СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История кораблестроения: в глубь веков. Появление великанов.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

История кораблестроения, от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев-лайнеров и ракетных кораблей, уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества.

Просмотр содержимого документа
«История кораблестроения: в глубь веков. Появление великанов.»

История кораблестроения, от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев-лайнеров и ракетных кораблей, уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества.


Главным стимулом возникновения мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательного движителя парус; затем, приблизительно в X – XI веках, наряду с гребными судами появились чисто парусные суда. Своего расцвета морская торговля достигла в эпоху Великих географических открытий, когда были открыты новые материки и острова. Одновременно возросло значение главных морских путей, связывавших основные центры торговли со вновь созданными, и возникла проблема контроля над этими путями.



«Грейт Гарри» («Great Gary», Великобритания, 1514г.) Эта крупная каракка, построенная в 1514г. по приказу английского короля Генриха VIII, первоначально имела оснастку, состоявшую из нижних прямых парусов, марселей и брамселей, размещенных на двух задних мачтах. Кормовая надстройка «Грейт Гарри» состоит всего из двух уровней: квартердека и полуюта. Кормовой мостик открыт и защищен только тентом или решетчатым настилом. Баковая надстройка имеет три уровня, причем верхний закрыт только позади фок-мачты. У каракки имеются два ряда пушечных портов для бортовых орудий. Корма плоская, но корпус имеет явно выраженный завал бортов — другими словами, корпус постоянно сужается по направлению к главной палубе, что, согласно старой оборонительной концепции, затрудняет противнику взятие судна на абордаж. Судно было переоборудовано между 1536 и 1539 гг., но сгорело при пожаре в 1552 году.

Слова знаменитого британского адмирала У.Рэли: «Тот, кто владеет морем, владеет мировой торговлей. А кто владеет мировой торговлей, владеет богатствами земли и ею самой!» не были преувеличением. Тогда же впервые начали проявляться различия между военными и торговыми судами, прежде практически отсутствовавшие, и вскоре появилась необходимость разделения военных кораблей в зависимости от их предназначения на классы. Долгое время разделение между военными и торговыми кораблями практически отсутствовало. Всевозможные коги, каракки, галеоны и галеасы, являясь по назначению сугубо торговыми судами, имели на своём борту до полусотни пушек разного калибра, имели абордажные команды и комплектовались военными моряками, что позволяло их, по применению, причислять к военному флоту.





«Мэри Роуз» («Mary Rose», Великобритания, 1536 г.) «Мэри Роуз» — один из самых больших и мощных военных кораблей короля Генриха VIII. Четырехмачтовая каракка была построена в 1536 году. На трех сплошных палубах (что явилось в то время новшеством) была установлена чрезвычайно мощная артиллерия для победы над любым потенциальным противником. Однако корабль погиб без боя, в гавани. 11 июля 1545 года английская эскадра готовилась к выходу из Портсмута навстречу приближающемуся к Британии французскому флоту. После подъема парусов корабль внезапно начал крениться, потом лег на правый борт и через две минуты затонул, хотя море было спокойным и ветер умеренным. Причина катастрофы — плохая остойчивость судна из-за перегрузки артиллерией. Из 700 находившихся на борту моряков и солдат морской пехоты спаслись всего 40


Сначала все орудия кораблей располагались на верхней палубе, под открытым небом, а затем в бортах стали прорезать специальные отверстия - пушечные порты. Орудия, которые размещались на нижних палубах, были более крупного калибра, т.к. центр тяжести корабля в этом случае не оказывался опасно высоко, и судну не угрожало опрокидывание. Палубы, на которых размещались орудия, стали называть «деками» или «батарейными палубами». Соответственно, корабли имеющие две батарейных палубы стали называть «двухдечными», три батарейных палубы - «трёхдечными».
Именно появившееся разделение кораблей на одно- и многодечные и произвело самую настоящую революцию в кораблестроении. Естественно, трёх-дечный корабль мог выставить против однодечного противника пушек в три раза больше. Убедительный аргумент. Но и размеры такого корабля заметно превышали размеры обычного однодечного, т.к. высоту надводного борта нельзя было увеличивать произвольно без уменьшения остойчивости. Следовательно, росла ширина. Чтобы из-за этого не уменьшалась скорость, приходилось увеличивать длину судна. Для обслуживания большего числа пушек требовался больший экипаж. Соответственно росли помещения для команды и припасов. Вырастало водоизмещение. И т.д. и т.п. Сами того не подозревая, корабелы 17 века, придумавшие батарейные палубы, втянулись в утомительнейшую борьбу между огневой мощью, которую хотелось всячески увеличить, с одной стороны, и размерами и водоизмещением самого корабля, которые нельзя было увеличивать бесконечно и которые всегда хотелось уменьшить в целях экономии средств и материалов, с другой стороны.

Почему самые большие корабли того времени получили наименование «линейные»? Название это дала практикуемая в то время тактика ведения морского боя. До середины XVII века не существовало строго установленного боевого строя кораблей в сражении. Перед баталией суда-противники выстраивались друг против друга тесным строем, а затем сближались для перестрелки либо абордажной схватки. Обычно сражение превращалось в беспорядочную свалку, поединки между случайно столкнувшимися кораблями. В конце же XVII века суда в сражении стали стараться выстроиться в одну линию (кильватерную колонну) так, чтобы во время стрельбы оказаться повёрнутыми к вражескому флоту боком. Дело в том, что наибольший урон вражеским судам наносил одновременный залп из всех бортовых орудий корабля (от 30 орудий на один борт), в то время как носовые и кормовые батареи имели всего по 2-4 орудия.



В первых морских сражениях часто получалось, что против большого корабля в линии противника оказывался маленький корабль атакующей линии. Маленькому кораблю с большим сражаться трудно. Победив меньшего противника, большой корабль приходил на помощь остальным судам своего флота. И случалось, более мощный (изначально) флот проигрывал из-за подобного обстоятельства. Тогда в боевую линию стали выстраивать только самые большие корабли, двух- и трёхдечные, несущие самое большое количество бронзовых пушек (предшествующие им железные пушки часто разрывались во время выстрела), имеющих три мачты, которые несли по три ряда парусов, - их стали выделять именно для генерального артиллерийского сражения в составе флота против флота противника. Только артиллерийский бой - и никаких там «попутных» грузов, пиратско-корсарских «свободных охот» за «купцами», никаких «разведок» или «совместных» географических открытий! Только артиллерийский бой! Огромная стоимость этих двух-трёх и даже четырёх-этажных монстров просто не позволяла адмиралам использовать их на что-то иное. Главная ударная сила флота должна была быть использована только по своему прямому назначению. Их и стали ставить «в линию» и называть «линейными кораблями» или «настоящими кораблями».     Начало классическому военно-морскому противостоянию было положено ещё в XVI веке, когда столкнулись интересы могучей Испанской империи и набирающей силу Великобритании. В результате вмешательства англичан на стороне боровшихся с испанцами Соединенных Провинций (так тогда назывались Нидерланды) англо-испанские отношения обострились до предела. Испанский король Филипп IV еще в 1585 году стал готовить большой флот, названный современниками «Непобедимой Армадой». Она должна была высадить на Британских островах экспедиционный корпус из состава армии наместника Нидерландов Александра Фарнезе. Чтобы покончить с английскими пиратами, досаждавшими испанским галеонам, вывозивших из Америки золото и серебро, а заодно - и с самой Англией, с её флотом, и с её претензиями в Америке и Европе и была задумана крупнейшая десантная операция Средневековья.

Источник контента: https://naukatehnika.com/poyavlenie-velikanov.html
naukatehnika.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!