СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История ЕГЭ. Сборник вариантов первой части

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал содержит 3 варианта первой части ЕГЭ 2023г. по истории, разработанный на основе спецификации и демоверсии ЕГЭ.

Сборник содержит 36 заданий первой части: №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12. Первая часть представлена:

1. Заданиями на знания дат отечественной и всемирной истории;

2. Заданиями по иллюстративному материалу, повещенному событиям ВОВ;

3. Заданиями по карте;

4. Заданиями на знания участников событий, процессов и фактов;

5. Заданиями на умении работать с историческим источником

В конце методического материала разработаны ответы на все составленные задания. Материал составлен разработчиком авторских пособий и практикумов по истории, преподавателем обществознания – Кудымовым Архипом Александровичем. Контакты для обратной связи: [email protected]

Просмотр содержимого документа
«История ЕГЭ. Сборник вариантов первой части»


https://t.me/egeistoria23









Выпуск – МАЙ


Сборник вариантов первой части ЕГЭ-2023 по истории


(По демоверсии ЕГЭ-23)












Пермь, 2023г.

ОТ АВТОРА:

Методический материал содержит 3 варианта первой части ЕГЭ 2023г. по истории, разработанный на основе спецификации и демоверсии ЕГЭ.

Сборник содержит 36 заданий первой части: №1, №2, №3, №4,

№5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12.

Первая часть представлена:

  1. Заданиями на знания дат отечественной и всемирной истории;

  2. Заданиями по иллюстративному материалу, повещенному событиям ВОВ;

  3. Заданиями по карте;

  4. Заданиями на знания участников событий, процессов и фактов;

  5. Заданиями на умении работать с историческим источником

В конце методического материала разработаны ответы на все составленные задания.

Материал составлен разработчиком авторских пособий и практикумов по истории, преподавателем обществознания – Кудымовым Архипом Александровичем.

Контакты для обратной связи: https://t.me/egeistoria23


1 вариант Часть 1

Ответами к заданиям 1—12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). С начала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Имена российских государей следует писать только буквами (например, Николай Второй)

Задание №1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



События

Годы

А) Правление княгини Ольги в малолетстве ее сына князя

Святослава

1)862 г.

Б) Разгром Москвы

Тохтамышем

2)945 г.

В) Стрелецкое восстание в

Москве

3)1382г.

Г) Висло-Одерская операция

4)1682 г.


5)1941 г.

6)1945 г.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г





Задание №2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
  1. падение Западной Римской империи

  2. Столетняя война

  3. Деятельность кружка М. В. Буташевича– Петрашевского


Ответ:



Задание №3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Процессы (явления,

события)

Факты

А)Внешняя политика

В.В.Путина

1)Деятельность Макарьевской

ярмарки

Б)Экономическое развитие

России в 17 веке

2)Появление Лжедмитрия I

В)Деятельность Владимира I

3)Разгром хазарского каганата

Г)Смутное время

4)Неудачная языческая

реформа


5)Подписание Деулинского

перемирия

6)Присоединение Крыма к

России



Ответ:

А

Б

В

Г





Задание №4. Заполните пустые ячейки таблицы, использую приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.


Географический объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда произошло это событие (явление,

процесс)

Уфа

(А)

(Б)

(В)

1 съезд народных

депутатов СССР

1980-е гг.

Казань

(Г)

1550-е гг.

(Д)

Подписание мира

по итогам Северной войны

(Е)

Пропущенные элементы:

1)2000-е гг.

2)Москва 3)Ништадт 4)1720-е гг.

5)Создание директории 6)Киев

7)1910-е гг.

8)Присоединение города к Московскому княжеству 9)Отречение Николая 2 от престола

А

Б

В

Г

Д

Е







Задание №5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


События

Участники

А)Гражданская война в

России

1)В.И. Ленин

Б)Русско-японская война

2)Н.С. Хрущев

В)Аграрная реформа

3)А.И. Деникин

Г)Выдвижение Апрельских тезисов

4)Р.И. Кондратенко


5)С.П. Трубецкой

6)П.А. Столыпин

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






Задание №6. Прочтите отрывок из грамоты.

  1. Город строить по утвержденному плану за подписанием руки императорского величества.


  1. Городу подтверждаются правильно принадлежащия по межевой инструкции или инако законно земли, сады, поля, пастбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустыя места, мельницы водяныя или ветряныя; все оныя вообще и каждое порознь ненарушимо иметь и оным пользоваться мирно и вечно на основании законов как внутри города, так и вне онаго.

  2. Запрещается городовые выгоны застраивать; буде же город городовые выгоны застроит или инако в невыгоны обратит, то

городу вторично выгонов не отводить и городу выгонов не покупать; но да наймет по нужде или удобности.


