СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Донбасса – составная часть истории Русского Мира.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока.

Тип урока: обзорное занятие-рассуждение.

Цели и задачи урока: сформировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донбасского региона и территорий, относящихся сегодня к Русскому Миру

Просмотр содержимого документа
«История Донбасса – составная часть истории Русского Мира.»

Класс 6

Дата проведения_________________

Урок № 21 «Донбасс и Русский Мир»

Тема урока. История Донбасса – составная часть истории Русского Мира.

Тип урока: обзорное занятие-рассуждение.

Цели и задачи урока: сформировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донбасского региона и территорий, относящихся сегодня к Русскому Миру

Формируемые УУД:

Личностные:

- создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;

- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;

- в приобретении навыков рефлексии, формировать у обучающихся умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

- формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Регулятивные:

- умение ставить учебную задачу;

- правильно оформить и вести записи в тетради;

- понимать последовательность действий;

- сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

- оценивать деятельность свою и одноклассников.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск необходимой информации (работать с учебником, памятками по выполнению заданий по предметам, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации);

- владеть различными видами пересказа (устно и письменно);

- составлять на основе текста таблицы, схемы, графики, конспект текста, выступления.

Логические:

- выделять главное;

- сравнивать факты и явления по заданным критериям;

- формулировать выводы;

- владеть навыками синтеза и анализа.

Коммуникативные:

- задавать уточняющие вопросы;

- высказывать суждения;

- слушать друг друга, вести диалог;

- кратко формулировать свои мысли;

- умение донести свое мнение до других.

Планируемые методы. Приемы, технологии:

- проблемно-диалогическую технологию;

- технологию мини-исследования;

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

- ИКТ-технологию;

- интерактивные формы и методы.

Ключевые дефиниции: русский мир

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята!  Повернитесь пожалуйста друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте своему соседу по парте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое, интересное.

«Интеллектуальная разминка» - ведущий бросает мяч детям и задает вопрос, после ответа ученик возвращает мяч ведущему и т. д. если ученик не знает ответа, он бросает мяч поднявшему руку однокласснику, который готов ответить.

1) Кто и когда создал славянскую азбуку? 
(Кирилл и Мефодий -монахи из Византии- создали славянскую азбуку-кириллицу в 9 веке.) 

2) С именем какого князя связано появление первых школ на Руси?
(С именем князя Владимира Красно Солнышко. Во время его правления с 988 года после крещения Руси стали появляться первые школы на Руси.)

3) Назовите самого известного летописца Древней Руси.
(В 12 веке около 1112 г. летописец Нестор - монах Киево-Печерского монасты-ря создал летопись «Повесть временных лет».) 

5) Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»? (Александру Невскому)

6) Какой праздник на Руси был знаменит разрешенными кулачными боями?

(Масленица)

  1. Актуализация

Игра «Мозаика»

Обучающимся (дети поделены на 3 группы) предлагается собрать из разрезанных листочков слова (Донбасс, Россия, Русский мир)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Эти слова сегодня будут ключевыми на нашем уроке. Мы попытаемся ответить с вами на следующие вопросы:

1. Связаны ли исторически Донбасс и Россия

2. Что нас объединяет?

3. Как вы понимаете значение выражения «Русский мир»?

4. Является Донбасс составной частью Русского мира?

Итак, тема нашего сегодняшнего урока и будет «История Донбасса – составная часть истории Русского мира.»

  1. Изучение нового материала

  1. Русский Мир (рассказ учителя)

Русский Мир (Русский мiръ) — концепция объединения всех людей, ощущающих сопричастность к русской культуре и  России.  Слово «русский» в названии указывает прежде всего на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси, а не на её этнический состав, а в слово «мир» вкладывается значение «весь свет», «все люди». Более широкая трактовка «Русского Мира» такова: «Русский Мир — это глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе, сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев»

Консолидирующим элементом Русского Мира, фундаментом его культуры является русский язык.

Считается, что русский мир является общим «цивилизованным пространством» на пространстве исторической Руси, возведённом на трёх следующих столпах:

Православие.

Русская культура и русский язык.

Общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие.

Русский Мир — не суперэтническая, а наднациональная общность.

Русский Мир - это реальность, которая при соответствующих обстоятельствах и целенаправленной деятельности может превратиться в сильное и успешное социокультурное образование, способное успешно соперничать с другими крупнейшими цивилизационными ареалами.

Основополагающий, базовый принцип формирования Русского Мира заключается в том, что каждая личность или нация делает выбор в пользу принадлежности к нему не в результате насилия или принуждения, а на основе свободного выбора.

По глубинной сути, по содержанию Донбасс всегда был только русской землей. И населен был преимущественно русскими людьми. Это транснациональное, глобальное образование, идентифицирующее себя с русской культурой и русским языком, с духовными и ментальными признаками русскости.

Словарная работа: дети записывают в тетрадь определение Русского Мира, РР 3, слайды 6,7

  1. Историко-территориальный аспект (рассказ учителя иллюстрируют слайды 3-16 презентации 1

Далее мы с вами попытаемся ответить на вопрос: «Связаны ли исторически Донбасс и Россия?»

Одним из важных моментов истории Донбасса является понимание, что начиная с древнейших времен, регион находился в общем русле исторических процессов, которые происходили в Старом Свете. Это и появление первых людей на территории Донбасса, относящееся ко времени палеолита, и древнейшая история индоевропейских народов, и нахождение региона в зоне влияния цивилизаций Восточного Средиземноморья и Востока.

