СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История души человеческой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" был проведен в 9 классе как итоговое занятие по произведению "История души человеческой" - такова тема урокка, на каждом этапе были применены сингапурские структуры.

Просмотр содержимого документа
«История души человеческой»

История души  человеческой…



История души  человеческой,

 хотя бы самой мелкой души,

 едва ли не любопытнее и не полезнее
истории целого народа…

М.Ю.Лермонтов

Цель урока: помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения; выявить авторское отношение к герою в целом; помочь учащимся увидеть новаторство Лермонтова в раскрытии образа главного героя; задуматься над философскими вопросами (смысл человеческого существования, воля и судьба, какова доля влияния окружающей среды на человека); доказать несостоятельность теории о том, что миром правит рок; содействовать формированию у учащихся  умения разбираться в психологии личности (на примере известных личностей и образа Печорина); познакомить с понятием терминов фаталист, фатальный, душа, предопределение; воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе; воспитать интерес к литературе через пример классического текста;

Тип урока: комбинированный Проверить МЕНЕДЖ МЭТ

Ход урока.

  1. Эмоционально-образная ситуация ( использование демонстрационного материала «Исторические личности»

Видеоролик (СИ-ФИНК-УАНДЭ - ВИЗУАЛЬНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ, ВОВЛЕКАЮЩИЙ) 3 минуты

-Что вы видите? Что вы думаете об этом? О чем это заставляет вас задуматься?

С.23 2 минуты - обсудить


  1. Слово учителя.  История человечества знает немало примеров достижения человеческой  мысли, влияющей на развитие  и ход истории. Что  же влияет на человека? Цивилизация, окружающая среда, судьба или сам человек делает свою жизнь?

(Мнения учащихся) Слайд №1

Ответить на эти вопросы поможет роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в котором главный герой романа показан с разных точек зрения, что намного усиливает глубину раскрытия его сложного характера. В этом смысле автор был ИСТИННЫМ новатором. Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что

«история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина.

- Чем сегодня мы будем заниматься на уроке? ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- Итак, сегодня мы попробуем разобраться в следующих вопросах:

Чем интересна история души отдельного человека?

В чем заключается смысл человеческой жизни?

Кто или что влияет на жизнь человека?

Может ли человек сам творить свою судьбу? Слайд №2


  1. Что вы можете сказать о главном герое? ТОКИН МЭТ – говорящее «поле»

- Перед вами лист бумаги, на котором в центре есть островок – туда вы запишете слово, обозначающее предмет, который мы будем исследовать. Что сегодня находится в центре нашего внимания? (душа человеческая) Запишите в центр синонимы к слову душа.

Главный герой – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания 30-х годов. Перед нами философский роман, в центре которого стоят проблемы: человека и мира, смысла человеческого существования, влияния рока и судьбы.

Нам сегодня предстоит понять, как писатель постепенно, в соответствии с принципами художественного метода представляет нам изменения, происходившие в сознании  человек, каков этот герой - положительный или отрицательный. Слайд №3

4.- Какую портретную характеристику даёт повествователь герою? (УЧЕНИК1) портрет
Григория Александровича с некоторыми психологическими замечаниями. Автор рисует
фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица молодого человека, уделяя особое внимание описанию глаз, которые «не смеялись, когда он смеялся!..
Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Портрет
настолько красноречив, что перед нами встаёт зримый образ человека, много
пережившего и опустошённого. Слайд №4

- О каких сторонах характера Печорина позволяю т судить повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри»? Запишите в части 1 черты характера главного героя, обсудив и проанализировав в группе.

Участники № 1 «Бэла» 1 часть «поля» 1 минута

УЧЕНИК 2 В первой повести, начинающей роман, главный герой предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Печорин привлекает к себе внимание окружающих и вызывает интерес автора. Но отношение автора к герою противоречиво. Поражают странности и во внешности, и в характере Печорина. Храбрость, энергия, смелость, благородные порывы сочетаются в нем с вялостью и безразличием. История с Бэлой показывает, что у Печорина сильная воля, он умеет добиваться поставленной цели. Это вызывает к нему симпатии. Но в то же время автор осуждает его за мелочные и эгоистические поступки, привычку считаться только со своими желаниями.

-Какие черты характера вы выписали?

Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Ге рой описан через восприятие рассказчика — немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков. Слайд №5

Участники №2 «Максим Максимыч»

- Что нового мы узнаем о Печорине? Заполняем поле часть №2 1 минута

- От  чьего  имени  ведется  повествование?  В  какой  форме  написано?  (Рассказ ведется от имени автора и Максима Максимыча. Жанр – путевые записки: «… я пишу не повесть, а путевые записки».)

Что интересного вы можете рассказать об авторе и Максиме Максимыче?

УЧЕНИК 3 Автор – человек на Кавказе «новый», тоскующий по родным местам. Он любопытен, имеет желание «вытянуть» какую-нибудь захватывающую историю у Максима Максимыча. Автор – образован, наблюдателен, восхищается чудной природой Кавказа. Штабс-капитан Максим Максимыч – человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой жизни. Армейская служба приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим Максимыч бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их поступки, оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но всегда искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит «языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим…». Знакомство с Печориным и совместная служба – это исключительное событие в однообразной жизни штабс-капитана.

- Каково место и значение повести «Максим Максимыч» в романе? Слайд № 6

(Композиционная роль повести «Максим Максимыч» велика. Она как бы связующее звено между «Бэлой» и «Журналом Печорина». В ней объясняется, как журнал попал к автору, приезжему офицеру. Прост и сюжет повести. Но встреча Печорина и Максима Максимыча печальна. Возросли холодность, равнодушие и эгоизм главного героя. Путешествие – последняя попытка как-то заполнить свою жизнь чем-то полезным, новыми впечатлениями.)

Участники №3 «Тамань» Слайд №7

- Заполните поле часть № 3 1 минута

- Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым?

УЧЕНИК 4 Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив)

- Какие черты оказались в поле? Ответы

В “Бэле” герой играет душами простых людей, а в “Тамани” он сам становится игрушкой в их руках.

Не забываем о том, что перед нами дневник Печорина, который демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. (Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность).

– Ребята, почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит последние слова:



УЧЕНИК 5 “Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих”? (Его активность направлена на себя, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.) Верно. И, тем не менее он решителен и смел, но активность его беспредметна. У него нет возможностей предаться деятельности более серьезной, не даром он говорит: “Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами”. Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье. Белинский отмечал: “Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели” Слайд № 8

Участники №4 «Княжна Мэри» Записываем в части № 4 1 минута

-Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри, из записей дневника, или журнала, самого Печорина!

УЧЕНИК 6 Дневник этот представляет из себя большую ценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека. Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этому человеку, - любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов». Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?»- задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа. Следующая повесть («Княжна Мери») даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов. Слайд № 9

- Ответы в части 4 - Почему же повесть «Княжна Мэри» играет центральную роль в восприятии образа Печорина?
УЧЕНИК 7 Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. Вывод. «Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги.

- Это ли не трагично?! Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) . Слайд № 10

- Что мы можем сказать на основании ваших записей о личности героя ? Печорин – положительный или отрицательный герой?

Мнения. Однозначного ответа нет. Потому в реальности нет только хороших или только плохих людей. В этом и заключается верность автора традициям реализма, мастерство писателя, который плавно переходит в завершающую новеллу «Фаталист». Слайд № 11

- Роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством.  - Почему Печорин не нашел счастья в жизни?
- В чем его трагическая обреченность?
- Как решается проблема смысла жизни в новелле?

5.  Беседа по новелле «Фаталист» от какого слова? ФАТУМ Повесть «Фаталист» мы читаем, когда уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья. Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»? Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы XIX века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлеченный характер и приобрел особый интерес. В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают. ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС – карта согласия (командное решение) с.17 2 минуты

- Перед вами чистые листочки, на которых в центре есть пустые квадраты. Напишите, что значит слово «фатум» в свой квадрат, синонимы, определения. Слайд 12

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова). Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

  1. Что вы можете сказать о Вуличе? / Он убежденный фаталист, судьбу испытывает сознательно и хладнокровно. А ведь ставка в этом испытании – жизнь/.

  2. Рождает ли вера в судьбу у Вулича активность или он пассивен? / Вулич активен, он как бы торопит судьбу. Риск его ничем не оправдан и необъясним. Никому из присутствующих его выстрел был не нужен, все подавлены, все встревожены. Его поступок подтверждает, что вера в судьбу может сделать даже мужественного и бесстрашного человека безразличным к действительности/.