  1. Власть имеющия места или лица да не налагают на город новых податей, или служб, или тягостей; и буде от города кто- либо требовать будет в противность узаконению или что городу трудно или тягостно, то городовый магистрат в том имеет жалобу приносить губернскому магистрату, равномерно доносить и Сенату, которому не налагать податей, или служб, или тягостей без подписания руки императорскаго величества.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке верные суждения.
  1. Грамота, о которой идет речь в отрывке, была подписана после восстания под предводительством Е.Пугачева

  2. Грамота была выпущена в период правления Россией Екатерины II

  3. В том году, когда была выпущена данная грамота, произошла губернская реформа

  4. Согласно грамоте, городам разрешалось застраивать выгоны 5)Грамота была выпущена в 19 веке

6)Согласно отрывку из грамоты Россия делилась на губернии и уезды

Запишите цифры, под которыми они указаны.


Ответ:


Задание №7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Памятники культуры

Характеристики

А)Слово о законе и

благодати

1)Данный памятник написан в

12 веке

Б)Повесть временных лет

2)Автор данного памятника -

Иларион

В)Хождение за три моря

3)Данный памятник

выпускался в 17 веке

Г) «Куранты»

4)Автор данного памятника пешком дошел до Индии


5)Данный памятник являлся первой печатной газетой 18

века

6)Автор данного памятника -

Крижанич


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г





Рассмотрите изображение и выполните задание 8.



Задание №8. Битва, изображенная на плакате, произошла в тысяча девятьсот году.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.



Задание №9. Укажите название операции, события которой изображены на схеме.

Задание №10.Укажите главу 4-го такового корпуса, изображенного на карте.

Задание №11. Прочтите текст, о событиях, отраженных на схеме, укажите номер штаба армии, пропущенного в отрывке.

Протяжённость фронта 6-й германской армии сократилась к 25 ноября до 200 километров. При этом в «котёл» попало 284 тысяч человек, включая: штаб армии; XIV танковый и IV, VIII, XI, LI армейские корпуса.

Задание №12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

  2. События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе

  3. На схеме обозначены действия Красной армии в ходе прове- дения операции «Кутузов».

  4. Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме.

  5. На схеме обозначены действия Красной армии в ходе прове- дения операции «полководец Румянцев».

  6. В ходе событий, обозначенных на схеме, Советская армия взяла в кольцо армию Паулюса

2 вариант Часть 1

Ответами к заданиям 1—12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). С начала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Имена российских государей следует писать только буквами (например, Николай Второй)

Задание №1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



События

Годы

А) Отмена местничества

1)1885 г.

Б) Объединение Волынского и

Галицкого княжеств

2)1045 г.

В) Окончательная ликвидация

блокады Ленинграда

3)1199 г.

Г) Морозовская стачка

4)1682 г.


5)1942 г.

6)1944 г.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г





Задание №2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
    1. нормандское завоевание Англии

    2. возникновение ислама

    3. Заключение Бухарестского мира по итогам русско турецкой войны


Ответ:



Задание №3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Процессы (явления, события)

Факты

А)Внутренняя политика И.В.

Сталина

1)Проведение приватизации

Б)Экономическое развитие

России в 1990-х гг.

2)Проведение Новой

экономической политики

В)Внешняя политика

Екатерины 2

3)Введение уроков и погостов

Г)Налоговая реформа в

Древнерусском государстве

4)Подписание Ясского

мирного договора


5)Подписание Сан- Стефанского мирного

договора

6)Строительство 35 заводов- гигантов

Ответ:

А

Б

В

Г






Задание №4. Заполните пустые ячейки таблицы, использую приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.


Географический объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда произошло это событие (явление,

процесс)

Пермь

(А)

(Б)

(В)

Первое упоминание

города в летописях

1140-е гг.

Астрахань

(Г)

1550-е гг.

(Д)

Героическая 7-

недельная оборона города

(Е)

Пропущенные элементы: 1)Образование города 2)Москва

3)Козельск 4)1720-е гг.

5)Создание Петроградского совета рабочих депутатов 6)Киев

7)1230-е гг.

8)Присоединение города к Московскому княжеству

9)1250-е гг.


А

Б

В

Г

Д

Е








Задание №5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


События

Участники

А)3 съезд народных депутатов

1)Г.И. Янаев

Б)Создание ГКЧП

2)Б.Н. Ельцин

В)Подписание Беловежских

соглашений

3)М.С. Горбачев

Г)Реализация национального проекта «Здоровье»

4)В.В. Путин


5)А.Д. Сахаров

6)Б.Е. Немцов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






Задание №6. Прочтите отрывок из записок президента.

