СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История юннатского движения в г. Ногинске Московской области

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал об истории юннатского движения в городе Ногинске Московской области (в рамках подготовки к празднованию 100-летия юннатского движения в 2018году).

Просмотр содержимого документа
«История юннатского движения в г. Ногинске Московской области»

Управление образования

администрации Ногинского муниципального района

Московской области


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Городская станция юных туристов»














Материал об истории юннатского движения

в городе Ногинске Московской области

( в рамках подготовки к празднованию

100-летия юннатского движения в 2018году)














Автор-составитель педагог дополнительного образования Соколова Е.Г.




Ногинск


2016 г.

Аннотация


Данный материал об истории юннатского движения в городе Ногинске Московской области предназначен учащимся среднего и старшего возраста и прежде всего – юным натуралистом, членам школьных лесничеств, учителям биологии, педагогам учреждений дополнительного образования, родителям. Он содержит материал о зарождении и развитии юннатского движения в городе Ногинске, основной задачей которого являлось ответственное отношение и любовь к живой природе, стремление познать её глубже и приобретённые познания уметь применять в жизни. Рассказывает о людях, стоящих у истока это движения. Освещает природоохранную работу. Показывает разнообразные формы и методы экологического образования и воспитания. Знакомит нас с отдельными программами. Материал иллюстрирован фотографиями.































Оглавление





1. Аннотация – 4 стр.

2.Так это начиналось - стр.4-7.


3. «Живая книга» - стр.7-8


4. Становление, сохранение и развитие - стр.8-10


5.«Учим видеть, беречь, любить окружающий мир» - стр.14-15.


6. Достижение высоких результатов - качество образовательного процесса – стр. 11.


7. Добрые дела юных друзей природы и их традиции - стр.16-21.


8.Литература - тр.22.
























Материал об истории юннатского движения

в городе Ногинске

Московской области

( в рамках подготовки к празднованию 100-летия юннатского движения в 2018году)



Так это начиналось


«Кто не знает работы биостанции юных натуралистов? Громаднейшая, бесценная работа» так писала в «Правде» в 1928 году Надежда Константиновна Крупская, когда Центральная биостанция юных натуралистов им.Тимирязева в Сокольниках, первая в стране, отмечала своё десятилетие. Эти слова сейчас можно по праву отнести к станциям юннатов, работающим в разных уголках нашей страны. Мы гордимся тем, что наша Ногинская станция юных натуралистов – ровесница юннатского движения. Создавалась она в1918 году, при непосредственном участии Н.К.Крупской. Трудовой путь Станции долог. Много интересного можно узнать, перевернув страницы истории нашего учреждения.

История юннатского движения уходит в начало 20 века. Богородский дворянин Андросов выкупил усадьбу Волхонку. Это живописное место на левом возвышенном берегу Клязьмы выбрал ещё в 17 веке, в допетровские времена, для устройства своей летней усадьбы московский боярин князь Алексей Волконский, из рода которого вышло немало замечательных людей России. В их числе Сергей Волконский, видный участник декабрьского движения. После 1917 года в княжеском доме находилась начальная школа для ребят Старого Торбеева - деревеньки, неподалёку от бывшего имения Волконских, которая затем стала одной из городских улиц, получивших название «Улица 28Июня 1906года». Улица названа так в память о тайной маёвке богородских рабочих на Волхонке, разогнанной конным отрядом городской полиции. Об этих событиях свидетельствует памятный знак, установленный на одной из полян в урочище.

В 1918 году эта усадьба переходит в собственность государства. Хозяевами становятся учёные Богородского народного университета «Труд и наука». Идея приобщения детей, подростков к живой природе родилась и стала осуществляться на первом году существования Советской власти. В докладной записке университета от 25 марта 1918 года говорилось, что «Труд и наука» имеет своей целью «дать трудящимся массам вообще и трудовой молодёжи, подросткам в частности возможность приобщения к культуре, науке, к живой природе…». Глубокую заинтересованность в его работе проявляла Надежда Константиновна Крупская, которая оказывала всякую помощь и поддержку. Вот несколько строк из документа, подписанного Н. К. Крупской

« Совету Богородского народного университета, Отдел внешкольного образования при Народном комиссариате по просвещению настоящим поручает совету Богородского народного университета организовать педагогический биологический заповедник на даче Анисима Елагина, находящейся в южной части города. План устройства… представить отделу в возможно кратчайший срок. Зав. отделом Н. Ульянова».

Однако был в окрестностях Богородска уголок, с которым по красоте, богатству и типичности для уезда представленной в нём флоры не сравниться Елагинской даче.

