Одним из самых развитых видов искусства в Беларуси в XIX веке была живопись.После присоединения белорусских земель к Российской империи центром подготовки белорусских художников, вплоть до своего закрытия, стал Виленский университет. При нем действовали кафедры рисунка и живописи, скульптуры и графики, на которых обучали талантливых молодых людей изобразительному искусству. После закрытия университета в 1832 году уроженцы Беларуси могли обучаться живописи в Петербургской академии художеств.
Основным жанром белорусской живописи XIX столетия являлся портрет. Среди наиболее известных портретистов того времени следует назвать Я. Дамеля, К. Рыпинского, Ф. Тулова, А. Шемеша, А. Горавского, Б. Русецкого, А. Ромера и других. В жанре портрета работал и Валентин Ванькович (1800—1842). Он получил прекрасное художественное образование сначала в Виленском университете на отделении литературы и свободных искусств, а затем в Петербургской академии художеств. Наиболее значительными его произведениями петербургского периода стали портреты Адама Мицкевича и Александра Пушкина. После возвращения на родину В. Ванькович создал в Минске собственную художественную лабораторию, вокруг которой объединилось большинство белорусских художников того времени.
Под влиянием светской живописи и классицизма в XIX веке стали складываться и новые жанры живописи — исторический, пейзажный, батальный и другие. Наиболее широко был представлен исторический жанр, в котором работали многие известные художники, в частности Я. Дамель («Освобождение Костюшки из неволи», «Отступление французов через Вильно в 1812 году»); В. Ванькович («Наполеон возле пожарища»); Я. Суходольский («Переход армии Наполеона через Березину», «Битва при Грюнвальде»), К. Альхимович («Похороны Гедемина») и т.д.
Широкий диапазон для выражения своего видения мира давало белорусским художникам творчество в области пейзажного жанра. Среди произведений пейзажистов выделялись полотна М. Кулеша, Н. Орды, К.Русецкого, В. Дмоховского, братьев Горавских. Наиболее известный из братьев, Аполинар, создал серию картин, посвященных родному краю — «Липы», «На родине», «Пинские болота», «Река Березина», «Вечер в Минской губернии» и др. Прекрасным мастером натюрмортов был И. Хруцкий. В бытовом жанре выделялся Н. Силиванович, принимавший участие в росписи Исаакиевского собора в Петербурге.
В конце XIX века в Беларуси возникли частные художественные школы Я. Кацебогена, Я. Кругера в Минске, Ф. Пархоменко в Могилеве, Ю. Пэна в Витебске. Они стали местными центрами художественного образования.
В монументальном зодчестве Беларуси данного периода была начата эпоха, известная в архитектуроведческой науке как «эпоха историзма, объединяющая периоды ампира, модерна, эклектики». Именно в этом стиле был построен дворец Пусловских в местечке Косово Брестской области (1839 г.). В его строительстве и создании расположенного рядом парка приняли участие известнейшие европейские мастера В. Маркони и Ф. Яшольд. На исторический стиль этого дворцово-паркового комплекса указывают многочисленные крепостные башни, придающие всему ансамблю романтические черты готического средневековья.
Из памятников рядовой гражданской застройки этого периода особенно выделяются комплексы Раковского и Троицкого предместий в Минске. До нашего времени дошли каменные здания XVIII—XIX веков: бывшие лавки, доходные дома, особняки.
Таким образом, культура Беларуси XIX века сохранила свою самобытность и органически вошла в общеславянскую и европейскую.
Просмотр содержимого документа
«История Беларуси. Живопись Беларуси в XIX веке.»