СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История и архитектура храмов г. Бирска и Бирского района

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектура 19 века сохранилась в нашем городе и представляет историческую ценность.

Просмотр содержимого документа
«История и архитектура храмов г. Бирска и Бирского района»

История и архитектура храмов г. Бирска и Бирского района

История и архитектура храмов г. Бирска и Бирского района

  Актуальность работы . 2012 год был объявлен в России - годом истории. В связи с этим, мне стала интересна история моего города. В частности, история и архитектура храмов города Бирска и Бирского района. В своей работе я постаралась изучить все архитектурные особенности церквей, их историю. Также я заинтересовалась их дальнейшей судьбой - реставрацией.

Актуальность работы . 2012 год был объявлен в России - годом истории. В связи с этим, мне стала интересна история моего города. В частности, история и архитектура храмов города Бирска и Бирского района. В своей работе я постаралась изучить все архитектурные особенности церквей, их историю. Также я заинтересовалась их дальнейшей судьбой - реставрацией.

  Цель работы :  Изучение истории развития храмовой архитектуры  г. Бирска и Бирского района.

Цель работы :

Изучение истории развития храмовой архитектуры г. Бирска и Бирского района.

 Задачи данной работы:  1) Изучение русско-церковного зодчества, на примере города Бирска.  2) Знакомство с особенностями православных храмов г. Бирска и Бирского района.  3)Изучение истории создания, а также методов реставрации храмов в городе.

Задачи данной работы:

1) Изучение русско-церковного зодчества, на примере города Бирска.

2) Знакомство с особенностями православных храмов г. Бирска и Бирского района.

3)Изучение истории создания, а также методов реставрации храмов в городе.

 Методы работы:  1) исторический;  2) библиографический;  3) итернет-ресурсы;  4) собеседования.

Методы работы:

1) исторический;

2) библиографический;

3) итернет-ресурсы;

4) собеседования.

 Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы любого города. Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху неповторимый облик и характер. Церковная идеология считалась защитой от невзгод и несчастий, равносильно как боевое знамя для ратников. Поэтому строительство храма на новом месте становилось задачей номер один для тех, кто здесь возводил для себя жилье. Все это относится и к городу Бирску.

Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы любого города. Облик христианского храма создавался веками, приобретая в каждой стране и в каждую эпоху неповторимый облик и характер. Церковная идеология считалась защитой от невзгод и несчастий, равносильно как боевое знамя для ратников. Поэтому строительство храма на новом месте становилось задачей номер один для тех, кто здесь возводил для себя жилье. Все это относится и к городу Бирску.

 Бирск исполнял роль оборонительного пункта на камской линии от набегов кочевников на юго-восточных рубежах Российской империи и до 1797 г. считался крепостью. Также, известно, что в то время Бирск был заселен христианским населением, но он был открыт для взаимодействия с неславянским сельским окружением. Следуя из этих данных, можно предполагать, что в Бирске было распространено православие. В связи с этим, началось строительство храмов и часовен.

Бирск исполнял роль оборонительного пункта на камской линии от набегов кочевников на юго-восточных рубежах Российской империи и до 1797 г. считался крепостью. Также, известно, что в то время Бирск был заселен христианским населением, но он был открыт для взаимодействия с неславянским сельским окружением. Следуя из этих данных, можно предполагать, что в Бирске было распространено православие. В связи с этим, началось строительство храмов и часовен.

Схема расположения действующих и разрушенных православных храмов Бирского района

Схема расположения действующих и разрушенных православных храмов Бирского района

1 2

1

2

 Строили храм около трёх лет, в 1838 г. уже был готов. В 1840 г. 7 сентября был освящён правый придел собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы; в 1841 г. 18 января – левый предел во имя Святителя и Чудотворца Николая; и наконец, 31 мая того же 1841 г. освящён и главный храм во имя Святой Живоначальной Троицы

Строили храм около трёх лет, в 1838 г. уже был готов. В 1840 г. 7 сентября был освящён правый придел собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы; в 1841 г. 18 января – левый предел во имя Святителя и Чудотворца Николая; и наконец, 31 мая того же 1841 г. освящён и главный храм во имя Святой Живоначальной Троицы

 В 1845 г. строительство новой каменной церкви было завершено, однако освещение состоялось только в 1847 г. Главный престол был традиционно посвящён св. Архистратигу Михаилу, боковые же были названы в честь Покрова Пресвятой Богородицы (правый) и во имя святого славного пророка Божия Илии (левый).

В 1845 г. строительство новой каменной церкви было завершено, однако освещение состоялось только в 1847 г. Главный престол был традиционно посвящён св. Архистратигу Михаилу, боковые же были названы в честь Покрова Пресвятой Богородицы (правый) и во имя святого славного пророка Божия Илии (левый).