В мае 1920 года Богородский уездный Исполком утвердил постановление об охране заповедника на Волхонке, которое было разработано Богородским обществом натуралистов. Инициатором и организатором создания заповедника был профессор Богородского Народного Университета «Труд и наука» Бродский. И все согласились: нет лучшего места для заповедника, и нет ему лучшего названия, чем «Живая книга».

Так на территории имения Волконских и прилегающей территории урочища был заложен один из первых в Московской области заповедник. Два больших любителя природы академик В.Л.Комаров и П.Л.Балашов стали получать по почте необычные посылки: ботанические сады Норвегии, Канады, Японии, Уссурийского края, Кавказа и многих других стран и мест присылали в ответ на просьбы богородских энтузиастов пакетики с семенами или черенками растений..Опытники высаживали семена на делянки, занимались акклиматизацией диковинных для средней полосы растений. Так на речном берегу возник участок необычных растений.

Постепенно углубляется естественнонаучная сторона школьного курса, и скоро Торбеевская школа была преобразована в школу юных натуралистов. Участок, закреплённый за станцией, обслуживал не только Торбеевскую школу, но и другие школы города в деле постановки учебных опытов по биологии. Весь комплекс приобретает значение базы для пропаганды изучения и охраны природы, для широкого привлечения школьников к опытнической работе, для развития юннатского движения в Богородском уезде. Это и был «прообраз» нашей теперешней станции юных натуралистов.

Н.К. Крупская проявляла заботу об образовании населения путём популяризации народным университетом биологических знаний через специальные биологические станции. Так первая биологическая станция в городе Богородске была организована в 1921 году.

В 1925 году учёные сельскохозяйственной академии имени Тимирязева выполнили на территории заповедника «Живая книга» комплекс научных исследований. Они провели описание посадок, составили обширный гербарий луговых трав и разработали подробный ландшафтный план заповедника. В конце двадцатых годов развёртывается просветительская деятельность. В заповеднике проводятся познавательно-образовательные экскурсии, Дни леса, Дни птиц.

В 30-е годы на Волхонке был разбит дендрарий. Почти 500 видов деревьев и кустарников насчитывал он в то время. В 1940 году в заповеднике насчитывалось 300 тысяч экземпляров растений 1500 различных видов.

Период с конца 20-х до начала 40-х годов включительно является периодом наивысшего расцвета деятельности природоохранной работы биологической станции на Волхонке. Проведение массовых кампаний по охране природы, организация экскурсий, профессиональная подготовка в процессе натуралистической работы освещали опыт школьного обучения и воспитания, основанный на развитии интереса к природе и умения её охранять.

Великая отечественная война прервала на некоторое время работу Станции, но в первые послевоенные годы природоохранная работа в городе восстановилась. После войны в доме усадьбы открыли Техникум зелёного строительства. Практику студенты проходили в заповеднике «Живая книга». Техникум готовил первоклассных специалистов – озеленителей. Среди выпускников – Вера Григорьевна Рыжова, которая много лет проработала директором Ногинской станции юннатов.

В 50-е годы техникум зелёного строительства был закрыт. Усадебный парк, дендропарк стали быстро зарастать, начали погибать оставшиеся без ухода растения.

В начале 60-х годов станция юннатов переезжает в здание филиала Тучковского автодорожного техникума. В этом помещении она занимала всего одну комнату, а на небольшом участке земли 0,2 га юннаты занимались различными видами сельскохозяйственной деятельности: выращивали цветы и овощи, проводили опытническую работу. На станции юннатов в то время работал один кружок.

24 марта 1961 года состоялось первая городская конференция «Юных друзей природы», которая объединила всех любителей природы и дала начало широкому юннатскому движению в городе.

В 1965 году решением исполкома Ногинского городского совета депутатов трудящихся Станция переезжает на Волхонку, в зелёный массив, являющейся памятником истории и природы областного значения.

Станция юннатов в городе Ногинске начала функционировать по улице 28 Июня 1906 года, дом 75 «А» с 1966 года. Получив участок земли площадью 1,2 га, началось строительство здания. Строить свой дом помогали и сами юннаты.

















Одновременно со строительством здания станции, шло освоение учебно-опытного участка. Были заложены отделы: овощной и полевой севообороты, коллекционный и систематический, цветочно-декоративный, фруктовый сад и ягодники, плодовый питомник.


Справив свое новоселье, юннаты получили в своё распоряжение не только участок и здание, но и теплицу, парники, метеоплощадку с оборудованием. В первое воскресенье 1967 года состоялось торжественное открытие станции, на котором присутствовали заведующая Гороно Л.А. Чистякова, инспектор Гороно Е.Г. Русских, учителя биологии, юннаты и их родители.

