СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История любви Маши Троекурова и Владимира Дубровского.(По роману А.С.Пушкина "Дубровский")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке используются разные приёмы и методы для выявления и осмысления философских и эстетических проблем произведения.Таким образом у обучающихся появляются навыки к самооценке,совершенствуются духовно-нравственные ценности личности.

Просмотр содержимого документа
«История любви Маши Троекурова и Владимира Дубровского.(По роману А.С.Пушкина "Дубровский")»

Технологическая карта урока литературы


Учитель :Оказова А.В.

Предмет: литература

Класс: 6Б класс

Учебник: «Литература» под редакцией В.Я.Коровина

Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». 

Тема: История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Методика: развитие критического мышления

Дата:16 октябрь 2023 года

Место проведения:МКОУ СОШ №2

Цели урока:

Определить причины поражения героя, отказа Маши Троекуровой от помощи Дубровского.

Планируемые результаты:

Предметные — осмысление философских и эстетических проблем произведения, уяснение гуманистических тенденций в жизни и литературе;

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах, фронтальная работа.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, раздаточный материал

Средства обучения:

  1. Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, толковый словарь С.И. Ожегов)

  2. Технические средства обучения (ИКТ, отрывок из фильма «Дубровский»).

Словарная работа: (Словарь Ожегова, Даля)

Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (к родителям к детям, близким); постоянная сильная склонность, увлеченность; пристрастие, вкус к чему-то; инт. отношения и др.

Межпредметные связи: История, русский язык.







Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Орг. этап

Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем всем отличного настроения. Не забываем , что это залог успеха.

Сегодня мы работаем в группах. У каждого - на столе оценочный лист. Вы оцениваете себя, а работу группы - эксперты.

Самоопределение, оценивание готовности к уроку.





Оценочный лист (ОЛ)


Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Словарная работа. Постановка проблемы

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспи-тание уважительного отношения к культуре; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь определять и формули-ровать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». О чем он пойдет, вы скажете сейчас сами. Внимание на экран (просмотр отрывка):

- Каких героев вы узнали? Кто же это? В чём признаётся Владимир Маше?

- У Пушкина цикл прозаических и лирических произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф (строки из стихотворения):


Любовь одна- веселье жизни хладной,

Любовь одна-мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.


Ребята , вот теперь попробуйте определить тему нашего урока и запишите в тетрадь вместе с эпиграфом.


- Какие поставите цели?













- Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь?

- Какое влияние оказывает это чувство на человека?


-У каждого из вас своё мнение по поводу данных вопросов. Поэтому эти проблемные вопросы будем рассматривать на уроке.


-Но вначале я попрошу вас найти определение слова любовь в словаре. В каком?

Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках.

Называют главных героев и что общего между ними.

(ОЛ)





Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о спасительной силе любви, которая помогает выжить в сложных ситуациях и сохранить свою честь.

Формулируют тему урока, цели.




На доске подсказки:

Целеполагание:

  • Продолжить исследование (анализ) текста.

  • Понять взаимоотношения Маши и Владимира

  • Учиться подтверждать ответы цитатами, перевоплощаться.

  • Воспитывать в себе «чувства добрые».











Работа со словарем, высказывание личного мнения

Отрывок из художественного фильма «Дубровский» (1988)























Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Поиск решения проблемы




























Познавательные: поиск и выделение необходи-мой информации, осоз-нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информа-ции из текста, преобразо-вание текста с целью выявления общих зако-нов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учите-лем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

В словаре несколько определений слова любовь, но мы выберем следующее:

Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Красивое высокое чувство. Люди на многое готовы, чтобы хотя бы раз испытать такое в жизни.


-Но давайте теперь подумаем, такой ли была любовь Владимира Дубровского и Маши Троекуровой? Прочитаем сцену объяснения Владимира с Машей и найдем те слова, которые помогут ответить на этот вопрос.


Прощаясь с Марьей Кирилловной, Дубровский обращается к ней с просьбой. Какой? Найдите. А вот что она значит, вы скажете после прослушивания отрывка…..


-Что означает обещание «не отвергнуть преданности»?














Дети внимательно слушают, следят по тексту.

Высказывают свое мнение.




Прослушивание


Учитель рассказывает классу о том , что ещё в средние века в Европе была традиция служить даме,ничего при этом не требуя взамен.Рыцарь преданно служил своей даме сердца.
















Этап контроля и самоконтроля.





















































































Этап коррекции знаний и способов действий



Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные: уметь перерабатывать получен-ную информацию: нахо-дить ответы на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт

Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации поступки лю-дей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

































































Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос

Регулятивные:

умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

- Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Слишком уж разные они и по происхождению и по положению в обществе. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь.

Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос:

- Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести?

Ведь нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой.


Работа в группах.

Подбор учащимися слов, характеризующих образы героев романа.

1 группа:

храбрость, благородство, решительность, великодушие, честность, искренность, умение любить, смелость… (Владимир Дубровский)

Дать характеристику герою , используя данные слова (до 4-5 предложений).

- Как вы понимаете слова афоризма? К какому герою их можно отнести


2 группа:

Романтичность, нерешительность, искренность, стойкость,гордость,упрямство, честность… (Маша Троекурова)


Ребята,подумайте как вы понимаете данный афоризм ?К кому из наших героев его можно отнести?

-Любить глубоко-это значит забыть о себе.

(Ж.Руссо).

(Дубровский ,полюбив Машу,забывает обо всём,о своих планах.Он тайно охраняет её покой, пока не представился случай появиться в доме в качестве учителя.)


- Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете?

- Почему?

- Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира?

- Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести? (письменно)


- Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни?


Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь?

- Какое влияние оказывает это чувство на человека?

- Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль.








Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя, отвечают на проблемные вопросы.



Работа в группах.

Учащиеся обсуждают. Заслушиваются ответы.

(ОЛ)
























Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

(ОЛ)













































Записать основную мысль в тетрадь, зачитать.













































































Этап информации о домашнем задании


Творческое задание:

Предположите свой вариант развития дальнейших событий (т.к. роман остался незавершенным)

Записывают домашнее задание

Этап подведения итогов


Этап рефлексии

Личностные:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- Сегодня на уроке мы с вами поговорили об истории любви Маши и Владимира.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту ещё остались?

– Чью бы роль хотел исполнить в фильме?

- Я предлагаю вам проанализи-ровать свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы, оценивая себя.

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами.



Самоанализ. Оценочный лист.

Озвучивание результатов.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!