После того, как я был избран на пост президента России, несколько крупных издательств обратились ко мне с просьбой продолжить воспоминания. Я всегда считал, что действующий политик не должен заниматься мемуарами, для этого существуют другие времена: пенсия, отставка — прекрасная пора для откровений и запоздалых признаний.

Но в августе 1991 года случился путч. Это событие потрясло страну, да, видимо, и весь мир. 19 августа мы были в одной стране, а 21 августа оказались совсем в другой. Три дня стали водоразделом между прошлым и будущим. События заставили меня взять диктофон, сесть за чистый лист бумаги и начать работу, как казалось мне, над книгой о путче. Мой английский друг Эндрю Нюрнберг, известный литературный агент, который помогал мне в работе над первой книгой, приехал в Москву. Был заключён договор на издание новой книги. Я надиктовал тогда несколько кассет, появились первые десятки исписанных страниц. Попросил детей, жену, чтобы и они, пока события в памяти, записали на диктофон свои впечатления. Мне удалось немного поработать во время отпуска. Но на этом все почти и кончилось. Я увидел, как убежало время вперёд. Да я его и сам торопил.


Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке верные суждения.
  1. Автор записок – Б.Н. Ельцин

  2. Одним из участников августовского путча был В.С.Павлов 3)Автор записок был избран президентом России в 2000 году

  1. Последствием августовского путча, упомянутого в отрывке, стало укрепление власти М.С. Горбачева

  2. Автор записок дал отпор ГКЧП 6)Описанные события произошли в Москве

Запишите цифры, под которыми они указаны.


Ответ:


Задание №7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Памятники культуры

Характеристики

А)Софийский собор

1)Архитектор данного

памятника – Бон Фрязин

Б)Золотые ворота

2)Памятник построен при

правлении Ярослава Мудрого

В)Успенский собор

3)Данный памятник находится

во Владимире

Г)Колокольня Ивана Великого

4)Данный памятник построен в 18 веке


5)Построен в честь окончательной победы над

печенегами

6)Архитектор данного

памятника – Алевиз Новый

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г





Рассмотрите изображение и выполните задание 8.


Задание №8. Данный плакат был выпущен в тысяча девятьсот

году.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.


Задание №9. Укажите век, когда произошли события, показанные на схеме.

Задание №10. Назовите современное название города, обозначенного на схеме цифрой «5»

Задание №11. Прочтите отрывок и укажите город, который пропущен в тексте.

В лете 6479 Приде Святослав в , и затворишеся болгаре в граде. И излезоша болгаре на сечю противу

Святославу, и бысть сеча велика, и одоляху болгаре; и рече Святослав воем своим: «уж нам еде пасти; потягнем мужьски братья и дружино!»

Задание №12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. Мать князя, совершившего данные походы, находилась в Киеве и управляла городом

  2. В ходе походов, изображенных на схеме, был захвачен Константинополь

  3. Киевский князь после совершенных походов остался жив и правил больше 20 лет

  4. Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай

  5. Цифрой «1» на схеме обозначена столица Древнерусского государства

  6. Цифрой «3» на схеме обозначен Киев

3 вариант Часть 1

Ответами к заданиям 1—12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). С начала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Имена российских государей следует писать только буквами (например, Николай Второй)

Задание №1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



События

Годы

А) Создание Государственного

совета

1)1480 г.

Б) Сражение на реке Шелони

2)1997 г.

В) Крымская (Ялтинская)

конференция

3)1944 г.

Г) Создание по инициативе Д. С. Лихачева государственного телеканала «Культура»

4)1810 г.


5)1945 г.

6)1471 г.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г





Задание №2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
  1. Гуситские войны

  2. Гражданская война в США

  3. Финансовый кризис в России (дефолт)


Ответ:



Задание №3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Процессы (явления, события)

Факты

А)Гражданская война в России

1)Подписание декрета «о

земле»

Б)Первые преобразования

большевиков

2)Подписание Поляновского

мира

В)Взаимоотношения с Турцией

3)Отмена внутренних

таможенных пошлин

Г)Внутренняя политика Елизаветы Петровны

4)Подписание Сан- Стефанского мирного

договора


5)Мятеж Чехословацкого

корпуса

6)Отречение Николая 2 от престола



Ответ:

А

Б

В

Г







Задание №4. Заполните пустые ячейки таблицы, использую приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.


Географический объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда произошло это событие

(явление,

процесс)

Деулино

(А)

(Б)

(В)

Первое столкновение русских с монголо-

татарами

1220-е гг.

Кашлык

(Г)

1580-е гг.