С каждым годом крепла материально-техническая база Станции юннатов. Росло количество кружков. Любители овощеводства и плодоводства с интересом занимались в кружке Протасовой Г.Н.(агронома по образованию). Кружками по цветоводству и аранжировке руководила Рыжова В.Г.(агроном по образованию). В кружках под руководством Зотовой О.А. и Крюковой З.И. занятия проводились непосредственно на опытном участке станции. Юннаты занимались посадкой, прополкой и подкормкой растений. Все успехи и достижения в природоохранной, натуралистической, опытной работе были отмечены Грамотами, Дипломами, медалями.


« Живая книга».


«Природа есть книга, каждая страница которой, полна глубокого значения», - писал Гёте. Юный натуралист учится читать и понимать эту живую книгу природы.

В нашем учреждении 423 обучающихся в возрасте от 6 до 16 лет, всего 25 детских объединений. Каждый из них пришёл сюда по-разному, кто из любопытства, кто – то потянулся за другом, кому учителя или родители посоветовали. Приходят и остаются. Так заразительна она, юннатская работа, так нескончаемо интересна живая книга природы.

Педагоги, сотрудники учреждения делали важное дело: давали возможность детям реализовать свои интересы, желания, развить свои задатки и способности, получить желаемое образование.

Сегодня им отдана не одна комната - здание площадью 159 кв. м., имея в своём составе 2 классные комнаты, уголок живой природы и методический кабинет. Земельный участок площадью 1,2 га включает в себя несколько зон: здания с хозяйственными постройками, зона отдыха, пруд, дендрарий, опытный участок, цветник, фруктовый сад, питомник древесно-кустарниковых культур. Юннатское дело – замечательная школа любви к окружающей нас родной природе. Любви не созерцательной, а деятельной. Всё , что у нас есть сегодня: плодоносящий сад, многообразие цветов в цветнике, грядки овощей, дендрарий, питомник _ это прежде всего большой ребячий труд, их старание, терпение, настойчивость. Но это и их, ребячья, радость: разве можно не радоваться, видя результаты своей работы.

Бывшие юннаты гордятся добрыми делами рук своих. Во многих уголках города пестрели ковры, «сотканные» нашими цветоводами. Без участия юных аранжировщиков – составителей букетов и цветочных композиций – не обходились городские торжества. Много лет подряд в павильоне «Юный натуралист» на ВДНХ экспонировались многообразные коллекции цветов, выращенные ногинскими юннатами. По заданию Всесоюзного заочного сельхозинститута юннаты-овощеводы проводили опыты по сбору коллекции современных сортов чесноков. А семиклассник Олег Коровин ( теперь наш педагог, агроном по образованию), работая с помидорами, показал, что наиболее урожайные и скороспелые в наших условиях сорта помидор «карлик» и «белый налив». 60 юннатов стали участниками ВДНХ, из которых 31 отмечен медалью «Юный участник ВДНХ». В живых уголках школ и детских садов часто появлялись новосёлы – декоративные птицы, морские свинки, кролики, черепахи. Их любовно выращивали члены нашего зоологического кружка. Сам процесс ухода за растениями и животными пробуждал в детях любознательность, у многих вырастающую в творческую, исследовательскую работу.

Опыты и походы по родному краю, работа с литературными источниками, труд на земле, занятия в кружках – никогда не затихает жизнь на станции. Каждый день юннаты спешат к своим живым друзьям – растениям, животным, обитателям зооуголка. Спешат сберечь, вырастить, выходить. Только тогда живая книга откроет тебе свою мудрость и свои тайны.


Становление, сохранение и развитие


Со дня основания станции юннатов её коллективом умело руководила директор Валентина Ивановна Рогачёва. Много сил и энергии в воспитании подрастающего поколения отдала Вера Григорьевна Рыжова – заведующая станцией и одновременно руководитель кружка (1963 – 1989 гг.). Выпускница техникума зелёного строительства, который в 5о-е годы работал на Волхонке. Прекрасный специалист и неравнодушный человек. Многие из её учеников продолжили обучение в техникумах и ВУЗах эколого-биологической направленности, став специалистами в области ботаники, зоологии, биологии. Ученики Веры Григорьевны работают в Ветеринарной академии, Лесотехнической академии, Тимирязевской академии, Университете им. Д.И.Менделеева. С 1989 году в должность директора вступила Елена Геннадьевна Соколова, которая проработала директором до 2015 года. Каждый из директоров трудился с полной отдачей, работая «сердцем», собирая вокруг себя энергичных, любящих своё дело людей. З.И. Крюкова проработала методистом с 1966 года по 1968 год. В 1968 году в коллектив пришла педагог Протасова Галина Николаевна. За 45 лет педагогической деятельности она прошла путь от руководителя кружка до методиста. Именно она со своими кружковцами- юннатами вела большую работу в дендрарии. Ею разработан экскурсионно-познавательный маршрут. Именно она много лет проводила экскурсии по дендропарку. Для тысяч мальчишек и девчонок ногинских школ она открыла мир экзотических растений коллекции «Живая книга». Приходя на Волхонку сегодня, некоторые из них и через много лет вспоминают растения, которые им когда –то показала и рассказала о них Галина Николаевна.