  3. Как решается вопрос, который возник в споре – есть ли предопределение? / В эпизоде с Вуличем решается положительно. Случайность его гибели, как будто подтверждает существование судьбы, от которой не уйдешь/.

  4. Как ко всему происходящему относится Печорин? / Заключая пари, он утверждал, что провидения нет. После выстрела он как бы поверил в существование судьбы/.

  5. Как вы думаете, может быть, и Печорин, поверив в предопределение, перестанет сомневаться, и окажется счастливее, чем был прежде? / Он заявляет, что в тот вечер твердо верил в судьбу, но тут же начинает иронизировать над собой. Для Печорина важен, в конце концов, не фатализм, а те выводы, которые должны определять поведение человека/.

- Здесь Печорин показан не приносящим несчастья, а необходимым людям. Каков его ответ на вопрос о предопределении?

УЧЕНИК 8 Печорин отвечает уклончиво: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает, наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!... Своим поступком Печорин доказывает, есть судьба или нет, человек должен действовать смело, идти ей навстречу, не переставая подвергать все сомнению и самостоятельному критическому пересмотру. В финальной части он говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!».

- Но какова его позиция по вопросу: Существует рок или человек сам творит свою судьбу?

ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС – карта согласия (командное решение) с.17 2 минуты

- Вернемся к нашей карте. Каждый участник запишет свой ответ на вопрос: Существует ли фатум, рок или человек сам может строить свою судьбу? Обсудите – 1 минута - и запишите общее командное решение.

- Каков ваш ответ на поставленный вопрос? Ответы.

- Почему Печорин не нашел счастья в жизни? В чем его трагическая обреченность? Слайд № 13

  1. Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели.

  2. Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба.

  3. Основные свойства его натуры и отразившаяся в нем «болезнь века» – рефлексия (раздвоение характера, постоянный самоанализ) и скептицизм. 

  4. Индивидуализм и эгоизм как жизненные принципы, принятые на себя Печориным опустошили его (он «истощил жар души»). Лермонтов показывает, как постепенно утрачивает Печорин все лучшее в своем характере.

  5. Трагическая обреченность в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои недюжинные способности для пользы и вянет без борьбы.

  6. Там, где он появляется, он несет смерть страдания, разрушения. Это была не история одного Печорина, а всего поколения Николаевской России.

Лермонтов в стихотворении «Дума» говорит: Слайд 14

Печально я гляжу на наше поколенье.
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.

Вывод. Лермонтовский герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный, не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

В  романе получила отражение важнейшая лермонтовская концепция личности. Движущим началом является воля, на которую воздействуют страсть и разум. Век Печорина, отношения человека и общества представлены через взаимоотношения главного героя и мира его окружающего.

.

- Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение?

УЧЕНИК 9 читает

В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели и родился? — размышляет Печорин.— А верно, она существовала, и верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения, я- увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Какие горькие и печальные признания! То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу. Но мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умней, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но нас увлекает Печорин своей жаждой жизни, стремлениями к лучшему, умением критически ценить свои поступки, мы видим, что и сам он глубоко страдает.

- Так всё-таки, судьба существует? Или играет роль воля человека?

- Даёт ли автор однозначный ответ на вопрос судьбы. Слайд 15

(Нет, однозначного ответа автор не даёт, но всё-таки вопрос о судьбе и правах индивидуальности на самостоятельность Лермонтов решает в пользу человека). Одна из причин трагедии Печорина  -  его безверие, его сомнение во всём.

- На что обрекает себя человек, отказавшись от веры, борьбы, стремления совершенствоваться ?

Отказавшись от веры, человек остаётся один на один  со Вселенной и начинает сомневаться  в своих силах.

Слайд 17

Рефлексия. Билетик на выход (3-напишите 3причины, которые влияют на жизнь человека; 2-какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться чего-то в жизни; 1-какую черту характера вы хотите развить в себе)

 - Человек – сам хозяин своей судьбы. И всегда есть шанс взять бразды в свои руки. Разгадка образа Печорина проста. Лермонтов в последней главе своего романа отвечает нам, что Печорин сам виноват в своей судьбе и это есть болезнь времени. Человек, по мнению автора, - творец своей судьбы. А ведь мы с вами тоже делаем Историю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!