СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История кораблестроения. Часть 3. В погоне за военно-морским господством.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не только Карл I был любителем огромных позолоченных многопушечных великанов. «Флотоманией» переболело, по меньшей мере, половина европейских государей. И это было неплохо, поскольку развитие кораблестроения «тянуло» за собой многие отрасли промышленности и способствовало мировой торговле.  

Просмотр содержимого документа
«История кораблестроения. Часть 3. В погоне за военно-морским господством.»

«Флотомания» европейских королей. В погоне за военно-морским господством

Не только Карл I был любителем огромных позолоченных многопушечных великанов. «Флотоманией» переболело, по меньшей мере, половина европейских государей. И это было неплохо, поскольку развитие кораблестроения «тянуло» за собой многие отрасли промышленности и способствовало мировой торговле.
На протяжении сотен лет термин «морская торговля» и «мировая торговля» были синонимами. Корабль берёт намного больше груза, чем гужевой караван, и более быстроходен. Корабельный груз намного легче защитить от пиратов установкой пушек на борту или прикрытием из конвоя военных кораблей, - к каравану армию не прикрепишь. И покровительство монархов морским делам было бы, в принципе, очень полезным (о примере Петра I мы ещё расскажем), если бы не одно «но», которое заключалось в том, что царствующему самодержцу был свойствен соблазн «перестроить» полюбившийся корабль (или весь флот!) по своему великодержавному усмотрению, не обращая внимания ни на опыт, ни на расчёты, ни на науку, в которой, по выражению древних, «нет царского пути». Иногда такая монаршья любовь приводила к катастрофам.   Так, шведский монарх Густав II Адольф (монарх достаточно умный и прогрессивный), проводя в жизнь своё решение стать единоличным владыкой Балтики, требовал создания большого флота, который мог бы вытеснить англичан, голландцев и французов, но - при довольно скромных размерах кораблей (нехватка денег, как всегда!). И поначалу дело пошло на лад. К концу 1628 года в Королевском флоте насчитывалось уже восемь больших линейных кораблей и ещё 21 - меньшего размера. К строительству «Вазы» (“Wasa”) - самого крупного корабля нового могучего флота - были привлечены лучшие корабельные мастера, художники, скульпторы, резчики по дереву. Главным строителем был приглашен хорошо известный в Европе корабельных дел мастер голландец Хендрик Хибертсон, который, к сожалению, не имел достаточно смелости противостоять нелепым указаниям царствующего монарха. 


«Wasa», Швеция, 1628 г.

Длина - 47,7 м. Ширина - 11,2 м. Осадка - 4,7 м. Водоизмещение - 1300 .т Вооружение - 63 орудия. Экипаж - 435 чел.

Два идентичных корабля по чертежам «Ваза» должны были быть построены на Королевской Верфи, в Стокгольме в течение четырёх лет. При постройке задействовали около трехсот человек. Корабль был назван в честь геральдической эмблемы правящей династии Васа - снопа пшеницы - и принадлежал к категории Королевских кораблей (на шведском языке Regalskepp). На строительство корабля пошло более тысячи дубов из королевских лесов

На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания. Хибертсон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда он делал распоряжения. Король заботился только о боевых качествах «Вазы», о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем его мореходном качестве - об остойчивости. «Ваза» был чудовищно перегружен тяжёлой артиллерией и массивными скульптурными украшениями. Привело это к тому, что новейший и сильнейший линейный корабль шведского флота, носящий имя царствующей династии, перевернулся в своём первом плавании прямо в родной бухте Стокгольма у всех на глазах. Погиб весь экипаж во главе с адмиралом. Впрочем, катастрофа «Вазы» не помешала шведскому флоту создавать самую серьёзную угрозу для любого иностранного флота в водах Балтийского и Северного морей на протяжении двухсот лет!




Большое влияние на развитие кораблестроения в XVII веке оказала Франция - этот извечный соперник Великобритании за мировое господство на суше и на море. Когда в 1624 году Ришелье пришёл к власти, он занялся улучшением некогда мощного французского флота, находившегося в плачевном состоянии. Он заказал в Голландии пять кораблей, положивших начало большому флоту. Большое внимание уделялось тщательности постройки кораблей на отечественных верфях. О качестве их постройки говорит хотя бы тот факт, что линейный корабль «Дофен Ройяль», спущенный на воду ещё в 1658 году, принимал активное участие в сражении при Бичи-Хед против англичан и голландцев в 1690 году! Французы были признанными мастерами по изготовлению подводных частей своих кораблей, вызывая зависть у всего мира. Обеспокоенный вступлением в строй британского флота «Соверин оф зе Сиз», разом перечеркнувшего мощь изрядно ослабевших французских эскадр, Париж подготовил соответствующий ответ. Предшественником крупных 2000-тонных кораблей, которые вскоре начала строить Франция, надеясь вырвать у своих противников господство на море, стал крупный и быстроходный корабль «Ла Короне» («Корона»), в проектировании которого принимал участие сам Ришелье. В целом же французский флот и французское кораблестроение к концу XVII века переживали наилучшие времена, заставляя считаться с собою и англичан, и голландцев, и испанцев.