Достигнутые педагогическим и детским коллективом станции юннатов результаты во многом определяются качественным методическим обеспечением деятельности. Становление, сохранение и развитие образовательной системы станции юннатов – это заслуга дружного, творческого, преданного своему делу коллектива. В стенах учреждения развита преемственность: среди педагогов – выпускники, которые успешно трудились в эколого-биологических объединениях, а потом стали методистом (Михалкина Вера Сергеевна) и педагогом-организатором (Коровин Олег Алексеевич) станции юных натуралистов. Радует тот факт, что для них увлечение биологией, занятия в кружках стало профессией, обретённой в нашем учреждении.

Во все времена коллектив станции юннатов состоял из удивительных людей. Здесь работали люди талантливые, увлечённые своим делом, которые в каждом ребёнке разглядывали и зажигали огонёк интереса, радости и счастливого детства. Жизнь коллектива была наполнена профессиональными и творческими событиями. Педагоги являлись участниками и победителями городских педагогических и профессиональных конкурсов. Бронзовыми призёрами ВДНХ СССР становились шесть раз. Станция юннатов была неоднократным победителем смотра-конкурса «Цвети, любимый город Ногинск» на самую благоустроенную территорию образовательного учреждения, Победителем смотра-конкурса на самую благоустроенную территорию образовательного учреждения Московской области.

Высокие результаты образовательной деятельности достигнуты
за счет высокой квалификации наших педагогов. Более 67% педагогического состава имеют высшую квалификационную категорию, 58% имеют высшее образование.

Педагоги учреждения имели профессиональное признание и награды на всех уровнях: Ветеран труда, Отличник народного образования, Почетный работник общего образования, Грамота Министерства образования и науки РФ, Лауреат именной премии Губернатора Московской области, Знак Губернатора Московской области «За труды и усердия», Грамота Министерства образования Московской области, Лауреат премии Главы Ногинского района, Победитель национального проекта «Образование».


«Учим видеть, беречь, любить окружающий мир».


В 2015 году станция юных натуралистов реорганизована и присоединена к городской станции юных туристов. Последние 5 лет для СЮН были годами развития образовательного процесса, совершенствования программно- методического обеспечения, материально- технической базы.

Сложилась система идей и принципов современного образования и воспитания, выраженная в основной идее: «Учим видеть, беречь, любить окружающий мир». Сложились определенные традиции в методической и массовой работе. Созданы интересные образовательные программы, по которым работают учебные группы. Методический кабинет, за эти годы значительно пополнился методическими разработками из опыта работы педагогов, наглядными пособиями, видеофильмами, современными средствами обучения. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» - это образовательное учреждение эколого-биологической направленности, где представлены разнообразные виды деятельности, создана особая микросреда, основанная на добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. Из года в год в нашем учреждении среди учащихся стабильно остаются востребованными экологические, туристские группы, объединения художественно-прикладного творчества. МБОУ ДОД СЮН реализует программы дополнительного образования детей по 3 направленностям: естественнонаучной, туристско-краеведческой, художественной. Образовательная деятельность осуществляется как на базе Станции, так и на базах муниципальных образовательных учреждений города Ногинска и его района на основании договоров о сотрудничестве.


Наши дополнительные общеобразовательные программы.


Педагогами СЮН реализовано 16 общеобразовательных программ: естественнонаучной, художественной и туристско-краеведческой направленности.

Для детей младшего школьного возраста программы направлены на ознакомление с окружающим миром. Значительное место занимает выявление склонностей и способностей к различным видам и формам деятельности.

Для подростков программы принимают во внимание познавательные интересы, развивают исследовательские способности учащихся, привлекают к практической работе.

Программы естественнонаучной направленности расширяют и углубляют знания обучающихся в области биологии и экологии, интегрируют учащихся в деятельность, направленную на исследование и поддержание экологического качества городской среды, способствуют формированию экологической культуры, профессиональному самоопределению старшеклассников.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные ценители природы» рассчитана для учащихся начальных классов. Ее цель - воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению и охране.

