мудрость. У калмыков, как правило, каждый человек должен знать свою родословную, и в первую очередь по отцовской линии. Но нынешние молодые люди далеко не все столь глубоко знают свою родословную.

Каждый человек в своей жизни вольно или невольно обращается к своей родословной. И я тому не исключение. Я являюсь представителем рода Дунд - хурул, десятка Зод, но мои собственные знания о своём роде невелики, и поэтому я решила узнать у своих родителей, родственников старшего поколения все сведения о своем роде, десятке. Ведь с их уходом может уйти и история родословной нашего рода. Мы не будем знать историю своего народа, а соответственно не сможем передать ее своим детям и будущему поколению. Я считаю, это наша обязанность и святой долг перед предками, ответственность перед потомками - знать свой уңг- тохм (родословную), арвн (свой десяток)

Целью моей исследовательской работы является изучение истории моего рода, семьи, и внесение результатов исследования в генеалогическое древо (родословную).  

Задачи:

  1. Собрать информацию о представителях рода Дунд-Хурул, Зод-арвана;

  2. Изучить семейные архивы представителей арвана Зод;

  3. Составить генеалогическое древо.

Актуальность моей работы заключается в следующем:

Воспитание в моём поколении уважения к истокам семьи, национальным традициям, сохранение преемственности поколений.











Глава 1.1. История возникновения Дунду-хурула.

В своей статье «Три хурула Батыр-Малячи» А.Бадмаев пишет об истории образования трех хурулов Батыр-Малячи: Ики-хурул, Дунду-хурул и Бага-хурул: «Истории известно, что летом 1737 года Дондок-Омбо приехал к своему другу Батыр-Малячи. Батыр-Малячи после смерти двоюродного брата Чедыра по калмыцкому обычаю усыновил двух племянников Лабан-Дундука и Гюнге-Дорджи, которым досталось по сорок три кибитки подвластных. Какой же нойон имеет всего сорок кибиток подвластных, когда отдельные аймачные зайсанги имели по 400-500 семей подвластных? Чтобы помочь сыновьям брата мудрый Батыр-Малячи решил объединить две семьи. Это произошло после того, как ики-цохуровский нойон отказался выдать замуж свою дочь за умного и красивого Гюнге-Дорджи только из-за бедности последнего. К тому времени имя Гюнге-Дорджи, прославившегося во многих сражениях, было известно всей Калмыкии. Младшая дочь ики-цохуровского нойона, обоятельная и умная Сяяхн-Байр, сложила о нем песню. И когда ее отец отказал в сватовстве дербетовскому нойону, Сяяхн-Байр тайно от своих родителей, при помощи своего брата Цевег-Сангаджи поехала сама за несколько сот верст, разыскала кочевье своего любимого Гюнге-Дорджи и осталась с ним. Поступок Сяяхн-Байр был воспринят в степи бурно и отрицательно. Потому что она нарушила патриархальный канон предков, опередив свое время на двести лет. Только через восемь лет, когда она имела троих детей от Гюнге-Дорджи и была счастлива с ним, отец приехал к ней и простил ее поступок. На той встрече Батыр-Малячи в присутствии всех сорока двух дербетовскихзайсангов объявил об открытии трех хурулов на севере улуса. Дондок-Омбо не только одобрил его решение, но и обратился к зайсангам: передать для открываемых хурулов от десяти до пятидесяти кибиток от каждого аймака для заселения в новые места. Ибо без прихожан не может существовать ни один хурул. Так были открыты три хурула. Ики-хурул, на устье реки Аршань-Зельмень и на берегу озера Батыр-Малячи. К сожалению, на всех географических довоенных картах значится озеро Батыр-Малай. Дунду-хурул был возведен на берегу озера Ханата, а Бага Хурул на берегу озера Хорта, на месте, ставшем потом ставкой Малодербетовского улуса. Во главе пятисотбиточного аймака Ики-хурула стал старший сын – Лабан-Дундук. Во главе тысячекибиточного аймака Дунду-хурула стал средний сын – Эрки тяяджи, а во главе Бага-хурула стал младший Гюнге-Дорджи, которому досталось четыреста кибиток. Это событие произошло в 1737 году.

Глава 1.2. Дунду- Хурул – место поклонения представителей рода Дунду-Хурула.