«Ла Короне» («La Couronne», Франция, 1636 г.)

Длина - 70,0 м, Ширина - 9,3 м, Водоизмещение - 2100 т, Вооружение - 72 орудия, Экипаж-638 чел. «Корона», явившийся своеобразным французским ответом на «Соверин оф зе Сиз», был и до сих пор признается одним из красивейших кораблей своего времени. Современные специалисты в области кораблестроения сходятся на том, что этот корабль можно смело назвать красивейшим судном истекшего тысячелетия. Этот корабль в течение 200 лет оставался прототипом хорошего парусного судна. Корпус «La Couronne» был изготовлен из дуба, причем при постройке старались, подражая голландцам, чтобы форма ствола дерева соответствовала форме той или иной детали судна и, следовательно, изгиб волокон соответствовал ее изгибу, что придавало деталям чрезвычайную прочность. Для постройки корпуса судна потребовалось около 2000 хорошо высушенных дубовых деревьев.

«Солей Руайаль» ( «Soley Royal», Франция, 1669 г.)

Длина - 60,9 м. Ширина - 13,8 м. Осадка - 6,4 м. Водоизмещение -1313 т. Вооружение -120 орудий. Экипаж-836 чел.

120-пушечный «Солей Руайяль» был развитием «Ла Короне». Его паруса отличались тем, что у него не было бом-брамселей на обеих мачтах с прямым парусным вооружением. Обводы его корпуса были оптимальными, и он также имел очень высокую корму с тремя расположенными одна над другой галереями, увенчанными громадным панно, над которым возвышались три внушительного вида и формы фонаря, свидетельствовавших, что корабль является флагманским судном. Это был первый трехпалубный корабль, построенный на основе технических правил, изданных французским Адмиралтейством и касавшихся строительства и оснащения военных судов. А по своему декоративному убранству, огневой мощи и ходовым качествам долгое время считался лучшим линейным кораблем мира

Ну а фаворит военно-морской гонки - небольшая по территории Голландия, в первой половине XVII столетия имеет огромный торговый флот (35 тыс. судов!), который вдвое превышает соединённые флоты Англии и Франции, ведёт торговлю по всему миру (даже с Японией!) и имеет талантливых флотоводцев. В испано-голландской войне 1642 года поражение более многочисленного испанского флота при Сент-Висенте от голландской эскадры под командованием Де Рейтера продемонстрировало явное превосходство голландских кораблей над неповоротливыми и шаблонными испанцами.

Знаменитый голландский трехмачтовый корабль, чья конструкция напоминает галеон. Его назвали в честь семи провинций, которые после Вестфальского мира образовали новое государство Нидерланды, уже не зависимое от Испании. Корабль со своими тремя палубами нёс две мачты с прямым парусным вооружением и одну с латинским, и вдобавок блинд и бом-блинд. Такелаж был такой же, как на каракках и галеонах. Квартердек был значительно ниже, чем на галеонах, а полубак не превышал высоты фальшборта главной палубы, став почти незаметным со стороны. «Де Зевен Провинсиен» был флагманским судном Де Рейтера в сражении при бухте Сол Бей, разыгравшемся 7 июня 1672 года, в котором голландцы победили союзнические флоты Англии и Франции.



«Де Зевен Провинсиен» («De Seven Provinsien», Голландия, 1665 г.)

Длина - 62,0 м. Ширина - 13,0 м. Осадка - 4,5 м. Водоизмещение - 2100 т. Вооружение - 80 орудий. Экипаж - 743 чел.

Классический пример голландского кораблестроения в период его наибольшего расцвета. Это был один из самых крупных голландских кораблей того времени. Он имел много новшеств по сравнению с прежними кораблями. На мачтах стали поднимать третий парус. Для этого мачты удлинили, то есть на грот- и фок-мачтах добавили брам-стеньги, на которых установили брамселя. На бизань-мачте над латинским парусом подняли прямой парус - марсель. В продолжение бушприта устанавливается небольшая мачта с парусом. Как и все корабли того времени, судно несло богатые носовые и кормовые украшения

Источник контента: https://naukatehnika.com/v-pogone-za-voenno-morskim-gospodstvom.html
naukatehnika.com




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!