В процессе занятий учащиеся знакомятся с растительным и животным миром, овладевают методиками ведения фенологических наблюдений и гербаризации растений. Кроме того, программа содержит разделы: «охрана природы» и « экология», приобщающие воспитанников к природоохранной деятельности. Особое внимание педагог уделяет природоохранной, общественно - полезной работе. Предусмотрено участие в городских экологических акциях, природоохранных мероприятиях. Логическим продолжением занятий в течение учебного года является участие ребят в опытнической работе на участке СЮН, летних походах и экспедициях.

На базе станции юных натуралистов реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Юный биолог». Актуальность её состоит в том, что она дает учащимся экологическое образование через подготовку к исследовательской деятельности. Программа знакомит учащихся с процессами и законами, происходящими в природных экосистемах, с современными технологиями исследовательской деятельности, мониторинга окружающей среды, направляет учащихся на самостоятельную исследовательскую работу, дает возможность использовать накопленные знания в конкретных делах по защите окружающей среды. Программа построена на продуманном сочетании теоретических занятий, практических занятий, исследовательской деятельности и общественной.

Дополнительная общеобразовательная программа «Лесничий» является частью районной программы непрерывного экологического воспитания и программы практической природоохранной деятельности. Данный специализированный курс имеет научно-практическую ориентацию на интегрированное изучение лесных систем и формирование навыков природоохранной деятельности.




















Дополнительная общеобразовательная программа «Фермер» реализуется на базе сельской школы. Актуальность программы продиктована необходимостью воспитать практико–образовательную личность, способную на современном уровне рентабельно вести фермерское хозяйство в сфере сельскохозяйственного производства. Программа закладывает основы агроэкономических знаний для будущих фермеров и способствует повышению культуры землепользования. Особенностью программы является обучение, построенное на принципах экономического и экологического обучения учащихся, ознакомления с новейшими технологиями переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Весь процесс обучения юных фермеров тесно связан с современными требованиями жизни и местными условиями.

Программа по туристско-краеведческой направленности предусматривает теоретическую, познавательную, исследовательскую деятельность по изучению истории, экономики, культуры и природы родного края.

Особенностью дополнительной общеобразовательной программы «Краеведение» является региональный характер, использование краеведческого материала в патриотическом воспитании учащихся. Программа дает возможность расставить новые акценты в процессе образования и воспитания, формирования гражданственности, нравственности учащихся через отношение к своей Малой Родине. Программа состоит из разделов, позволяющих педагогу познакомить учащихся с основами краеведения, дать конкретные знания по истории родного края, приобрести туристские навыки. В процессе занятий учащиеся выполняют поисково-собирательские задания, работают с энциклопедической и краеведческой литературой, выполняют творческие задания, знакомятся с конкретными судьбами земляков, участвуют в массовых делах СЮН, совершают экскурсии и походы по родному краю. Материалы исследовательских работ обучающихся становятся страницами рукописной «Энциклопедии родного края».

Программы художественной направленности развивают творческую активность, неординарное мышление, развивают чувство прекрасного, формируют фантазию, художественный вкус, реализуют принцип умения, интереса, воспитание самосознания, удовлетворенности. Ориентированы не только на приобретение знаний и умений, но и на создание оригинальных работ, отражающих творческий, индивидуальный и духовный мир детей.

В основу дополнительной общеобразовательной программы «Природа и фантазия» положено обучение, основанное на формировании представлений о декоративно-прикладном творчестве, овладении приемами выполнения прикладных изделий из природного материала. За время обучения по программе дети знакомятся с природой родного края, изготавливают поделки из различных природных материалов, приобретают знания и умения в различных областях декоративно-прикладного творчества. Логическим продолжением занятий в течение учебного года является участие ребят в выставках различного уровня.


















Изготовление поделок и игрушек из ткани, бумаги, картона, теста, глины, яичной скорлупы, соломки, бересты и другого природного материала.


Дополнительная общеобразовательная программа «Мир, который создаём…» продиктована социальным запросом, предъявляемым обществом к экологическому и эстетическому воспитанию школьников. Содержание программы основывается на объединение экологического и художественно-эстетического  подходов  в развитии творческих способностей, индивидуальных возможностей, эстетического и художественного вкуса воспитанников посредством  сочетания различных видов декоративно-прикладного творчества (квиллинг, вышивка, флористика, аранжировка, художественное моделирование из бросового материала). Занятия в объединении помогают детям научиться уважать красоту окружающей природы и отражать это в аранжировках, понимать художественно композиционные принципы фитодизайна, получить навыки работы с такими природными материалами как глина, изучить агротехнику выращивания растений, оформлять интерьер.

