СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Культуры России рубежа XIX-XX веков.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 11 классе подготовлен и проведён учителем истории и МХК.

Просмотр содержимого документа
«История Культуры России рубежа XIX-XX веков.»

 Культура России  конца XIX – начала XX века  интегрированный урок  11 класс   Подготовили: учитель истории Ильичёва Е.А. и учитель музыки Сосницкая Г.А.

Культура России

конца XIX – начала XX века

интегрированный урок

11 класс

Подготовили: учитель истории Ильичёва Е.А.

и учитель музыки Сосницкая Г.А.

  План урока – презентации:  1 Образование и просвещение 2 Властители дум 3 Культурная жизнь России 4 Реализм 5 Модерн

План урока – презентации:

1 Образование и просвещение

2 Властители дум

3 Культурная жизнь России

4 Реализм

5 Модерн

Конец XIX – начало XX века стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием.

Конец XIX – начало XX века стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, – писал Н.А.Бердяев. – Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Образование и просвещение   - Учащиеся в России составляли 3% населения страны.  В России выходило 850 периодических изданий, ежедневных газет Наиболее известными оппозиционными газетами в то время были выходившие в Санкт-Петербурге «Новости», в Москве – « Русские ведомости», «Гражданин», «Московские ведомости»

Образование и просвещение

- Учащиеся в России составляли

3% населения страны.

  • В России выходило 850 периодических

изданий, ежедневных газет

Наиболее известными оппозиционными газетами в то время были выходившие в Санкт-Петербурге «Новости», в Москве – « Русские ведомости», «Гражданин», «Московские ведомости»

Благодаря деятельности земств открылось много библиотек. Главной считалась Имперская публичная библиотека. Большие собрания были в Академии наук, в Румянцевском музее в Москве   Если бы Вы в начале XX века собрались посетить библиотеку Румянцевского музея, то куда бы Вы пошли? Назовите здание, в котором она находилась?  Румянцевский музей   — крупнейшее собрание книг, рукописей, живописных произведений, монет, этнографических и исторических материалов в Москве XIX века. Возник как частная коллекция, которую собрал, а частью унаследовал русский дипломат граф Н.П.Румянцев (1754—1826). После кончины графа Румянцевский музей был передан в ведение Российского государства.

Благодаря деятельности земств открылось много библиотек.

Главной считалась Имперская публичная библиотека.

Большие собрания были в Академии наук, в Румянцевском музее в Москве

Если бы Вы в начале XX века собрались посетить библиотеку Румянцевского музея, то куда бы Вы пошли? Назовите здание, в котором она находилась?

Румянцевский музей   — крупнейшее собрание книг, рукописей, живописных произведений, монет, этнографических и исторических материалов в Москве XIX века. Возник как частная коллекция, которую собрал, а частью унаследовал русский дипломат граф Н.П.Румянцев (1754—1826). После кончины графа Румянцевский музей был передан в ведение Российского государства.

Санкт-Петербург   Москва В 1913 году появилось новое название:  Императорский Московский и Румянцевский музей

Санкт-Петербург

Москва

В 1913 году появилось новое название: 

Императорский Московский и Румянцевский музей

Система образования в России .   низшее   среднее - Земские школы (3-4 года обучения за счёт земств)  высшее - Церковно-приходские школы (2-4 года обучения за счёт казны)  Гимназии (для мальчиков – 8 классов, для девочек – 7) Реальные училища  Коммерческие училища - Университеты (10) и другие учебные заведения (105) Назовите 10 городов Российской империи, в которых в конце XIX – начале XX в. существовали университеты?

Система образования в России .

низшее

среднее

- Земские школы (3-4 года обучения за счёт земств)

высшее

- Церковно-приходские школы (2-4 года обучения за счёт казны)

  • Гимназии (для мальчиков – 8 классов, для девочек – 7)
  • Реальные училища
  • Коммерческие училища

- Университеты (10) и другие учебные заведения (105)

Назовите 10 городов Российской империи, в которых в конце XIX – начале XX в. существовали университеты?

 1912 год: Россия – 10 университетов Франция – 27 Италия – 28 Великобритания – 18     Москва  Петербург  Вспомните, когда появились первые университеты в Западной Европе, а когда – в России. Как влияли на становление отечественных университетов особенности политической и социальной истории России?