Дунду-Хурул был местом поклонения всех 16 родов. Это было не одно здание, а целый хурульный комплекс.

В главном Хуруле было три Сюме, а четвертая стояла отдельно. В этом хурульном сооружении жили работники Хурула (багши,гелюнги). Они также жили в специальных жилых домах, которых было более десяти.

В главном Хуруле было три Сюме. В самом большом, центральном сюме стояли статуя большого золотого божества. Это божество имело свое название- Менк Зу. Величина его примерно равна статуе божества, что стоит

в центральном Хуруле (Сякүсн Сюм). Во втором сюме стояла статуя божества Зунквы. В третьем стояли 5 статуй поменьше желтого цвета, божества Җиҗен. В четвертом сюме, стоявшем отдельно от основного Хурула, стоял Күрд. Он и назывался Күрдин Сүм. Күрд-это большой барабан с нанесенными на нем молитвами, стоял он в Центре зала. Каждый посетитель мог прикоснуться к нему, покрутить его, тем самым считалось, что верущий соприкоснулся к святыням и те ниспошлют ему благополучие, поэтому он читал молитвы на Күрд.

В Дунд Хуруле на службе состояли очень много крупных ламов и гелюнгов из рода Ламинхн.



Род Дундхурульцев происходит от хурула. В нем в тесной связи живут 16 родов.

Из воспоминаний моего дедушки:

«Дунд Хурул стоял в урочище Ханата. Хурул стоял в северной стороне большого озера. Люди, жившие вокруг озера, брали воду из него для питья. Носили воду в ведрах, для удобства приспособив, как коромысло, деревянные перекладины кибиток. Дунду- Хурул - высокое островерхое здание, был выстроен из дерева. У входа стоял кюрд-крутящиеся барабаны с молитвами. Прежде чем войти в хурул, люди обходили его по часовой стрелке. На правой стороне хурула стояла специальная телега – мядрин тергн. Перед праздником Цаган Сар послушники запрягали в нее лошадей, чтобы собрать у населения еду- масло, мясо, муку и т.д. Рядом с хурулом была кухня, где обедали гелюнги и мужчины, приехавшие помолиться. Мясо по обычаю не рубили топором, а разделывали по суставам. Слева от хурула в длинной землянке жил гелюнг. Здесь же приготавливалась пища для обеда и чай. На восход от хурула был разбит сад. В тени этого сада обычно отдыхали люди, пришедшие в хурул. В пору утренней зари в хуруле начинали играть на дунг (музыкальный инструмент), звуки которого были слышны далеко в окрестностях. И тогда нарядно одетые люди спешили на молитву. Внутри хурула, высоко под его сводами в три ряда были развешаны разноцветные красивые шелковые платки. Они переливались и создавали такую красоту, что замирало сердце. Строгость и великолепие убранства хурула только усиливало это ощущение. На самом почетном возвышенном месте было водружено огромное изображение Верховного божества-Бурхн Багшин гегян. Внизу во время молитвы, по буддийски скрестив ноги, сидели мужчины, женщины же сидели на одном колене, согнув другое. Справа от Бурхн Багшин гегяна лама читал молитву, разбрасывая зерна. По двум сторонам от него сидели гелюнги и били в литавры (цанг). По окончании молитвы послушники собирали разбросанные зерна, бросали их на крышу голубям. Голубь в буддийской религии считается небесной (священной) птицей. Службы в хуруле проводились постоянно. В отдельные дни молитвы строго посвящались определённым обрядам. Днем хурул посещали пожилые люди. Они брали аршан для своих домочадцев- небольшой кусочек сахара и ломтик хлеба. На вечернюю молитву собирались молодые девушки и мужчины. Они, как правило, в молитвах проводили всю ночь и только с наступлением рассвета расходились по своим домам.»

Известно, что в 30-е годы повсюду по стране разрушали и оскверняли религиозные святыни: православные храмы, мусульманские мечети, буддийские хурулы. Подобный вандализм не обошел стороной и Калмыкию. Большинство хурулов были разграблены и разрушены. Был уничтожен и Дунду-хурул.

















Глава 2.1.Арваны рода Дунд-Хурул: арван «Зод»- мои родовые корни.