Ключевым для Донбасса становится период, начиная с ХVI - ХVII в.в. Именно с этого времени происходит  цивилизационный слом в истории Донбасса, связанный с приход в Донецкие степи славянского православного мира под эгидой Российской государственности.

Государственность в лице России– основа Новой и Новейшей истории Донбасса. Без появления в Донецких степях России в еë государственной ипостаси не было бы и той истории Донбасса, которая нам известна.

Таким образом, история становления Донбасса тесно связана с формированием Российской империи и еë закреплением в степной части Восточной Европы, славянизация региона:

 - проникновение русских в бассейн р. Северский Донец в ХVI в., первые русские поселения; русско-турецкие войны ХVIII в. и отвоевание земель Приазовья и Причерноморья  у Османской империи, первая волна переселенцев из России, Крыма, Балкан на территорию Донбасса;

- XVIII в. как начало формирования многонациональной пестроты края благодаря российской военной и народной колонизации,  начало преемственности поколений на Донбассе;

- формирование региональной целостности в период индустриализации Донбасса в XIХ - начале ХХ в. в.;

Новейшая история Донбасса по сути предстаёт результатом взаимодействия двух самостоятельных сил: социально-экономических и политических (в лице России). Подобный особый симбиоз породил своеобразие региона. Индустриализация подразумевает, что уровень жизни в крупных городах с развитой промышленностью выше, чем в сельской местности. Экономическая составляющая привлекала людей на Донбасс, у региона был выраженный свой исторический путь, задававшийся индустриализацией края, что и положило начало своеобразию Донбасса. Прогрессивность развития Донбасса понималась с первых шагов его индустриализации. Донбасс получил название «Новой России», «Сердце России».

По глубинной сути, по содержанию Донбасс всегда был только русской землей. И населен был преимущественно русскими людьми.

Вопрос к классу – «Можем ли мы считать, что история Донбасса неразрывно связана с историей России?»

Ответы и обоснования обучающихся, подтверждающие, что история Донбасса – неразрывно связана с историей России.

  1. Донбасс — многонациональный край

  1. Индивидуальная работа обучающихся с таблицей «Данные переписи населения Донецкой области на 2001 г.» (Приложение 1)

  2. Упражнение «Интервью». Вопрос к обучающимся: как вы считаете это правильное утверждение, что Донбасс – многонациональный край, объясните почему?

Ответы обучающихся, подтверждающие, что Донбасс – многонациональный край.

Что касается специфики Донбасса, то здесь наилучшим образом подходит определение, данное ранее активом общественной организации «Донбасская Русь»: «Донбасс — многонациональный русский край». В настоящее время наша республика строит справедливое гражданское общества на базе ценностей Русского мира с учетом специфики многонационального Донбасса. Ведь известный интернационализм нашего региона — также характерная черта русской культуры, которая с лёгкостью взаимодействует с другими национальными культурами, принося взаимное обогащение себе и им.

Морская физминутка. Музыкальная гимнастика для глаз

  1. Русская культура и русский язык.

Величайшее богатство народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания. Русский язык издревле являлся и  остается языком межнационального общения, он является его культурным наследием, частью его истории. Русский язык - язык великой литературы, и уже потому он так популярен в мире, не говоря уже о том, что первые слова в космосе были произнесены на русском.

Благодаря языку мы знаем историю, традиции, обычаи наших предков, высока роль русского языка и в формировании будущих поколений. На примере добрых героев сказок и на произведениях великих русских классиков мы будем воспитывать и своих детей.Совершенно очевидно, что язык, и русский язык, в частности, – это не просто передача информации, это уникальный культурный, цивилизационный феномен, который объединяет и консолидирует народы Русского Мира.

Работа в группах.

Задание:ребятам предлагается вспомнить какие традиции, обряды, праздники празднуются и в наши дни в нашем регионе и в России и сделать сообщение от каждой группы (отведенное время – 1 минута).

  1. Первичное закрепление.

  1. Просмотр презентации «Особенности государства»:

видео слайд 3 «Что такое Русский Мир»

– ответы на вопрос «Что такое Русский Мир?»

  1. Метод интервью «Что же такое РусскийМир? Ваш ответ?»

  1. Подведение итогов

Вывод:

Русский Мир — это глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе, сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев»

Консолидирующим элементом Русского мира, фундаментом его культуры является русский язык.

«Русский Мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир». — В. В. Путин

Вопрос к классу: «Является ли история Донбасса – составной частью Русского Мира?»

Ответы обучающихся, подтверждающие, что «История Донбасса – составная часть Русского Мира?»

В настоящий момент гражданским обществом Донбасса осуществляется переосмысление многих фактов прошлого. События «Русской весны» расцениваются как первые шаги возвращения в лоно России, Русского Мира. Российской истории и подтверждают, что Донбасс является составной частью истории Русского Мира.

  1. Оценивание, самооценивание обучающихся (при помощиразноцветных карточек или смайликов)

  2. Рефлексия

«Плюс – минус – интересно»

В графу «П» - «плюс»- запишите все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по вашему мнению были полезны для усвоения материала. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- впишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

  1. Домашнее задание:

  1. составить синквейн «Русский Мир»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!