(Д)

Строительство Николаевской

железной дороги

(Е)

Пропущенные элементы:
    1. Волгоград

    2. Подписание мирного договора с Речью Посполитой 3)р.Калка

4)1610-е гг.

5)Битва с войсками Хана Кучума 6)Павловск

7)1230-е гг.

8)Окончание Северной войны

9)1840-е гг.


А

Б

В

Г

Д

Е








Задание №5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


События

Участники

А)Ссылка Меншикова в

Березов

1)Анна Иоанновна

Б)Создание Верховного

Тайного совета

2)Петр III

В)Подписание кондиций

3)Петр II

Г)Отмена таможенных

пошлин

4)Елизавета Петровна


5)Екатерина II

6)Екатерина I

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






Задание №6. Прочитайте отрывок из статьи.

К тому моменту 47-летний политик уже более полугода находился в руководстве государства: в августе 1999 года он был назначен премьером, а после "новогодней" отставки Бориса Ельцина с 31 декабря 1999 года стал первым в истории России исполняющим обязанности президента.

Из-за ухода Ельцина избирательная кампания-2000 оказалась досрочной (изначально выборы должны были проходить в июне). Всего в бюллетенях к 26 марта числились 11 кандидатов, причем большинство из тех соперников политика и сегодня, так или иначе, остаются в политике: Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Аман Тулеев, Григорий Явлинский, Элла Памфилова и другие.


Политик одолел их в первом туре с результатом 52,94% На втором месте финишировал руководитель коммунистов с более чем 29% голосов, третьим был лидер "Яблока", за которого проголосовали 5,8% избирателей.


Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке верные суждения.
  1. Упомянутый в статье Владимир Жириновский на момент предвыборной гонки был главой ЛДПР

  2. Политик, о котором идет речь в тексте, 7 раз баллотировался на пост президента РФ

  3. Политик, о котором идет речь в тексте, закончил Чеченскую войну

  4. Первый президент России, упомянутый в тексте, входил в состав КПСС

  5. Григорий Явлинский, упомянутый в тексте, является создателем программы «умеренный переход к рынку»

  6. Геннадий Зюганов, упомянутый в тексте, был первым президентом СССР

Запишите цифры, под которыми они указаны.


Ответ:


Задание №7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Памятники культуры

Характеристики

А)Парсуна Скопин-

Шуйского

1)Данный памятник выполнен

в стиле – абстракционизм

Б)Портрет Петра Великого

на смертном ложе

2)Данный памятник был создан

в 17 веке

В) «Грачи прилетели»

3)Появление данного

памятника рассматривают, как

«важный этап в развитии

русской пейзажной живописи»

Г) «Черный квадрат»

4)Автор данного памятника - Моор


5)Данный памятник посвящен событиям Гражданской войны

в России

6)Автор данного памятника –

Никитин

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.



Задание №8. «Защитим город Ленина» - в каком году завершилась блока города, о котором идет речь?

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.


Задание №9. Укажите век, события которого представлены на схеме.

Задание №10. Назовите название города, обозначенного на схеме цифрой «8»

Задание №11. Прочтите отрывок и укажите название реки, пропущенной в тексте.

В результате в июле шведское войско повело свой флот в устье

. Командование армии взял на себя зять шведского короля - Биргер. Передвигаясь вглубь страны, его армия остановилась на левом берегу Невы, недалеко от устья Ижоры. Шведы были настолько уверены в своей победе, что, если верить некоторым источникам, отправили молодому князю Александру послание, в котором говорилось: «Мы здесь и мы пленим тебя и твою землю».

Задание №12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. Данная схема характеризует нападение крестоносцев на северо-запад Руси

  2. Одним из участников событий, показанных на схеме, являлся Александр Невский

  3. На схеме показаны походы Батыя на Русь

  4. Последствием событий, изображенных на схеме, стало освобождение Руси от монгольской зависимости

  5. Современником событий, показанных на схеме, являлся князь Мал

  6. Одним из противников Руси в период, события которого показаны на схеме, была Османская империя

Ответы к заданиям


1 вариант

№1

2346

№2

123

№3

6142

№4

572834

№5

3461

№6

12

№7

2143

№8

Сороквтором

№9

Уран

№10

Кравченко

№11

6-ой (шестой)

№12

16



2 вариант

№1

4361

№2

213

№3

6143

№4

142837

№5

5124

№6

1256

№7

5231

№8

Сорокпервом

№9

Десятый

№10

Стамбул

№11

Переяславец

№12

146

3 вариант

№1

4652

№2

123

№3

5143

№4

243569

№5

3614

№6

134

№7

2631

№8

Сорокчетвертый

№9

Тринадцатый

№10

Новгород

№11

Нева

№12

123



















Скачать

© 2023 630 24

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!