Вне зависимости от направленности во все программы включены эколого-биологические блоки. Общая цель дополнительных общеобразовательных программ – формирование экологического мировоззрения и культуры личности в современной динамичной социальной среде, грамотная профессиональная ориентация обучающихся в области экологии, биологии, естественных наук.

Все программы ориентированы на развитие творческих способностей учащихся в учебно-познавательной, исследовательской, а иногда экспериментальной деятельности, на привлечение детей и подростков к участию в общественно-полезных, социально-значимых акциях. С помощью программ происходит приобщение детей всех возрастов к трудовой деятельности.


Достижение высоких результатов - качество образовательного процесса


Результативность общеобразовательных программ обучающиеся СЮН показывают во время участия в туристско–краеведческих мероприятиях, экологических конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках, фестивалях декоративно-прикладного, изобразительного творчества муниципального, регионального, российского и международного уровней.


От учебной деятельности – к успехам и достижениям

У талантливых педагогов и воспитанники талантливые, одарённые. Многие – участники различных конкурсов, но есть среди них ребята, которые достигли небывалых высот, стали настоящими звёздами нашей Станции, города. Самым важным показателем деятельности образовательного учреждения является результативное участие обучающихся в различных мероприятиях:

Именная стипендия Губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта;

  • Участие в международной экологической интернет – конференции «Земля – наш общий дом»;

  • Участие в международной научной конференции молодых учёных «Студенческая наука Подмосковья»;

  • Победитель Всероссийского конкурса детских исследовательских проектов «Человек на Земле»;

  • Победитель 4 Всероссийского конкурса фотографий «Ботаническое лето»;

  • Победитель Всероссийского конкурса «Здоровый человек на здоровой планете»;

  • Победитель Российского открытого конкурса декоративно-прикладного и народного творчества «Волшебные краски детства»;

  • Победитель Всероссийского фестиваля исследовательских работ «Познание продолжается»;

  • Победитель Всероссийского конкурса «Зелёная планета»;

  • Победитель Всероссийского марафона «Азбука животного мира»;

  • Участники Всероссийского конкурса «Юннат»;

  • Победитель Всероссийской благотворительной и конкурсной Программы «Наполни сердце добротой»;

  • Победитель областного фестиваля детско-юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии»;

  • Победитель областной экологической конференции «Природа встречает друзей»;

  • Победитель конкурса учебно-исследовательских и проектных работ школьников «Мы и биосфера» на Воробьёвых горах;

  • Участники Московского областного благотворительного фестиваля декоративно-прикладного искусства «Твори добро»;

  • Победители научно-практической конференции «Шаг в будущее, Ногинск»;

  • Победители олимпиад по биологии.

  • Победители регионального конкурса «Птицы в городе»;

  • Победитель 6 конференции исследовательских работ учащихся «Тропа открытий»;

  • Победители научно-практической конференции «Я познаю мир»;

  • Участники конкурса ученических исследовательских и проектных работ «Экология и жизнь».










Добрые дела юных друзей природы и их традиции.


В начале 70-х годов в нашем районе началась активная работа юных друзей природы. Почти 25 тысяч учащихся состояли членами Всероссийского общества охраны природы. Много добрых дел на их счету. Ежегодно проводились конкурсы юных полеводов, овощеводов, садоводов. Направления работы юннатской станции в этот период: исследование и охрана природы, опытническая работа в сельском хозяйстве, работа в школьных лесничествах, озеленение и благоустройство, помощь в рыбоводстве.

Во всех школах работали отряды зелёных и голубых патрулей. Их задача – охрана, приумножение и изучение флоры и фауны. Учащиеся выращивали и высаживали на пришкольных участках, в скверах города, у памятных мест цветочную рассаду, саженцы деревьев и кустарников, занимались сбором лекарственных трав и кормов для зверей и птиц, вели борьбу с сорняками, организовывали дежурства по защите елей от самовольных порубок, принимали участие в операции по спасению мальков. Во всех учреждениях образования работали отряды по благоустройству и озеленению. Создаются микрозаказники местного значения по охране редких, исчезающих растений. В некоторых школах проводилось картирование и огораживание муравейников.