Со слов старожила села Малые Дербеты, Надвида Убушиева род Дундхурульцев называется от одноименного названия Дунд Хурул. Дундухурульцы объединились по зову сердца, создав тем самым большой нутуг из 16-ти родов: Аҗрһсуд арвн, Царңгин Ик Барһс арвн, Аагнр арвн, Үмкәкх арн, Орсуд арвн, Ламин арвн,Тугтн Шемнр арвн, Бәргәс арвн, Му чонс арвн, Бичкн барһс арвн, Хасгуд арвн, Дорҗ гелңгүд арвн, Җиҗәтн арвн, Зөд арвн, Ааҗһуд арвн.

Историю основания родного мне арвана зод мне поведал житель поселка Унгн-Терячи Малодербетовского района - Маркиев Борлык Михайлович.

Из рассказа Маркиева Борлык Михайловича:

«В 1771 году Убуш-хан увел часть калмыков в Джунгарию. Осталось много свободных земель. Дервуды вскоре заселили земли вдоль по течению реки Аршань -Зельмень, места известные как Батырь Лиман.

Несколько семей во главе с моим предком Зун Уланом решили уйти с того места, продолжить свои поиски. На поиски ушло немного времени. Вскоре они обнаружили балку, которая в настоящее время известна как Бурбин сад. Здесь Зун Улану понравилось -были хорошие пастбища, рядом протекала небольшая речушка. Однако, как рассказывают старожилы, новопоселенцы ночами слышали голоса. То ли испугавшись, то ли решив, что они занимают чужое место, калмыки двинулись дальше. Перейдя на другой берег реки, они приняли решение остановиться здесь. На левом берегу реки рос камыш, а, как известно, в зарослях камыша укрывался от непогоды скот, снежной зимой от голода он выручал стада, а людям служил топливом. Также заросли камыша свидетельствовали о том, что на этой земле должна быть вода, что очень важно для скотовода.

У Зун Улана была большая семья. Он вырастил 102 сыновей. Однако, когда братья подросли между ними начались распри, ссоры из-за пастбищ и имущества. Поэтому он принял решение расселить сыновей, разделив род на 3 части.

Выкупив земли в Царицынской губернии на берегу маленькой речки Донская Царица, он поселил там наиболее сильных и отважных сыновей со своими семьями. Они основали поселение, назвав его Зод. Поселок являлся центром по проведению калмыцкого праздника «Үр сар». Эти праздники проводились ежегодно, на которые съезжались люди со всех оттоков (Ар твин голын) нутуга. Проводились скачки, национальная борьба. Каждый хотон выставлял своих борцов, скакунов. А главное люди совершали молебен в благодарность своей земле.

Сюда съезжались и русские с соседних сел, продавцы товаров с Царицыно, Бекетовки, Сарепты. Со временем это название поселения Зод было утеряно и переименовано в село Ивановка.

Наиболее смекалистых он поселил недалеко от Лагани. Говорят, там и сейчас живут потомки рода Зод. А более смиренные и спокойные остались жить на своих родных землях. С тех пор наши предки живут на этой земле.»

Глава 2.2. История моей семьи.

История моего рода начинается с моего легендарного и мудрого предка Зун Улана – основателя арвана Зод. Его сыновья и внуки не уступали в славе своему предку. Они все тоже были честными и уважаемыми людьми.

Старожилы поселка Унгн-Терячи помнят моего прадеда Бамб. Говорят, он был очень сильным, работал на кузнице молотобойцем. Он жил как и все односельчане скромно в небольшом доме со своей женой и дочерью. В окрестностях его знали как хорошего борца. Он работал не покладая рук, старался прокормить свою семью. На работе, к сожалению, получил травму - потерял глаз. Но не смотря на это, он любил свою работу, часто выезжал в другие поселки, помогая людям.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Начался призыв в войска, но мой прадед не был призван из-за травмы, однако старался помогать людям как мог. В 1942 году родился сын (мой дедушка), которого назвали Джанджа.

Когда 28 декабря 1943 года на калмыцкий народ обрушилась новая страшная беда - депортация, моего прадедушки не было дома, он находился в командировке. Поэтому выслана в Сибирь семья была раздельно. Депортация разлучила их на всегда. В Сибири они оказались в разных селах, не смогли друг друга найти. Прабабушка жила в Алтайском крае Парфеновском районе селе Успеновка. Позже прабабушка узнала, что муж умер от голода в первые дни ссылки. Тяжело было моей прабабушке выживать с малолетними дочерью и сыном на руках в холодной Сибири. Вскоре от кори умерла дочь. Не было времени горевать - тяжелая непосильная работа, постоянный голод, страх за жизнь единственного ребенка заставляли ее продолжать жить.