1912 год:

Россия – 10 университетов

Франция – 27

Италия – 28

Великобритания – 18

Москва

Петербург

Вспомните, когда появились первые университеты в Западной Европе, а когда – в России. Как влияли на становление отечественных университетов особенности политической и социальной истории России?

Международный авторитет завоевали русские учёные   П.Н Лебедев И.И.Мечников К.А.Тимирязев В каких областях знания проявили себя эти учёные? И.П.Павлов В.И. Вернадский

Международный авторитет завоевали русские учёные

П.Н Лебедев

И.И.Мечников

К.А.Тимирязев

В каких областях знания проявили себя эти учёные?

И.П.Павлов

В.И. Вернадский

Главным научным центром в России были: - Академия наук - Пулковская обсерватория - Ботанический сад - Зоологический музей Ботанический музей  Пушкинский дом – хранилище  рукописей и исследовательский центр   Какие из названных научных учреждений располагались в Москве?

Главным научным центром в России были: - Академия наук

- Пулковская обсерватория

- Ботанический сад

- Зоологический музей

  • Ботанический музей
  • Пушкинский дом – хранилище

рукописей и исследовательский центр

Какие из названных научных учреждений располагались в Москве?

Властители дум   Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой Сущность – в воспитании нравственного чувства «Бог есть любовь». Концепция непротивления злу насилием В.С.Соловьёв Жалость, сострадание – это первейшее качество человека Духовное развитие русского общества в конце XIX – начале XX в. во многом определялось воздействием идей выдающихся отечественных мыслителей

Властители дум

Ф.М.Достоевский

Л.Н.Толстой

Сущность – в воспитании нравственного чувства

«Бог есть любовь». Концепция непротивления злу насилием

В.С.Соловьёв

Жалость, сострадание – это первейшее качество человека

Духовное развитие русского общества в конце XIX – начале XX в. во многом определялось воздействием идей выдающихся отечественных мыслителей

  Можно ли, на ваш взгляд, назвать Л.Н.Толстого атеистом?  В чём взгляды Толстого не соответствуют учению православной Церкви?  В каких художественных произведениях Л.Толстого наиболее чётко прослеживаются его философские, этические воззрения?  Подумайте, что объединяет философские воззрения Л.Н.Толстого и В.С. Соловьёва? Можно ли найти сходство в осмыслении проблем мира и человека В.С.Соловьёвым и Ф.М. Достоевским?

Можно ли, на ваш взгляд, назвать Л.Н.Толстого атеистом?

  • В чём взгляды Толстого не соответствуют учению православной Церкви?
  • В каких художественных произведениях Л.Толстого наиболее чётко прослеживаются его философские, этические воззрения?

Подумайте, что объединяет философские воззрения Л.Н.Толстого и В.С. Соловьёва?

Можно ли найти сходство в осмыслении проблем мира и человека В.С.Соловьёвым и Ф.М. Достоевским?

Культурная жизнь России   «Передвижники» «Мир искусства»  Русский музей (1898 г.)  Художественный театр (1898 г.)  К.С. Станиславский и  В.И.Немирович – Данченко  Императорский исторический музей  Музей изящных искусств  Композиторы и музыканты:  Н.А.Римский – Корсаков  С.В.Рахманинов  С.И.Танеев  Ф.М.Шаляпин  А.В.Нежданова  Л.В. Собинов

Культурная жизнь России

«Передвижники»

«Мир искусства»

Русский музей (1898 г.)

Художественный театр (1898 г.)

К.С. Станиславский и

В.И.Немирович – Данченко

Императорский исторический музей

Музей изящных искусств

Композиторы и музыканты:

Н.А.Римский – Корсаков

С.В.Рахманинов

С.И.Танеев

Ф.М.Шаляпин

А.В.Нежданова

Л.В. Собинов

Реализм начала века   Пролетарская поэзия    Надо, чтоб песня отвагой гремела…   « Смелей , друзья, идём вперёд» Победы уж недолго ждать,  Проснулась мысль среди рабочих,  И зреет молодая рать  В немой тиши зловещей ночи.  Л.Радин (1900)  «Кузнецы» Мы кузнецы, и дух наш молод, Куём мы к счастию ключи! Вздымайся выше, тяжкий молот, В стальную грудь сильней стучи!  Ф.Шкулёв (1912)  Начало крестьянской поэзии положил Николай Клюев. В центре клюевского мира – крестьянская изба:   Изба - святилище земли,  С запечныой тайною и раем…

Реализм начала века

Пролетарская поэзия

Надо, чтоб песня отвагой гремела…

« Смелей , друзья, идём вперёд» Победы уж недолго ждать, Проснулась мысль среди рабочих, И зреет молодая рать В немой тиши зловещей ночи.