Станция юннатов в это время работает над созданием экологической тропы на Волхонке в заповеднике «Живая книга», которая позже будет опорным методическим центром по экологическому воспитанию. На тропе проводили семинары для учителей биологии своего и соседних районов, учащихся школ. Протасова Г.Н. проводила занятия по обмену опытом работы в школьных лесничествах. Станция была организатором природоохранной работы в школах в рамках операции «Биощитр», проводила Слёты «Зелёных патрулей». Ежегодно проводились массовые мероприятия, которые были традиционными в городе. Это конкурсы поделок из природного материала, конкурсы рисунков на природоохранную тему, празднование «Дня птиц», праздник Урожая, праздник Осени. Юннаты были постоянными участниками районных выставок «Человек и Природа». По итогам проделанной работы станция юннатов и члены её коллектива неоднократно награждались грамотами горсовета, областного и центрального советов ВООП. В конкурсах и праздниках участвовали все школы города и района.

В1972году в нашем районе началась работа голубых патрулей. Педагоги Алексеева Лариса Владимировна и Гурченкова Татьяна Степановна возглавили «Голубой патруль», работая со школьниками городских школ. Но самая активная природоохранная работа велась в летний период, когда ребята свободнее, да и заниматься интереснее. Сама природа, лес, реки стали лабораторией для исследователей. Большую воспитательную работу по охране природы вела станция юннатов совместно с обществом охраны природы и инспекцией рыбоохраны. Дозорные «Голубого патруля» вели работу по обследованию водоёмов под девизом « Малым рекам – чистоту и полноводность». Во время экспедиций по рекам Купавинка, Воря, Шерна, озёрам Луковое и Коверши, Черноголовскому пруду промерялись глубины, обследовалась водная растительность, фауна водоёмов. Все наблюдения записывались в дневниках, на основании которых обрабатывался отчёт по обследованию водоёмов. Отряды совершали рейды, вели учёт рыболовов-любителей, пойманной ими рыбы, что необходимо для определения продуктивности водоёма, выявляли случаи браконьерства. «Голубой патруль» оказывал большую помощь Ногинской инспекции рыбоохраны, особенно в ихтиологических исследованиях. Командиры отрядов регулярно собирались, чтобы обменяться опытом, послушать рекомендации специалистов и получить задание. В целом работа, проводимая «Голубыми патрулями», помогала составить картину состояния рек нашего края. На слётах «Голубых патрулей», организованных станцией юннатов, ежегодно подводили итоги работы. На этом празднике прощались со старшеклассниками. Они заканчивали школу , уходили из отряда, но как эстафету передавали свой опыт младшим.

Формирование гуманного отношения к природе, повышение экологической грамотности младших обучающихся – основная задача этих объединений. Для них проводятся конкурсно-игровые программы, которые помогают в доступной и увлекательной форме усвоить основы экологической культуры, учат ответственному отношению к окружающей среде.




















У юннатов много дел и сейчас: они не только наблюдают за природой, но и проводят большую опытническую и исследовательскую работу, активно участвуют в природоохранных акциях.










Кому нужна Волхонка

Жизнь станции юных натуралистов крепкими узами связана с заповедным уголком. Для каждого её воспитанника Волхонка была первым учителем природы. Здесь юные ногинчане познавали азы окружающего мира, учились беречь и охранять природу. Сама Волхонка за многие годы познала времена расцвета и запустения. В период упадка, беду старого заповедника первыми заметили юннаты и своей деятельностью смогли привлечь внимание земляков к проблемам заповедного места. Средства массовой информации также откликнулись на призыв защитников природы. На своей первой конференции по проблемам Волхонки юннаты предложили провести общий субботник всех городских школ. Так и возникла хорошая традиция у ногинских школьников – каждую весну выходить на Волхонку и наводить порядок. С большим воодушевлением и подъёмом работали школьники. От мусора, скопившегося в результате отдыха населения, была очищены территория луга, берега водоёма на площади 27га. В липовом парке и дендрарии убраны ветки, старые стволы и листва.

С 1990 года на территории усадьбы и в урочище Волхонка каждую весну силами учащихся и педагогов станции юных натуралистов, городской станции юных туристов, школьников и волонтёров проводятся городские молодёжные экологические акции «Помоги Волхонке», « Сделаем вместе», «Чистая Земля», «Марш парков. День Земли», субботники по уборке территории урочища, липового парка, дендрария. Их проведение необходимо для того, чтобы поддерживать в природоохранной зоне чистоту и порядок.

Ведя борьбу за спасение заповедника, юннаты создали проекты по превращению его в зону культурного отдыха. В них предусмотрено всё для комфортного обустроенного отдыха. Проекты были переданы на рассмотрение в администрацию города и района, с ними юннаты выступали на конференциях разного уровня.