Из воспоминаний моего дедушки:

« Помню, мне было лет семь-восемь. Было очень тяжело. Мама работала на зерноскладе. Чтобы как - то выжить, она нашила мне на внутренней стороне фуфайки карманы. В обеденный перерыв, когда людей было мало, я прибегал к ней на склад. На меня никто не обращал внимания. Играясь, я незаметно для всех наполнял карманы зерном. Несмотря на малый возраст, я, понимая как матери тяжело, старался помочь ей как мог. Пока мама была на работе, я варил принесенное зерно, перемолов его в ступе, пек лепешки на печи».

Когда моему дедушке исполнилось двенадцать лет, прабабушка снова вышла замуж. Ее избранник, Эрендженов Бамбыш Цебдырович, тоже являлся уроженцем поселка Унгн-Терячи. Он, вернувшись с фронта, обнаружил, что вся его семья погибла. Моего деда он вырастил как родного сына, дал ему свою фамилию, заботился о нем.

Как и все калмыки, в 1957 году семья Эрендженовых вернулась домой на Родину. Мой дедушка начал обучение в Садовской средней школе №1, жил он в доме-интернате, по выходным приезжая домой. В селе Садовое он учился 8 лет, получив среднее образование. Сразу после окончания школы он начал работать животноводом. Но в тот период восстановления хозяйства требовались молодые люди, обладающие новыми необходимыми специальностями. Поэтому проработав два года, мой дедушка поехал учиться в Башантинский сельскохозяйственный техникум. Через два года учебы он получил диплом по специальности «тракторист широкого профиля». Работая животноводом, он каждый год участвовал в уборке хлебов.

В 1961 году мой дедушка повстречал и полюбил молодую студентку Пятигорского педагогического училища - Бадаеву Галину. Четыре года он ждал, когда его возлюбленная закончит училище, и в 1965 году они зарегистрировали свой брак. Вскоре родился их первенец-сын Эдуард. В семье всего было 5 детей. Бабушка всю жизнь работала учителем начальных классов. Свою любовь к работе и детям она передала своим дочерям, которые со временем тоже стали учителями. Старший же сын продолжил дело отца – став животноводом. Младший – свою жизнь посвятил защите Отечества. Всего у моих дедушки и бабушки 9 внуков и 2 правнука.

В этом году бабушка и дедушка будут отмечать золотую свадьбу. За свою долгую трудовую жизнь семья Эренженовых особых наград и знаков отличия не имеют. Всего несколько медалей и грамот. Но самой дорогой наградой для них, пожалуй, является честно прожитые годы, сознание исполненного долга перед страной, состоявшиеся семьи и уважение среди живущих рядом людей.













Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы мне удалось выяснить происхождение моего рода, я смогла графически изобразить родословную всего своего рода и считаю свою работу важной и необходимой не только для себя, но и для своих потомков. Потому что родословная позволяет хранить память о предках, что само по себе достойно внимания и тем самым позволяет нам осознать ответственность перед прошлым поколением. Чтобы быть достойным носителем своего имени, фамилии и гордо рассказывать о себе: « Я – представительница калмыцкого рода Дунд - Хурул», необходимо, прежде всего, любить своих близких, знать историю своего народа, историю места поселения рода, историю народа в целом.

Необходимо каждому человеку знать свои корни, гордиться своей родословной, ведь без прошлого нет будущего. И моему поколению необходимо стараться, чтобы каждый калмыцкий родовой огонек не погас. Ведь когда гордишься своей семьей, своим родом тогда и родовое древо будет вечно зеленым.

Выводы

1. Род Дунд-Хурул имеет давнюю историю, свои обычаи и традиции вероисповедания.

2. История Зод-арвана – важная страница в истории рода Дунд-Хурул.

3. Изученная информация послужила основой для пополнения родословного древа Эрендженовых.























Список литературы



  1. Материалы из бесед со старожилами села

  2. Борисенко И.В.Храмы Калмыкии (Элиста, 1994)

  3. Бадмаев А.А. «Теегин республик» (Элиста, 1981)

  4. Нимгирова Н.Б. «Бага Хурул»(Элиста,2012)



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!