 Закладка здания осуществлена 9 июля (по другим сведениям – 9 июня) 1895 г. К осени 1898 г. строительные работы были завершены. Освящение храма состоялось 4 апреля 1899 г. во имя Казанских святителей XVI века Гурия, Варсонофия и Германа, известных как просветителей инородцев бывшего Казанского ханства. Поэтому вскоре после построения и по сей день широко бытует второе название церкви – «инородческая».

Закладка здания осуществлена 9 июля (по другим сведениям – 9 июня) 1895 г. К осени 1898 г. строительные работы были завершены. Освящение храма состоялось 4 апреля 1899 г. во имя Казанских святителей XVI века Гурия, Варсонофия и Германа, известных как просветителей инородцев бывшего Казанского ханства. Поэтому вскоре после построения и по сей день широко бытует второе название церкви – «инородческая».

 До постройки новой каменной церкви в Емашево с 1842 г. стояло деревянное здание Михайло-Архангельского собора, перевезенного сюда из Бирска. 24 сентября 1892 г. разрешение на строительство новой церкви было дано. Храм был заложен 2 июля 1895 года, а его постройка была завершена к 1904 году.

До постройки новой каменной церкви в Емашево с 1842 г. стояло деревянное здание Михайло-Архангельского собора, перевезенного сюда из Бирска. 24 сентября 1892 г. разрешение на строительство новой церкви было дано. Храм был заложен 2 июля 1895 года, а его постройка была завершена к 1904 году.

 В 1892 г. здесь возвели перенесенную из с. Седяш деревянную. В 1909 г. жители села вновь хлопотали об устройстве храма. Точные даты начала и окончания его строительства пока не установлены. По некоторым устным свидетельствам, освящение состоялось 19 сентября 1918 г. Документально известно, что в 1913 г. новая церковь еще не была завершена и богослужения проводились в деревянной церкви (молитвенном доме), построенной в 1912 г. церковь (освящена 3 мая 1893 г.).

В 1892 г. здесь возвели перенесенную из с. Седяш деревянную. В 1909 г. жители села вновь хлопотали об устройстве храма. Точные даты начала и окончания его строительства пока не установлены. По некоторым устным свидетельствам, освящение состоялось 19 сентября 1918 г. Документально известно, что в 1913 г. новая церковь еще не была завершена и богослужения проводились в деревянной церкви (молитвенном доме), построенной в 1912 г. церковь (освящена 3 мая 1893 г.).

 Каменная Христо-Рождественская церковь построена вместо сгоревшей иждивением прихожан в 1820-38 годы. Имела также придел в честь Николая Чудотворца, освящённый 5 октября 1826 года. Главный же престол во имя Рождества Христова был освящён 5 ноября 1838 года…»

Каменная Христо-Рождественская церковь построена вместо сгоревшей иждивением прихожан в 1820-38 годы. Имела также придел в честь Николая Чудотворца, освящённый 5 октября 1826 года. Главный же престол во имя Рождества Христова был освящён 5 ноября 1838 года…»

Выводы:  Церковное зодчество – это живая культура нашего народа, изучить и сохранить ее - одна из важнейших задач нашего поколения.    Своей работой я хочу пробудить интерес к церковному искусству у моих сверстников, чтобы наша бирская молодежь по-другому взглянула на храмовые ансамбли и наш город называли не только купеческим, но и православным.

Выводы:

Церковное зодчество – это живая культура нашего народа, изучить и сохранить ее - одна из важнейших задач нашего поколения.

Своей работой я хочу пробудить интерес к церковному искусству у моих сверстников, чтобы наша бирская молодежь по-другому взглянула на храмовые ансамбли и наш город называли не только купеческим, но и православным.

 1) С.Ф.Сахратуллин «Бирская старина» (г. Бирск 2001 г.)  2) И.М.Акбулатов, Н.В.Рыбалко «Бирск: Путеводитель по историческим и памятным местам» (г. Бирск: БирГСПА, 2011 г.)  3) Л.Д.Любимов «Искусство Древней Руси» (г. Москва «Просвещение», 1974 г.)  4) А.Р.Ширгазин «Православные храмы Башкирии»(1995 г.)  5) П.В. Егоров, Л.Г.Рудин «Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник-путеводитель» (Уфим. епархия РПЦ, 2005 г.)  6) Интернет-источники

1) С.Ф.Сахратуллин «Бирская старина» (г. Бирск 2001 г.)

2) И.М.Акбулатов, Н.В.Рыбалко «Бирск: Путеводитель по историческим и памятным местам» (г. Бирск: БирГСПА, 2011 г.)

3) Л.Д.Любимов «Искусство Древней Руси» (г. Москва «Просвещение», 1974 г.)

4) А.Р.Ширгазин «Православные храмы Башкирии»(1995 г.)

5) П.В. Егоров, Л.Г.Рудин «Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник-путеводитель» (Уфим. епархия РПЦ, 2005 г.)

6) Интернет-источники

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!