Волхонка – объект природоохранного и культурно – исторического значения Ногинского района, Особо Охраняемой Природной Территории (ООПТ), памятник природы областного значения. Ценна она не только дендрарием, в котором ещё сохранились интересные растения Северной Америки, Канады, Дальнего Востока, Кавказа и других мест земного шара, но и тем, что на сравнительно небольших участках леса, луга, полях, водоёмов произрастает богатейшая флора всего Ногинского района. Сейчас растительность Волхонки значительно обеднела. И тем острее стоит проблема её охраны, чтобы молодому поколению можно было показать богатство родного края.

















За 2015-2016 учебный год проведено около 40 экскурсий.

Возрождая традиции заповедника “Живая книга”, как центра эколого-просветительской деятельности среди населения по охране природы, коллектив СЮН проводит экскурсионную работу на Волхонке. Силами педагогов и юннатов проложен познавательно-образовательный маршрут экологической тропы по урочищу и дендрарию Волхонки. Основное назначение экологической тропы – воспитание культуры поведения людей в природе. Информация, усвоенная в обстановке максимальной наглядности, способствует повышению экологической грамотности и культуры посетителей. Экскурсии проводятся для юннатов, кружковцев СЮТур, учащихся школ, студентов педагогического колледжа, детей летних оздоровительных пришкольных лагерей.

Работа в Дендрарии.


Изучая видовой состав растений в дендрарии, на территории станции юннатов проводят практические работы по созданию своего дендрария. На участке СЮН произрастает 45 видов древесно-кустарниковых пород. Проводится работа по размножению растений Красной книги Московской области.















В 2014 году участниками экологического праздника «Наша Волхонка» (организаторы: МБОУ ДОД «Городская станция юных туристов», Центр поддержки инициатив Ногинского района, группа компаний «Айтакс») была расчищена территория бывшего розария в дендропарке и заложен питомник декоративных культур. Юные экологи высадили в питомнике растения, которые когда-то произрастали в дендрарии, входили в состав дендропарковой коллекции «Живая книга», но были утрачены по разным причинам. Цель создания питомника – восстановление коллекции дендропарка на Волхонке и выращивание декоративных и экзотических растений с целью озеленения города Ногинска. Первыми «поселенцами» питомника стали: Туя западная Смарагд, Можжевельник китайский Блу Альп, Айва японская, Пихта корейская, Барбарис Тунберга. Осенью 2015 года юннаты продолжили начатую работу и на своём участке заложили питомник Маньчжурского ореха.

Традиции по уходу за территорией урочища Волхонка и дендропарком продолжили и продолжают юннаты под руководством своих педагогов: Соколовой Е.Г., Коровина О.А., Михалкиной В.С., Беляковой Т.М., Поповой О.В., Литвинчук Ю.Б., Шпиякина А.З., Зотовой О.А., Пупыниной О.А. и многих других.

Кому нужна Волхонка? Нужна она нашим детям – зелёной, красивой, чистой от язв современной цивилизации. В любое время года на Волхонку приходят горожане, которые за её красоту называют это место «природной жемчужиной».

О станции юннатов вспоминают и говорят с любовью, уважением те, кто в ней занимался, кто приводил туда детей, кто там работал, кто принимал участие в различных конкурсах, массовых праздниках и игровых программах. Для многих поколений юннатов территория станции была зелёным классом, живой лабораторией, большой книгой природы, где учились они познавать её тайны, вести наблюдения и делать свои первые открытия. Многим из них она дала путёвку в жизнь, помогла выбрать профессию. Стали бывшие юннаты агрономами, биологами, зоологами, мастерами зелёного строительства, педагогами, пошли в науку.

В юннатской работе едины и дополняют друг друга воспитание трудовое и нравственное, экологическое и патриотическое. Юннат – настоящий рыцарь природы, её друг и самоотверженный защитник, в этом убеждают меня многолетние наблюдения. Он знает, чего стоит труд вырастить дерево, он понимает, зачем оно нужно человеку и не позволит сломать его. Он никогда не обидит живое. Значит, он растёт Человеком. А это самое главное во всей нашей работе.

Наш путь - это, несомненно, путь успеха. Скольким детям за все годы станция юннатов дала путёвку в жизнь. Выпускники станции – это уверенные, активные молодые люди, работающие в различных сферах.

































Литература.




Алексеев И.И. Бюллетень « Богородский край»,№3,1928г.


Кудинова И.А. Эколого-познавательный маршрут « Волхонка» Урочище Волхонка, Ногинск, 2015г.


Холостов В.Г. У истоков юннатского движения. М. Просвещение 1972г.




19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!