Л.Радин (1900)

«Кузнецы» Мы кузнецы, и дух наш молод,

Куём мы к счастию ключи!

Вздымайся выше, тяжкий молот,

В стальную грудь сильней стучи!

Ф.Шкулёв (1912)

Начало крестьянской поэзии положил Николай Клюев. В центре клюевского мира – крестьянская изба:

Изба - святилище земли,

С запечныой тайною и раем…

  Пролетарские писатели объединялись вокруг социал-демократических газет

Пролетарские писатели объединялись вокруг социал-демократических газет "Искра", "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь", "Звезда", "Правда" и др. Если писателей декадентского направления было не так уж много, то пролетарская литература носила массовый характер. Только на страницах газеты "Правда" за 1912-1914 гг. было опубликовано около тысячи стихов, рассказов, очерков, в создании которых приняли участие свыше 400 авторов.

  Крестьянская жизнь, мир русской деревни стали близки Сергею Есенину. Поэт сформировался под влиянием Н.Клюева   Заиграй, сыграй, тальяночка,  малиновы меха,  Выходи встречать к околице,  красотка, жениха. С.Есенин Прочитайте произведения М.Горького: поэму «Человек», «Песню о соколе», «Песню о буревестнике». Как представляет писатель место человека в мире?

Крестьянская жизнь, мир русской деревни стали близки Сергею Есенину. Поэт сформировался под влиянием Н.Клюева

Заиграй, сыграй, тальяночка,

малиновы меха,

Выходи встречать к околице,

красотка, жениха.

С.Есенин

Прочитайте произведения М.Горького: поэму «Человек», «Песню о соколе»,

«Песню о буревестнике».

Как представляет писатель место человека в мире?

Изобразительное искусство   И.Е. Репин - признанный художник рубежа веков. В 1903 г. он создал грандиозную картину «Заседание Государственного совета». Парадная торжественность сочетается на этом полотне с естественностью, реализм – с символическими намёками.

Изобразительное искусство

И.Е. Репин - признанный художник рубежа веков. В 1903 г. он создал грандиозную картину «Заседание Государственного совета». Парадная торжественность сочетается на этом полотне с естественностью, реализм – с символическими намёками.

Определи:  Художник  Произведение  Жанр Художественный стиль 1 2

Определи:

Художник

Произведение

Жанр

Художественный стиль

1

2

4 5 3 5 6

4

5

3

5

6

Модерн МОДЕРН   (от фр. moderne, — новый, современный) — наименование стиля, который получил широкое распространение в искусстве конца XIX начала XX веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия   Ф.Шехтель

Модерн

МОДЕРН   (от фр. moderne, — новый, современный) — наименование стиля, который получил широкое распространение в искусстве конца XIX начала XX веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия

Ф.Шехтель

  Ф.Шехтель Ярославский вокзал В.Васнецов, В.Башкиров, А.Калмыков  Третьяковская галерея Н.Рерих «Заморские гости» В.Серов «Похищение Европы»

Ф.Шехтель Ярославский вокзал

В.Васнецов, В.Башкиров, А.Калмыков

Третьяковская галерея

Н.Рерих «Заморские гости»

В.Серов «Похищение Европы»

  Назови творческие союзы в литературе и изобразительном искусстве начала XX в.? Литература: 1. Учебник Истории Россия и Мир Алексашкина Л.Н. 2. «История» еженедельное приложение к газете «Первое  сентября №7/199 Е.Захарова Культура России в конце  XIX – начале XX века. Материалы для изучения

Назови творческие союзы в литературе и изобразительном искусстве начала XX в.?

Литература:

1. Учебник Истории Россия и Мир Алексашкина Л.Н.

2. «История» еженедельное приложение к газете «Первое

сентября №7/199 Е.Захарова Культура России в конце

XIX – начале XX века. Материалы для изучения

Спасибо за внимание!  Урок окончен.

Спасибо за внимание!

Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!